Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О милостынѣ.

Естьли ты, о человѣкъ! удивляешься пѣнязямъ для ихъ драгоцѣнности: то представь, сколь славнѣе безчисленныхъ сыновъ отцемъ называться, нежели безчисленныя статиры въ мѣшкѣ имѣть. Ибо пѣнязи и не хотя здѣсь оставишь, а отъ добрыхъ дѣлъ любочестіе отнесешь ко Владыкѣ: когда весь народъ предъ будущимъ Судіею представъ, тебя питателемъ и благодѣтелемъ, и всѣми человѣколюбными именами назоветъ. На торжищѣ никто не скорбитъ иждивая имѣніе, и взаимно покупая потребное: но чѣмъ меньшею цѣною купитъ дорогія вещи, тѣмъ болѣе радуется, что изрядная купля ему случилась: ты же скорбишь, сребро и злато и стяжанія подавая, то есть, камень и землю дая, дабы стяжать блаженную жизнь. Но на какую тебѣ потребу богатство? На ту ли, дабы въ ризу многоцѣнную одѣятися? Но двухъ лактій срачицы довлѣетъ для тебя: единыя же ризы одѣяніе, всю потребу одѣяній исполнитъ. На пищу ли злѣ употребишь богатство? единъ хлѣбъ въ состояніи наполнить чрево твое. Что же скорбишь? чего лишаешься? славы ли происходящей отъ богатства! Но естьли здѣсь славы не будешь искать, то обрящешь оную истинную и свѣтлую, вводящую тебе въ царствіе небесное, ибо богатство расточаемое таковымъ образомъ, каковымъ Господь завѣщаваетъ, обыкновенно (во вѣкъ) пребываетъ: содержимое же /с. 35/ преходитъ къ другимъ. Естьли сохранишь, не будешь его имѣть: а естьли расточишь, не погубишь. Расточи бо, даде убогимъ, правда его пребываетъ во вѣкъ (Псал. XI, 9). Того ради благоразумно мыслящіе должны почитать, что употребленіе богатства дано для исправленія нуждъ, а не для наслажденія: притомъ отдавая, радоваться, отъ чужаго воздержными быть, а лишившись собственнаго, не печалиться. Ибо для чего печалиться и унывать ухомъ, когда слышишь: Продаждь имѣніе, и даждь нищимъ (Матѳ. XIX, 21), хотя бы оно слѣдовало за тобою и въ будущую жизнь? однако бы и тогда не долженъ ты былъ о немъ пещися: потому что затмятъ оное обѣщаваемыя тамо награды. А естьли непремѣнно должно оному остаться здѣсь: то для чего чрезъ продаваніе того не снискиваешь себѣ пользы? Кто богатство на зло употребляетъ, тотъ бѣденъ, такъ какбы кто пріемши мечъ на месть врагамъ, онымъ же самовольно себя самаго уязвляетъ. Ежели же кто хорошо, и по правому разуму употребляетъ богатство, будучи яко строитель Богомъ даннаго, а не для своего наслажденія собираетъ; тотъ справедливо похваляемь и любимь бываетъ ради братолюбія и благосклоннаго свойства.

Воззрите, какъ множество беззаконій нашихъ свойство временъ превратило, и въ порядкѣ годовыхъ частей необычайныя перемѣны учинило. Всѣ необычайнымъ образомъ естественный порядокъ преступивши, и зло на насъ вмѣстѣ умысливши, жизнь и пищу человѣческую влекутъ въ погибель. Что же сего замѣшательства и непорядка виною? /с. 36/ то, что мы пріемлемъ сами, а другимъ не удѣляемъ. Похваляемъ благодѣтельство, а требующихъ его лишаемъ. Рабами бывши, учинилися свободными, подобныхъ же себѣ рабовъ не милуемъ: сами будучи алчны, питаемся, а нищаго мимо проходимъ. Имѣя богатство и щедраго раздаятеля Бога, мы скупы, и ничего не раздаемъ бѣднымъ. Скоты наши многоплодны: но бѣдные числомъ оныхъ превосходятъ. Житницы наши различныхъ плодовъ преисполнены: но мы о нищихъ никакого сожалѣнія не имѣемъ. Бѣденъ ты? другой конечно есть и тебя бѣднѣе. У тебя на десять дней хлѣбнаго припасу? у него на единъ. Удѣли неимущему, какъ добрый и благоразумный, что у тебя излишнимъ остается. Не бойся давать изъ малаго, не предпочитай общей напасти твою собственную пользу. Хотя и одинъ хлѣбъ у тебя всей пищи остался, а стои́тъ у дверей просящій: вынеси и послѣдній, и подавши воздѣй руки на небо, и произнеси тогда жалостное сіе слово со усердіемъ: единъ только у меня хлѣбъ, который Ты Самъ видишь, Господи! и крайняя настоитъ нужда; но я заповѣдь Твою себѣ предпочитаю, и отъ малаго даю брату алчущему; даждь убо и Ты бѣдствующему рабу: вѣмъ Твою благодать, уповаю на могущество: не отлагаешь милость Твою на время, но раздѣляешь, когда восхощешь, Твои дары. И ежели тако изречешь и сотворишь: хлѣбъ данный тобою во время сей крайности, земледѣлія сѣменемъ сдѣлается, и многій плодъ принесетъ.

