Церковный календарь
Новости


2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
2017-06-26 / russportal
Осн. Положенія о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Манифестъ о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Сост. религ. образованія народа (1959)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Императ. Палестинское общество (1959)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Понять — непростить (1925)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Личный опытъ (1925)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово на день преп. Онуфрія Великаго (1908)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Серафимъ (Соболевъ). Прот. С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Свящ. Писанія (1936)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Анастасій Синаитъ († VII в.)
Изъ слова объ образѣ Божіемъ (отрывокъ)
[1].

Не одинъ какой-нибудь образъ и подобіе имѣетъ въ себѣ (человѣкъ), но и другой, и третій, и четвертый, и пятый, подлинно изображая, какъ-бы въ какомъ-нибудь зеркалѣ или естественной, а не символической картинѣ, таинство Тріипостаснаго Божества, — и не одно только это, но ясно предначертывая и вочеловѣченіе Единаго изъ сей самой Троицы, Бога-Слова, По образу чистаго (τῆς γυμνῆς) Божества является, пожалуй, сама по себѣ душа (γυμνὴ ἡ ψυχή), по подобію же воплощенія Слова — соединеніе нашей души и тѣла. Но воз/с. 382/вратимся лучше снова къ самому началу рѣчи, откуда, какъ-бы изъ какого источника, прежде всего изслѣдуемъ, почему не создалъ Богъ личности (ипостаси) нашихъ прародителей и родоначальниковъ, т.-е. Адама и Евы и рожденнаго отъ нихъ сына, по примѣру остальныхъ разумныхъ существъ, т.-е. ангеловъ, или же, наоборотъ, одинаковыми съ одушевленными животными, но Адама создалъ безвиновно (ἀναιτίως[2] и нерожденно, слѣдующаго же за нимъ человѣка — сына рожденнымъ; Еву же привелъ въ бытіе ни рожденно, ни опять безвиновно, но чрезъ взятіе или производно, какъ происшедшую изъ существа безвиновнаго (ἀναιτίου) Адама. И не эти-ли три родоначальныя главы, единосущныя всему человѣческому роду, являются, какъ думаетъ и Меѳодій, нѣкоторымъ символическимъ образомъ Святой и Единосущной Троицы? Именно — безвиновный и нерожденный Адамъ является символомъ и образомъ безвиновнаго и всевиновнаго Вседержителя Бога и Отца; рожденный отъ него сынъ предначертываетъ образъ рожденнаго Сына и Слова Божія; происшедшая же Ева изображаетъ исходящую Ипостась Святаго Духа. Посему не вдунулъ въ нее Богъ дыханіе жизни, потому что она есть образъ Святаго Духа, Который есть дыханіе и жизнь, и потому, что она имѣла принять въ себя, чрезъ Святаго Духа, Бога — истинно сущее дыханіе и жизнь всѣхъ [3]. Отсюда можно видѣть и удивляться, почему нерожденный Адамъ не имѣетъ среди людей подобнаго себѣ, другого нерожденнаго или безвиновнаго, равно какъ и происшедшая Ева, какъ истинные образы нерожденнаго Отца и Святаго Духа. Рожденный же отъ нихъ сынъ имѣлъ всѣхъ людей, какъ рожденныхъ сыновъ, подобными себѣ братьями, такъ какъ онъ былъ по образу и символическому подобію Христа, рожденнаго Сына, Который сталъ человѣкомъ, перворожденнымъ безъ сѣмени во многихъ братіяхъ. Если же не такъ и не въ этомъ смыслѣ нужно понимать образъ (по образу), то поче/с. 383/му-же нѣкогда произошло не четыре, двѣ или больше личностей (ипостасей) прародителей, имѣющихъ, каждая въ отдѣльности, свои личныя отличительныя особенности — разумѣю: нерожденность, рожденность и исхожденіе, но только три и [по тѣсной связи] единыя? Итакъ, въ трехъ ипостасяхъ (прародителей) ты имѣешь по образу и подобію символическую Троицу въ единицѣ.

Слѣдуетъ тебѣ знать и единство въ Троицѣ. А чтобы ты ясно могъ уразумѣть это, послушай одного изъ мудрецовъ, убѣждающаго тебя и говорящаго: если желаешь познать Бога, прежде познай себя самого, изъ собственнаго твоего — говоритъ — строенія, изъ собственнаго твоего состава, изъ того, что внутри тебя самого; углубись въ себя самого; пристально вглядись, какъ-бы въ нѣкоторое зеркало, въ собственную душу; разсмотри ея строеніе, и ты увидишь себя самого созданнымъ по образу и подобію Божію. Вѣдь сущность души твоей неизъяснима, невѣдома, духовна и безсмертна по образу и символическому подобію неизъяснимаго, невѣдомаго и безсмертнаго Бога. Въ самомъ дѣлѣ, ни существа Бога, ни существа разумной души не позналъ никто изъ жившихъ въ (семъ) вѣкѣ людей. Животворящая, связующая и промыслительная душа управляетъ природою четырехстихійнаго тѣла, во образъ Бога, Промыслителя всей твари, сущей на четырехъ концахъ земли и горѣ. Поэтому мы не знаемъ, въ какомъ мѣстѣ обитаетъ Богъ, но только вѣруемъ, что Онъ на всякомъ (мѣстѣ). [Равнымъ образомъ] мы не знаемъ, гдѣ обитаетъ въ тѣлѣ душа, но только знаемъ, что въ пресвятомъ тѣлѣ она существуетъ и дѣйствуетъ [4].

