Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 16 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО, АРХІЕПИСКОПА КЕСАРІИ КАППАДОКІЙСКІЯ.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1846).

БЕСѢДЫ.

БЕСѢДА 18.
На день святаго мученика Гордія
(а).

Таковъ естественный законъ у пчелъ — не вылетать изъ ульевъ, пока не будетъ предводительствовать ими въ полетѣ царь. И я, поелику вижу, что народъ Господень въ первый разъ идетъ нынѣ къ небеснымъ цвѣтамъ — мученикамъ, ищу себѣ предводителя. Кто же подви́гъ этотъ многочисленный рой? Кто зимнюю унылость превратилъ въ весеннюю свѣтлость? Ибо народъ нынѣ дѣйствительно въ первый разъ, какъ бы изъ ульевъ, высыпавъ изъ города, наполнилъ своими толпами это украшеніе предградія, это священное и прекрасное поприще мучениковъ. А поелику чудо мученика и меня, возбудивъ и доведя до забвенія немощи, привело сюда; то, какъ бы на цвѣткѣ какомъ, прожужжу и я посильнымъ голосомъ дѣянія сего мужа, совершивъ тѣмъ дѣло и благочестивое и вмѣстѣ пріятное здѣсь присутствующимъ. Ибо похваляему праведну, возвеселятся людіе /с. 281/ (Притч. 29, 2.), говорилъ намъ недавно премудрый Соломонъ.

Впрочемъ недоумѣвалъ я самъ въ себѣ, чтó значитъ загадка сія у Приточника: то ли, что, когда какой нибудь риторъ, или искусный витія составитъ рѣчь на удивленіе слушателямъ, тогда увеселяются люди какимъ-то увлекательнымъ звукомъ, пріятно поражающимъ слухъ, одобряя и изобрѣтеніе мыслей, и расположеніе, и пышность и гармоническое теченіе слога? Но сего никакъ не могъ сказать тотъ, кто никогда не употреблялъ такого рода рѣчи. Не могъ совѣтовать намъ — торжественно съ велерѣчіемъ говорить похвалы блаженнымъ, кто самъ вездѣ предпочиталъ слогъ ровный и рѣчь безъискусственную. Поэтому, чтó же говоритъ онъ? То, что люди веселятся духовнымъ веселіемъ, при одномъ напоминаніи о заслугахъ праведниковъ, возбуждаясь къ соревнованію и подражанію благамъ, о которыхъ слышатъ. Ибо исторія людей, благоустроенныхъ въ жизни, ищущимъ спасенія даетъ какъ бы нѣкоторый свѣтъ, озаряющій путь жизни. Потому, какъ скоро выслушали мы жизнь Моисея, повѣствуемую Духомъ, тотчасъ родилось въ насъ соревнованіе добродѣтели сего мужа, и кротость нрава для каждаго стала достоподражаемою и достоуважаемою. Другимъ людямъ похвалы слагаются чрезъ распространеніе словъ; а въ разсужденіи праведниковъ, и того, чтó дѣйствительно содѣлано ими, достаточно къ показанію превосходства ихъ добродѣтели. Посему, когда пересказываемъ житія прославившихся благочестіемъ, прежде всего Владыку /с. 282/ прославляемъ въ рабахъ Его; восхваляемъ же праведниковъ засвидѣтельствованіемъ о томъ, чтó знаемъ, и людей увеселяемъ слышаніемъ прекраснаго. Такъ жизнь Іосифа есть увѣщаніе къ цѣломудрію, а повѣствованіе о Сампсонѣ — побужденіе къ мужеству.

