Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О ученіи и увѣщаніи.

Когда толь многія бесѣды, чрезъ которыя я васъ какъ въ прежнее время безпрестанно поучалъ; такъ и послѣ во всѣ седмь недѣль поста, день и нощь возвѣщалъ вамъ Евангеліе благодати Божіей, и малой не принесли вамъ пользы: то съ какою надеждою къ настоящей бесѣдѣ приступимъ? И земледѣлецъ, когда первыя посѣянныя имъ сѣмена не взойдутъ, уже не съ толикою охотою идетъ для посѣянія другихъ сѣменъ паки на томъ же мѣстѣ. Умолчалъ бы я теперь подлинно, естьли бы не устрашалъ меня примѣръ Іереміинъ, которой за то, что не хотѣлъ жестокосердаго народа увѣщавать, претерпѣлъ, какъ самъ объявляетъ, что родился ему огнь во внутреннихъ его; сталъ онъ весь разслабленъ, и не могъ сносить (Іерем. XX, 9). Ежели свойство слова требуетъ, чтобы не сокрывать во мракѣ означаемое, ниже безразсудно излишность въ словахъ употреблять: то не прилично также и о многомъ вмѣстѣ разсуждать; дабы чрезъ неумѣренность слова какимлибо образамъ не сдѣлать безполезнымъ уже со тщаніемъ пріобрѣтенное. Ибо разумъ не могущій всего купно вмѣстить, бываетъ подобенъ желудку, который по причинѣ чрезмѣрнаго пресыщенія принятыхъ въ себя пищей, варить не можетъ. Насильственное ученіе не долго въ насъ пребываетъ; но охотно и съ удовольствіемъ нами принятое гораздо тверже /с. 18/ въ памяти нашей изображается. Для того и съ ученіемъ сопряжена сладость пѣсненнаго согласія, дабы чрезъ пріятность слуха непримѣтнымъ образомъ изъ всѣхъ словесъ получать полезное, подобно какъ разумные лѣкари давая нездоровымъ пить горькое питіе, часто медомъ сосудъ намазываютъ. Для того и пріятныя Псалмовъ согласія намъ сочинены, дабы или находящіеся въ отроческихъ лѣтахъ, или имѣющіе юношескимъ подобные нравы, подъ видомъ пѣнія, въ самой вещи разумно поучалися. Обучающіе молодыхъ коней не вдругъ ихъ уздами востягиваютъ (потому что они отъ сего привыкаютъ биться, и всадниковъ съ себя сбивать); но напередъ давая имъ волю, и приноравливаясь къ ихъ стремленію, когда примѣтятъ чрезъ усиліе свое умягченную въ нихъ свирѣпость, то взявъ оныхъ уже усмиренныхъ, дѣлаютъ чрезъ свое искусство ихъ послушнѣйшими. И тако изъ всякой вещи прилѣжно собирающимъ полезное, наподобіе великихъ рѣкъ отвсюду многія приращенія бываютъ. Разумной мужъ справедливымъ почитать долженъ, что и малое къ малому прибавлять, какъ въ умноженіи сребра, такъ равно и въ умноженіи какоголибо знанія есть доброе дѣло.

Пріобрѣтенное трудомъ радостно мы принимаемъ и прилѣжно хранимъ; напротивъ сего безъ труда пріобрѣтеннымъ съ нѣкоторымъ презрѣніемъ владѣемъ. Для сего всемогущій Творецъ, когда всѣмъ нужнымъ въ жизни человѣку вспоможеніямъ купно съ нами, равно какъ и съ безсловесными животными не позволилъ быть произведеннымъ, но для изощренія нашего разума создалъ насъ /с. 19/ нужныхъ вещей неимущими; то и неудобoпонятности нѣкоей въ Священномъ Писаніи къ пользѣ и изощренію ума быть соизволилъ.

