Церковный календарь
Новости


2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 8-е, въ недѣлю сыропустную (1910)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 7-е, въ субботу сырную (1910)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ среду 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ Б. Р. Гершельмана (1939)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ игумена Филиппа (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 72.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО, АРХІЕПИСКОПА КЕСАРІИ КАППАДОКІЙСКІЯ.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1846).

БЕСѢДЫ.

БЕСѢДА 17.
На день святаго мученика Варлаама
(а).

Въ прежнія времена смерть святыхъ чествовали сѣтованіемъ и слезами. Горько плакася Іосифъ объ умершемъ Іаковѣ (Быт. 50, 1.); не мало сѣтовали Іудеи о кончинѣ Моисеевой (Втор. 34, 8.), и Самуила почтили многими слезами (1 Цар. 25, 1.). А нынѣ скачемъ при кончинѣ преподобныхъ; потому что качества скорбнаго измѣнились послѣ креста. Не плачемъ уже сопровождаемъ смерть святыхъ, но въ восторженныхъ ликованіяхъ веселимся при ихъ гробахъ; потому что смерть для праведныхъ — сонъ, вѣрнѣе же сказать, отшествіе къ лучшей жизни. Поэтому закалаемые мученики радуются; желаніе блаженнѣйшей жизни умерщвляетъ въ нихъ ощущеніе болѣзней при закланіи. Мученикъ смотритъ не на опасности, но на вѣнцы; не ужасается ударовъ, но вычисляетъ награды: видитъ не исполнителей казни бичующихъ здѣсь /с. 275/ на землѣ, но представляетъ себѣ Ангеловъ, привѣтствующихъ съ неба; имѣетъ въ виду не кратковременныя опасности, но вѣчныя воздаянія. И ту насъ уже мученики пожинаютъ свѣтлый залогъ славы; потому что, отъ всѣхъ оглашаемые восторженными привѣтствіями, изъ гробовъ уловляютъ они въ мрежу свою тысячи народа.

Сіе самое исполнилось нынѣ надъ мужественнымъ Варлаамомъ. Прозвучала бранная труба мученика, и, какъ видите, собрала воиновъ благочестія. Провозглашенъ лежащій Христовъ подвижникъ, и окрылилъ зрѣлище Церкви. И какъ сказалъ Владыка вѣрныхъ: вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ (Іоан. 11, 25.); такъ мужественный Варлаамъ умеръ, и созываетъ торжественныя собранія; поглощенъ гробомъ, и приглашаетъ къ пиршеству.

Теперь благовременно намъ воскликнуть: гдѣ премудръ, гдѣ книжникъ, гдѣ совопросникъ вѣка сего (1 Кор. 1, 20.)? Сегодня у насъ непобѣдимымъ учителемъ благочестія поселянинъ, котораго мучитель влекъ, какъ удобоуловляемую добычу, но въ которомъ, по испытаніи, узналъ непреодолимаго воина, надъ которымъ смѣялся за его неправильную рѣчь, и который устрашилъ ангельскимъ мужествомъ: ибо нравы его не огрубѣли вмѣстѣ съ орудіемъ слова, и разсудокъ не оказалъ въ себѣ тѣхъ же недостатковъ, какіе были у него въ слогахъ. Но сталъ онъ вторымъ Павломъ, съ Павломъ говоря: аще и невѣжда словомъ, но не разумомъ (2 Кор. 11, 6.). Бичующіе его исполнители казни приходили въ оцѣпенѣніе, а мученикъ оказывался возрастающимъ въ силахъ; ослабѣвали руки стро/с. 276/гающихъ, но разсудокъ строгаемаго не преклонялся; бичи расторгали стройное сплетеніе жилъ, но крѣпость вѣры дѣлалась болѣе нерасторгаемою; исчезала плоть на изрытыхъ бокахъ, но цвѣло любомудріе разума; большая часть плоти омертвѣла, но мученикъ былъ бодръ, какъ не начинавшій еще подвиговъ.

Когда любовь къ благочестію поселится въ душѣ; тогда всѣ виды браней для нея смѣшны, и всѣ терзающіе ее за любимый предметъ болѣе услаждаютъ, нежели поражаютъ. Свидѣтелемъ мнѣ въ этомъ любовь Апостоловъ, которая нѣкогда дѣлала для нихъ пріятными бичи Іудеевъ. Ибо сказано: идяху радующеся отъ лица собора, яко за имя Его сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41.).

