Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Свт. Василій Великій, архіеп. Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ со св. Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Родился ок. 329 г. вблизи Кесаріи, главнаго города Каппадокійской области. Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи, дальнѣйшее образованіе продолжилъ въ Кесаріи, Константинополѣ и Аѳинахъ, гдѣ на всю жизнь подружился со свт. Григоріемъ Богословомъ. Вернувшись на родину, былъ крещенъ еп. Діаніемъ Кесарійскимъ. Желая ближе ознакомиться съ монашеской жизнью, къ которой съ дѣтства стремилась его душа, совершилъ длительное путешествіе по Египту, Сиріи и Палестинѣ. По возвращеніи на родину основалъ нѣсколько монастырей и написалъ для нихъ уставъ. Послѣ долгаго пребыванія въ Понтійской пустыни, въ 364 г. принялъ пресвитерскій санъ, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны: Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, Слова, письма и молитвы и др. Скончался въ 379 г. Память свт. Василій, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія — 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Творенія свт. Василия Великого

НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О сребролюбіи.

Когда по случаю взойду въ домъ мужа беззаконнаго, и вижу его блестяща различными украшеніями: заключаю, что дому владыка ничего паче видимыхъ честнѣйшаго не стяжалъ, но бездушная украшаетъ, душу же не украшенну имѣетъ. Хотя у дверей его стоитъ множество убогихъ, всякій жалостный гласъ испущающихъ: но онъ отрицается отъ подаянія, говоря, что не можетъ удовольствовать требующихъ. Языкомъ кленется въ невозможности, рукою же обличается; ибо молча рука его лжесловіе его проповѣдуетъ, блистая драгоцѣннымъ перстнемъ. О нещастный и бѣдный человѣкъ! сколько людей можетъ единъ перстень твой отъ долговъ разрѣшить? колико домовъ падающихъ возставить? единъ ковчегъ одѣяній твоихъ весь народъ мразомъ гибнущихъ одѣть можетъ. Но ты крѣпишься: тощимъ отпускаешь убогаго, не бояся праведнаго воздаянія Судіи. Не помиловалъ ты, и самъ не помилованъ будешь: не отверзъ дому, отриновенъ будешь отъ царствія: не далъ хлѣба, не пріимешь жизни вѣчныя. Но ты убогимъ себя называешь, и я уступаю: убогъ тотъ, который многаго требуетъ, многаго же требовать заставляетъ въ жизни желаній ненасытность. Къ десяти талантамъ иныя десять приложить тщишься: и когда двадесять будутъ, еще толикоже взыскуешь: и всегда /с. 60/ тебѣ прилагаемое не остановляетъ стремленія: но воспаляетъ желаніе. Подобно какъ піянствующимъ виною упиванія прибавленіе віна бываетъ, такъ и новообогащенные много стяжавъ, большаго желаютъ, всегда чрезъ прибавленіе немощь питая: отчего и превращается имъ тщаніе ихъ въ противность. Ибо толико не увеселяютъ ихъ уже настоящая благая, коихъ столь много у нихъ: сколько оскорбляютъ оскудѣвающая, чего они мнятся лишенны быти. Когда имъ должно веселиться и благодарить, что столь многихъ они избыточнѣе: тогда напротивъ они негодуютъ и скорбятъ, что тотъ или другой изъ первѣйшихъ богачей ихъ богатѣе. Ниже счисляя нижшихъ себя за то, что имѣютъ, воздаютъ благодарность щедрому благодѣтелю: но и сравнивая оное съ большимъ еще сколько по мнѣнію ихъ въ ихъ имѣніи предъ другимъ найдется недостатку, о томъ они, какбы собственнаго лишившись, скорбятъ и жалуются. Выступившіе изъ предѣловъ нуждъ подобны бываютъ тѣмъ, кои по стремнистому пути носятся, и ничего твердаго не находятъ, гдѣбъ имъ остановиться было можно, и далѣе стремиться не престаютъ; но чѣмъ больше пріобрѣтаютъ, еще столько, или больше взыскуютъ на удовлетвореніе желанія по словамъ Ексикестидова сына Солона, который такъ сказалъ: Богатству никогда конца у смертныхъ нѣтъ. При семъ же случаѣ и Ѳеогнида учителя слова употребить должно: Богатства не люблю, его я не желаю: не много же, чтобъ жить, имѣть не охуждаю.

