Церковный календарь
Новости


2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Метель (1921)
2018-04-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Выстрѣлъ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Пожаръ на морѣ (1921)
2018-04-23 / russportal
И. С. Тургеневъ. Бирюкъ (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Предисловіе ко 2-й части "Вечеровъ..." (1921)
2018-04-23 / russportal
Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота (1921)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Въ храмѣ стояще славы Твоея..." (1975)
2018-04-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Совѣщаніе представит. епископата, клира и мірянъ (1975)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 26-я (1861)
2018-04-22 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 25-я (1861)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 26-я (1922)
2018-04-21 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 25-я (1922)
2018-04-21 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ свт. Іоанна Шанхайскаго (1939)
2018-04-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 27-е (19 октября 1917 г.)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 24-я (1861)
2018-04-21 / russportal
Свт. Григорій Нисскій. Объ устроеніи человѣка. Глава 23-я (1861)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 апрѣля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Свт. Кириллъ Іерусалимскій (†386 г.)

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, святой отецъ и учитель Церкви IV вѣка, извѣстный своими огласительными поученіями ко крещаемымъ. Родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Въ 350 г. или 351 г. послѣ смерти архіеп. Максима онъ сталъ его преемникомъ на Іерусалимской каѳедрѣ. Живя во время наибольшихъ смутъ въ Церкви отъ аріанъ, онъ, по ихъ проискамъ, не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 г., оставивъ послѣ себя 1) 18 огласительныхъ словъ къ просвѣщаемымъ вмѣстѣ съ словомъ предогласительнымъ и 5 словъ тайноводственныхъ къ новопросвѣщеннымъ. 2) Бесѣда о разслабленномъ при купели. 3) Письмо къ императору Констанцію и 4) нѣкоторые фрагменты. Въ основу огласительныхъ словъ положенъ древній Сѵмволъ вѣры Іерусалимской церкви. Въ 5 тайноводственныхъ словахъ св. Кириллъ изъясняетъ затронутые въ предыдущихъ словахъ предметы преданія. Здѣсь онъ изъясняетъ обряды крещенія, мѵропомазанія и евхаристіи, составляющіе въ своей совокупности образы совершенія этихъ таинствъ. Память свт. Кирилла, архіеп. Іерусалимскаго — 18 (31) марта.

Творенія свт. Кирилла Іерусалимскаго

ТВОРЕНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЦЕВЪ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ,
издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25-й.

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО КИРИЛЛА, АРХІЕПИСКОПА ІЕРУСАЛИМСКАГО.
(Переводъ Московской Духовной Академіи. Изданіе 1-е. М., 1855).

СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

15 ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЪ ПРОСВѢЩАЕМЫМЪ,
говоренное безъ приготовленія въ Іерусалимѣ, на слова: и грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, Егоже царствію не будетъ конца, и объ Антихристѣ.

Чтеніе изъ Даніила: Зряхъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій деньми сѣде и проч. (Дан. 7, 8.). Видѣхъ во снѣ нощію, и се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ человѣчь идый бяше (13.), и проч.

1.) Возвѣщаемъ Христово пришествіе и не одно только; возвѣщаемъ и второе пришествіе во многомъ преимуществующее предъ первымъ. То было доказательствомъ терпѣнія, а сіе носитъ на себѣ вѣнецъ Божія царства. Ибо у Господа нашего Іисуса Христа все, по большей части, сугубо; и два рожденія, одно отъ Бога прежде вѣковъ, и другое отъ Дѣвы при скончаніи вѣковъ; и два снисшествія, одно не явное, яко на руно (Псал. 71, 6.), и другое явное, будущее. Въ первое пришествіе повитъ былъ пеленами въ ясляхъ; во второе одѣвается свѣтомъ, яко ризою (Псал. 103, 2.). Въ первое претерпѣ крестъ, о срамотѣ не радивъ (Евр. 12, 2.); во второе грядетъ дориносимый, славимый воин/с. 249/ствомъ Ангеловъ. Поэтому не останавливаемся на первомъ только пришествіи, но ожидаемъ и втораго. И какъ въ первое восклицали: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9.)! Такъ тоже скажемъ и во второе; потому что вмѣстѣ съ Ангелами, изшедши въ срѣтеніе Владыкѣ и поклонившись Ему, воскликнемъ: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 23, 9.)! Спаситель грядетъ не для того, чтобы снова быть осужденнымъ, но чтобы судить осудившихъ. Молчавшій прежде во время суда (Матѳ. 26, 63.), въ напоминаніе беззаконнымъ, дерзко поступившимъ при крестѣ, скажетъ: сія сотворилъ еси, и умолчахъ (Пс. 49, 41.). Тогда приходилъ Онъ, по домостроительству, убѣдительно уча людей; а во второе пришествіе, если и не пожелаютъ, покорятся царству Его, по необходимости.

2.) И о двухъ сихъ пришествіяхъ говоритъ Пророкъ Малахія. И внезапу въ церковь Свою пріидетъ Господь, Егоже вы ищете (Мал. 3, 1. — вотъ первое пришествіе. И еще же о второмъ пришествіи продолжаетъ: и Ангелъ Завѣта, Егоже вы ищете: се грядетъ Господь Вседержитель. И кто стерпитъ день пришествія Его? И кто постоитъ въ видѣніи Его? Зане Той входитъ яко огнь горнила, и яко мыло перущихъ. И сядетъ разваряя и очищая (1-3.). Вскорѣ же за симъ говоритъ у Пророка самъ Спаситель: и пріиду къ вамъ съ судомъ, и буду свидѣтель скоръ на чародѣи, и на прелюбодѣйцы, и на кленущіяся именемъ Моимъ во лжу (5.), и такъ далѣе. Посему, предостерегая насъ, говоритъ Павелъ: аще кто назидаетъ на основаніи семъ, злато, сребро, каменіе честное, дрова, сѣно, тростіе: ко/с. 250/гождо дѣло явлено будетъ: день бо явитъ: зане огнемъ открывается (1 Кор. 3, 12. 13.). Наконецъ и Павелъ означаетъ два пришествія, когда пишетъ и говоритъ Титу: явися благодать Бога Спасителя всѣмъ человѣкомъ, наказующе насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы Великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-13.). Видишь, что онъ наименовалъ и первое, за которое благодаритъ, и второе, котораго ожидаемъ. Посему и въ возвѣщаемомъ нами нынѣ исповѣданіи вѣры такъ преподано вѣровать: и въ восшедшаго на небеса, и въ сѣдящаго одесную Отца, и въ грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, Егоже царствію не будетъ конца.