Поэтому Божественное училище не знаетъ закона похвальныхъ рѣчей, вмѣняетъ же въ похвальную рѣчь свидѣтельство о дѣлахъ, какъ и къ похвалѣ святыхъ достаточное, и стремящимся къ добродѣтели въ довольной мѣрѣ полезное. Какъ законъ похвальныхъ рѣчей тотъ, чтобъ довѣдаться объ отечествѣ, розыскать родъ, описать воспитаніе: такъ наше правило, умолчавъ о славѣ соприкосновеннаго, наполняетъ свидѣтельство тѣмъ, что собственно принадлежитъ каждому. Досточестнѣе ли я отъ того, что городъ совершилъ нѣкогда трудные и великіе подвиги, воздвигъ славные памятники побѣдъ надъ врагами? Чтó мнѣ изъ того, если положеніе его благопріятно, удобно и зимою и лѣтомъ? А если онъ и людьми изобиленъ, и можетъ прокормить много скота, какая мнѣ изъ того польза? Пусть и множествомъ коней превосходитъ всѣ города подъ солнцемъ; можетъ ли это содѣлать насъ совершеннѣйшими въ человѣческой добродѣтели? А также, описывая вершины сосѣдней горы, что онѣ заоблачны и высоко подъемлются въ воздухѣ, не обманываемъ ли сами себя тѣмъ, что будто бы чрезъ это восписываемъ похвалу людямъ? Всего будетъ смѣшнѣе, когда праведники презираютъ цѣлый міръ, а мы станемъ наполнять похвальныя имъ рѣчи ничего /с. 283/ не стоющими малостями. Итакъ достаточно памятованія для всегдашней пользы. Ибо самимъ праведникамъ не нужно приращеніе славы, но намъ, которые еще въ этой жизни, необходимо памятованіе для подражанія. Какъ за огнемъ само собою слѣдуетъ то, что онъ свѣтитъ, и за мѵромъ — то, что оно благоухаетъ: такъ и за добрыми дѣлами необходимо слѣдуетъ полезное.

Впрочемъ и то не маловажно, чтобы въ подробности узнать истину совершившагося тогда; потому что намъ переданъ неясный слухъ, которымъ сохранены доблестныя мужа сего дѣла въ подвигахъ; и наше, какъ кажется, дѣло — уподобляться живописцамъ. И они, когда списываютъ изображенія съ изображеній, весьма далеко (чтó и естественно) уклоняются отъ подлинниковъ; и намъ, которые лишены зрѣнія самыхъ дѣйствій, не малая настоитъ опасность — умалить истину. Но поелику насталъ день, приносящій намъ память мученика, который славно подвизался въ свидѣтельствѣ за Христа; то скажемъ, чтó знаемъ.

Онъ родился въ семъ городѣ, за что и болѣе любимъ мы его; потому что онъ — собственное наше украшеніе. Какъ плодовитыя дерева возращенные ими плоды отдаютъ собственной землѣ: такъ и сей мученикъ, произойдя изъ нѣдръ нашего города и восшедши на величайшую высоту славы, родившему и воспитавшему его городу даровалъ наслажденіе собственными его плодами благочестія. Прекрасны плоды и иноземные, когда они сладки и питательны; но гораздо пріятнѣе чужеземныхъ плоды отечественные и туземные: они, /с. 284/ сверхъ наслажденія, по близости къ намъ, доставляютъ еще и нѣкоторое украшеніе. Гордій, вписанный въ военную службу, и въ воинскихъ спискахъ отличаясь и тѣлесною силою и душевнымъ мужествомъ, дѣлается славенъ; почему начальству его ввѣрено сто воиновъ.

