Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія.
Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ.
Бесѣда на псаломъ сорокъ четвертый.

(1) Въ конецъ, о измѣняемыхъ [1], сыномъ Кореовымъ въ разумъ, пѣснь о возлюбленнѣмъ.

Кажется, что и сей Псаломъ ведетъ къ усовершенствованію человѣческой природы, и тѣмъ, которые вознамѣрились жить добродѣтельно, доставляетъ пользу для сей предположенной цѣли. Ибо для преуспѣвающихъ нужно ученіе объ усовершенствованіи, какое предлагаетъ сей Псаломъ, имѣющій надписаніе: въ конецъ, о измѣняемыхъ, гдѣ подразумѣвается: о людяхъ; потому что мы изъ всѣхъ разумныхъ существъ наиболѣе подлежимъ ежедневнымъ, и почти ежечастнымъ, измѣненіямъ и превращеніямъ. Мы не бываемъ тождественны сами съ собою ни по тѣлу, ни по душевному расположенію. Напротивъ того, тѣло наше непрестанно течетъ и разсѣвается, находится въ постоянномъ движеніи и превращеніи, то возрастая изъ малаго въ большее, то сокращаясь изъ совершеннаго въ недостаточное. Ибо не одно и не тоже съ новорожденнымъ младенцемъ отрокъ, который ходитъ въ училище, и способенъ понимать искусства и науки. И опять, безспорно, иное съ отрокомъ — подрастающій юноша, который уже въ силахъ приниматься за дѣла отважныя. И отъ /с. 272/ юноши отличается мужъ крѣпостію и величиною тѣла и полнотою разума. И опять, пришедшій въ зрѣлость и достигшій постояннаго возраста начинаетъ мало по малу чувствовать лишенія; тѣлесная бодрость незамѣтно у него оскудѣваетъ, тѣлесныя силы слабѣютъ, пока согбенный старостію не дойдетъ до послѣдняго упадка силъ. Такъ мы измѣняемы; а потому Псаломъ симъ словомъ премудро дѣлаетъ намекъ на насъ, человѣковъ. Ибо Ангелы не терпятъ измѣненія. Нѣтъ между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, но въ какомъ состояніи сотворены въ началѣ, въ томъ они остаются, и составъ ихъ сохраняется чистымъ и неизмѣняемымъ. А мы измѣняемся и по тѣлу, какъ уже сказано, а также и по душѣ и по внутреннему человѣку, перемѣняя свои мысли вмѣстѣ съ предметами, непрестанно намъ встрѣчающимися. И мы инаковы, когда благодушествуемъ, когда все въ жизни идетъ у насъ удачно; инаковы въ обстоятельствахъ затруднительныхъ, когда встрѣчаемъ что-нибудь вопреки своему желанію. Мы измѣняемся и отъ гнѣва, принимая на себя какой-то звѣрскій видъ; измѣняемся и отъ вожделѣній, дѣлаясь скотоподобными чрезъ сластолюбивую жизнь. Кони женонеистовни сотворишася воспламененные страстію къ женѣ ближняго (Іер. 5, 8). Коварный уподобляется лису, какъ Иродъ (Лук. 13, 32). А безстыдный называется псомъ [2], какъ Навалъ Кармильскій. Видишь ли, какъ разнообразно и многовидно наше измѣненіе? Подивись же Тому, Кто такъ прилично примѣнилъ къ намъ сіе наименованіе! Посему, какъ мнѣ кажется, одинъ изъ толковниковъ [3] хорошо и удачно выразилъ ту же мысль другимъ наименованіемъ, вмѣсто: /с. 273/ о измѣняемыхъ, сказавъ: о лиліяхъ. Скорое увяданіе цвѣтовъ почелъ онъ приличнымъ примѣнить къ бренности человѣческаго естества.

Но поелику слово поставлено въ будущемъ времени; ибо сказано: о тѣхъ, которые измѣнятся, какъ будто сіе измѣненіе произойдетъ съ нами въ послѣдствіи: то посмотримъ, не указываетъ ли оно намъ на мысль о воскресеніи, въ которомъ дано будетъ намъ измѣненіе, и измѣненіе въ состояніе лучшее и духовное? Ибо сказано: сѣется въ тлѣніе, возстаетъ въ нетлѣніи (1 Кор. 15, 42-44). Тогда измѣнится вмѣстѣ съ нами и вся чувственная тварь. Ибо и небеса яко риза обѣтшаютъ, и яко одежду свіетъ ихъ Богъ, и измѣнятся (Псал. 101, 27). Тогда, по слову Исаіи, и солнце сдѣлается въ седмь кратъ больше себя самого, а луна величиною, какъ нынѣ солнце (Ис. 30, 26). Поелику же словеса Божіи писаны не для всѣхъ, а только для тѣхъ, которые имѣютъ уши по внутреннему человѣку, то Пророкъ и надписалъ: о измѣняемыхъ, какъ думаю, о тѣхъ, которые заботятся о себѣ самихъ, и чрезъ упражненіе въ благочестіи непрестанно болѣе и болѣе преуспѣваютъ. Ибо это есть прекраснѣйшее измѣненіе, какое даруетъ намъ десница Вышняго. Такое измѣненіе сознавалъ въ себѣ и блаженный Давидъ, когда, вкусивъ благъ добродѣтели, простирался впередъ. Ибо что говоритъ? И рѣхъ: нынѣ начахъ: сія измѣна десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Посему для преуспѣвающаго въ добродѣтели нѣтъ мгновенія, въ которое бы онъ не измѣнялся. Ибо сказано: егда бѣхъ младенецъ, глаголахъ яко младенецъ, мудрствовахъ яко младенецъ, смышляхъ яко младенецъ: егда же быхъ мужъ, отвергoхъ младенческая (1 Кор. 13, 11). И опять, сдѣлавшись мужемъ, не прекратилъ своей дѣятельности, но задняя забывая, въ предняя же простираяся, къ намѣренному текъ, къ почести вышняго званія (Филип. 2, 13. 14). Посему /с. 274/ и то — измѣненіе, когда внутренній человѣкъ со дня на день обновляется.

