Церковный календарь
Новости


2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Отъ автора (1937)
2017-11-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Великій Другъ. (По случаю убійства Короля Александра) (1934)
2017-11-25 / russportal
Проф. Н. К. Кульманъ. О русскомъ правописаніи (1964)
2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855.

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

4 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ, о десяти догматахъ.

Чтеніе изъ посланія къ Колоссаемъ: Блюдитеся, да никтоже васъ будетъ прельщая философіею и тщетною лестію, по преданію человѣческому, по стихіамъ міра и проч. (Кол. 2, 8.).

1.) Порокъ подражаетъ добродѣтели, и плевелы домогаются, чтобы именоваться пшеницею. И видомъ уподобляются они пшеницѣ, но по вкушеніи изобличаются тѣми, которые умѣютъ различать. И діаволъ преобразуется въ свѣтлаго ангела, не для того, чтобы возвратиться туда, гдѣ былъ прежде (потому что, пріобрѣтши подобное наковальнѣ непреклонное сердце, имѣетъ уже нераскаянное произволеніе), но чтобы проводящихъ жизнь равноангельную обложить мракомъ слѣпоты, привести въ заразительное состояніе невѣрія. Много волковъ ходитъ въ одеждахъ овчихъ; и одежды у нихъ овчія, а не копыта и зубы. Напротивъ же того, прикрышись кожею животныхъ кроткихъ и наружностію обольщая незлобивыхъ, точатъ они изъ зубовъ тлетворный ядъ нечестія. По этому потребны намъ Божественная благодать, и трезвенный умъ, изоркія очи, чтобы, вкушая плевелы за пшеницу, не потерпѣть по невѣдѣнію вреда, и волка принявъ за овцу, не сдѣлаться его добычею, и губительнаго /с. 51/ діавола признавъ за благотворнаго ангела, не быть имъ поглощенными. Ибо, по Писанію, яко левъ рыкаяй ходитъ онъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8.). Для сего-то дѣлаетъ напоминанія церковь, для сего то предлагаются настоящія поученія, для сего-то бываютъ и чтенія.

2.) Для жизни богочестивой необходимо то и другое: и благочестивые догматы и добрыя дѣла. И догматы безъ добрыхъ дѣлъ не благоугодны Богу; и дѣла, совершаемыя безъ благочестивыхъ догматовъ, не пріемлются Богомъ. Что пользы хорошо знать догматы о Богѣ и срамно любодѣйствовать? И также, чтó пользы быть вполнѣ цѣломудреннымъ и нечестиво хулить? Посему великое пріобрѣтеніе: — изученіе догматовъ, и потребна для сего трезвенная душа; потому что много прельщающихъ философіею и тщетною лестію. Язычники увлекаютъ сладкорѣчіемъ; медъ бо каплетъ отъ устенъ жены блудницы (Притч. 5, 3.). А тѣ, которые отъ обрѣзанія, отъ дѣтства до старости поучаясь божественнымъ Писаніямъ и состарѣваясь въ невѣжествѣ, обольщаютъ приходящихъ неправымъ толкованіемъ сихъ Писаній. Еретики же сердца людей простыхъ вводятъ въ обманъ добрыми и сладкими рѣчами, Христовымъ именемъ, какъ медомъ, прикрывая ядъ злочестивыхъ ученій. О всѣхъ нихъ въ совокупности говоритъ Господь: блюдите, да никтоже васъ прельститъ (Матѳ. 24, 4.). Для сего-то и преподается ученіе вѣры и изъясненіе оной.

3.) Но, по моему мнѣнію, хорошо будетъ, прежде нежели начнемъ преподавать ученіе о вѣрѣ, въ краткомъ видѣ представить теперь обзоръ нужнѣйшихъ /с. 52/ догматовъ, чтобы множество предметовъ, о которыхъ будемъ говорить, и самое разстояніе между днями всей святой четыредесятницы, не произвели забвенія въ тѣхъ изъ васъ, которые не столько крѣпки умомъ, да и намъ, вкратцѣ положивъ теперь начало посѣву, не опустить чего въ послѣдствіи, когда будемъ воздѣлывать въ обширнѣйшемъ видѣ. А тѣ изъ предстоящихъ, которые совершеннѣе по способностямъ и имѣютъ уже чувствія обучена въ разсужденіе добра же и зла (Евр. 5, 14.), съ терпѣніемъ да выслушаютъ дѣтскіе уроки и млеку подобное руководство, чтобы вмѣстѣ и имѣющимъ нужду въ оглашеніи получить отъ сего пользу, и пріобрѣтшимъ вѣдѣніе оживить въ памяти, о чемъ предварительно уже знали.

О Богѣ.