Когда же мучитель того времени лютость и жестокость души простеръ до того, что объявилъ войну Церкви и богоборную руку поднялъ на благочестіе; повсюду сдѣланы объявленія, и на каждомъ торжищѣ, на каждомъ видномъ мѣстѣ прочитаны указы не покланяться Христу, или покланяющимся наказаніемъ будетъ смерть; дано также повелѣніе, чтобъ всѣ кланялись идоламъ и почитали богами камни и дерева, на которыхъ искусство отпечатлѣло нѣкоторый образъ, или не покаряющіеся жестоко постраждутъ; когда во всемъ городѣ были безпорядокъ и мятежъ, а благочестивые подверглись грабежу; расхищали имущество, мучили побоями тѣла Христолюбцевъ; женъ влекли по городу, не миловали юности, не уважали старости; не сдѣлавшіе никакой неправды терпѣли, какъ злодѣи; тѣсными дѣлались темницы; опустѣли богатые домы, а пустыни наполнялись бѣгущими; виною же терпѣвшихъ все это было благочестіе; и отецъ предавалъ сына; сынъ доносилъ на отца; братья неистовствовали другъ на друга; рабы возставали на господъ; — какая-то страшная ночь объяла міръ; отъ діавольскаго умоповрежденія всѣ не узнавали другъ друга; домы молитвы разоряемы были руками нечестивыми; ниспровергались жертвенники; не было ниже при/с. 285/ношенія, ниже кадила, ни мѣста, еже пожрети (Дан. 3, 38.); но все, подобно облаку, обдержало страшное уныніе; изгоняемы были служители Божіи; всякое благочестивое собраніе было приводимо въ ужасъ, а демоны ликовали, все оскверняя тукомъ и кровію: тогда сей доблій мужъ, предваривъ принужденіе судилищъ, свергнувъ съ себя воинское препоясаніе, удалился изъ города. Презрѣвъ власть, презрѣвъ славу, всякаго рода богатство, родство, друзей, рабовъ, наслажденіе жизнію, все, чтó вожделѣнно для людей, пошелъ въ самыя глубокія и непроходимыя для людей пустыни, жизнь съ звѣрями почитая для себя болѣе пріятною, нежели общеніе съ идолослужителями, и подражая въ семъ ревнителю Иліи, который, когда увидѣлъ превозмогающее идолослуженіе Сидонянки, удалился на гору Хоривъ, и жилъ въ пещерѣ, взыскуя Бога, пока не увидѣлъ желаемаго, сколько человѣку можно видѣть Бога.

Таковъ былъ и Гордій, бѣжавшій городскихъ мятежей, торжищной толпы, высокомѣрія чиновниковъ, судилищъ, клеветниковъ, продающихъ, покупающихъ, клянущихся, говорящихъ лживо, сквернословія, сладкорѣчія и всего инаго, чтó городское многолюдство влечетъ за собою, какъ корабль — малую ладью. Очищая слухъ, очищая очи, и прежде всего очистивъ сердце, чтобы прійдти въ состояніе видѣть Бога и стать блаженнымъ, онъ видѣлъ въ откровеніяхъ, изучалъ тайны, ни отъ человѣкъ, ни человѣками (Гал. 1, 1.), но имѣя великаго учителя — Духа истины.