Поелику же Пророкъ хочетъ возвѣстить намъ о Возлюбленнѣмъ, Который принялъ на себя домостроительство воплощенія для насъ, достойныхъ такой милости; то говоритъ, что пѣснь сія дана сыномъ Кореовымъ. Ибо это пѣснь, а не псаломъ; и потому была передана однимъ голосомъ и только стройнымъ пѣніемъ, безъ сопровожденія звуками органа. Пѣснь же о Возлюбленнѣмъ. И толковать ли тебѣ, какого Возлюбленнаго разумѣетъ слово? Или и прежде моихъ словъ знаешь это, помня объ упоминаемомъ въ Евангеліи гласѣ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5)? Онъ возлюбленъ Отцемъ, какъ Единородный; возлюбленъ всею тварію, какъ человѣколюбивый Отецъ и благій Предстатель. А возлюбленное и благое въ существѣ своемъ одно и тоже. Посему нѣкоторые хорошо опредѣлили, назвавъ благимъ то, чего всѣ желаютъ. Но не всякій можетъ достигнуть совершенства любви и познать истинно-Возлюбленнаго, а только тотъ, кто совлекся уже ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), и облекся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго (Кол. 3, 10). Кто любитъ деньги, воспламеняется тлѣнною тѣлесною красотою, предпочитаетъ настоящую славу, тотъ, истощивъ силу любви, на что не слѣдовало, дѣлается слѣпъ къ созерцанію истинно-Возлюбленнаго. Посему сказано: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ умомъ твоимъ (Марк. 12, 30). Слово всѣмъ не допускаетъ удѣленія любви на другіе предметы. Ибо сколько истратишь любви на земные предметы, столько, по необходимости, не достанетъ у тебя въ цѣломъ. Посему-то не многіе изъ людей наименованы друзьями Божіими, какъ Моисей, о которомъ написано, что онъ другъ /с. 275/ Божій (Исх. 33, 11), и какъ Іоаннъ. Ибо сказано: другъ Жениховъ, стоя, радостію радуется (Іоан. 3, 29), то есть, кто имѣетъ твердую и непоколебимую любовь ко Христу, тотъ достоинъ Его дружбы. Посему и Господь уже достигшимъ совершенства ученикамъ говоритъ: не ктому васъ глаголю рабы, но други, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его (Іоан. 15, 15). И такъ совершенному возможно познать истинно-Возлюбленнаго. И дѣйствительно, одни святые суть друзья Божіи и друзья другъ другу, а всякій порочный и невѣжда — не другъ; потому что блага дружбы не совмѣстны съ худымъ расположеніемъ сердца. Почему безобразное и нестройное не можетъ прійдти въ согласіе дружбы. Ибо зло противоборственно не только добру, но и самому себѣ.

Но уже приступимъ къ истолкованію пророческихъ словъ:

