Церковный календарь
Новости


2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ,
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.

ТВОРЕНІЯ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРІАНА, ЕПИСКОПА КАРѲАГЕНСКАГО.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.

ПИСЬМА.

60. Письмо къ Юбаяну, о крещеніи еретиковъ.

Кипріанъ Юбаяну брату желаетъ здравія.

Въ письмѣ своемъ ко мнѣ, возлюбленнѣйшій братъ, ты изъявилъ желаніе узнать внутреннее основаніе нашего взгляда на крещеніе еретиковъ, кои, находясь внѣ церкви, присвоиваютъ себѣ вещь, на которую не имѣютъ ни права, ни власти, и чего мы не можемъ ни одобрить, ни признать законнымъ, такъ какъ извѣстно, что это имъ не позволено. Поелику же мысли наши объ этомъ предметѣ мы уже изложили въ письмахъ своихъ; то для сокращенія переписки, посылаю къ тебѣ списокъ съ тѣхъ писемъ; изъ нихъ ты узнаешь какъ то, что мы опредѣлили на соборѣ въ присутствіи многихъ, такъ и то, что я отписалъ товарищу нашему Квинту, когда онъ спрашивалъ объ этомъ. И теперь собравшись вмѣстѣ, мы, епископы Африки и Нумидіи, въ числѣ семидесяти одного, общимъ мнѣніемъ нашимъ утвердили снова тоже самое, постановляя, что крещеніе есть одно, которое установлено въ каѳолической церкви, и что поэтому намъ должно не перекрещивать, а крестить всякаго, кто приходитъ омыться отъ поддѣльной и нечестивой воды и освятиться истиною воды спасительной. Нисколько не смущаетъ насъ, возлюбленнѣйшій братъ, сдѣланное въ письмѣ твоемъ указаніе на то, что Новаціане перекрещиваютъ тѣхъ, коихъ отъ насъ отторгаютъ: совершаемое врагами церкви во все не отно/с. 285/сится къ намъ, лишь бы мы сами сохраняли честь нашей власти и твердо держались основанія разума и истины. Новаціанъ, по обычаю обезьянъ, кои не будучи людьми подражаютъ однако же человѣческимъ дѣйствіямъ, хочетъ присвоить себѣ власть и истину каѳолической церкви тогда, какъ онъ самъ и ненаходится въ церкви, и даже сверхъ того сталъ еще возмутителемъ и врагомъ церкви. Зная, что крещеніе одно, онъ это одно крещеніе и присвояетъ себѣ, чтобы сказать, что у него-де церковь, а насъ сдѣлать еретиками. Но мы, содержащіе у себя главу и корень единой церкви, достовѣрно знаемъ и вѣруемъ, что ему внѣ церкви ничто не позволено, и что крещеніе, которое есть одно, находится у насъ, гдѣ и самъ онъ прежде крестился, когда держался разума и истины божественнаго единенія. Если же Новаціанъ думаетъ теперь, что крещенныхъ въ церкви надобно перекрещивать на сторонѣ внѣ церкви, то онъ долженъ бы начать это съ самаго себя и самъ первый перекреститься чуждымъ и еретическимъ крещеніемъ, такъ какъ онъ самъ же думаетъ, что послѣ церкви, и даже вопреки церкви, нужно крестить еще на сторонѣ. И неужели же изъ-за того, что Новаціанъ осмѣливается это дѣлать, намъ этого дѣлать не слѣдуетъ? Чтожъ? вѣдь Новаціанъ присвояетъ себѣ и честь святительской каѳедры; такъ не должны ли мы по этому отказаться и отъ каѳедры? Или — такъ какъ Новаціанъ противозаконно старается постановить и алтарь и приносить жертвы, то не должно ли намъ оставить и алтарь и жертвы, дабы не подать вида, что мы совершаемъ съ нимъ нѣчто одинаковое и сходное? По истинѣ суетно и безразсудно изъ-за того только, что Новаціанъ присвояетъ себѣ внѣ церкви образъ истины, оставлять самую истину церкви.

Впрочемъ у насъ это дѣло отнюдь не новое и не неожиданное, что мы признаемъ нужнымъ крестить тѣхъ, которые отъ еретиковъ обращаются къ церкви: тому уже много лѣтъ /с. 286/ назадъ, много прошло времени, какъ соборъ епископовъ, бывшій подъ предсѣдательствомъ блаженной памяти Агриппина, постановилъ тоже самое, и съ тѣхъ поръ доселѣ столько тысячь еретиковъ, въ областяхъ нашихъ обратившихся къ церкви, не только не гнушались и неколебались получать благодать животворящей купѣли и спасительнаго крещенія, но еще разумно и охотно настаивали на этомъ. Да и не трудно учителю внушить истинное и законное тому, кто осудивши еретическую неправду и узнавши церковную истину, приходитъ для того, чтобы учиться и учится для того, чтобы жить. Мы не должны поблажкою своею увеличивать неразуміе еретиковъ, когда они охотно и со всею готовностію повинуются истинѣ.

