Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О богатствѣ и нищетѣ.

Кладязи будучи изчерпаемы многоструйнѣе бываютъ: такъ и удержаніе богатства бываетъ безполезно, движеніе же и прехожденіе общеполезно и благоплодно есть. Но сіе меня заставляетъ удивляться, какимъ образомъ по выдуманіи чрезмѣрно многихъ и безполезныхъ расходовъ, когда богатства и сверхъ раздѣленія его на безчисленныя употребленія еще много остается, богатый закопываетъ его въ землю, и въ сокровенныхъ мѣстахъ хранитъ. Ахъ! когда и по вымышленіи безчисленныхъ способовъ, не могъ оное все употребить: и тогда оное скрываетъ въ землю. Мнѣ кажется страсть души его подобна есть страсти чревонеистовыхъ, кои лучше желаютъ расторгнуться объяденіемъ, нежели отъ остатковъ подать требующему. Таковъ былъ тотъ Евангельскій богачъ: уже предстояли душу его истяжущіе, и онъ самъ съ собою разглагольствовалъ о пищахъ. Въ сію нощь взимаемь былъ отсюда, но еще на лѣта многа наслажденіе располагалъ душѣ своей. Крайнее безуміе искать злата въ земли, когда оно еще въ кружцахъ было, а нашедши опять въ землю его сокрывать: притомъ по моему мнѣнію закопывающему тебѣ свое богатство случается то, что ты и сердце съ нимъ свое зарываешь: Идѣже бо, пишется, есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будетъ (Матѳ. VI, 21). И такъ богатый расположи различно богатство /с. 47/ твое, не будь скупъ въ продажѣ, излишно въ свои надобности углубясь: не ожидай оскудѣнія жита; отверзи житницы, да не гладъ сокроеши злата ради и общее бѣдствіе ради умноженія твоихъ имѣній: не будь корчемникъ человѣческихъ злоключеній; не твори гнѣва Божія случаемъ ко умноженію твоего богатства. Ты же на злато взираешь, но не взираешь на брата: пенязя познаваешь начертаніе, и истинное различаешь отъ притворнаго: брата же въ нуждѣ не узнаешь. Цвѣтъ злата тебя увеселяетъ: коликое же воздыханіе убогаго послѣдуетъ за тобою, не помышляешь.

Кого, говоритъ, обижаю свое собственное содержа и храня? что, скажи мнѣ, твое? откуда взявъ ты въ жизнь внесъ? подобно, естьлибъ кто въ позорище для зрѣнія пришедъ, потомъ запрещалъ бы другимъ входъ, себѣ присвояя то, что обще всѣмъ на употребленіе предлежитъ: таковы суть и богатые, общими вещьми предварительно завладѣвъ, своими творятъ по предварительности. Естьлибъ каждый богатство свое токмо на исполненіе своея надобности употреблялъ, излишнее оставляя требующему: то бы никто богатъ не былъ, никто бы и бѣденъ. Не нагъ ли ты изъ чрева изшелъ? не нагъ и паки въ землю возвратишься (Иова I, 21)? А настоящая откуду тебѣ? естьли скажешь, что отъ случая, то ты безбожникъ непознавающій Создавшаго: ниже благодарящій Давшему; естьлиже исповѣдаешь отъ Бога быть: скажи намъ причину, для которыя все пріялъ ты? Или неправеденъ Богъ, Который не равно намъ раздѣляетъ житейская? для чего ты богатъ, /с. 48/ а другой нищъ? не для того ли, чтобы ты благости и вѣчнаго смотрѣнія мзду воспріялъ: а онъ великими почестьми за терпѣніе почтенъ былъ? но нужно, говоришь ты, богатство дѣтей ради: точный отвѣтъ сей лихоимства: и вы дѣтей предлагая въ самой вещи сердце свое наполняете. Не обвиняй безвиннаго своего: онъ (сынъ твой) имѣетъ Владыку своего правителя: отъ инаго жизнь получилъ, отъ того и способовъ къ житію ждетъ. Развѣ посягнувшимъ не суть преднаписана въ Евангеліи: Аще хощеши совершенъ быти, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ (Матѳ. XIX, 21). Когда ты благочадія отъ Господа просилъ, когда молился чадамъ отцемъ быти: сіе ли прилагалъ: даждь ми чада, да преслушаю заповѣди Твоя? даждь ми чада, да не пріиду въ царствіе небесное? кто же и порукою будетъ о произволеніи твоихъ дѣтей, что они на достойная употребятъ данная? Ибо многимъ богатство послужило къ невоздержанію. Смотри убо, богатство да не безмѣрными трудами (отъ тебе) собранное, веществомъ грѣховъ для иныхъ сотворишь, и притомъ обрящешься двояко наказуемь, то есть, что самъ грѣшилъ, и что другаго напутствовалъ къ тому. Дѣти отъ родителей ничтоже принявъ многажды себѣ домы соорудили: душа же отъ тебя оставлена будучи, отъ кого помилована будетъ? Для чего же ты столь много желаешь злата?

