Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

1 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ и заключающее въ себѣ первоначальное ученіе приступающимъ ко крещенію.

Чтеніе изъ Исаіи: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима и проч. (Иса. 1, 16).

1.) Теперь по призванію, а вскорѣ и по благодати, ученики Новаго Завѣта и общники Таинъ Христовыхъ! Сотворите себѣ сердце ново и духъ новъ (Іезек. 18, 31.), да будетъ веселіе небеснымъ. Ибо, если, по Евангелію, бываетъ радость о единомъ /с. 20/ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7); то кольми паче подвигнетъ небесныхъ къ веселію спасеніе столькихъ душъ. Вступивъ на добрый и превосходный путь, благоговѣйно теките поприщемъ благочестія. Ибо готовый къ избавленію вашему Единородный Сынъ Божій предстоитъ и говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28.). Вы, покрытые тяжестію грѣхопаденій и связанные пленицами собственныхъ грѣховъ своихъ, слышите сей пророческій гласъ: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима, чтобы воззвалъ вамъ Ангельскій ликъ: блажени, ихже оставишася беззаконія, и ихже прикрышася грѣси (Пс. 31, 1.). Вы, которые теперь только возжгли свѣтильники вѣры, соблюдайте ихъ въ рукахъ своихъ неугасимыми, чтобы Тотъ, Кто тогда, на этой всесвятой Голгоѳѣ, разбойнику за вѣру отверзъ рай, и вамъ даровалъ воспѣть брачную пѣснь.

2.) Если кто здѣсь рабъ грѣха, да уготовится вѣрою къ свободному возрожденію сыноположенія, и, сложивъ съ себя бѣдственнѣйшее рабство грѣху, пріявъ же блаженнѣйшее рабство Господу, да сподобится наслѣдовать небесное царство. Посредствомъ исповѣди совлекитесь ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22.), чтобы облечься въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его (Кол. 3, 10.). Пріобрѣтите вѣрою обрученіе Духа Святаго (2 Кор. 5, 5.), чтобы могли вы быть принятыми въ вѣчныя обители. Приступите къ таинственной печати, чтобы содѣлаться удобовѣдомыми Владыкѣ. Сопричислитесь къ свято/с. 21/му и словесному стаду Христову, назначенному стоять одесную Его и наслѣдовать уготованную вамъ жизнь. Ибо тѣ, на комъ лежитъ еще грѣховная чешуя, поставляются ошуюю, потому что не приступаютъ къ благодати Божіей, даруемой Христомъ при возрожденіи крещеніемъ. Разумѣю же не возрожденіе тѣлъ, но духовное возрожденіе души; потому что тѣла раждаются отъ видимыхъ родителей, а души возраждаются вѣрою. Ибо духъ, идѣже хощетъ, дышетъ (Іоан. 3, 8.). И тогда, если будешь достоинъ, услышишь: добрѣ, благій рабе и вѣрный (Матѳ. 25, 21), только сдѣлалось бы явнымъ, что не имѣешь въ совѣсти никакой нечистоты лицемѣрія.

3.) Ибо, если кто изъ предстоящихъ здѣсь думаетъ искусить благодать, то себя обольщаетъ, и не знаетъ силы. Нелицемѣрную душу имѣй, человѣкъ, ради испытующаго сердца и утробы (Псал. 7, 10.). Какъ приступающіе къ набору воиновъ входятъ въ изслѣдованіе о возрастѣ и тѣлесномъ сложеніи набираемыхъ; такъ и Господь, вписуя въ воинство Свое души, испытуетъ произволенія. И если кто имѣетъ сокрытое лицемѣріе, — отвергаетъ сего человѣка, какъ неспособнаго къ истинному служенію въ воинствѣ. А если найдетъ достойнаго, — съ готовностію даетъ ему благодать. Не даетъ же святая псомъ (Матѳ. 7, 6.). Гдѣ видитъ добрую совѣсть, тамъ даетъ чудную спасительную печать, которой трепещутъ демоны, и которую знаютъ Ангелы, — даетъ, чтобы одни гонимые бѣжали отъ запечатлѣннаго, другіе съ любовію пріяли его, какъ своего. Посему пріемлющимъ духов/с. 22/ную сію и спасительную печать потребно и собственное произволеніе. Ибо какъ писчая трость или и стрѣла имѣютъ нужду въ дѣйствующемъ, такъ и благодать имѣетъ потребность въ вѣрующихъ.