Въ письмѣ, съ котораго списокъ ты прислалъ ко мнѣ, я нашелъ замѣчаніе, что недолжно доискиваться того, кто крестилъ, потому что крещенный могъ получить отпущеніе грѣховъ по одной вѣрѣ своей: этого мѣста я немогу обойти молчаніемъ, тѣмъ болѣе, что въ томъ же письмѣ, какъ я замѣтилъ, упоминается даже о Маркіонѣ, въ томъ смыслѣ, что и отъ него обращающихся къ намъ недолжно крестить, потому что и они по видимому крещены уже во имя Іисуса Христа. Итакъ мы должны разсмотрѣть вѣру тѣхъ, кои вѣруютъ внѣ церкви, чтобы видѣть, могутъ ли они по этой вѣрѣ получить какую-либо благодать. Если и у насъ и у еретиковъ вѣра одна, то можетъ быть и благодать одна. Если Патрипассіане, Антропіане, Валентиніане, Аппелесіане, Офиты, Маркіониты и прочія еретическія язвы, мечи и яды, развращающіе истину, исповѣдуютъ вмѣстѣ съ нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святаго, и одну и туже церковь; то потому самому, что вѣра ихъ одна съ нашею, можетъ быть тамъ и одно крещеніе. Но такъ какъ разбирать всѣ ереси и обличать нелѣпости и безсмысліе каждой изъ нихъ въ частности было бы слишкомъ продолжительно, да и нисколько не утѣши/с. 287/тельно говорить о томъ, что и знать-то страшно, или стыдно; то мы изслѣдуемъ пока объ одномъ только Маркіонѣ, о которомъ упоминается въ присланномъ къ намъ тобою письмѣ, — можетъ ли быть крещеніе его основательно. Господь, посылая учениковъ Своихъ по воскресеніи, наставилъ и научилъ ихъ какъ должно крестить, говоря: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. XXVIII, 19). Онъ указываетъ на Троицу, во имя которой должны креститься всѣ народы. А Маркіонъ содержитъ ли сію Троицу? Признаетъ ли Того же Самаго Отца-Создателя, что и мы? Знаетъ ли Того же Самаго Сына-Христа, родившагося отъ Дѣвы Маріи, Который, будучи Словомъ, сталъ плотію, понесъ на Себѣ грѣхи наши, побѣдилъ смерть Своею смертію, первый Самимъ Собою предначалъ воскресеніе плоти, показавъ ученикамъ Своимъ, что онъ воскресъ въ той же самой плоти? Нѣтъ, у Маркіона, да и у прочихъ еретиковъ, совсѣмъ иная вѣра; даже собственно говоря, у нихъ одно изувѣрство, богохульство и прѣніе, враждующее противъ святости и истины. Какъ же послѣ сего думать, чтобы крещающійся у нихъ, получилъ по своей вѣрѣ, отпущеніе грѣховъ своихъ и благодать божественнаго прощенія, когда онъ неимѣлъ въ себѣ истины самой вѣры? Если кто на сторонѣ и могъ дѣйствительно получить что-либо отъ церкви, по своей вѣрѣ, какъ это представляется нѣкоторымъ; то, конечно, онъ получилъ то, чему вѣрилъ. Но вѣруя ложному, онъ немогъ получить истиннаго, или лучше сказать, положной вѣрѣ своей таковой и получаетъ одно подложное и нечестивое. На это то нечестивое и подложное крещеніе тонко намекаетъ и пророкъ Іеремія словами: вскую оскорбляющіи мя возмогаютъ на мя? язва моя тверда, откуду исцѣлюся? бысть мнѣ яко вода лживая, неимущая вѣрности (Іер. XV, 18). Духъ Святый чрезъ пророка упоминаетъ здѣсь о водѣ лживой, не имѣющей /с. 288/ вѣрности. Что же это за вода лживая и обманчивая? Конечно та, которая ложно принимаетъ образъ крещенія и прикровеннымъ притворствомъ вѣры обманываетъ благодать, увѣряя, что если кто-нибудь по неправой вѣрѣ могъ креститься внѣ церкви и получить отпущеніе грѣховъ, то по этой же вѣрѣ могъ получить и Духа Святаго, и стало быть, нѣтъ уже нужды, когда онъ обращается, возлагать на него руки для того, чтобы онъ получилъ Святаго Духа и запечатлѣлся имъ. Такъ, онъ внѣ церкви или могъ получить и то и другое, или, будучи на сторонѣ, не получилъ ни того, ни другого. Но очевидно, гдѣ и кѣмъ можетъ быть дано отпущеніе грѣховъ, даруемое въ крещеніи. Власть разрѣшать что-нибудь на землѣ такъ, чтобы это разрѣшалось и на небѣ, Господь далъ прежде Петру, на которомъ онъ основалъ церковь, установляя и показывая тѣмъ ея единство (Матѳ. XVI, 19), а по воскресеніи и всѣмъ апостоламъ, говоря: яко же посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы. И сія рекъ, дуну, и глагола имъ: пріимите Духъ Святъ. Имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ; и имже держите, держатся (Іоан. XX, 21; 22 и 23). Отсюда понятно, что крестить и давать отпущеніе грѣховъ могутъ только въ церкви предстоятели, имѣющіе основаніемъ евангельскій законъ и Господнее распоряженіе; а внѣ церкви ни что не можетъ быть ни связано, ни разрѣшено, такъ какъ тамъ нѣтъ никого, кто бы могъ связать что-нибудь или разрѣшить. А что все устроено свыше по извѣстному закону и по особенному строенію и никто вопреки епископамъ и священникамъ не можетъ присвоить себѣ чего-либо, на что не имѣетъ ни права, ни власти, то и это мы утверждаемъ, возлюбленнѣйшій братъ, отнюдь не безъ свидѣтельства божественнаго писанія. Корей, Даѳанъ и Авиронъ, хотя на перекоръ Моѵсею и первосвященнику Аарону и старались присвоить себѣ власть священнодѣйствія, однако-жъ небезнаказанно сдѣлали то, на что беззаконно дерзнули. И сыновья Аароновы, возложившіе /с. 289/ на алтарь чуждый огонь, тотчасъ же были истреблены предъ лищемъ разгнѣваннаго Господа. Это наказаніе ожидаетъ и тѣхъ, кои въ ложномъ крещеніи вносятъ чуждую воду, и божественный судъ явитъ свое отмщеніе еретикамъ, совершающимъ вопреки церкви то, что позволено дѣлать одной только церкви.

