Церковный календарь
Новости


2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 8-е, въ недѣлю сыропустную (1910)
2018-02-17 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 7-е, въ субботу сырную (1910)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ среду 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ Б. Р. Гершельмана (1939)
2018-02-16 / russportal
Дѣянія 2-го Всезаруб. Собора 1938 г. Докладъ игумена Филиппа (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8-й.

ТВОРЕНІЯ ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО, АРХІЕПИСКОПА КЕСАРІИ КАППАДОКІЙСКІЯ.
(Часть 4-я. Изданіе 1-е. М., 1846).

БЕСѢДЫ.

БЕСѢДА 20.
О смиренномудріи.

О, если бъ человѣкъ пребылъ въ славѣ предъ Богомъ, и имѣлъ высоту не поддѣльную, но истинную, возвеличенный Божіею силою, просвѣтляемый Божіею премудростію, увеселяемый вѣчною жизнію и ея благами! Но онъ измѣнилъ въ себѣ вожделѣніе Божественной славы, и понадѣявшись на большее, поспѣшивъ къ тому, чего не получилъ, потерялъ и то, чтó могъ имѣть. И съ тѣхъ поръ величайшимъ для него спасеніемъ, врачевствомъ отъ болѣзни и средствомъ возвратиться въ первобытное состояніе служитъ скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому отъ себя облеченія какою-то славою, но искать славы у Бога. Этимъ только исправитъ онъ ошибку; этимъ уврачуетъ недугъ; чрезъ это возвратится къ священной заповѣди, которую оставилъ.

Между тѣмъ діаволъ, низложившій человѣка надеждою ложной славы, не престаетъ поощрять его тѣми же побужденіями и изобрѣтать для сего тысячи козней. Представляетъ ему чѣмъ-то важ/с. 310/нымъ, если обложится онъ деньгами, чтобы тѣмъ величался и о томъ заботился, чтó ни мало не ведетъ къ славѣ, а великія приноситъ опасности; потому что пріобрѣтеніе денегъ — начало любостяжанія, а обладаніе ими не ведетъ къ доброй славѣ, но понапрасну ослѣпляетъ, попусту надмеваетъ и производитъ въ душѣ болѣзнь, подобную опухоли. Толщина опухшихъ тѣлъ и не здорова и не полезна, а напротивъ того болѣзненна и вредна; въ ней начало опасности, скрытая причина погибели. Тоже самое и гордость въ душѣ. И не отъ однихъ денегъ раждается въ человѣкѣ превозношеніе: люди превозносятся не одною пышностію снѣдей и одеждъ, пріобрѣтаемыхъ за деньги, не тѣмъ однимъ, что устрояютъ сверхъ нужды дорогіе и роскошные столы, облекаются въ ненужныя одежды, созидаютъ огромные домы, испещренные украшеніями, водятъ за собою множество сопровождающихъ слугъ и безчисленныя толпы ласкателей; но они, забывая свою природу, величаются чинами, въ которые возводятся по выборамъ. Если народъ возвелъ въ чинъ; если удостоилъ какого-либо предсѣдательства, приговорилъ почтить высокимъ саномъ: то вотъ уже, какъ бы ставъ выше человѣческой природы, думаютъ о себѣ, что едва не на облакахъ сидятъ, а низшихъ себя людей считаютъ подножіемъ, превозносясь предъ тѣми, которые дали имъ чинъ, гордясь противъ тѣхъ, чрезъ кого въ собственномъ своемъ мнѣніи стали чтó-то значить! Продолжая дѣло, исполненное безумія, имѣя славу, которая непостояннѣе сновидѣнія, облекаясь въ блистательность, которая пустѣе ночныхъ призраковъ, /с. 311/ по мановенію народа возникаетъ и по его же мановенію исчезаетъ. Таковъ былъ этотъ неразумный сынъ Соломоновъ юный возрастомъ и еще болѣе юный умомъ, который народу, просившему правленія снисходительнѣйшаго, угрожалъ правленіемъ еще болѣе обременительнымъ, и за сію угрозу лишился царства. Чрезъ что надѣялся показаться болѣе полновластнымъ, чрезъ это самое потерялъ и то достоинство, какое имѣлъ. Человѣка дѣлаетъ также дерзкимъ сила рукъ, скорость ногъ, благообразіе тѣла, хотя все это истребляетъ болѣзнь, истощаетъ время. И не разумѣетъ онъ, что всяка плоть сѣно, и всяка слава человѣча, яко цвѣтъ травный: изсше трава, и цвѣтъ отпаде (Исаіи 40, 6.). Таковы были киченіе исполиновъ силою, богопротивное мнѣніе о себѣ безумнаго Голіаѳа; таковы были Адонія, высоко думавшій о красотѣ, и Авессаломъ, превозносившійся длинными волосами.