4.) Посему прежде всего въ душѣ вашей да будетъ положенъ въ основаніе догматъ о Богѣ, именно, что Богъ только единъ, не рожденъ, безначаленъ, не преложенъ, не измѣняемъ, не рожденъ отъ другаго, и не имѣетъ другаго преемникомъ жизни, не во времени началъ жить и не скончается когда-либо; и еще, — что Онъ благъ и правдивъ. И какъ скоро услышишь еретика, который говоритъ, что Иной есть правдивый, и Иной благій, немедленно вспомнивъ это, познай ядовитость ереси; ибо нѣкоторые осмѣлились нечестиво раздѣлять въ понятіи единаго Бога; а нѣкоторые, уча вмѣстѣ несмысленно и злочестиво, говорили, что Иной зиждитель и владыка души, и Иной — тѣлъ. Какъ же одному человѣку быть рабомъ двухъ господъ, когда /с. 53/ Господь говоритъ въ Евангеліи: никто же можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24.)? Поэтому, единъ есть только Богъ, одинъ Создатель неба и земли, Творецъ Ангеловъ и Архангеловъ, Создатель Онъ многихъ, но Единаго только предвѣчный Отецъ, — единаго только Единороднаго Сына Своего, Господа нашего Іисуса Христа, Которымъ все сотворилъ, видимое и невидимое.

5.) Сей Отецъ Господа нашего Іисуса Христа не описуется какимъ-либо мѣстомъ и не меньше неба; но дѣла перстъ Его суть небеса (Пса. 8, 4.), и всю землю содержитъ Онъ горстію Своею (Пса. 40, 12.). Онъ во всемъ и внѣ всего. Не думай, что солнце свѣтлѣе Его, или равно Ему. Ибо устроившій первоначально солнце тѣмъ паче долженъ быть несравненно и больше и свѣтлѣе солнца. Онъ предвѣдѣцъ будущаго и всего могущественнѣе, все знаетъ и творитъ, какъ Ему угодно; не подлежитъ послѣдовательности вещей, ни рожденію, ни случаю, ни судьбѣ. Во всемъ совершенъ и добродѣтелію всякаго рода обладаетъ въ равной мѣрѣ, не умаляется, не возрастаетъ, но всегда имѣетъ одно и тоже, и притомъ одинаково. Онъ уготовалъ наказаніе грѣшнымъ и вѣнецъ праведнымъ.

6.) Многіе, уклонясь отъ единаго Бога, вдались въ различныя заблужденія. Одни обоготворили солнце, чтобы, по захожденіи солнца, во время ночи оставаться имъ безбожными; другіе — обоготворили луну, чтобы не имѣть Бога днемъ; иные же боготворили прочія части міра, даже произведенія искусства, снѣди и наслажденія. Женонеистовые, поставивъ на возвышенномъ мѣстѣ изваяніе нагой жен/с. 54/щины и назвавъ Афродитою, въ семъ видимомъ образѣ стали покланяться страсти; а другіе, поражаясь блескомъ золота, обоготворили золото и прочія вещества. Но кто въ сердцѣ своемъ положитъ въ основаніе всего ученіе о единоначаліи Божіемъ и убѣдится въ ономъ; тотъ вдругъ пресѣчетъ всякое зловредное стремленіе идолопоклонства и еретическаго заблужденія. Посему, съ помощію вѣры, положи основаніемъ въ душѣ своей сей первый догматъ благочестія.

О Христѣ.

7.) Вѣруй же и въ Сына Божія, единаго и единственнаго, Господа нашего Іисуса Христа, Бога, рожденнаго отъ Бога, жизнь, рожденную отъ жизни, свѣтъ, рожденный отъ свѣта, по всему подобнаго Родшему, не во времени получившаго бытіе, но рожденнаго отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ превѣчно и непостижимо, Божію премудрость и силу, ѵпостасную правду, прежде всѣхъ вѣковъ сѣдящаго одесную Отца. Ибо не по страданіи, какъ бы увѣнчанный, отъ Бога (такъ думаютъ нѣкоторые), за терпѣніе получилъ престолъ одесную, но съ самымъ бытіемъ (а рожденъ Онъ превѣчно) имѣетъ царственное достоинство, совозсѣдя со Отцемъ, такъ какъ, по сказанному, Онъ Богъ и премудрость и сила. Со Отцемъ Онъ царствуетъ, и чрезъ Отца Зиждитель всего; но не имѣетъ недостатка въ достоинствѣ Божества, и знаетъ Родшаго, какъ Самъ познается Родшимъ. И скажу короче: помни написанное въ Евангеліи: никтоже знаетъ Сына, токмо Отецъ, ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ (Матѳ. 11, 29.).

/с. 55/

8.) Не отчуждай Сына отъ Отца и не производи смѣшенія, вѣря въ сыноотечество; но вѣруй, что единаго Бога единъ есть Единородный Сынъ, прежде всѣхъ вѣковъ Богъ-Слово, слово не произносимое, разливающееся въ воздухѣ, не уподобляющееся словамъ не осуществленнымъ, но Слово-Сынъ, Творецъ словесныхъ существъ, Слово, слушающее Отца и Само глаголющее. И о семъ со временемъ, если дастъ Богъ, сказано будетъ нами пространнѣе: ибо не забыли мы о своемъ намѣреніи предложить теперь сокращенное руководство къ вѣрѣ.

О рожденіи отъ Дѣвы.