Нѣкоторые ссылаются на то, что на крещенныхъ въ Самаріи, по прибытіи Апостоловъ Петра и Іоанна, были только возложены руки, чтобы они приняли Святаго Духа, а перекрещиваемы они не были. Но это обстоятельство, возлюбленнѣйшій братъ, очевидно нисколько не относится къ настоящему случаю; потому что тѣ, кои увѣровали въ Самаріи, увѣровали истинною вѣрою и, въ нѣдрахъ единой церкви, которой одной дано право сообщать благодать крещенія и разрѣшать грѣхи, крещены были діакономъ Филиппомъ, котораго послали тѣ же Апостолы. Итакъ какъ они получили законное и церковное крещеніе, то ихъ и ненужно было вновь крестить, но только то, чего имъ недоставало, сдѣлано было для нихъ Петромъ и Іоанномъ; именно: молитвою и возложеніемъ на нихъ рукъ призванъ былъ и снизошелъ на нихъ Духъ Святый. Это самое дѣлается теперь и у насъ: крещаемые въ церкви представляются начальникамъ церкви и нашею молитвою и возложеніемъ рукъ пріемлютъ Духа Святаго и запечатлѣваются Господнею печатію.

Итакъ, возлюбленнѣйшій братъ, мы должны быть чужды мысли уступать еретикамъ, и быть предателями крещенія, даннаго одной и только одной церкви. Доброму воину надобно защищать лагерь своего повелителя отъ мятежниковъ и враговъ, и славному вождю хранить ввѣренныя ему знамена. Въ писаніи сказано: Господь Богъ твой Богъ ревнитель (Второз. IV, 24). И мы пріявшіе Духа Божія должны ревновать о божественной вѣрѣ. Этою ревностію и Финеесъ благоугодилъ и удостоился, когда гибнулъ народъ, смягчить гнѣвъ негодую/с. 290/щаго Бога. Да и зачѣмъ намъ, знающимъ одного только Христа и одну Его церковь, связываться съ прелюбодѣйною, чужеродною и враждебною божественному единству? Церковь, подобно раю, заключаетъ въ стѣнахъ своихъ одни плодовитыя деревья; всякое дерево, неприносящее добраго плода, исторгается изъ нея и бросается въ огонь. Эти деревья она орошаетъ четырьмя рѣками, т. е. четырьмя Евангеліями, и небеснымъ разлитіемъ ихъ водъ обильно подаетъ имъ благодать спасительнаго крещенія. Но можетъ ли орошаться источниками церкви, кто не находится внутри церкви? И можно ли подать цѣлебныя и спасительныя питія райскія тому, кто, будучи развращенъ и самъ отъ себя осужденъ и отлученъ отъ источниковъ рая, засохъ и истомился сухостію вѣчной жажды? Господь громко зоветъ, чтобы всякій жаждущій шелъ и пилъ отъ источниковъ живой воды, истекшихъ отъ чрева Его. Куда же долженъ идти жаждущій? Къ еретикамъ ли, у коихъ нѣтъ вовсе ни источниковъ, ни рѣки животворящей воды, или же къ церкви, которая одна и, по слову Господа, основана на одномъ, пріявшемъ и ключи ея? Она одна хранитъ и обладаетъ всею властію своего жениха и Господа. Въ ней мы предсѣдательствуемъ, за ея честь и единство ратуемъ, благодать и славу ея, вѣрные своему обѣту, защищаемъ. Мы по милости Божіей напаяемъ жаждущій народъ Божій, мы охраняемъ границы животворящихъ источниковъ. Если же мы удерживаемъ право на свое владѣніе и признаемъ таинство единства, то зачѣмъ намъ быть измѣнниками истины и предателями единства? Истинная и спасительная и святая вода церкви не можетъ ни испортиться, ни оскверниться, такъ какъ и сама церковь нерастлѣнна, чиста и цѣломудренна. Если еретики преданы церкви и находятся въ церкви, то, конечно, они могутъ пользоваться и крещеніемъ ея и прочими спасительными благами. Если же они не въ церкви и дѣйствуютъ даже противъ церкви; то какимъ образомъ могутъ крестить /с. 291/ крещеніемъ церкви? Ибо совсѣмъ немаловажная и немалозначущая дѣлается уступка еретикамъ, когда мы признаемъ крещеніе ихъ; такъ какъ отсюда ведетъ начало вся вѣра, отсюда начинается спасительный входъ въ надежду вѣчной жизни, и божественное благоволеніе къ рабамъ Божіимъ, которыхъ надлежитъ очистить и оживотворить. И потому если кто могъ креститься у еретиковъ, то конечно онъ могъ получить и прощеніе грѣховъ; а если получилъ прощеніе грѣховъ, то и освятился и содѣлался храмомъ Божіимъ; если же онъ освятился и содѣлался храмомъ Бога, то спрашиваю: какого же Бога? Творца ли? Нѣтъ; потому что онъ не вѣрилъ въ Него. Христа ли? Нѣтъ, и храмомъ Христа не могъ содѣлаться тотъ, кто не признаетъ Христа Богомъ. Духа ли Святаго? Но поелику Сіи Три суть едино, то какимъ образомъ и Духъ Святый могъ стать милостивымъ къ тому, кто врагъ Отца и Сына.