Таковъ и нынѣ прославляемый нами воинъ. Мученія вмѣнялъ онъ себѣ въ веселіе, бичуемый думалъ, что бросаютъ въ него розами; уязвленій нечестія избѣгалъ какъ стрѣлъ, а гнѣвъ судіи почиталъ тѣнью дыма; смѣялся свирѣпымъ приказамъ оруженосцевъ; ликовалъ при видѣ опасностей, какъ при видѣ вѣнцовъ; увеселялся побоями, какъ почестями; въ жесточайшихъ мученіяхъ скакалъ, какъ бы пріемля блистательнѣйшія награды; презиралъ обнаженные мечи; съ такимъ же ощущеніемъ принималъ на себя руки исполнителей казни, какъ бы онѣ были мягче воска; древо казни лобызалъ, какъ спасительное; темничными затворами наслаждался, какъ лугами; вновь изобрѣтаемыми мученіями услаждался, какъ разнообразіемъ цвѣтовъ. Правая рука его была крѣпче огня, который враги употребили противъ него какъ по/с. 277/слѣднее средство. Ибо, возложивъ огонь на жертвенникъ для возліянія демонамъ, привели и поставили предъ нимъ мученика, и велѣвъ ему надъ жертвенникомъ держать распростерши правую руку, употребили ее вмѣсто мѣднаго алтаря, съ хитрою мыслію возлагая на нее горящій ладонъ. Они надѣялись, что рука, препобѣжденная силою огня, вскорѣ по необходимости сложитъ ладонъ на жертвенникъ.

Увы, какое хитросплетенное обольщеніе нечестивыхъ! «Поелику, — говорятъ они, — тысячи ранъ не поколебали его воли, то поколеблемъ пламенемъ хотя руку упорнаго борца. Поелику разнообразными средствами не потрясли его душу, то приведемъ въ потрясеніе по крайней мѣрѣ десницу, дѣйствуя на нее огнемъ». Но жалкіе эти люди не воспользовались сею надеждой. Ибо, хотя пламень пожигалъ руку, но рука продолжала держать на себѣ пламень подобно пеплу; она не обратила хребта, подобно бѣглецамъ, враждующему огню; но неизмѣнно держалась, доблестно борясь съ пламенемъ, и дала мученику случай сказать словами пророка: Благословенъ Господь Богъ мой, научаяй руцѣ мои на ополченіе, персты моя на брань (Псал. 143, 1.). Огонь вступилъ въ брань съ рукою; и пораженіе оказывалось на сторонѣ огня. Продолжилась борьба пламени и правой руки мученика, и рука одержала какую-то небывалую въ борьбахъ побѣду; хотя пламень проникалъ сквозь руку, однакоже рука была еще распростерта для борьбы. Подлинно, это рука, превосходящая упорствомъ огонь! Рука, не учившаяся уступать огню! Огонь, /с. 278/ наученный терпѣть пораженіе отъ руки! Желѣзо уступаетъ огню, смягчаемое его мучительной силой. Мѣдь не противится его властительству. Огнемъ препобѣждается твердость камней. Но все преодолѣвающая сила огня, сожигая простертую руку мученика, не поколебала ее! Справедливо мученикъ могъ воскликнуть при семъ къ Владыкѣ: удержалъ еси руку десную мою: и совѣтомъ Твоимъ наставилъ мя еси, и со славою пріялъ мя еси (Псал. 72, 23. 24.).

Какъ наименую тебя, доблій воинъ Христовъ? Назову ли изваяніемъ? Но много унижу твою терпѣливость. Огонь, принявъ въ себя изваяніе, размягчаетъ его; а правую твою руку не убѣдилъ и къ тому, чтобъ она показала движеніе. Наименую ли тебя желѣзнымъ? Но нахожу, что и этотъ образъ ниже твоего мужества. Ты одинъ убѣдилъ пламень не дѣлать насилія рукѣ; ты одинъ имѣлъ руку алтаремъ. Ты одинъ пламенѣющею десницею поражалъ лица демоновъ, и тогда обращенною въ уголь рукою поразилъ ихъ главы, а нынѣ обращенною въ пепелъ десницею попираешь и ослѣпляешь ихъ полчища.

Но для чего дѣтскимъ лепетомъ уничижаю добляго подвижника? Предоставимъ пѣснословить его тѣмъ, у кого языкъ гораздо тверже; призовемъ на сіе велегласнѣйшія трубы учителей. Возстаньте теперь передо мною вы, славные живописатели подвижническихъ заслугъ! Добавьте своимъ искусствомъ это не полное изображеніе военачальника! Цвѣтами вашей мудрости освѣтите не ясно представленнаго мною вѣнценосца! Пусть буду побѣжденъ вашимъ живо/с. 279/писаніемъ доблестныхъ дѣлъ мученика; радъ буду признать надъ собою и нынѣ подобную побѣду вашей крѣпости. Посмотрю на эту точнѣе изображенную вами борьбу руки съ огнемъ. Посмотрю на этого борца, живѣе изображеннаго на вашей картинѣ. Да плачутъ демоны, и нынѣ поражаемые въ васъ доблестями мученика! Опять да будетъ показана имъ палимая и побѣждающая рука! Да будетъ изображенъ на картинѣ и Подвигоположникъ въ борьбахъ, Христосъ, Которому слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
(а) Память сего св. мученика совершается Церковію въ 19 день ноября мѣсяца.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть четвертая: [Бесѣды.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, 1846. — С. 274-279. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.