(2) Отрыгну сердце мое слово благо. Иные полагали, что сіе говорится отъ лица Отца о Словѣ, Которое было въ началѣ у Отца, и Которое, говорятъ они, Отецъ извелъ какъ бы изъ сердца, изъ самой утробы; и отъ благаго сердца произошло Слово благо. А мнѣ кажется, что слова сіи относятся къ лицу пророческому: потому что послѣдующія слова не оправдываютъ сего толкованія объ Отцѣ. Отецъ не могъ бы сказать о Своемъ языкѣ: языкъ Мой трость книжника скорописца. (3) Красенъ добротою паче сыновъ человѣческихъ. Потому что не сравнительно съ человѣками имѣетъ Онъ превосходство красоты. И далѣе говоритъ: (8) сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости. Не сказалъ: помазахъ Тя Богъ Твой, но — помаза Тя; изъ чего видно, что иное есть лице говорящее. Кто же это лице, какъ не Пророкъ, ощутившій дѣйствіе на него Духа Святаго? Онъ говоритъ: отрыгну сердце мое слово благо. Отрыжка есть внутренній воздухъ, при вареніи пищи изъ расторгшихся пузырь/с. 276/ковъ поднимающійся вверхъ: и напитанный хлѣбомъ живымъ, сшедшимъ съ небеси и дающимъ жизнь міру, насыщенный всякимъ глаголомъ, исходящимъ изъ устъ Божіихъ, то есть, по обыкновенному въ Писаніи иносказанію, душа напитанная священными ученіями, даетъ отрыжку сообразную пищѣ. А какъ пища была словесная и добрая; то Пророкъ отрыгаетъ слово благо. Благій человѣкъ отъ благаго сокровища сердца своего износитъ благое (Матѳ. 12, 35). Будемъ и мы искать пищи въ словѣ къ насыщенію душъ своихъ (ибо сказано: праведный ядый насытитъ душу свою, Прит. 13, 26), чтобы сообразно съ тѣмъ, что напитало насъ, произносить намъ не какое либо слово, но слово благо. Человѣкъ лукавый, напитанный нечестивыми ученіями, отрыгаетъ изъ сердца слово лукавое. Не видишь ли, что отрыгаютъ уста еретиковъ? Подлинно нѣчто отвратительное и смрадное, изобличающее, какъ сильна и глубока болѣзнь сихъ несчастныхъ! Ибо лукавый человѣкъ отъ лукаваго сокровища сердца своего износитъ лукавая. Посему чешемъ слухомъ (2 Тим. 4, 3), не избирай себѣ такихъ учителей, которые могутъ произвести болѣзнь въ твоей внутренности, и сдѣлать, что отрыгнешь слова лукавыя, за которыя будешь осужденъ въ день суда. Ибо сказано: отъ словесъ своихъ оправдишися, и отъ словесъ своихъ осудишися (Матѳ. 12, 37).

Глаголю азъ дѣла моя Цареви. И сіе изреченіе, конечно, ведетъ насъ къ мысли о лицѣ пророческомъ. Глаголю азъ дѣла моя Цареви, — это значитъ: признаюсь предъ судіею, и обнаруженіемъ собственныхъ дѣлъ своихъ предварю обвинителя. Ибо мы пріяли такую заповѣдь: глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдишися (Иса. 43, 26). Языкъ мой трость книжника скорописца. Какъ трость есть орудіе письменности, когда опытная рука движетъ ею для начертанія написуемаго, такъ и языкъ праведника, когда Святый /с. 277/ Духъ имъ движетъ, погружаемый не въ чернилѣ, но въ Духѣ Бога Живаго, на сердцахъ вѣрующихъ написываетъ слова вѣчной жизни. Посему Духъ Святый есть книжникъ, потому что премудръ и всѣхъ научаетъ, и скорописецъ, потому что быстро движеніе мысли. Пишетъ же въ насъ Духъ помышленія, не на скрижалѣхъ каменныхъ, но на скрижалѣхъ сердца плотяныхъ (2 Кор. 3, 3). А по мѣрѣ широты сердца, Духъ пишетъ на сердцахъ болѣе или менѣе; по мѣрѣ предуготовительной чистоты, пишетъ или для всѣхъ явственно, или неявственно. По скорости же написуемаго, цѣлая уже вселенная наполнена благовѣстіемъ.

Слѣдующія же за симъ слова, кажется мнѣ, должно принять за начало особой рѣчи, и не связывать ихъ съ предъидущими, но приложить къ послѣдующимъ. Ибо слова: красенъ добротою, какъ думаю, чрезъ обращеніе говорящаго, сказаны ко Господу.

(3) Красенъ добротою паче сыновъ человѣческихъ, изліяся благодать во устнахъ Твоихъ. Къ этой мысли приводятъ насъ Аквила и Симмахъ. Первый говоритъ: Ты украшенъ красотою паче сыновъ человѣческихъ; а Симмахъ: Ты прекрасенъ красотою паче сыновъ человѣческихъ. Посему краснымъ добротою Пророкъ называетъ Господа, приникнувъ въ Его Божество, потому что воспѣваетъ не красоту Его плоти. Ибо видѣхомъ Его, и не имяше вида, ни доброты: но видъ Его безчестенъ, умаленъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ (Иса. 53, 3). Изъ сего явно, что Пророкъ, созерцая свѣтозарность Господа, и объятый ея сіяніемъ, душевно уязвленный сею добротою, подвигся божественною любовію къ мысленной красотѣ. А когда она явится душѣ человѣческой, тогда все дотолѣ любимое окажется гнуснымъ и презрѣннымъ. Посему и Павелъ, когда увидѣлъ Краснаго добротою, вся вмѣнилъ за уметы, да Христа пріобрящетъ (Филип. 3, 8). И хотя чуждые слову истины проповѣдь Евангельскую назы/с. 278/ваютъ юродствомъ, уничижая за простоту рѣчи въ Писаніи: но мы, которые хвалимся крестомъ Христовымъ, которымъ открыто Духомъ, яже отъ Бога дарованная намъ, не въ наученыхъ человѣческія премудрости словесехъ (1 Кор. 2, 13), мы знаемъ, что въ ученіи о Христѣ изліялось на насъ отъ Бога богатство благодати. Посему-то въ короткое время проповѣдь обтекла почти цѣлую вселенную; ибо обильная и щедрая благодать излита на проповѣдниковъ Евангелія, которыхъ Писаніе наименовало и устнами Христовыми. Посему-то проповѣдь Евангельская въ своихъ, презираемыхъ иными, реченіяхъ заключаетъ много убѣдительнаго и влекущаго ко спасенію. И всякая душа препобѣждается непреложными догматами, будучи утверждаема благодатію въ непоколебимой вѣрѣ во Христа. Посему и говоритъ Апостолъ: Имже пріяхомъ благодать и апостольство въ послушаніе вѣры (Рим. 1, 5). И еще: паче всѣхъ ихъ потрудихся, не азъ же, но благодать Божія, яже со мною (1 Кор. 15, 10).