Отсюда перешедши къ размышленію о жизни, /с. 286/ кáкъ она безполезна, кáкъ суетна, кáкъ малосущнѣе всякаго сновидѣнія и всякой тѣни, сильнѣе возбудился къ вожделѣнію вышняго званія. И какъ подвижникъ, ощутивъ, что довольно уже упражнялъ себя и умастилъ къ подвигу постами и бдѣніями, молитвами, постояннымъ и непрерывнымъ поученіемъ въ словесахъ Духа, замѣтилъ тотъ день, въ который весь городъ, совершая празднество въ честь браннолюбиваго демона, во множествѣ занялъ мѣсто зрѣлища, чтобъ видѣть конское ристалище, когда весь городъ собрался вверху, были тамъ и Іудей, и Еллинъ, а къ нимъ примѣшалось немалое число и Христіанъ, которые, живя безъ осторожности, засѣдая въ сонмищѣ суеты, не уклоняясь отъ сборищъ лукавнующихъ, и въ этотъ разъ стали зрителями быстраго бѣга коней и опытности возницъ; когда и рабовъ отпускали господа, и дѣти изъ училищъ бѣжали на зрѣлище, явились и женщины изъ простаго народа и незнатныя; когда поприще было полно, и всѣ уже напрягали взоры видѣть ристаніе коней: тогда сей доблій мужъ, великій сердцемъ, великій разумомъ, съ высоты горы сойдя на мѣсто зрѣлища, не устрашился народа, не сталъ вычислять, какому множеству враждебныхъ рукъ предаетъ самъ себя, но съ безтрепетнымъ сердцемъ и возвышеннымъ разумомъ, какъ бы сквозь частые камни, или множество деревъ, протѣснившись сквозь сидѣвшихъ вкругъ поприща, сталъ по срединѣ, подтверждая собою то слово, что праведникъ, яко левъ уповаетъ (Притч. 28, 1.). И столько неустрашимъ былъ въ душѣ, что, стоя на открытомъ /с. 287/ мѣстѣ среди зрѣлища, съ безтрепетнымъ дерзновеніемъ (и до нынѣ живы нѣкоторые изъ слышавшихъ это) возгласилъ слѣдующія слова: обрѣтохся не ищущимъ мене, явленъ быхъ не вопрошающимъ о мнѣ (Исаіи 65, 1.), показывая тѣмъ, что не нуждою приведенъ въ опасность, но добровольно отдалъ себя на подвигъ въ подражаніе Владыкѣ, Который, неузнанный Іудеями во мракѣ ночи, Самъ объявилъ о Себѣ.

Необычайностію зрѣлища вскорѣ обратилъ на себя вниманіе зрителей человѣкъ по виду одичавшій, у котораго, отъ продолжительнаго пребыванія въ горахъ, голова была всклокочена, борода стала длинна, одежда грязна, все тѣло сухо. Въ рукѣ у него былъ жезлъ, и съ боку висѣла сума; во всемъ же этомъ видна была какая-то пріятность, въ тайнѣ его озаряющая. А какъ скоро узнали, кто онъ; тотчасъ подняли всѣ смѣшанный крикъ. Присные по вѣрѣ рукоплескали отъ радости; а враги истины побуждали судію убить его, и напередъ уже осуждали на смерть. Все наполнилось крикомъ и смятеніемъ; перестали смотрѣть на коней; перестали смотрѣть на возницъ; показъ колесницъ обратился въ напрасный шумъ. Ни у кого не было досуга глазамъ видѣть что нибудь, кромѣ Гордія; ничей слухъ не терпѣлъ слышать что либо иное, кромѣ его словъ. Какой-то неясный гулъ, подобный легкому вѣтру, проходя по всему собранію зрителей, оглашалъ ристалище. Когда же глашатаями поданъ народу знакъ къ молчанію; утихли свирѣли, замолкли многосличные органы. Всякой слушалъ Гордія; всякой смотрѣлъ на Гордія.

/с. 288/ И вскорѣ представленъ онъ градоначальнику, который тутъ же сидѣлъ и располагалъ подвигомъ ристанія. Сначала тихимъ и кроткимъ голосомъ спрошенъ Гордій: кто онъ и откуда? А когда наименовалъ отечество, родъ, степень достоинства, какую занималъ, причину бѣгства, возвращеніе: тогда присовокупилъ: «Я здѣсь, чтобъ самымъ дѣломъ доказать презрѣніе къ вашимъ приказамъ и вѣру въ Бога, на Котораго возложилъ я упованіе. Я здѣсь: ибо слышалъ, что многихъ превосходишь ты свирѣпостію; потому и избралъ это время, какъ удобное къ исполненію моего желанія». Сими словами, подобно огню, воспламенивъ ярость градоначальника, возбудилъ противъ себя все его неистовство. «Позови исполнителей казни, — говоритъ онъ. Гдѣ свинцовые шары? Гдѣ бичи? Пусть растянутъ его на колесѣ; вывертываютъ ему члены на деревѣ; принесутъ орудіе пытки, приготовятъ звѣрей, огонь, мечъ, крестъ, яму. Но чтó пріобрѣтаетъ, — продолжалъ онъ, — однажды навсегда умирая, этотъ беззаконникъ»? — «Сколько же терплю ущерба, — сказалъ немедленно Гордій, — что не могу умереть за Христа многократно»! А градоначальникъ, при своей природной свирѣпости, дѣлался еще болѣе жестокимъ, смотря на достоинство мученика и почитая собственнымъ безчестіемъ мужественную возвышенность его мысли. Чѣмъ болѣе видѣлъ неустрашимости въ его сердцѣ, тѣмъ болѣе ожесточался, и тѣмъ болѣе усиливался противоборство сего мужа препобѣдить измышленіемъ мученій. Такъ дѣйствовалъ градоначальникъ!

