Церковный календарь
Новости


2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе препп. Кукши и Пимена постника (1967)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобного Никона сухаго (1967)
2017-10-16 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Покровъ (1948)
2017-10-16 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Крестный ходъ. "Донская" (1948)
2017-10-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 12-я (1939)
2017-10-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 11-я (1939)
2017-10-16 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слава въ вышнихъ Богу!" (1975)
2017-10-16 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Правило вѣры" (1975)
2017-10-16 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Евстратія, постника и мученика (1967)
2017-10-16 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Посланіе преп. Поликарпа о Печерскихъ отцахъ (1967)
2017-10-16 / russportal
И. М. Андреевъ. Благодатна-ли совѣтская церковь? (1948)
2017-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 9-я (1961)
2017-10-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Оцерковленіе - наше спасеніе (1975)
2017-10-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Мрачный юбилей (1975)
2017-10-15 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобныхъ Спиридона и Никодима (1967)
2017-10-15 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе препод. Пимена Многоболѣзненнаго (1967)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій (†430 г.)

Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій, знаменитый отецъ Западной Церкви, богословъ, философъ, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 ноября 354 г. въ Нумидійскомъ г. Тагастѣ въ Сѣверной Африкѣ (на территоріи совр. Алжира), въ небогатой семьѣ. Отецъ его былъ язычникомъ и только въ концѣ жизни принялъ св. крещеніе. Мать его Моника была ревностной христіанкой. Она научила блаж. Августина любить и чтить Христа, но, по обычаю того времени, онъ не былъ крещенъ въ дѣтствѣ. Получивъ воспитаніе въ языческихъ школахъ и ведя бурную, веселую жизнь, Августинъ въ молодости сильно увлекался манихействомъ (восточнымъ еретическимъ ученіемъ). По окончаніи образованія сдѣлался преподавателемъ риторики. Преподаваніе въ Карѳагенѣ не удовлетворяло Августина, и онъ направился въ Италію, въ Римъ и потомъ Миланъ, гдѣ пріобрѣлъ большую извѣстность. Въ Миланѣ онъ познакомился со свт. Амвросіемъ, еп. Медіоланскимъ, бесѣды съ которымъ производили на блаж. Августина глубокое впечатлѣніе. Въ Миланѣ произошло «обращеніе» Августина: послѣ тяжелыхъ сомнѣній, разочарованія въ своихъ юношескихъ увлеченіяхъ и сознанія великаго грѣха своего прошлаго, Августинъ принялъ крещеніе и въ 388 г. вернулся на родину. Въ 391 г. епископъ Иппонійскій Валерій посвятилъ св. Августина въ санъ пресвитера, а въ 395 г. — въ санъ епископа и назначилъ викаріемъ Иппонійской каѳедры. Послѣ смерти еп. Валеріана свт. Августинъ занялъ его мѣсто. Какъ епископъ, онъ усердно заботился о своей паствѣ, наставлялъ и утѣшалъ приходившихъ къ нему, являлся смѣлымъ заступникомъ слабыхъ передъ сильными, боролся съ язычниками и всегда стоялъ за справедливость и милосердіе въ судахъ. Мирно скончался въ Иппонѣ 28 августа 430 г. Послѣ себя оставилъ много твореній (по удостовѣренію ученика и жизнеописателя его Поссидія, число ихъ доходило до 1030), изъ которыхъ наиболѣе извѣстны: «О градѣ Божіемъ», «Исповѣдь», 17 книгъ противъ пелагіанъ и «Христіанская наука». Память блаж. Августина — 15 (28) іюня.

Творенія блаж. Августина, еп. Иппонійскаго

Блаженнаго Августина
Двѣ Книги Евангельскихъ Вопросовъ.

Книга первая.
Вопросы въ Евангеліи отъ Матѳея.

Вопросъ I. (Матѳ. XI, 27). Сказавши: никто не знаетъ Сына кромѣ Отца, не прибавилъ: «кому пожелаетъ Отецъ открыть». Говоря же: никто не знаетъ Отца кромѣ Сына (nemo novit Patrem nisi Filius) [1] присоединялъ: и кому Сынъ хочетъ открыть. Сіе не такъ должно быть понимаемо, какъ будто Сынъ ни кѣмъ не можетъ быть познанъ, кромѣ одного Отца, Отецъ же познается не только Сыномъ, но и тѣми, которымъ открылъ Сынъ. Такъ къ нашей пользѣ сказано, чтобы мы уразумѣли, что Отецъ и Самъ Сынъ открывается черезъ Сына, ибо Онъ — свѣтъ нашей мысли, такъ что, когда присоединилъ: и кому Сынъ хочетъ открыть, то принимай не только Отца, но и Сына; къ цѣлому [2] относится сказанное. Ибо Самъ Отецъ открывается чрезъ Свое Слово; Слово же не только открывается чрезъ слово, но и Само Себя открываетъ.

II. (XII, I). Ученики Господа начали срывать колосья и ѣсть, — чего они не могли иначе сдѣлать, какъ только сильно растирая ихъ руками. Отсюда: умертвите земные члены ваши, поелику никто не входитъ въ тѣло Христово, если онъ не совлечется земныхъ одѣяній. Отсюда: отложите [3] вы ветхаго человѣка (Кол. III, 5-9). Отсюда и: обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ въ совлеченіе (in expolationem) [4] плоти.