Изліяся благодать во устнахъ Твоихъ: сего ради благослови Тя Богъ во вѣкъ. Въ Евангеліи написано, что дивляхуся о словесѣхъ благодати, исходящихъ изъ устъ Его (Лук. 4, 22). Посему Псаломъ, чтобы яснѣе представить множество благодати въ словахъ Господа нашего, выразительно говоритъ: изліяся благодать во устнахъ Твоихъ. По неистощимости благодати въ словѣ, благослови Тя, сказано, Богъ во вѣкъ. Очевидно, что сіе должно относить къ человѣчеству, такъ какъ оно преспѣваетъ премудростію и возрастомъ и благодатію (Лук. 2, 52). Относительно къ одному человѣчеству разумѣемъ, что благодать дана Ему, какъ награда за Его доблести. Подобное сему выражается въ словахъ: (8) возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. Близко къ сему и написанное Павломъ къ Филиппійцамъ: смирилъ Себе, /с. 279/ послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе (2, 8. 9). Изъ сего видно, что сіе говорится о Спасителѣ, какъ о человѣкѣ. Или, поелику Церковь — тѣло Господне, и Господь — Глава Церкви; и какъ служители небеснаго слова, по сказанному выше, суть устнѣ Христовы (напр. Павелъ имѣлъ глаголющаго въ себѣ Христа 2 Кор. 13, 3, а тоже имѣетъ и всякій подобный Павлу по добродѣтели), такъ и всѣ мы вѣрующіе, каждый самъ по себѣ, составляемъ прочіе члены тѣла Христова: то не погрѣшитъ, кто благословеніе, данное Церкви, отнесетъ къ самому Господу. Посему слова: благослови Тя Богъ, значатъ: члены Твои и тѣло Твое исполнилъ Богъ Своими благами во вѣкъ, то есть до безконечности.

(4) Препояши мечъ Твой по бедрѣ Твоей, Сильне, (5) Красотою Твоею и добротою Твоею. Думаемъ, что сіе въ переносномъ смыслѣ относится къ живому Слову Божію, чтобы Оно соединилось съ плотію, къ Слову, Которое дѣйственно и острѣйше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до раздѣленія души же и духа, членовъ же и мозговъ, и судительно помышленіемъ и мыслемъ сердечнымъ (Евр. 4, 12). Ибо бедро есть символъ родотворной силы. Сказано: сіи души, яже изыдоша изъ чреслъ Іакова (Быт. 46, 26). Посему Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ есть жизнь, путь, хлѣбъ, виноградная лоза, истинный свѣтъ, и именуется другими многими именами, такъ есть и мечъ, который отсѣкаетъ страстную часть души и убиваетъ похотливыя движенія. Потомъ, поелику Богъ-Слово имѣлъ вступить въ соединеніе съ немощію плоти, то весьма кстати присовокуплено: Сильне. Ибо это — величайшее доказательство силы, что Богъ возмогъ быть въ человѣческомъ естествѣ. Силу Слова-Бога не столько доказываетъ созданіе неба, земли, моря, воздуха, произведеніе величайшихъ /с. 280/ стихій, и все, что ни представимъ премірнаго и преисподняго, сколько домостроительство вочеловѣченія и снисхожденіе къ уничиженному и немощному человѣчеству. Красотою Твоею и добротою Твоею. Красота отлична отъ доброты. Красивымъ называется, что въ свое время пришло въ полную свою зрѣлость. Такъ прекрасна пшеница, когда поспѣла для жатвы. Прекрасенъ плодъ виноградный, когда онъ съ теченіемъ годовыхъ временъ, переваривъ въ себѣ соки, достигъ совершенства и сталъ годенъ къ наслажденію. А доброта есть стройность въ сложеніи членовъ, производящая собою привлекательность. Препояши мечъ Твой по бедрѣ Твоей, Сильне, красотою Твоею, то есть при исполненіи временъ, и добротою Твоею, то есть, созерцаемымъ и умопредставляемымъ Божествомъ. Ибо Оно дѣйствительно есть доброта, превышающая все разумѣніе человѣческое и всѣ силы человѣческія, и созерцаемая однимъ умомъ. Познали доброту Его ученики Его, которымъ Онъ наединѣ разрѣшалъ притчи. Видѣли доброту Его Петръ и сыны Громовы на горѣ, видѣли доброту, которая была свѣтлѣе свѣтлости солнечной, и удостоились узрѣть очами предначатіе славнаго Его пришествія.