Я Діогенову всѣхъ вообще человѣческихъ вещей презрѣнію удивляюсь, который и великаго царя /с. 61/ богатѣйшимъ себя назвалъ: поелику меньшихъ вещей, нежели онъ въ житіи требовалъ: насъ же, развѣ дары Пиѳія Мисійскаго возъимѣемъ, мѣръ земли толико и толико, и скота множество неизчислимое: ничто не удовольствуетъ. Какъ по лѣствицѣ восходящіе всегда къ вышшему степени стопы двигать не престаютъ, пока верха достигнутъ: такъ и сіи, когда сравняются съ однимъ богачемъ; тотчасъ стараются достигнуть равенства съ другимъ богатѣйшимъ: а когда и сего достигнутъ, тогда къ другому устремляютъ желаніе: и не престаютъ отъ сильнаго стремленія, пока возвысившись, отъ высокаго паденія не разрушатся.

Неистовствомъ одержимые не на вещи смотрятъ; но приключившееся въ мечтаніи представляютъ: такъ и сребролюбиваго душа любостяжаніемъ будучи одержима всегда злато, всегда сребро видитъ; охотнѣе на злато, нежели на солнце смотритъ. Желаетъ, чтобы все въ злато превратилось, и о семъ, сколько возможно, помышляетъ. Каковыя хитрости не употребляетъ ради злата? пшеница ему злато бываетъ: віно въ злато прелагается, волна ему въ злато превращается: весь торгъ, весь умыслъ злато ему приноситъ . Само себе злато раждаетъ многоусугубляемо въ заимствованіи: и сытости нѣтъ, и конца желаній не обрѣтается. Сластолюбивымъ дѣтямъ многажды позволяемъ желаемыми имъ чрезъ мѣру насыщаться, дабы помощію излишняго насыщенія отвращеніе въ нихъ произвесть. Но сребролюбецъ не такъ: онъ чѣмъ большимъ богатствомъ изобилуетъ, тѣмъ вящшаго желаетъ. Возженный огнь неукосненно все /с. 62/ вещество пожираетъ: и никто прежде истлѣнія всей матеріи удержать его не можетъ. Такъ, сребролюбиваго можетъ ли кто удержать? онъ ѣдчаѣ самаго огня, все безпрестанно пожираетъ. Завладѣлъ ли онъ имѣніемъ ближняго? на мѣсто того вступилъ другой сосѣдъ; и того имѣніе себѣ присвояетъ: не смотритъ на пріобрѣтенное, что уже много; но разсуждаетъ о недостаткѣ. Не веселится о пріобрѣтенныхъ, но печалится о томъ, чего не имѣетъ; ниже помышляетъ о наслажденіи собраннымъ, но мучитъ себя желаніемъ большаго. Откуда безсонница, попеченіе и заботы. Что сотворю? Разорю житницы моя, и большія созижду. Безумне, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Луки. XII, 18 и 20)? Сіе посмѣяніе безумію превосходнѣе есть вѣчнаго мученія. Ибо, который вскорѣ похищенъ быть имѣетъ, каковая совѣтуетъ? Разорю житницы моя, изрядно ты расположился, сказалъ бы и я ему: достойны бо разоренія сокровищницы неправды. Раскопай своими руками, яже злѣ создалъ. Разрушай житницы, отъ которыхъ никто не отошелъ съ полученіемъ утѣшенія. Погуби весь домъ, сребролюбіе сохраняющій, разрывай крышки, сбирай стѣны, покажи солнцу истлѣвшее жито, изведи изъ темницы какъ узника, богатство, изведи на среду темныя мамоны обиталища. Разорю житницы моя, и большія созижду. Когда же и тѣ наполнишь, что тогда умыслишь? или паки разоришь, и паки созиждешь? что сего несмысленнѣе, какъ безконечно утруждать себе, созидать со тщаніемъ, и со тщаніемъ разорять.