А мученикъ, обращая взоръ къ Богу, услаждалъ /с. 289/ свою душу словами священныхъ псалмовъ, говоря: Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, чтó сотворитъ мнѣ человѣкъ (Псал. 117, 6.); и: не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22, 4.), и повторяя другія изреченія съ сими сходныя и возбуждающія къ мужеству, какія зналъ онъ изъ Божіихъ словесъ. Столько же далекъ онъ былъ отъ того, чтобъ уступить угрозамъ и убояться, что самъ призывалъ къ себѣ мученія. «Чтó медлите, говорилъ онъ, чтó стоите? Терзайте тѣло, вывертывайте члены, мучьте, кáкъ угодно! Не завидуйте мнѣ въ блаженномъ упованіи. Чѣмъ болѣе увеличиваете мученія, тѣмъ большее готовите мнѣ воздаяніе У насъ есть объ этомъ договоръ со Владыкою. За язвы, опухшія на тѣлѣ, въ воскресеніе процвѣтетъ на насъ свѣтлое одѣяніе; за безчестіе — вѣнцы; за темницу — рай; за осужденіе съ злодѣями — пребываніе съ Ангелами. Сѣйте на мнѣ больше, чтобъ пожать мнѣ еще гораздо больше».

Когда же не могли преодолѣть его страхомъ, и дѣло оказалось неисполнимымъ; перемѣнивъ средства, прибѣгли къ ласкамъ. Ибо таково ухищреніе діавола, — робкаго устрашаетъ, мужественнаго разслабляетъ. Такова была и тогда хитрость злокозненнаго. Когда увидѣлъ, что мученикъ не уступаетъ угрозамъ; покушался окружить его обманами и приманками. И дары обѣщалъ, и одни уже давалъ, а въ другихъ ручался, что даны будутъ царемъ, именно же: значительное мѣсто въ войскѣ, денежныя награды, и все, чего бы ни захотѣлъ. Когда же покушеніе его не удалось; блаженный, слыша обѣщанія, посмѣялся его безумію, если /с. 290/ онъ дѣйствительно думалъ дать что нибудь равноцѣнное небесному царствію: тогда мучитель не могъ уже владѣть гнѣвомъ, обнажилъ мечъ, самъ принялъ на себя должность исполнителя казни, и рукою и языкомъ совершая убійство, осудилъ блаженнаго на смерть.

Всѣ зрители перешли на сіе мѣсто, и кто оставался въ домахъ, всѣ стеклись къ городскимъ стѣнамъ; всѣ смотрѣли на это великое и подвижническое зрѣлище, дивное для Ангеловъ, и для всей твари, мучительное для діавола, страшное для бѣсовъ. Городъ опустѣлъ отъ жителей; подобно какому-то потоку, народъ толпами стремился на мѣсто сіе, не хотѣли лишить себя зрѣлища ни одна женщина, и ни одинъ мужчина, неизвѣстный или знатный; стражи домовъ оставили свою сторожу; не заперты оставались лавки купцовъ; товары лежали брошенные на торжищахъ. Единственною стражею и безопасностію для всего служило то, что всѣ ушли, и даже худаго человѣка не оставалось въ городѣ. Рабы оставили господскія службы, и чтó ни было въ городѣ пришлыхъ и туземцевъ, всѣ явились здѣсь видѣть мученика. Тогда и дѣва, осмѣлившись предстать мужскимъ взорамъ, и старецъ и больный, пересиливая свою немощь, были внѣ городскихъ стѣнъ.

