Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

3. Письмо къ Помпонію о дѣвственницахъ.

Кипріанъ, Цецилій, Викторъ, Седатъ, Тертуллъ, съ пресвитерами присущими, брату Помпонію желаютъ здоровья. Мы прочли, возлюбленнѣйшій братъ, присланное тобою чрезъ брата Пихонія письмо, въ немъ ты просишь написать тебѣ: что мы думаемъ о тѣхъ дѣвахъ, которыя, рѣшившись оставаться въ своемъ состояніи и ненарушимо хранить цѣломудріе, возлежали, какъ оказалось потомъ, на одномъ ложѣ съ мущинами (въ числѣ ихъ ты указываешь на одного діакона), и которыя, сознавшись въ этомъ, утверждаютъ, что остались непорочными? Такъ какъ ты по этому поводу обратился къ намъ за совѣтомъ; то знай, что мы нисколько не отступаемъ отъ евангельскихъ и апостольскихъ преданій; при постоянно-ревностномъ попеченіи о нашихъ братьяхъ и сестрахъ и при охраненіи церковнаго благочинія всѣми полезными и спасительными средствами. Господь говоритъ: и дамъ вамъ пастыри по сердцу Моему и упасутъ васъ разумомъ и ученіемъ (Іер. 3, 15) и въ другомъ мѣстѣ писаніе говоритъ: наказаніе уничижаяй окаяненъ (Прем. 3, 11); объ этомъ же самомъ и въ псалмахъ Духъ св. учитъ: пріимите наказаніе, да не когда прогнѣвается Господь, и погибнете отъ пути праведнаго, егда возгорится вскорѣ ярость Его (Псал. 2, 12). Итакъ первѣе всего, возлюбленнѣйшій /с. 24/ братъ, какъ предстоятелямъ, такъ и народу, должно особенно заботиться о тщательномъ соблюденіи, ради страха Божія божественныхъ правилъ благочинія, а также о томъ, чтобы не допускать братьевъ нашихъ заблуждаться и жить по своей прихоти и произволу, и подавать имъ вѣрную помощь къ жизни. Поэтому-то должно воспретить дѣвамъ жить въ одномъ домѣ съ мущинами, не говорю вмѣстѣ спать, но и даже жить вмѣстѣ, потому что и слабый полъ и возрастъ еще неопытный требуютъ отъ насъ во всемъ задержки и руководства; а иначе можно подать поводъ къ обольщенію діаволу, который разставляетъ сѣти, жаждая добычи. Апостолъ сказалъ: ниже дадите мѣста діаволу (Еф. 4, 26). Корабль, попавшій на опасное мѣсто, тотчасъ нужно спасать оттуда, иначе онъ потерпитъ крушеніе среди подводныхъ камней и скалъ Быстро нужно выносить изъ дому во время пожара имущество, пока оно еще не охвачено сильнымъ пламенемъ. Никто не безопасенъ въ то время, когда близка опасность. И рабъ Божій не будетъ имѣть возможности освободиться отъ діавола, когда впадетъ въ его сѣти. Нужно, поэтому, поспѣшить, пока можно еще отдѣлить невинныхъ, потому — что послѣ и наше содѣйствіе не будетъ достаточно къ ихъ отдѣленію. И какъ тяжко падаютъ отъ того многіе, какъ много дѣвъ, къ величайшему прискорбію нашему, мы видимъ сдѣлавшихся преступными отъ такихъ соблазнительныхъ и пагубныхъ связей. Если онѣ искренно посвятили себя Христу, то должны хранить стыдъ и цѣломудріе незазорно, и за твердость и постоянство ожидать награды дѣвства. Если же не /с. 25/ хотятъ или не могутъ такъ оставаться; то пусть лучше вступаютъ въ бракъ, чѣмъ заслуживаютъ огнь адскій своими преступленіями. По крайней мѣрѣ, онѣ не должны подавать соблазна другимъ братьямъ и сестрамъ, по писанію: аще брашно соблазняетъ брата моего, не имамъ ясти мяса вовѣки, да не соблазню брата моего (1 Кор. 8, 13). И пусть ни одна не полагается на оправданіе себя тѣмъ, что можно увѣриться въ ея дѣвствѣ... Да и сколько отвратительнаго и преступнаго заключаетъ въ себѣ самое совозлежаніе дѣвы съ мущиною, обниманіе, собесѣдованіе, цѣлованіе, гнусный и отвратительный совмѣстный ихъ сонъ! Если бы супругъ нечаянно засталъ супругу свою на ложѣ съ другимъ; то не воспылалъ ли бы онъ чувствомъ негодованія и гнѣва и въ пылу ревности не взялся ли бы даже и за мечь? Чтоже? Не болѣе ли прогнѣвается и вознегодуетъ Христосъ Господь нашъ и Судія, когда дѣву, посвятившую себя Ему и давшую обѣтъ святости увидитъ на одномъ ложѣ съ другимъ? И не накажетъ ли Онъ строго за столь преступную связь? Поэтому, чтобы спасти братьевъ своихъ отъ Его духовнаго меча, въ будущій день суда, мы должны съ своей стороны всячески помогать имъ и совѣтомъ и другими мѣрами. И если всѣ вообще обязаны строго хранить благочиніе, то тѣмъ болѣе