Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О добродѣтели и порокѣ.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ Апостоломъ Своимъ рекъ: Шедше научите вся языки, учаще ихъ (Матѳ. XXVIII, 19), не едино блюсти, а о другомъ нерадѣть: но блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ, то есть, ни малѣйшаго чеголибо опущать изъ повелѣнныхъ. Ибо естьли бы не все ко спасенію нужно было: то бы и не всѣ заповѣди предписаны были, и не подтверждено бы было, чтобы всѣ оныя сохранять. Но мы иногда по мнѣнію только нашему (не говорю прямо), исполнивъ едину какуюлибо заповѣдь, когда всѣ онѣ между собою связаны въ разсужденіи своей цѣли такъ, что со отрѣшеніемъ единыя, нужно всѣмъ купно разрѣшиться, не гнѣва за пренебреженіе прочихъ заповѣдей, но за единую токмо, по мнѣнію нашему исполненную, награды ожидаемъ, не зная того, что имѣющій порученные себѣ десять талантовъ, естьли хотя одинъ, или два изъ оныхъ удержитъ, прочіе же возвратитъ, не благоразумнымъ за возвращеніе /с. 2/ многихъ почитается: но, яко неправедный и хищникъ за удержаніе не многихъ обвиняется. И, что я говорю, за удержаніе? когда имѣвшій единъ только порученный себѣ талантъ (Матѳ. XXV), и возвратившій оный въ цѣлости за то только, что онаго не пріумножилъ, осуждается. Сынъ чрезъ десять лѣтъ должное отцу воздававшій почтеніе, за одно токмо напослѣдокъ причиненное ему удареніе уже, не яко добродѣтельный сынъ честь воспріемлетъ, но яко отцеубійца, осуждаемъ бываетъ. И такъ учинившій въ добрыхъ дѣлахъ успѣхъ, потомъ возвратившійся опять къ прежнимъ порокамъ, не токмо за всѣ успѣхи въ добродѣтели лишается награды, но еще тяжчайшему осужденію подвергается: потому что, вкусивши пріятность слова Божія, и удостоившись знанія таинства, но прельстившись краткою сладостію, всего лишился.

И такъ естьли желаемъ мы безопасно тещи по предлежащему пути жизни, и Христу посвятить душу, и купно тѣло, гнусныхъ язвъ непричастныя, и за сію побѣду получить вѣнцы: то надлежитъ намъ безпрестанно на всѣ страны обращать бодрыя душевныя очеса, и на все прельщающее насъ имѣть нѣкоторое подозрѣніе, и ни къ чему не прилѣплять свою мысль: ни къ злату, хотя бы оно предъ очами нашими повержено было, готовое отдаться въ руки желающихъ: (ибо богатство, сказалъ Давидъ, аще течетъ, не прилагайте сердца — Псал. LXI, 11): ни къ землѣ, хотя бы она произрастила намъ всякія увеселенія, и драгоцѣнныя показала обиталища: (Наше бо житіе на небесѣхъ есть, отъ онудуже и Спасителя ждемъ /с. 3/ Христа — Филип. III, 20): ниже къ плясаніямъ, пирамъ, піянствамъ, и трапезамъ пріятностію пѣнія оглашаемымъ: (Ибо суета суетствій, сказалъ премудрый Соломонъ, и всяческая суета — Екклес. I, 2): ни къ красотамъ тѣлеснымъ, въ которыхъ злыя души обитаютъ: (Отъ лица бо жены аки отъ лица зміи бѣгай, свидѣтельствуетъ тотъ же премудрый). Ни къ начальствамъ и власти, ни ко множеству охранителей или ласкателей, ниже къ высокому и блещущему престолу, порабощающему намъ языки и грады, потому что сказано: Всяка плоть сѣно, и всяка слава человѣча яко цвѣтъ травный. Изсше трава и цвѣтъ отпаде (Исаіи ХL, 6-7). Подъ всѣми бо сими прелестями кроется общій оный человѣковъ врагъ, ожидая того, когда бы мы прельстившись видимыми вещами, уклонились отъ истиннаго пути, и сами себя въ сѣти