Итакъ напрасно нѣкоторые, будучи опровергаемы разумомъ, противополагаютъ намъ обычай. Какъ будто обычай выше истины, или будто въ дѣлахъ духовныхъ должно слѣдовать не тому, что къ лучшему открыто Духомъ Святымъ. Ненамѣренно погрѣшающій еще можетъ быть прощенъ, какъ говоритъ о себѣ самомъ и блаженный Ап. Павелъ: бывша мя иногда хульникъ и гонителя и досадителя, но помилованъ быхъ, яко не вѣдый сотворихъ (1 Тим. 1, 13). Но кто и послѣ божественнаго наученія и откровенія, намѣренно и съ сознаніемъ упорствуетъ въ своихъ заблужденіяхъ, тотъ грѣшитъ уже непростительно; потому что будучи опровергаемъ разумомъ, основывается на одномъ предубѣжденіи и упрямствѣ. Пусть также никто не говоритъ: мы слѣдуемъ тому, что приняли отъ апостоловъ. Апостолы предали намъ церковь, только одну и крещеніе также одно и именно то самое, которое установлено въ той же самой церкви, и мы ненаходимъ ни одного примѣра, чтобы кого-нибудь крещеннаго у еретиковъ, Апостолы приняли въ общеніе /с. 292/ въ томъ же самомъ крещеніи, и такимъ образомъ показали, что они одобряютъ и крещеніе еретиковъ. Что же касается тѣхъ, кои въ словахъ Ап. Павла: обаче всяцѣмъ образомъ, аще виною (притворно), аще истиною Христосъ проповѣдаемъ есть (Филип. 1, 18), думаютъ находить нѣчто благопріятствующее еретикамъ, то, по нашему мнѣнію, и эти слова нисколько не могутъ послужить въ пользу тѣхъ, кои покровительствуютъ и ласкательствуютъ еретикамъ. Ибо въ посланіи своемъ Апостолъ Павелъ говорилъ вовсе не объ еретикахъ или объ ихъ крещеніи, изъ чего можно было бы заключить, что онъ постановилъ здѣсь нѣчто, относящееся къ сему предмету. Онъ говорилъ здѣсь о братьяхъ, изъ коихъ одни безпорядочно и вопреки церковному благочинію поступаютъ, а другіе почувству страха Божія хранятъ евангельскую истину. При этомъ онъ замѣтилъ, что тогда какъ одни проповѣдуютъ слово Божіе постоянно и дерзновенно, а другіе съ завистію и любопрѣніемъ, одни хранятъ къ нему благорасположеніе и любовь, а другіе питаютъ вражду и несогласіе, — онъ самъ все это терпѣливо переноситъ, лишь бы имя Христа, проповѣдуемое Павломъ, аще истиною, аще виною стало извѣстно, какъ можно, большему количеству людей и новое, только что начатое, сѣяніе слова Божія умножалось дѣйствіемъ проповѣди — но совсѣмъ иное дѣло — проповѣдывать имя Христово находящимся внутри церкви, а иное — крестить во имя Христово тѣмъ, кои находятся внѣ церкви и враждуютъ противъ нея. Итакъ пусть защитники еретиковъ не ссылаются намъ на то, чтó Павелъ замѣтилъ о братьяхъ, а докажутъ, что онъ дѣйствительно считалъ нужнымъ дѣлать нѣкоторыя уступки еретикамъ, или одобрялъ ихъ вѣру и крещеніе, или утверждалъ, что изувѣры и хульники могутъ получить оставленіе грѣховъ внѣ церкви. Если же мы внимательнѣе разсмотримъ, какъ думали объ еретикахъ Апостолы, то найдемъ, что они во всѣхъ своихъ посланіяхъ осуждали и проклинали /с. 293/ богопротивное нечестіе еретиковъ. Ибо, когда они говорятъ о еретикахъ, что слово ихъ разрастается, какъ ракъ, то какимъ образомъ это слово, подобно раку въѣдающееся въ уши слушателей, можетъ давать отпущеніе грѣховъ? Когда, по словамъ ихъ, нѣтъ никакого причастія правдѣ къ беззаконію и общенія свѣту ко тьмѣ (2 Кор. 6, 14); то какимъ образомъ мракъ можетъ освѣщать, или беззаконіе оправдывать? Когда наконецъ они утверждаютъ, что еретики не отъ Бога, а отъ духа Антихристова; то какимъ образомъ могутъ дѣлать духовное и божественное тѣ, кои суть враги Божіи и коихъ сердцемъ обладаетъ духъ Антихристовъ? Итакъ, если, оставивши заблужденія человѣческаго любопрѣнія, съ истинною и благочестивою вѣрою обратимся къ евангельскому авторитету и преданію апостольскому; то поймемъ, что тѣмъ, кои, усиливаясь разорить и побороть церковь Христову, отъ Самаго Христа называются противниками Его, а отъ Апостоловъ — антихристами, ничто относящееся до церковной и спасительной благодати не можетъ быть уступлено.