обязаны заботиться о томъ пресвитеры и діаконы: они должны подавать собою примѣръ и утверждать прочихъ своимъ поведеніемъ и нравственностію; а то какимъ образомъ они могутъ руководить другихъ къ цѣломудрію и воздержанію, если будутъ предначинать порчу и научать порокамъ? Вотъ /с. 26/ почему, возлюбленный братъ, благоразумно и твердо поступилъ ты, подвергнувши отлученію какъ діакона, обращавшагося часто съ дѣвою, такъ и прочихъ, которые имѣли тоже обыкновеніе. Если бы виновные въ этомъ непозволительномъ совозлежаніи принесли покаяніе и разлучились другъ отъ друга, то, по строгомъ освидѣтельствованіи дѣвъ, тѣ изъ нихъ, которыя окажутся дѣвами, пусть будутъ допущены въ общеніе съ Церковію, подъ тою впрочемъ угрозою, что, въ случаѣ возвращенія ихъ снова къ тѣмъ же мущинамъ или сожительства съ ними въ одномъ домѣ подъ одною кровлею, онѣ послѣ строжайшаго суда будутъ извержены изъ Церкви, и потомъ трудно уже имъ быть принятыми въ единеніе съ нею. А та изъ нихъ, которая окажется не цѣломудренною, какъ прелюбодѣйца, виновная въ нарушеніи вѣрности не предъ супругомъ, но Христомъ, должна принести полное покаяніе въ теченіи опредѣленнаго законами церковными времени и, послѣ публичнаго исповѣданія своего грѣха, да возвратится къ Церкви. Тѣ же, которыя будутъ упорно пребывать въ прежнихъ отношеніяхъ, не отдѣляясь другъ отъ друга, пусть знаютъ, что при такомъ безстыдномъ ихъ упорствѣ мы никогда не можемъ принять ихъ въ Церковь, дабы онѣ своими проступками не подали другимъ повода къ паденію. А между тѣмъ пусть и не воображаютъ, что можно наслѣдовать жизнь и спасеніе, не повинуясь епископамъ и священникамъ, потому что во Второзаконіи Господь Богъ говоритъ: и человѣкъ, иже сотворитъ въ гордости, еже не послушати жреца, предстоящаго служити во имя Бога твоего, или судіи, иже въ тыя дни будетъ, /с. 27/ да умретъ человѣкъ той, и вси людіе услышавше, убоятся и не будутъ нечествовати ктому (17, 12. 13). Богъ повелѣлъ умерщвлять тѣхъ, которые не повиновались своимъ священникамъ и не слушались судей, отъ Него на то время поставленныхъ... И какъ тогда было еще время тѣлеснаго обрѣзанія, то гордые и непокорные умерщвляемы были мечемъ тѣлеснымъ; а теперь, когда для вѣрныхъ слугъ Божіихъ наступило обрѣзаніе духовное, гордые и непокорные умерщвляются мечемъ духовнымъ, бывъ отлучаемы отъ Церкви. Ибо внѣ ея, нѣтъ жизни: домъ Божій одинъ, и никто не можетъ гдѣ либо спастись, какъ только въ Церкви. А что дѣйствительно погибаютъ непокорные, не слушающіеся спасительныхъ наставленій пастырей и не повинующіеся имъ, это подтверждаетъ божественное Писаніе, говоря: безумный ругается наказанію, ненавидящіи обличенія скончаваются срамно (Прит. 15, 5. 10). Итакъ, чтобы не скончались и не погибли непокорные, постарайся, возлюбленнѣйшій братъ, сколько можешь, спасительными совѣтами наставить братію и каждаго обратить ко спасенію. Путь, которымъ идемъ къ животу, узокъ и тѣсенъ, но за то высока и велика награда, когда достигнемъ славы. Давшіе однажды навсегда обѣтъ хранить дѣвство ради Царствія небеснаго, во всемъ да благоугождаютъ предъ Богомъ и своею грѣховностію да не оскорбляютъ свещенниковъ Божіихъ и Церковь Господню. Можетъ быть, въ настоящемъ случаѣ нѣкоторые изъ братьевъ нашихъ будутъ огорчены нами, но мы остаемся при своемъ спасительномъ убѣжденіи, зная, что и Апостолъ говорилъ: тѣмже врагъ вашъ быхъ /с. 28/ истину глаголя (Гал. 4, 16). Если они послушаютъ насъ, то мы пріобрѣли братьевъ, обративши ихъ своимъ словомъ къ спасенію и славѣ. Если же нѣкоторые изъ развращенныхъ не захотятъ послушать насъ, то мы все же будемъ послѣдовать тому же Апостолу, сказавшему: аще бо быхъ еще человѣкомъ угождалъ, Христови рабъ не быхъ убо былъ (Гал. 1, 10). Если не будемъ въ силахъ убѣдить другихъ угождать Христу, то покрайней мѣрѣ сами угодимъ Христу, Господу и Богу нашему, исполняя Его заповѣди. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій и вожделѣннѣйшій братъ, быть въ добромъ здоровьи о Господѣ.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 23-28. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.