Душа твоя имѣетъ и (нѣчто) иное по образу Божію. Я разумѣю иносущность ея всей тварной природѣ. Но что удивительнѣе всего изъ того, что есть въ насъ по образу, такъ это то, что человѣческій умъ не въ состояніи ни опровергнуть (κατασβέσαι) доказательствъ (τοὺς λόγους) бытія Божія, ни [объяснить] нашей психической сущности, какимъ образомъ она возникла и пришла въ бытіе. Но перейдемъ къ важнѣйшему [въ вопросѣ] объ образѣ и подобіи, дабы показать, согласно обѣщанію, единичность Божества въ Троицѣ. Какова она — это очевидно опять изъ того, что есть наша душа, и /с. 384/ ея разумное слово, и мысль (ὁ νοῦς), которую Апостолъ назвалъ духомъ, когда увѣщаваетъ насъ быть святыми душею, и тѣломъ, и духомъ (1 Сол. 5, 23). Въ самомъ дѣлѣ, какъ нерожденная и безвиновная (ἀναίτιος), душа подлинно есть образъ нерожденнаго и безвиновнаго Бога и Отца, такъ и не нерожденное разумное ея слово, отъ нея раждаемое неизреченно и невидимо, неизъяснимо и безстрастно, является образомъ рожденнаго Сына. Мысль же — ни безвиновна, ни рожденна, но она исходящая, всюду проникаетъ и все назираетъ, и невидимо осязаетъ, по образу и подобію Всесвятаго и исходящаго Духа, о Которомъ сказано, что «Духъ вся испытуетъ, и глубины Божія» (1 Кор. 2, 10). Душа не является исходящей, до тѣхъ поръ пока она находится въ тѣлѣ; иначе если бы она исходила, то мы въ тотъ же моментъ умирали бы. И слово наше не есть нерожденное, иначе мы были бы безсловесными и скотоподобными [5]. Удивительнѣе же всѣхъ этихъ дивностей то, что мы имѣемъ душу, какъ нѣчто простое, равно и мысль единичную и несложную, слово же двойственное, имѣющее двойное рожденіе, но сохраняющееся единымъ и нераздѣльнымъ. Въ самомъ дѣлѣ, слово рождается въ сердцѣ нѣкоторымъ непостижимымъ, безтѣлеснымъ рожденіемъ и остается внутри невѣдомымъ; раждается и вторымъ рожденіемъ, тѣлеснымъ — чрезъ уста, и тогда всѣми познается, не отдѣляясь однако отъ родившей его души, дабы чрезъ два рожденія нашего слова мы ясно уразумѣли, по нѣкоторому образу и подобію, два рожденія Бога-Слова. Ибо Оно рождено невидимо и неизъяснимо, прежде вѣковъ отъ Отца, и оставалось невѣдомымъ у Отца, какъ-бы въ какой душѣ, до тѣхъ поръ пока, какъ бы изъ нѣкоего сердца, непорочно и безболѣзненно не родилось отъ Дѣвы по плоти и не явилось намъ тѣлесно чрезъ второе рожденіе.