4.) Пріемлешь на себя оружіе не тлѣнное, но духовное. Насаждаешься уже въ мысленномъ раю. Получаешь новое имя, котораго прежде не имѣлъ. До сего времени ты былъ оглашеннымъ, теперь будешь именоваться вѣрнымъ. Пересаждаешься уже къ маслинамъ духовнымъ, отъ маслины дикой привитый къ маслинѣ доброй (Рим. 11, 24.), отъ грѣховъ къ правдѣ, отъ сквернъ къ чистотѣ. Пріобщись къ святой Лозѣ. Но если пребудешь на Лозѣ, то возрастешь какъ вѣтвь плодовитая. А если не пребудешь, истребленъ будешь огнемъ (Іоан. 15, 4-6.). Поэтому, принесемъ достойные плоды. Да не будетъ съ нами того же, что было съ оною безплодною смоковницею; иначе Іисусъ и нынѣ пришедши проклянетъ за безплодіе. Напротивъ того, пусть всякому можно будетъ сказать о себѣ: Азъ же, яко маслина плодовита въ дому Божіи: уповахъ на милость Божію во вѣкъ (Псал. 51, 10.), я — маслина не чувственная, но духовная, свѣтоносная. Посему, Божіе дѣло — насаждать и напоевать; а твое — приносить плодъ. Божіе дѣло — даровать, а твое — принять и соблюсти. Не пренебрегай благодатію, потому что дается туне; напротивъ того, пріявъ, соблюдай благоговѣйно.

5.) Настоящее время дано тебѣ для исповѣди. Исповѣдуйся во всемъ, чтó тобою сдѣлано, словомъ и дѣломъ, во дни и въ ночи. Исповѣдуйся во время благопріятно, и въ день спасенія (2 Кор. 6, 2). /с. 23/ Пріими небесное сокровище. Будь внимателенъ къ заклинаніямъ, присутствуй при оглашеніяхъ, помни, чтó будетъ сказано. Ибо говорится не для того только, чтобы слышать тебѣ, но чтобы вѣрою запечатлѣть сказанное. Истреби въ себѣ всякое человѣческое попеченіе; потому что подвизаешься о душѣ, а мірское оставляешь совершенно. И оставляемое тобою маловажно, а даруемое Господомъ велико. Оставь настоящее, и вѣруй въ будущее. Столько лѣтъ провелъ ты въ суетномъ занятіи міромъ; ужели для души своей сорока дней не употребишь на молитву? Упразднитеся и уразумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11.), говоритъ Писаніе. Избѣгай празднаго многоглаголанія: не осуждай другихъ, и осуждающаго не слушай съ удовольствіемъ, но паче готовъ будь къ молитвамъ. Подвижничествомъ докажи неослабность сердца своего. Очисти сосудъ свой, чтобы пріять въ него большую благодать. Оставленіе грѣховъ дается всѣмъ равно: но причастіе Святаго Духа даруется по мѣрѣ вѣры каждаго. Если мало трудишься, то мало и пріемлешь. А если сдѣлаешь много, то велика и награда. Ради себя самого подвизаешься, имѣй въ виду полезное.

6.) Если имѣешь чтó на кого, оставь. Приходишь сюда получить оставленіе грѣховъ; необходимо и тебѣ простить согрѣшившаго. Иначе съ какимъ лицемъ скажешь Господу: «оставь мнѣ многіе грѣхи мои», когда самъ ты и немногихъ не простилъ такому же, какъ ты рабу? Будь прилеженъ къ службамъ Божіимъ, не только теперь, когда служители церкви требуютъ отъ тебя прилежанія, но и по принятіи благодати. Если хорошо это, пока /с. 24/ ты не пріялъ; ужели перестанетъ быть хорошимъ и послѣ даянія? Если, пока не былъ ты привитъ, полезно было для тебя орошеніе и воздѣлываніе; то не гораздо ли полезнѣе будетъ по насажденіи. Подвизайся о душѣ своей, а наипаче въ таковые дни. Питай свою душу Божественными чтеніями. Ибо Господь уготовалъ тебѣ трапезу духовную. Скажи подобно псалмопѣвцу: Господь пасетъ мя, и ничто же мя лишитъ. На мѣстѣ злачнѣ, тамо всели мя: на водѣ покойнѣ воспита мя. Душу мою обрати (Псал. 22, 1-3), да возвеселятся Ангелы, и Самъ Христосъ, великій Архіерей, пріявъ произволеніе ваше, и принося всѣхъ васъ ко Отцу, скажетъ: се Азъ, и дѣти, яже Ми даде Богъ (Иса. 8, 18.). Онъ да соблюдетъ всѣхъ васъ благоугодными Ему. Ему слава и держава въ безконечные вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 19-24. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.