Церковный календарь
Новости


2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 22-е (1882)
2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 21-е (1882)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во четвертокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Вечеръ наканунѣ Ивана Купала (1921)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Сорочинская ярмарка (1921)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 30-я (1880)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 29-я (1880)
2017-04-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Посланіе (1895)
2017-04-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово о второмъ пришествіи (1895)
2017-04-25 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-25 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Карѳагенскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Сардикійскаго Собора (1974)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-24 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 3-ю по Пасхѣ (женъ мѵроносицъ) (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)

Свт. Аѳанасій Великій, архіеп. Александрійскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, славный защитникъ православнаго ученія о Сынѣ Божіемъ противъ лжеученія Арія, стяжавшій себѣ имя «Отца Православія». Родился въ Александріи въ 293 г. Будучи еще отрокомъ, подражая епископу, крестилъ своихъ сверстниковъ-язычниковъ по христіанскому обряду. Чрезъ это сталъ извѣстенъ еп. Александру, который взялъ его къ себѣ и, воспитавъ въ страхѣ Божіемъ, въ 319 г. посвятилъ въ санъ діакона. Вмѣстѣ со св. Александромъ присутствовалъ на первомъ Вселенскомъ Соборѣ, гдѣ явился однимъ изъ главныхъ противниковъ Арія. Послѣ смерти свт. Александра, епископствовалъ въ Александріи съ 326 по 373 годъ. По проискамъ аріанъ, пять разъ былъ удаляемъ изъ Александріи (провелъ въ изгнаніяхъ 17 лѣтъ, 6 мѣсяцевъ и 10 дней). Доблестный исповѣдникъ и страдалецъ за истину, онъ сталъ идеаломъ духовнаго пастыря, давъ своимъ высокимъ служеніемъ образецъ архипастырской дѣятельности и борьбы за вѣру. Послѣ многихъ трудовъ и гоненій, мирно скончался въ Александріи въ 373 г. Послѣ себя оставилъ многочисленныя сочиненія, которыя можно раздѣлить на 1) апологетическія, 2) догматико-полемическія, 3) догматико-историческія, 4) экзегетическія, 5) нравоучительныя и 6) пасхальныя посланія. Объ этихъ сочиненіяхъ преп. Косма Фаранскій († VI в.) замѣчаетъ, что если встрѣтится тебѣ гдѣ-нибудь изрѣченіе св. Аѳанасія и не имѣешь бумаги, чтобы записать его, то «запиши его хотя бы на своей одеждѣ» («Лугъ духовный», гл. 40). Память свт. Аѳанасій Великаго — 2 (15) мая и 18 (31) января.

Творенія свт. Аѳанасія Великаго

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
О дѣвствѣ или о подвижничествѣ.

1. Начало слова къ дѣвѣ о спасеніи. Прежде всего вѣруй во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго, — и въ Единороднаго Сына Его Іисуса Христа, Который изъ сущности Отца есть, во всемъ равносиленъ Отцу, и былъ прежде вѣкъ, — и въ Духа Святаго, Который есть во Отцѣ и Сынѣ, отъ Отца намъ посылается и чрезъ Сына сообщается. Отецъ, Сынъ и Духъ Святый, три Ѵпостаси, едино Божество, едина Сила, едино крещеніе. — Самъ Богъ нашъ, Отецъ всего, въ шесть дней сотворилъ небо и землю и море, и все, что [въ] нихъ находится. Самъ Онъ и небо украсилъ солнцемъ, луною и звѣздами блистающими; и землю основалъ на водахъ, благолѣпно украсивъ оную всякаго рода растеніями и древами. Его велѣніемъ истекли рѣки медоточныя и источники приснотекущіе; Онъ повелѣлъ землѣ, и — она произвела плоть, — сотворилъ всѣхъ звѣрей земныхъ и птицъ небесныхъ по роду ихъ. Повелѣлъ водамъ, — и извели рыбъ и сотволъ китовъ великихъ. Въ заключеніе же всего сотворилъ человѣка и все отдалъ ему на службу. Ибо Господь Богъ сказалъ Сыну Своему: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію. — И созда Господь Богъ человѣка, персть вземъ отъ земли, и введе его въ рай сладости. — И наложи Господь Богъ изступленіе на Адама, и у́спе: u взя едино отъ ребръ его, и исполни плотію вмѣсто его. И созда Господь Богъ ребро, еже взя, въ жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адамъ: се нынѣ плоть отъ плоти моея и кость отъ костей моихъ: сія наречется жена, яко отъ мужа своего взята бысть сія. Сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей, и будутъ два въ плоть едину (Быт. 2, 21-24).

2. Внимай, раба Христова (внимайте и всѣ желающіе спастися и слушающіе слова устъ моихъ): да услышишь Боговдохновенные глаголы. По словамъ Блаженнаго Павла, тайна велика есть то, что всякъ прилѣпляющійся къ женѣ, бываетъ съ нею едино тѣло (Ефес. 5, 31-32). Такъ точно и всякій мужъ или жена, прилѣпляющіеся ко Господу, становятся единъ духъ съ Нимъ (1 Кор. 6, 17). Ибо если прилѣпляющіеся къ міру оставляютъ отца и матерь и соединяются съ человѣками смертными: то дѣва цѣломудренная не паче ли обязана оставить все земное и прилѣпиться къ единому Господу. Объ истинѣ сказаннаго мною свидѣтельствуетъ самъ Апостолъ, говоря: непосягшая печется о Господнихъ, да будетъ свята тѣломъ и духомъ, а посягшая печется о мірскихъ, како угодити мужу, и раздѣлися (1 Кор. 7, 33-34). И такъ говорю я: всякая дѣва или вдовица цѣломудрая, если печется о мірскомъ, то сіе попеченіе бываетъ ей вмѣсто мужа; заботится ли она о богатствѣ или о другихъ вещахъ, — сія забота оскверняетъ ея душу. Ибо какъ чрезъ мужа оскверняется тѣло, такъ и мірскіе образы оскверняютъ душу и тѣло цѣломудренной — и она уже не бываетъ свята по тѣлу и по духу: а та, которая печется о дѣлѣ Божіемъ, имѣетъ Женихомъ своимъ Христа. Соединенная съ мужемъ смертнымъ творитъ волю мужа своего, какъ сказано: жена своимъ тѣломъ не владѣетъ, но мужъ (1 Кор. 7, 4); и еще: якоже Церковь повинуется Господу, такожде и жены своимъ мужемъ во всемъ (Ефес. 5, 24). Ибо отъ мірскихъ вещей, если пожелаемъ, мы можемъ заключать и о небесныхъ. Жена же, соединяющаяся съ небеснымъ Женихомъ, творитъ волю Жениха своего.