9.) Вѣруй же, что сей Единородный Божій Сынъ, по причинѣ грѣховъ нашихъ, снисшелъ съ небесъ на землю, воспринявъ на Себя сіе подобострастное намъ человѣчество, и родился отъ Святой Дѣвы и Святаго Духа. И вочеловѣченіе совершилось не въ призракѣ, не мечтательно, но въ дѣйствительности: не какъ чрезъ трубу прошелъ Онъ чрезъ Дѣву, но истинно отъ Нея воплотился, истинно питался отъ Нея млекомъ, дѣйствительно, подобно намъ, ѣлъ и дѣйствительно, подобно намъ, пилъ. Ибо, если вочеловѣченіе было мечта, то и спасеніе — мечта. Во Христѣ два естества. По видимому Онъ человѣкъ а по невидимому — Богъ. Подобно намъ дѣйствительно вкушалъ, какъ человѣкъ, потому что имѣлъ подобострастную нашей плоть; напиталъ же пятью хлѣбами пять тысячъ, какъ Богъ. Дѣйствительно умеръ, какъ человѣкъ, но четверодневнаго мертвеца воскресилъ, какъ Богъ. Дѣйствительно спалъ на кораблѣ, какъ человѣкъ, и ходилъ по водамъ, какъ Богъ.

/с. 56/

О крестѣ.

10.) Онъ дѣйствительно былъ распятъ за наши грѣхи. Если вознамѣришься отрицать сіе, обличитъ тебя видимое нами мѣсто, сія блаженная Голгоѳа, на которой собрались мы теперь ради Распятаго на ней. И древомъ крестнымъ по частямъ уже наполнена цѣлая вселенная. Распятъ же Онъ былъ не за свои грѣхи, но чтобы мы освободились отъ нашихъ грѣховъ. И хотя пренебреженъ былъ тогда людьми, и заушенъ, какъ человѣкъ; но познанъ тварію, какъ Богъ. Ибо солнце, видя поруганнаго Владыку и не терпя сего зрѣлища, съ трепетомъ затмилось.

О погребеніи.

11.) Онъ дѣйствительно положенъ былъ въ каменномъ гробѣ, какъ человѣкъ; но камни разсѣлись въ страхѣ отъ Него. Снисшелъ Онъ въ преисподнюю, чтобы избавить оттуда праведныхъ. Ибо, скажи, хотѣлъ ли бы ты, чтобы живые, притомъ по большей части не святые, насладились благодатію, а всѣ, начиная съ Адама, столь долгое время бывшіе въ заключеніи, не получили наконецъ свободы? Пророкъ Исаія такъ многое проповѣдалъ о Немъ велегласно: ужели же не пожелалъ бы ты, чтобъ Царь снисшелъ и избавилъ проповѣдника? Тамъ были Давидъ и Самуилъ, и всѣ Пророки, и самъ Іоаннъ, вопрошавшій чрезъ посланныхъ: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ (Матѳ. 11, 3.)? Ужели не пожелалъ бы ты, чтобы Онъ сошелъ и избавилъ таковыхъ?

/с. 57/

О воскресеніи.

12.) Но Снисшедшій въ преисподнюю паки возшелъ, и погребенный Іисусъ паки дѣйствительно въ третій день воскресъ. Если когда будутъ смущать тебя Іудеи, немедленно встрѣчай ихъ такимъ вопросомъ: Тридневный Іона вышелъ изъ кита; почему же тридневному Христу не быть воздвигнуту изъ земли? Мертвецъ, коснувшись костей Елиссеевыхъ, возстаетъ: не гораздо ли больше удобства возстать силою Отчею Творцу человѣковъ? Итакъ, воистину воскресъ Онъ, и воскресши снова явился ученикамъ. Свидѣтелями Его воскресенія — двѣнадцать учениковъ, не увлекательными словами засвидѣтельствовавшіе, но до мученій и смертей подвизавшіеся за истину воскресенія. Притомъ, по Писанію, при устѣхъ двою или тріехъ свидѣтелей станетъ всякъ глаголъ (Матѳ. 18, 16.); воскресенія же Христова двѣнадцать свидѣтелей. Ужели будешь еще не вѣрить воскресенію?

О вознесеніи.

13.) Совершивъ же поприще терпѣнія и избавивъ людей отъ грѣховъ, Іисусъ паки возшелъ на небеса на подъявшемъ Его облакѣ. При восхожденіи Его предстояли Ему Ангелы и взирали на него Апостолы. А если кто не вѣритъ тому, чтó говоримъ; то пусть повѣритъ самой силѣ видимаго нынѣ. Всѣ цари, скончавшись, вмѣстѣ съ жизнію теряютъ и могущество; а распятому Христу поклоняется цѣлая вселенная. Возвѣщаемъ Распятаго, и демоны трепе/с. 58/щутъ. Много было въ разныя времена распинаемыхъ; но призываніе другаго какого распятаго изгоняло ли когда демоновъ?

14.) Посему, не устыдимся Креста Христова. Но если иной и скрывается, ты явно напечатлѣвай знаменіе на челѣ, чтобы демоны, видя царское знаменіе, въ трепетѣ бѣжали далеко прочь. Твори же знаменіе сіе, когда ѣшь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь, говоришь, ходишь, однимъ словомъ, при всякомъ дѣлѣ. Ибо, Кто распятъ здѣсь, Тотъ — горѣ, на небесахъ. Если бы распятый и погребенный остался во гробѣ, то имѣли бы мы причину стыдиться. Но теперь, Распятый на этой Голгоѳѣ возшелъ на небо съ Елеонской горы, которая на востокѣ. Здѣсь, сошедши во адъ и снова возшедши къ намъ, паки возшелъ отъ насъ на небо, и Отецъ возглашаетъ и говоритъ Ему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1.).