его ввергнули. Для того должно опасаться, чтобы неосторожно приходя къ онымъ, и почетши пріятность отъ услажденій происходящую совсѣмъ не вредною, при первомъ вкушеніи не пожрати намъ сокрытой діаволомъ удицы: потомъ чтобы отъ части охотно, а отъ части съ нашею неволею, къ симъ вещамъ не быть прилепленнымъ, и по невѣденію нашему симъ прелестямъ не попустить себя привлещи къ страшному обиталищу разбойничью, то есть, къ смерти. Добродѣтели, когда чрезъ тщаніе соединяются съ природою, тогда бываютъ нашимъ стяжаніемъ, и не токмо на землѣ подвизающихся насъ оставить не хотятъ, (естьли мы сами не пожелаемъ насильно оныхъ отъ себя отдалить пороками:) но и на небо съ поспѣшностію намъ предшествуютъ; /с. 4/ соединяютъ съ Ангелами своихъ любителей, и вѣчно сіяютъ предъ очами Создателя. Напротивъ того богатство, могущество, знатность, роскоши и все таковыхъ множество, по неразумію нашему безпрестанно возрастающее, ниже съ нами купно въ жизнь вступило, ниже съ кѣмълибо изъ жизни отходитъ. Но весьма истинно и убѣдительно изрекъ древле оный праведникъ: Нагъ изыдохъ изъ чрева матери моея, нагъ и отъиду (Іова I, 21). И такъ, что для тебя полезнѣе? избравши ли временное удовольствіе получить чрезъ оное вѣчную суерть, или съ добродѣтелію избравши бѣдствіе, чрезъ оное пріобрѣсть вѣчную жизнь? Поелику тяжести тѣлесныя мы извѣдываемъ посредствомъ вѣсовъ: а что должно избрать въ жизни, то мы раздѣляемъ по свободному расположенію души, которое въ Писаніи называется вѣсами, потому что оно на ту и на другую сторону равную можетъ имѣть наклонность. Напримѣръ судятся тобою блудъ и цѣломудріе, и превосходной твой разумъ въ семъ порученномъ ему судѣ начальствуетъ: здѣсь сластолюбіе вспомоществуетъ блуду, а страхъ Божій подаетъ помощь цѣломудрію. Ежели ты осудишь грѣхъ, оставя побѣду цѣломудрію; правъ судъ твой: а ежели преклонившись къ сластолюбію, предпочтешь оному грѣхъ; то ты не право судилъ, и сталъ подверженъ проклятію рекшаго: Горе глаголющимъ лукавое доброе, и доброе лукавое: полагающимъ тьму свѣтъ, и свѣтъ тьму, полагающимъ горькое сладкое, и сладкое горькое (Исаіи V, 20). И такъ, когда добродѣтель съ сопротивнымъ себѣ порокомъ судится, то докажи твое /с. 5/ правосудіе въ тайномъ судилищи твоея души, поставивъ правило какъ бы своимъ сотоварищемъ; докажи ненависть твою къ пороку, отвращаяся отъ грѣха, и предпочитая оному добродѣтель. Ежели ты во всѣхъ твоихъ дѣйствіяхъ отдаешь преимущество лучшему, то блаженъ будешь въ тотъ день, егда судитъ Богъ тайная человѣкомъ, по благовѣстію моему, Іисусомъ Христомъ (Рим. II, 16). Не будешь осужденъ за ненависть къ злу, но почтенъ будешь вѣнцами правосудія, которыми ты во всю твою жизнь увѣнчавалъ добродѣтель. Какъ стрѣлецъ направляетъ лукъ свой прямо въ цѣль, не устремляя онаго ни далѣе, ни ближе мѣты, и ни на ту, ни на другую сторону; подобнымъ образомъ и судія долженъ изыскивать справедливость, ниже взирая на лица: (Срамлятися бо лица на судѣ не добро — Притч. XXIV, 23), ниже поступая по пристрастію: но справедливый и постоянный производя судъ. Ежели онъ судитъ двоихъ, изъ которыхъ одинъ имѣетъ больше, нежели должно, а другой меньше: то долженъ онъ обоихъ сдѣлать равными, отнявъ у превосходящаго столько должнаго, сколько по его разсмотренію обидимый имѣетъ недостатка.