III. (XII, 20). «Въ льнѣ курящемся». Слѣдуетъ замѣтить, (что сказано: не угаситъ), ибо потушенный онъ производитъ смрадъ.

IV. (XII, 22). Тогда приведенъ былъ къ Нему имѣющій бѣса, слѣпой и нѣмой, — то есть тотъ, кто не вѣритъ и преданъ власти діавола, — кто не разумѣетъ и не исповѣдуетъ вѣры, о которой сказано: устами исповѣдуется во спасеніе (Римл. X, 10).

V. (XII, 27-29). Сказалъ: и если Я о веельзебубѣ (in Beelzebub) [5] изгоняю бѣсовъ, — даже по вашему признанію, то слѣдовательно пришло на васъ царствіе Божіе, ибо царство діавола, которое вы признаете раздѣлившимся въ себѣ самомъ, не можетъ устоять. Говоритъ о царствіи Божіемъ, которымъ осуждаются нечестивые и отдѣляются отъ вѣрующихъ, приносящихъ покаяніе въ своихъ грѣхахъ. Называетъ его (т. е. діавола) «сильнымъ», ибо Самъ «удерживалъ его», такъ что не своими силами люди могутъ избавиться отъ него, но благодатью Божіею. Сосудами его называетъ всѣхъ невѣрующихъ. Если прежде не свяжетъ сильнаго: говоритъ: свяжетъ: отниметъ у него власть препятствовать вѣрующимъ слѣдовать за Христомъ и достигать царствія Божія.

VI. (XII, 34). Называетъ ихъ порожденіемъ ехиднъ, ибо прилагаетъ къ нимъ и названіе сыновъ діавола. Постольку всякій есть его сынъ, поскольку подражаетъ ему во грѣхѣ.

VII. (XII, 40). Ибо какъ Іона былъ во чревѣ кита три дня и три ночи, такъ будетъ Сынъ человѣческій въ сердцѣ земли три дня и три ночи. Часть шестаго праздничнаго дня, въ который Онъ былъ погребенъ, принимай, вмѣстѣ съ предшествующею ночью, за ночь и день, т. е. за цѣлый день; слѣдуетъ ночь субботы и день; затѣмъ — ночь Господня съ возсіявшимъ днемъ. Такимъ образомъ, принимая часть за цѣлое, будешь имѣть три дня и три ночи. Говорятъ же о десяти мѣсяцахъ беременности, хотя полныхъ мѣсяцевъ проходитъ девять; но начало десятаго принимается за цѣлый мѣсяцъ. И о преображеніи Господнемъ на горѣ одинъ Евангелистъ повѣствуетъ, что случилось оно послѣ шести дней (Матѳ. XVII, 1). А другой Евангелистъ говоритъ: послѣ восьми дней (Лук. IX, 28), причисляя къ цѣлымъ и полнымъ днямъ и остающуюся часть перваго дня, когда Господь далъ обѣтованіе объ этомъ событіи, какъ будущемъ, и первую часть послѣдняго дня, когда исполнилось обѣщанное, — чтобы ты уразумѣлъ, что сказавшій: «послѣ шести дней» напомнилъ объ однихъ только среднихъ дняхъ, которые дѣйствительно прошли, какъ дни цѣлые, полные. По кн. Бытія день начинается свѣтомъ, а оканчивается тьмою (Быт. I, 5), — для обозначенія паденія человѣка. А нынѣ — отъ тьмы къ свѣту, какъ речено: изъ тьмы возсіять свѣту (1 Коринѳ. IV, 6), поелику, освободившись отъ грѣховъ, человѣкъ приходитъ къ свѣту правды.

VIII. (XII, 43-45). Когда духъ нечистый выйдетъ изъ человѣка: указываетъ на нѣкоторыхъ такъ принявшихъ вѣру, что они не могутъ перенести трудовъ воздержанія, и потому готовы опять возвратиться къ вѣку сему. Сказанное: беретъ съ собою другихъ семь имѣетъ тотъ смыслъ, что, когда кто отпадетъ отъ праведности, то будетъ имѣть только видъ (ея). Страсть плотская, изгнанная покаяніемъ, (требующимъ удаленія) отъ привычныхъ дѣлъ [6], не находя удовольствій, въ которыхъ бы она могла успокоиться, возвращается еще съ большею силою и вновь овладѣваетъ мыслью человѣка. Когда оставлена праведность, то наступаетъ небреженіе, а потому не входитъ (въ душу человѣка) слово Божіе чрезъ святое ученіе, — не входитъ, какъ обитатель чистаго убраннаго дома. Поелику (такой человѣкъ) не только будетъ имѣть тѣ семь пороковъ, которые противоположны семи духовнымъ добродѣтелямъ, но лицемѣрно будетъ показывать, что имѣетъ эти самыя добродѣтели; то вслѣдствіе этого прежняя страсть вновь возвращается, взявши съ собою «семь другихъ злѣйшихъ», — соотвѣтственно седмиричному (его) лицемѣрію, — такъ что послѣднее для человѣка будетъ хуже перваго.