О будущемъ судѣ.

15.) Сей возшедшій Іисусъ Христосъ придетъ паки съ небесъ, а не отъ земли. Говорю: не отъ земли; потому что нынѣ многіе антихристы будутъ приходить отъ земли. Ибо многіе уже, какъ видѣлъ ты, начали говорить: азъ есмь Христосъ (Матѳ. 24, 5.); и наконецъ придетъ мерзость запустѣнія, лживо присвоивъ себѣ Христово имя. Но ты ожидай истиннаго Христа, Сына Божія Единороднаго, не отъ земли наконецъ, но съ небесъ грядущаго, Который, дориносимый Ангелами, всѣмъ будетъ ви/с. 59/димъ свѣтлѣе всякой молніи и сіянія свѣта, и пріидетъ судить живыхъ и мертвыхъ и царствовать въ небесномъ, вѣчномъ и нескончаемомъ царствѣ. Будь твердъ и въ этомъ; ибо многіе говорятъ, что царству Христову будетъ конецъ.

О Святомъ Духѣ.

16.) Вѣруй и въ Духа Святаго, и имѣй о Немъ туже мысль, какую внушено тебѣ имѣть объ Отцѣ и Сынѣ, а не одинаковую съ учащими о Немъ хульно. Тебѣ же должно знать, что сей Духъ Святый есть единый, не раздѣльный, имѣетъ много силъ, и много производитъ дѣйствій, но Самъ не дѣлится на части, знаетъ тайны, вся испытуетъ и глубины Божія (1 Кор. 2, 10.), нисшелъ на Господа Іисуса Христа въ видѣ голубинѣ, дѣйствовалъ въ Законѣ и Пророкахъ; и нынѣ во время крещенія запечатлѣваетъ твою душу. Всякое разумное естество имѣетъ потребность въ Его святости. Если дерзнетъ кто изречь на Него хулу, то не получитъ онъ отпущенія ни въ сей, ни въ будущій вѣкъ (Матѳ. 12, 32.). Духу Святому съ Отцемъ и Сыномъ принадлежитъ слава Божества; въ Немъ имѣютъ потребность Престолы и Господства, Начала и Власти. Ибо единъ Богъ Отецъ Христа, и единъ Господь Іисусъ Христосъ, единаго Бога Единородный Сынъ; единъ и Духъ Святый, всѣмъ подающій освященіе и обоженіе, глаголавшій въ Законѣ и въ Пророкахъ, въ Ветхомъ и въ Новомъ Завѣтѣ.

17.) Всегда запечатлѣннымъ имѣй въ мысли своей, чтó теперь сказано тебѣ слегка въ краткомъ обзорѣ; /с. 60/ а если дастъ Богъ, будетъ, по возможности, изложено съ доказательствами изъ Писаній. Ибо о Божественныхъ и святыхъ тайнахъ вѣры должно преподавать не какъ ни есть безъ Божественныхъ Писаній и не увлекаться простою вѣроятностію и доводами разума. Даже не просто вѣрь и мнѣ, который говорю тебѣ это, если на то, о чемъ возвѣщаю, не получишь доказательства изъ Божественныхъ Писаній. Ибо самая спасительность вѣры нашей не на изысканныхъ словахъ основана, но на доказательствахъ изъ Божественныхъ Писаній.

О душѣ.

18.) Пріобрѣтя вѣдѣніе о сей, достоуважаемой, славной и всесвятой вѣрѣ, познай, наконецъ, и себя самого, кто ты, а именно познай, что человѣкъ двойственъ, состоитъ изъ души и тѣла, и что Самъ Богъ, какъ недавно было говорено о семъ, есть Творецъ души и тѣла. Знай также, что душа твоя свободна, и есть превосходное Божіе дѣло, созданное по образу Сотворшаго, что она безсмертна по милости Бога, дающаго ей безсмертіе, и есть существо живое, разумное, нетлѣнное, по милости Даровавшаго ей это; имѣетъ власть дѣлать, чтó хочетъ. Ибо грѣшишь ты не потому, что такъ рожденъ, и не по случаю впадаешь въ блудъ, и не стеченіемъ звѣздъ, какъ пустословятъ иные, бываешь вынужденъ предававаться непотребству. Почему, избѣгая сознанія въ худыхъ своихъ дѣлахъ, причину ихъ приписываешь невиновнымъ звѣздамъ? Не слушай звѣздочетовъ. Ибо о нихъ говоритъ Божествен/с. 61/ное Писаніе: да станутъ нынѣ и спасутя тя звѣдочетцы небесе, и далѣе: се вси яко хврастіе огнемъ погорятъ, и не изъимутъ души своея изъ пламене (Иса. 47, 13. 14.).

