Церковный календарь
Новости


2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 2-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Богословское посланіе 1-е (1844)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 2-я (1903)
2019-05-24 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Противъ Аполлинарія книга 1-я (1903)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 146-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 145-й (1899)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 11-я (1986)
2019-05-23 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 10-я (1986)
2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Анастасій Синаитъ († VII в.)
Слово о твореніи Божіемъ по образу и по подобію (отрывокъ)
[1].

Встрѣтился я съ однимъ толкователемъ, который сказалъ (мнѣ), что однажды, когда онъ занимался изслѣдованіемъ /с. 403/ Свящ. Писанія, внезапно случилось, что какъ-бы открылись его духовныя очи, и онъ узрѣлъ во всемъ устроеніи твари и всего въ ней (сокрытаго) начертаніе образа и подобія человѣчества Бога-Слова. Потому Павелъ и говоритъ о Христѣ, что «всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася» (Колос. 1, 16). Намѣревающимся мудро и благоразумно вести состязаніе съ еретиками относительно свойствъ Христа, именно — о волѣ и дѣйствованіи (энергіи), прежде всякихъ разсужденій, нужно потребовать отъ нихъ письменнаго изложенія ниже-указанныхъ понятій, такъ какъ на основаніи этихъ послѣднихъ легко изобличается ихъ безразсудство. Святые Отцы говорили о двухъ совершенствахъ во Христѣ, т. е. что Онъ совершенъ въ Божествѣ, равно и совершенъ въ человѣчествѣ. Посему должно потребовать, чтобы они опредѣленно высказались, если только умѣютъ: что такое есть понятіе истинно единосущнаго? что такое понятіе вполнѣ совершеннаго? что такое понятіе разумной души? что такое понятіе неразумной души? И какое понятіе души Христа? И что такое плотская воля? И что такое душа? И что такое божественная воля? И если они въ состояніи будутъ разграничить вышесказанныя понятія на основаніи отеческихъ, а не эллинскихъ писаній, то изобличенныя ими [ихъ положенія] падутъ (сами собою). Ибо какъ единосущіе Слова со Отцомъ указываетъ (въ Немъ) на совершеннаго Бога (ἀνελλιπῆ Θεόν), совершенно такимъ же образомъ и единосущіе Его души и тѣла съ нами представляетъ Его совершеннымъ человѣкомъ.

Умоляемъ братій нашихъ о Господѣ съ великою осторожностью и осмотрительностью разсуждать съ противниками о дѣйствованіяхъ и воляхъ, и въ особенности съ неуступчивыми. Ибо не во всѣхъ вѣра, какъ говоритъ Павелъ (2 Сол. 3, 2). Итакъ, не съ безстыднымъ выраженіемъ лица и дерзкой рѣчью, какъ дѣлаютъ нѣкоторые неразумные, неосмотрительно станемъ кричать о двухъ естественныхъ дѣйствованіяхъ, такомъ-то и такомъ-то; но съ осторожностью, со страхомъ Божіимъ и осмотрительностью. Ибо можно благочестиво утверждать во Христѣ двѣ природы. Равнымъ образомъ можно и право и неправо говорить о воляхъ и дѣйствованіяхъ въ Немъ. Вѣдь и Діодоръ и Несторій признаютъ двѣ природы Христа, но ипостасныхъ. И Ѳеодоръ Антіохіецъ и Арій Александріецъ /с. 404/ признаютъ двѣ воли, но противоположныхъ. И Манесъ персъ признаетъ два дѣйствованія, но одно — благаго Бога, а другое — злого существа. Посему я упрашиваю, будемъ со всякою осмотрительностью отвѣчать состязующимся, говоря имъ прямо, что если кто признаетъ во Христѣ плотскую или мірскую волю, или вообще дѣйствованіе, противоборствующее Божеству Его, или волю противорѣчащую Богу-Слову, да будетъ осужденъ. Ибо все, что имѣло образъ раба, подчинялось и руководилось по мановенію и волѣ образа Владыки Бога-Слова. Но чтобы намъ не сдѣлать Его Божественное естество подверженнымъ страстямъ и Слово, какъ раба, подчиненнымъ Отцу, ради этого каждому изъ двухъ естествъ Христа мы нераздѣльно воздаемъ ихъ свойства...

Примѣчаніе:
[1] Переводъ cъ греческаго, ibid. coll. 1283-1286.

Источникъ: Преп. Анастасія Синаита. Изъ слова объ образѣ Божіемъ. Переводъ студента В. Д. Металлова. // «Богословскій Вѣстникъ», издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею. Іюль—Августъ 1915. Томъ второй. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1915. — С. 402-404.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.