Церковный календарь
Новости


2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
2017-06-26 / russportal
Осн. Положенія о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Манифестъ о порядкѣ изд. законовъ, относ. до Имперіи со вкл. Вел. Кн. Финляндскаго (1899)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Сост. религ. образованія народа (1959)
2017-06-26 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Императ. Палестинское общество (1959)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Понять — непростить (1925)
2017-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Личный опытъ (1925)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово на день преп. Онуфрія Великаго (1908)
2017-06-24 / russportal
Архіеп. Серафимъ (Соболевъ). Прот. С. Н. Булгаковъ какъ толкователь Свящ. Писанія (1936)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій (†430 г.)

Блаж. Августинъ, еп. Иппонійскій, знаменитый отецъ Западной Церкви, богословъ, философъ, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 ноября 354 г. въ Нумидійскомъ г. Тагастѣ въ Сѣверной Африкѣ (на территоріи совр. Алжира), въ небогатой семьѣ. Отецъ его былъ язычникомъ и только въ концѣ жизни принялъ св. крещеніе. Мать его Моника была ревностной христіанкой. Она научила блаж. Августина любить и чтить Христа, но, по обычаю того времени, онъ не былъ крещенъ въ дѣтствѣ. Получивъ воспитаніе въ языческихъ школахъ и ведя бурную, веселую жизнь, Августинъ въ молодости сильно увлекался манихействомъ (восточнымъ еретическимъ ученіемъ). По окончаніи образованія сдѣлался преподавателемъ риторики. Преподаваніе въ Карѳагенѣ не удовлетворяло Августина, и онъ направился въ Италію, въ Римъ и потомъ Миланъ, гдѣ пріобрѣлъ большую извѣстность. Въ Миланѣ онъ познакомился со свт. Амвросіемъ, еп. Медіоланскимъ, бесѣды съ которымъ производили на блаж. Августина глубокое впечатлѣніе. Въ Миланѣ произошло «обращеніе» Августина: послѣ тяжелыхъ сомнѣній, разочарованія въ своихъ юношескихъ увлеченіяхъ и сознанія великаго грѣха своего прошлаго, Августинъ принялъ крещеніе и въ 388 г. вернулся на родину. Въ 391 г. епископъ Иппонійскій Валерій посвятилъ св. Августина въ санъ пресвитера, а въ 395 г. — въ санъ епископа и назначилъ викаріемъ Иппонійской каѳедры. Послѣ смерти еп. Валеріана свт. Августинъ занялъ его мѣсто. Какъ епископъ, онъ усердно заботился о своей паствѣ, наставлялъ и утѣшалъ приходившихъ къ нему, являлся смѣлымъ заступникомъ слабыхъ передъ сильными, боролся съ язычниками и всегда стоялъ за справедливость и милосердіе въ судахъ. Мирно скончался въ Иппонѣ 28 августа 430 г. Послѣ себя оставилъ много твореній (по удостовѣренію ученика и жизнеописателя его Поссидія, число ихъ доходило до 1030), изъ которыхъ наиболѣе извѣстны: «О градѣ Божіемъ», «Исповѣдь», 17 книгъ противъ пелагіанъ и «Христіанская наука». Память блаж. Августина — 15 (28) іюня.

Творенія блаж. Августина, еп. Иппонійскаго

Блаженнаго Августина
Слово,
[1] говоренное въ Карѳагенѣ, въ трапезѣ Святаго Кипріана [2].

Обратите вниманіе на предложенное чтеніе изъ Апостольскаго Посланія. Братія, говоритъ Апостолъ, если и впадетъ человѣкъ въ какое согрѣшеніе, вы духовные исправляйте таковаго въ духѣ кротости. Но смотри и за собою, чтобы тебѣ не впасть въ искушеніе. Носите бремена одинъ другаго, и такимъ образомъ исполняйте законъ Христовъ. Ибо кто почитаетъ себя чѣмъ-нибудь тогда, какъ онъ ничто: тотъ обольщаетъ самъ себя. Каждый пусть испытываетъ свое дѣло, и такимъ образомъ онъ будетъ имѣть похвалу въ себѣ только, а не въ другомъ. Ибо всякій понесетъ свое бремя. Наставляемый въ словѣ всѣмъ добрымъ пусть дѣлится съ наставникомъ. Не прельщайтесь. Бога не обманешь. Что посѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ. Сѣющій въ плоть свою, въ плоти пожнетъ тлѣніе; а сѣющій въ духъ, въ духѣ пожнетъ жизнь вѣчную. Да не унываемъ дѣлая добро: ибо въ свое время пожнемъ, если не ослабѣемъ. Итакъ, пока есть время, будемъ дѣлать добро всѣмъ, а наипаче своимъ по вѣрѣ (Гал. 6, 1-10).