19.) Знай же и то, что душа, прежде нежели приходитъ въ міръ сей, ни въ чемъ не согрѣшила (а); но входя несогрѣшившими, согрѣшаемъ теперь по произволенію. Не слушай того, кто неправо толкуетъ сказанное: аще ли, еже не хощу, сіе творю (Рим. 7, 16.); но помни Сказавшаго: аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снѣсте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы поястъ (Иса. 1, 19. 20.), и т. д. И еще: якоже представисте уды ваша рабы нечистотѣ и беззаконію въ беззаконіе: тако нынѣ представите уды ваша рабы правдѣ во святыню (Рим. 6, 19.). Помни также, что говоритъ Писаніе: яко не искусиша имѣти Бога въ разумѣ (Рим. 1, 28.); и: разумное Божіе явѣ есть въ нихъ (19.); и: очи свои смѣжиша (Матѳ. 13, 15.). И еще Самъ Богъ обвиняетъ и говоритъ: Азъ насадихъ тя виноградъ плодоносенъ, весь истиненъ: како превратился еси въ горесть, виноградъ чуждій (Іерем. 2, 21.)?

20.) Душа безсмертная, и всѣ души у мужей и /с. 62/ женъ подобны, различны же только тѣлесные члены. Нѣтъ особеннаго чина душъ, по природѣ согрѣшающихъ, и чина душъ, по природѣ творящихъ правду: но то и другое зависитъ отъ произволенія, потому что души всѣхъ въ существѣ своемъ однородны и подобны. Знаю, что многое мною сказано, и времени уже много, но чтó предпочтительнѣе спасенія? Не хочешь развѣ потрудиться, чтобы получить напутствіе противъ еретиковъ? Не желательно развѣ тебѣ узнать уклоненія съ пути, чтобы, по невѣдѣнію, не пасть во стремнины? Если учащіе немалымъ для себя пріобрѣтеніемъ почитаютъ, научить тебя этому, то ужели ты, учащійся, не долженъ съ удовольствіемъ взирать на множество тебѣ преподаваемаго?

21.) Душа свободна; и діаволъ, хотя можетъ подущать, но не имѣетъ власти принуждать противъ произволенія. Представляетъ тебѣ блудный помыслъ: если хочешь, примешь оный, а если не хочешь, не примешь. Если бы по необходимости жилъ ты блудно, то для чего было уготовлять Богу геенну? Если бы по естеству, а не произволенію, творилъ ты правду, то для чего уготовалъ бы Богъ несказанные вѣнцы? Въ овцѣ есть кротость, но никогда не увѣнчается она за кротость, потому что кротка не по произволенію, а по природѣ.

О тѣлѣ.

22.) Позналъ пока, возлюбленный, чтó только возможно было познать о душѣ, выслушай, по возможности, ученіе и о тѣлѣ твоемъ. Не позволяй ни/с. 63/кому говорить, что тѣло сіе чуждо Богу. Кто вѣритъ, что тѣло есть нѣчто чуждое Богу, и что душа живетъ въ немъ какъ въ чуждомъ сосудѣ, тотъ съ готовностію предаетъ оное и блуду. За что же осудили это достойное удивленія тѣло? Чего не достаетъ въ въ немъ для благолѣпія? Что не отличается художествомъ въ его устройствѣ? Не надлежало ли имъ представить въ умѣ и этотъ свѣтлый составъ глаза, и то, что уши, помѣщенныя на сторонѣ, безпрепятственно принимаютъ въ себя слухъ, что обоняніе различаетъ испаренія и ощущаетъ благовонія, что языкъ исправляетъ двоякое служеніе способностію распознавать вкусъ и силою слова, что легкія, помѣщенныя въ сокровенности, непрестаяно вдыхаютъ въ себя воздухъ? Кто сообщилъ сердцу непрерывное біеніе? Кто раздѣлилъ столько кровоносныхъ и біющихся жилъ? Кто такъ премудро связалъ кости жилами? Кто часть пищи обращаетъ въ существо тѣла, а часть назначилъ для приличнаго отдѣленія, и неблагообразные члены сокрылъ въ приличныхъ мѣстахъ? Кто сдѣлалъ, что человѣческое естество, которое могло бы оскудѣть, сохраняется непресѣкающимся чрезъ это низкое (плотское) общеніе?

23.) Не говори, что тѣло виною грѣха. Ибо, если тѣло причина грѣха, то почему же негрѣшитъ мертвый? Вложи мечь въ десницу только что умершаго; — убійства не будетъ. Мимо юноши только что умершаго пусть проходитъ всякая красота; — блуднаго вожделѣнія не будетъ. Почему же это? Потому что грѣшитъ не тѣло само по себѣ, но душа посредствомъ тѣла. Тѣло есть орудіе, какъ бы одежда /с. 64/ и риза души. И если душа предана блуду, — то дѣлается оно нечистымъ, если же въ сожительствѣ оно съ душею святою, то бываетъ храмомъ Святаго Духа. Не я говорю сіе, но Павелъ Апостолъ сказалъ: или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Духа суть (1 Кор. 6, 19.)? Поэтому, береги тѣло, какъ храмъ Святаго Духа. Не оскверняй своей плоти любодѣяніями, не очерняй этой прекрасной ризы своей. Если же и очернилъ, то омой теперь покаяніемъ, омой, пока есть время.