3.) Посему Господь нашъ Іисусъ Христосъ грядетъ съ неба; пріидетъ же со славою при концѣ міра сего, въ послѣдній день; потому что міру сему будетъ конецъ, и сей сотворенный міръ паки обновится. Поелику растлѣніе, татьба, прелюбодѣяніе и всѣ роды грѣховъ разліялись по земли, и крови съ кровьми смѣшаны въ мірѣ (Ос. 11, 2.); то, чтобы чудная обитель сія не осталась наполненною беззаконіемъ, міръ сей прейдетъ, и явится лучшимъ. А если хочешь имѣть доказательство сказаннаго; то слушай, чтó говоритъ Исаія: свіется небо, аки свитокъ, и вся звѣзды спадутъ яко листвіе съ лозы, и яко спадаетъ листвіе смоковницы (Иса. 34, 4.). И въ Евангеліи сказано: солнце померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своего, и звѣзды спадутъ съ небесе (Матѳ. 24, 29.). Не будемъ скорбѣть, что /с. 251/ мы одни умираемъ. И звѣзды скончаются; но, вѣроятно, востанутъ снова. Свіетъ Господь небеса, но не для того, чтобы погубить ихъ, а чтобы снова воздвигнуть въ лучшемъ видѣ. Слушай, чтó говоритъ Пророкъ Давидъ: въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса. Та погибнутъ, Ты же пребываеши (Пс. 101, 26.). Иный скажетъ: «вотъ, ясно говоритъ, что небеса погибнутъ». — Но выслушай, въ какомъ смыслѣ сказалъ Пророкъ: погибнутъ. Сіе же явствуетъ изъ послѣдующаго: и вся яко риза обетшаютъ, и яко одежду свіеши я, и измѣнятся (27.). Какъ человѣку приписывается погибель, по сказанному: видите, яко праведный погибе, и никто же не пріемлетъ сердцемъ (Иса. 57, 1.), а между тѣмъ ожидается воскресеніе; такъ ожидаемъ какъ бы воскресенія и небесъ. Солнце обратится во тму, и луна въ кровь (Іоил. 2, 31.). Да вразумятся же обратившіеся изъ Манихеевъ, и да не боготворятъ болѣе свѣтилъ, и да оставятъ злочестивое мнѣніе, будто бы сіе солнце, которое померкнетъ, есть Христосъ. И еще выслушай, чтó говоритъ Господь: небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя не мимоидутъ (Матѳ. 21, 35.); потому что созданія неодинаковаго достоинства съ Владычнымъ словомъ.

4.) Посему прейдетъ видимое, и придетъ ожидаемое, лучшее видимаго. Но никто да не любопытствуетъ о времени. Ибо сказано: нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи во Своей власти (Дѣян. 1, 7.). Не смѣй рѣшительно говорить: «сіе будетъ тогда-то», и не предавайся также безпечному сну. Ибо сказано: бдите, яко въ /с. 252/ оньже часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 41. 44.). Но поелику надлежало намъ знать признаки кончины, и поелику ожидаемъ Христа; то, чтобы не умереть намъ въ обольщеніи, и чтобы не ввелъ насъ въ заблужденіе лживый Антихристъ, Апостолы, по домостроительству, подвигнутые Божественнымъ изволеніемъ, приходятъ къ истинному Учителю и говорятъ: рцы намъ, когда сія будутъ, и что есть знаменіе Твоего пришествія и кончины вѣка (Матѳ. 24, 3.)? Мы ожидаемъ, что пріидешь Ты паки; но сатана преобразуется въ ангела свѣта; посему предохрани насъ отъ того, чтобы вмѣсто Тебя не поклонились мы иному. И Господь, отверзши Божественныя и блаженныя уста Свои, говоритъ: блюдите, да никтоже васъ прельститъ (4.). И вы, слушатели, какъ бы видя Его теперь умными очами, слышите, и вамъ глаголетъ Онъ тоже самое: блюдите, да никтоже васъ прелститъ. Всѣхъ васъ призываетъ слово внимать сказанному. Ибо это есть не повѣствованіе о прошедшемъ, но пророчество о будущемъ, о томъ, чтó несомнѣнно будетъ. И мы не отъ себя пророчествуемъ (потому что недостойны), но износимъ на среду сказанные и написанные признаки. Самъ наблюдай, чтó уже исполнилось, и чему остается еще исполниться; и оберегай себя.

5.) Блюдите, да никтоже васъ прелститъ. Мнози бо пріидутъ во имя Мое, глаголюще, азъ есмь Христосъ: и многи прелспятъ (5.). Это исполнилось отчасти. Ибо говорили уже сіе Симонъ волхвъ, и Менандръ и иные нѣкоторые изъ безбожныхъ ере/с. 253/сеначальниковъ; другіе же скажутъ въ наше время, или и послѣ насъ.

6.) Вторый признакъ: услышати же имате брани и слышанія бранемъ (16.). Что же? идетъ теперь, или нѣтъ, война у Персовъ съ Римлянами въ Месопотаміи? Востаетъ, или нѣтъ, языкъ на языкъ и царство на царство? И будутъ глади и пагубы, и трусы по мѣстомъ (7.). Сіе уже было. И еще: страхованія съ небесе и великія непогоды (Лук. 21, 11.). Бдите убо, сказано, яко не вѣсте, въ кій часъ Господь нашъ пріидетъ (Матѳ. 24, 42.).

7.) Но мы церковные поищемъ нашего, церковнаго признака пришествію. Спаситель говоритъ: и тогда соблазнятся мнози, и другъ друга предадятъ, и возненавидятъ другъ друга (10.). Если услышишь, что епископы идутъ противъ епископовъ, и клирики противъ клириковъ, и міряне противъ мірянъ, и дѣло доходитъ даже до крови; не смущайся; потому что напередъ было сіе написано. Обращай вниманіе не на то, чтó нынѣ дѣлается, но что написано. Если погибаю я, который тебя учу; то не погибай со мною и ты. Можно слушателю быть лучше учителя; и тому, кто пришелъ послѣднимъ, сдѣлаться первымъ; потому что Владыка пріемлетъ и пришедшихъ въ единонадесятый часъ. Если въ Апостолахъ нашлось предательство, то чему дивиться, если въ епископахъ находится братоненавистничество? Но признакъ сей относится не къ начальникамъ только, но и къ народу. Ибо сказано: и за умноженіе беззаконія изсякнетъ любы многихъ (12.). Похвалится ли кто изъ предстоящихъ, что имѣетъ нелицемѣрную пріязнь къ ближнему? Не бываетъ ли не/с. 254/рѣдко, что уста лобзаютъ, лице осклабляется, очи радостны, а сердце строитъ козни, и изрекая миръ, уготовляетъ зло?