IX. (XIII, 23). Иное во сто кратъ, иное въ шестьдесятъ, иное въ тридцать (aliud centesium, aliud sexagesimum, aliud trigesimum) [7]. «Во сто кратъ» — мучениковъ за святость жизни или за презрѣніе (ихъ) къ смерти; «въ шестьдесятъ» — дѣвъ, поелику онѣ уже закончили борьбу съ плотскими наклонностями; покой обыкновенно наступаетъ для шестидесятилѣтнихъ, — послѣ военной службы, или послѣ прекращенія общественной дѣятельности; «въ тридцать» — состоящихъ въ бракѣ, поелику это есть возрастъ воинствующихъ; они ведутъ жестокую борьбу, чтобы не быть побѣжденными страстями.

X. (XIII, 25-30). Всякая нечистота на жатвѣ называется плевелами. Говорится, что сначала отдѣляются плевелы предварительно на судѣ: отдѣляются нечестивые отъ праведныхъ, что, разумѣется, совершается ангелами добрыми, ибо дѣло наказанія могутъ исполнить съ добрымъ намѣреніемъ только добрые, — царь ли, судья ли; дѣлъ милосердія злые исполнить не могутъ.

XI. (XIII, 31). «Зерно горчичное» за пламенность вѣры, когда, какъ говорится, ядовитое (для вѣры) удалено, дѣлается больше всѣхъ злаковъ, т. е. теоретическихъ мнѣній (dogmatibus). Теоретическія мнѣнія угодны сектантамъ, т. е. принимается то, чтó нравится каждой сектѣ.

XII. (XIII, 33). Закваску, которую взяла женщина и положила въ три мѣры муки. Женою называетъ мудрость; закваскою — любовь, которая одушевляетъ и вдохновляетъ. Въ трехъ сатѣхъ муки: (разумѣются) или три силы въ человѣкѣ: всѣмъ сердцемъ и всею душею и всѣмъ разумѣніемъ (Матѳ. XXII, 37); или три плодоношенія: во сто кратъ, въ шестьдесятъ, въ тридцать (Матѳ. XIII, 8. 23); или три рода людей: Ной, Даніилъ и Іовъ (Іезек. XIV, 14).

XIII. (XIII, 44). Сокровищемъ, скрытымъ въ полѣ, наименовалъ два Завѣта закона въ Церкви; если кто отчасти приблизитъ ихъ къ своему уму, то почувствуетъ, что тамъ сокрыто великое: и идетъ и продаетъ все свое и покупаетъ поле то, т. е. презрѣніемъ къ временному пріобрѣтаетъ для себя покой, чтобы стать богатымъ чрезъ познаніе Бога.

XIV. (XIII, 54). Іудеи сказали: откуда у Него премудрость сія и силы: премудрость — въ томъ, чтó говорилось, силы — въ томъ, чтó совершалось. Такъ и Апостолъ наименовалъ Христа Божіею силою и Божіею премудростью (1 Кор. I, 24): силу знаменій явилъ ради іудеевъ, премудрость ученія явилъ ради еллиновъ, т. е. язычниковъ.

XV. (XIV, 26-33). Слова учениковъ: «это призракъ» означаютъ то же, чтó сказано (въ другомъ мѣстѣ): думаешь ли, найдетъ вѣру на землѣ (Лук. XVIII, 8); поелику нѣкоторые, подпавшіе діаволу, будутъ сомнѣваться во второмъ пришествіи Христа. А что Петръ умоляетъ Господа о помощи, чтобы не утонуть, это означаетъ, что даже послѣ послѣдняго преслѣдованія Церковь все же должна быть очищена нѣкоторыми скорбями. Это и Павелъ выражаетъ, говоря: спасется; такъ однако какъ бы изъ огня (1 Коринѳ. III, 15). Что затѣмъ слѣдуетъ, именно, что всѣ, бывшіе въ корабли, благоговѣйно сказали: истинно Ты Сынъ Божій, это указываетъ, что будущая Его слава уже тогда содѣлалась ясною «видящимъ видѣніемъ», хотя они еще ходили только вѣрою.

XVI. (XV, 5). Даръ, который отъ меня, тебѣ на пользу... т. е. даръ, который ты приносишь за меня, собственно къ тебѣ будетъ относиться. Этими словами дѣти выражаютъ, что не дѣло родителей приносить за нихъ дары, когда они достигли такого возраста, что уже сами могутъ за себя приносить (Богу) дары. Слѣд. дѣтей такъ настроенныхъ въ этомъ возрастѣ, что они могли говорить подобное своимъ родителямъ и дѣйствительно говорили, фарисеи не считали виновными, хотя они не воздавали своимъ родителямъ подобающей чести.

XVII. (XV, 13). Всякое насажденіе, которое не насадилъ Отецъ Мой небесный, искоренится, т. е. искоренится плотская страсть, слѣдующіе которой впадали въ бѣды вслѣдствіе невниманія къ знаменіямъ дѣйствительности (rerum signis) или вслѣдствіе собственныхъ предразсудковъ; и не соблюдали они правилъ (христіанской) жизни, которыя очищаютъ душу отъ страстей.

XVIII. (VIII, 13; XV, 28). И отрока сотника и дочь жены Хананейской исцѣляетъ, не входя въ ихъ домъ. Это означаетъ, что язычники, къ которымъ Онъ не приходилъ, спасаются Его словомъ. Что дѣти исцѣляются по просьбѣ самихъ (родителей) [8] просящихъ, — разумѣй Церковь, которая есть и мать, и чада: мать для всѣхъ, изъ которыхъ состоитъ Церковь; тѣ же члены ея, каждый въ отдѣльности, именуются чадами.