Во первыхъ, дабы умъ нашъ въ оное углубившись отъ худыхъ дѣйствій былъ отвлекаемъ; во вторыхъ, потому что трудомъ снисканное болѣе раждаетъ къ себѣ любви, и пріобрѣтаемое чрезъ долгое время бываетъ постояннѣе; а безъ труда полученное никакого не приноситъ удовольствія къ наслажденію. Презрѣнно таковое богатство, и не заслуживаетъ прилѣжнаго храненія. Не прилично намъ вредныя пищи отвергать; а о ученіяхъ, которыя душы наши питаютъ, нерадѣть; но наподобіе разливающагося потока все попадающееся восторгая съ собою влечь. Ибо, какъ существенность меда не вкусившимъ не такъ по одному разсужденію можетъ быть понимаема, какъ изъ самаго чувства вкушенія; подобно и благость небесныя науки не можетъ быть чрезъ наше ученіе изъяснена, естьли мы прилѣжно испытавши ученія истины, не возможемъ собственнымъ опытомъ благость Господню извѣдать. Человѣколюбивый Богъ и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ рекъ: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. XI, 28). Для сего хотя опасно отвергать тѣхъ, кои чрезъ насъ къ Богу приступаютъ, желая подвергнуть себя Его пріятному игу: однако же таковыхъ прежнее житіе изслѣдовать должно, изъ сихъ кои окажутся добродѣтельное чтолибо учинившими, тѣмъ совершеннѣйшія преподавать ученія; а тѣхъ, кои оставя порочную жизнь, приступаютъ къ совершенной /с. 20/ жизни, состоящей въ познаніи Бога, должно смотрѣть нравы, постоянны ли и тверды ли они въ намѣреніяхъ своихъ. Ибо подозрительна таковыхъ удобопреклонность, кои кромѣ того, что сами не получаютъ никакой пользы, еще бываютъ причиною вреда другихъ. Но какъ чрезъ прилѣжаніе все можно учинить, и страхъ Божій всякія грѣхи душевныя побѣждаетъ; то и сихъ не скоро должно отчуждать, но приличнымъ образомъ искушать должно чрезъ долгое время и многотрудные подвиги, извѣдывая постоянство намѣренія оныхъ; такъ что ежели они въ семъ тверды и непоколебимы, то безопасно принимать: въ противномъ же случаѣ не принимая назадъ отсылать, дабы искушеніе ихъ не причинило какоголибо вреда братіи. Тѣмъ, кои презрѣвъ высокія достоинства въ жизни, и подражая Христу, избираютъ жизнь смиренномудренную, опредѣлить должность по мнѣнію людей самую низкую, и смотрѣть, могутъ ли они со всякимъ равнодушіемъ, и не срамляяся дѣлателями предъ Богомъ себя показать. Ежели подъ игомъ находящійся рабъ къ братіи прибѣгаетъ; то увѣщавъ и поучивъ его, назадъ отослать къ своему господину по примѣру блаженнаго Павла, который Онисима, просвѣтивъ свѣтомъ Евангелія, назадъ прислалъ къ Филимону: притомъ увѣрить его, что иго рабства, ежели онъ только сіе снесетъ терпѣливо, угождая господину своему, сдѣлаетъ его достойнымъ царства небеснаго; а притомъ увѣщавать и господина, дабы онъ не токмо угрозы свои къ нему оставилъ, но и былъ бы къ нему гораздо снисходительнѣе. Ежели же /с. 21/ господинъ будучи самъ пороченъ, повелитъ творить чтолибо противу закона, и насильно принудитъ раба къ преступленію заповѣди истиннаго Владыки и Господа нашего Іисуса Христа: то всячески должно стараться, дабы для сего раба не похулено было имя Божіе, когда онъ чтонибудь Богопротивное учинилъ. Не тщетно будетъ наше стараніе, когда сдѣлаемъ его готовымъ къ слушанію всѣхъ предлагаемыхъ ему наставленій въ томъ, чтобы онъ болѣе повиновался Богу, нежели