Прочія вещи не больше принадлежатъ и къ собственнымъ оныхъ владѣтелямъ, какъ и ко всѣмъ случайно оныя получающимъ, переходя туда и сюда наподобіе косточной игры: но добродѣтель едина есть токмо неотъемлемое стяжаніе, которое какъ съ живымъ, такъ и съ умершимъ пребываетъ. Для сей причины и Солонъ, мнѣ кажется, сіе къ богатымъ произнесъ: я никогда не промѣняю /с. 6/ богатства на добродѣтель: ибо сія пребываетъ вѣчно, а оное отъ одного преходитъ къ другому. Сего ради, о смертные, должны мы пещися о добродѣтели, которая и вмѣстѣ съ потопляемымъ на брегъ выплываетъ, и нага на сушу изверженнаго дѣлаетъ почтеннѣйшимъ самыхъ благополучныхъ. И такимъ образомъ наставимъ себя въ жизни, чтобы прошедшіе дни никогда не были лучше будущихъ: Да не речеши, что бысть, яко дніе преждніи бѣша блази паче сихъ (Екклес. VII, 11). Ежели предъидущіе дни будутъ лучше послѣдующихъ, то скажутъ намъ: сіе безразсудно вы претерпѣли лишившись благополучія, отъ послѣдовавшаго въ васъ нерадѣнія. Ибо какъ стремящійся къ совершенію, поступаетъ далѣе: такъ согрѣшающій уступаетъ назадъ. Кое сильнѣйшее доказательство порока, какъ не отступленіе отъ добродѣтели? Самое большее есть зло раздражать благаго и кроткаго; да и само съ собою оное верховнѣйшее зло есть не согласно, и не токмо добродѣтели, но и самому себѣ противится. Какъ мракъ разгоняется присутствіемъ свѣта, болѣзнь побѣждается возвращеніемъ здравія, преуспѣянія въ добродѣтели отъ малыхъ началъ возрастаетъ до вышшаго степени; подобно и зло отъ малаго умножается такъ, что бываетъ неизлѣчимо. Равнымъ образомъ и начало добродѣтельнаго житія есть уклоненіе отъ зла. Уклонися отъ зла, сказалъ Давидъ, и сотвори благо (Псал. XXXVI, 27). Ибо, естьли бы онъ предложилъ тебѣ чтолибо совершенное; то бы ты медленно приступилъ къ оному; но онъ сперва совѣтуетъ тебѣ легчайшее, дабы ты смѣлѣе /с. 7/ къ послѣдующему приступалъ. Какъ въ лѣствицѣ первая степень есть отступленіе отъ земли: подобно и въ Богоугодномъ житіи начало преуспѣянія есть уклоненіе отъ пороковъ. Пока еще всякой изъ насъ бываетъ младенцемъ, то стремится за настоящею только пріятностію, не имѣя ни мало попеченія о будущемъ: послѣ сего пришедши въ мужественный возрастъ, и будучи въ совершенномъ разумѣ, видитъ предлежащій себѣ двоякій путь, то есть, къ добродѣтели и пороку, и часто на тотъ и другой обращая душевныя свои очи, и сравнивая оные между собою, судитъ обоихъ свойство. Путь грѣшныхъ показываетъ все пріятное настоящаго вѣка, а путь праведныхъ токмо благая будущаго вѣка. Путь спасаемыхъ сколь прекрасно обѣщаваетъ будущее, столь многотрудно представляетъ настоящее: напротивъ сего пріятное и невоздержное житіе, предлагаетъ намъ настоящее только наслажденіе, а не будущее. И такъ блаженъ, кто себя не ввергнулъ въ погибель чрезъ оныя прелести, и не избралъ изъ обоихъ сихъ пути ведущаго въ хуждшее. Блаженъ, кто отложилъ отъ себя всякую мірскую надежду, имѣя единую токмо надежду Бога. Проклятъ человѣкъ надѣющійся на человѣка: но благословенъ утверждающійся въ Господѣ. Поелику надежда на Бога никакой другой стороны не принимаетъ, и не хощетъ Господь подавать всесильныя Своея помощи надѣющемуся иногда на богатство, на человѣческую славу и на мірскую силу: а иногда Бога какъ бы надеждою своею поставляющему: но единственно долженъ всякъ на помощь Божію несумнѣнную имѣть надежду. /с. 8/