Если же кто-нибудь для того только, чтобы запутать христіанскую истину, выставитъ противъ насъ имя Христа и скажетъ, что крещенные во имя Іисуса Христа, гдѣ бы то ни было и какимъ бы то ни было образомъ, получили благодать крещенія, — то и это возраженіе его ничего незначитъ, когда Самъ Христосъ ясно говоритъ: не всякъ глаголяй Ми, Господи Господи, внидетъ въ царствіе небесное (Матѳ. 7, 21) и въ другомъ мѣстѣ, дабы кто-нибудь небылъ обманутъ лжепророками и лжехристами именемъ Его, предъувѣдомляя и предостерегая отъ этого, мнози, говоритъ, пріидутъ во имя Мое, глаголюще: яко Азъ есмь: и мнози прельстятъ (Мар. 13, 6), и послѣ сего присовокупляетъ: вы же блюдитеся, се прежде рѣхъ вамъ вся (23). Изъ этого видно, что принимать и усвоять надобно не то, что хвалится именемъ Христовымъ, но то, что /с. 294/ совершается въ истинѣ Христовой. Если въ евангеліяхъ и посланіяхъ апостольскихъ, для оставленія грѣховъ, предлагается имя Христово, то это вовсе не потому, будто одинъ Сынъ безъ Отца или вопреки Отца можетъ помочь кому-либо, а предлагается для того, чтобы показать іудеямъ, кои тщеславились тѣмъ, что имѣютъ Отца, что и Отецъ не окажетъ имъ помощи, если они не увѣруютъ въ Сына, Котораго Онъ послалъ. Ибо тѣ, кои знали Бога Отца, должны были знать и Сына Его Христа, а отнюдъ не льститься и не тщеславиться однимъ Отцемъ безъ познанія Сына Его, Который и сказалъ: никто же пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). А что спасительно можетъ быть только познаніе ихъ обоихъ, это Онъ же Самъ показываетъ говоря: Се же есть животъ вѣчный, да знаютѣ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ еси, Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Если же, по слову и свидѣтельству Самаго Христа, должно познать прежде Отца — пославшаго, а потомъ и Христа — посланнаго, и надежда на спасеніе можетъ быть только подъ условіемъ совокупнаго познанія ихъ обоихъ; то на какомъ основаніи признаются получившими оставленіе грѣховъ тѣ, кои, не имѣя никакого познанія о Богѣ Отцѣ и даже богохульствуя противъ Него, крещены у еретиковъ, какъ говорятъ, во имя Христово? Ибо совсѣмъ иное было положеніе іудеевъ при апостолахъ, а иное условіе язычниковъ. Іудеи, такъ какъ они приняли уже древнѣйшее крещеніе закона и Моѵсея, должны были еще креститься во имя Іисуса Христа, какъ говоритъ къ нимъ Петръ въ дѣяніяхъ апостольскихъ: покайтеся, и да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа, во оставленіе грѣховъ; и пріимите даръ Святаго Духа. Вамъ бо есть обѣтованіе и чадомъ вашимъ и всѣмъ дальнимъ, елики аще призоветъ Господь Богъ нашъ (Дѣян. 2, 38. 39). Петръ упоминаетъ здѣсь о Іисусѣ Христѣ, не съ тѣмъ будто Отецъ долженъ быть оставленъ въ сторонѣ, /с. 295/ но съ тѣмъ, чтобы къ Отцу былъ присоединенъ и Сынъ Его. Но когда, наконецъ, по воскресеніи Господь посылаетъ апостоловъ къ язычникамъ; то повелѣваетъ имъ крестить язычниковъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Какъ же нѣкоторые говорятъ, что язычникъ, крещенный гдѣ бы то ни было и какимъ бы образомъ это ни было, на сторонѣ — внѣ церкви и даже вопреки церкви, только бы былъ крещенъ во имя Іисуса Христа, можетъ получить оставленіе грѣховъ, когда Самъ Христосъ повелѣваетъ крестить язычниковъ во имя полной и нераздѣльной Троицы? Не уже ли только отвергающій Христа и Христомъ отвергается, а отвергающій Отца Его, Котораго Самъ Христосъ исповѣдалъ, не отвергается Имъ, и богохульствующій противъ Того, Кого Христосъ именовалъ Своимъ Господомъ и Богомъ, пріемлетъ отъ Христа оставленіе грѣховъ и получаетъ освященіе крещенія? Какою же властію можетъ получить оставленіе грѣховъ въ крещеніи, отвергающій Бога Творца и Отца Христова, когда самую