И чтó, по видимому, гораздо важнѣе и прочнѣе другихъ, у человѣка находящихся, благъ, — мудрость и благоразуміе, и это ведетъ къ суетному превозношенію, доставляетъ высоту не истинную: потому что и сіи блага вмѣняются ни во что, какъ скоро нѣтъ премудрости, которая у Бога. Ибо самому діаволу не удается ухищреніе противъ человѣка: чтó измышлялъ онъ противъ человѣка, то, самъ того не зная, устроилъ противъ себя, не столько повредивъ тому, кого надѣялся отдалить отъ Бога и отъ вѣчной жизни, сколько измѣнивъ себѣ тѣмъ, что отпалъ отъ Бога и осужденъ на вѣчную смерть. И поставивъ сѣть Господу, самъ онъ уловленъ ею, распятъ на томъ крестѣ, на ко/с. 312/торомъ думалъ Его распять, умеръ тою смертію, которою надѣялся умертвить Господа. Если же и князь міра, первый, величайшій и невидимый наставникъ мірской мудрости, уловляется собственными ухищреніями, впадая въ крайнее неразуміе: то тѣмъ паче ученики и ревнители его, хотя бы тысячекратно умудрялись, глаголющеся быти мудри, объюродѣша (Римл. 1, 22.). Ухищряется Фараонъ на погибель Израиля: но ухищреніе его непримѣтно разрушается, отъ чего и не ожидалъ. Младенецъ, по его повелѣнію преданный на смерть, тайно воспитанъ въ собственномъ его домѣ, сокрушилъ силу его и цѣлаго народа, и избавилъ Израильтянъ. Убійца Авимелехъ, незаконорожденный сынъ Гедеоновъ, умертвившій седмьдесятъ законныхъ сыновъ и думавшій, что нашелъ мудрое средство — прочно овладѣть царствомъ, сокрушаетъ, правда, споспѣшниковъ своихъ въ убійствѣ, но и самъ сокрушается ими и погибаетъ, наконецъ, отъ женской руки и отъ удара камнемъ. И всѣ Іудеи придумали противъ Господа пагубное намѣреніе, разсуждая сами съ собою: аще оставимъ тако, вси увѣруютъ въ Него; и пріидутъ Римляне, и возмутъ мѣсто и языкъ нашъ (Іоан. 11, 48.). Отъ этого намѣренія дошедши до христоубійства въ той же мысли, что спасаютъ народъ и страну, погубили это тѣмъ самымъ, чѣмъ намѣревались спасти, и изъ страны изгнаны, и стали чужды законовъ и Богослуженія. И вообще, изъ тысячи примѣровъ можно уразумѣть, что преимущество человѣческой мудрости не прочно и болѣе маловажно и низко, нежели велико и высоко.