Кто изъ любящихъ украшаться единъ день возмогъ къ жизни своей приложить? кого пощадѣла смерть богатства ради? кому уступила болѣзнь пенязей ради? доколѣ будетъ злато души удавленіемъ, /с. 49/ смертною удицею, грѣховною снѣдію? Доколѣ богатство будетъ брани виною, ради котораго оружія куются, мечи острятся? Для богатства сродницы не познаваютъ естества, братія другъ на друга убійственными очами взираютъ: богатства ради пустыни убійцъ питаютъ, море разбойниковъ, грады клеветниковъ. Кто есть отецъ лжи? кто коварнаго обвиненія сочинитель? кто клятвопреступленія родитель? Не богатство ли и объ ономъ тщаніе? что дѣлаете человѣки! Кто вамъ ваше же въ вашу тщету прератилъ? На способъ житейскій, а не въ напутіе злыхъ дѣлъ даны суть имѣнія: на избавленіе душевное, а не на погибель. Ибо, когда богатство бываетъ напутіемъ неправды, то окаяненъ есть богатый: ежели же служеніемъ добродѣтели, то зависть мѣста не имѣетъ; поелику общая отъ того польза всѣмъ предлежитъ. По моему мнѣнію, когда нѣтъ богатства, не подобаетъ онаго желать: а когда есть, стяжаніемъ онаго не возвышаться, а знаніемъ употребленія. На сіе изрядна Сократова рѣчь, который, когда величался нѣкій богатый мужъ сокровищами своими, сказалъ, что онъ его не прежде почтетъ, какъ развѣ точно узнаетъ, что онъ и употреблять оное умѣетъ. Богатство и здравіе часто бываютъ виною грѣха во зло оныя употребляющимъ; а нищета, соединенная съ истиною, разумнымъ драгоцѣннѣе есть всякаго богатства.