Но непросвѣщенные и пристрастные къ міру люди, совсѣмъ не зная самаго блага природы, часто почитаютъ благомъ ничего не стоящія вещи, то есть, богатство, здравіе, жизненную красоту, изъ которыхъ ни одна сама по себѣ не есть благо, не только потому, что онѣ весьма удобно могутъ въ противныя премѣниться, но и потому, что своихъ владѣтелей не сильны содѣлать блаженными. Чего ради находящійся еще въ живыхъ, по причинѣ неизвѣстности конца, не долженъ называться блаженнымъ; но уже исполнившій свой долгъ, и истиннымъ концемъ увѣнчавшій жизнь свою, подлинно блаженнымъ назваться можетъ. Дѣлающіе добро при самомъ дѣйствіи получаютъ похвалу. А убѣгающіе зла, не заслуживаютъ оныя, ежели можетъ быть одинъ разъ, или дважды избѣжали отъ порока; но естьли совершенно отъ искушенія зла избѣжать могли. Ежели мы должны лучшую избирать жизнь, надѣясь, что привычка сдѣлаетъ оную пріятною намъ, то должно приступать къ лучшему. Ибо не прилично, ощущая время настоящее, уже по прошествіи оное съ печалію назадъ призывать, когда печаль ни малой не принесетъ пользы. Не возможно намъ вмѣстить въ себя благодати Божіей, не изгнавши изъ себя злыхъ страстей овладѣвшихъ нашими сердцами. Я видалъ, что лѣкари не прежде даютъ больнымъ спасительныя свои лѣкарствы, какъ истощатъ изъ нихъ болѣзнетворную матерію, родившуюся въ нихъ по причинѣ невоздержности отъ худой пищи. Сосудъ будучи исполненъ зловонныя влажности, ежели не будетъ измытъ, не пріиметъ въ себя вліянія благовоннаго. И такъ /с. 9/ прежнее должно быть излито, дабы вливаемое вмѣщено онымъ быть могло. Во всѣхъ людяхъ присутствуетъ Духъ Святый; но чистымъ отъ страстей подаетъ особенную силу: а имѣющихъ смущенную отъ грѣховныхъ нечистотъ мысль, оныя не удостоиваетъ.

Не удобно при развлеченіи мыслей въ различныя заботы, желаніямъ своимъ конца получить, по утвержденію Господа рекшаго: Никтоже можетъ двѣма Господинома служити. И паки: Не можете Богу работати и мамонѣ (Матѳ. 11, 24). Ни другой какойлибо заповѣди, ни любви къ Богу ни къ ближнему исполнить, туда и сюда колебляся мыслію, мы не можемъ. Не можно твердо понять какойлибо науки или знанія перемѣняя часто оныя, и не можно ни въ одной какойлибо вещи дойти до совершенства, не зная свойственнаго оныя конца. Ибо и дѣйствія также должны соотвѣтствовать своему концу, естьли ничто сходное съ разумомъ не свойственнымъ образомъ не производится. Не достигается конецъ мѣдническія науки чрезъ скудѣльную: ниже за восхитительное на свирѣли играніе получаются подвижническіе вѣнцы: но каждому концу свойственной трудъ приличествуетъ. Такимъ образомъ и тщаніе по Евангелію Христову угодить Богу чрезъ удаленіе себя отъ мірскихъ попеченій, и чрезъ совершенное отчужденіе житейскихъ заботъ совершается. Желающій истинно послѣдовать Богу, долженъ отрѣшитися отъ узъ пристрастія къ сей жизни; а сіе не иначе, какъ чрезъ совершенное отчужденіе и забвеніе прежнихъ нравовъ быть можетъ. Ежели мы не отдалимъ себя отъ /с. 10/ плотскаго сродства, и отъ житейскаго сообщества какъ бы переходя въ другой свѣтъ чрезъ отдѣленіе души: то не можемъ достигнуть своея цѣли, то есть, угодити Богу. А получившій Ангельское достоинство, естьли осквернитъ себя человѣческими страстьми, бываетъ подобенъ кожѣ пардовой, которыя шерсть ни совершенно бѣлая, ни совершенно черная, но по смѣшенію на ней цвѣтовъ не считается ни между черною, ни между бѣлою. И такъ по подобію живописцовъ, которые когда списываютъ съ иконъ другихъ свои иконы, то весьма часто взирая на образецъ, стараются видъ онаго переложить въ свою работу, мы стараяся сдѣлать себя во всѣхъ частяхъ добродѣтели совершенными, должны взирать на житія святыхъ такъ, какъ на движущіеся и дѣйствующіе куміры, и оныхъ добродѣтели чрезъ подражаніе творить своими собственными.