8.) Имѣешь и слѣдующій признакъ: и проповѣстся сіе Евангеліе царствія по всей вселеннѣй, во свидѣтельство всѣмъ языкомъ, и тогда пріидетъ кончина (14.). А какъ видимъ, весь почти міръ исполненъ ученія о Христѣ.

9.) Что же будетъ послѣ сего? Сказано далѣе: егда убо узрите мерзость запустѣнія, реченную Даніиломъ Пророкомъ, стоящу на мѣстѣ святѣ: иже чтетъ, да разумѣетъ (15.). И еще: тогда аще кто речетъ вамъ, се здѣ Христосъ, или ондѣ: не имите вѣры (23.).

Братоненавистничество даетъ уже мѣсто Антихристу. Діаволъ пріуготовляетъ расколы въ людяхъ, чтобы удобнѣе могъ онъ быть принятъ, когда придетъ. Но никто изъ рабовъ Христовыхъ, и здѣсь и повсюду сущихъ, да не приходитъ ко врагу. Апостолъ Павелъ далъ ясный признакъ о немъ ниже, когда сказалъ: яко аще не пріидетъ отступленіе прежде, и откроется человѣкъ беззаконія, сынъ погибели, противникъ и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже ему сѣсти въ Церкви Божіей, показующу себе, яко Богъ есть. Не помните ли, яко еще живый у васъ, сія глаголахъ вамъ? И нынѣ удержавающее вѣсте, во еже явитися ему во свое ему время. Тайна бо уже дѣется беззаконія, точію держай нынѣ, дондеже отъ среды будетъ. И тогда явится беззаконникъ, егоже Господь убіетъ духомъ устъ Своихъ, и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего; егоже есть /с. 255/ пришествіе по дѣйству сатанину во всякой силѣ и знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ, и во всякой лсти неправды въ погибающихъ (2 Сол. 2, 3-10.). Такъ говоритъ Павелъ; нынѣ же есть отступленіе; потому что люди отступили отъ правой вѣры, и одни возвѣщаютъ Сыноотечество, а другіе осмѣливаются говорить, что Христосъ приведенъ въ бытіе изъ не-сущихъ. И прежде еретики были явные, а нынѣ наполнена Церковь еретиками скрытными; потому-что люди отступили отъ истины, и льстятъ слуху (2 Тим. 4, 3. 4.). Если слово потворствуетъ имъ, слушаютъ съ удовольствіемъ. А если словѣ о обращеніи, всѣ отвращаются. Большая часть отступила отъ правыхъ ученій; скорѣе избираютъ худое, нежели предпочитаютъ доброе. Это и есть отступленіе; посему должно ожидать врага, и онъ началъ уже отчасти посылать своихъ предшественниковъ, и готовъ прійдти за добычею. Поэтому наблюдай за собою, человѣкъ, и охраняй душу. Церковь свидѣтельствуетъ тебѣ нынѣ предъ Богомъ живымъ, и предварительно сказываетъ объ Антихристѣ до его пришествія. При тебѣ ли онъ будетъ, не знаемъ; или послѣ тебя, также не знаемъ. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться.

10.) Истинный Христосъ, Единородный Божій Сынъ не отъ земли пріидетъ. Если кто придетъ, творя привидѣнія въ пустынѣ; не выходи. Если скажутъ: се здѣ Христосъ, или ондѣ: не вѣрь. Не смотри уже долу и въ землю. Владыка низойдетъ съ небесъ, и не одинъ, какъ прежде, но въ многочисленномъ сопровожденіи, дориносимый тьма/с. 256/ми Ангеловъ, и не сокровенно, какъ дождь на руно, но явно, озаривъ какъ молнія. Ибо Самъ сказалъ: якоже молнія исходитъ отъ востокъ и является до запада, тако будетъ пришествіе Сына человѣческаго (27.) И еще: И узрятъ Сына человѣческаго грядуща на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою. И послетъ Ангелы Своя съ великою трубою и д. т. (30, 31.).

11.) Но какъ прежде, когда надлежало Ему вочеловѣчиться, и когда ожидали рожденія Его отъ Дѣвы, діаволъ напередъ разсѣвалъ свои клеветы, злонамѣренно слагая басни въ идолослуженіи о ложныхъ богахъ, раждающихъ и раждаемыхъ отъ женъ, чтобы, какъ думалъ онъ, по предшествовавшей лжи, невѣроятною стала и истина: такъ, когда наступитъ время прійдти истинному Христу въ другой разъ, сопротивникъ, воспользовавшись ожиданіемъ людей простодушныхъ, и особливо тѣхъ, которые изъ обрѣзанія, изведетъ нѣкоего человѣка волхва, весьма опытнаго въ искусствѣ обманывать волшебными составами и чародѣйствомъ, который во власть себѣ захватитъ римское царство, ложно наименуетъ себя Христомъ, и симъ наименованіемъ обольститъ Іудеевъ, ожидающихъ Помазанника, а тѣхъ, которые изъ язычниковъ, привлечетъ волшебными мечтаніями.