О семъ же никто изъ насъ не помышляетъ: но сребролюбецъ, зря мужа на колѣна преклоншагося, и при ногахъ его молящагося, и чего отъ смиренія не творящаго, дабы онъ хотя взаимъ давъ, помогъ его нищетѣ, не милуетъ безвинно /с. 50/ бѣдствующаго, но не преклоненъ и неумолимь стоитъ: ротится и кленется собою, что по истинѣ не токмо не имѣетъ денегъ, но будто и самъ ищетъ человѣка, у котораго бы занять. Утверждаетъ лжу клятвою, къ злой купли безчеловѣчія клятвопреступленіе присовокупляетъ. Естьли же просящій взаимъ, упомянетъ о лихвѣ, скажетъ только о залогѣ, тогда потупивъ нѣсколько глаза усмѣхается, напоминаетъ, будто отецъ его другъ ему былъ и любимецъ; и, вотъ осмотримся, говоритъ онъ, нѣтъ ли гдѣ-нибудь завалившагося у насъ сребра, которое, помнится, положилъ у меня нѣкоторой человѣкъ съ тѣмъ, чтобъ отдать въ ростъ. И хотя тяжкую лихву назначилъ: но мы сколько-нибудь облегчимъ и наложимъ меньшую. Сіе вымышляя таковыми словами, ласкательствуя и прельщая бѣднаго, письменно его обязуетъ, и сверхъ нищеты отягчающей его, еще и свободу у него отнимаетъ. Что ты дѣлаешь бѣдный человѣкъ, денегъ ли и прибытковъ ищешь отъ неимущаго? Ежели бы онъ богатымъ сдѣлать тебя возмогъ, такъ чего бы у твоихъ дверей искалъ? О бѣдствія! пришедъ обрѣсти вспомоществованіе, врага обрѣлъ; врачебныя помощи ищущій, отраву получилъ. Гдѣ должно утѣшать было нищету мужа, ты пріусугубляешь убожество, желая и послѣднее его имѣніе отнять. Подобно, какбы нѣкоторый врачь къ болящимъ вшедъ вмѣсто того, чтобы возвратить прежнее имъ здравіе, и малый остатокъ силъ отнималъ бы: такъ и ты злоключенія бѣднымъ причиняешь жадностію своихъ прибытковъ. И какъ земледѣльцы о дождехъ Бога молятъ на умноженіе /с. 51/ сѣяній; такъ и ты нищеты и скудости человѣческія ищешь, дабы прибыточнѣе были для тебя деньги твои.

Пріобрѣтающій лихвою себѣ деньги посредѣ недоумѣнія обрѣтается: когда на нищету воззритъ, отчаявается платежа; когда же на настоящую нужду посмотритъ, дерзостенъ приступаетъ къ лихвѣ. Но какъ мало помалу деньги истрачиваются, а время приходитъ, и лихвы съ собою приближаетъ: то ему ночью спокойства не бываетъ, день для него не свѣтелъ, солнце не красно, и самъ своею скучаетъ жизнію, ненавидитъ дни къ сроку приближающіеся. Когда спитъ, во снѣ заимодавца видитъ у главы его предстоящаго: но когда и не спитъ, то мыслитъ, и печется о лихвѣ. Но лихвы ищущему сіе сказать надлежитъ: Пій воды отъ твоихъ сосудовъ (Притч. V, 15), и отъ источниковъ твоихъ, то есть, не ходи на чужіе источники, но отъ своея капли избирай себѣ способы къ житію. Имѣешь ли мѣдь, ризы, скоты, сосуды многоразличные? то все отдай. Лучше всего лишиться, нежели лишиться свободы. Но стыжуся, скажетъ кто-нибудь, сіе въ народъ объявить. Чтожъ? лучше ли, когда другой тоже всѣмъ объявитъ, и въ твоихъ самыхъ глазахъ оное продастъ за самую малую цѣну? не ходи къ чужимъ дверемъ: студенецъ бо чуждій поистиннѣ тѣсенъ есть (Притч. XXIII, 27). Лучше