Церковный календарь
Новости


2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 7-й седмицы. Отданіе Вознесенія (1864)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (2-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (1-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. пророка Исаіи. (1965)
2017-05-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматъ о Церкви въ современномъ мірѣ (1975)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Три поученія на перенес. мощей свт. Николая Чудотворца (1900)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе въ день св. ап. и еванг. Іоанна Богослова (1900)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ (свв. отецъ, иже въ Никеи) (1864)
2017-05-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Высокопр. Іосифъ, митр. Скоплянскій (1975)
2017-05-19 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Хранимъ ли мы завѣты св. кн. Владиміра? (1975)
2017-05-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Обращеніе къ русской молодежи (1975)
2017-05-18 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Оцерковленіе жизни (практ. указанія) (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Анастасій Синаитъ († VII в.)
Слово о твореніи Божіемъ по образу и по подобію (отрывокъ)
[1].

Встрѣтился я съ однимъ толкователемъ, который сказалъ (мнѣ), что однажды, когда онъ занимался изслѣдованіемъ /с. 403/ Свящ. Писанія, внезапно случилось, что какъ-бы открылись его духовныя очи, и онъ узрѣлъ во всемъ устроеніи твари и всего въ ней (сокрытаго) начертаніе образа и подобія человѣчества Бога-Слова. Потому Павелъ и говоритъ о Христѣ, что «всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася» (Колос. 1, 16). Намѣревающимся мудро и благоразумно вести состязаніе съ еретиками относительно свойствъ Христа, именно — о волѣ и дѣйствованіи (энергіи), прежде всякихъ разсужденій, нужно потребовать отъ нихъ письменнаго изложенія ниже-указанныхъ понятій, такъ какъ на основаніи этихъ послѣднихъ легко изобличается ихъ безразсудство. Святые Отцы говорили о двухъ совершенствахъ во Христѣ, т. е. что Онъ совершенъ въ Божествѣ, равно и совершенъ въ человѣчествѣ. Посему должно потребовать, чтобы они опредѣленно высказались, если только умѣютъ: что такое есть понятіе истинно единосущнаго? что такое понятіе вполнѣ совершеннаго? что такое понятіе разумной души? что такое понятіе неразумной души? И какое понятіе души Христа? И что такое плотская воля? И что такое душа? И что такое божественная воля? И если они въ состояніи будутъ разграничить вышесказанныя понятія на основаніи отеческихъ, а не эллинскихъ писаній, то изобличенныя ими [ихъ положенія] падутъ (сами собою). Ибо какъ единосущіе Слова со Отцомъ указываетъ (въ Немъ) на совершеннаго Бога (ἀνελλιπῆ Θεόν), совершенно такимъ же образомъ и единосущіе Его души и тѣла съ нами представляетъ Его совершеннымъ человѣкомъ.

Умоляемъ братій нашихъ о Господѣ съ великою осторожностью и осмотрительностью разсуждать съ противниками о дѣйствованіяхъ и воляхъ, и въ особенности съ неуступчивыми. Ибо не во всѣхъ вѣра, какъ говоритъ Павелъ (2 Сол. 3, 2). Итакъ, не съ безстыднымъ выраженіемъ лица и дерзкой рѣчью, какъ дѣлаютъ нѣкоторые неразумные, неосмотрительно станемъ кричать о двухъ естественныхъ дѣйствованіяхъ, такомъ-то и такомъ-то; но съ осторожностью, со страхомъ Божіимъ и осмотрительностью. Ибо можно благочестиво утверждать во Христѣ двѣ природы. Равнымъ образомъ можно и право и неправо говорить о воляхъ и дѣйствованіяхъ въ Немъ. Вѣдь и Діодоръ и Несторій признаютъ двѣ природы Христа, но ипостасныхъ. И Ѳеодоръ Антіохіецъ и Арій Александріецъ /с. 404/ признаютъ двѣ воли, но противоположныхъ. И Манесъ персъ признаетъ два дѣйствованія, но одно — благаго Бога, а другое — злого существа. Посему я упрашиваю, будемъ со всякою осмотрительностью отвѣчать состязующимся, говоря имъ прямо, что если кто признаетъ во Христѣ плотскую или мірскую волю, или вообще дѣйствованіе, противоборствующее Божеству Его, или волю противорѣчащую Богу-Слову, да будетъ осужденъ. Ибо все, что имѣло образъ раба, подчинялось и руководилось по мановенію и волѣ образа Владыки Бога-Слова. Но чтобы намъ не сдѣлать Его Божественное естество подверженнымъ страстямъ и Слово, какъ раба, подчиненнымъ Отцу, ради этого каждому изъ двухъ естествъ Христа мы нераздѣльно воздаемъ ихъ свойства...

Примѣчаніе:
[1] Переводъ cъ греческаго, ibid. coll. 1283-1286.

Источникъ: Преп. Анастасія Синаита. Изъ слова объ образѣ Божіемъ. Переводъ студента В. Д. Металлова. // «Богословскій Вѣстникъ», издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею. Іюль—Августъ 1915. Томъ второй. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1915. — С. 402-404.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.