XIX. (XV, 30). Толпы народа приносили Господу нѣмыхъ: тѣхъ, которые не восхваляютъ (Бога), или не исповѣдуютъ вѣры; слѣпыхъ: тѣхъ, которые не разумѣютъ, хотя повинуются повелѣвающимъ (имъ); глухихъ: тѣхъ, которые не повинуются, хотя и разумѣютъ; хромыхъ: тѣхъ, которые не исполняютъ заповѣдей.

XX. (XVI, 2-3). Господь сказалъ: вечеромъ вы говорите: будетъ ведро, потому что небо красно. Это означаетъ, что въ первое пришествіе оставленіе грѣховъ подается кровью страданій Христовыхъ. И поутру: сегодня ненастье, ибо небо красно съ сумраннымъ оттѣнкомъ (rubet enim cum tristitia) [9]. Это означаетъ, что во второе Свое явленіе Онъ намѣревается придти въ предшествіи огня. Лице неба вы умѣете различать (judicare) [10], а знаменій временъ не можете [11]. «Знаменія временъ»: говоритъ о Своемъ пришествіи или о Своихъ страданіяхъ, коимъ подобно вечернее розовое небо; или разумѣетъ будущія бѣдствія предъ Его пришествіемъ, коимъ подобно утреннее розово-сумрачное небо.

XXI. (XVII, 11). Господь сказалъ: Илія придетъ и устроитъ все, т. е. или устроитъ тѣхъ, которыхъ приведетъ въ смятеніе преслѣдованіе антихриста, или, подобно Самому Господу, устроитъ, чтó должно устроить, смертью Своею.

XXII. (XVII, 14. 48). — Часто — сказалъ — падаетъ въ огонь, иногда въ воду: въ огонь — въ гнѣвъ, который ищетъ ветхаго [12]; въ воду — въ страсти плотскія. Затѣмъ ученики говорятъ: почему мы не могли изгнать его. Чтобы они не впали въ гордость вслѣдствіе тѣхъ чудесъ, которыя имѣли быть ими содѣяны, дается имъ наставленіе уврачевать смиреніемъ вѣры, подобной верну горчичному, земную надменность, — да прейдетъ она, — какая надменность называется (здѣсь) горою.

XXIII. (XVII, 25). Сказалъ: слѣдовательно свободны суть сыны: во всякомъ царствѣ, понятно, сыны свободны, т. е. не обложены податью. Тѣмъ болѣе, значитъ, должны быть свободны въ какомъ-либо земномъ царствѣ сыны того царства, подъ которымъ находятся всѣ земныя царства.

XXIV. (XVIII, 6). Господь говоритъ: кто же соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, т. е. смиренныхъ, каковыми желаетъ, чтобы были Его ученики, — которые не должны оказывать неповиновенія или противленія, какъ Александръ Ковачъ, по словамъ Апостола (2 Тим. IV, 14). Тому лучше было бы чтобы мельничный жерновъ повѣшенъ былъ на шею его и поверженъ былъ въ глубину моря, т. е. ему свойственна страсть къ земному, коей подпадаютъ неразумные и слѣпые, и своею тяжестью она влечетъ ею связаннаго къ погибели.

XXV. (XVIII, 24-31). Приведенъ былъ къ Господу должникъ десятью тысячъ талантовъ, и повелѣлъ продать его, и жену его, и дѣтей, и все, чтó имѣлъ, и заплатить. Разумѣется, что онъ былъ должникомъ противъ десяти заповѣдей закона; за свою страсть, равно за свои дѣла, — какъ бы за жену и дѣтей, — онъ долженъ былъ заплатить долгъ цѣною того, чтó онъ имѣлъ: подъ цѣною проданнаго разумѣй наказаніе, постигшее виновнаго. — Онъ не желалъ простить товарищу своему, но пошелъ и посадилъ его въ темницу и дал.: разумѣй: такъ поступили, чтобы наказать его.

Подъ слугами, разсказавшими господину, чтó произошло, можно разумѣть Церковь, которая одного разрѣшаетъ, другого связываетъ.

XXVI. (XIX, 23. 25). Господь говоритъ, что богатый не войдетъ въ царство Божіе. Ученики же говорятъ: кто можетъ быть спасеннымъ. Такъ какъ богатыхъ немного, въ сравненіи со множествомъ бѣдныхъ, то разумѣй, что всѣ, страстно ищущіе такового (т. е. богатства), имѣютъ обрѣстись въ ихъ числѣ (т. е. въ числѣ богачей).

XXVII. (XX, 17). Господь отдѣльно двумъ ученикамъ [13] открываетъ о Своихъ страданіяхъ и этимъ даетъ свидѣтельство для подтвержденія имѣющаго быть; поелику изрекъ: устами двухъ или трехъ свидѣтелей подтвердится (stabit) [14] всякое слово (Матѳ. XVIII, 16). Чтобы сказанное и въ народѣ не распространялось, и не лишено было силы человѣческаго свидѣтельства, Онъ не могъ сказать менѣе, чѣмъ двумъ (Апостоламъ). Или здѣсь указывается на таинство любви, ибо любовь можетъ существовать не менѣе, чѣмъ между двумя лицами. И имѣлъ Онъ пострадать не вслѣдствіе необходимости уплаты долга за Свой грѣхъ, а — по любви для отпущенія нашихъ грѣховъ.

