Церковный календарь
Новости


2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 22 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Анастасій Синаитъ († VII в.)
Слово о твореніи Божіемъ по образу и по подобію (отрывокъ)
[1].

Встрѣтился я съ однимъ толкователемъ, который сказалъ (мнѣ), что однажды, когда онъ занимался изслѣдованіемъ /с. 403/ Свящ. Писанія, внезапно случилось, что какъ-бы открылись его духовныя очи, и онъ узрѣлъ во всемъ устроеніи твари и всего въ ней (сокрытаго) начертаніе образа и подобія человѣчества Бога-Слова. Потому Павелъ и говоритъ о Христѣ, что «всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася» (Колос. 1, 16). Намѣревающимся мудро и благоразумно вести состязаніе съ еретиками относительно свойствъ Христа, именно — о волѣ и дѣйствованіи (энергіи), прежде всякихъ разсужденій, нужно потребовать отъ нихъ письменнаго изложенія ниже-указанныхъ понятій, такъ какъ на основаніи этихъ послѣднихъ легко изобличается ихъ безразсудство. Святые Отцы говорили о двухъ совершенствахъ во Христѣ, т. е. что Онъ совершенъ въ Божествѣ, равно и совершенъ въ человѣчествѣ. Посему должно потребовать, чтобы они опредѣленно высказались, если только умѣютъ: что такое есть понятіе истинно единосущнаго? что такое понятіе вполнѣ совершеннаго? что такое понятіе разумной души? что такое понятіе неразумной души? И какое понятіе души Христа? И что такое плотская воля? И что такое душа? И что такое божественная воля? И если они въ состояніи будутъ разграничить вышесказанныя понятія на основаніи отеческихъ, а не эллинскихъ писаній, то изобличенныя ими [ихъ положенія] падутъ (сами собою). Ибо какъ единосущіе Слова со Отцомъ указываетъ (въ Немъ) на совершеннаго Бога (ἀνελλιπῆ Θεόν), совершенно такимъ же образомъ и единосущіе Его души и тѣла съ нами представляетъ Его совершеннымъ человѣкомъ.

Умоляемъ братій нашихъ о Господѣ съ великою осторожностью и осмотрительностью разсуждать съ противниками о дѣйствованіяхъ и воляхъ, и въ особенности съ неуступчивыми. Ибо не во всѣхъ вѣра, какъ говоритъ Павелъ (2 Сол. 3, 2). Итакъ, не съ безстыднымъ выраженіемъ лица и дерзкой рѣчью, какъ дѣлаютъ нѣкоторые неразумные, неосмотрительно станемъ кричать о двухъ естественныхъ дѣйствованіяхъ, такомъ-то и такомъ-то; но съ осторожностью, со страхомъ Божіимъ и осмотрительностью. Ибо можно благочестиво утверждать во Христѣ двѣ природы. Равнымъ образомъ можно и право и неправо говорить о воляхъ и дѣйствованіяхъ въ Немъ. Вѣдь и Діодоръ и Несторій признаютъ двѣ природы Христа, но ипостасныхъ. И Ѳеодоръ Антіохіецъ и Арій Александріецъ /с. 404/ признаютъ двѣ воли, но противоположныхъ. И Манесъ персъ признаетъ два дѣйствованія, но одно — благаго Бога, а другое — злого существа. Посему я упрашиваю, будемъ со всякою осмотрительностью отвѣчать состязующимся, говоря имъ прямо, что если кто признаетъ во Христѣ плотскую или мірскую волю, или вообще дѣйствованіе, противоборствующее Божеству Его, или волю противорѣчащую Богу-Слову, да будетъ осужденъ. Ибо все, что имѣло образъ раба, подчинялось и руководилось по мановенію и волѣ образа Владыки Бога-Слова. Но чтобы намъ не сдѣлать Его Божественное естество подверженнымъ страстямъ и Слово, какъ раба, подчиненнымъ Отцу, ради этого каждому изъ двухъ естествъ Христа мы нераздѣльно воздаемъ ихъ свойства...

Примѣчаніе:
[1] Переводъ cъ греческаго, ibid. coll. 1283-1286.

Источникъ: Преп. Анастасія Синаита. Изъ слова объ образѣ Божіемъ. Переводъ студента В. Д. Металлова. // «Богословскій Вѣстникъ», издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею. Іюль—Августъ 1915. Томъ второй. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1915. — С. 402-404.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.