Усматривается также, какъ бы въ какомъ образѣ и символѣ, въ человѣкѣ, говорю, и нѣкоторое двойное отображеніе дѣйствованія (энергіи) во образъ и символъ (дѣйствованій) Христа. Въ самомъ дѣлѣ, какъ Божество Его, будучи дѣятельно, дѣйствовало и богомужно (θεανδρικῶς) и (только) божески (θεϊκῶς) на небѣ, прежде образованія тѣла, какъ безпредѣльное и неограниченное тѣломъ; такъ точно и душа, будучи /с. 385/ по образу и подобію невидимаго Бога-Слова, дѣйствуетъ, съ одной стороны, душемужно (ψυχανδρικῶς), т.-е. душевно-тѣлесно, во образъ богомужно-дѣйствующаго Христа. Съ другой стороны, въ весьма многихъ случаяхъ она дѣйствуетъ и душевно только, безъ содѣйствія ей со стороны ея обиталища — тѣла, во образъ невидимаго Бога-Слова, много невидимо совершившаго и совершающаго на небѣ и на землѣ, чрезъ неограниченаое Его и всемірное божественное дѣйствованіе. Такъ, любовь къ Богу осуществляется чрезъ одно только душевное дѣйствованіе, не нуждаясь для этого въ содѣйствіи тѣла; подобнымъ образомъ и вѣра есть показатель одной только психической энергіи; точно также и надежда совершается одною только психическою энергіей; равно какъ и смиренномудріе дѣйствуется и поддерживается чрезъ энергію души. И вообще говоря, всѣ необходимыя [для спасенія] духовныя добродѣтели, корень и основаніе которыхъ есть чистота сердца, совершаются при помощи одной только духовной энергіи нашей разумной души, не нуждаясь для своего выполненія въ тѣлѣ. Поэтому и увѣчные, и больные, и неподвижные тѣломъ чрезъ эти добродѣтели, посредствомъ душевнаго дѣйствованія, могутъ благоугодить Богу. Двойственность нашей энергіи въ особенности обнаруживается у насъ во снѣ. Ибо въ то время, какъ тѣлесныя чувства какъ бы замираютъ и почти бездѣйствуютъ, духовная и разумная энергія души обходитъ все неусыпно и неумолчно. Иначе какимъ образомъ, отдѣлившись отъ тѣла во время смерти, разумная душа продолжаетъ существовать, какъ не чрезъ свою духовную, жизненную и вѣчно живую энергію?

Все боговдохновенное Писаніе, и евангельское и апостольское ученіе говорятъ, что Богъ, все наполняющій, пребываетъ на небесахъ. Посему мы знаемъ, что оттуда сошелъ (на землю) Богъ-Слово, и вѣруемъ, что и опять Онъ восшелъ на небеса съ плотію. Итакъ, если вверху (на небесахъ) есть божественный Свѣтъ, Отецъ нашъ небесный, и вверху Богъ-Слово, Свѣтъ отъ Свѣта, и вверху же въ вышнихъ и Духъ Святый; то, безъ сомнѣнія, по образу сей высочайшей Святой Троицы и мы въ болѣе возвышенномъ мѣстѣ имѣемъ весь свѣтъ тѣла, и слово, и дыханіе ноздрей, смежно и совокупно соединенные въ нашей головѣ, и оттуда, какъ-бы /с. 386/ изъ нѣкоего высокаго неба, эта тройственная полнота управляетъ и освѣщаетъ міръ тѣла.

Примѣчанія:
[1] Преп. Анастасію Синаиту (VII в.) принадлежатъ нѣсколько словъ объ образѣ Божіемъ. Первое изъ нихъ подъ именемъ Григорія Нисскаго помѣщено среди его твореній. См. MPG. t. 44, col. 1327. Печатаемый здѣсь первый отрывокъ представляетъ, очевидно, часть второго слова. Далѣе предлагается здѣсь въ переводѣ третье слово почти полностію (безь конца только). Вслѣдъ за нимъ помѣщенъ еще одинъ отрывокъ — неизвѣстно, изъ какого слова.
       Настоящій отрывокъ, представляющій переводъ съ греческаго (MPG. t. 89, coll. 1144-1150), надписанъ именемъ Анастасія, патріарха Антіохійскаго. Но отъ послѣдняго не сохранилось словъ объ образѣ Божіемъ. Содержаніе этого отрывка весьма близко подходитъ къ дальнѣйшему 3-му слову, въ которомъ Анастасій Синаитъ, ссылаясь на предыдущія слова свои объ образѣ (см. ibid. col. 1160 CD), не только высказываетъ аналогичныя мысли и проводитъ одинъ и тотъ же основной предметъ содержанія (стремясь доказать отображеніе въ человѣкѣ, какъ образѣ Божіемъ, двухъ естествъ Христа, двухъ воль и двухъ дѣйствованій), но и буквально приводитъ выдержку изъ настоящаго перваго отрывка (ibid. coll. 1161 C — 1164 AB; ср. coll. 1148 D — 1149 ABC). Отсюда ясно, что авторомъ этого отрывка является также Анастасій пресвитеръ — Синаитъ.
[2] Безвиновно употреблено здѣсь не въ смыслѣ безвинно, по — безпричинно. Безвиновно и безвиновный — это славянскіе термины, которые принято употреблять по отношенію къ первой Ипостаси Св. Троицы. А такь какъ Адамъ, по мысли преп. Анастасія, является образомъ Бога Отца, то мы и удержали эти термины.
[3] Т. е. въ данномъ случаѣ она — первая жена была образомъ Св. Дѣвы Маріи.
[4] Разумѣется, очевидно, тѣло Христа.
[5] Т. е. если бы въ душѣ нашей не рождалось слово.

Источникъ: Преп. Анастасія Синаита. Изъ слова объ образѣ Божіемъ. Переводъ студента В. Д. Металлова. // «Богословскій Вѣстникъ», издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею. Іюль—Августъ 1915. Томъ второй. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1915. — С. 381-386.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.