XXVIII. (XX, 29-34). Господь исходитъ изъ Іерихона, оставляя эту страну. Слѣдуютъ за Нимъ многія толпы народа, вѣруютъ въ Него и изъ іудеевъ, и изъ язычниковъ. Два слѣпца, сѣдящіе возлѣ пути, означаютъ, что въ томъ и другомъ народѣ (т. е. среди іудеевъ и язычниковъ) есть нѣкоторые уже прилѣпляющіеся вѣрою къ тому домостроительству во времени (dispensationi temporali), по которому (т. е. домостроительству) Христосъ есть путь (жизни), и уже желающіе прозрѣть, т. е. уразумѣть нѣчто о вѣчности Слова; такъ что, когда Іисусъ прошелъ мимо, они начинаютъ сильно взывать, т. е. взывать о вмѣненіи вѣры, которою вѣруется (qua creditur) въ Сына Божія, воплотившагося и страдавшаго за насъ. По этому домостроительству (во времени) Іисусъ идетъ какъ бы мимо, — это дѣйствіе во времени. Надлежало, чтобы они до тѣхъ поръ взывали, пока не превозмогли шумъ препятствующей имъ толпы народа, т. е. настойчиво напрягали духъ свой молитвою и постояннымъ прошеніемъ до тѣхъ поръ, пока, при величайшемъ напряженіи, ододѣли привычныя плотскія пожеланія, которыя, подобно толпѣ, стоятъ на пути мышленію, стремящемуся узрѣть свѣтъ вѣчной истины, или пока одолѣли самую толпу плотскихъ людей, препятствующую духовнымъ занятіямъ (studia). И Іисусъ, сказавшій: просящему будетъ дано, и ищущій находитъ, и толкущему отверзется (Матѳ. VII, 8), слыша, что идутъ къ Нему и при сильнѣйшемъ желаніи достигаютъ того, чего желаютъ, — Іисусъ ставши касается ихъ и просвѣщаетъ. Домостроительство во времени преходитъ, но не преходитъ вѣчность Слова, которая, въ себѣ пребывая, все обновляетъ (Прем. VII, 27). Поелику вѣра въ воплощеніе во времени приготовляетъ насъ къ уразумѣнію вѣчнаго, то мимохожденіемъ Іисуса слѣпцы побуждаются (просить) о прозрѣніи, и остановившимся (Господомъ) просвѣщаются. Временное преходитъ, вѣчное остается.

XXIX. (XXI, 21). Что Господь говоритъ ученикамъ Своимъ: скажете горѣ сей: поднимись и ввергнись въ море, — это говоритъ о гордости, которая свойственна вѣку сему: рабъ Бога долженъ сказать себѣ это, чтобы отогнать ее отъ себя, ибо она ему не приличествуетъ. Или (указывается), что, согласно проповѣди ихъ (т. е. Апостоловъ), — ибо ими проповѣдано было Евангеліе, — Самъ Господь, названный горою (Ис. II, 2), былъ отверженъ іудеями, чтобы затѣмъ, какъ бы къ морю, подойти къ язычникамъ.

XXX. (XXI, 44). Господь говоритъ: и кто упадетъ на этотъ камень, разобьется, а на кого онъ упадетъ, того раздавитъ. Подъ падающими на Него разумѣетъ тѣхъ, которые Его презираютъ, или подвергаютъ обидамъ. Они еще внутренно не уничтожаются, но, однако, сокрушаются, такъ что не могутъ уже ходить прямо. На кого же Онъ упадетъ, къ тѣмъ Онъ грядетъ съ небесъ на судъ и накажетъ (ихъ) уничтоженіемъ. Сказалъ: раздавитъ ихъ, — чтобы нечестивые были какъ пыль, возметаемая вѣтромъ отъ лица земли (Псал. I, 4).

XXXI. (XII, 2-9). Господь сказалъ: подобно царство небесное человѣку царю, который устроилъ брачный пиръ для сына своего. «Брачнымъ пиромъ» назвалъ воплотившееся Слово, ибо въ Немъ, по принятіи человѣчества, Церковь соединена съ Богомъ. Сказалъ: тельцы мои и чтó откормлено заколото: тельцами назвалъ князей народовъ (plebium); «упитаннымъ» — все откармливаемое. Господь сказалъ: идите на распутія и кого найдете, зовите на брачный пиръ: подъ «распутіями» разумѣются ученія (dogmata) язычниковъ, ибо изъ всѣхъ язычниковъ были пришедшіе на бракъ, т. е. увѣровавшіе во Христа.

XXXII. (XXII, 25). Саддукеи говорятъ Господу: было у насъ семь братьевъ, и первый, взявши жену, умеръ, и второй и прочіи. Разумѣются люди нечестивые, которые не могутъ приносить плода правды на землѣ во всѣ семь возрастовъ міра, которымъ подлежитъ эта земля. Прейдетъ потомъ и самая земля, а съ нею безплодно прейдутъ всѣ они (т. е. нечестивцы) какъ эти семь, не оставившихъ сѣмена.