3. Воля же Христова состоитъ въ томъ, чтобы прилѣпляющійся къ Нему совершенно ни къ чему не имѣлъ пристрастія, что принадлежитъ вѣку сему, и нимало бы не пекся о земномъ, а только несъ бы крестъ Распятаго за него, и день и ночь имѣлъ бы попеченіе и заботу о томъ, дабы прославлять Его неумолкными пѣснями и славословіями, имѣть просвѣщенное око ума, знать волю Его и творить оную, имѣть простое сердце и умъ чистый; быть милосердымъ подражая Его милосердію — быть кроткимъ, тихимъ и терпѣливымъ, никому не воздавать зломъ за зло, терпѣливо сносить множество оскорбленій, такъ какъ и Самъ Онъ, будучи поносимъ Іудеями, терпѣлъ; терпѣть удары и мученія, ибо и Онъ сіе претерпѣлъ; будучи заушенъ отъ раба Архіереева, Онъ ничего не сдѣлалъ ему, а только сказалъ: аще злѣ глаголахъ, свидѣтельствуй о злѣ: аще ли добрѣ, что Мя біеши (Іоан. 18, 23). — Тотъ, Который повелѣлъ землѣ поглотить Давана и Авирона живыхъ, не могъ ли повелѣть оной поглотить живаго и сего человѣка, простершаго свою руку и дерзнувшаго бить Создателя своего? Но Онъ претерпѣлъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21). Между тѣмъ ты, человѣкъ, не терпишь обидъ отъ подобнаго тебѣ человѣка. Подражай Господу твоему. Если Онъ, будучи Богъ, перенесъ для тебя заушеніе отъ человѣка грѣшника; то почему ты негодуешь на то, что подобный тебѣ человѣкъ злословитъ тебя, и стараешься отмстить ему? О, безмѣрная глупость и великое безуміе! Симъ-то мы и уготовляемъ себѣ мученіе, и сами для себя воспламеняемъ огнь за то, что, будучи существами разумными, уподобляемся безсловеснымъ животнымъ. Господь съ великимъ смиренномудріемъ пришелъ въ міръ сей, и будучи богатъ, для насъ обнищалъ, дабы мы обогатились Его нищетою; Онъ, будучи Богъ, содѣлался для насъ человѣкомъ и родился отъ Богородицы Маріи, дабы освободить насъ отъ власти діавола.

4. Посему желающій спастись буй да бываетъ въ вѣцѣ семъ, яко да премудръ будетъ предъ Богомъ (1 Кор. 3, 18). Ибо люди называютъ мудрыми тѣхъ, кои умѣютъ что-нибудь давать и принимать, покупать и продавать, ухищряться въ житейскихъ занятіяхъ, выманивать имущество у ближняго, обманывать, давать въ ростъ и одинъ оболъ удвоивать: но Богъ таковыхъ называетъ глупыми, невѣждами и грѣшниками. Ибо вотъ чтó Самъ Онъ сказалъ чрезъ Пророка Іеремію: народъ сей, говоритъ Онъ, сынове буіи суть и безумни; мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша (Іер. 4, 22); и блаженный Павелъ говоритъ: премудрость міра сего буйство у Бога есть; аще кто хощетъ мудръ быти, буй да бываетъ, яко да премудръ будетъ; и еще: братіе, не дѣти бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. 3, 18; 14, 20). Богъ хощетъ, чтобы мы были глупы по отношенію къ земному, а по отношенію къ небесному мудры. Самъ противникъ нашъ діаволъ мудръ на зло, посему и намъ надлежитъ благоразумно нападать на него, дабы побѣдить злохитрые его ковы. И Спаситель говоритъ въ Евангеліи: будите мудри, яко змія, и цѣли яко голубіе (Матѳ. 10, 16). Здѣсь мудрымъ называетъ Онъ того, кто умѣетъ исполнять волю Божію и соблюдать заповѣди Его.

5. Смиреніе есть великое средство ко спасенію: сатана сверженъ съ небесъ не за блудъ, или прелюбодѣяніе, или хищеніе, но гордость низринула его въ преисподнѣйшія части бездны. Онъ возмнилъ: взыду и поставлю престолъ мой предъ Богомъ, и буду подобенъ Вышнему (Ис. 14, 13-14); и за слова сіи низверженъ, — огнь вѣчный содѣлался наслѣдіемъ его. Итакъ въ діаволѣ гордость, а во Христѣ смиреніе. Ибо Самъ Господь говоритъ: иже аще хощетъ въ васъ быти вящшій, да будетъ всѣмъ слуга (Матѳ. 20, 26). Богъ есть Богъ смиренныхъ.