Друзья, обступивъ блаженнаго, стремящагося къ жизни, пріобрѣтаемой смертію, окружали его, оплакивая и лобызая въ послѣдній разъ. Проливая о немъ горячія слезы, умоляли не предавать себя огню, не губить своей юности, не оставлять этого пріятнаго солнца. Другіе пытались сладкорѣчивыми /с. 291/ совѣтами ввести его въ заблужденіе, и говорили: «Словомъ только произнеси отреченіе, а въ душѣ имѣй вѣру, какую хочешь. Безъ сомнѣнія же, Богъ внемлетъ не языку, но мысли говорящаго. Такъ можно тебѣ будетъ и судью смягчить, и Бога умилостивить». Но мученикъ былъ непреклоненъ, не сокрушимъ и неуязвимъ при всѣхъ прираженіяхъ искушеній. Незыблемость его мысли можешь уподобить храминѣ мудраго, которую, по причинѣ безопаснаго утвержденія на камени, не сильны поколебать ни неукротимые порывы вѣтровъ, ни сильный дождь, льющійся изъ облаковъ, ни разлившіеся потоки (Матѳ. 7, 24. 25.).

Таковъ былъ сей мужъ, соблюдающій непоколебимымъ утвержденіе вѣры во Христа (Кол. 2, 5.). Духовными очами видя, что діаволъ ходитъ вокругъ, и одного побуждаетъ къ слезамъ, другому содѣйствуетъ въ сладкорѣчіи, — мученикъ плачущимъ говорилъ словами Господа: «Не плачитеся о мнѣ (Лук. 23, 28.), но плачьте о богоборцахъ, которые подобнымъ сему образомъ отваживаются поступать съ благочестивыми, и этимъ пламенемъ, который возжигаютъ для насъ, сокровиществуютъ себѣ огонь гееннскій. Перестаньте плакать и сокрушать мнѣ сердце: я не одинъ только разъ, но и тысячекратно, если это возможно, готовъ умереть за имя Господа Іисуса». А тѣмъ, которые совѣтовали отречься на словахъ, отвѣтствовалъ только, что «языкъ, сотворенный Христомъ, не потерпитъ выговорить что нибудь противъ Творца своего. Сердцемъ бо вѣруемъ въ правду, усты же исповѣдуемъ во спасеніе (Рим. 10, 10.). Ужели воинскій /с. 292/ чинъ лишенъ и надежды на спасеніе? Ужели нѣтъ ни одного благочестиваго сотника? Припоминаю перваго сотника, который, стоя при крестѣ Христовомъ, и по чудесамъ познавъ силу, когда еще не остыла дерзость Іудеевъ, не убоялся ихъ ярости, и не отказался возвѣстить истину, но исповѣдалъ и не отрекся, что воистину Божій Сынъ бѣ (Матѳ. 27, 54.). Знаю и другаго сотника, который о Господѣ, когда былъ еще во плоти, позналъ, что Онъ Богъ и Царь силъ, и что Ему достаточно одного повелѣнія, чтобъ чрезъ служебныхъ духовъ посылать пособія нуждающимся. О вѣрѣ его и Господь подтвердилъ, что она больше вѣры всего Израиля (Матѳ. 8, 10.). А Корнилій, будучи сотникомъ, не удостоился ли видѣть Ангела, и напослѣдокъ чрезъ Петра не получилъ ли спасеніе? Его милостыни и молитвы услышаны были Богомъ (Дѣя. 10, 31.). Ихъ-то ученикомъ хочу быть я. Какъ же отрекусь Бога моего, Которому покланялся съ дѣтства? Не ужаснется ли небо свыше? Не омрачатся ли звѣзды надо мною? Удержитъ ли меня даже земля? Не льститеся, Богъ поругаемъ не бываетъ (Галат. 6, 7.); отъ устъ нашихъ судитъ насъ; по словамъ оправдываетъ, по словамъ же и осуждаетъ (Лук. 19, 22. Матѳ. 12, 37.). Ужели не знаете страшной угрозы Господа: иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 33.)