Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ и учителей Церкви

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

Святаго Кирилла Іерусалимскаго
БЕСѢДА [1]
на Срѣтеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и на Сѵмеона Богопріимца.

Радуйся зѣло, дщи Сіоня, проповѣдуй радость, дщи Іерусалимля (Зах. 9, 9)! Ликуй народъ града Божія! Скачите врата и стѣны Сіона! Возопійте горы (Исаі. 44, 23) и холмы съ великимъ взыграніемъ (Пс. 113, 6)! Рѣки восплещите руками (Псал. 97, 8) и народы обы/с. 116/мите Сіонъ (Псал. 47, 13), видя присущаго въ немъ Бога. Да совокупятся нынѣ небесная съ земными, и да прославитъ пѣснями горній Іерусалимъ вмѣстѣ съ дольнимъ Христа въ немъ небеснаго и земнаго; Онъ — небесный, да возликуютъ о Немъ умныя силы; Онъ и земный, да воспоютъ Его земнородные съ Ангелами.

Нынѣ явися Богъ боговъ въ Сіонѣ (Псал. 83, 8), нынѣ преславная глаголашася о тебѣ, граде Божій (Псал. 86, 3), Іерусалимъ, градъ Царя великаго (Псал. 47, 3). Отверзи врата Тому, Кто отверзъ всѣмъ врата гробовъ, Кто сокрушилъ вѣчныя врата ада (Псал. 23, 7. 106, 16), Кто чудесно заключилъ врата дѣвства. Тотъ, Кто древле на горѣ Синайской какъ Богъ бесѣдовалъ съ Моисеемъ, нынѣ какъ рабъ исполняетъ законъ, подчинившись закону (Гал. 4, 4). Нынѣ Богъ отъ Ѳемана пришелъ въ Сіонъ (Авв. 3, 3). Нынѣ небесный Женихъ съ Богоматерію, брачнымъ своимъ чертогомъ, приходитъ во храмъ. Дщери Іерусалимскія! изыдите во срѣтеніе Ему! /с. 117/ Возжемъ свѣтло свѣтильники истиннымъ свѣтомъ! Приготовимъ хитоны душъ для Жениха Христа! Народы изъ языковъ, вмѣстѣ съ Сіономъ! срѣтимъ Его со свѣтильниками! Соберемся во храмъ вмѣстѣ съ Храмомъ, Богомъ и Христомъ! Воскликнемъ Ему пѣснь Ангельскую съ Ангелами: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ: исполнь вся земля славы Его (Исаі. 6, 3); полны предѣлы міра благости Его; полна вся тварь хвалы Его; полно всѣ человѣчество снисхожденія Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердія Его, — полны Его милости, Его щедротъ, Его даровъ, Его благодѣяній.

И такъ всѣ народы восплещите руками (Пс. 46, 2); всѣ предѣлы земли пріидите и видите дѣла Божія (Пс. 45, 9); всякое дыханіе да хвалитъ Господа (Пс 150, 6); вся земля да поклонится (Пс. 65, 4); всякій языкъ да поетъ, да славитъ, да прославляетъ Бога младенца четыредесятидневнаго и предвѣчнаго, младенца малаго и ветхаго деньми (Дан. 7, 9), младенца млекоссущаго /с. 118/ и вѣки сотворившаго (Евр. 1, 2). Вижу младенца и узнаю въ Немъ Бога, младенца, млекомъ питаемаго и міръ питающаго, младенца плачущаго и дарующаго міру жизнь и радость, младенца, пеленами повиваемаго и разрѣшающаго меня отъ узъ грѣха, младенца, — который одинъ и тотъ же и на земли въ объятіяхъ матери по плоти истинно и совершенно, и на набеси въ лонѣ Отца истинно и совершенно. Вижу младенца, идущаго изъ Виѳлеема во Іерусалимъ и не отлучившагося отъ горняго Іерусалима. Вижу младенца, по закону приносящаго жертву во храмѣ на земли, и въ тоже время пріемлющаго благочестивыя жертвы отъ всѣхъ на небеси. Се — одинъ и тотъ же и въ объятіяхъ старца по домостроительству, и на престолахъ херувимскихъ по Божеству; одинъ и тотъ же и приносимый и искупляемый, и искупляющій и очищающій все; — одинъ и тотъ же и даръ и храмъ, и первосвященникъ и олтарь, и искупитель и искупленіе, и приносящій и приношеніе за міръ, и древо жизни /с. 119/ и древо познанія, и агнецъ и огонь, и всесожженіе и ножъ Духа, и пастырь и овца, и жрецъ и жертва, и приносимый и пріемлющій жертву, и законъ и подзаконный.