И наляцы, и устѣвай, и царствуй. То есть, начавъ попеченіе свое о человѣкахъ воплощеніемъ, содѣлай сіе попеченіе усильнымъ, непрерывнымъ и неослабнымъ. Это проложитъ путь и доставитъ успѣхъ проповѣди, и всѣхъ покоритъ Твоему царству. Да не удивляетъ же насъ, что говорится повелительно: успѣвай, по обыкновенію Писанія, которое всегда такъ выражаетъ желанія. Да будетъ воля Твоя, вмѣсто — буди. Да пріидетъ царствіе Твое, вмѣсто — пріиди.

Истины ради и кротости и правды: и наставитъ Тя дивно десница Твоя. Опять слово употребляетъ подобный прежнему оборотъ рѣчи, будто бы это, то есть успѣвать и царствовать, Господь пріемлетъ въ на/с. 281/граду за истину и кротость и правду. Должно же разумѣть сіе такъ: поелику у людей все превращено ложью; то, чтобы посѣять истину, царствуй надъ человѣками, надъ которыми царствуетъ грѣхъ, ибо Ты — Истина. Кротости ради, — чтобы Твоимъ примѣромъ всѣ были приведены къ справедливости и благости. Посему-то Господь сказалъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). Доказательство же кротости представилъ въ Своихъ дѣлахъ: укоряемый — молчалъ; ударяемый — терпѣлъ. И наставитъ тя дивно десница Твоя; не столпъ облачный, не огненное озареніе, но собственная десница Твоя будетъ Твоимъ путеводствомъ.

(6) Стрѣлы Твоя изощрены, Сильне. Изощренныя стрѣлы Сильнаго — это мѣткія слова, которыя, достигая до сердца слушателей, поражаютъ и уязвляютъ чувствительныя души. Ибо сказано: словеса мудрыхъ, якоже остны воловыя (Еккл. 12, 11). Посему и Псалмопѣвецъ, молясь нѣкогда объ избавленіи его отъ современныхъ коварныхъ людей, въ уврачеваніе языка льстива проситъ изощренныхъ стрѣлъ Сильнаго. Но проситъ также и углей пустынныхъ (Псал. 119, 4), чтобы кого, по окамѣненію сердца, не касаются стрѣлы слова, для тѣхъ готово было мученіе, которое и назвалъ углями пустынными. Для тѣхъ, которые сами себя лишили Бога, необходимо уготовленіе пустынныхъ углей. Нынѣ же стрѣлы Твоя изощрены. Сими стрѣлами уязвляются души, воспріявшія вѣру и распаленныя сильною любовью къ Богу. Онѣ говорятъ подобно невѣстѣ: уязвлена есмь любовію азъ (Пѣсн. Пѣсн. 2, 5). Неисповѣдимая же и неизрѣченная доброта Слова — это красота премудрости, и знакъ Божій во образѣ Его. Посему блаженны любозрители истинной доброты. Какъ привязанные къ ней любовію, и воспламеня въ себѣ любовь небесную и блаженную, они забываютъ родныхъ и друзей, забываютъ свой домъ и имѣніе, /с. 282/ не помнятъ даже о тѣлесной потребности ѣсть и пить, но преданы единой и чистой любви. Подъ изощренными стрѣлами можешь разумѣть и посланныхъ сѣять Евангеліе въ цѣлой вселенной; они по своей изощренности сіяли дѣлами правды и неощутительно проникали въ души поучаемыхъ. Сіи-то стрѣлы, посланныя повсюду, пріуготовили народы къ тому, что они пали къ стопамъ Христовымъ. Но мнѣ кажется, что съ большею послѣдовательностію мыслей возстановится рѣчь чрезъ перестановку словъ, такъ что выйдетъ слѣдующій смыслъ: наляцы, и успѣвай, и царствуй, и наставитъ Тя дивно десница Твоя, и людіе подъ Тобою падутъ; потому что стрѣлы Твоя изощрены въ сердцы врагъ Царевыхъ. Ни одинъ богоборецъ, и кичливый, и гордый, не падаетъ ницъ предъ Богомъ; но падаютъ тѣ, которые пріяли послушаніе вѣры. Стрѣлы же, падшія въ сердца прежде бывшихъ враговъ Царевыхъ, влекутъ ихъ къ желанію истины, влекутъ ихъ ко Господу, чтобы бывшіе врагами Богу примирились съ Нимъ по наученіи.

