Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Краткое сказаніе о преподобномъ Дороѳеѣ.

Мы не имѣемъ основаній для точнаго опредѣленія времени, въ которое жилъ преподобный Дороѳей, болѣе извѣстный въ качествѣ писателя. Приблизительно же можно опредѣлить оное свидѣтельствомъ схоластика Евагрія, который, въ своей церковной исторіи, писанной, какъ извѣстно, около 590 года, упоминаетъ о современникѣ и наставникѣ преп. Дороѳея, великомъ старцѣ Варсануфіѣ, говоря, что онъ «еще живетъ, заключившись въ хижинѣ» [1]. Отсюда можно заключить, что преп. Дороѳей жилъ въ концѣ VI-го и началѣ VII-го вѣка. Предполагаютъ, что онъ былъ родомъ изъ окрестностей Аскалона [2]. Раннюю молодость свою онъ провелъ въ прилежномъ изученіи свѣтскихъ наукъ. Это видно изъ собственныхъ словъ его, помѣщенныхъ въ началѣ 10-го поученія, гдѣ преподобный говоритъ о себѣ: «когда я обучался свѣтскимъ наукамъ, мнѣ казалось это сначала весьма тягостнымъ, и когда я приходилъ взять книгу, я былъ въ такомъ же положеніи, какъ человѣкъ, идущій прикоснуться къ звѣрю; когда же я продолжалъ понуждать себя, Богъ помогъ мнѣ, и прилежаніе обратилось мнѣ въ такой навыкъ, что отъ усердія къ чтенiю я не замѣчалъ, что я ѣлъ или пилъ, или какъ спалъ. И никогда не позволялъ завлечь себя на обѣдъ съ кѣмъ-нибудь изъ друзей моихъ, и даже не вступалъ съ ними въ бесѣду во время чтенія, хотя и былъ обшителенъ и любилъ своихъ товарищей. Когда философъ отпускалъ насъ, я омывался водою, ибо изсыхалъ отъ безмѣрнаго чтенія и имѣлъ нужду каждый день освѣжаться водою; приходя же домой, я не зналъ, что буду ѣсть; ибо не могъ найти свободнаго времени для распоряженія касательно самой пищи моей, но у меня былъ вѣрный человѣкъ, который готовилъ мнѣ, что онъ хотѣлъ. А я ѣлъ, что находилъ приготовленнымъ, имѣя и книгу подлѣ себя на постелѣ, и часто углублялся въ нее. Также и во время сна она была подлѣ меня на столѣ моемъ, и уснувъ немного, я тотчасъ вскакивалъ для того, чтобы продолжать чтеніе. Опять вечеромъ, когда я возвращался (домой), послѣ вечерни, я зажигалъ свѣтильникъ и продолжалъ чтеніе до полуночи и (вообще) былъ въ такомъ состояніи, что отъ чтенія вовсе не зналъ сладости покоя».

Учась съ такой ревностію и усердіемъ, преп. Дороѳей пріобрѣлъ обширныя познанія и развилъ въ себѣ природный даръ слова, какъ о семъ упоминаетъ неизвѣстный писатель посланія о книгѣ его поученій, говоря, что преподобный «былъ высокъ по дару слова» и, подобно мудрой пчелѣ, облетая цвѣты, собиралъ полезное изъ сочиненій свѣтскихъ философовъ, и предлагалъ это въ своихъ поученіяхъ для общаго назиданія. Можетъ быть и въ этомъ случаѣ преподобный слѣдовалъ примѣру св. Василія Великаго, наставленія котораго онъ изучалъ и старался исполнять на самомъ дѣлѣ [3]. Изъ поученій преподобнаго Дороѳея и его вопросовъ св. старцамъ ясно видно, что онъ хорошо зналъ произведенія языческихъ писателей, но несравненно болѣе писанія св. Отцевъ и Учителей Церкви: Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго, Климента Александрійскаго и многихъ знаменитыхъ подвижниковъ первыхъ вѣковъ христіанства; а сожительство съ великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытнымъ знаніемъ, о чемъ свидѣтельствуютъ его поученія.