12.) Придетъ же сей, сказанный выше Антихристъ, когда исполнятся времена римскаго царства, и приблизится уже конецъ міра. Вдругъ востанутъ десять римскихъ царей, царствующихъ, можетъ быть, въ разныхъ мѣстахъ, но въ одно и тоже время; а послѣ нихъ одиннадцатый будетъ Анти/с. 257/христъ, который съ помощію волшебнаго искусства захватитъ себѣ Римскую державу, уничижитъ трехъ прежде него царствовавшихъ, имѣя уже подъ своею властію остальныхъ семерыхъ. Сперва, какъ человѣкъ ученый и умный, притворно покажетъ онъ скромность, цѣломудріе и человѣколюбіе; знаменіями и чудесами, ложно произведенными съ помощію волшебной прелести, обманувъ Іудеевъ, какъ бы ожидаемый Христосъ, въ послѣдствіи запечатлѣетъ сіе всякаго рода безславными и беззаконными злодѣяніями, такъ что превзойдетъ всѣхъ прежде него бывшихъ неправедныхъ и нечестивыхъ людей, ко всѣмъ, особливо же къ намъ христіанамъ, имѣя кровожадное, жестокое, немилосердое, исполненное всякаго коварства сердце. Но послѣ того, какъ три года и шесть мѣсяцевъ будетъ предаваться такимъ дерзостямъ, истребится во второе славное пришествіе съ небесъ Единороднаго Сына Божія, Господа и Спасителя нашего Іисуса, истиннаго Христа, Который, убивъ антихриста духомъ устъ Своихъ, предастъ его геенскому огню.

13.) Учимъ же сему, не своимъ изобрѣтая умомъ, но дознавъ изъ Божественныхъ уцерковленныхъ Писаній, особливо же изъ читаннаго недавно Даніилова пророчества, какъ протолковалъ оное и Архангелъ Гавріилъ, сказавъ: звѣрь четвертый, царство четвертое будетъ на земли, еже превзыдетъ всѣ царства (Дан. 7, 23.). Это же есть царство Римское, какъ предали намъ церковные истолкователи. Поелику первое знаменитое царство было Ассирійское, а второе царство Мидянъ и Персовъ въ совокупности, третіе же Македонское; то четвертое /с. 258/ царство есть нынѣшнее Римское. Потомъ Гавріилъ, толкуя далѣе, говоритъ: десять роговъ его, десять царей востанутъ, и по нихъ востанетъ царь другій, иже превзыдетъ злобами всѣхъ прежнихъ (24.), то-есть превзойдетъ не только десять царей, но и всѣхъ, сколько ихъ ни было дотолѣ. И три цари смиритъ (24.); явно, что изъ числа прежнихъ десяти. Смиряя же трехъ изъ сихъ десяти, конечно самъ воцарится осьмымъ. И словеса, сказано, на Вышняго возглаголетъ (25.), какъ человѣкъ хульный и беззаконный, не отъ отцевъ пріявшій царство, но восхитившій власть волшебствомъ.

14.) Кто же это такой? И какою силою дѣйствуетъ? Истолкуй намъ Павелъ. И онъ говоритъ: егоже есть пришествіе по дѣйству сатанину во всякой силѣ и знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ (2 Сол. 2, 9.). А симъ даетъ разумѣть Апостолъ, что сатана воспользуется онымъ орудіемъ, дѣйствуя чрезъ него самолично. Ибо зная, что не будетъ уже ему прощенія на судѣ, не чрезъ служителей своихъ, но самъ наконецъ явно воздвигнетъ брань. Во всякихъ же знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ; потому что отецъ лжи производитъ для обольщенія дѣла лживыя, чтобы народъ думалъ, будто бы видитъ воскрешеннаго мертвеца, когда онъ не воскрешенъ, и ходящихъ хромыхъ, прозрѣвшихъ слѣпыхъ, когда не совершено исцѣленія.

15.) И еще говоритъ Павелъ: противникъ и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища (2 Сол. 2, 4.). Паче всякаго бога, то-есть антихристъ будетъ ненавидѣть идоловъ. Якоже ему сѣсти въ церкви Божіей. Въ какой же церкви? /с. 259/ Разумѣетъ разоренный іудейскій храмъ. Да не будетъ же того, чтобы разумѣлся сей храмъ, въ которомъ мы! Но для чего говоримъ это? Да не подумаютъ, что говоримъ изъ лести къ себѣ. Если антихристъ придетъ къ Іудеямъ, какъ Христосъ, и отъ Іудеевъ восхощетъ поклоненія; то, чтобы болѣе обольстить ихъ, покажетъ великое усердіе ко храму, внушая о себѣ ту мысль, что онъ отъ рода Давидова, и что ему должно создать храмъ, сооруженный Соломономъ. Придетъ же онъ, когда въ іудейскомъ храмѣ не останется камня на камнѣ, по опредѣленію Спасителя (Матѳ. 24, 2.). Когда паденіе отъ ветхости, и разрушеніе, послѣдовавшее или подъ предлогомъ созиданія вновь, или по другимъ причинамъ, истребитъ всѣ камни, разумѣю же не внѣшнія стѣны, но и внутренность храма, гдѣ были херувимы: тогда пріидетъ антихристъ во всякихъ знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ, превозносясь надъ всѣми идолами, сперва показывая притворное человѣколюбіе, а въ послѣдствіи обнаруживъ жестокость, особливо же къ святымъ Божіимъ. Ибо сказано: зряхъ, и рогъ той творяше брань со святыми (Дан. 7, 21.); и еще въ другомъ мѣстѣ: будетъ время скорби, скорбь, якова не бысть, отнелѣже создася языкъ на земли, даже до времене онаго (Дан. 12, 1.). Это будетъ лютый звѣрь, великій змій, непреоборимый для людей, готовый пожрать ихъ; о немъ многое можемъ сказать изъ Божественныхъ Писаній, но пока и симъ удовольствуемся для соразмѣрности съ прочимъ.

16.) Посему Господь, зная великую силу сопротивника, и снисходя къ благочестивымъ, говоритъ: /с. 260/ тогда сущіи во Іудеи да бѣжать въ горы (Матѳ. 21, 16.). Но если кто сознаетъ въ себѣ, что дѣйствительно онъ твердъ, и можетъ противоборствовать сатанѣ; то (не теряю надежды на крѣпость Церкви) да станетъ таковый и да скажетъ: кто ны разлучитъ отъ любве Христовы (Римл. 8, 35.)? и такъ далѣе. Боязливые, приведемъ себя въ безопасность, а благоотважные, станемъ твердо: будетъ бо тогда скорбь велія, якова же не бысть отъ начала міра доселѣ, ниже имать быти (Матѳ. 24, 21.). Но благодареніе Богу, который великость скорби ограничитъ немногими днями! Ибо говоритъ: избранныхъ же ради прекратятся дніе оны (22.). Антихристъ будетъ царствовать три только года съ половиною. Заимствуемъ сіе не изъ книгъ апокрифическихъ, но у Даніила. Ибо сказано: и дастся въ руку его даже до времене, и временъ, и полувремене (Дан. 7, 25.). Время — одинъ годъ, въ который приходитъ пока въ силу его появленіе, времена — два остальные года беззаконія, включаемые въ три года, и полъвремене — шесть мѣсяцевъ. И еще въ другомъ мѣстѣ тоже самое говоритъ Даніилъ: и клятся Живущимъ во вѣки, яко во время, и во времена, и въ полъвремене (12, 7.). Въ этомъ же смыслѣ иные принимали, можетъ быть, и слѣдующее: дни тысяща двѣсти девятьдесятъ (11.); и: блаженъ терпяй и достигнувый до дней тысящи трехъ сотъ тридесяти пяти (12.). Посему должно скрываться и бѣгать. Ибо, можетъ быть, не имамы скончати грады израилевы, дондеже пріидетъ Сынъ человѣческій (Матѳ. 10, 23.).