Утверждаешь ты, что ближняго любишь, такъ какъ самъ себя? но реченное Господемъ изобличаетъ /с. 37/ тебя, что ты премного въ истинной любви оскудѣваешь. Ежели ты столько каждому давалъ, сколько и тебѣ самому: то откуду у тебя толикое множество имѣній? Кто любитъ ближняго такъ, какъ самъ себя, тотъ не болѣе ближняго своего имѣетъ: но поелику ты больше имѣешь, то изъ сего видно, что ты собственную корысть многихъ утѣшенію предпочитаешь. И такъ ты чѣмъ болѣе имѣешь богатства, тѣмъ болѣе отдаляешься отъ любви. Давно бы ты на нужды ближняго расточилъ богатства, естьли бы любилъ ближняго. Но сіе богатство тѣсняе къ тебѣ прилѣпилось, нежели члены тѣлесные, и столько же тебя лишеніе онаго оскорбляетъ, сколько и отсѣченіе превосходныхъ частей тѣла. Естьли бы ты одѣлъ нагаго, далъ алчущему хлѣбъ твой; врата бы твои всякому отверсты были. естьли бы ты былъ отецъ сирыхъ, всякому бы сострадалъ: то о какомъ бы нынѣ скорбѣлъ имѣніи? Когда бы давно раздалъ оное нищимъ: то сколько тебѣ надлежало благодѣтелю твоему благодарить, веселиться и ставить себѣ то за честь, что не ты приходишь къ двери другихъ, но другіе къ твоей приходятъ? Сотвори участниками пшеницы братію: заутра согнить имущее подаждь требующему. Сребролюбія родъ лютѣйшій есть, ниже тлѣющаго подавать требующимъ. Кто одѣяннаго обнажаетъ, не грабителемъ ли нарицается? а кто нагаго не одѣваетъ, могши сіе сотворить: инаго ли коего наименованія достоинъ? Алчущаго хлѣбъ есть, который ты удерживаешь: нагаго риза, которую ты въ сокровищницѣ хранишь: босаго сапоги, кои у тебя гніютъ: требующаго сребро, кое у тебя /с. 38/ закопано: слѣдственно ты столько людей обижаешь коликимъ подать можешь. Какъ тебѣ представлю страданія нищаго, дабы ты уразумѣлъ, отъ каковыхъ воздыханій себѣ сокровище собираешь? О коликія цѣны достойно явится тебѣ въ день судный изреченіе оное: Пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. XXV, 34)? Каковъ же напротивъ ужасъ, и тьма, и потъ обліетъ слышащаго осужденіе сіе: Идите отъ Мене проклятіи во огнь кромѣшній, уготованный діаволу, и аггеломъ его (Тамже, 41). Понеже у Бога нѣтъ милости безъ правосудія, и нѣтъ суда безъ милости. Онъ прежде суда милосердъ, но послѣ онаго правосуденъ. Сіи обѣ между собою въ Немъ соединены, дабы милость едина не давала послабленія, ни правосудіе едино не приводило въ отчаяніе.