24.) И слово о цѣломудріи да выслушаетъ предварительно чинъ монашествующихъ и дѣвъ, ведущихъ въ мірѣ жизнь равноангельскую, а послѣ нихъ и весь церковный сонмъ. Великій вѣнецъ уготованъ вамъ, братія; не обмѣнивайте высокаго достоинства на малое услажденіе. Послушайте Апостола, который говоритъ: да не кто блудодѣй, или сквернитель, якоже Исавъ, иже за ядь едину отдалъ есть первородство свое (Евр. 12, 16.). За преднамѣреніе цѣломудрія ты вписанъ уже въ ангельскія книги; смотри, чтобы опять не изгладили тебя за блудное дѣло.

25.) Преспѣвая же въ цѣломудріи, не надмевайся также предъ тѣми, которые ведутъ брачную жизнь. Ибо честна женитва, и ложе нескверно, какъ говоритъ Апостолъ (Евр. 13, 4.). И ты, сохраняющій непорочность, развѣ рожденъ не отъ сочетавшихся бракомъ? Не отымай цѣны у серебра, потому что имѣешь золото. Да не теряютъ благой надежды и тѣ, которые въ супружествѣ законно пользуются супружествомъ, вступили въ бракъ дозволенный, а не въ этотъ непотребный, заключенный /с. 65/ по необузданному своеволію; знаютъ время упокоенія, чтобы пребывать въ молитвѣ; въ церковь, во время Божіихъ службъ, съ чистыми одеждами вносятъ и чистыя тѣла, и вступили въ бракъ для чадородія, а не по сладострастію.

26.) Сочетавшіеся первымъ бракомъ да не унижаютъ вступившихъ во вторый бракъ. Воздержаніе — дѣло прекрасное и достойное удивленія, но извинительно вступить и во второй бракъ, чтобы немощнымъ не жить блудно. Добро имъ, аще пребудутъ, якоже и азъ, говоритъ Апостолъ, аще ли не удержатся, да посягаютъ. Лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7, 8. 9.). Все же прочее, блудъ, прелюбодѣйство и всякій родъ непотребства, да будетъ отгнано отъ васъ далеко прочь. Да соблюдается тѣло чистымъ Господу, чтобы и Господь призрѣлъ на тѣло. И явствами да питается тѣло, чтобы ему быть живымъ и безпрепятственно служить, а не для того, чтобы предаваться роскоши.

О яствахъ.

27.) И касательно снѣдей пусть будутъ у васъ постановлены слѣдующія правила, потому что многіе погрѣшаютъ и въ разсужденіи яствъ. Иные безразлично приступаютъ къ идоложертвенному, другіе сами къ себѣ строги, но осуждаютъ ядущихъ; у иныхъ же, въ разсужденіи яствъ, душа оскверняется различнымъ образомъ, по незнанію полезныхъ причинъ, что-либо ѣсть, или не ѣсть. Мы постимся, воздерживаясь отъ вина и отъ мясъ, не потому что /с. 66/ ненавидимъ это, какъ мерзость, но потому что ожидаемъ воздаянія, за презрѣніе чувственнаго надѣясь насладиться духовною и мысленною трапезою, надѣясь, что, посѣявъ нынѣ слезами, пожнемъ радостію въ будущемъ вѣкѣ. Поэтому не пренебрегай ядущими и вкушающими по немощи тѣла; не порицай употребляющихъ немного и вина, стомаха ради и частыхъ недуговъ (1 Тим. 5, 23.), и не осуждай ихъ, какъ грѣшныхъ, не отвращайся и мясъ, какъ чего-то чуждаго. Апостолъ зналъ таковыхъ, когда говоритъ и о возбраняющихъ женитися, удалятися отъ брашенъ, яже Богъ сотвори въ снѣдѣніе со благодареніемъ вѣрнымъ (1 Тим. 4, 3.). Посему, воздерживаясь отъ сего, воздерживайся не какъ отъ мерзости, въ такомъ случаѣ не имѣешь за сіе и воздаянія; но, признавая и это добрымъ, пренебрегай симъ ради предлежащихъ лучшихъ духовныхъ благъ.

28.) Оберегай душу свою, чтобы не вкусить когда чего-либо принесеннаго идоламъ. Ибо о сихъ яствахъ не теперь только у меня забота, но и у Апостоловъ, у Іакова, Епископа сей церкви, было уже попеченіе. Апостоли и старцы всѣмъ народамъ пишутъ соборное посланіе, преимущественно огребатися отъ идоложертвенныхъ, а потомъ отъ крове и удавленины (Дѣян. 15, 28. 29.). Ибо много людей столько звѣронравныхъ и живущихъ подобно псамъ, что, подражая дикимъ звѣрямъ, пьютъ кровь, и нещадно пожираютъ удавленину. Но, ты, Рабъ Христовъ, и вкушая, вкушай съ благоговѣніемъ. И сего достаточно о яствахъ.

/с. 67/

Объ одеждѣ.

29.) Одежда да возлагается на тебя простая, служащая не для убранства, а для необходимаго покрова, не для того, чтобы тебѣ нѣжиться, но чтобы согрѣться зимою и прикрыть тѣлесную срамоту. Подъ предлогомъ прикрытія срамоты, не впади въ другую срамоту употребленіемъ излишнихъ ризъ.

О воскресеніи.