/с. 313/ Поэтому ни одинъ благомыслящій не будетъ высоко думать о своей мудрости и о прочемъ вышесказанномъ, но повѣритъ прекрасному увѣщанію блаженной Анны и пророка Іереміи: да не хвалится мудрый мудростію своею, и да не хвалится крѣпкій крѣпостію своею, и да не хвалится богатый богатствомъ своимъ (Іер. 9, 23. 1 Цар. 2, 10.). Но въ чемъ же истинная похвала? И чѣмъ человѣкъ великъ? О семъ, сказано, да хвалится хваляйся, еже разумѣти и знати, яко Азъ Господь (Іер. 9, 24.). Вотъ высота человѣка, вотъ слава и величіе его — знать истинно великое, прилѣпляться къ нему и искать славы у Господа славы. Апостолъ же выражается: хваляйся, о Господѣ да хвалится, говоря, что Христосъ бысть намъ премудрость отъ Бога, правда же и освященіе и избавленіе: да, якоже пишется, хваляйся о Господѣ да хвалится (1 Кор. 1, 30. 31.). Ибо это — совершенная и всецѣлая похвала о Богѣ, когда человѣкъ не превозносится своею праведностію, но знаетъ, что онъ не имѣетъ праведности истинной, и оправданъ одною вѣрою во Христа. И Павелъ хвалится тѣмъ, что презрѣлъ собственную свою праведность, а ищетъ праведности чрезъ Христа, ищетъ сущую отъ Бога правду въ вѣрѣ, яко разумѣти Его и силу воскресенія Его, и сообщеніе страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнетъ въ воскресеніе мертвыхъ (Филип. 3, 9-11.).

Здѣсь падаетъ всякая высота гордыни. Ничего не остается для высокомѣрія тебѣ, человѣкъ, чья похвала и надежда въ томъ, чтобъ умертвить все /с. 314/ свое и искать будущей жизни во Христѣ, которой начатки имѣя въ себѣ, и теперь уже всецѣло живемъ благодатію и даромъ Божіимъ. И какъ Богъ есть дѣйствуяй въ насъ и еже хотѣти и еже дѣятіи о благоволеніи (Филип. 2, 13.): такъ Богъ собственнымъ Духомъ Своимъ открываетъ Свою премудрость, предуставленную въ славу нашу (1 Кор. 2, 7-10.); а также Богъ даетъ и силу въ трудахъ: паче всѣхъ потрудихся, говоритъ Павелъ, не азъ же, но благодать Божія, яже со мною (1 Кор. 15, 10.). Богъ же избавляетъ и отъ опасностей, сверхъ всякаго человѣческаго чаянія. Сказано: сами въ себѣ осужденіе смерти имѣхомъ, да не надѣющеся будемъ на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя: Иже отъ толикія смерти избавилъ ны есть, и избавляетъ, на-Ньже и уповахомъ, яко и еще избавитъ (2 Кор. 1, 9. 10.).

Итакъ скажи мнѣ, для чего превозносишься благами, какъ бы собственностію, вмѣсто того, чтобъ за дары исповѣдать благодарность Давшему? Чтó имаши, егоже нѣси пріялъ? Аще же и пріялъ еси, чтó хвалишися, яко не пріемь (1 Кор. 4, 7.)? Не ты позналъ Бога чрезъ праведность, но Богъ позналъ тебя по благости. — Сказано: познавше Бога, паче же познани бывше отъ Бога (Гал. 4, 9.). Не ты постигъ Христа чрезъ добродѣтель, но Христосъ постигъ тебя пришествіемъ. Сказано: гоню, аще и постигну, о немже и постиженъ быхъ отъ Христа (Филип. 3, 12.). Не вы Мене избрасте, говоритъ Господь, но Азъ избрахъ васъ (Іоан. 15, 16.).