власть, по которой мы крещаемся и освящаемся, Христосъ принялъ отъ того же Отца, Котораго Онъ называлъ большимъ Себя, Котораго просилъ о прославленіи Себя и волю Котораго исполнилъ до того, что, изъ повиновенія ей, испилъ чашу и подвергся самой смерти? Итакъ намѣренно защищать и утверждать, что даже богохульствующій и согрѣшающій противъ Отца, Господа и Бога Христова, можетъ получить оставленіе грѣховъ во имя Христово, не значитъ ли быть участникомъ въ еретическихъ богохуленіяхъ? Да наконецъ, что это за разсужденіе: «кто отвергаетъ Сына Божія, тотъ не имѣетъ и Отца, а кто отвергаетъ Отца, тотъ будто имѣетъ Сына?» Между тѣмъ Самъ же Сынъ свидѣтельствуетъ и говоритъ: Никто же можетъ прійдти ко Мнѣ, аще ему не будетъ дано отъ Отца Моего (Іоан. 6, 65); и тѣмъ показываетъ, что въ крещеніи нельзя получить отъ Сына никакого оставленія грѣховъ, если оно не дано Отцемъ, тѣмъ /с. 296/ болѣе, что тоже самое Онъ повторяетъ, говоря: всякъ садъ, его же не насади Отецъ Мой Небесный, искоренится (Мат. 15, 13)? Если же ученики Христовы не хотятъ поучаться у Христа, какое почтеніе и честь должно воздавать Отеческому имени; то пусть научатся этому хоть изъ земныхъ и мірскихъ примѣровъ и познаютъ всю силу укоризны, заключающейся въ словахъ Христовыхъ: Сынове вѣка сего мудрѣйши паче сыновъ свѣта (Лук. 16, 8). И въ мірѣ семъ, если кто нанесетъ обиду чьему-либо отцу и, по сварливому и наглому своему нраву, злословіемъ оскорбитъ его скромность и честь, то сынъ приходитъ въ негодованіе, гнѣвается и всѣми возможными для него средствами старается отмстить за обиду отца своего. А ты думаешь, что Христосъ оставляетъ безъ наказанія нечестивцевъ, святотатцевъ и хульниковъ Отца Его и въ крещеніи даруетъ оставленіе грѣховъ тѣмъ, кои бывъ крещены продолжаютъ изрыгать тѣже хулы на лице Отца и грѣшатъ непрестаннымъ грѣхомъ богохульства? И это можетъ помыслить, этому можетъ повѣрить, это можетъ выговорить Христіанинъ, рабъ Божій! Что же послѣ сего будутъ значить заповѣди божественнаго закона, внушающія: Чти Отца и Матерь, если названіе Отца, которое и въ человѣкѣ заповѣдуется почитать, безнаказно будетъ оскорбляемо въ Богѣ? Какую же силу будетъ имѣть и сказанное Самимъ Христомъ въ Евангеліи: Иже злословитъ отца или матерь, смертію да умретъ (Матѳ. 15, 4), если тотъ, кто повелѣваетъ наказывать и предавать смерти тѣхъ, кои злословятъ плотскихъ родителей, самъ животворитъ злословящихъ небеснаго и духовнаго Отца и враждующихъ противъ матери Церкви? По истинѣ гнусное нѣчто и достойное проклятія утверждаютъ нѣкоторые, когда говорятъ, что тотъ, кто произносящему хулу на Духа Святаго угрожаетъ виновностію въ вѣчномъ грѣхѣ, — тотъ самый хулящихъ Бога Отца освящаетъ спасительнымъ крещеніемъ. И послѣ этого считающіе нужнымъ принимать таковыхъ въ общеніе, /с. 297/ безъ крещенія, когда они обращаются къ Церкви, не признаютъ себя сообщниками чужихъ и притомъ вѣчныхъ грѣховъ, принимая безъ крещенія тѣхъ, кои только въ крещеніи могли бы сложить съ себя грѣхи своихъ богохуленій? О, какое это по истинѣ суетное и даже развращенное дѣло, что, тогда какъ и еретики, отвергши и оставивши свои прежнія заблужденія или проступки, признаютъ истину Церкви, мы сами отнимаемъ у этой же истины принадлежащіе ей право и святыню, и когда тѣ приходятъ къ намъ съ раскаяніемъ, говоримъ имъ, что они получили оставленіе грѣховъ, между тѣмъ какъ они сами же исповѣдуютъ, что они грѣшны и затѣмъ именно и приходятъ, чтобы получить помилованіе у Церкви? Итакъ мы должны, возлюбленнѣйшій братъ, вѣру и истину каѳолической Церкви и сами крѣпко держать и научать ей другихъ, доказывая всѣми евангельскими и апостольскими правилами основательность Божественнаго строенія единства.