Хотя мы и не знаемъ о происхожденіи преподобнаго, но изъ бесѣдъ его съ великими старцами видно, что онъ былъ человѣкъ достаточный, и еще прежде вступленія въ монашество пользовался наставленіями знаменитыхъ подвижниковъ свв. Варсануфія и Іоанна. Это оказывается изъ отвѣта, даннаго ему св. Іоанномъ на вопросъ о раздачѣ имѣнія: «Братъ! на первые вопросы отвѣчалъ я тебѣ какъ человѣку еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенномъ отреченіи отъ міра, то слушай внимательно, по слову Писанія: разшири уста твоя и исполню я» (Псал. 80, 11) [4]. Изъ этого очевидно, что св. Іоаннъ давалъ ему совѣты еще прежде совершеннаго отреченія отъ міра. Къ сожалѣнію, до насъ не дошли всѣ сіи душеполезныя слова святыхъ старцевъ. Мы имѣемъ только тѣ изъ нихъ, которыя сохранились въ книгѣ Отвѣтовъ свв. Варсануфія и Іоанна.

Не знаемъ, какая причина побудила преподобнаго Дороѳея оставить міръ, но, разсматривая его поученія и въ особенности вопросы свв. старцамъ, можно заключить, что онъ удалился изъ міра, имѣя въ виду только одно — достигнуть Евангельскаго совершенства чрезъ исполненіе заповѣдей Божіихъ. Онъ самъ говоритъ о свв. мужахъ, въ 1-мъ поученіи своемъ: «Они поняли, что, находясь въ мірѣ, не могутъ удобно совершать добродѣтели и измыслили себѣ особенный образъ жизни, особенный образъ дѣйствованія, — я говорю о монашеской жизни, — и начали убѣгать отъ міра и жить въ пустыняхъ».

Вѣроятно на эту рѣшимость имѣли благодѣтельное вліяніе и бесѣды святыхъ старцевъ; ибо поступя въ монастырь преп. Серида, Дороѳей немедленно предалъ себя въ совершенное послушаніе св. Іоанну Пророку, такъ что ничего не позволялъ себѣ дѣлать безъ его совѣта [5]. «Когда я былъ въ общежитіи, — говоритъ о себѣ преподобный, — я открывалъ всѣ свои помыслы старцу аввѣ Іоанну, и никогда, какъ я сказалъ, не рѣшался сдѣлать что-либо безъ его совѣта. Иногда помыслъ говорилъ мнѣ: не тоже ли (самое) скажетъ тебѣ старецъ? Зачѣмъ ты хочешь безпокоить его? А я отвѣчалъ помыслу: анаѳема тебѣ, и разсужденію твоему, и разуму твоему, и мудрованію твоему, и вѣдѣнію твоему, ибо что ты знаешь, то знаешь отъ демоновъ. И такъ я шелъ и вопрошалъ старца. И случалось иногда, что онъ отвѣчалъ то самое, что у меня было на умѣ. Тогда помыслъ говоритъ мнѣ: ну что же? (видишь), это то самое, что и я говорилъ тебѣ: не напрасно ли безпокоилъ ты старца? А я отвѣчалъ помыслу: теперь оно хорошо, теперь оно отъ Духа Святаго; твое же внушеніе лукаво, отъ демоновъ, и было дѣломъ страстнаго состоянія (души). И такъ никогда не попускалъ я себѣ повиноваться своему помыслу, не вопросивъ старца».

Воспоминаніе о большомъ прилежаніи, съ которымъ преп. Дороѳей занимался свѣтскими науками, поощряло его и въ трудахъ добродѣтели. «Когда я вступилъ въ монастырь, пишетъ онъ въ 10-мъ поученіи своемъ, то говорилъ самъ себѣ: «если при обученіи свѣтскимъ наукамъ родилось во мнѣ такое желаніе и такая горячность, отъ того, что я упражнялся въ чтеніи, и оно обратилось мнѣ въ навыкъ; то тѣмъ болѣе (будетъ такъ) при обученіи добродѣтели, и изъ этого примѣра я почерпалъ много силы и усердія».