Доселѣ повторялъ я чтеніе изъ Посланія Павлова; доселѣ я былъ только чтецомъ для васъ. Но, братія мои, если вы поняли чтеніе, то какая нужда въ толкованіи? — Вотъ, мы выслушали, выразумѣли слова Апостола; будемъ исполнять ихъ, жить соотвѣтственно онымъ. И для чего мнѣ обременять вашу память? — Удержите въ ней то, что прочитано, и размышляйте о семъ. Развѣ не тревожитъ ли кого-либо изъ васъ сомнѣніе, какъ должно понимать слова Апостола: другъ друга тяготы носите, и нѣсколько далѣе слѣдующія: кійждо свое бремя понесетъ? Ибо, если только вы обратили на сіе вниманіе, то мысленно уже вопрошаете: какъ мы можемъ носить бремена одинъ другаго, когда всякій понесетъ свое бремя? — Признаюсь, вопросъ стоитъ разрѣшенія. Толцыте, и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7): толцыте вниманіемъ, толцыте тщаніемъ, толцыте и молитвою за насъ, чтобъ мы могли сказать вамъ нѣчто достойное вашего слуха. Таковымъ толцаніемъ вы поможете намъ, — и вопросъ сей скоро разрѣшится. О, если бы, какъ скоро оный можетъ разрѣшиться, столь же успѣшно каждый могъ исполнить на самомъ дѣлѣ то, что постигнетъ умомъ своимъ!

Мы другъ друга тяготы носимъ, по отношенію къ бремени нашей немощи; въ разсужденіи же благочестія всякъ свое бремя понесетъ. Чтожъ это значитъ? Всѣ мы люди, и потому самому, что люди, мы немощны, и можемъ ли быть безъ грѣха? Въ семъ отношеніи мы другъ друга тяготы носимъ. Ибо, если ты получишь оскорбленіе отъ согрѣшившаго противъ тебя брата твоего, а онъ отъ тебя; то вы нерадите другъ о другѣ и дѣйствительно тяжко согрѣшаете. Если же чего онъ не можетъ, то снесешь ты, и чего ты не можешь, то снесетъ онъ: то вы другъ друга тяготы носите; и поелику вы другъ друга тяготы носите, то исполняете священнѣйшій законъ любви. Ибо сей законъ есть законъ Христовъ; законъ Христовъ есть законъ любви. Христосъ потому пришелъ въ міръ, что возлюбилъ насъ; и не потому возлюбилъ, чтобы въ насъ было что-нибудь достойное Его любви, но содѣлалъ насъ достойными любви тѣмъ, что возлюбилъ насъ.

Выслушали вы, что значитъ: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ. Что же значитъ: кійждо свое бремя понесетъ? — Всякій отдастъ отчетъ за свой грѣхъ; за чужой грѣхъ никто не будетъ отдавать отчета. Всякъ имѣетъ свою вину; за свою вину и будетъ отвѣчать Богу. Хотя Пастыри отвѣтствуютъ за стада Христовы, но и они отвѣтствуютъ за свой грѣхъ, если нерадятъ о стадахъ Христовыхъ. Итакъ, братіе, аще и впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшеніе, вы духовніи, — кто бы вы ни были, только духовные, — исправляйте таковаго духомъ кротости. Укоряешь ли ты кого, внутренно люби его; увѣщеваешь ли, ласкаешь ли, обличаешь ли, угрожаешь ли, люби и дѣлай, что хочешь. Отецъ не питаетъ ненависти къ сыну, впрочемъ и отецъ, если нужно, наказываетъ сына, причиняетъ скорбь ему, чтобы сберечь его благосостояніе. Вотъ что значитъ — дѣйствовать въ духѣ кротости. Ибо если впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшеніе, и ты скажешь: «это до меня не касается»; то я спрошу тебя: почему это до тебя не касается? — Ты мнѣ отвѣчать будешь: потому, что кійждо свое бремя понесетъ; на это я скажу тебѣ: поистинѣ ты охотно выслушалъ и понялъ, что значатъ слова: другъ друга тяготы носите. — Итакъ, если впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшеніе; то ты, духовный, исправляй таковаго въ духѣ кротости. За грѣхъ свой онъ конечно самъ отвѣчать будетъ, потому что кійждо свое бремя понесетъ: но если ты безъ вниманія оставишь грѣховную рану его, то долженъ будешь тяжко отвѣчать за грѣхъ своего нерадѣнія. И потому, если вы не будете другъ друга тяготы носить; то тяжкій дадите отвѣтъ за свою вину, по словамъ: кійждо свое бремя понесетъ. Старайтесь носить бремена одинъ другаго, — и Богъ пощадитъ васъ, когда всякій понесетъ свое бремя. Ибо, если впадетъ кто въ нѣкое согрѣшеніе, и ты понесешь сіе бремя, такъ что въ духѣ кротости исправишь согрѣшившаго: то, дочитавшись до того мѣста, гдѣ сказано: кійждо свое бремя понесетъ, ты съ чистою совѣстію скажешь Богу: остави намъ долги наша. Помните же, братія, что означаютъ слова: аще впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшеніе; не оставьте также безъ вниманія и сего слова: человѣкъ. Ибо Апостолъ могъ сказать: если впадетъ кто-либо, или всякъ, кто впадетъ; но онъ, вмѣсто сихъ словъ, употребилъ слово: человѣкъ. А весьма трудно, чтобы человѣкъ не впалъ въ какое-либо согрѣшеніе; ибо что есть человѣкъ?