XXXIII. (XXII, 40). Господь говоритъ: въ сихъ двухъ заповѣдяхъ (praeceptis) [15] (tota) [16] весь законъ виситъ и пророки. Говоритъ: виситъ (pendet), т. е. къ тому (къ этимъ двумъ заповѣдямъ) относится, тамъ имѣетъ свою цѣль.

XXXIV. (XXIII, 17, 19). Господь сказалъ: ибо что больше, золото или храмъ, освящающій золото? И затѣмъ: ибо что больше, даръ, или жертвенникъ, освящающій даръ? Подъ храмомъ и жертвенникомъ разумѣется Самъ Христосъ; золото и даръ — хвалы и жертвы молитвъ, которыя приносимъ въ Немъ и чрезъ Него. Ибо не Онъ чрезъ нихъ, но они чрезъ Него освящаются.

XXXV. (XXIII, 23-24). Господь сказалъ: оцѣживающіе комара: относится къ раньше сказанному, — что они даютъ десятину со всего самаго ничтожнаго. Верблюда поглощающіе: относится къ раньше сказанному: оставили важнѣйшее въ законѣ: милосердіе, и судъ, и вѣру. Такъ что смыслъ такой: малое вы соблюдаете, а великое презираете. Вслѣдствіе такой нравственной извращенности случилось съ ними то, — аллегорическое приложеніе къ нимъ словъ (Господа), — что они отпустили Варавву, хотя, очевидно, онъ не хранилъ субботу, соблюдаемую ими съ великимъ усердіемъ чисто плотски, и убили Господа, побуждавшаго къ духовному соблюденію субботы: чрезъ милосердіе, и судъ, и вѣру, что они совершенно презирали. И не будетъ несообразно въ комарѣ видѣть указаніе на мятежнаго разбойника (т. е. Варавву): насѣкомое это и жужжаніемъ своимъ безпокоитъ, и кровью упивается. Соотвѣтственно этому подъ верблюдомъ, склоняющимся для ношенія великой тяжести, разумѣется Господь.

XXXVI. (XXIII, 37). Господь сказалъ Іерусалиму: сколько разъ хотѣлъ Я собрать дѣтей твоихъ какъ курица собираетъ птенцовъ своихъ подъ крылья, и не захотѣли. Этотъ родъ живыхъ существъ имѣетъ особенную любовь къ своимъ птенцамъ, такъ что, пораженная (инстинктивно) ихъ слабостью, она сама дѣлается слабою; и — что трудно найти у другихъ живыхъ существъ — прикрывая птенцовъ своими крыльями, она вступаетъ въ борьбу съ коршуномъ. Такъ и наша Мать, Премудрость Божія, немощствуя нѣкоторымъ образомъ чрезъ принятіе плоти (отсюда и Апостолъ говоритъ: немощное Божіе сильнѣе человѣковъ; 1 Коринѳ. I, 25), покрываетъ нашу немощь и противостоитъ діаволу, чтобы онъ насъ не расхитилъ. Что та, при защитѣ, пытается сдѣлать противъ коршуна по природному побужденію, то эта совершаетъ противъ діавола по (присущей ей) власти.

XXXVII. (XXIV, 20). Господь сказалъ: молитесь, чтобы не случилось бѣгство ваше зимою или въ субботу, т. е. чтобы вы не были задержаны какимъ-нибудь препятствіемъ, ибо и въ дурную погоду, — въ дождь или холодъ, и въ субботу, когда не дозволялось путешествовать, всякій удерживался отъ пути. Или иначе: чтобы кого не настигъ день этотъ въ печали и въ радости о временномъ.

XXXVIII. (XXIV, 23-27). Господь говоритъ: ибо какъ молнія исходитъ отъ востока и доходитъ даже до запада, такъ будетъ и пришествіе Сына человѣческаго. Наименованіемъ востока и запада желалъ обозначить всю вселенную, чрезъ которую имѣетъ распространиться Церковь, когда благовѣстіе будетъ начато отъ Іерусалима, распространиться согласно сказанному Имъ: отнынѣ увидите Сына человѣческаго грядущаго на облакахъ (Матѳ. XXVI, 64). Соотвѣтственно ея природѣ назвалъ Церковь молніею, которая обычно особенно бластаетъ среди облаковъ. Облеченная авторитетомъ, ясная, открытая и видная по всему міру, она увѣщеваетъ учениковъ и всѣхъ вѣрующихъ, равно желающихъ въ Него увѣровать, чтобы они не вѣрили схизматикамъ и еретикамъ. Ибо всякая схизма и всякая ересь или пріурочена къ извѣстному пространству на землѣ, занимая нѣкоторую его часть, или прельщаетъ любознательность людей на (своихъ) тайныхъ, скрытыхъ собраніяхъ. Къ сему относятся слова Его: если кто вамъ скажетъ: вотъ здѣсь Христосъ, или тамъ, — чѣмъ указывается на извѣстныя части странъ или областей. Или въ потаенныхъ или въ пустыни, — чтó обозначаетъ потаенныя и скрытыя собранія еретиковъ. Слѣдовательно, сказанное Имъ, что Его пришествіе будетъ отъ востока до запада, направлено противъ тѣхъ, которые, называясь по извѣстнымъ частямъ земли, говорятъ, что у нихъ Христосъ. Слова же Его: какъ молнія относятся къ тѣмъ, которые собираются тайно, какъ бы въ потаенныхъ мѣстахъ, а нѣкоторые — какъ бы въ пустыни. Такъ что Церкви усвояется наименованіе молніи для обозначенія ея ясности, свѣтлости, чѣмъ (по противоположности) указывается на ночь или темноту вѣка сего; ибо тогда (въ темнотѣ) явится блескъ молніи.