6. Пламенною любовію возлюбимъ постъ; ибо постъ есть великая твердыня, равно какъ и молитва и милостыня, поелику они избавляютъ человѣка отъ смерти. Какъ Адамъ за яденіе и преслушаніе изгнанъ изъ рая: такъ тотъ, кто желаетъ паки войти въ рай, входитъ въ оный постомъ и послушаніемъ. Сею-то добродѣтелію, дѣва, украшай тѣло свое, — и угодна будешь небесному Жениху. Ибо тѣ, которыя прилѣпляются къ міру и украшаютъ тѣла свои мастями, ароматами, благовоніемъ, драгоцѣнными одеждами и златомъ, дабы понравиться человѣкамъ, не могутъ угодить Богу. Христосъ отъ тебя ничего не требуетъ, кромѣ сердца чистаго, и тѣла неоскверненнаго, изнуряемаго постомъ. Если же нѣкоторые придутъ и скажутъ тебѣ: не постись часто, дабы не ослабѣть тебѣ; то не вѣрь имъ и не слушай ихъ, ибо таковыхъ подсылаетъ врагъ. Вспомни Писаніе! Когда три отрока и Даніилъ съ другими отроками были взяты въ плѣнъ Навуходоносоромъ Царемъ Вавилонскимъ, — и Царь повелѣлъ имъ ѣсть отъ трапезы своей и пить отъ вина своего: тогда Даніилъ и три отрока сами не захотѣли пресыщаться Царскою трапезою, но сказали евнуху, которыи приставленъ былъ къ нимъ: дай намъ отъ сѣмянъ земныхъ, да ядимъ. Когда же евнухъ сказалъ имъ: боюся азъ Царя, заповѣдавшаго о пищи вашей и питіи вашемъ, да не когда увидитѣ лица ваша уныла, паче отроковъ сверстниковъ вашихъ, питающихся Царскою трапезою, и осудитъ меня; тогда они отвѣчали: искуси отроки твоя до десяти дней, и потомъ дай намъ требуемое. Послѣ сего онъ позволилъ имъ ѣсть сѣмена и пить воду, и ввелъ ихъ предъ Царя: и явишася лица блага, паче отроковъ ядущихъ отъ трапезы Царевы (Дан. 1, 8-15).

7. Смотри, чтó дѣлаетъ постъ: онъ врачуетъ болѣзни, изсушаетъ кровоточивые потоки, изгоняетъ демоновъ, прогоняетъ злые помыслы, просвѣщаетъ умъ, дѣлаетъ сердце чистымъ, освящаетъ тѣло и поставляетъ человѣка предъ престоломъ Божіимъ. Не думай, что я сіе говорю безъ основанія: въ Евангеліи ты можешь найти свидѣтельство о семъ Самаго Спасителя. Когда ученики вопрошали Его: Господи, покажи намъ, какимъ образомъ можно изгонять духовъ нечистыхъ? Тогда Господь сказалъ имъ: сей родъ не изходитъ, токмо молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21). И такъ если всякой мучимый духомъ злымъ разсудитъ и воспользуется симъ врачевствомъ, т. е. постомъ, то лукавый духъ, страшась поста, тотчасъ со стенаніемъ удалится отъ него. Ибо демоны находятъ для себя увеселеніе только на пиршествахъ, въ пьянствѣ и тѣлесной праздности. Велика сила поста и великія чрезъ него совершаются дѣянія. Ибо почему люди производятъ великія чудеса? Почему чрезъ нихъ совершаются знаменія? Почему Богъ чрезъ нихъ больнымъ даруетъ исцѣленія? Почему, какъ не по причинѣ ихъ подвижничества, смиренія и благаго образа жизни? Постъ есть жизнь Ангеловъ, и кто пребываетъ въ ономъ, тотъ причисляется къ чину Ангеловъ. Но не подумай, возлюбленная, что постъ состоитъ только въ тѣлесномъ воздержаніи. Тотъ не постится должнымъ образомъ, кто воздерживается только отъ брашенъ: истинный постъ бываетъ тогда, когда человѣкъ воздерживается отъ всякаго злаго дѣла. Если ты постишься — и не воздерживаешься отъ словесъ лукавыхъ, или отъ гнѣва, или лжи, или клятвы, или говоришь что-нибудь на ближняго своего; если, говорю, все сіе исходитъ изъ устъ постящагося: то постъ ему ничего не пользуетъ, но напротивъ губитъ весь трудъ его. И такъ, когда ты, раба Христова (и всѣ желающіе спастися), будешь поститься, то очисти себя отъ сребролюбія, потому что кто любитъ сребро, тотъ не можетъ любить Бога: корень бо всѣмъ злымъ сребролюбіе есть (1 Тим. 6, 10).

8. Тщательно избѣгай тщеславія и надменности. Если тебѣ придетъ на мысль, что ты, успѣвши въ добродѣтели, содѣлалась великою и славною: то не вѣрь сему. Ибо это врагъ тебя опутываетъ и внушаетъ тщеславіе. И такъ удаляйся самохвальныхъ помысловъ. Если же тебѣ представится мысль, что ты можешь спастися и не изнуряя себя столь тяжкими трудами: то не слушай оной. Ибо это врагъ возбуждаетъ тебя къ безпечности и нерадѣнію, дабы отвлечь отъ добродѣтельной твоей жизни. Много есть и другихъ козней вражіихъ противъ рабовъ Божіихъ. Онъ иногда подущаетъ людей придти и хвалить рабовъ Божіихъ, дабы возгордить сердца ихъ. Посему ты не принимай похвалъ человѣческихъ. Если кто тебѣ скажетъ: «ты блаженна»; то отвѣчай ему: «когда изыду изъ тѣла сего совершенною, тогда буду блаженна; а теперь я неувѣрена въ своемъ блаженствѣ, ибо мы — человѣки подобно вѣтру бываемъ непостоянны». Врагъ часто будетъ внушать тебѣ презрѣніе къ тѣмъ, кои ядятъ, но ты не вѣрь ему, поелику онъ врагъ. Почитай себя меньшею изъ всѣхъ, дабы тебѣ прежде многихъ войти въ Царствіе небесное, и быть возвеличенною предъ Богомъ. Иногда врагъ внушаетъ и великое подвижничество, дабы чрезъ сіе содѣлать тѣло немощнымъ и безполезнымъ. И такъ ты наблюдай въ постѣ умѣренность. Постись весь годъ, безъ всякой нужды; но проведши девять часовъ дня въ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ, потомъ вкуси хлѣба съ плодами приправленными елеемъ. Ибо все неодушевленное чисто.