(7) Престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка: жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. (8) Возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. Поелику Пророкъ много уже говорилъ, обращаясь къ человѣчеству во Христѣ, то возводитъ теперь слово свое на высоту славы Единороднаго. Престолъ Твой, Боже, говоритъ онъ, въ вѣкъ вѣка, то есть, царство Твое за предѣлами вѣковъ и упреждаетъ собою всякую мысль. И весьма кстати, по покореніи народовъ, Пророкъ воспѣваетъ великолѣпіе царства Божія. Жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Для того Пророкъ и далъ Ему собственное Его именованіе, ясно назвавъ Богомъ: престолъ Твой, Боже. Жезлъ Божій есть жезлъ вразумляющій. Но вразумляя, ведетъ за собою суды правые, а не уклоняющіеся отъ правды. /с. 283/ Посему жезлъ царствія Его и называется жезломъ правости. Аще оставятъ сынове Его законъ Мой, и въ судьбахъ Моихъ не пойдутъ: посѣщу жезломъ беззаконія ихъ (Пс. 88, 31. 33). Видишь ли праведный судъ Божій? Не на всякаго употребляется жезлъ, но только на грѣшниковъ. Но жезлъ сей называется и жезломъ утѣшенія. Ибо сказано: жезлъ Твой и палица Твоя, та Мя утѣшиста (Пс. 22, 4). Онъ называется также и жезломъ сокрушенія: упасеши я жезломъ желѣзнымъ, яко сосудъ скудельничь сокрушиши я (Пс. 2, 9). Но перстное и бренное сокрушается ко благу пасомыхъ, такъ какъ предается во изможденіе плоти, да духъ стасется (1 Кор. 5, 5).

Сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. Поелику прообразовательное помазаніе долженствовало указывать на то, что самые архіереи и цари служили также прообразованіемъ: то плоть Господня была помазана истиннымъ помазаніемъ, сошествіемъ на нее Святаго Духа, Который именуется елеемъ радости. Господь же помазанъ паче причастникъ Своихъ, то есть, болѣе всѣхъ людей имѣющихъ участіе со Христомъ. Ибо имъ дается нѣкоторое частное общеніе Духа: на Сына же Божія сошедшій Духъ Святый, какъ говоритъ Іоаннъ, пребысть на Немъ (Іоан. 1, 32). Прекрасно Духъ именуется елеемъ радости. Ибо одинъ изъ плодовъ, возращаемыхъ Духомъ Святымъ, есть радость. Поелику же слово о Спасителѣ у Пророка касается вмѣстѣ и Божескаго естества, и домостроительства вочеловѣченія; то, опять обращая взоры на человѣчество Бога, говоритъ: возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе, желая тѣмъ сказать: прочіе люди трудами, подвигами, внимательностію достигаютъ нерѣдко расположенія къ добру, и отвращенія отъ зла; а въ Тебѣ есть естественное сродство съ добромъ и отчужденіе отъ беззаконія. Но и намъ, если захотимъ, не /с. 284/ трудно пріобрѣсть любовь къ правдѣ и ненависть къ беззаконію. Ибо на пользу разумной душѣ даровалъ Богъ всѣ способности, какъ способность любить, такъ и способность нанавидѣть, чтобы управляемые разумомъ любили мы добродѣтель, и ненавидѣли порокъ. Бываютъ же случаи, когда похвально оказывать ненависть. Не ненавидящія ли Тя, Господи, возненавидѣхъ; и о вразѣхъ Твоихъ истаяхъ? Совершенною ненавистію возненавидѣхъ я (Пс. 138, 21. 22).

(9) Смирна и стакти и касіа отъ ризъ Твоихъ, отъ тяжестей слоновыхъ, изъ нихже возвеселиша Тя. (10) Дщери царей въ чести Твоей. Пророческое слово, нисходя по порядку, и описавъ предварительно дѣла домостроительства, при озареніи Духа, открывающаго Пророку сокровенное, доходитъ наконецъ до страданій. Сказано: смирна и стакти и касіа отъ ризъ Твоихъ. Что смирна есть символъ погребенія, научаетъ насъ Евангелистъ Іоаннъ, сказывая, что Іосифъ Аримаѳейскій при погребеніи употребилъ смирну и алое (Іоан. 19, 32). А стакти есть тончайшій видъ смирны. При выжиманіи сего благовоннаго вещества, что бываетъ въ немъ жидкаго, отдѣляется въ стакти, а что остается густаго, называется смирною. Посему и благоуханіе Христово благоухаетъ какъ смирна, по причинѣ Его страданій, и какъ стакти, потому что Онъ не недвижимъ и не бездѣйственъ оставался въ продолженіи трехъ дней и трехъ ночей, но нисходилъ во адъ ради домостроительства воскресенія, чтобы исполнить все, что Ему надлежало. Благоухаетъ же касіею; потому что касія есть весьма тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесный стволъ. И можно думать, что пророческое слово именемъ касіи глубокомысленно и премудро указало намъ на крестное страданіе, воспринятое въ благодѣяніе всей твари. Посему видишь смирну, по причинѣ погребенія, — стакти, по причинѣ сошествія во адъ (ибо каждая ея капля /с. 285/ стремится внизъ), и касію, по причинѣ домостроительства, совершеннаго плотію на крестѣ.

По сей-то причинѣ говоритъ Пророкъ: возвеселиша Тя дщери царей въ чести Твоей. Но какія же это дщери царей, какъ не благородныя, великія и царственныя души? Познавъ Христа по нисхожденію Его къ человѣчеству, онѣ возвеселиша Его въ чести Его, въ истинной вѣрѣ и совершенной любви, прославляя Его Божество. О благоуханіяхъ же сихъ, то есть, о приточномъ словѣ и объ устроеніи ученій, Пророкъ говоритъ, что они не скудны были на ризахъ Христовыхъ, но разносились по всѣмъ зданіямъ. Ибо подъ тяжестями разумѣетъ огромные домы; а тѣмъ, что они были построены изъ слоновой кости, какъ думаю, показываетъ богатство любви Христовой къ міру.