Но послушаемъ, что о настоящемъ празднествѣ говоритъ святое Евангеліе. Чудный Лука повѣствуетъ о Христѣ, что егда исполнишася дніе очищенія его по закону Моѵсееву, вознесоста Іисуса во Іерусалимъ поставити предъ Господемъ, якоже есть писано въ законѣ Господни: яко всякъ младенецъ мужескаго полу, разверзая ложесна, святъ Господеви наречется (Лук. 2, 22-23). И такъ хотя и Самуилъ, Исаакъ, Іаковъ, Іосифъ и другіе, кои родились сверхъ чаянія отъ неплодныхъ, и разверзли безплодныя ложесна матерей, названы святыми Господу; но Христосъ, единый отъ единыя и Единородный отъ Единаго, рожденный отъ Дѣвы и не разверзшій вратъ дѣвства, и наречется и будетъ вѣруемъ и покланяемъ не только какъ святый Богу, но и какъ Святый святыхъ, Господь господей, Богъ боговъ, перво/с. 120/рожденный изъ перворожденныхъ, Владыка владѣющихъ и Царь царствующихъ. И вотъ нынѣ же въ храмѣ Сѵмеонъ о Немъ проповѣдуетъ. Бѣ, говоритъ Лука, человѣкъ во Іерусалимѣ, емуже имя Сѵмеонъ: и человѣкъ сей праведенъ и благочестивъ, чая утѣхи Израилевы, и Духъ бѣ святъ въ немъ. И бѣ ему обѣщанно Духомъ святымъ не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. И пріиде духомъ въ Церковь. И егда введоста родителя отроча Іисуса, сотворити има по обычаю законному о Немъ, и Сѵмеонъ пріемъ Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: нынѣ отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, съ миромъ. Яко видѣстѣ очи мои спасеніе твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей: свѣтъ во откровеніе языкомъ, и славу людей твоихъ Израиля (Лук. 2, 25-32). Кто возглаголетъ силы Господни, слышаны сотворитъ вся хвалы Его (Псал. 105, 2)? Горстію содержащій землю объемлется объятіями старца, и носится носяй /с. 121/ всяческая глаголомъ силы своея (Евр. 1, 3). Да торжествуетъ Адамъ, взывая ко Христу словами Сѵмеона: нынѣ отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, съ миромъ. Ты нынѣ разрѣшаешь меня отъ вѣчныхъ узъ, отъ тлѣнія, отъ смерти, и отъемлешь мою печаль. О мой сынъ и Богъ! Его-то Сѵмеонъ въ храмѣ пріялъ въ свои объятія, и возвѣщая всѣмъ народамъ и Іудеямъ чудное таинство домостроительства, взыгралъ, восторжествовалъ, и свѣтлымъ и громкимъ гласомъ воскликнулъ, говоря: Сей есть Сый, прежде сый и присно сый, Отцу соприсносущій, единосущный, единопрестольный, единославный, единосильный, равномощный, безначальный, несозданный, неизмѣнный, неописанный, невидимый, неизреченный, необъятный, неизмѣримый, непостижимый, неизслѣдимый. Сей есть сіяніе славы Отчей (Евр. 1, 2). Сей есть образъ ѵпостаси (Отчей), коимъ все существуетъ (Евр. 1, 2). Сей есть свѣтъ свѣтовъ, изъ Отчихъ нѣдръ возсіявшій. Сей есть Богъ боговъ, Богъ /с. 122/ отъ Бога познаваемый. Сей есть источникъ жизни, изъ источника жизни Отчей происходящій. Сей есть рѣка Божія, изъ бездны Божества истекающая, но не отдѣляющаяся. Сей есть сокровище благости отеческой и неизчерпаемаго блаженства. Сей есть вода жизни, дарующая жизнь міру. Сей есть лучь несозданный, родившійся, но не отлучившійся отъ Солнца — Отца свѣта. Сей есть Богъ Слово, единымъ словомъ все изъ небытія въ бытіе приведшій. Сей есть денница, прежде денницы устроившая безтѣлесныя силы небесныхъ воинствъ и чиновъ. Сей есть Тотъ, Который единъ простеръ небо (Пс. 103, 2) и по морю ходитъ, какъ по сушѣ. Сей есть Тотъ, Который повилъ бездну мглою, какъ пеленами (Іов. 38, 9). Сей есть Тотъ, Который утвердилъ землю на водахъ (Пс. 135, 6). Сей есть Тотъ, Который оградилъ море пескомъ, какъ стѣною. Сей есть Тотъ, Который отдѣлилъ свѣтъ отъ тьмы (Быт. 1, 4). Сей есть Тотъ, Который устроилъ звѣздный кругъ. Сей есть Тотъ, Который прему/с. 123/дро создалъ весь міръ, видимый и разумѣваемый. Сей есть Тотъ, Который нерукотворенными руками изъ персти составилъ и образовалъ человѣка. Се — Тотъ, Который создалъ насъ по образу; Божію, нынѣ самъ содѣлался человѣкомъ по образу нашему, и есть человѣкъ, но вмѣстѣ и Богъ; есть человѣкъ по внѣшнему виду (τὸ ὁρώμενον), совершенно такой же, какъ и я, со всѣми моими свойствами, дабы, очистивъ, спасти меня; есть и Богъ совершенный по внутреннему существу (τὸ νοούμενον), имѣющій сущность (τὴν οὐσίαν) совершеннаго Отца; будучи образъ Господа Бога, нынѣ принялъ мой образъ раба, не умаливъ достоинства Божества, но освятивъ смѣшеніе моего естества; одинъ и тотъ же по всему и на небѣ и на землѣ познаваемый; на небѣ рожденный безвременно, на земли — безсѣменно; на небѣ Творецъ, какъ Богъ, на земли тварь, какъ человѣкъ.