трудомъ и художествомъ мало помалу вспомоществуй нуждамъ твоимъ, нежели внезапно возвысившись чужимъ богатствомъ, наконецъ всего своего стяжанія лишишься. И такъ ежели имѣешь чѣмъ заплатить, то для чего настоящую бѣдность /с. 52/ симъ вспомоществованіемъ не отвращаешь? Естьли же не отдаешь, усугубляешь зло зломъ. Хотя ты теперь и бѣденъ, но свободенъ. Взявши взаимъ не обогатишься, а свободу теряешь. Рабъ бываетъ заимодавцу должникъ, и рабъ еще наемный, который непреминуемую сноситъ службу. Пси, когда берутъ, укрощеваются: заимодавецъ же пріемля сваряется, не престаетъ бо лаяти, но вящше взыскуетъ: когда ты кленешься, не вѣритъ, испытуетъ и внутренняя дому твоего; о доходахъ твоихъ любопытствуетъ. Какъ скоро ты изъ дому твоего выступишь, влечетъ тебя къ себѣ, и поноситъ; но ежели внутрь дому скрыешься, стоитъ онъ на дворѣ, стуча въ двери, при женѣ твоей посрамляетъ тебя, при другахъ укоряетъ, на торжищѣ не даетъ тебѣ ниже слова выговорить, и въ праздникъ тоже злое срѣтеніе неспокойную тебѣ наводитъ жизнь. Но великая, речетъ кто-либо, нужда, и нѣтъ никакого другаго способа къ взятію денегъ: какая же отъ того польза, что онъ на одинъ только день далъ тебѣ сроку? поелику взять взаимъ, значитъ не совершенную свободу, но малую отраду убожеству учинить. Претерпимъ нынѣ тѣсноту убожества, и да не отлагаемъ ее до утренняго дня: потому что не взявши взаимъ, равно убогъ будешь и заутра такъ, какъ и нынѣ; а взявши, большее мученіе претерпишь отъ наростающей лихвы. Нынѣ никто тебя не осуждаетъ за то, что нищетствуешь, невольное бо зло: естьли же лихвамъ ты повиненъ, то уже нѣтъ таковаго, который бы не сталъ гнушаться твоего безумія. Разсуди прежде, чѣмъ заплатишь. Изъ тѣхъ ли доходовъ , которые /с. 53/ получаешь? но ихъ и для исправленія нужды, и для выплаченія не довольно. Естьли же и лихву твою соравнишь, то откуда столь много усугубятся деньги твои? Рану раною же никогда не лѣчатъ; и зло отъ зла не поправляется. Ты скажешь, какъ же я препитаюся? Имѣешь руки, имѣешь художество, нанимайся, служи. Многія промыслы суть житія, многіе способы. Немощенъ ли ты? проси отъ имущихъ. Естьли же за стыдъ почитаешь просить, то стыднѣе еще взаимъ взявши не отдать. Мравій не прося, ни взаимъ пріемля можетъ препитаться, и пчела останки пищи своея царемъ дарствуетъ, которымъ ни рукъ, ни художества природа не дала: ты же будучи благомысленное животное, человѣкъ, хотя одно отъ всѣхъ искуствъ не обрящешь ли къ препровожденію своего житія?

Богатъ ли ты? не отдавай въ лихву сребра твоего. Убогъ ли ты? не бери взаимъ. Ибо ежели ты изобилуешь, не требуешь займа; ежели же ничего не имѣешь, не возможешь отдать долгъ. Не предавай житія твоего на раскаяніе. Мы нищіи единымъ симъ разнствуемъ отъ богатыхъ, то есть, безпечаліемъ. Мы имъ покоя неимущимъ и безпрестанно печалующимся смѣемся, будучи сами безпечальны и спокойны. Взаимъ же емлющій есть и убогъ, и купно въ великомъ безпокойствѣ находится: