Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О любви къ Богу и ближнему.

Которые оставили всѣ мірскія попеченія, тѣ всячески должны хранить душу, чтобы не изринуть помышленія о Богѣ, и память чудесъ Его не затмить тщетныхъ вещей воображеніями: но чрезъ безпрестанное и непорочное воспоминаніе изобразивъ въ душахъ своихъ какъ неизгладимую печать, помышленіе о Богѣ съ собою носить. Ибо такимъ образомъ пріобрѣтаемъ мы любовь къ Богу, и купно возбуждающую насъ къ исполненію Его заповѣдей, и паки въ нихъ непрестанно сохраняемую. Кто сильное имѣетъ желаніе слѣдовать Христу, тотъ не можетъ обращать мысли своей къ любви мірскихъ вещей, или родителей, или сродниковъ, естьли сіе противно Господню повелѣнію. Здѣсь пристойно сказать и сіе: Аще кто грядетъ по Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего и матерь, и прочая (Луки XIV, 24). Сему также поучали насъ святые Господни ученики, Іаковъ и Іоаннъ, кои отца своего Зеведеа, и самой корабль, отъ котораго они питались, оставили. Матѳей воставъ отъ мытницы послѣдовалъ Господу, и не токмо прибыль отъ собираемаго мыта оставилъ, но и презрѣлъ самыя бѣдствія, коими ему и сродникамъ его угрожало начальство за то, что не воздалъ отвѣта въ мытарствѣ. Наконецъ Павлу распяся міръ весь и онъ міру. Потому что, когда душа занимается любовію благочестія, тогда раздоры кажутся ей /с. 29/ посмѣянія достойными; и хотя бы для любимаго ей предмета стрѣлы ея уязвляли, однако онѣ болѣе веселія, нежели печали ей причинятъ. Ежели мы естественнымъ образомъ имѣемъ любовь и усердіе къ своимъ благодѣтелямъ, и всякой трудъ для возблагодаренія за учиненныя намъ благодѣянія сносить не отрицаемся: то какое слово достойно можетъ изъяснить благодѣянія Божія? онѣ безчисленны, и столько велики, что и единаго довлѣетъ къ содѣланію насъ обязанными, всякое благодареніе возсылать подавшему намъ оное. Но Богъ столько благъ, что не требуетъ Себѣ никакого отъ насъ воздаянія, токмо любви. Все сіе приводя себѣ на мысль, (чтобы явною учинить страсть,) ужасаюсь и прихожду въ страшное изступленіе, дабы когдалибо отъ неразумія, или по причинѣ заниманія себя тщетными вещами, отпадши отъ любви къ Богу, не сдѣлаться безчестіемъ и поношеніемъ Христу. Ибо діаволъ презрѣніе наше къ Богу обратитъ въ поношеніе Ему, и о непослушаніи нашемъ похвалится, потому что и не создавъ насъ и смерти за насъ не претерпѣвъ, однако своего упорства, и нерадѣнія о Божіихъ заповѣдехъ имѣетъ насъ послѣдователями. Сіе самое нанесеніе безчестія Господу и похваленіе противника представляется мнѣ тяжче казней геенскихъ, что мы сами врагу Христову подаемъ причину хвалиться и превозноситься противъ Умершаго и Воскресшаго за насъ.