/с. 63/ Когда услышишь: Продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ (Матѳ. XIX, 21), да возъимѣешь напутіе въ вѣчное блаженство, отходишь скорбя: а когда тебѣ скажутъ: даждь имѣніе женамъ безстуднымъ, даждь каменосѣчцамъ, древодѣлямъ, мелкихъ камешковъ располагателямъ, живописцамъ: то веселишься, аки стяжевая нѣчто, отъ имѣній честнѣйшее. Не видишь ли стѣны сіи отъ времени развалившіяся, коихъ останки аки могилы нѣкія во всемъ градѣ видятся? когда оныя возставлялись, то сколько во градѣ было убогихъ, которые по причинѣ заботы о строеніи, отъ тогдашнихъ богатыхъ презираемы были? Гдѣ же нынѣ блистательное къ дѣланію ихъ пріуготовленіе? гдѣ тотъ, который о великолѣпіи оныхъ суетился? не разорились ли онѣ, и пали такъ, какъ строенія веселящимися дѣтями созидаемыя на пескѣ? не во адѣ ли лежитъ суетный таковый о суетномъ своемъ попеченіи раскаяваяся? Великую имѣй душу человѣче! Стѣны и малыя и великія туюже исправляютъ потребность. Имѣешь житницы, естьли хощешь, домы убогихъ. Скрывай себѣ сокровище на небеси (Матѳ. VI, 20). Тамъ положенная ни червіе поядаютъ, ни тля тлитъ, ни татіе крадутъ. Но я (говоришь ты) тогда подамъ требующимъ, когда вторыя житницы наполню. Долгія лѣта жизни себѣ ты назначилъ. Блюдись, чтобъ не предварилъ тебя день опредѣленный уже: ибо обѣщаніе твое не благости, но гнусности есть доказательствомъ. Ты обѣщаешься не съ тѣмъ, дабы дать хотѣлъ: но чтобъ въ настоящемъ подаяніи отказать. Ибо что теперь препятствуетъ къ подаянію? уже ли нѣтъ /с. 64/ нищаго? или не полны суть житницы? мзда ли не готова? или заповѣдь не свѣтла? Алчущій таетъ отъ глада, нагой отъ мраза умираетъ, должникъ утѣсняется: а ты милостыню до заутра отлагаешь. Слыши Соломона (ясно вопіющаго:) Не глаголи: отшедъ возвратися, и заутра дамъ: не вѣси бо, что породитъ находящій день (Притч. III, 28). Ты злато отдавая за покупку коня не печалишься, тлѣнное же издерживая и царствіе небесное получая, слезишь и отказываешь просящему, отлагаешь подаяніе, безчисленныя извиненія для иждивеній умышляя. Что отвѣщать будешь Судіи, который стѣны облачаешь, а человѣка не одѣваешь: который коней украшаешь, а брата въ раздранныхъ одеждахъ сущаго презираешь: который пшеницѣ согнить позволяешь, а алчущихъ не питаешь: который сребро закопываешь, а о утѣсненномъ небрежешь?