9. Впрочемъ ты, дѣва, поступай такъ, чтобъ никто не зналъ о твоемъ подвижничествѣ даже изъ самыхъ близкихъ твоихъ родственниковъ. Но если ты что дѣлаешь, дѣлай втайнѣ: — и Отецъ твой Небесный, видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. 6, 4). Если же откроешь жизнь свою, то отъ сего родится въ тебѣ тщеславіе, и ты потерпишь вредъ. Впрочемъ если найдешь душу, которая согласна съ твоею и такъ же работаетъ Богу, какъ и ты; то сей только открой за тайну. Здѣсь не будетъ тщеславія; ибо ты скажешь о своихъ духовныхъ подвигахъ для того, чтобы спасти другую душу: ты получишь великую награду, если чрезъ тебя какая-либо душа спасется. Тѣмъ, которые желаютъ слушать, говори полезное. Если же кто слушаетъ только, а не творитъ, такому ничего не говори: ибо и Господь сказалъ: не дадите святая псомъ: ни пометайте бисера вашихъ предъ свиніями (Матѳ. 7, 6). Ибо псами и свиніями Христосъ называетъ здѣсь тѣхъ, которые ведутъ безчестную жизнь; а подъ драгоцѣннымъ бисеромъ разумѣется слово Божіе, которое дается только достойнымъ.

10. О, блаженна, та душа, которая слушаетъ слова, написанныя въ книгѣ сей, и исполняетъ оныя. Увѣряю всякаго человѣка, слушающаго и исполняющаго сіи глаголы, что имя его напишется въ книгѣ живота, и онъ поставленъ будетъ въ третьемъ чинѣ Ангеловъ. И такъ, ежели ты молишься, или поешь, или читаешь: то находись въ отдаленности отъ другихъ, дабы кромѣ тебя никто не могъ слышать сего. Если же имѣешь при себѣ одну или двухъ дѣвъ, согласныхъ съ тобою (Христосъ говоритъ: идѣже два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ — Матѳ. 18, 20); то оставь женское чувство, и пріими дерзновеніе и мужество. Ибо въ Царствіи Небесномъ нѣсть мужескій полъ, ни женскій, но всѣ жены угодившія Богу вступаютъ въ чинъ мужей. Забудь юношескія украшенія, дабы получить честь доброй вдовицы; ибо Св. Павелъ говоритъ: вдовицы чти, сущыя истинныя вдовицы. А сущая истинная вдовица и уединена, уповаетъ на Бога и пребываетъ въ молитвахъ и моленіихъ день и нощь: питающаяся же пространно, жива умерла. Вдовица же да причитается не менши лѣтъ шестидесятихъ, бывши единому мужу жена, аще странныя пріятъ, аще чада воспитала есть, аще Святыхъ нозѣ умы, аще скорбнымъ утѣшеніе бысть, аще всякому дѣлу благу послѣдовала есть. Юныхъ же вдовицъ отрицайся, егда бо разсвирѣпѣютъ противу Христа, посягати хотятъ: имущыя грѣхъ, яко первыя вѣры отвергошася (1 Тим. 5, 3. 5-12).

11. Если ты не дѣлаешь для себя украшеній юношескихъ, то будутъ называть тебя не юною, но старицею, и какъ старица будешь получать честь. Одежды твои не должны быть изъ драгоцѣнной матеріи: верхняя твоя одежда да будетъ черною, не крашенною, но естественнаго цвѣта; головное покрывало — такого же цвѣта безъ бахрамы; рукава должны быть шерстяныя, покрывающія руки даже до перстовъ; власы главы — подрѣзаны кругомъ; головная повязка шерстяная, куколь и надшейная одежда безъ бахрамы. Если встрѣтишься съ мужчиною, покрой лице твое, опусти внизъ и не обращай его къ человѣку, но только къ Богу. Когда ты станешь на молитву, то надѣвай на ноги сандаліи. Самый образъ одѣванія долженъ быть степененъ. Не раздѣвайся до наготы: пусть одежда покрываетъ плоть твою день и ночь, да не увидитъ другая женщина тѣла твоего обнаженнымъ, развѣ только по необходимости; даже и сама не разсматривай своей тѣлесной наготы. Ибо съ того времени, какъ ты рѣшилась быть чистою предъ Богомъ, тѣло твое содѣлалось освященнымъ и есть храмъ Божій; посему никто не долженъ раскрывать сей храмъ Божій. Будучи здорова, не ходи въ баню безъ всякой нужды, и не погружай всего тѣла твоего въ воду, потому что ты свята Господу Богу. Не оскверняй плоти своея ничѣмъ мірскимъ, а умывай только лице твое и еще руки и ноги. Когда будешь мыть лице, то не мой обѣими руками, не натирай ланитъ лица твоего, и не употребляй для сего ни травы, ни селитры, ниже чего-либо подобнаго; ибо сіе дѣлаютъ тѣ, кои прилѣплены къ міру, а ты мойся чистою водою.

12. Не намащай тѣла своего мастію многоцѣнною и одеждъ своихъ драгоцѣнными ароматами. Если тѣло твое ослабѣетъ, то употреби для желудка немного вина; если же, отъ чего сохрани Богъ, впадешь въ болѣзнь, то пекись сама о себѣ, и не подавай людямъ случая говорить, будто сія болѣзнь приключилась тебѣ отъ подвижнической жизни. Но прежде, нежели кто скажетъ тебѣ сіе, ты заботься сама о себѣ до тѣхъ поръ, пока освободишься отъ болѣзни, и будешь слѣдовать прежнему правилу. Все время жизни своея проводи въ постахъ, молитвахъ и милостыняхъ. Блаженъ, кто слушаетъ сіе и исполняетъ. Ни ночью ни днемъ да не удаляется отъ устъ твоихъ слово Божіе. Да будетъ всегдашнимъ занятіемъ твоимъ — упражненіе въ Св. Писаніи. Имѣй псалтирь и учи псалмы. Восходящее солнце да видитъ въ рукахъ твоихъ книгу, и по третьемъ часѣ посѣщай священныя собранія, потому что въ сей часъ составленъ крестъ изъ двухъ древъ. Равнымъ образомъ въ шестомъ часу совершай молитвы съ псалмами, плачемъ и прошеніемъ: ибо въ сей часъ Сынъ Божій повѣшенъ былъ на крестѣ. Въ девятомъ часу въ пѣніяхъ и славословіи со слезами исповѣдуя грѣхи свои, умоляй Бога: ибо въ сей часъ Господь, вися на крестѣ, предалъ духъ Свой. Послѣ собранія девятаго часа вкуси хлѣба; предъ трапезою своею благодари Бога такимъ образомъ: «благословенъ Богъ, милующій и питающій насъ отъ нашей юности, и дающій пищу всякой плоти, — исполни радостію и веселіемъ сердца наши, дабы мы всегда, имѣя всякое довольство, богаты были для всякаго дѣла благаго, во Іисусѣ Христѣ Господѣ нашемъ, съ Которымъ Тебѣ подобаетъ слава, держава, честь и поклоненіе, со Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь».