Мы должны любить Бога отъ всея силы нашея, также и ближняго, да и самыхъ враговъ нашихъ, дабы быть намъ совершенными подражателями благости небеснаго нашего Отца, повелѣвшаго /с. 30/ солнцу свѣтить на благихъ и злыхъ (Матѳ. V). Напротивъ же сего непристойно истощать намъ силу любви къ другимъ вещамъ. Благо любви, ежели въ одномъ имени любви заключается, достойно есть смѣха, что сего, или того избирающіе, къ симъ только любовь имѣемъ; а иныхъ безчисленныхъ отлучаемъ отъ участія онаго блага. Естьли же съ пагубными людьми согласіе воспріемлющимъ, оное подъ видомъ мира непріятельскій вредъ причиняетъ: то должно смотрѣть, кто таковы тѣ, съ которыми мы смѣсилися. Ежели Божій Сынъ ненавидимъ есть, то недивно и намъ ненавидимымъ быть отъ людей ненависти преисполненныхъ. Впрочемъ какъ строеніе при разрушеніи связей стоять не можетъ: такъ и церковь не можетъ возрастать въ высоту, не будучи связуема союзомъ мира и любви. Ибо ничего нѣтъ свойственнѣе нашей природѣ, какъ взаимно быть между собою соединеннымъ, въ другомъ имѣть нужду, и подобныхъ себѣ людей любить. Поелику мы въ помощи каждаго брата большую нужду имѣемъ, нежели какую имѣетъ одна рука въ другой. Когда о сихъ самыхъ нашихъ членахъ я разсуждаю, что ни который изъ нихъ не въ состояніи одинъ самъ собою дѣйствовать; то какъ о себѣ помышлю, что могу одинъ самъ собою отправлять житейскія дѣла. Ибо ни нога безопасно ходитъ безъ подкрѣпленія другой; ниже глазъ исправно можетъ видѣть, не имѣя сообщникомъ себѣ другаго глаза, и съ нимъ, согласно не устремляющійся на видимыя вещи. Слухъ есть внимательнѣйшій, который обоими ушами голосъ принимаетъ, и осязаніе бываетъ /с. 31/ крѣпчайшее отъ совокупленія перстовъ. Просто сказать, не вижу я ничего ни по естеству, ни по произволенію дѣлаемаго, которое безъ согласія тогожъ рода вещей исполнялося бы: да и самая молитва не имѣющая согласующихся, слабѣйшая бываетъ себя самой. Да научитъ тебя взаимная любовь нетопырей, которые на подобіе цѣпи соединены между собою, ниже ты отдѣленное и особенное предпочитай общественному и соединенному. Ничто насъ не раздѣляетъ другъ отъ друга, братіе! естьли мы по своему произволенію не раздѣлимся. Единъ у насъ Господь есть, едина вѣра, едино и тоежде упованіе. Хотя главою вы себя всей церкви почитаете, но не можетъ глава сказать ногамъ: нужды въ васъ не имѣю: хотя и въ иномъ порядкѣ церковныхъ членовъ себя поставляете, то намъ въ томже тѣлѣ учрежденнымъ не можете сказать: нужды въ васъ не имѣемъ. Понеже и руки одна въ другой нужду имѣютъ, и нога одна другую подкрѣпляетъ, и очи при согласіи яснѣе видятъ. Да не обладаетъ вами сіе помышленіе [1]: Мы въ приморскихъ мѣстахъ живучи не подлежимъ злоключенію многихъ, и никакой нужды не имѣемъ въ помощи другихъ. Чего ради, какая намъ надобность сообщаться съ другими? но Господь, хотя острова отъ суши моремъ и отдѣлилъ: но жителей острововъ и суши совокупилъ любовію. Симъ по большой части и различествуетъ другъ отъ ласкателя, что сей говоритъ только пріятное, а тотъ и оскорбительнаго не опущаетъ. Знаешь ли, что обязанъ ты творить ближнему то, чего ты себѣ /с. 32/ отъ другаго желаешь. И я слыша отъ Самаго Бога, глаголющаго къ Своимъ ученикамъ: О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. XIII, 35): и что въ даръ послѣдній ученикамъ своимъ, имѣя свое во плоти смотрѣніе, миръ Свой оставилъ Господь, сказавъ: Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Іоан. XIV, 27): не могу себя увѣрить, что безъ взаимной любви и безъ всевозможнаго храненія со всѣми мира могу я назваться достойнымъ рабомъ Іисуса Христа.

Таковымъ же образомъ надлежитъ общей и равной любви быть, какъ и естественно человѣкъ къ каждому своему члену имѣетъ склонность, равно желая всему тѣлу здравія, понеже и болѣзнь каждаго члена равную причиняетъ тѣлу скорбь. Ибо кто одно любитъ больше прочихъ, тотъ самаго себя осуждаетъ, такъ какъ совершенныя любви не имущій. Также отъ содружества отчуждать должно неприличную прю, и особенную любовь. Ибо отъ при вражда раждается, а отъ особенныя любви и дружбы подозрѣнія и зависти бываютъ. Вездѣ бо лишеніе равенства начало и причина зависти и злобы бываетъ у тѣхъ, которые онаго лишаются. Чего ради какъ всеблагій Богъ равно озаряетъ всѣхъ свѣтомъ, повелѣвая солнцу на праведныхъ и на неправедныхъ купно свѣтитъ (Матѳ. V, 45): подобнымъ образомъ подражатели Божіи лучъ любви своея ко всѣмъ да простираютъ. Ибо, гдѣ нѣтъ любви, тамъ мѣсто ея заступаетъ ненависть. Ежели, какъ сказалъ Іоаннъ, Богъ любы есть (1 Іоан. IV, 16): то явно, что діаволъ ненависть /с. 33/ есть. И какъ имѣющій любовь, Бога имѣетъ: такъ и имѣющій ненависть, діавола въ себѣ питаетъ. Того ради всякой долженъ имѣть ко всѣмъ равную любовь: а честь каждому должно воздавать по достоинству. И какъ въ насъ самихъ болѣзнь каждаго члена равно до всего тѣла касается: однако есть нѣкоторые члены превосходнѣйшіе предъ прочими, (ибо мы не въ одинакомъ состояніи бываемъ, когда болитъ глазъ, и ножный перстъ, хотя бы боль и ра[в]на была): такъ и сострадательное усердіе и склонность любви каждый равно долженъ оказывать всѣмъ въ содружествѣ живущимъ; однако честь большую отличнѣйшимъ воздавать должно. Впрочемъ, когда связаны мы между собою духовою любовію, то тѣлесное сродство не должно мѣть въ любви преимущества: ниже когда одинъ другому родный братъ, сынъ или дочь, сообщеніе крови родитъ болѣе любви къ сроднику, нежели къ другимъ. Кто въ семъ случаѣ слѣдуетъ природѣ, тотъ самъ себя обличаетъ, что не совершенно отдалился отъ природы, но еще рабъ есть плоти. Богу нашему слава во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сіе взято изъ 203 посланія къ приморскимъ Епископамъ.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 28-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.