Какое крещеніе можетъ имѣть большую и высшую силу, какъ крещеніе исповѣданія и страданія, когда исповѣдующій Христа предъ людьми крещается своею собственною кровію? Однако-жъ и это крещеніе не приноситъ пользы еретику, хотя бы онъ и исповѣдалъ Христа и умерщвленъ былъ за Него внѣ Церкви; развѣ ужъ покровители и защитники еретиковъ станутъ называть мучениками и еретиковъ, умерщвленныхъ за ложное исповѣданіе Христа и, вопреки свидѣтельству апостола, который говоритъ, что хотя бы таковые и сожжены и умерщвлены были, то и это само по себѣ не можетъ принести имъ никакой пользы, — будутъ удостоевать ихъ славы и вѣнца мученическаго! Если же еретику нисколько не можетъ послужить во спасеніе даже и крещеніе публичнаго исповѣданія и крови, потому что внѣ Церкви нѣтъ спасенія; то во сколько менѣе будетъ полезно для него, если онъ въ какомъ-нибудь логовищѣ или вертепѣ разбойничьемъ, окропившись скверною водою, не /с. 298/ только не сложилъ въ ней старыхъ грѣховъ своихъ, но приложилъ къ нимъ еще новые и большіе? Итакъ у насъ съ еретиками никакъ неможетъ быть общаго крещенія, какъ нѣтъ съ ними общаго ни Бога Отца, ни Сына Его Христа, ни Духа Святаго, ни вѣры, ни самой Церкви. И потому всѣхъ обращающихся отъ ереси къ Церкви должно крестить, дабы тѣ, кои чрезъ божественное возрожденіе въ законномъ и истинномъ и единственномъ крещеніи святой Церкви уготовляются къ царству Божію, возраждались обоими таинствами, по Писанію: аще кто не родится водою и духомъ не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5).