Услышите сія вси языцы (Пс. 48, 1). Слушай Израиль: Тотъ, Котораго я, твой священникъ Сѵмеонъ, въ объятіяхъ ношу и великимъ гласомъ въ храмѣ на/с. 124/роду проповѣдую и свидѣтельствую, есть Господь Богъ твой. Итакъ внемлите людіе мои слову (λόγον) моему; приклоните ухо ваше въ глаголы устъ моихъ (Пс. 77, 1). Се — то Отроча, о Которомъ предрекъ Исаія, говоря: Отроча родися намъ, сынъ и дадеся намъ; и нарицается имя Его великаго совѣта Отчаго Ангелъ, Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Князь міра, Отецъ будущаго вѣка (Исаі. 9, 6). Если же сіе Отроча — Богъ крѣпкій, то ясно, что объ Немъ сказалъ Давидъ: явится Богъ боговъ въ Сіонѣ (Пс. 83, 8). О семъ-то Отрокѣ взываетъ и Іеремія: Богъ явися на земли, и съ человѣки поживе (Вар. 3, 38). Сей-то Отрокъ древле разсѣкъ море Израилю и потопилъ Фараона (Исх. 14, 21); далъ законъ Израильтянамъ, одождилъ манну, руководилъ въ пустынѣ огненнымъ столпомъ народъ Еврейскій, разсѣкъ камень (Чис. 20, 8) и сохранилъ купину (кустъ) несгараемою отъ огнероснаго пламени (Исх. 3, 2). Сей-то Отрокъ содѣлалъ четыредесятилѣтняго Моѵсея губителемъ Египетскаго народа, /с. 125/ потомъ, въ продолженіи четыредесяти лѣтъ, пастыремъ овецъ, потомъ, еще въ продолженіи четыредесяти лѣтъ, — вождемъ Израиля, и укрѣпилъ на четыредесятидневный постъ, равно какъ и самъ Отрокъ сей четыредесять дней постился послѣ крещенія, спустя четыредесять дней по воскресеніи изъ мертвыхъ вознесся въ небесный Іерусалимъ, и спустя четыредесять дней послѣ рожденія отъ Дѣвы нынѣ пришелъ въ Іерусалимъ земный.