Естьли ты не убилъ, ни прелюбы сотворилъ, ниже укралъ, ниже свидѣтельствовалъ на кого свидѣтельства ложна: безполезнымъ однако себѣ сотворилъ ты для сихъ подъятое тщаніе, не приложивъ послѣдняго, которымъ единымъ можешь внити въ царствіе Божіе. Естьли бы врачъ обѣщался тѣлесные члены отъ естества, или отъ болѣзни поврежденные исправить, не веселился ли бы ты слыша? А когда великій Оный врачъ душевный совершеннѣе тебе сотворить хощетъ чрезъ подаяніе тобою милостыни: то не пріемлешь благодѣянія, но плачешь и сѣтуешь, и все прежде со тщаніемъ тобою учиненное безполезнымъ творишь. Не потрудишися ли самъ о себѣ со тщаніемъ, о человѣче? Не предъуготовишь ли въ настоящемъ вѣкѣ /с. 39/ упокоенія къ будущему, взирая на примѣръ мравія, который лѣтомъ на зиму пищу себѣ собираетъ; и поелику еще не пришли зимнія оскорбленія; то не проводитъ для того времени въ лѣности, но безъ откладнымъ нѣкоторымъ прилѣжаніемъ на дѣланіе себя принуждаетъ, пока довольную пищу соберетъ въ житницы свои? И ниже сіе съ небреженіемъ творитъ: но съ мудрымъ нѣкіимъ вымысломъ, дабы пищи на весьма долгое время для него было довольно. Пресѣкаетъ клещами своими сѣмена на двое, чтобы не прорасли: а чрезъ то бы не сдѣлались негодными для пищи. Притомъ тѣже самыя сѣмена просушиваетъ, когда примѣтитъ въ нихъ мокроту, и не во всякое время выноситъ оныя, не когда предчувствуетъ, что погода имѣетъ продолжаться ведреная. Того ради никогда дождя изъ облаковъ ліющагося не увидишь во все то время, когда муравьи запасъ свой просушиваютъ. Человѣче! подражай землѣ, плодъ принеси, какъ и она, чтобъ не сдѣлаться хуждшимъ бездушныя сея. Она не къ своему наслажденію, но къ твоему служенію плоды произноситъ: ты же, естьли каковъ либо показываешь благотворенія подъ, себѣ самому оный собираешь: ибо благотворенія къ благотворящимъ возвращаются. Ты даешь алчущему, и тобою данное съ прибыткомъ къ тебѣжъ паки приходитъ. Какъ пшеница на землю падши въ прибыль повергшему бываетъ: такъ и хлѣбъ алчущему предложенный сугубую пользу послѣ воздаетъ давшему.

Естьли при двери твоей стоитъ требующій у тебя денегъ для поправленія своей бѣдности, то /с. 40/ не смотри на неравенство, ниже да речешь: Сей другъ есть, сей сродникъ, сей благодѣтель, а тотъ странникъ, чужой и незнакомой; ежели будешь смотрѣть на неравенство, то самъ помилованъ не будешь. Природа одна: человѣкъ есть и сей и тотъ; одна у убогихъ нужда, и одна бѣдность: дай брату, и страннику дай; не гнушайся брата, и чужаго не не дѣлай братомъ. Хощетъ Богъ, дабы ты утѣшалъ требующихъ безъ лицепріятія, дабы далъ ты сроднику, но не отженилъ и чужаго. Ибо всѣ ближніе суть, всѣ братія, и всѣ единаго Отца чада. Суть нѣкоторые, кои силою Творца свобождены были отъ обладавшаго ими бѣдствія: а ни единаго впрочемъ оставшагося имъ способа къ продолженію житія не имѣютъ, но съ единою точію душею и тѣломъ бѣдствія избѣжали. Почему мы, кои опыта злоключенія на себѣ не дознали, предложимъ имъ на общее употребленіе все, что имѣемъ. Объимемъ едва спасающуюся братію; скажемъ всякому: Мертвъ бѣ, и оживе; изгиблъ бѣ и обрѣтеся (Луки XV, 24): и сродническое тѣло покрыемъ. Противу вражіихъ напастей поставимъ наше утѣшеніе, да и вредя онъ не много вредить возмнится, и ратуя никого не возможетъ видѣть побѣжденнымъ, и отъемля имѣніе братнее, нашимъ щедрымъ подаяніемъ явится побѣжденъ.