13. Когда ты сядешь за столъ и начнешь раздроблять хлѣбъ, то ознаменовавши оный три раза знаменіемъ креста, благодари такимъ образомъ: «Благодаримъ Тебя, Отче нашъ, за святое воскресеніе Твое; ибо Ты явилъ оное намъ чрезъ Отрока Твоего Іисуса: и какъ хлѣбъ сей, лежащій на трапезѣ, нѣкогда состоявшій въ раздѣльныхъ зернахъ, будучи совокупленъ, сдѣлался едино: такъ да соберется Церковь Твоя отъ конецъ земли въ Царствіе Твое, потому что Твоя есть сила и слава во вѣки вѣковъ. Аминь». Сію молитву ты должна читать тогда, когда раздробляешь хлѣбъ, намѣреваясь вкушать оный; когда же положишь его на столъ и хочешь сѣсть за трапезу, тогда прочти всю молитву: Отче нашъ. А послѣ обѣда и вставши изъ-за стола читаемъ написанную выше молитву «благословенъ Богъ». — Если же съ тобою находятся двѣ или три дѣвы, то и онѣ пусть благодарятъ за предложенный хлѣбъ и вмѣстѣ молятся. Если же случится во время стола оглашенная, то она не должна молиться съ вѣрными, и ты не садись съ нею ѣсть хлѣбъ твой; равно безъ нужды не садись вкушать пищу съ женами нерадивыми и любящими смѣяться. Ты свята Господу Богу твоему, а посему и пища твоя и питіе освящены; ибо освящаются молитвами и священными словами. Дѣвы благочестивыя и Боголюбивыя да ядятъ вмѣстѣ съ тобою. Не вечеряй съ женами гордыми, ниже дружись съ женою высокомѣрною: ибо Божественное Писаніе говоритъ: касаяйся смолѣ, очернится, и пріобщаяйся гордому точенъ ему будетъ (Сир. 13, 1). Когда съ тобою сидитъ за столомъ жена богатая и ты увидишь бѣдную, то пригласи ее къ пищѣ и не стыдись сего предъ богатою. Не люби славы человѣческой болѣе славы Божіей. Ибо Богъ есть также Богъ и бѣдныхъ и презираемыхъ.

14. Блаженна душа, соблюдающая сіи наставленія. Не хорошо обращаться молодой дѣвѣ съ подобною себѣ; въ противномъ случаѣ онѣ не сдѣлаютъ ничего добраго: ибо одна другой не слушаетъ, одна другую презираетъ; но весьма полезно молодой дѣвѣ находиться подъ властію старицы: ибо старица не поблажаетъ прихотямъ молодой. Горе дѣвѣ, не подчиненной никакому правилу: въ семъ случаѣ она подобна не имѣющему кормчаго кораблю, который по сокрушеніи кормила, не имѣя правителя, влечется волнами въ ту и другую сторону дотолѣ, пока не погибнетъ, разбившись о камень. Въ такомъ же состояніи находится дѣва безъ руководителя, внушающаго ей страхъ. Блаженна та дѣва, которая подчинена правиламъ; въ семъ отношеніи она подобна плодоносному винограду, растущему въ вертоградѣ. Дѣлатель онаго, пришедши къ нему, очищаетъ вѣтви его, напаяетъ его, и исторгаетъ растущія около него безполезныя травы; а виноградъ, имѣя пекущагося о немъ, приноситъ благовременно прекрасный плодъ свой. И такъ сохраняй сіе, возсылай хвалу Богу, находясь за трапезою, и да будетъ освящена пища и питіе твое. Когда же встаешь изъ-за стола, опять благодари Бога, трижды повторяя сіе: «щедръ и милостивъ Господь: пищу даде боящимся Его; слава Отцу и Сыну и Св. Духу и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ». — Послѣ сего славословія продолжай молиться такъ: «Богъ Вседержитель и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Имя, высшее всякаго имени! благодаримъ и хвалимъ Тебя, что Ты удостоилъ насъ насладиться Своими благами, тѣлесною пищею; — молимъ и взываемъ къ Тебѣ, Господи, даруй намъ и небесную пищу; даруй намъ боятися страшнаго и честнаго имени Твоего и не преступать заповѣдей Твоихъ; законъ Твой и оправданія Твоя вложи въ сердца наши, освяти нашъ духъ, душу и тѣло чрезъ возлюбленнаго Твоего Сына Іисуса Христа и Господа нашего, съ Которымъ Тебѣ подобаетъ слава, держава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь».