человѣку: или, когда принявши его не отрекутся отъ всѣхъ для него нанесенныхъ имъ искушеній. Тѣхъ, кои бракомъ будучи соединены къ сей жизни стремятся, вопрошать должно, по согласію ли они то дѣлаютъ, какъ повелѣлъ Апостолъ, а потомъ при многихъ свидѣтеляхъ принимать должно. Ежели же другая сторона на сіе не соглашается, и менше печется о угожденіи Богу; то привесть должно на память слѣдующія Апостольскія слова: Въ миръ же призва ны Богъ (1 Кор. VII, 15). Тотъ, кто презирая все ему принадлежащее, приступаетъ къ сей жизни съ намѣреніемъ слѣдовать Христу, не долженъ все свое богатство въ нерадѣніи оставить; но стараться оное собравъ, такъ какъ уже посвященное Богу, со всякимъ тщаніемъ содержать или самому, ежели возможно, или поручить другимъ уже чрезъ довольныя испытанія оказавшимся могущими вѣрно и благоразумно управлять онымъ: притомъ знать долженъ, что не безопасно есть поручать оное и самымъ ближнимъ, или комулибо случайно. Ибо, ежели тотъ, кому ввѣрено попеченіе о царскихъ сокровищахъ, хотя и ничего /с. 22/ не утратитъ изъ порученныхъ ему, но по нерадѣнію своему упуститъ, что можно было пріобрѣсть, бываетъ обвиняемь: то коль строгому долженъ быть подверженъ осужденію тотъ, кто нерадиво будетъ поступать во управленіи Богу посвященнаго сокровища.

Удаленіе отъ міра не есть то, чтобъ внѣ онаго тѣлесно быть, но чтобъ отъ пристрастія плотскаго душу отторгнуть, и быть безъ града, безъ дому, безъ богатства, безъ содружества, нестяжательну, безъ вещей къ житію потребныхъ, нелюбопытну, не обязующемуся договорами, и не научену человѣческимъ наукамъ: наконецъ быть готову къ пріятію въ сердце изображенія, которое отъ Божественнаго ученія происходитъ. Пріуготовленіе же сердца есть отчужденіе отъ ученій, кои по худой привычкѣ предъобладали имъ. Прежде же всего тщиться надобно, чтобъ въ словѣ быть искусну, вопрошать безъ любопрѣнія, отвѣщать безъ любочестія, не пресѣкать рѣчи разглагольствующаго: когда кто полезное говоритъ; то не желать, чтобъ свое слово для величивости предлагать, мѣру опредѣлять слову и слушанію: учиться безъ стыда, и учить безъ зависти; и, естьли чему научилъ тебя другой, не таить, какъ то дѣлаютъ злыя жены, которыя отъ блуда рожденныхъ дѣтей подкидываютъ: но объявлять чистосердечно то ученіе. Произношеніе голоса средственное должно быть предпочтено, чтобы ни не слышимо было тихости ради, ниже тягостно слуху сильнаго ради напряженія. Прежде испытать надлежитъ въ себѣ самомъ то, что говорить намѣренъ, а потомъ явно /с. 23/ предлагать слово. Въ свиданіяхъ быть благопривѣтливу, въ разговорахъ пріятну, не смѣхотворствомъ снискивать пріятность, но благосердымъ утѣшеніемъ имѣть удобоприступность. Жестокость всегда, когда и воспретить потребно будетъ, отметать. Тѣмъ паче, что прежде самъ научившись смиренномудрію благопріятенъ будешь требующему врачеванія. Часто полезенъ намъ бываетъ и пророческій образъ обличенія, который согрѣшившему Давиду не отъ себе навелъ опредѣленіе осужденія; но подлогомъ другаго лица, его самаго поставилъ своего грѣха судіею: такъ, что самому противу себе произнесшу осужденіе, ни мало Давидъ не озлобился на изобличившаго. Ибо какъ водяной ручей показываетъ свой источникъ: такъ и естество слова означаетъ сердце его произнесшее.