Но духовные, которыхъ Апостолъ увѣщевалъ, чтобъ они съ кротостію исправляли человѣка въ согрѣшеніе впадшаго, можетъ быть, говорили въ сердцахъ своихъ: будемъ носить бремена тѣхъ, которые впадаютъ въ согрѣшенія, потому что мы сами въ себѣ не имѣемъ ничего такого, что бы они могли носить. Посему въ слѣдующихъ словахъ (внимай имъ, ибо и ты не долженъ быть безпеченъ): смотри, наблюдай за собою, да не и ты искушенъ будеши, Апостолъ предостерегаетъ духовныхъ, чтобъ они не гордились, и не надмевались. Правда истинно духовные не будутъ превозноситься; а если превозносятся, то, боюсь, не потому ли, что содѣлались плотскими: однакожъ и духовный долженъ смотрѣть за собою, чтобы не впасть въ искушеніе. Ибо ужели потому, что онъ духовный, не есть уже и человѣкъ? Ужели потому, что духовный, онъ не имѣетъ уже и тѣла тлѣннаго, которое отягощаетъ душу (Прем. 9, 15)? Ужели потому, что духовный, онъ кончилъ уже жизнь сію, которая вся не иное что есть, какъ искушеніе человѣку на земли (Іов. 7, 1)? — Итакъ хорошо ему сказано, дѣйствительно хорошо: блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши. — И какъ скоро Апостолъ предложилъ имъ, то есть, духовнымъ, такое увѣщаніе, онъ тотчасъ присовокупилъ сію общую мысль: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ. Чтожъ значитъ: другъ друга? Плотскій человѣкъ долженъ носить бремя другаго плотскаго; а духовный долженъ нести бремя другаго духовнаго: другъ друга тяготы носите. Не будьте не внимательны ко грѣхамъ другъ друга: у кого изъ васъ есть дерзновеніе, обличайте (1 Кор. 7, 4); у кого нѣтъ дерзновенія обличать, увѣщавайте; и если еще нужно, молитесь, просите, чтобъ кто-нибудь не согрѣшилъ. Но не уничижилъ ли я васъ тѣмъ, что сказалъ: просите? Такъ послушайте Апостола: споспѣшествующе же, говоритъ онъ, и молимъ, не вотще благодать Божію пріяти вамъ (2 Кор. 6, 1). Врачъ если найдетъ силы въ больномъ, то обращается съ нимъ строго; если же силъ въ немъ не найдетъ, и опасается, чтобы отъ строгаго обращенія больной не умеръ: то уговариваетъ, упрашиваетъ его, дабы онъ слушалъ его совѣты, исполнялъ его предписанія, и не отчаявался въ своей жизни. Итакъ ясно, что Апостолъ сіи слова: другъ друга тяготы носите, — слѣдующія за словами: блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши, — произнесъ потому, что хотѣлъ преподать въ нихъ наставленіе духовному, чтобъ онъ не мечталъ о себѣ много, — чтобы не думалъ, будто онъ не имѣетъ бремени, которое другой долженъ былъ бы понести.