Кто щедръ, тотъ по любви долженъ въ простотѣ къ просящимъ быть благоподатливъ, слѣдуя сему правилу: Просящему у тебе, дай (Луки 6, 30). Впрочемъ надлежитъ разбирать просящихъ нужду, какъ изъ дѣяній видимъ, что даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше (Дѣян. 4, 35). /с. 41/ И какъ многіе сверхъ удовольствованія своихъ нуждъ могутъ обратить таковое вспоможеніе себѣ на корысть, и на свои прихоти; то съ особеннымъ благоразуміемъ на нужды каждаго должно раздѣлять потребное. Ибо дѣлающимъ печальныя для обману женщинъ пѣснословія, и показывающимъ съ притворностію изувѣченныя части тѣла къ пріобрѣтенію для себя тунеядственной корысти, и самая большая щедрость не принесетъ пользы, но токмо послужитъ имъ поводомъ къ развратности и злодѣянію: то умѣреннымъ подаяніемъ таковыхъ безстыдство укрощать должно. Надъ тѣми же, кои всякія нещастія сносить научились, надлежитъ показывать милосердіе, о которыхъ сказано будетъ: Взалкахся, и дасте Ми ясти (Матѳ. XXV, 35). Для сего многое искусство требуется, дабы распознать бѣднаго отъ скупаго. Кто даетъ бѣдствующему, тотъ Господу даетъ, и награду отъ Него получитъ: а кто подаетъ всякому влачащемуся, тотъ повергаетъ псу печальнымъ отъ безстыдства притворяющемуся, а не по бѣдности сожалѣнія дестойному.

Да слышите вы богатые, какіе мы совѣты даемъ нищимъ для вашего безчеловѣчія: лучше терпѣть имъ бѣдность, нежели отъ лихвъ злоключенія пріимать. Естьли бы вы покорялися Господу, то какая бы нужда была въ сихъ словахъ? Ибо, говоритъ Онъ: Взаимъ дайте, отъ нихже не чаете воспріятіи (Луки VI, 35). Когда нищему дать хощешь ради Господа, то самое и даръ есть и заимъ: даръ, за не упованіе воспріятія; заимъ же, ради великаго дара Владычня, Который вмѣсто /с. 42/ того награждаетъ, и Который малая пріявъ чрезъ нищаго, великая за то воздастъ [1]. И такъ какъ каждый изъ богатыхъ долженъ разобрать свои доходы, изъ коихъ онъ нѣсколько въ даръ Богу принесть намѣренъ: не утѣснилъ ли онъ убогаго? не обидѣлъ ли безсильнѣйшаго? не отъялъ ли чего у подчиненнаго употребя свою власть противу правосудія? Когда мы и съ рабами поступать законно и справедливо обязаны: для сего ты, имѣя надъ кѣмъ либо власть, не употребляй насилія, и имѣя силу, не отымай у него: естьли же въ чемъ имѣешь власть, то докажи твое правосудіе. Ибо гдѣ не имѣешь власти: тамъ послушанія и страха Божія доказать не можешь: а сіе учинишь тогда, когда могши преступить заповѣдь, не преступишь. Естьли же ты отдаешь убогимъ у нихже отъятое, то лучше бы было, когда бы ты ни отымалъ, ни давалъ. Поелику ни благодѣяніе отъ неправедныхъ прибытковъ на убогихъ изліянное, Богу пріятно; ни тотъ, кто воздерживается отъ таковыхъ похищеній есть похвалы достоинъ, естьли отъ собственнаго имѣнія никому вспоможенія не дѣлаетъ. О сихъ, кои изъ неправеднаго стяжанія приносятъ Богу даръ, глаголется: Жертва нечестивыхъ мерзость Господеви (Притч. XV, 8). О немилующихъ же: Иже затыкаетъ ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призоветъ, и не будетъ послушаяй его (Гл. XXI, 13). Сверхъ сего и притча сія напоминаетъ: Чти Господа отъ праведныхъ /с. 43/ твоихъ трудовъ, и начатки давай Ему отъ твоихъ трудовъ правды (Притч. III, 9). Естьли ты намѣреваешься принести Богу нѣчто изъ похищеннаго тобою насильственно: то лучше бы было никогда сего не стяжать, ни Богу изъ сихъ приносить. Чистый бо даръ вознесетъ молитву, якоже писано есть, и молитвы правыхъ (сердцемъ) пріятны предъ Богомъ (Псал. XXXV, 11). И паки ежели ты отъ праведныхъ твоихъ трудовъ не принесешь Богу жертвы, отъ которыя питаются убогіе, то сіе вмѣнится тебѣ въ похищеніе, какъ Самъ Богъ глаголетъ чрезъ Пророка Малахію: Десятины и начатцы съ вами суть (Малах. III, 8). Чего убо ради ты оскверняешь богатство твое, о человѣче! пріумножая оное неправедными прибытками? Чего ради отъ неправды творишь мерзское твое приношеніе, посвящая