Въ правилахъ врачебныхъ, когда что по силѣ оныхъ составлено будетъ, того польза изъ самаго наипаче опыта познается: подобно и въ духовныхъ наставленіяхъ, когда уже увѣщаніе получитъ сбытіе; тогда премудрость ихъ и польза на исправленіи житія и на совершенномъ покореніи изъявляется. Кто лежащаго возстановляетъ, тотъ долженъ быть выше падшаго: но кто равнымъ образомъ палъ, тотъ самъ требуетъ другаго къ возстановленію себя. Тѣ, кои слѣпыхъ учителей избрали себѣ предводителями, сами себя дражайшаго лишили зрѣнія: обличать согрѣшающаго брата съ негодованіемъ и яростію не есть избавлять его отъ грѣха; но тоже есть, что самому на себя навлещи грѣхъ. Ибо кротко должно наставлять противящихся, и не гнѣваться, когда кто тебя презираетъ; ежели же /с. 24/ увидишь другаго презираемаго, то показать надъ согрѣшившимъ великодушіе, и болѣе сожалѣть о его нещастіи. Поелику такимъ образомъ и подозрѣнія отъ его самолюбія избѣжишь, и докажешь что ты не грѣшника ненавидишь, но грѣха отвращаешься. Ни о чемъ не пещися, и ничего не дѣлать для собственной корысти, есть Христолюбиваго и братолюбиваго духа хвала. И такъ всячески должно стараться уврачевати болящаго, и извихнутый, такъ сказать, членъ паки на своемъ мѣстѣ утвердить. Ежели онъ въ своемъ какомлибо порокѣ непреложно пребываетъ, то оставить его яко чуждаго. Писано бо: Всякъ садъ, егоже не насади Отецъ Мой небесный, искоренится (Матѳ. XV, 15). Ежели кто не отставая отъ своихъ нравовъ, болѣе служить желаетъ страстямъ плоти, нежели Господу, ниже хощетъ жить по ученію Евангельскому: то не должно съ нимъ никакого имѣть сообщенія. Ибо мы въ народѣ строптивомъ и непослушномъ слышать привыкли: Спасая спасай твою душу (Быт. XIX, 17). Ежели кто не охотно грядетъ къ пѣнію, и не имѣетъ духа подобнаго рекшему: Коль сладка портани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ (Псал. CXVIII, 103); ниже почитаетъ великимъ вредомъ лѣность, того или исправить должно, или совсѣмъ отвергнуть: да не малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ (Галат. V, 9). Кого общія наказанія не исправляютъ, ниже отлученіе отъ молитвъ приводитъ къ покаянію; того должно подвергать даннымъ отъ Господа правиламъ. Писано бо: Аще братъ твой согрѣшитъ, обличи его между тобою /с. 25/ и имъ: аще тебе не послушаетъ, поими съ собою другаго: аще же ниже тако: повѣждь церкви; аще же и церковь преслушаетъ: будетъ тебѣ уже яко язычникъ и мытарь (Матѳ. XVIII, 15 и слѣд.) Кто самое и [1] съ онымъ человѣкомъ учинено: одинъ разъ онъ изобличенъ; при двухъ и трехъ обвиненъ: третіе при всей церкви. Почему когда мы подтвердили ему, и онъ не принялъ, то да будетъ онъ отверженъ. Всей обители должно объвить, что онъ не пріемлется ни въ чемъ житейскомъ: дабы изъ не сообщенія нашего съ нимъ былъ онъ совершенною пищею діаволу. Ибо какъ нерадивые въ наукахъ отроки, когда отъ учителей (или надзирателей) бываютъ наказаны, тогда сдѣлавшись внятнѣйшими, понимаютъ ученіе, и тоже слово, которое они прежде наказанія не слушали, почувствовавъ отъ наказанія боль, уже отверстыми ушесами внемлютъ и памяти предаютъ: тоже самое и съ невнемлющими Божественнымъ ученіямъ, и не уважающими заповѣдей Божіихъ случается. Когда они претерпятъ отъ Бога наказаніе: тогда повелѣнія Божія безпрестанно имъ напоминаемыя, и невнемлемыя ими, уже насилу, какбы въ первой разъ ими слышимыя, пріемлютъ: по слову рекшаго: И наказаніе Господне отверзаетъ уши мои (Исаіи VIII, 5).