Ежели волъ, данный человѣку помощникомъ въ земледѣліи, слышитъ гласъ своего господина, и узнаетъ того, кто ему обыкновенно даетъ пищу: оселъ добровольно поспѣшаетъ въ опредѣленное ему для отдохновенія мѣсто: ежели безсловесныя животныя столько могутъ привыкать къ своимъ попечителямъ: то сколь великая отъ разумнаго естества въ сравненіи съ ними любовь къ Богу требуется? не едино дѣйствіе дѣлаетъ добродѣтельнымъ человѣка: но чрезъ всю жизнь долженъ онъ свои дѣйствія соображать съ добродѣтелію. Какъ входящіе въ баню скидаютъ съ себя всю одежду: подобнымъ образомъ и приступающіе къ подвижнической жизни, сложивши съ себя все житейское, /с. 11/ должны жить въ любомудріи. Будите, повелѣваетъ Христосъ, мудріи, яко змія (Матѳ. X, 16). Змій, когда должно ему совлещи съ себя кожу, влазя въ тѣсное мѣсто, и тѣло свое онымъ сжимая, столь хитро и столь искусно совлекаетъ съ себя старость. Писаніе означаетъ то, дабы и мы шествуя тѣснымъ и бѣдственнымъ путемъ, совлекали съ себя ветхаго человѣка, и облекалися въ новаго, дабы юность наша обновлялася, яко орля. Ибо при освѣщеніи свѣта изчезаетъ мракъ, при возвращеніи здравія утоляются мученія болѣзни, при доказаніи истины обличается ложъ. Многіе люди подобны облакамъ по причинѣ перемѣннаго дыханія вѣтровъ изъ одной стороны въ другую воздуха носимымъ. Имѣющіе скорыя къ перемѣнѣ мысли, и самой безпорядочной жизни не охуждаютъ: напротивъ того имѣющіе мысль твердую и непоколебимую почитаютъ за нужное жить согласно съ намѣреніемъ. Многіе къ прикрытію худыхъ дѣйствій видомъ добра болтуна называютъ веселымъ, сквернословца учтивымъ, гнѣвливаго и жестокаго важнымъ почитаютъ, скупаго хвалятъ какъ прилѣжнаго домостроителя, утопающаго въ роскошахъ зовутъ щедрымъ, блудника и похотливаго наслаждающимся при свободности духа своими вещами. Словомъ, всякой порокъ прикрашиваютъ названіемъ противныя оному добродѣтели. Таковые по слову Давидову устами благословляютъ, въ сердцѣ же кленутъ. Ибо подъ красотою словъ возводятъ всякую клятву на жизнь оныхъ, подвергая ихъ своими похвалами вѣчному осужденію. Чего ради какъ справедливость суда требуетъ, чтобы не равныя /с. 12/ дѣйствіямъ опредѣляемы были воздаянія, но надлежитъ учинившему злодѣянія сугубое воздавать наказаніе, потому, что чрезъ сіе и самъ онъ сдѣлается лучшимъ, и другихъ своимъ примѣромъ учинитъ осторожнѣйшими; подобно сему и дѣлающій порокъ подъ видомъ добродѣтели двоякаго достоинъ наказанія: во первыхъ за то, что дѣлаетъ порокъ; во вторыхъ, что къ совершенію онаго добродѣтель, такъ сказать, употребляетъ помощницею.