Но ты высоко о себѣ думаешь, потому что почтенъ, и милость берешь за предлогъ къ гордынѣ. /с. 315/ Познай же, наконецъ, кто ты, какъ Адамъ, изверженный изъ рая, какъ Саулъ, оставленный Духомъ Божіимъ, какъ Израиль, отсѣченный отъ святаго корня. Сказано: вѣрою стои́ши, не высокомудрствуй, но бойся (Рим. 11, 20.). За милостію слѣдуетъ судъ, и Судія изслѣдуетъ, какъ воспользовался ты даннымъ тебѣ по милости. Если же не понимаешь и того самаго, что сподобился благодати, но въ избыткѣ безчувствія благодать обращаешь въ собственную свою заслугу: то не досточестнѣе ты блаженнаго Апостола Петра; потому что любовію къ Господу не возможешь превзойдти того, который такъ сильно любилъ, что желалъ и умереть за Него. Но поелику онъ выразился высокомудренно, сказавъ: аще и вси соблазнятся о Тебѣ, азъ никогдаже соблазнюся (Матѳ. 26, 33.): то преданъ человѣческой боязни, и палъ даже до отреченія, вразумляемый паденіемъ соблюдать осторожность и научаемый щадить немощныхъ сознаніемъ собственной немощи и яснымъ уразумѣніемъ, что, какъ, утопая въ морѣ, поддержанъ десницею Христовою, такъ, въ обуреваніи соблазномъ подвергшись опасности погибнуть отъ невѣрія, охраненъ силою Христа, Который и предсказалъ ему, чтó случится съ нимъ, говоря: Симоне, Симоне, се сатана проситъ васъ, дабы сѣялъ яко пшеницу. Азъ же молихся о тебѣ, да не оскудѣетъ вѣра твоя, и ты нѣкогда обращся утверди братію твою (Лук. 22, 31. 32.).

И Петръ, обличенный такимъ образомъ, справедливо получилъ помощь, будучи наставленъ отло/с. 316/жить высокомѣріе и щадить немощныхъ. А этотъ фарисей несносный и чрезъ мѣру горделивый, не только смѣло полагающійся на себя, но и злословящій мытаря предъ Богомъ, какъ виновный въ гордынѣ, лишился похвалы за праведность. И мытарь сниде оправданъ паче его (Лук. 18, 14.); потому что прославилъ святаго Бога, и не смѣлъ смотрѣть вверхъ, но просилъ одного помилованія, обвиняя самъ себя, чтó показывалъ и наружнымъ видомъ, и біеніемъ въ перси, и тѣмъ, что не искалъ ничего инаго, кромѣ помилованія. Поэтому смотри, и имѣй во вниманіи этотъ примѣръ, кáкъ тяжекъ вредъ гордыни, и поучайся изъ онаго. Утратилъ праведность возгордившійся, погубилъ мзду смѣло полагавшійся на себя, уничиженъ предъ смиреннымъ и грѣшникомъ возвеличившій себя предъ нимъ и не дождавшійся суда Божія, но самъ произнесшій о немъ судъ. А ты никогда не превозносись ни передъ кѣмъ, даже и предъ великими грѣшниками. Смиренномудріе часто спасаетъ и того, кто сдѣлалъ многіе и великіе грѣхи. Не оправдывай себя паче другаго, чтобъ, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденнымъ по приговору Божію. Ни самъ себе востязую, говоритъ Павелъ: ничесоже бо въ себѣ свѣмъ; но ни о семъ оправдаюся: востязуяй же мя Господь есть (1 Кор. 4, 3. 4.).