? Но для чего совѣтуете мнѣ ухищряться въ этомъ? Для того ли, чтобъ таковою хитростію пріобрѣсти мнѣ для себя нѣчто? Для того ли, чтобъ выгодать себѣ нѣсколько дней? Но /с. 293/ утрачу цѣлую вѣчность. Для того ли, чтобы избѣжать мученій плоти? Но не увижу благъ, уготованныхъ праведнымъ. Явное помѣшательство ума — погибнуть съ хитростію, лукавствомъ и кознями выхлопотать себѣ вѣчное наказаніе. Напротивъ того я вамъ посовѣтую. Если мысли ваши худы, то поучитесь благочестію; а если приспособляетесь ко времени, то, отложше лжу, глаголите истину (Еф. 4, 25.). Скажите, что Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца; ибо слова сіи изречетъ всякій языкъ, когда о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится, небесныхъ, и земныхъ и преисподнихъ (Филип. 2, 10. 11.). Смертны люди всѣ, а мучениковъ изъ насъ немного. Не будемъ ждать, чтобы стать мертвыми, но перейдемъ отъ жизни въ жизнь. Чтó ждете такой смерти, которая приходитъ сама собою? Она безплодна, безполезна, общее достояніе скотовъ и людей. Кто чрезъ рожденіе вступилъ въ жизнь, того или изнуряетъ время, или сокрушаетъ болѣзнь, или разстроиваютъ насильственныя и мучительныя положенія во время припадковъ. Поэтому, когда несомнѣнно должно умереть, пріобрѣтемъ себѣ смертію жизнь. Вынужденное сдѣлайте добровольнымъ; не щадите жизни, утрата которой необходима. Если бы земныя блага были столько же продолжительны; то и тогда надлежало бы стараться — обмѣнить ихъ на небесныя. А если они и кратковременны, и достоинствомъ много ниже благъ небесныхъ; то страшное оцѣпенѣніе ума — попеченіемъ о земныхъ благахъ лишать себя уповаемыхъ блаженствъ»!

Сказавъ сіе и описавъ на себѣ образъ креста, /с. 294/ пошелъ онъ подъ ударъ, не перемѣнившись въ цвѣтѣ тѣла, и нимало не измѣнивъ свѣтлости лица. Ибо шелъ въ такомъ расположеніи духа, что не съ исполнителемъ казни встрѣтится, но передастъ себя въ руки Ангеловъ, которые пріймутъ его тотчасъ по закланіи, и перенесутъ въ блаженную жизнь, какъ Лазаря. Кто изобразитъ вопль окружавшаго народа? Когда такой громъ оглашалъ землю изъ облаковъ, какой тогда отъ земли восходилъ къ небу?

И вотъ поприще сего вѣнценосца! Сей самый день видѣлъ досточудное это зрѣлище, котораго не потемнило время, не нарушилъ обычай, не превозмогла чрезвычайность послѣдующихъ событій. Какъ всегда смотримъ на солнце, и всегда ему дивимся: такъ и память сего мужа всегда для насъ свѣтла; потому что въ память вѣчную будетъ праведникъ (Псал. 111, 6.) и у живущихъ на землѣ, пока стоитъ земля, и на небѣ, и управеднаго Судіи, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
(а) Память сего св. мученика празднуется нынѣ св. Церковію 3 числа января мѣсяца.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть четвертая: [Бесѣды.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, 1846. — С. 280-294. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.