всегда пребываетъ въ размышленіяхъ, иногда цѣня свое имѣніе, иногда пышные домы, богатыхъ поля и одежды встрѣчающихся. Естьлибъ все сіе, говоритъ самъ въ себѣ, было мое, за столько то бы все оное продалъ, и освободился бы отъ долгу. Тоже самое у него и нощію въ сердцѣ, и днемъ /с. 54/ тѣже помыслы его занимаютъ. Естьли кто во двери ударитъ, то должникъ скрывается подъ ложе. Естьли кто скоро вошелъ, его сердце содрогнулось. Лаетъ ли во дворѣ песъ? онъ пóтомъ обливается, мученіемъ терзается, и озирается куда убѣгнуть. Но какъ приходитъ срокъ, печется какъбы солгать, и какъбы подъ притворнымъ извиненіемъ заимодавца ульстить. Для чего ты себя ко многоплодному звѣрю припрягаешь? Сказываютъ, что зайцы раждаютъ купно, и питаютъ и зачинаютъ: такъ равнымъ образомъ и лихоимцевъ деньги и взаимъ даются, и раждаются и зачинаются: потому что, хотя ты еще и въ руки ихъ не взялъ, однако сего мѣсяца требуется отъ тебя заплата: и сіе вторично заимственное иное зло воспитываетъ, оное опять другое, и такъ бываетъ зло безконечное. Для сей причины и наименованіе такое получилъ сей видъ лихоимства: ибо лихва (τόκος, рожденіе) думаю злаго ради многоплодія такъ названа, откуда иначе, или можетъ быть (τόκος, то есть, рожденіе) лихва называется отъ болѣзней и печалей, которыя причиняетъ душамъ взаимъ пріемшихъ. Потому что какъ болѣзнь женѣ раждающей, такъ срокъ должнику предстоитъ. Лихва на лихву, злыхъ родителей злое изчадіе. Повѣствуютъ, что ехидны утробу матернюю разгрызаютъ, и такъ раждаются; равнымъ образомъ и лихвы домы должниковъ поядая раждаются. Сѣянія временемъ прозябаютъ, и животныя временемъ раждаютъ: лихва же нынѣ раждается, и нынѣ раждать начинаетъ. Всякое растѣніе, когда до своей достигнетъ высоты, престаетъ расти: лихоимцевъ же сребро во все время растетъ. Животныя сообщивши /с. 55/ изчадіямъ способъ раждать, сами раждать престаютъ: заимодавцевъ же деньги и будущая раждаютъ, и первая обновляютъ. И какъ немоществующіе холерою (многожелчіемъ) первую пищу истребляютъ, и прежде, нежели совершенно очистятся, вторую паки пріемля изметаютъ съ болѣзнію и терзаніемъ: такъ и сіи лихвами лихвы измѣняя прежде, нежели очистятъ первые долги, вторично занимаютъ, и на малое время чужимъ надымавшіеся, послѣ о своемъ рыдаютъ. Однако, скажешь ты, многіе и отъ займа обогатились: а я думаю, что больше изъ нихъ сами себя умертвили. Ты сихъ не изчисляешь, которые отъ взысканій не терпя срама, чрезъ удавленіе смерть поносной жизни предпочли. Видѣлъ я жалостное зрѣлище, дѣтей свободныхъ за долги отеческіе на торгъ влекомыхъ. Ты не въ силахъ оставить имѣнія дѣтямъ своимъ? по крайней мѣрѣ не отъемли у нихъ благородства. Едино сіе соблюди имъ стяжаніе свободы сей залогъ, который отъ родителей своихъ ты получилъ. За убожество отцовское никто обвиненъ не бывалъ: долгъ же отеческій въ темницу влечетъ. Не оставляй (одолжительнаго) писанія, какъ клятвы дѣтей, которая на дѣтей и на внучатъ преходитъ.