17.) Кто же тотъ блаженный, который по бла/с. 261/гочестію будетъ тогда мученикомъ за Христа? Ибо выше всѣхъ мучениковъ поставляю мучениковъ тогдашнихъ. Бывшіе донынѣ мученики боролись съ одними людьми. При антихристѣ же будутъ вести брань лично съ самимъ сатаною. И прежніе цари гонители убивали только, и не представляли себя воскрешающими мертвыхъ, не показывали мечтательно знаменій и чудесъ; здѣсь же побужденіемъ на злое будутъ и страхъ и обольщеніе, якоже прелстити, аще возможно, и избранныя (Матѳ. 21, 24.). Да не придетъ на мысль кому изъ тогдашнихъ спросить: «чтó большаго сдѣлалъ Христосъ? Какою силою творитъ этотъ? Если бы не было угодно Богу, то не попустилъ бы сего». — Тебя предостерегаетъ Апостолъ и предсказываетъ: и сего ради послетъ имъ Богъ дѣйство лсти (2 Сол. 2, 11.). Говоритъ же: послетъ, вмѣсто: попуститъ совершиться, и послетъ не для того, чтобы оправдались, но да судъ пріимутъ. За что же? за то, что не вѣровали истинѣ, то-есть истинному Христу, но благоволили въ неправдѣ (12.), то-есть къ антихристу. Попускаетъ же сіе Богъ и въ другія гоненія, и тогда попуститъ, не по невозможности воспрепятствовать, но желая, по обычаю, подвижниковъ Своихъ увѣнчать подобно Своимъ Пророкамъ и Апостоламъ, чтобы, потрудившись малое время, наслѣдовали они небесное царство, какъ говоритъ Даніилъ: и въ то время спасутся людіе Твои вси, вписанніи въ книзѣ (очевидно въ книгѣ жизни). И мнози отъ спящихъ въ земной персти востанутъ, сіи въ жизнь вѣчную, а оніи въ укоризну и въ стыдѣніе вѣчное. И смыслящіи просвѣтятся: яко /с. 262/ свѣтлость тверди, и отъ праведныхъ многихъ аки звѣзды во вѣки, и еще (Дан. 12, 1-3.).

18.) Поэтому будь остороженъ, человѣкъ. Знаешь признаки антихристовы; не самъ одинъ помни ихъ, но и всякому сообщай щедро. Имѣешь ли чадо по плоти, наставь его, и если родилъ кого оглашеніемъ, предостереги и сего, чтобы ложнаго не принялъ онъ за истинное. Тайна бо уже дѣется беззаконія (2 Сол. 2, 7.). Устрашаютъ меня брани народныя, устрашаютъ меня церковные расколы; устрашаетъ меня взаимная ненависть братій. О если бы, хотя и сказано это, но далъ Богъ, чтобы не исполнилось сіе надъ нами! По крайней мѣрѣ будемъ осторожны. И сего довольно объ антихристѣ.

19.) Будемъ же ожидать и готовиться къ срѣтенію Господа, грядущаго съ небесъ на облакахъ. Тогда возгремятъ Ангельскія трубы. Сперва воскреснутъ мертвые о Христѣ, благоговѣйные изъ живущихъ тогда восхищены будутъ на облакахъ, пріявъ въ награду за труды почесть, которая выше человѣка; потому что и подвизались выше силъ человѣческихъ, какъ Апостолъ Павелъ говоритъ въ своемъ посланіи: яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ, и въ трубѣ Божіи снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе, потомъ же мы, живущіи оставшіи купно съ ними восхищеніи будемъ на облацѣхѣ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 16. 17.).

20.) О семъ пришествіи Господнемъ и о скончаніи міра зналъ Екклезіастъ, и говоритъ: веселися юноша въ юности твоей (Еккл. 11, 9.); и за симъ: /с. 263/ отстави ярость отъ сердца твоего, и отрини лукавство отъ плоти твоея (10.). И помяни Сотворшаго тя, дондеже не пріидутъ дніе злобы, дондеже не померкнетъ солнце, и свѣтъ, и луна, и звѣзды, и помрачатся зрящіи въ скважныхъ (даетъ разумѣть силу зрѣнія), дондеже не превратится уже сребряное (указываетъ на сочетанія звѣздъ; потому что онѣ сребровидны) и не сокрушится повязка златая (даетъ разумѣть симъ златовидное солнце; потому что повязка (ἀνθέμιον) называется отъ извѣстнаго цвѣтка (ἀνθεμῖς), у котораго много кругомъ лучевидныхъ лиственныхъ отростковъ). И востанутъ на гласъ птицы, и отъ высоты узрятъ, и ужасъ на пути (12, 1-6.). Что же узрятъ? Тогда узрятъ Сына человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ (Матѳ. 24, 30.), и восплачутся по племенамъ племенамъ (Зах. 12, 12.). И что же будетъ въ пришествіе Господне? процвѣтетъ амигдалъ, и отолстѣютъ прузи, и разрушится каппарисъ (Еккл. 12, 5.). Но, какъ говорятъ толковники, цвѣтущій амигдалъ означаетъ окончаніе зимы. Ибо тогда тѣла наши послѣ этой зимы дадутъ отъ себя небесный цвѣтъ. И отолстѣютъ прузи; это — окриленная душа, облекаемая тѣломъ. И разрушится каппарисъ, разсѣются подобные тернію беззаконники.