30.) Умоляю тебя, береги тѣло сіе, и знай, что будешь воздвигнутъ изъ мертвыхъ, чтобы съ тѣломъ симъ предстать на судъ. Если же приходитъ тебѣ на мысль какое основаніе къ невѣрію о семъ, какъ о дѣлѣ невозможномъ, то, обративъ вниманіе на себя самого, заключай о невидимомъ. Ибо разсуди и скажи мнѣ, гдѣ былъ самъ ты за сто или болѣе лѣтъ? Изъ какой малости, изъ какого незначительнаго существа возросъ до такой мѣры, и достигъ такой высокой красоты? При томъ, Кто тебя несуществовавшаго привелъ въ бытіе, Тотъ ужели не можетъ снова возставить уже существующаго и падшаго? Кто пшеничное зерно, для насъ сѣемое и умирающее ежегодно, воскрешаетъ, Тому трудно ли воскресить и насъ самихъ, ради которыхъ и Онъ воскресъ? Видишь, что дерева столько мѣсяцевъ стоятъ теперь безъ плодовъ и безъ листьевъ, но, по прошествіи зимы, всѣ, какъ бы возставъ изъ мертвыхъ, снова оживутъ: не тѣмъ ли паче гораздо удобнѣе ожить намъ? Жезлъ Моѵсеевъ, по волѣ /с. 68/ Божіей, преложенъ въ несходное съ нимъ естество змія; ужели же человѣкъ, подвергшись смерти, не будетъ снова возстановленъ въ самого себя?

31.) Не слушай тѣхъ, которые говорятъ, что не возстанетъ тѣло сіе. Оно возстанетъ; свидѣтель тому Исаія, который говоритъ: воскреснутъ мертвіи, и возстанутъ, иже во гробѣхъ (Ис. 26, 19.). И по слову Даніила: мнози отъ спящихъ въ земнѣй персти возстанутъ, сіи въ жизнь вѣчную, а оніи въ стыдѣніе вѣчное (Дан. 12, 2.). Воскреснуть предлежитъ всѣмъ человѣкамъ; воскресеніе же не для всѣхъ одинаково. Всѣ получимъ вѣчныя тѣла, но не всѣ одинаковыя. Ибо праведные получатъ, чтобы вѣчно ликовать съ Ангелами, а грѣшные, чтобы во вѣки терпѣть мученіе за грѣхи.

О крещеніи.

32.) Посему Господь, по человѣколюбію предваряя, далъ намъ баню покаянія, чтобы, свергнувъ съ себя множество грѣховъ, лучше же сказать, все бремя, и принявъ печать отъ Духа Святаго, содѣлаться намъ наслѣдниками вѣчной жизни. Но о крещеніи достаточно сказавъ уже прежде, перейдемъ наконецъ къ изложенію прочихъ предварительныхъ познаній.

О божественныхъ писаніяхъ.

33.) Учатъ насъ сему Богодухновенныя Писанія ветхаго и новаго завѣта. Ибо Единъ есть Богъ обоихъ завѣтовъ, въ ветхомъ предвозвѣстившій Христа, /с. 69/ явившагося въ новомъ, чрезъ Законъ и Пророковъ руководившій ко Христу. Прежде пришествія вѣры, подъ закономъ стрегоми бѣхомъ: и законъ пѣстунъ намъ бысть во Христа (Гал. 3, 23. 24.). И если когда услышишь, что какой-либо еретикъ хулитъ Законъ и Пророковъ; то возрази ему спасительнымъ словомъ: Іисусъ не пришелъ разорити, но исполнити законъ (Матѳ. 5, 17.). Съ любознательностію, и притомъ отъ Церкви, пріобрѣти свѣдѣніе, какія книги ветхаго, и какія новаго завѣта, а книгъ, непризнаваемыхъ Церковію (τῶν ἀποκρυφῶν), не читай! Ибо, не зная того, что всѣми признано, для чего напрасно томишь себя сомнительнымъ? Читай Божественныя Писанія, сіи двадцать двѣ книги ветхаго завѣта, переведенныя семидесятью двумя толковниками.

34.) Ибо, по кончинѣ македонскаго царя Александра, и по раздѣленіи царства на четыре державы: — Вавилонію, Македонію, Азію и Египетъ, одинъ изъ царствующихъ во Египтѣ, Птоломей Филадельфъ, какъ царь весьма любившій ученость, собирая отовсюду книги, когда отъ блюстителя книгохранилища Димитрія Фалерейскаго услышалъ о Божественныхъ Писаніяхъ, заключающихъ въ себѣ законъ и пророчества, и разсудилъ, что гораздо лучше, пріобрѣтать книги не принужденіемъ у нежелающихъ дать оныя, но благосклонность имѣющихъ у себя книги снискивать дарами и дружбою (ибо зналъ, что въ вынужденномъ, такъ какъ отдается оно непроизвольно, часто бываетъ подлогъ, а добровольно уступаемое приносится въ даръ по всей правдѣ); — къ тогдашнему Архіерею Елеазару послалъ весьма многіе /с. 70/ дары въ здѣшній іерусалимскій храмъ, и домогся, что присланы были къ нему для перевода изъ двѣнадцати израильскихъ колѣнъ по шести человѣкъ отъ каждаго колѣна. Потомъ, чтобы испытать, точно ли книги Божественны, и въ предотвращеніе того, чтобы присланные не сговорились между собою, на такъ называемомъ Фаросѣ, находившемся близъ Александріи, каждому изъ прибывшихъ толковниковъ отвелъ особенный домъ, и потребовалъ, чтобы каждый перевелъ всѣ Писанія. Когда же они въ семьдесятъ два дня кончили сіе дѣло, собравъ воедино переводы всѣхъ, какіе сдѣлали они въ различныхъ домахъ, не сходясь между собою, нашелъ оные согласными, не только въ мысляхъ, но и въ реченіяхъ. Ибо это было не слѣдствіемъ изысканности словъ, и не дѣломъ человѣческихъ мудрованій, напротивъ того Божественныхъ Писаній изглаголанныхъ Святымъ Духомъ, и переводъ совершенъ отъ Духа же Святаго.