Предста царица одесную Тебе, въ ризахъ позлащенныхъ одѣяна преиспещрена. Пророкъ говоритъ уже о Церкви, о которой узнаемъ изъ Пѣсни Пѣсней (6, 8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая пріемлетъ на десную страну Христову содѣлавшихся извѣстными по своимъ добрымъ дѣламъ, различая ихъ отъ людей негодныхъ, какъ пастырь различаетъ овецъ отъ козлищъ. Итакъ предстоитъ царица, то есть душа, сочетанная съ Женихомъ-Словомъ, не обладаемая грѣхомъ, но содѣлавшаяся причастницею царства Христова, предстоитъ одесную Спасителя въ ризахъ позлащенныхъ, то есть великолѣпно и священнолѣпно украшающая себя ученіями духовными, сотканными и преиспещренными. Поелику догматы — не одного рода, но различны и многообразны, объемлютъ собою ученія естественныя, нравственныя и таинственныя; то Псаломъ говоритъ, что ризы невѣсты преиспещрены.

(11) Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и домъ отца твоего. (12) И возжелаетъ Царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и по/с. 286/клонятся [4] Ему. Призываетъ Церковь къ слышанію и исполненію заповѣдуемаго, и называя ее дщерію, симъ наименованіемъ вводитъ въ свойство съ Собою, какъ бы по любви присвояя ей право быть чадомъ. Слыши, дщи, и виждь. Словомъ виждь учитъ ее имѣть умъ пріобученный къ созерцанію. Обозри тварь, и воспользовавшись порядкомъ въ ней видимымъ, восходи такимъ образомъ къ созерцанію Творца. Потомъ, смиряя ей высокую выю гордыни, говоритъ: приклони ухо твое. Не прибѣгай къ языческимъ вымысламъ, но пріими смиренное слово въ Евангельскомъ ученіи. Приклони ухо твое къ преподаваемымъ въ немъ наставленіямъ, чтобы забыть тѣ дурные обычаи и отеческія ученія. Посему забуди люди твоя, и домъ отца твоего. Ибо всякой творяй грѣхъ, отъ діавола есть (1 Іоан. 3, 8). Отринь ученія демонскія, забудь жертвы, ночныя ликовствованія, басни разжигающія на блудодѣяніе и на всякую нечистоту. Для того наименовалъ Я тебя Своею дочерью, чтобы ты возненавидѣла прежняго отца своего, который родилъ тебя на погибель. Если забвеніемъ сгладишь съ себя пятна лукавыхъ ученій; то, возвративъ себѣ собственную свою красоту, окажешься вождѣленною для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой, и поклонятся Ему. Словами: Той есть Господь твой, Пророкъ показываетъ необходимость повиновенія. Поклонятся же Ему всѣ твари. Ибо о имени Іисуса Христа всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Фил. 2, 10).

(13) И дщи Тирова съ дары: лицу твоему помолятся богатіи людстіи. Кажется, что въ Хананейской странѣ идолопоклонству предавались съ особеннымъ усердіемъ. А главный городъ Хананеи — Тиръ. Посему пророческое слово, убѣждая Церковь къ повиновенію, /с. 287/ говоритъ, что и дщи Тирова прійдетъ нѣкогда съ дарами. И лицу твоему богатіи людстіи поклонятся съ дары. Не сказалъ: тебѣ поклонятся съ дары, но — лицу твоему. Ибо не Церковь пріемлетъ поклоненіе, но глава Церкви — Христосъ, Котораго Писаніе наименовало Лицемъ.