21.) Видишь, какъ всѣ предрекаютъ пришествіе Господне. Видишь, какъ знаютъ гласа и птицы. Какой это гласъ? — посмотримъ: яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ Архангеловѣ, и во трубѣ Божіи снидетъ съ небесе (2 Сол. 4, 16.). Архангелъ возгласитъ, и скажетъ всѣмъ: «востаньте въ /с. 264/ срѣтеніе Господа». И страшно пришествіе Владыки. Давидъ говоритъ: Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ: огнь предъ Нимъ возгорится, и окрестъ Его буря зѣльна и проч. (Псал. 49, 3.). По Писанію, недавно читанному, пріидетъ ко Отцу Сынъ человѣчь на облацѣхъ небесныхъ (Дан. 7, 13.), и потечетъ рѣка огненная для испытанія человѣковъ. У кого дѣла золотыя, онѣ содѣлаются болѣе свѣтлыми. А у кого дѣло подобно тростію и непрочно, оно сгоритъ огнемъ. Отецъ возсядетъ, имѣя на Себе одежду бѣлу, аки снѣгъ, и власы главы, аки волну чисту (9.). Сіе сказано человѣкообразно. Въ какомъ же смыслѣ? Въ томъ, что Онъ Царь неоскверненныхъ грѣхами. Ибо говоритъ: убѣлю грѣхи ваша, яко снѣгъ и яко волну (Ис. 1, 47.). А это знакъ — прощенія грѣховъ, или и безгрѣшности. Пріидетъ же Господь съ небесъ на облакахъ, какъ и восшелъ на облакахъ. Ибо Самъ сказалъ: узрятъ Сына человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою (Матѳ. 24, 31.).

22.) Но какой же признакъ Его пришествія, которому не отважится подражать сопротивная сила? Сказано: и тогда явится знаменіе Сына человѣческаго на небеси (30.). Истинное же отличительное знаменіе Христово есть крестъ. Свѣтовидное знаменіе креста предшествуетъ Царю прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшіе и пронзившіе Его прежде Іудеи, увидѣвъ, восплакали по племенамъ и племенамъ, говоря: «вотъ заушенный, Тотъ, Кому плевали въ лице; Тотъ, Кого облагали узами; Тотъ, Кого распявъ вмѣняли прежде ни во что! Куда убѣжимъ отъ лица гнѣва Твоего? скажутъ /с. 265/ они. Но окруженные Ангельскими воинствами никуда убѣжать не возмогутъ. Страхъ врагамъ — крестное знаменіе, и радость друзьямъ увѣровавшимъ во Христа, или проповѣдникамъ Его, или пострадавшимъ за Него. Кто же тогда будетъ столько блаженъ, что окажется другомъ Христовымъ? Не презритъ рабовъ Своихъ сей славный Царь, дориносимый Ангелами, единопрестольный со Отцемъ; и, чтобы избранные Его не смѣшались со врагами, послетъ Ангелы Своя съ великою трубою и соберутъ избранныя Его отъ четырехъ вѣтръ (31.). И одного Лота не презрѣлъ онъ; презритъ ли многихъ праведныхъ? Пріидите благословенніи Отца Моего (Матѳ. 25, 34.), скажетъ Онъ тогда тѣмъ, которыхъ понесутъ облачныя колесницы, и соберутъ Ангелы.

23.) Но кто-нибудь изъ предстоящихъ скажетъ: «я нищъ, и, можетъ быть, окажусь тогда немощнымъ на одрѣ; или буду поята и я жена отъ жернова (Лук. 17, 34. 35.)? не будемъ ли мы пренебрежены»? Ободрись, человѣкъ; Судія нелицепріятенъ, не по славѣ судити имать, ниже по глаголанію обличитъ (Ис. 11, 3.). Не предпочтетъ ученыхъ невѣждамъ, и богатыхъ бѣднымъ. Хотя будешь на селѣ, возмутъ тебя Ангелы. Не думай, что возметъ только землевладѣльцевъ, оставитъ же тебя земледѣлателя. Хотя ты рабъ, хотя ты нищъ; нимало не сокрушайся. Пріявшій на Себя зракъ раба (Фил. 2, 7.), не презритъ рабовъ. Если будешь лежать больной на одрѣ; то написано: тогда будета два на одрѣ единомъ; единъ поемлется, а другій оставлется (Лук. 17, 34.). Если ты, мужъ или жена, /с. 266/ по нуждѣ приставленъ къ жернову; если имѣешь у себя дѣтей, и не отходишь отъ жернова; то не презритъ тебя Изводяй окованныя мужествомъ (Псал. 63, 7.). Кто Іосифа изъ рабства и изъ темницы извелъ на царство, тотъ и тебя избавитъ отъ скорбей, введя въ царство небесное. Будь только благонадеженъ, дѣлай только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнетъ. Всякая молитва твоя, всякое псалмопѣніе записаны: записана всякая милостыня; записанъ всякій постъ; записано и то, если бракъ сохраняемъ былъ честно; записано и воздержаніе, соблюдаемое для Бога; первые же вѣнцы въ сей записи предоставлены дѣвству и чистотѣ: и ты просіяешь, какъ Ангелъ. Но какъ съ пріятностію слушалъ ты доброе, такъ съ терпѣніемъ выслушай еще и противное тому. Записана всякая твоя любостяжательность; записанъ и всякій твой блудъ; записаны всякое твое клятвопреступленіе, всякая хула, всякое чародѣяніе, воровство, убійство. Все это запишется наконецъ, если теперь по крещеніи станешь дѣлать тоже, потому что прежнее изглаждается.

24.) Егда же, сказано, пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей, и вси святіи Ангели съ Нимъ (Матѳ. 25, 31.). Смотри, человѣкъ, при сколькихъ свидѣтеляхъ войдешь ты въ судилище. Тогда предстанетъ весь родъ человѣческій. Сочти же, какъ многочисленъ народъ римскій; сочти, сколько варваровъ, которые теперь еще живы, и сколько ихъ умерло за сто лѣтъ, сочти всѣхъ отъ Адама до сего дня. Велико число сіе; но и оно еще мало; потому что еще больше Ангеловъ. Они — девяносто /с. 267/ девять овецъ, а человѣчество — одна сотая овца. О множествѣ обитателей должно заключать по обширности мѣста. Населяемая земля есть какъ бы точка среди этого единаго неба. И объемлющее землю небо имѣетъ такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небесъ населены несравненно большимъ числомъ. А если написано: тысяща тысящь служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему (Дан. 7, 10.); то не потому что таково именно число; но потому что Пророкъ не могъ и сказать большаго числа. Итакъ на судѣ тогда будетъ Отецъ всѣхъ Богъ съ совозсѣдящимъ Іисусомъ Христомъ и съ соприсущимъ Духомъ Святымъ. Труба Ангельская призоветъ всѣхъ насъ, носящихъ съ собою дѣла свои. И это одно не должно ли уже привести насъ въ содроганіе? Кромѣ мученія немалымъ, человѣкъ, почитай наказаніемъ и сіе — быть осуждену при столькихъ свидѣтеляхъ. Не лучше ли бы согласились мы не разъ умереть, нежели подпасть осужденію друзей?