Какъ тебѣ представлю страданія убогаго? онъ посмотрѣвъ въ дому своемъ, видитъ, что нѣтъ у него злата, и ниже когда-либо будетъ: сосуды же и ризы таковы имѣетъ, каковы суть нищихъ стяжанія: малыхъ мѣдницъ все стоитъ. Что убо? обращаетъ на сыны свое око, дабы тѣхъ приведши на торжище, и продавъ ихъ, избавиться отъ смерти. Разсуди здѣсь брань несноснаго глада съ любовію отеческою. Гладъ жалостнѣйшею смертію грозитъ: естество же напротивъ влечетъ, купно съ чадами умереть совѣтуетъ. Многократно устремляяся, потомъ удерживаяся, напослѣдокъ побѣжденъ бываетъ отъ необходимости и нужды. И что совѣщаваетъ отецъ? кого первѣе продамъ? на кого житопродавецъ пріятнѣе воззритъ? приступлю къ старшему, /с. 65/ но почитаю старѣйшинство его: къ юнѣйшему ли? но сожалѣю о возрастѣ его, который не чувствуетъ злоключенія. Въ немъ хранятся родительскія черты: онъ способенъ къ наукамъ. Оле недоумѣнія! что начну? на кого изъ сихъ нападу? въ какого звѣря преображусь? какъ естество забуду? естьли всѣхъ сохраню, то всѣхъ увижу изнуренныхъ гладомъ. Естьли единаго отдамъ; какими глазами на прочихъ воззрю, подозрителенъ уже сдѣлавшись имъ въ невѣрствѣ? какъ въ домѣ буду жить самъ себѣ устроивъ безчадіе? какъ къ трапезѣ пріиду отъ сего довольствіе получивъ? Наконецъ съ безмѣрными слезами любезнѣйшаго сына продать идетъ: тебе же не преклоняетъ страданіе, не помышляешь о естествѣ. Гладъ утѣсняетъ бѣднаго: а ты медлишь и ругаешься, умножая его злоключенія. Онъ утробы продаетъ за цѣну брашенъ: твоя же не токмо не изнемогаетъ рука отъ таковыхъ злощастій цѣну пріемля; но и при вѣсахъ торгуешься о большемъ, какъ бы много взявши, меньше дать, отвсюду отягощая злоключеніями бѣднаго.

Птицу Селевкиду на благодѣяніе человѣческое ненасытною Создатель всѣхъ сотворилъ: ты же на вредъ многихъ ненасытною душу свою учинилъ. Рыбы едина другую снѣдаетъ, и меньшая служитъ пищею большой. Иногда случается, что рыба одолѣвшая меньшую себя, сама бываетъ добычею большей себя рыбы, и обѣ во едино чрево третіей рыбы вмѣщаются. Что? не тоже ли самое и мы человѣки творимъ, когда нижшимъ себя насиліе причиняемъ? чѣмъ разнствуетъ отъ послѣднія сея /с. 66/ рыбы тотъ, который по безмѣрному желанію пріобрѣсть богатство, въ ненасытимыхъ сребролюбія нѣдрахъ бѣдныхъ людей сокрываетъ? Онъ похитилъ имѣніе нищаго: а ты изобличивъ сего, присовокупилъ его къ своему стяжанію. Неправедныхъ всѣхъ неправеднѣйшимъ, и лихоимственныхъ лихоимственнѣйшимъ ты себя оказалъ. Блюдися, дабы таже самая рыбная кончина не восхитила и тебя, то есть, удица, неводъ или мрежа. Непремѣнно и мы, когда многія неправды дѣлаемъ, не избѣжимъ послѣднія казни. Отецъ ли тебѣ оставилъ богатство неправедно пріобрѣтенное? отдай обиженному, не присвояій сего: наслѣдіе есть грѣха. Имѣешь ли ты оставшагося послѣ отца насильственнымъ образомъ въ рабство притяжаннаго? даруй ему вольность, дабы и его мученія облегчить, и себѣ самому получить свободу. Не извиняйся сынами, лихоимецъ. Дѣти ли суть? собирай имъ сокровище вѣчное: оставь чадамъ благую память паче богатства многа, всѣхъ сотвори сыну твоему отцами чрезъ благотвореніе. Нужно тебѣ когда-либо отойти отъ житія, и оставить сына твоего въ маломъ возрастѣ предстателей требующаго: слѣдственно когда ты добръ и благотворителенъ будешь, то всякой чадо твое аки свое, пропитаетъ; ибо воспомянетъ, что и ты сирыхъ отецъ былъ. Когда же злѣ поживешь, и многихъ опечалишь, и всякаго звѣря лютѣйшій къ живущимъ съ тобою будешь, и отъ жизни отъидешь; то сына своего, общаго живущимъ врага оставишь. Ибо какъ рожденіе скорпіино зрящій боится, да не како въ возрастъ пришедши уподобится отцу: такъ и чада твоя, поелику наслѣдниками /с. 67/ суть злобы отеческія, прежде нежели въ совершенный возрастъ пріидутъ, отъ всѣхъ навѣтованы будутъ. Какъ рѣки изъ самаго перваго начала устремляющіяся, съ сильнымъ стремленіемъ все попадающееся уносятъ: такъ и сребролюбцы усилившись отъ тѣхъ, которымъ они насиліе учинили, и большую еще къ насилованію получивъ способность, и прочихъ порабощаютъ; и бываетъ имъ отъ большаго усилованія большая злоба, когда каждой изъ обиженныхъ болѣе печется о томъ, чтобы вящшаго не претерпѣть зла, нежели объ отмщеніи за претерпѣнное имъ.