(14) Вся слава дщери Царевы внутрь: рясны златыми одѣяна, и преиспещрена. (15) Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея. Поелику она очистилась отъ лукавства древнихъ ученій, повинуясь наставленію, забывъ люди своя и домъ отца своего; то Духъ Святый описываетъ ея качества. И поелику видитъ сокровенную ея чистоту; говоритъ: вся слава дщери Царевы, то есть Христовой невѣсты, которая чрезъ сыноположеніе стала уже дщерію Царя, внутрь. Псаломъ убѣждаетъ насъ вступить во внутреннѣйшія тайны славы Церковной; потому что красота невѣсты есть внутренняя. Ибо кто благоукрашаетъ себя для Отца, видящаго въ тайнѣ (Матѳ. 6, 4), и молится, и все дѣлаетъ не на показъ людямъ, но чтобы только быть видимымъ Единому Богу, то имѣетъ всю славу внутрь, какъ и дщерь Царева. Посему и рясны златыя, которыми она одѣяна и преиспещрена, также внутрь. Ничего не ищи въ наружномъ золотѣ, или въ тѣлесномъ преиспещреніи, но представь себѣ одѣяніе, достойное украшать созданнаго по образу Творца, какъ говоритъ Апостолъ: совлекшеся ветхаго человѣка, и облекшеся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго (Кол. 3, 9. 10). И кто облекся во утробы щедротъ, благость, смиренномудріе, долготерпѣніе, кротость (12), тотъ облеченъ внутренно, украшенъ по внутреннему человѣку. И Господомъ Іисусомъ совѣтуетъ облещися Павелъ (Рим. 13, 14), не по внѣшнему человѣку, но такъ, чтобы умъ нашъ покрывало памятованіе о Богѣ. И думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда къ назидательному слову присовокупляются и дѣла /с. 288/ съ нимъ сообразныя. Какъ, въ основу вплетая утокъ, ткутъ одежду для тѣла; такъ, когда за предваряющимъ словомъ слѣдуютъ сообразныя съ нимъ дѣла, уготовляется симъ благолѣпная одежда душѣ, имѣющей вполнѣ и словомъ и дѣломъ добродѣтельную жизнь. А рясны привѣшиваютъ къ одеждѣ; и ихъ должно понимать также въ духовномъ смыслѣ; почему и называются онѣ златыми. Поелику слово обширнѣе дѣла; то оно составляетъ какъ бы нѣкія рясны, которые спущены внизъ съ ткани дѣятельности. За невѣстою же Господнею слѣдуютъ нѣкоторыя души, не пріявшія къ себѣ сѣменъ чуждаго ученія; и онѣ-то приведутся къ Царю, сопровождая невѣсту. Да слышатъ же давшія Господу обѣтъ дѣвства, что дѣвы приведутся къ Царю, но дѣвы, которыя близки къ Церкви, слѣдуютъ за нею, а не уклоняются отъ церковнаго благочинія!

(16) Приведутся же дѣвы въ веселіи и радованіи, введутся въ храмъ Царевъ. Не тѣ, которыя по принужденію соблюдали дѣвство, не тѣ, которыя по скорби или по нуждѣ вступили въ честную жизнь, но которыя въ веселіи и радованіи услаждаются таковымъ преспѣяніемъ, тѣ приведутся Царю, и введутся не въ какое нибудь обыкновенное мѣсто, но въ храмъ Царевъ. Ибо сіи священные сосуды, которыхъ не осквернило человѣческое употребленіе, будутъ внесены во святая святыхъ, и дано имъ будетъ право имѣть доступъ въ самое святилище, котораго не будутъ попирать ноги нечистыя. А какъ важно быть введеннымъ въ храмъ Царевъ, показываетъ Пророкъ, когда молится о себѣ и говоритъ: едино просихъ отъ Господа, то взыщу. Еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и посѣщати храмъ святый Его (Пс. 26, 4).

(17) Вмѣсто отецъ твоихъ быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. Поелику выше повелѣно /с. 289/ забыть люди и домъ отца: то теперь, въ награду за послушаніе, вмѣсто отецъ получаетъ сыновей, и сыновей украшенныхъ такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земли. Кто же сіи сыны Царевы? Это сыны Евангелія, которые возобладали всею землею. Ибо сказано: во всю землю изыде вѣщаніе ихъ (Рим. 10, 12). И: сядутъ на двоюнадесяте престолу, судяще обѣманадесяте колѣнома Израилевома (Матѳ. 19, 28). А если подъ отцами невѣсты разумѣетъ кто Патріарховъ; то и въ такомъ случаѣ рѣчь не мимо идетъ Апостоловъ. Ибо вмѣсто Патріарховъ родились у ней сыны во Христѣ, творящіе дѣла Авраамовы, которые признаются равночестными Патріархамъ, потому что совершили подобныя имъ дѣла, за каковыя и отцы удостоились великихъ почестей. Святые же суть князи всея земли, по свойству съ добродѣтелію, такъ какъ добродѣтель, по самому существу своему, даетъ первенство, какъ Іакову дала власть надъ Исавомъ. Ибо сказано: буди господинъ брату твоему (Быт. 27, 29). Посему тѣ, которые содѣлались равночестными Отцамъ и подвижничествомъ добродѣтели пріобрѣли надъ всѣми превосходство, суть сыны невѣсты Христовой, и матерью своею поставляются князи по всей земли. Смотри же, какъ велика власть Царицы, — это власть рукополагать князей по всей землѣ.

(18) Помяну имя Твое во всякомъ родѣ и родѣ: сего ради людіе исповѣдятся Тебѣ въ вѣкъ, и во вѣкъ вѣка. Въ заключеніе всего рѣчь предлагается какъ бы отъ лица самой Церкви: помяну имя Твое во всякомъ родѣ и родѣ. Какое же это поминовеніе Церкви? — Это исповѣданіе народовъ.

Примѣчанія:
[1] Съ Греческаго: о измѣнитися хотящихъ.
[2] 1 Цар. 25, 3. По славянскому переводу: человѣкъ звѣронравенъ; у Седмидесяти: ὁ ἄνθρωπος κυνικός.
[3] Аквила.
[4] У Седмидесяти и въ Славянскомъ переводѣ читается: и поклонишися Ему.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть первая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 271-289.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.