25.) Будемъ поэтому бояться, братія, чтобы не осудилъ насъ Богъ, которому для осужденія не нужны ни изслѣдованія, ни обличенія. Не говори: «ночью впалъ я въ блудъ, или волхвовалъ, или дѣлалъ что-либо другое, и ни одного человѣка при этомъ не было». Будешь судимъ твоею совѣстію, помысломъ между собою осуждающимъ или отвѣщающимъ, въ день егда судитъ Богъ тайная человѣкомъ (Римл. 2, 15. 16.). Грозное лице Судіи понудитъ тебя сказать истину; вѣрнѣе же, обличитъ тебя, если не скажешь; потому что востанешь ты облеченный или грѣхами, или праведными дѣлами /с. 268/ своими. И о семъ объявилъ Самъ Судія. Ибо судить будетъ Христосъ. Отецъ бо не судитъ никому же, но судъ весь даде Сынови (Іоан. 5, 22.), даде, не Себя лишая власти, но Самъ творя судъ чрезъ Сына. Ибо Сынъ судитъ по мановенію Отца; потому что не иное что, но одно и тоже — и мановенія Отчія и мановенія Сыновнія. Итакъ что же говоритъ Судія о томъ, что понесешь, или не понесешь ты, съ собою дѣла свои? И соберутся предъ Нимъ вси языцы (Матѳ. 25, 32.); потому что Христу должно поклониться всяко колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Филип. 2, 10.). И разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищь. Какъ же разлучаетъ пастырь? Справляясь ли съ книгою, чтó — овца, и чтó — козлище? Или разлучаетъ по одному виду? Овцу не обнаруживаетъ ли волна, а козлища не обнаруживаетъ ли косматый и жесткій волосъ? Такъ, если и ты будешь уже чистъ отъ грѣховъ, то и дѣла твои въ послѣдствіи уподобятся чистой волнѣ, и риза твоя останется неоскверненною, и будешь говорить всегда: совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню (Пѣсн. Пѣсн. 5, 3.)? По одѣянію твоему извѣстно будетъ, что ты овца. А если окажешся волосатымъ подобно Исаву, который былъ косматъ волосомъ, и худъ сердцемъ, за снѣди утратилъ первородство и продалъ свое достоинство; то поставленъ будешь ошуюю. Но да не будетъ сего, чтобы кто изъ предстоящихъ утратилъ благодать, и за худыя дѣла оказался поставленнымъ ошуюю съ грѣшными!

26.) Страшенъ подлинно судъ; въ страхъ приво/с. 269/дитъ возвѣщаемое. Предстоитъ царство небесное, и уготованъ вѣчный огонь. Посему спроситъ иный: какъ же избѣжать намъ огня? И какъ войдти въ царство? Сказано: взалкахся, и дасте Ми ясти (Матѳ. 33, 33.). Запомните этотъ путь. Теперь нѣтъ нужды въ иносказаніи, докончимъ только сказанное: взалкахся, и дасте Ми ясти; возжадахся и напоисте Мя; страненъ бѣхъ, и введосте Мене; нагъ, и одѣясте Мя; боленъ, и посѣтисте Мене; въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (35, 36.). Если сдѣлаешь это, то со Христомъ будешь царствовать. А если не сдѣлаешь, то будешь осужденъ. Поэтому начни же дѣлать сіе, и пребывай въ вѣрѣ, чтобы, собираясь купить елея, не остаться тебѣ, подобно юродивымъ дѣвамъ, внѣ заключенныхъ дверей. Не полагайся на то одно, что есть у тебя свѣтильникъ; но соблюдай его горящимъ. Да просвѣтится свѣтъ вашъ — свѣтъ добрыхъ дѣлъ предъ человѣки (Матѳ. 5, 16.), и да не хулится ради тебя Христосъ. Облекись въ одежду нетлѣнія, украшаясь добрыми дѣлами. И чтó, по Божію смотрѣнію, пріялъ ты въ свое распоряженіе, тѣмъ распоряжайся на пользу. Ввѣрено тебѣ имущество? Распоряжайся имъ хорошо. Ввѣрено тебѣ слово учительное? Преподавай оное, какъ должно. Въ состояніи ты присовокупить души слушающихъ? Дѣлай сіе рачительно. Много дверей къ доброй распорядительности. Только бы никто изъ насъ не былъ осужденъ и отринутъ, только бы съ дерзновеніемъ намъ встрѣтить вѣчнаго Царя Христа, царствующаго во вѣки. Ибо во вѣки царствуетъ Тотъ, Кто судитъ живыхъ и мертвыхъ, Самъ умершій за жи/с. 270/выхъ и за мертвыхъ. И какъ говоритъ Павелъ: на сіе бо Христосъ и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладаетъ (Римл. 14, 9.).

27.) И если услышишь когда утверждающаго, что царство Христово имѣетъ конецъ; то возненавидь ересь сію. Это — новая глава змія, недавно возникшая въ Галатіи. Нѣкто осмѣлился сказать, что Христосъ не будетъ царствовать по кончинѣ міра; осмѣлился говорить, что изшедшее отъ Отца Слово, разрѣшившись паки въ Отца, уже не будетъ. Такую хулу изрыгалъ онъ на гибель себѣ; ибо не внималъ тому, чтó говоритъ Господь: Сынъ пребываетъ во вѣки (Іоан. 8, 35.); не внималъ тому, чтó говоритъ Гавріилъ: и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 33.). Вникни въ сказанное; еретики учатъ нынѣ вопреки Христу. И Гавріилъ Архангелъ училъ о вѣчномъ пребываніи Спасителя. Поэтому, кому болѣе повѣришь? Не Гавріилу ли? Выслушай предложенное нынѣ свидѣтельство Даніилово: видѣхъ во снѣ нощію, и се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ человѣчь идый бяше и даже до Ветхаго денми дойде. И Тому дадеся честь и власть и царство, и вси людіе, племена и языцы Тому поработаютъ: власть Его, власть вѣчная, яже не прейдетъ, и царство Его не разсыплется (Дан. 7, 13. 14.). Сего паче держисъ; сему вѣруй; еретическія же ученія отринь; потому что о нескончаемомъ царствѣ Христовомъ слышалъ ты самыя ясныя свидѣтельства.