И такъ благоразумный мужъ въ жизни своей долженъ убѣгать народныхъ о себѣ слуховъ, и не смотрѣть на мнѣнія другихъ, но поставить предводителемъ себѣ въ жизни здравой разумъ; такъ, что хотя бы всѣмъ людямъ противостоять, хотя бы отъ всѣхъ заслужить худое о себѣ мнѣніе, и за честность подвергнуться опасности должно было; однако справедливо опредѣленнаго перемѣнять не долженъ. Ибо иначе поступающій ничемъ не будетъ различествовать отъ того Егѵпетскаго мудреца, который по желанію своему превращался въ растѣніе, въ звѣря, въ огонь, въ воду и во всѣ вещи. Таковый сего дня тамъ, гдѣ уважается правосудіе, оное будетъ хвалить; въ другое время будетъ говорить совсѣмъ противное, естьли увидитъ, что неправосудіе находится тамъ въ почтеніи, что означаетъ ласкателя, въ лукавствѣ и хитрости, Архилоховой лисѣ подобнаго. Истинное и отъ здраваго разума произходящее слово есть просто и единообразно о единомъ всегда едино утверждающее. Многоразличное же и многохитростное будучи запутано, и напередъ уготовлено, тысящи принимаетъ на себя видовъ, и безчисленныя ко угожденію /с. 13/ бесѣдующихъ имѣетъ превращенія. Ибо, ежели вещи въ природѣ таковы, а слова оныя изъясняютъ иначе: то есть нѣкоторое превращеніе, или лучше искаженіе отъ словъ въ истинѣ раждающееся. Тотъ, кто однимъ себя представляетъ, а другой въ самой вещи есть, искажаетъ словами истину, обманывая съ собою бесѣдующихъ, подобно какъ зайцы и лисицы псовъ, одну дорогу имъ показывая, а въ другую бѣгъ свой направляя. Привычка къ несправедливымъ словамъ открываетъ путь къ самымъ дѣйствіямъ. Чего ради всячески должно хранить душу, дабы чрезъ красоту словъ по неразумію нашему не попустить взойти въ оную какомулибо пороку, подобно ядъ съ медомъ принимающимъ. Кто любомудріе у многихъ, въ однихъ только словахъ состоящее, собственными дѣйствіями подтверждаетъ; тотъ одинъ только мудрствуетъ, прочіе же всѣ наподобіе тѣней скитаются. Прославлять всенародно добродѣтель, и произносить въ похвалу оныя продолжительныя рѣчи; наединѣ же похоть воздержанію, а корыстолюбіе правосудію предпочитать, по моему мнѣнію, подобно есть дѣйствію въ зрѣлищи чужія лица представляющихъ, которые часто выходятъ какъ цари, или вельможи, будучи ни цари, ни вельможи, а можетъ быть и совсѣмъ невольники. Гуслистъ не охотно допуститъ быть у себя разстроенному орудію, ниже ликоначальникъ несогласному лику; а иначе всякой самъ съ собою будетъ несогласенъ, и жизнь будетъ вести несогласную съ словами. Коня не дѣлаетъ быстрымъ отмѣнный бѣгъ его родившихъ; ниже похвалою служитъ псу то, что онъ отъ самыхъ /с. 14/ проворныхъ псовъ родился. Но какъ добродѣтель каждаго животнаго въ немъ самомъ разсматривается: такъ и собственнаго каждаго человѣка похвала изъ собственныхъ же его дѣяній свидѣтельствуется. Изощреніе добродѣтели имѣющему оную, есть неоцѣненное сокровище, а обрѣтающимъ случайно оную, есть пріятнѣйшее зрѣлище. Исполняющіе добродѣтель подобны суть звѣздамъ, во время облачныя нощи въ различныхъ мѣстахъ небо освѣщающимъ, коихъ блескъ пріятенъ; однако еще тѣмъ пріятнѣе, что онъ не ожидаемой. Таковы и они суть весьма не многіе въ семъ печальномъ вещей состояніи, какбы въ мрачной нощи сіяющіе, кои кромѣ прекрасной добродѣтели еще по рѣдкости отмѣнное къ себѣ желаніе возбуждаютъ. И такъ совсѣмъ не нужно искать чужихъ украшеній тому, кто собственными добродѣтелями сіяетъ.