Полагаешь ли, что тобою сдѣлано нѣчто доброе? Благодари Бога, не превозносись предъ ближнимъ. Сказано: дѣло свое да искушаетъ кійждо, и тогда въ себѣ точію хваленіе да имать, а не во иномъ (Гал. 6, 4.). Ибо какую пользу сдѣлалъ ты /с. 317/ ближнему тѣмъ, что исповѣдалъ вѣру, или терпѣливо несъ труды поста, или претерпѣлъ изгнаніе за имя Христово? Не другому отъ этого выгода, а тебѣ. Бойся уподобленія въ паденіи діаволу, который, вознесшись предъ человѣкомъ, палъ низложенный человѣкомъ, и преданъ въ попраніе попранному. Подобно сему и паденіе Израильтянъ. Превознесшись предъ язычниками, какъ предъ нечистыми, дѣйствительно стали они нечисты. И правда ихъ стала, якоже портъ нечистыя (Иса. 64, 6.), а беззаконіе и нечестіе язычниковъ заглаждены вѣрою. Однимъ словомъ, помни истинную притчу: гордымъ Богъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Притч. 3, 34. 1 Петр. 5, 5.). Имѣй у себя подъ руками изреченіе Господне: всякъ смиряяйся вознесется, и возносяйся смирится (Лук. 14, 11.). Не будь несправедливымъ судіею самого себя, испытывай себя, не льстя себѣ, и, если думаешь, что есть въ тебѣ нѣчто доброе, — не это одно выставляя на видъ, паденія же намѣренно забывая, не величаясь заслугою, какую сдѣлалъ сегодня, извиняя же себя въ томъ, чтó дѣлалъ худаго за день и давно. Напротивъ того, когда надмеваетъ тебя настоящее, приводи себѣ на память давнее, и избавишься отъ глупой надутости. И если увидишь ближняго во грѣхѣ: не на это одно смотри, но размысли, чтó сдѣлалъ, или дѣлаетъ онъ, хорошаго, и не рѣдко, испытавъ вообще, а не въ частности судя, найдешь, что онъ лучше тебя. И Богъ испытываетъ человѣка не въ частности. Азъ, говоритъ Онъ, дѣла и помышленія ихъ гряду собрати (Иса. 66, 18.). И Іоса/с. 318/фату сдѣлавъ нѣкогда выговоръ за грѣхъ настоящій, воспомнилъ и заслуги его, говоря: но токмо словеса благая обрѣтошася въ тебѣ (2 Пар. 19, 3.).

Симъ и подобнымъ сему будешь всякій разъ ограждать себя отъ гордыни, смиряя себя, чтобъ возвыситься, подражая Господу, нисшедшему съ неба до крайняго уничиженія, и обратно изъ уничиженія вознесшемуся на подобающую высоту. Ибо находимъ, что въ Господѣ все научаетъ смиренномудрію. Будучи младенцемъ, прежде всего Онъ — въ вертепѣ, и не на ложѣ, но въ ясляхъ; въ домѣ тектона и бѣдной матери повинуется матери и обрученному съ нею; учится, выслушиваетъ, о чемъ не нужно было слышать, вмѣстѣ вопрошаетъ и въ вопросахъ удивляетъ мудростію, подчиняется Іоанну, и Владыка пріемлетъ крещеніе отъ раба; не противится никому изъ возстающихъ на Него и не приводитъ въ дѣйствіе той неизреченной власти, какую имѣлъ, но уступаетъ имъ, какъ бы сильнѣйшимъ, и временной власти отдаетъ принадлежащую ей твердость; предстоитъ первосвященникамъ въ видѣ подсудимаго, приводится къ игемону, пріемлетъ на себя осужденіе; когда могъ обличить клеветниковъ, въ молчаніи терпитъ клеветы; бываетъ оплеванъ отъ рабовъ и самыхъ презрѣнныхъ слугъ, предается смерти у людей и смерти самой поносной. Такъ прошелъ Онъ всю человѣческую жизнь отъ рожденія до конца, и послѣ такого смиренномудрія являетъ, наконецъ, славу, прославляя съ Собою тѣхъ, которые съ Нимъ обезславлены. И это, во-первыхъ, блаженные Апостолы, которые въ нищетѣ и наготѣ обтекаютъ /с. 319/ вселенную, не въ мудрости слова, не съ множествомъ сопровождающихъ, но одни, скитающіеся, одинокіе проходятъ сушу и море, бичуемые, побиваемые камнями, гонимые, наконецъ умерщвляемые. Вотъ отеческіе и божественные для насъ уроки! Научимся подражать имъ, чтобъ изъ смиренномудрія возсіяла для насъ вѣчная слава, — сей совершенный и истинный даръ Христовъ.