35.) Двадцать двѣ книги сихъ Писаній читай, но не знакомься съ писаніями, непризнанными въ Церкви. Тѣ однѣ книги изучай, которыя свободно читаемъ и въ церкви. Гораздо благоразумнѣе и благоговѣйнѣе тебя были Апостолы, и древніе епископы, предстоятели Церкви, которые предали книги сіи. А ты, будучи чадомъ Церкви, не премѣняй постановленій. И какъ сказано, изучай двадцать двѣ книги ветхаго завѣта, которыя, если ты любознателенъ, постарайся, какъ скажу тебѣ, упомнить поименно. Книги закона суть первыя пять книгъ Моѵсеевыхъ: Бытіе, Исходъ, Левитъ, Числа, Второзаконіе; послѣ нихъ — Іисусъ сынъ Навинъ и книга Судей съ книгою Руѳь, /с. 71/ считаемая седьмою. Изъ прочихъ же книгъ историческихъ первая и вторая Царствъ у Евреевъ составляютъ одну книгу; также — третія и четвертая Царствъ — одну же книгу, а равно въ одной у нихъ книгѣ первая и вторая книги Ездры. Двѣнадцатая книга Есѳирь. И это книги историческія. Стихами же писанныхъ книгъ пять: Іовъ, книга Псалмовъ, Притчи, Екклесіастъ и Пѣснь Пѣсней, семнадцатая книга. Сверхъ сего пять книгъ пророческихъ: одна книга двѣнадцати Пророковъ, одна Исаіи, одна Іереміи вмѣстѣ съ Варухомъ, Плачемъ и Посланіемъ, потомъ Іезекіиль, и книга Даніилова, двадцать вторая книга ветхаго завѣта.

36.) Въ новомъ же завѣтѣ: Евангелій только четыре, а прочія надписуются ложно и вредны. И Манихеи написали Евангеліе отъ Ѳомы, которое, будучи прикрашено благоуханіемъ евангельскаго именованія, растлѣваетъ души людей простыхъ. Принимай и Дѣянія дванадесяти Апостоловъ; сверхъ того седмь соборныхъ посланій — Іакова, Петра, Іоанна и Іуды, печать же всего и окончательное дѣло учениковъ, — четырнадцать посланій Павловыхъ. А все прочее да будетъ положено внѣ, на второмъ мѣстѣ. Чтó не читается въ церкви, того не читай и наединѣ, какъ уже слышалъ о семъ. Вотъ что должно объ этомъ знать тебѣ.

37.) Бѣгай же всякаго діавольскаго на тебя вліянія, и не довѣряй отступнику змію, который изъ добраго существа самопроизвольно сдѣлался инаковымъ. Онъ можетъ убѣждать желающихъ, но никого не можетъ принуждать. Не обращай вниманія на звѣ/с. 72/здочетство, на птицегаданіе, на предзнаменованія и баснословныя языческія прорицанія, а чародѣйства, волшебства и пребеззаконаго вызыванія мертвыхъ не допускай и до слуха. Удали отъ себя непотребство всякаго рода, не будь чревоугодникомъ и сластолюбцемъ; стань выше всякаго сребролюбія и лихоимства. Не ходи на языческія торжественныя собранія, въ болѣзняхъ не употребляй никогда опоясаній. Отвращайся всякой низости и кормчества. Не впадай въ самаританство или іудейство; потому что избавилъ уже тебя Іисусъ Христосъ. Оставь всякое соблюденіе субботъ, и какой-либо безразличной снѣди не называй низкою и нечистою. Преимущественно же возненавидь всѣ еретическія сходбища, и всемѣрно ограждай душу свою постами, милостынями и чтеніемъ Божественныхъ словесъ, чтобы, въ цѣломудріи и благочестивыхъ догматахъ изживъ остальное во плоти время, насладиться тебѣ единымъ спасеніемъ, обрѣтаемымъ въ крещеніи, и такимъ образомъ, ставъ вписаннымъ въ небесныя воинства у Отца и Бога, сподобиться небесныхъ вѣнцевъ о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
(а) Сіи слова св. Кирилла направлены противъ мнѣнія о предсуществованіи душъ. По словамъ Климента Александрійскаго (Strom. L. 3 n. 3) и бл. Августина (c. Julian L. 4. c. 16), нѣкоторые еретики думали, что души человѣческія посылаются въ тѣла, какъ въ темницу, въ наказаніе за произвольные грѣхи, совершенные ими прежде соединенія ихъ съ тѣлами. Подобныхъ мыслей не чуждъ былъ и Оригенъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 50-72. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.