О семъ Отрокѣ предвозвѣстилъ Аввакумъ, говоря: Богъ отъ Ѳемана пріидетъ (Авв. 3, 3), то есть, отъ юга. Ибо съ южной страны Іерусалима, изъ Виѳлеема Онъ пришелъ нынѣ въ Сіонъ. О семъ Отрокѣ свидѣтельствовалъ Моѵсей говоря: Пророка вамъ возставитъ Господь Богъ изъ братій вашихъ; и всякъ, кто не послушаетъ его, потребится душа того (Втор. 18, 15). Къ сему Отроку молился Пророкъ Давидъ, говоря: Сѣдяй на Херувимѣхъ, явися: воздвигни силу твою, и пріиди во еже спасти насъ (Пс. 79, 2. 3); и въ дру/с. 126/гомъ мѣстѣ: скоро да предварятъ ны щедроты твоя, Господи (Псал. 78, 8). Господи, приклони небеса твои, и сниди (Ис. 143, 5); Ты Господи, Боже силъ, вонми посѣтити вся языки (Пс. 58, 6). И такъ — разумѣйте языцы и покаряйтеся!

Видите и вѣруйте, Іудеи, сего Отрока пѣснословятъ Ангелы; Ему покланяются Архангелы; Его трепещутъ Власти; Его славятъ Силы; Ему служатъ Херувимы; Его богословятъ Серафимы; Ему работаетъ солнце; Ему служитъ луна; Его слушаютъ стихіи; Ему повинуются источники. При видѣ сего Отрока, врата адовы сокрушились, врата небесныя разверзлись, и адъ, узрѣвъ Его, вострепеталъ. Сей Отрокъ истребилъ смерть, посрамилъ діавола, разрушилъ клятву, прекратилъ печаль, стеръ (главу) змія, разрушилъ средостѣніе, раздралъ враждебное рукописаніе грѣховъ, попралъ грѣхъ, разрушилъ заблужденіе, возставилъ тварь. Сей Отрокъ спасъ Адама, воздвигъ Еву, призвалъ народы, просвѣтилъ міръ. И такъ, пріидите Христолюбцы и Боголюбцы, изыдемъ въ /с. 127/ срѣтеніе Господу и Владыкѣ всѣ въ радости и чистотѣ; не по обычаю законному, не по расположенію духовному; не пресыщая чрево, но скача сердцемъ, не упиваясь виномъ, но кипя духомъ.

Радуяся нынѣ такъ свѣтло, украсимъ свѣтло свѣтильники; какъ сыны свѣта принесемъ свѣщи свѣту истинному, Христу. Поелику свѣтъ явился міру, во откровеніе языковъ; то, какъ свѣты отъ свѣта, возблистаемъ паче снѣга, смѣсимся (душами) паче млека, возсіяемъ паче сапфира, воспаримъ въ небеса паче несквернаго голубя, и такимъ образомъ на облакахъ изыдемъ во срѣтеніе Богу. Всѣ нынѣ и повсюду возторжествуемъ и возпразднуемъ: съ Ангелами возликуемъ, съ пастырями просвѣтимся, съ Волхвами поклонимся, съ Виѳлеемомъ возпразднуемъ, съ Сіономъ срѣтимъ, съ храмомъ освятимся, съ Дѣвою возвеличимъ и возрадуемся, съ Іосифомъ принесемъ, какъ двѣ горлицы, душу и тѣло, съ Сѵмеономъ пріимемъ Христа въ объятія, и съ Анною повторимъ исповѣданіе, да содѣлаемся причастниками /с. 128/ вѣчныхъ благъ, по благодати, милосердію и человѣколюбію Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Коему слава и держава, съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ, Аминь.

Примѣчаніе:
[1] См. Franc. Combefis. Auctuarium Novum Bibliothec. Tom. I. Paris. 1648. fol. pag. 621. сн. Georgi Walch. Biblioth. Patrost. Ien. 1770. 8 pag. 205.

Источникъ: Святаго Кирилла Іерусалимскаго Бесѣда на Срѣтеніе Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и на Сѵмеона Богопріимца. // «Христіанское Чтеніе», издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи. На 1840 годъ. Часть первая. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова, 1840. — С. 115-128.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.