XXXIX. (XXIV, 32). Господь сказалъ: отъ смоковницы возьмите подобіе: подъ смоковницею разумѣй родъ человѣческій, искушаемый плотью. Когда уже вѣтвь ея становится мягкою, т. е. когда сыны человѣческіе чрезъ вѣру во Христа достигнутъ плодовъ духовныхъ, и въ нихъ откростся слава усыновленія чадъ Божіихъ.

XL. (XXVI, 24). Господь сказалъ объ Іудѣ: добро было ему не родиться. Въ эту ли жизнь, какъ обычно употреблялъ сіе реченіе? Но кто не существуетъ, для того не можетъ быть что-либо добромъ. А если кто настаиваетъ, что есть иная жизнь раньше этой жизни, то ясно, что не Іудѣ только, а ни кому нѣтъ смысла рождаться. Не сказалъ ли: не родиться для діавола, для грѣха? Не добро ли для него было бы не родиться для Христа чрезъ призваніе (въ Апостолы), чтобы не стать послѣ предателемъ?

XLI. (XXVI, 15). Что Господь былъ проданъ за тридцать серебренниковъ, это въ лицѣ Іуды указываетъ на неблагодарныхъ іудеевъ, которые, слѣдуя плотскому и временному, относящемуся къ пяти тѣлеснымъ чувствамъ, отвергли Христа. Такъ какъ они совершили это въ шестой возрастъ міра, то и обозначается, что они получили шесть разъ по пяти (6х5), — какъ бы цѣну проданнаго Господа. Таковымъ (людямъ) этого времени пророкъ угрожаетъ, говоря: сыны человѣческіе, доколѣ вы будете тяжкими сердцемъ? доколѣ любите суету и ищете лжи (Псал. IV, 3)? (Говоритъ) потому, что, если въ продолженіе пяти возрастовъ міра было еще нѣкоторое извиненіе суеты, за которою гонялись; то въ шестой возрастъ должны уразумѣть истину, проповѣданную и засвидѣтельствованную Нашимъ Господомъ, — въ шестой возрастъ, соотвѣтственно тому, что въ шестой день человѣкъ былъ созданъ по образу Божію (Быт. I, 26). Поелику они этого не пожелали, то имѣютъ шесть разъ по пяти (6х5) начертаннымъ образъ князя вѣка сего, и не имѣютъ Христа, Которымъ назнаменованъ на насъ свѣтъ лица Твоего, Господи (Псал. IV, 7). И поелику слова Господа — сребро (Псал. XI, 7), а они и самый законъ разумѣли плотски, то, оставивши Господа, они приняли на себя какъ бы начертанный на серебрѣ образъ князя властей міра сего.

XLII. (XXVI, 28). Господь говоритъ: гдѣ будетъ тѣло, тамъ соберутся орлы, т. е. на небѣ, куда Онъ вознесъ съ Собою тѣло, воспринявши человѣчество; названо тѣло «трупомъ», ибо говорилось это въ то время, когда Онъ намѣревался предать Себя на смерть. Тамъ соберутся орлы: рѣчь идетъ о людяхъ духовныхъ, которые, подражая Его страданіямъ и уничиженію, какъ бы насыщаются Его тѣла, ибо тѣло Онъ принялъ ради уничиженія и страданія за насъ.

XLIII. (XXVI, 29). Господь говоритъ ученикамъ предъ временемъ страданій: отнынѣ не буду пить отъ сего плода винограднаго до того дня, когда буду пить его съ вами новое въ царствѣ Отца Моего: называя то (вино) новымъ, даетъ уразумѣть, что это (вино) есть ветхое. Поелику же тѣло, которое Онъ имѣлъ предать въ страданіяхъ на смерть (посему «таинствомъ вина» указываетъ на Свою кровь), Онъ воспринялъ отъ потомковъ Адама, называемаго ветхимъ человѣкомъ; то что иное мы должны разумѣть подъ виномъ новымъ, какъ не безсмертіе обновленныхъ тѣлъ? Такъ что говоря: буду пить съ вами, даетъ имъ обѣтованіе воскресенія тѣлъ для облеченія ихъ безсмертіемъ. Сказанное: съ вами должно быть относимо не ко времени [17], а къ обновленію (тѣлъ). Ибо и Апостолъ говоритъ, что мы воскресли со Христомъ (Кол. II, 12), такъ что упованіе на будущее доставляетъ (намъ) радость въ настоящемъ. Что въ отличіе отъ этого плода лозы называетъ то (вино) новымъ, сіе означаетъ, что тѣла, которыя умираютъ по земной ветхости, будутъ воскрешены сообразно небесному обновленію. А если подъ лозою, отъ ветхости коей испилъ чашу предъ страданіями, будешь разумѣть іудеевъ, то (словами) указывается, что самые язычники, вслѣдствіе обновленія жизни, вступятъ въ тѣло Христово, и, когда исполнится полнота язычниковъ, весь Израиль спасется (Римл. XI, 25).