15. Весьма многіе изъ мірскихъ людей бываютъ несмысленны и подобно безсловеснымъ животнымъ пріемлютъ пищу. Они, вставая утромъ, ищутъ, кого бы обмануть, кого бы утѣснить, дабы наполнить гнусное чрево свое. Такіе люди не умѣютъ прославлять Бога за трапезою; о нихъ Божественный Павелъ сказалъ: сіи суть враги креста Христова, имже кончина погибель, — имже Богъ грево, — и слава въ студѣ ихъ, — иже земная мудрствуетъ; а наше житіе на небесѣхъ есть (Флп. 3, 18-20). Таковые хуже звѣрей и скотовъ: ибо скоты и звѣри знаютъ сотворшаго ихъ Бога и благословляютъ Его; люди же сіи, руками Его сотворенные и носящіе въ себѣ образъ Его, не знаютъ Творца своего; и хотя устами своими исповѣдуютъ Его, но дѣлами отвергаютъ. Ты вѣруеши, яко есть Богъ, добрѣ твориши: и бѣси вѣруютъ, и трепещутъ: но вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 19-20). Ибо какая польза для человѣка въ томъ, что онъ признаетъ бытіе Божіе, а злыми дѣлами своими отвергаетъ Его? Какъ онъ исповѣдуетъ, что имѣетъ Владыку, когда не служитъ Ему? Ибо для того онъ и слушаетъ слово Господа своего, чтобы служить Ему. Рабы знаютъ купившихъ ихъ, и воздаютъ имъ почтеніе: и мы должны почитать Господа своего не только словами, но и дѣлами; ибо Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Евангеліи Своемъ сказалъ: не всякъ глаголяй ми, Господи, внидетъ въ Царствіе небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 7, 21); и еще: не пріемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7); и въ другомъ мѣстѣ заповѣдалъ, такъ: да отступитъ отъ неправды всякъ именуяй имя Господне (2 Тим. 2, 19). Желаешь ли знать, что звѣри и скоты знаютъ Бога и благословляютъ Его? Послушай Св. Духа, заповѣдующаго имъ въ пѣсняхъ: благословите, звѣріе и вси скоти, Господа (Дан. 3, 81). Если бы они не благословляли Его, то Духъ Святый не предписалъ бы сего имъ. И не только звѣри и скоты хвалятъ Бога, но и вся видимая нами тварь непрестанно славословитъ Его.

16. Такимъ образомъ и ты, раба Божія, встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чѣмъ, или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну, или пробуждаешься, непрестанно воспѣвай устами пѣснь Богу. Блаженны внимающіе словамъ симъ. А когда наступитъ двѣнадцатый часъ, то должно умножить и усугубить хваленіе вмѣстѣ съ дѣвами, единомысленными съ тобою. Если же не имѣешь при себѣ единомысленной съ тобою, то одна должна совершить сіе въ присутствіи Божіемъ. Весьма полезно проливать слезы предъ Богомъ. Помни двѣнадцатый часъ. Ибо въ оный Господь нашъ сошелъ во адъ; адъ, увидѣвъ Его, вострепеталъ и, въ ужасѣ сказалъ: кто есть Сей, сошедшій съ великою силою и властію? Кто есть Сей, сокрушившій мѣдныя врата адовы и вереи желѣзныя сломившій? Кто есть Сей, Который низшелъ съ Неба и распятъ, и Котораго смерть моя не могла удержать. Кто есть Сей, разрѣшившій отъ узъ плѣнниковъ моихъ? Кто есть Сей, смертію Своею умертвившій мою смерть?

17. Посему мы должны въ оный часъ обращать вниманіе на себя самихъ, и со слезами ночью призывать Господа; ибо слезы составляютъ великую и превосходную добродѣтель: слезами омываются весьма тяжкіе грѣхи и беззаконія. О семъ свидѣтельствуетъ Св. Евангеліе. Когда Спаситель преданъ былъ іудеямъ, то Петръ трижды съ клятвою отрекся Его прежде нежели пропѣлъ пѣтухъ; но какъ скоро Господь обратившись воззрѣлъ на Петра, тотчасъ помяну Петръ глаголъ Іисусовъ реченный ему: прежде даже петелъ не возгласитъ, прикраты отвержешся Мене, и изшедъ вонъ плакася горько (Матѳ. 26, 75). Видишь, какое врачество въ слезахъ; смотри, какое беззаконіе изгладили онѣ! Что ужаснѣе того грѣха, что Петръ трижды съ клятвою отвергся своего Господа? И между тѣмъ онъ омылъ сіе, столь великое беззаконіе слезами. Видишь, какую силу имѣютъ слезы! Сіе написано для нашего назиданія, дабы мы, подражая сему, содѣлались наслѣдниками жизни вѣчной. Немногіе имѣютъ даръ слезъ, но только тѣ, которые умъ устремляютъ горѣ, которые забываютъ земное, не пекутся о своей плоти, которые совершенно не знаютъ, существуетъ ли міръ, которые умертвили уды, яже на земли: симъ только дается слезный плачъ. Ибо они, имѣя чистый умъ и проницательное око разумѣнія, еще находясь на землѣ, усматриваютъ казни ада и вѣчныя мученія, коимъ подвергаются грѣшники, и огнь вѣчный и тьму кромѣшнюю, и плачъ и скрежетъ зубовъ; они видятъ также и небесныя блага, которыя Богъ даровалъ Святымъ, и славу, и вѣнцы, и святыя украшенія, и царскія одѣянія, и свѣтлыя жилища, и неизреченныя утѣхи и жизнь вѣчную. Что еще скажу? чудо большее всѣхъ чудесъ: кто имѣетъ чистый умъ, тотъ и Самаго Бога созерцаетъ внутренними своими очами. Видя все сіе, можетъ ли онъ не плакать и не сѣтовать? Онъ плачетъ и рыдаетъ, дабы избавиться отъ вѣчныхъ мученій; плачетъ и съ сокрушеніемъ умоляетъ, дабы удостоиться небесныхъ благъ.