Но кáкъ же снизойдемъ до спасительнаго смиренномудрія, оставивъ пагубное надменіе гордыни? Такъ, если во всемъ будемъ исполнять подобное и ничѣмъ не станемъ пренебрегать, какъ будто нѣтъ отъ того вреда. Ибо душа уподобляется своимъ занятіямъ; чтó она дѣлаетъ, въ то самое и отпечатлѣвается, отъ того и принимаетъ на себя видъ. Да будутъ у тебя и наружный видъ, и одежда, и поступь, и сѣдалище, и составъ пищи, и приготовленіе постели, и домъ, и всѣ домашніе сосуды доведены до того, чтобъ въ этомъ не было излишествъ; и слово, и пѣснь, и обращеніе съ ближнимъ да будутъ направлены болѣе къ скромности, нежели къ надменію. Да не будетъ у тебя софистическихъ прикрасъ въ словѣ, чрезмѣрнаго сладкогласія въ пѣніи, рѣчей горделивыхъ и рѣшительныхъ, но во всемъ отсѣкай величавость. Будь добръ съ другомъ, кротокъ съ слугою, не памятозлобивъ на дерзкихъ, человѣколюбивъ къ смиреннымъ, утѣшай злосчастныхъ, посѣщай болѣзнующихъ, совершенно никого не презирай, привѣтствуй съ пріятностію; отвѣчай съ свѣтлымъ лицемъ, ко всѣмъ будь благосклоненъ, доступенъ, не пускайся въ похвалы себѣ самому, не вынуждай /с. 320/ и другихъ говорить о тебѣ, не принимай неприличнаго слова, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а въ грѣхахъ самъ себя обвиняй и не жди обличенія отъ другихъ, чтобъ тебѣ, по примѣру праведнаго, быть себе самого оглагольникомъ въ первословіи (Притч. 18, 17.); чтобъ уподобиться Іову, который не посрамился народнаго множества, еже повѣдати предъ ними паденіе свое (Іов. 31, 34.). Не будь тяжелъ въ выговорахъ, обличай не скоро и не съ страстнымъ движеніемъ; ибо это признакъ высокомѣрія; не осуждай за маловажное, какъ будто самъ ты строгій праведникъ. Впадшихъ въ погрѣшность принимай, исправляй ихъ духовно, какъ даетъ совѣтъ Апостолъ: блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1.). Столько прилагай старанія не быть прославляемымъ отъ людей, сколько другіе стараются быть прославляемыми, если только помнишь, что Христосъ называетъ ущербомъ награды, получаемой отъ Бога, произвольное выказываніе себя передъ людьми и дѣланіе добра съ тѣмъ, чтобъ видѣли это люди. Ибо о таковыхъ сказано: воспріемлютъ мзду свою (Матѳ. 6, 2.). Поэтому не дѣлай себѣ ущерба, желая быть на виду у людей. Поелику Богъ — великій зритель: ищи славы предъ Богомъ; потому что Онъ воздаетъ славную награду. Но ты удостоенъ первенства, люди оказываютъ къ тебѣ вниманіе и прославляютъ тебя? Будь равенъ подчиненнымъ, какъ сказано: не яко обладая причту (1 Петр. 5, 3.); не подражай мірскимъ начальникамъ; ибо кто хочетъ быть первымъ, тому Господь повелѣлъ быть рабомъ /с. 321/ всѣхъ (Марк. 10, 44.). Кратко же сказать: такъ стремись къ смиренномудрію, какъ любитель его; возлюби смиренномудріе, и прославитъ тебя. Такимъ образомъ прекрасно будешь восходить къ истинной славѣ, — къ славѣ у Ангеловъ, къ славѣ предъ Богомъ; Христосъ признáетъ тебя предъ Ангелами ученикомъ Своимъ, и прославитъ тебя, если будешь подражателемъ Его смиренномудрія. Ибо Онъ говоритъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29.). Ему слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Часть четвертая: [Бесѣды.] — М.: Въ типографіи Августа Семена, 1846. — С. 309-321. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 8.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.