XLIV. (XXVI, 67). Сказано: плевали въ его лицо: указывается на тѣхъ, которые отвергаютъ присутствіе Его благодати. А удары наносятъ Ему тѣ, которые предпочитаютъ Ему свою собственную честь. Трость на Лице Его даютъ тѣ, которые, ослѣпленные невѣріемъ, утверждаютъ, что Онъ не приходилъ, отметаясь и отвергая Его присутствіе.

XLV. (XXVI, 69-74). Петръ, еще не утвержденный въ вѣрѣ, трижды отрекся Господа. Кажется, что троякое его отреченіе отмѣчаетъ собою (характеръ) извращенной лжи еретиковъ. Ибо ложь еретиковъ о Христѣ бываетъ трехъ родовъ: они претыкаются или о Его Божество, или человѣчество, или то и другое.

XLVI. (XXVI, 58). Что Петръ слѣдуетъ издали за грядущимъ на страданія Господомъ, это указываетъ на Церковь, которая слѣдуетъ, т. е. подражаетъ страданіямъ Господа. Но различіе весьма значительное: Церковь страдаетъ за самое себя, а Онъ — за Церковь.

XLVII. (XXVI, 39. 42. 44). Какъ искушеніе плоти бываетъ троякое, такъ трояко и искушеніе страха. Страсти къ познанію противополагается страхъ смерти, ибо какъ въ той обнаруживается жадность къ познанію вещей, такъ въ этомъ — боязнь потери такового познанія. Страсти къ почестямъ или похвалѣ противополагается страхъ униженія и оскорбленій. Страсти къ удовольствію противополагается страхъ скорби. Не безъ основанія поэтому можно полагать, что вслѣдствіе троякаго искушенія, бываемого въ страданіяхъ, Господь трижды молится, да прейдетъ чаша. Но такъ (Онъ молился), чтобы лучше исполнилась воля Отца.



Книга вторая.
Вопросы въ Евангеліи отъ Луки.

I. (Лук. I, 13. 20). Захарія, молясь за народъ, получаетъ вѣсть отъ ангела: услышана молитва (oratio) [18] твоя; вотъ Елизаветъ, жена твоя, зачнетъ [19] и родитъ сына, и наречешь имя ему Іоаннъ. Прежде всего нужно обратить вниманіе на слѣдующее. Невѣроятно, чтобы въ то время, когда онъ приносилъ жертву за грѣхи народа, его спасеніе или искупленіе, и народъ ожидалъ его приносящаго, — невѣроятно, чтобы онъ, старецъ, имѣвшій преклонную жену, могъ, отвлекшись отъ предмета общественной молитвы, просить о полученіи себѣ потомства. Тѣмъ болѣе, что никто, вѣдь, не проситъ получить то, на полученіе чего уже не имѣетъ надежды, а онъ до сего времени уже потерялъ надежду видѣть потомство, такъ что не повѣрилъ обѣтованію ангела. Слѣд. сказанное ему: услышана молитва твоя должно быть понимаемо такъ: (молитва) за народъ, поелику спасеніе этого народа, искупленіе и освобожденіе его отъ грѣховъ будетъ совершено Христомъ, и возвѣститъ объ этомъ имѣющій родиться сынъ Захаріи, предназначенный быть Предтечею Христа. Что же касается того, что ему, не повѣрившему ангелу, тѣмъ же ангеломъ возвѣщается: и вотъ будешь молчащимъ, пока исполнится это въ свое время [20], то сіе означаетъ, что пророчество до Іоанна, — оно какъ бы умолкло звукомъ, ясно различаемымъ, ибо оставалось непонятнымъ, пока исполнилось въ Господѣ [21].

Примѣчанія:
[1] Vulg: neque Patrem quis novit, nisi Filius.
[2] Т. е. ко всей предшествующей рѣчи.
[3] Exuete. Vulg: expoliantes.
[4] Vulg.: in expolatione.
[5] Чтеніе, принятое и въ Вулгатѣ.
[6] Т. е. грѣховъ.
[7] Vulg.: alium quidem... alium... dutem... aliud... vero.
[8] «Отрока» сотника бл. Августинъ очевидно считаетъ его сыномъ.
[9] Vulg.: rutilat enim triste coelum.
[10] Vulg.: dijudicare.
[11] Въ Vulg. прибавляется scire.
[12] Т. е. грѣховнаго.
[13] Т. е. Іоанну и Іакову.
[14] Vulg.: stet.
[15] Vulg.: mandatis.
[16] Vulg. universa.
[17] Т. е. ко времени по всеобщемъ воскресеніи.
[18] Vulg: deprecatio.
[19] Concipiet въ Vulg. отсутствуетъ.
[20] Текстъ значительно уклоняется отъ Vulg.
[21] Из-за закрытія журнала «Труды Кіевской Духовной Академіи» въ нач. 1918 г., продолженія не послѣдовало. (Прим. — А. К.)

Источникъ: Блаженнаго Августина Двѣ Книги Евангельскихъ Вопросовъ. // «Труды Кіевской Духовной Академіи». 1917. Сентябрь-Декабрь. — Кіевъ: Типографія «И. И. Чоколовъ», 1917. — С. 1-16. [1-я паг.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.