28.) Подобное сему свидѣтельство имѣешь въ истолкованіи того Камня, который безъ рукъ отсѣкся /с. 271/ отъ горы, и есть Христосъ по плоти. И царство Его людемъ инѣмъ не останется (Дан. 2, 44.). И Давидъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣка (Псал. 44, 7.); а въ другомъ: въ началѣхъ Ты Господи землю основалъ еси (Псал. 101, 26.); и потомъ: та погибнутъ, Ты же пребываеши (27.); и далѣе: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (28.). Слова сіи Павелъ толкуетъ о Сынѣ.

29.) И хочешь ли знать, что довело до такого безумія учащихъ противному? Худо читали они прекрасно написанное у Апостола: подобаетъ бо Ему царстовати, дондеже положитъ вся враги Своя подъ ногама Своима (1 Кор. 15, 25.). И вотъ говорятъ: когда положены будутъ враги подъ ногами Его, не будетъ уже Онъ царствовать. Но говорятъ сіе худо и несмысленно. Ибо царствующій, пока не поборолъ враговъ, не тѣмъ ли паче будетъ царствовать по преодолѣніи враговъ?

30.) Осмѣлились они говорить и сіе: «написано; что егда покоритъ Ему всяческая, тогда и Самъ Сынъ покорится Покоршему Ему всяческая (28.). А сіе показываетъ, что Сынъ разрѣшится въ Отца». Поэтому (о нечестивѣйшіе изъ всѣхъ!) вы — Христовы созданія пребудете, а Христосъ, Которымъ и вы и все приведено въ бытіе, утратитъ бытіе? Какая хульная рѣчь! Какъ же и покорятся Ему всяческая? Какъ нѣчто погибающее, или какъ пребывающее нѣчто? Притомъ все прочее, покорившееся Сыну, пребываетъ, а Сынъ, покорившійся Отцу, не пребываетъ? Но Сынъ покорится не въ томъ смыслѣ, что тогда только начнетъ повиноваться Отцу /с. 272/ (Онъ и всегда во всемъ творитъ угодная Ему, Іоан. 8, 29.), но въ томъ, что и тогда будетъ послушенъ, имѣя не принужденное послушаніе, но самопроизвольную благопокорность; потому что Онъ не рабъ, который бы покарялся по нуждѣ, но Сынъ, Который покорствуетъ по произволенію и изъ любви.

31.) Допросимъ же ихъ: какое значеніе словъ: дондеже, или: даже до? Ибо, вступивъ въ состязаніе съ еретиками, попытаюсь симъ самымъ реченіемъ низложить заблужденіе. Поелику осмѣлились говорить, будто бы сказанное: дондеже положитъ враги Своя подъ ногама Своима, означаетъ Его конецъ, осмѣлились ограничивать вѣчное Христово царство, и словомъ своимъ прекратить непрестающую власть; то прочтемъ подобное мѣсто у Апостола: но царствова смерть отъ Адама даже до Моѵсея (Римл. 5, 14.). Ужели до Моѵсея только умирали? Не умирали ли иные и послѣ Моѵсея? Или послѣ закона не стало смерти у людей? Напротивъ того видишь, что слово: даже опредѣляетъ не время; выразилъ же симъ Павелъ болѣе то, что, хотя Моѵсей мужъ праведный и чудный, однакоже и на него и на жившихъ послѣ него, тогда какъ не согрѣшили они подобно Адаму преслушаніемъ во вкушеніи отъ древа, простерся смертный приговоръ, произнесенный Адаму.

32.) Вотъ еще другое подобное изреченіе: даже до днесь, внегда чтется Моѵсей, покрывало на сердцѣ ихъ лежитъ (2 Кор., 3, 15.). Выраженіе: даже до днесь значитъ ли только до Павла? Не значитъ ли: и до сегодня, и до скончанія вѣка? /с. 273/ Если Павелъ говоритъ Коринѳянамъ: даже бо и до васъ достигохомъ благовѣствованіемъ Христовымъ, упованіе имуще, растущей вѣрѣ вашей, и въ дальшихъ васъ благовѣстити (2 Кор. 10, 14-16.); то ясно видишь, что слово даже означаетъ не конецъ, но предполагаетъ и нѣчто послѣдующее за тѣмъ. Посему, какъ же должно вамъ понимать сіе: дондеже положитъ враги? Какъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ тотъ же Павелъ: утѣшайте себе на всякъ день, дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13.), то-есть всегда. Какъ не должно полагать начала днемъ Христовымъ (Евр. 7, 3.); такъ не позволяй никому говорить и о концѣ царства Христова. Ибо написано: царство Его, царство вѣчное (Дан. 3, 100.).

33.) Имѣя и другія многія свидѣтельства Божественныхъ Писаній о нескончаемомъ во вѣки царствѣ Христовомъ, удовольствуюсь пока сказанными, по причинѣ поздняго времени дня. Ты же, слушатель, сему только покланяйся Царю, избѣгая всякаго еретическаго заблужденія. Если же поможетъ благодать Божія, то, со временемъ, будетъ вамъ предложено и остальное ученіе вѣры, Богъ всяческихъ да сохранитъ всѣхъ васъ памятующими признаки скончанія міра и всегда непреоборимыми Антихристомъ. Сказаны тебѣ признаки грядущаго обольщенія, указаны знаменія истиннаго Христа, явно нисходящаго съ небесъ. Бѣги отъ ложнаго, и ожидай истиннаго. Указанъ тебѣ путь, какъ на время суда стать одесную. Соблюди преданіе о Христѣ, украшаясь дѣлами добрыми, чтобы, /с. 274/ благодерзновенно представъ на судѣ, наслѣдовать небесное царство. Чрезъ Христа и со Христомъ слава Богу со Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, Архіепископа Іерусалимскаго. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1855. — С. 248-274. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 25.)

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.