Какъ немоществующихъ душею смиреннымъ образомъ врачевать должно: такъ и врачуемымъ не должно негодовать на наказаніе, ниже почитать /с. 26/ мучительствомъ по благодушію прилагаемаго о спасеніи душъ ихъ попеченія. Ибо срамно немоществующему тѣломъ столько себя повѣрять врачамъ, что хотябы они отсѣкали части тѣла, или жгли, или горькими лѣкарствами скорбь наносили, почитать ихъ благодѣтелями; а намъ душевныхъ врачей, когда они прискорбнымъ путемъ ведутъ насъ ко спасенію не за таковыхъ почитать. Понеже страшный судъ угрожаетъ начальнику не обличающему преступниковъ закона, сего ради страшиться долженъ тотъ, коему ввѣрено попеченіе о многихъ такъ, что за каждаго изъ нихъ слово воздать имѣетъ, вѣдая, что ежели единъ отъ братій впадетъ въ грѣхъ, по той причинѣ, что напередъ не изъяснено ему было правосудіе Божіе, или впадши, въ немъ пребудетъ не будучи наученъ о способѣ исправленія: то кровь грѣшника сего отъ рукъ его взыщется, какъ Писаніе свидѣтельствуетъ: наипаче же, когда онъ не по невѣденію вознерадитъ о угожденіи Богу, но по ласкательству, и во угожденіе порокамъ каждаго разрушитъ совершенство ученія. Впрочемъ какъ начальникъ во всемъ долженъ быть предводителемъ братіи: такъ взаимно и прочіе братія превосходящіе въ лѣтахъ и въ разумѣ, ежели самъ начальникъ будетъ подозрѣваемъ въ какомлибо грѣхѣ, ему о семъ сказать должны. И такъ, ежели что надлежитъ исправить, то въ семъ и брату своему да вспомоществуемъ, а чрезъ него и себѣ самимъ: потому что онъ есть ничто иное, какъ правило жизни нашей, и мы чрезъ исправленіе брата сами свои погрѣшности обличать должны: ежели же братія несправедливо подозрѣваютъ; то /с. 27/ узнавъ свою ошибку, должны оное мнѣніе оставить. Извѣстно вамъ, что начальники явно всѣмъ предлежа наподобіе выставившихся въ мори камней, ярость еретическихъ волнъ пріемлютъ, которыя о нихъ разбиваяся, за ними находящееся не потопляютъ. Я что почитаю за лучшее, то отчасти вамъ теперь мною же сказано: а отчасти во всю жизнь буду вамъ совѣтовать. И хотя бы тѣлесная немощь препятствовала мнѣ (о которой вы довольно извѣстны, какова она у меня отъ перваго возраста, даже до старости сея воспитанная со мною, и наказующая меня по праведному суду вся премудро устрояющаго Бога), оуднако доколѣ буду дыхать, не долженъ ничего опущать къ созиданію благихъ служащаго. Вы же, поелику суть три рода болѣзней, неисцѣльнѣйшей да не уподобитеся: ниже да покажете разума вашего недугъ подобный тѣмъ, которые тѣломъ немоществуютъ. Малымъ недугомъ страдающіе сами ко врачамъ приходятъ; а которые большими недугами одержимы бываютъ, тѣ къ себѣ призываютъ врачей: которые же совершенно неисцѣльною болѣзнію обладаны суть, тѣ ниже приходящихъ врачей пріемлютъ. Сего послѣдняго, дабы вамъ нынѣ не пострадать, прилѣжно берегитесь удаляться отъ мужей неправо и неблагоразумно мыслящихъ, но да наставитеся и поучитеся въ страхѣ Господа Бога нашего, дабы будущихъ благъ сдѣлаться вамъ причастниками о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и сила купно съ безначальнымъ Его Отцемъ, и Святымъ и Животворянимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сіе взято изъ посланія 288 на отмщевающихъ, въ которомъ Василій Великій одного негоднаго человѣка отлучаетъ отъ молитвъ, и запрещаетъ всякому имѣть съ нимъ обхожденіе.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 17-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.