При этомъ нѣкоторые (какъ будто человѣческимъ мудрованіемъ они могутъ упразднить истину евангельской проповѣди) выставляютъ противъ насъ оглашенныхъ и спрашиваютъ: «если кто-нибудь изъ нихъ прежде, чѣмъ успѣетъ креститься въ церкви, будетъ захваченъ за исповѣданіе имени и умерщвленъ, то уже ли и такой долженъ потерять надежду спасенія и награду исповѣданія потому только, что не возродился прежде водою?» Да будетъ же вѣдомо таковымъ благопріятелямъ и защитникамъ еретиковъ, что тѣ оглашенные во-первыхъ содержатъ чистую вѣру и истину церкви и на побѣду діавола выходятъ изъ божественнаго стана съ полнымъ и искреннимъ познаніемъ Бога Отца, Христа и Св. Духа; а во-вторыхъ, они и не лишаются таинства крещенія, какъ люди крещенные славнѣйшимъ и величайшимъ крещеніемъ крови, о которомъ и Господь говорилъ, что Онъ намѣренъ креститься инымъ крещеніемъ (Лук. 12, 50). А что крестившіеся своею кровію и освятившіеся страданіемъ достигаютъ совершенства и получаютъ благодать Божественнаго обѣтованія, это показываетъ Тотъ же Господь въ Евангеліи, когда говоритъ разбойнику, вѣрующему и исповѣдующему въ самомъ страданіи, что онъ будетъ съ нимъ въ раю (Лук. 23, 43). По всему этому мы служители вѣры и /с. 299/ истины, не должны обманывать и обольщать тѣхъ, кои обращаются къ вѣрѣ и истинѣ и раскаяваясь просятъ себѣ отпущенія грѣховъ, но паче, исправляя и преобразуя ихъ небесными наставленіями, образовать ихъ для царства небеснаго. Но скажетъ кто-нибудь: что же будетъ съ тѣми, кои прежде сего, обратившись отъ ереси къ Церкви, приняты были въ Церковь безъ крещенія? Господь, по милосердію Своему, силенъ даровать имъ прощеніе, и тѣхъ, кои, бывъ приняты въ Церковь, въ Церкви же и опочили, не лишить даровъ Церкви своей. Но изъ этаго однако-жъ никакъ не слѣдуетъ, что если нѣкогда допущена была погрѣшность, то и всегда надобно держаться этой погрѣшности; напротивъ, мудрымъ и боящимся Бога гораздо приличнѣе охотно и неукоснительно послѣдовать дознанной и очевидной истинѣ, чѣмъ упорно препираться изъ-за еретиковъ съ братьями и со священниками. Да не подумаетъ кто-либо, что еретики отъ того самаго, что имъ предлагаютъ крещеніе, какъ бы соблазнившись словомъ втораго крещенія, станутъ неохотнѣе обращаться къ Церкви. Напротивъ, когда имъ будетъ показана и доказана истина, то этимъ самымъ свидѣтельствомъ истины они еще сильнѣе и настоятельнѣе будутъ побуждаться къ обращенію. Если они увидятъ, что сужденіемъ и мнѣніемъ своимъ мы опредѣляемъ и постановляемъ считать праведнымъ и законнымъ крещеніе, коимъ они тамъ крестились; то подумаютъ о себѣ, что они праведно и законно имѣютъ у себя и Церковь и всѣ церковныя блага; а когда имѣя крещеніе, они будутъ думать, что имѣютъ у себя и все прочее, тогда и обращаться къ намъ для нихъ не будетъ никакой причины. Напротивъ, когда они узнаютъ, что внѣ церкви нѣтъ ни крещенія, ни отпущенія грѣховъ, то тѣмъ охотнѣе и поспѣшнѣе будутъ приходить къ намъ и испрашивать у насъ даровъ матери Церкви, зная, что они никакъ немогутъ достигнуть истиннаго обѣтованія божественной благодати, если не обратятся /с. 300/ прежде къ истинѣ Церкви. Не откажутся они креститься у насъ истиннымъ и законнымъ крещеніемъ, когда узнаютъ отъ насъ, что и Павелъ крестилъ тѣхъ, кои крещены уже были крещеніемъ Іоанновымъ, какъ читаемъ объ этомъ въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ. И послѣ этаго, нѣкоторые, признавая крещеніе еретиковъ предвосхищеннымъ у насъ, по какой-то ненависти къ перекрещиванію, считаютъ преступленіемъ крестить послѣ враговъ Божіихъ, когда мы видимъ, что апостоломъ крещены были даже и тѣ, коихъ крестилъ Іоаннъ, тотъ Іоаннъ, который былъ большій изъ пророковъ, который еще въ утробѣ матерней, исполнился божественной благодати, который былъ одушевленъ духомъ и силою Иліи, — не врагъ, но предтеча и предвозвѣстникъ Господа, не только словами предвозвѣстившій Его, но и во очію указавшій на Небо, и наконецъ крестившій Самаго Христа, чрезъ Коего крещаются прочіе! Если бы еретикъ, потому что первый крестилъ, могъ восхитить право крещенія, принадлежащее обладателю его; то въ такомъ случаѣ у обладателя не было бы уже крещенія, но у восхитившаго; а такъ какъ крещеніе и церковь никакъ не могутъ быть отторгнуты и отдѣлены другъ отъ друга, то кто первый успѣлъ завладѣть крещеніемъ, завладѣлъ также и церковію. И вотъ послѣ этого ты самъ начинаешь казаться ему еретикомъ, потому только, что бывъ предупрежденъ имъ, опоздалъ и своею уступчивостію и согласіемъ потерялъ то право, которое имѣлъ. А какъ гибельно въ божественныхъ вещахъ уступать свое право и власть, — это показываетъ святое Писаніе въ книгѣ Бытія на Исавѣ, который, потерявши право своего первородства, никакъ уже послѣ того не могъ возвратить себѣ то, что уступилъ однажды.

Все это въ краткости мы написали тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, по мѣрѣ силъ нашихъ, не имѣя въ мысляхъ ни предписывать ни навязывать кому-либо своего мнѣнія; пусть всякій епископъ по свободному своему произволенію поступаетъ такъ, /с. 301/ какъ считаютъ должнымъ. Мы сами, сколько это отъ насъ зависитъ, отнюдь не вступаемъ изъ-за еретиковъ въ распри съ нашими товарищами и соепископами; а напротивъ, тѣмъ болѣе соблюдаемъ Божественное согласіе и Господній миръ, что и апостолъ говоритъ: аще ли кто мнится спорливъ быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божія (1 Кор. 11, 16). Мы со всякимъ терпѣніемъ и кротостію стараемся сохранить и любовь душевную, и честь сослужительства, и союзъ вѣры, и согласіе священства. Съ этою то цѣлію мы, по милости Божіей и внушенію Господню, на сколько достало у насъ силы, написали теперь и книгу о благѣ терпѣнія, которую въ знакъ взаимной любви нашей и посылаемъ тебѣ.

Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать.

Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 284-301. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.