Богатство, глаголетъ Пророкъ Давидъ, аще течетъ, не прилагайте сердца (Псал. LXI, 11). Удивися сему гласу: богатство, аще течетъ. Временно есть богатство: скорѣе источника протекаетъ своихъ владѣтелей, весьма часто ихъ перемѣняя. Какъ рѣка съ высшаго мѣста стремяся, къ стоящимъ на брегу приближается; однако коснувшися брегу, тотчасъ отступаетъ назадъ: подобно /с. 56/ и обманчивое богатство кратчайшее и печальнѣйшее имѣетъ бытіе, переходя вскорѣ отъ одного къ другому. Нынѣ поле принадлежитъ сему, заутра другому, а по не многомъ времени иному. Возри на градскіе домы, сколько они отъ начала своего перемѣняли уже наименованій, при каждомъ владѣтелѣ иное имя получая. Самое злато безпрестанно изъ рукъ своего владѣтеля преходитъ къ другому, и отъ того паки къ иному. Удобнѣе можно удержать въ рукѣ почерпнутую воду, нежели соблюсти богатство. И такъ не ревнуй никому чрезмѣрно богатому, и не почитай блаженною его жизнь: и хотя бы изъ неистощеваемыхъ источниковъ проистекало къ тебѣ богатство, не прилагай къ нему желанія твоего. Впрочемъ не всегда похвально и убожество, но только происходящее отъ воли, яко согласное съ благовѣстіемъ. Ибо многіе въ разсужденіи достатковъ бѣдны, а по желанію сребролюбивы, и сихъ не убожество спасаетъ, но осуждаетъ желаніе: богатство и слава, поелику не могутъ сдѣлать человѣка блаженнымъ, не суть по естеству блага; а потому что въ жизни нашей нѣкоторое щастіе составляютъ, для сего желательнѣе суть противныхъ себѣ вещей, то есть, убожества и безславія. Онѣ нѣкоторымъ людямъ даются отъ Бога для раздаянія, какъ то Аврааму, Іакову и подобнымъ, а злочестивымъ суть побужденіемъ ко исправленію: такъ что ежели который по изліяніи Богомъ на него толикихъ благъ, пребудетъ въ своемъ нечестіи, тотъ безъ всякаго извиненія подвергаетъ самъ себя осужденію. Но кто праведенъ, тотъ ниже находящееся у него богатство чрезъ мѣру /с. 57/ любитъ, ниже не имѣя онаго ищетъ: ибо почитаетъ оное не для наслажденія себѣ порученнымъ, но для раздаянія. Благоразумный человѣкъ принимаетъ на себя должность раздѣлять чужія вещи, смотря на мнѣніе народа, который обыкновенно удивляется; и подражаетъ имѣющимъ порученную себѣ какую-нибудь власть. Естьли бы мы научились презирать все тѣлесное, то бы ни одна изъ человѣческихъ вещей не могла насъ удивлять. Ибо намъ гнушающимся тѣлесныхъ прихотей на какую потребу богатство, я не вижу: развѣ бы намъ пріятно былъ закопавъ наши сокровища, по подобію басенныхъ драконовъ оныя стрещи.

И такъ первѣйшая и достойная попеченія Христіанина должность состоитъ въ томъ, чтобъ онъ отъ всѣхъ обезображивающихъ душу его страстей себя очистилъ. Потомъ надлежитъ стремящемуся по Богѣ къ вышшей жизни оставить все свое богатство: поелику забота и попеченіе о земныхъ вещахъ, раждаетъ въ душѣ нѣкоторое развлеченіе. Когда же многіе къ единой и тойже цѣли спасенія стремятся, общую и взаимную пріемлютъ жизнь: то за первый долгъ себѣ ставить должны, дабы имѣть всѣмъ едино сердце, едину волю, едино желаніе, и какъ повелѣваетъ Апостолъ, едино тѣло изъ различныхъ членовъ составленное: а сіе не иначе быть можетъ, какъ развѣ чрезъ сіе, естьли ничто особенно никому присвояемо не будетъ, ни одеждъ, ни сосудъ, ни другое что въ общемъ житіи полезное: но каждая вещь употребляема будетъ на нужду, а не во владѣніе. И какъ одежда малая на большое тѣло, или большая на малое непристойна: /с. 58/ но всему соразмѣрное полезно и пристойно есть: такъ и всѣ другіе вещи, одръ, теплое одѣяніе, сапогъ, должны къ имѣющему въ нихъ нужду, а не ко владѣтелю принадлежать. Какъ лѣкарство изъязвленный, а не здоровый употребляетъ: такъ и тѣмъ, что къ вспоможенію тѣла выдумано, не роскошный, но имѣющій въ вспоможеніи нужду праведно долженъ пользоваться, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и сила во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 46-58.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.