И такъ не пожелай села ближняго твоего; приложеніемъ бразды ко браздѣ не умножай своего. Ибо колико разширяешь чуждыхъ прибавленіемъ землю свою, толико себѣ горшій грѣхъ устрояешь. И земля, которую помалу ты чрезъ лихоимство распространилъ, здѣсь остается, и болѣе уже не тебѣ принадлежитъ, но наслѣдникамъ, и ты оставляешь неправедное имѣніе наслѣдить тебѣ хотящему. Земля во вѣкъ стоитъ, грѣхъ же на подобіе тѣни всякой душѣ послѣдуетъ; ибо какъ тѣнь послѣдуетъ тѣлу, такъ грѣхъ съ душею сплетается. Тѣ, которые съ неправдою предѣлы своихъ владѣній на чужіе простерли, поелику владѣнія сіи пріобрѣтены отъ воздыханія обиженныхъ, конечно благословенія Божія сдѣлались чужды такъ, что у ихъ тамо, гдѣ десять супругъ воловъ орали, едва корчагъ единъ собрать можно, и гдѣ шесть артавасъ посѣяно было, тамъ едва можно собрать три мѣры плодовъ (Исаіи V, 10). Злый во градѣ сожитель есть лихоимецъ, злый сосѣдъ и въ селѣхъ. /с. 68/ Море знаетъ предѣлы свои, нощь не преходитъ предѣловъ прежняго установленія. Но сребролюбецъ не стыдится времени, не познаваетъ предѣла, не уступаетъ послѣдованію преемства, а подражаетъ огненному устремленію, всѣхъ касается, вся поядаетъ, всего, что ни видитъ, желаетъ. Не насытится око зрѣнія (Екклес. I, 8), ниже сребролюбецъ насытится пріемля. Адъ не рече: довлѣетъ (Притч. XXVII, 20): ниже сребролюбецъ речетъ когда, что ему довлѣетъ; но что изъ сего пользы? безсонницы, попеченія и заботы. Судія ожидается, а лихоимецъ печется, да не къ суду привлеченъ будетъ; совѣтуется въ нощи, какихъ злыхъ спомощниковъ уготовитъ, да ложная свидѣтельства обрящетъ, какъ утѣснить безпомощнаго: насиліе же сотворитъ ему и при судѣ, сокрывши истину, и обоимъ нанесетъ вредъ, судію прельстивъ, а отъ обиженнаго лихоимствовавъ. Иное въявь употребляетъ; а иное закопываетъ надеждъ ради неизвѣстныхъ, оставляя надеждъ ради таковыхъ, каковы не суть надежды. Ибо еслибы надеждъ ради было сокрываніе, то вѣчныя ради надежды было бы таковое пріуготовленіе: нынѣ же сокрываетъ подъ одръ богатство безвѣстное грядущую тщету думая отвратить. Но пріидетъ ли когда потреба, неизвѣстно. Пріидетъ однако время, въ которое раскается о неустроеніи богатства. Сіе явственно есть, и я поручаюсь. Что ты дѣлаешь бѣдный человѣкъ? что скрываешь въ земли твое сокровище? когда будешь употреблять настоящее? когда имъ насладишься, всегда заботами стяжанія одержимь? не всякія ли употребляешь способы, /с. 69/ да возмешь, яже ближняго суть? Отъемлетъ у меня собою свѣтъ, говоритъ онъ, домъ ближняго, мятежъ дѣлаетъ, скитающихся къ себѣ пріемлетъ. Ежели ты возжелаешь домъ ближняго твоего, и онъ не хощетъ отъ тебя отдалиться; то нужно тебѣ самому удалиться въ послѣднія страны земли нами населяемыя. Естьли же сему быть не возможно, то еще при первомъ помыслѣ удержи свое къ злу стремленіе, человѣче: доволенъ будь тѣмъ, что пріобрѣлъ, и благодари за то, что имѣешь, вѣдая, что и великолѣпные домы, отъ лихоимства построенные, пусты отъ жителей остались, и пространныя нивы, отъ обидъ размноженныя, часто безплодны были. Божіе бо мщеніе многократно предваряетъ будущій судъ, и неправедно пріобрѣтенные домы въ непотребность обращаетъ, вмѣсто безчисленнаго множества и свѣтлаго изобилія, пустыми ихъ творя. Кто чужаго ищетъ, тотъ не много времени спустя восплачетъ, своего собственнаго лишившись. Что Навуѳея израильтянина погубило? не пожеланіе ли Ахаавле вінограда?