Впрочемъ да не речетъ всякой, что зло отъ Бога происходитъ. Сіе мнѣніе весьма беззаконно; потому что противное отъ противнаго не раждается. Жизнь не раждаетъ смерти, свѣтъ не есть начало тьмы, болѣзнь не есть виною здравія. Во взаимныхъ перемѣнахъ страстей прехожденія отъ противныхъ къ противнымъ быть могутъ: а въ произведеніяхъ каждая вещь не отъ противныхъ; но отъ сродныхъ себѣ вещей происходитъ. Зло не есть какое либо живое и одушевленное существо, но токмо страсть души добродѣтели противная, раждающаяся въ нерадивыхъ чрезъ отдаленіе добра. И такъ не по наружности должно разсматривать зло, ниже умствовать, что какаялибо природа виновницею онаго есть: но каждый своего порока себя /с. 15/ самаго долженъ признавать виновникомъ. Ибо ежели бы не отъ произволенія каждаго зависили худыя дѣйствія; то бы худо поступающимъ не для чего было столько бояться законовъ, и не было бы наказаній отъ строгихъ судей по достоинству преступникамъ налагаемыхъ. Ежели не отъ насъ самихъ происходятъ порочныя и добродѣтельныя поступки, но отъ природы и по нуждѣ, то не нужны законодатели предписывающіе намъ, что дѣлать, и отъ чего удаляться: не нужны судіи награждающіе за добродѣтель, а за порокъ наказывающіе. Къ сему также сказать можно, что воровство не есть обида, человѣкоубійство не есть порокъ, когда убійца противъ воли своей не могъ удержать отъ убійства руки: ибо неизбѣжная нужда оную къ дѣйствію возбудила. Суетливы также упражняющіеся въ наукахъ. Земледѣлецъ не сѣявши въ землю сѣменъ, и не изощривши своего орудія, воспользуется изобиліемъ плодовъ: купецъ чрезмѣрно нaбогатится, хотя бы то было согласно съ его желаніемъ, хотя нѣтъ; потому что судьба умножаетъ ему богатство. Мы Христіане должны лишиться своей надежды, когда за правосудіе нѣтъ награды, и казни за преступленіе; потому что никакое дѣйствіе не зависитъ отъ произволенія человѣка. Гдѣ господствуетъ нужда и судьба, тамъ не имѣетъ мѣста разсужденіе о достоинствѣ, которое есть твердѣйшее основаніе правосудія. Сказываютъ о смоковницахъ, что нѣкоторые лѣсныя смоковницы присаживаютъ къ садовымъ; а иные привязывая къ садовымъ и плодовитымъ смоковницамъ несозрѣлыя еще лѣсныя смоквы, придаютъ онымъ /с. 16/ силу, и укрѣпляютъ чрезъ недозрѣлыя смоквы опадающій и разсыпающійся плодъ. Чтожъ означаетъ сей примѣръ естества? что намъ и отъ чуждыхъ вѣры должно иногда принимать нѣкоторую силу къ показанію добрыхъ дѣлъ; когда напримѣръ увидишь коголибо или живущаго въ язычествѣ, или чрезъ какую нибудь развратную ересь отъ церкви отторгшагося, впрочемъ добродѣтельнаго, и о благонравіи пекущагося; то ты потщися быть подобенъ плодоносной смоковницѣ, пріемлющей силу отъ лѣсныхъ смоквъ, чрезъ нихъ укрѣпляющейся, и съ большимъ раченіемъ питающей свой плодъ. Мы видимъ, что и естественныя худости въ растѣніяхъ чрезъ попеченіе земледѣльцевъ могутъ быть поправляемы; напримѣръ зернистыя яблоки, кислыя и горькія амигдали, которыя будучи близъ корней просверлены, и по вонзеніи въ самую средину сердца, сыраго сосноваго клина, горькой и отвратительный сока вкусъ перемѣняютъ въ пріятный равнымъ образомъ и никакой человѣкъ живя порочно не долженъ отчаяваться. Ибо ежели земледѣлецъ перемѣняетъ качества въ растѣніяхъ: то кольми паче попеченіе о душѣ въ разсужденій добродѣтелей можетъ побѣдить всякій порокъ, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Егоже слава и держава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 1-16.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.