Слушай Апостола далѣе: вотъ онъ опять направлаетъ слово свое противъ тщеславія, гордости и надменности: кто почитаетъ себя чѣмъ-нибудь тогда, какъ онъ ничто: тотъ обольщаетъ самъ себя. Лучше сего нельзя сказать: обольщаетъ самъ себя. Не за все должно обвинять діавола; человѣкъ иногда самъ для себя есть діаволъ. Ибо для чего должно опасаться діавола? Конечно для того, чтобъ онъ не обольстилъ тебя. Итакъ не самъ ли ты для себя становишься діаволомъ, когда самъ себя обольщаешь? — Что потомъ? — Каждый пусть испытываетъ свое дѣло, и такимъ образомъ онъ будетъ имѣть похвалу въ себѣ только, а не въ другомъ. Если ты дѣлаешь какое-либо доброе дѣло, и дѣлаешь его потому, что тебѣ пріятно за сіе слышать похвалу отъ другаго, а если бы другой не сталъ хвалить тебя, ты оставилъ бы и совершеніе добраго дѣла, не слыша за сіе хвалы: то въ семъ случаѣ ты имѣешь похвалу въ другомъ, а не въ себѣ самомъ. Когда другой хвалитъ тебя, ты дѣлаешь; а если случится, что даже доброе твое дѣло не понравится человѣку, хотя бы то глупому, ты не дѣлаешь его. Не видишь ли, какъ многіе хвалятъ такихъ людей, которые расточаютъ свое имущество на комедіантовъ, и которые ничего не даютъ бѣдному? Ужели совершаемое сими людьми дѣло должно почитать добрымъ потому, что ихъ хвалятъ? — Проснись же! Хвалимь есть грѣшный въ похотехъ души своея (Псал. 9, 24). — Всѣ вы на сіе соглашаетесь, потому что знаете Святое Писаніе, изъ котораго мы приводимъ свидѣтельство. Пусть же услышатъ это и тѣ, которые не знаютъ онаго. Въ Святомъ Писаніи возвѣщено: яко хвалимь есть грѣшный въ похотехъ души своея, и обидяй благословимь есть. Если же хвалимь есть грѣшный въ похотехъ души своея, и обидяй благословимь есть; то ищи теперь себѣ хвалителей. Тебя терзаютъ злыя похоти? Предавайся ежедневно нечестію для удовлетворенія своихъ похотей, и ищи себѣ хвалителей. Повѣрь мнѣ, ты найдешь однихъ льстецовъ и обманщиковъ. Какъ обманщиковъ и льстецовъ? — Я объясню свои слова. Льстецы суть тѣ, которые знаютъ, что ты худо дѣлаешь, и однакожъ тебя хвалятъ; а тѣ, которые хвалятъ тебя за худое дѣло потому, что почитаютъ оное добрымъ, не суть льстецы, поелику отъ сердца хвалятъ, но суть обманщики, поелику непрестаннымъ одобреніемъ худыхъ твоихъ дѣйствій обманываютъ тебя, и не даютъ тебѣ собраться съ мыслями. Ибо ты предаешься пустымъ мечтамъ, почитаешь дѣло свое добрымъ, расточаешь свое имѣніе, разоряешь свой домъ, дѣтей своихъ оставляешь нагими. Похвалы дѣлаютъ тебя безумнымъ; ты бѣгаешь, рукоплещешь, получаешь знаки благосклонности, прилагаешь ихъ къ устамъ, домъ свой разстроиваешь до основанія, и собираешь вѣтеръ. — Почему, спрашиваешь ты, тѣ суть мои обманщики, которые хвалятъ меня отъ сердца? — Потому они твои обманщики, что прежде, по заблужденію, были обманщиками и самихъ себя. А кто самъ себя обманываетъ, тотъ можетъ ли не ввести и тебя въ обманъ? Итакъ хвалимь есть грѣшный въ похотехъ души своея, и обидяй благословимь есть. Берегись такой хвалы, — убѣгай таковаго благословенія; и между тѣмъ дѣлай добро. Но ты скажешь: я не понравлюсь такому-то, если буду дѣлать оное: ты и не старайся нравиться ему, а благоугождай Богу. Ибо, если тому не понравишься, а благоугодишь Богу; то будешь имѣть похвалу въ себѣ самомъ, а не въ другомъ. Но злые люди поносятъ добрыхъ, и міролюбцы злословятъ презирающихъ міръ, безчестятъ ихъ, ищутъ, чѣмъ бы укорить ихъ; какъ скоро услышатъ о нихъ что-либо худое, тотчасъ вѣрятъ; если же услышатъ что-нибудь доброе, то вѣрить не хотятъ: и отъ сего сердце твое смущается такъ, что ты оставляешь доброе свое дѣло, потому что не находишь никого, кто бы хвалилъ тебя, или льстилъ тебѣ, или тебя обманывалъ. Ужели же не довольно для тебя свидѣтельства твоей совѣсти?