въ даръ Богу то, чрезъ что ты можешь надъ бѣднымъ сдѣлать милость? помилуй тобою обижаемаго, покажи надъ нимъ твое человѣколюбіе, примирися съ нимъ, и исполнишь милость и судъ. Лихоимство не имѣетъ мѣста съ Богомъ, и Господу не пріобщается всякій разбойникъ и похититель. Онъ оставилъ намъ питать убогихъ, не по невозможности своей давать имъ пищу: но поручилъ намъ ихъ, требуя отъ насъ, дабы мы чрезъ благодѣяніе къ нимъ принесли плодъ правды и человѣколюбія. Милостыня же съ обидою не бываетъ, ни благословеніе съ клятвою, ни съ слезами благодѣяніе. Сіе происходитъ отъ тщеславія и похваляется отъ человѣкъ, а не отъ Бога. Когда Богу назирающу даешь ты милостыню: то берегись давать изъ отъятаго тобою у другихъ, /с. 44/ зная что непріятна есть Всевидящему Богу таковая жертва. Но тако да сотворимъ милостыню, дабы ее получить паки отъ Бога. Ибо Богъ воздаетъ тѣмъ, коихъ похваляетъ, но не хвалитъ никогда лихоимца. Не льститеся, не инако Христу пріятны будутъ ваши къ бѣднымъ благотворенія, какъ токмо когда очистите себя совершенно отъ неправды отвергши чуждая. Таковымъ образомъ Господу пріятна была Закхеева правда, и для сего рекъ: Днесь спасеніе дому сему бысть (Луки XIX, 9). Потому что онъ установивъ возвращать четверицею, естьли кого обидѣлъ, напослѣдокъ полъ имѣнія своего давалъ нищимъ. Всеконечно зналъ онъ, сколь важно пріятіе Христа. Сего ради дадимъ позволеніе богатству силящемуся прелитися къ требующимъ. Не презримъ еще и нынѣ предъ очами нашими лежащихъ Лазарей, ниже крупицъ отъ трапезы нашея въ насыщеніе имъ довольныхъ сущихъ пощадимъ, ниже немилостивому оному богачу поревновавъ, въ оный же геенскій пламень съ нимъ да пріидемъ. Тѣмъ наипаче, что много тогда Аврааму помолимся, многоже и комуждо изъ тѣхъ, которые добродѣтельно жизнь свою провели: но никаковыя пользы намъ отъ вопля не будетъ. Братъ не избавитъ, избавитъ ли человѣкъ (Псал. XLVIII, 8)? Каждый изъ нихъ скажетъ намъ, вопія: не ищи человѣколюбія, коего ты самъ надъ другими не показалъ, ниже желай толь великая пріяти, ты, который меньшаго пожалѣлъ. Наслаждайся тѣмъ, что въ жизни собралъ, слезя нынѣ, понеже тогда видя брата слезяща не помиловалъ. Сіе рекутъ намъ и праведно. Но я боюся, дабы еще лютѣйшими сихъ словами не стали /с. 45/ поносить насъ: понеже мы и онаго богача, какъ извѣстно, злобою превосходимъ. Ибо ласкатели наши не точію свѣтлое угощеніе пріобрѣтаютъ, но и руки богатыми дарами наполнивъ отходятъ: и научаются отъ насъ, что лучше для нихъ таковое нѣчто творить, и въ подобномъ сему упражняться, нежели въ добродѣтели. Когда же предстанетъ намъ убогій, который едва отъ глада и говорить можетъ, то отвращаемся единоплеменнаго, гнушаемся и спѣшно отходимъ, аки бояся, да не како убожества его тихимъ хожденіемъ участники будемъ. Ежели онъ на землю приникнетъ, нещастія своего стыдяся, то лицемѣромъ его называемъ: естьли же съ дерзновеніемъ на насъ посмотритъ, тяжкаго ради жала гладнаго, паки безстуднымъ его и дерзостнымъ нарицаемъ: и когда случится видѣть, что онъ свѣтлою ризою отъ коголибо поданною одѣтъ, аки несытаго отгоняемъ и кленемся, что онъ притворяетъ себѣ убожество. Естьли же одѣтъ гнилыми рубищами, аки смердяща паки прогоняемъ. И ниже Создателево имя съ просьбами онъ совокупляя, ниже, дабы въ подобныя бѣдствія не впали мы, часто заклиная насъ, можетъ немилостивое ваше произволеніе преклонить. Сего ради боюся тяжчайшаго геенскаго огня болѣе, нежели оный богачъ. Но для избавленія себя отъ сего стяжемъ милосердіе милосердіемъ, дабы улучити намъ вѣчная благая о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и сила съ безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сіе взято изъ слова о милостынѣ и судѣ, котораго во всѣхъ сочиненіяхъ Василія Великаго не обрѣтается.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 34-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.