18. Посему Святые возненавидѣли міръ сей, зная, коликія блага они наслѣдуютъ. Итакъ имѣющій успокоеніе въ семъ мірѣ, не долженъ ожидать успокоенія вѣчнаго. Царство небесное не достается въ удѣлъ покоющимся здѣсь, но есть наслѣдіе тѣхъ, которые провели жизнь сію во многихъ печаляхъ и скорбяхъ. Никто изъ наслѣдовавшихъ Царствіе не получилъ его даромъ; но всѣ, удостоившіеся онаго, стяжали его великими трудами и мужественными подвигами. Они мало думаютъ о тѣхъ трудахъ, которые здѣсь имъ должно переносить: ибо, вступивъ туда, забываютъ, по причинѣ дарованнаго имъ великаго и неизреченнаго успокоенія, всѣ труды и скорби, претерпѣнныя ими въ семъ суетномъ мірѣ. Человѣкъ, что ты скажешь на сіе? вотъ предъ тобою лежатъ два пути, жизнь и смерть; иди, куда хочешь. И вотъ огнь и вода; къ чему хочешь, простирай руку твою. Отъ тебя зависитъ стяжать жизнь, если пожелаешь; и также въ твоей власти наслѣдовать смерть, ежели захочешь. Міръ есть смерть; а правда — жизнь. Міръ отъ правды столь же много различается, сколько смерть отъ жизни. Итакъ, если ты поступаешь согласно съ міромъ: то идешь къ смерти и удаляешься отъ Бога, по свидѣтельству Божественнаго Писанія. Если же шествуешь путемъ правды, то идешь къ жизни и не прикоснется смерть къ тебѣ. Для праведныхъ нѣтъ смерти, но есть только переселеніе, поелику праведникъ переселяется изъ міра сего въ вѣчное успокоеніе. Святые, подобно выходящему изъ темницы, отходятъ изъ многотрудной жизни сей къ уготованнымъ для нихъ благамъ, ихже око не видѣ, ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9); а грѣшные и здѣсь злостраждутъ, и тамъ ожидаетъ ихъ огнь. Посему они должны сугубо плакать; ибо и здѣсь пребываютъ въ тѣснотѣ, и тамъ не получаютъ свободы. Божественное Писаніе говоритъ: аможе обратится нечестивый изчезаетъ; вездѣ для него тѣснота, и тамъ скорби и здѣсь печали. Нѣтъ ни одного человѣка, который бы не имѣлъ заботъ въ сей многотрудной жизни: бѣдный и богатый, рабъ и свободный, грѣшникъ и праведный, всѣ равно обременены заботами въ семъ мірѣ; одна участь для всѣхъ, и для грѣшныхъ и для праведныхъ. Но тамъ не такъ бываетъ, а совсѣмъ другой порядокъ, потому что трудъ праведника въ семъ мірѣ различенъ отъ труда грѣшника. Праведный не съ тою цѣлію трудится, дабы наполнить чрево свое, онъ совершенно не печется о плоти, и не думаетъ, что носитъ плоть; но день и ночь трудится, ища Бога. Много времени проводитъ онъ безъ сна, строго воздерживается отъ пищи и питія; блуждаетъ по пустынямъ, изнуряетъ плоть свою многими страданіями дотолѣ, пока получитъ уготованный ему неувядаемый вѣнецъ. Напротивъ грѣшный трудится и безпокоится не для правды, но для сей бѣдной плоти, для постыдной женщины, то тѣмъ, то другимъ обезпокоиваетъ себя, не довольствуется настоящимъ, въ злости и зависти проводитъ жизнь свою. Впрочемъ таковые безумцы вовсе не примѣчаютъ сего: ибо тлѣнныя вещи и великія заботы міра сего ослѣпили ихъ, и они остаются въ своемъ заблужденіи дотолѣ, пока наконецъ посланъ будетъ къ нимъ неумолимый воинъ, который не уважаетъ лица и не приметъ даровъ; ибо души ихъ насильственно будутъ похищены немилосердыми ангелами, и получатъ то, чтó опредѣлено имъ отъ Бога. Осуетившись сами, они и трудились въ семъ мірѣ надъ суетнымъ, занимались земнымъ, посему и сами добровольно погибли; живя на землѣ, они не воспоминали о Богѣ, и не старались помнить страхъ Его, посему и Богъ не печется о нихъ: ибо праведенъ Богъ, и праведенъ судъ Его. Когда Онъ пріидетъ судить міръ сей, тогда воздастъ каждому по дѣламъ его. Блаженно то сердце, которое сему вѣритъ!

19. Вставай въ полночь и воспѣвай Господа Бога своего, ибо въ оный часъ Господь нашъ возсталъ изъ мертвыхъ и воспѣлъ Отца; посему и намъ заповѣдано воспѣвать Бога въ часъ сей. Вставши же, сначала прочти слѣдующій стихъ: полунощи востахъ исповѣдатися Тебѣ о судьбахъ правды Твоея (Псал. 118, 62). Потомъ помолись и начни читать весь 50-й псаломъ до конца. Сіи завѣщанія исполняй каждый день, и читай столько Псалмовъ, сколько можешь прочесть стоя; каждый Псаломъ заключай молитвою и колѣнопреклоненіемъ, со слезами исповѣдуя предъ Господомъ грѣхи свои и умоляя Его о прощеніи оныхъ. Послѣ трехъ Псалмовъ говори: «Аллилуія!» Если же будутъ съ тобою дѣвы, то и онѣ должны пѣть Псалмы, и одна послѣ другой совершайте молитву. Поутру же читайте сей Псаломъ: Боже, Боже мой, къ Тебѣ утреннюю: возжада Тебе душа моя (Псал. 62), а предъ разсвѣтомъ: Благословите, вся дѣла Господня, Господа (Дан. 3, 57); также: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. Хвалимъ Тя, благословилъ Тя, кланяемтися, и проч.

20. Сохранимъ любовь, которая выше всего; ибо въ Писаніи сказано: Возлюбиши Господа Бога Твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею крѣпостію твоею, и всею душею твоею, и ближняго твоего, яко самъ себе. Въ сію обою заповѣдію весь законъ и Пророцы висятъ. Богъ есть любовь. Онъ прежде возлюбилъ человѣка и предалъ Самого Себя за насъ, дабы искупить насъ отъ всякаго беззаконія. Итакъ, если Самъ Господь умеръ за насъ, то и мы должны полагать души свои за другихъ. Богъ есть любовь, и имѣющій любовь имѣетъ Бога: ибо Онъ Самъ сказалъ: о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). Сколько бы ни трудился человѣкъ, но если онъ не имѣетъ любви къ ближнему, то вотще будетъ трудиться. Итакъ оказывай любовь къ ближнему не на словахъ только, но и на дѣлѣ. Не удерживай въ сердцѣ своемъ зла, причиненнаго тебѣ другими: иначе молитва твоя не будетъ чиста предъ Богомъ; солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ (Ефес. 4, 26). Имѣй кротость, терпѣніе, великодушіе и младенческую простоту; ибо Господь говоритъ: аще не обратитеся и будете, яко дѣти, не внидете въ Царство небесное (Матѳ. 18, 3).