Отъ чего ты смущаешься въ святилищѣ сердца твоего, предъ очами Божіими? — Пожалуй, скажи, отъ чего ты смущаешься? — Отъ того, что много худаго говорятъ о мнѣ. Такъ ли ты отвѣчаешь? Вѣрно, не пришелъ бы ты въ смущеніе на кораблѣ сердца твоего, если бы на немъ Христосъ не спалъ. Ты слышалъ слова чтеннаго Евангелія: и се трусъ великъ бысть въ мори, якоже кораблю покрыватися волнами (Матѳ. 8, 24); отъ чего? Отъ того, что Христосъ спаше. Въ то время спитъ Христосъ въ сердцѣ твоемъ, когда ты забываешь вѣру свою? Вѣра Христова въ сердцѣ твоемъ есть тоже, что Христосъ на кораблѣ ономъ. Ты слышишь порицанія, безпокоишься, смущаешься: это знакъ, что спитъ Христосъ. Возбуди Христа, возбуди свою вѣру. Ты знаешь, что надобно дѣлать во время своего смущенія: возбуди вѣру свою, тогда Христосъ возстанетъ отъ сна, и скажетъ тебѣ: «тебя смущаетъ безчестіе? Но не Я ли первый понесъ его за тебя?» — Вотъ что говоритъ тебѣ Христосъ; такъ говоритъ тебѣ вѣра твоя. Внимай ея вѣщанію. Ужели ты забылъ (какъ бы такъ она говоритъ тебѣ), что Христосъ пострадалъ за насъ (1 Петр. 2, 21)? И прежде, нежели постарадалъ, терпѣлъ поруганія? Онъ изгонялъ бѣсовъ, а Ему говорили: бѣса имаши (Іоан. 8, 48). О Немъ-то сказано у Пророка: поношенія поносящихъ ти нападоша на мя (Псал. 68, 10). — Итакъ возбуди Христа, — и Онъ скажетъ тебѣ въ сердцѣ твоемъ: егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 11-12).

Вѣруй тому, что сказано, и въ твоемъ сердцѣ будетъ великое спокойствіе. — Кто почитаетъ себя чѣмъ-нибудь тогда, какъ онъ ничто: тотъ обольщаетъ самъ себя. Каждый пусть испытываетѣ свое дѣло, и такимъ образомъ онъ будетъ имѣть похвалу въ себѣ только, а не въ другомъ. Хвалитъ ли тебя другой, порицаетъ ли; ты имѣешь похвалу въ себѣ самомъ, потому что похвала твоя есть Богъ, обитающій въ твоей совѣсти. Тогда ты уподобишься мудрымъ дѣвамъ, которыя принесли съ собою елей въ сосудахъ (Матѳ. 25, 4), чтобъ имѣть похвалу не въ другомъ, а въ самихъ себѣ. Ибо тѣ, которыя не принесли съ собою елея, потерпѣли скудость сами отъ себя; свѣтильники ихъ начали угасать, и они сказали: дадите намъ отъ елея вашего (ст. 8). Что значитъ: дадите намъ отъ елея вашего, какъ не то, что хвалите наши дѣйствія, поелику для насъ не довольно свидѣтельства нашей совѣсти?

Что казалось темнымъ въ чтеніи изъ Апостольскаго Посланія, то я объяснилъ, какъ Господь вразумилъ меня. Прочее ясно, и требуетъ не объясненія, а исполненія. Но дабы исполнить то, что мы слышали, обратимся съ молитвою къ Тому, безъ чьей помощи не можемъ сдѣлать ничего добраго; ибо Самъ Онъ сказалъ ученикамъ Своимъ: яко безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5).

Примѣчанія:
[1] Предлагаемое Слово находится въ числѣ недавно найденныхь десяти поученій Блаженнаго Августина. Книга, въ которой содержатся сіи поученія, напечатана въ Римѣ въ 1819 году, и посвящена Папѣ Пію VII. Рукописи сихъ поученій отысканы Монахомъ Октавіемъ Фрайа въ Библіотекѣ, принадлежащей Монастырю Кассино.
[2] Трапезою Кипріана называласъ одна Карѳагенская церковь, устроенная на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ Святый Кипріанъ пострадалъ и принялъ мученическій вѣнецъ. См. August. oper. tom. V, p. 871. Antuerpiae, 1700.

Источникъ: Блаженнаго Августина Слово, говоренное въ Карѳагенѣ, въ трапезѣ Святаго Кипріана. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1834 годъ. Часть первая. — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1834. — С. 141-156.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.