Помяни день онъ, въ оньже открывается гнѣвъ Божій съ небеси (Рим. I, 18). Помяни славное Христово пришествіе, когда воскреснутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота: а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. V, 29). Оная пусть оскорбляютъ тебя: а заповѣдь ни мало да не оскорбляетъ. Какъ я тебя буду увѣщавать, что реку? царствія не желаешь, геенны не боишься; откуду взято будетъ исцѣленіе души твоей? Когда и ужасная устрашаютъ, ни пріятная увеселяютъ: то видно мы съ каменнымъ сердцемъ бесѣдуемъ. /с. 70/ Желалъ бы я тебѣ мало опочити отъ дѣлъ неправды, о лихоимецъ! и помысламъ твоимъ безмолвіе дать, дабы помыслить, на какой конецъ тщаніе такое бываетъ. Имѣешь земли оранныя на толико стадій, и земли насѣянныя еще на толико, горы, поля, дубравы, рѣки, луга. Что по сихъ? не три ли токмо лактя ожидаютъ тебя? не тягота ли малаго камене довольна будетъ на сохраненіе заключенныя плоти твоея? почто беззаконствуешь? что руками собираешь безплодіе, и вещество вѣчному огню? Изтрезвишься ли когда отъ піянства сего? исцѣлишься ли разумомъ? пріидешь ли въ себя? представишь ли когда предъ очи твои судище Христово? что будешь отвѣчать, когда окружатъ тебя обиженные, и возопіютъ предъ Судіею праведнымъ? Что же сотворишь? какихъ предстателей наймешь? кіихъ свидѣтелей представишь? како прехитришь Судію, Котораго обмануть не возможно? Нѣтъ тамъ витіи, нѣтъ словопрѣнія могущаго затмить Судіи истину; не послѣдуютъ ласкатели, ни имѣнія, ни достоинства: оставленъ отъ друговъ, нѣтъ помощниковъ, безъ предстателей, безотвѣтенъ, постыжденъ, ятъ будешь, дряхлъ, сѣтователенъ, уединенъ, не дерзновененъ. Куда ни поглядишь, явныя отвсюду увидишь злыхъ обличенія: отсюду сираго слезы, оттуду вдовицы воздыханія; отъинуду убогихъ, коихъ ты заушалъ; рабовъ, коихъ мучилъ; сосѣдовъ, коихъ раздражалъ: вся на тебе возстанутъ, злый ликъ злыхъ дѣяній твоихъ окружитъ тебя. Тамъ нѣтъ отрицанія, но заграждаются всяка уста безстудная: ибо самыя дѣла на каждаго свидѣтельствуютъ, не гласы испущая, /с. 71/ но таковыми являяся, каковы нами содѣланы суть. Да бѣжимъ убо сребролюбія, дабы избѣгнуть угрожающаго намъ наказанія, и быть участниками будущихъ благъ, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и держава съ безначальнымъ Его Отцемъ, и пресвятымъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и въ безконечные вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 59-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.