21. Не унывай, когда случится съ тобою какое-либо несчастіе; не печалься, когда причиняютъ тебѣ вредъ или обиду; ибо печаль міра сего производитъ смерть; сокрушайся только о грѣхахъ своихъ, и ни о чемъ другомъ не скорби. Никому не отвѣчай съ гнѣвомъ; ибо раба Господня не должна раздражаться. Да не изходитъ изъ устъ твоихъ проклятіе, ниже обида, ниже злословіе: ибо уста твои освящены хвалебными Богу пѣснями и славословіями. Не прилично тебѣ показываться другимъ безъ великой нужды: сколько можно люби уединеніе. Не забывай рабовъ Божіихъ и не изглаждай ихъ изъ сердца своего. Если святый мужъ внидетъ въ домъ твой, то ты прими его какъ сына Божія; ибо Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ: иже васъ пріемлетъ, Мене пріемлетъ (Матѳ. 10, 40). Если же придетъ къ тебѣ мужъ праведный, со страхомъ и трепетомъ встрѣть его и поклонись къ ногамъ его до земли; ибо ты не ему будешь кланяться, но Богу, пославшему его; — потомъ возми воды и умой ноги его, и со всякимъ благоговѣніемъ слушай слова его. Не полагайся много на свое цѣломудріе, дабы не пасть, но опасайся сего: ибо доколѣ ты будешь бояться, дотолѣ не подвергнешься паденію. Для воздержной весьма полезно въ уединеніи вкушать хлѣбъ свой; если же ты сидишь за трапезою съ дѣвами, то вкушай съ ними все предлагаемое: ибо когда ты не будешь ѣсть, то они будутъ думать, что ты осуждаешь ихъ (не объявляй о своемъ подвижничествѣ); даже если онѣ и вино пьютъ, а ты не употребляешь, то для нихъ должна выпить не много. Если же съ тобою находятся старицы, и будутъ принуждать тебя выпить болѣе, ты не слушай ихъ, и скажи имъ: «вы провели юность вашу въ великомъ воздержаніи, а я еще не достигла и первой степени вашей». Касательно страннопріимства и милостыни не нужно полагать правилъ, но располагайся въ семъ по своей волѣ. Въ церкви соблюдай молчаніе, ничего не говори, но только внимай чтенію. Если тебѣ придетъ на мысль что-нибудь сдѣлать, не рѣшайся на то безъ разсужденія, дабы не посмѣялся надъ тобою врагъ твой; но все предпринимай съ совѣта старшихъ. Во время пѣнія и молитвы, не позволяй постороннимъ мыслямъ входить въ сердце твое. Умоляю тебя, возлюбленная, внимай и повинуйся наставленіямъ, изложеннымъ въ сей книгѣ; разсматривай написанное не только внѣшними очами, но и внутренними; изслѣдуй со вниманіемъ каждую заповѣдь и исполняй оныя: ибо если ты соблюдешь сіе, то удостоишься царскаго чертога. Не помышляй въ сердцѣ своемъ: какъ могу я исполнить сіе? — да не устрашаетъ тебя мысль сія; но со всякимъ великодушіемъ сохраняй сіи заповѣди, и тогда твоимъ помощникомъ будетъ Богъ; ибо боящимся Бога заповѣди Его тяжки не суть (1 Іоан. 5, 3). Никогда не долженъ оскудѣвать елей въ лампадѣ твоей, дабы не погасла она прежде пришествія Жениха: ты не знаешь, когда придетъ Онъ, — въ первый сонъ, или поутру. Посему всегда будь готова встрѣтить Его съ мудрыми дѣвами, имѣя въ своей лампадѣ елей, т. е. благія дѣла. Всегда помни исходъ свой; каждодневно имѣй предъ глазами смерть; помни, предъ Кѣмъ должна ты предстать.

22 Тягостно подвижничество, обременительно воздержаніе; но нѣтъ ничего вожделѣннѣе небеснаго Жениха. За здѣшніе малые труды мы получимъ на небѣ вѣчную жизнь; ибо св. Павелъ говоритъ: недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). Спасительно убѣгать толпы народной и находиться въ уединеніи.

Велика добродѣтель воздержанія, достославна чистота, достохвально дѣвство. — О, дѣвство — богатство необъятное! О, дѣвство — вѣнецъ неувядаемый! О, дѣвство — храмъ Божій и жилище Святаго Духа! О, дѣвство — драгоцѣнная жемчужина! ты многимъ неизвѣстно, а только малое число людей обрѣтаетъ тебя. О, воздержаніе, любезное Богу и Святыми восхваляемое! О, воздержаніе, многіе гнушаются тобою, но достойные познаютъ тебя! О, воздержаніе! Ты избѣгаешь смерти и ада и преходишь къ безсмертію. О, воздержаніе — радость Пророковъ и Апостоловъ похвала! О, воздержаніе, ты составляешь жизнь Ангеловъ и вѣнецъ Святыхъ мужей! Блаженъ человѣкъ, который соблюдаетъ тебя; блаженъ, кто съ терпѣніемъ укрѣпляется въ тебѣ: пострадавъ мало, онъ великую получитъ отъ тебя радость. Блаженъ человѣкъ, который сохраняетъ постъ во все время сей жизни: онъ будетъ обитать въ горнемъ Іерусалимѣ, соединится со святыми Ангелами и получитъ успокоеніе со святыми Пророками и Апостолами.

23. Сіе я написалъ тебѣ, возлюбленная сестра, славословящая Христа, для укрѣпленія и пользы души твоей: не уклоняйся отъ сихъ словъ ни вправо, ни влѣво; ибо кто, услышавъ сіи наставленія, станетъ презирать оныя, тотъ подвергнется великому осужденію. Тебѣ же, честнѣйшая сестра, владѣющая сею книгою, да поможетъ Богъ сохранить сіе, симъ заниматься, просвѣтивши твой разумъ, очистивши умъ, озаривши очи разумѣнія, дабы получить неувядаемый вѣнецъ, который уготовалъ Богъ любящимъ Его, чрезъ Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святаго отца нашего Аѳанасія, архіепископа Александрійскаго, О дѣвствѣ или о подвижничествѣ. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1833 годъ. Часть третія. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова, 1839. — С. 117-155.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.