Картина его внутренней жизни и преуспѣянія подъ руководствомъ старцевъ открывается намъ отчасти изъ его вопросовъ къ духовнымъ отцамъ и наставникамъ въ благочестіи; а въ поученіяхъ его находимъ нѣкоторые случаи, свидѣтельствующіе о томъ, какъ онъ понуждалъ себя къ добродѣтели и какъ преуспѣлъ въ ней. Обвиняя всегда самого себя, онъ старался покрывать недостатки ближнихъ любовію, и проступки ихъ въ отношеніи къ нему приписывалъ искушенію или незлонамѣренной простотѣ. Такъ въ 4-мъ поученіи своемъ, преподобный приводитъ нѣсколько примѣровъ, изъ которыхъ видно, что, будучи сильно оскорбляемъ, онъ терпѣливо переносилъ это, и, проведя, какъ онъ самъ говоритъ, въ общежитіи 9-ть лѣтъ, никому не сказалъ оскорбительнаго слова.

Послушаніе, назначенное ему игуменомъ Серидомъ, состояло въ томъ, чтобы принимать и успокоивать странниковъ, и здѣсь не разъ выказывалось его великое терпѣніе и усердіе къ служенію ближнимъ и Богу. «Когда я былъ въ общежитіи, — говоритъ о себѣ преподобный Дороѳей, — игуменъ, съ совѣтомъ старцевъ, сдѣлалъ меня страннопріимцемъ, а у меня не задолго передъ тѣмъ была сильная болѣзнь. И такъ (бывало) вечеромъ приходили странники, и я проводилъ вечеръ съ ними; потомъ приходили еще погонщики верблюдовъ, и я служилъ имъ; часто и послѣ того, какъ я уходилъ спать, опять встрѣчалась другая надобность, и меня будили, а между тѣмъ наставалъ и часъ бдѣнія. Едва только я засыпалъ, какъ канонархъ уже будилъ меня; но отъ труда или отъ болѣзни я былъ въ изнеможеніи, и сонъ опять овладѣвалъ мною такъ, что, разслабленный отъ жара, я не помнилъ самъ себя и отвѣчалъ ему сквозь сонъ: хорошо, господинъ, Богъ да помянетъ любовь твою, и да наградитъ тебя; ты приказалъ, — я приду, господинъ. Потомъ, когда онъ уходилъ, я опять засыпалъ и очень скорбѣлъ, что опаздывалъ идти въ церковь. А какъ канонарху нельзя было ждать меня; то я упросилъ двухъ братій, одного, чтобы онъ будилъ меня, другаго, чтобы онъ не давалъ мнѣ дремать на бдѣніи, и повѣрьте мнѣ, братія, я такъ почиталъ ихъ, какъ бы черезъ нихъ совершалось мое спасеніе, и питалъ къ нимъ великое благоговѣніе» [6]. Подвизаясь такимъ образомъ, преподобный Дороѳей достигъ высокой мѣры духовнаго возраста, и будучи сдѣланъ начальникомъ больницы, которую братъ его устроилъ въ монастырѣ преподобнаго Серида, служилъ для всѣхъ полезнымъ примѣромъ любви къ ближнему, и въ тоже время врачевалъ душевныя язвы и немощи братіи. Глубокое смиреніе его выражается и въ самыхъ тѣхъ словахъ, которыми онъ говоритъ о семъ въ 11-мъ поученіи своемъ. «Когда я былъ въ общежитіи, не знаю, какъ братія заблуждались (касательно меня) и исповѣдывали мнѣ помышленія свои, и Игуменъ съ совѣтомъ старцевъ велѣлъ мнѣ взять на себя эту заботу». Подъ его то руководствомъ преуспѣлъ въ столь краткое время и тотъ простосердечный дѣлатель послушанія Досиѳей, описанію жизни котораго посвящено нѣсколько особыхъ страницъ сей книги. — Имѣя съ самаго поступленія въ монастырь наставникомъ своимъ св. Іоанна Пророка, преподобный Дороѳей принималъ отъ него наставленія, какъ изъ устъ Божіихъ, и считалъ себя счастливымъ, что въ бытность свою въ общежитіи удостоился послужить ему, какъ самъ онъ говоритъ объ этомъ въ поученіи своемъ о Божественномъ страхѣ: «когда я еще былъ въ монастырѣ аввы Серида, случилось, что служитель старца аввы Іоанна ученика аввы Варсануфія, впалъ въ болѣзнь, и авва повелѣлъ мнѣ служить старцу. А я и двери келліи его лобзалъ извнѣ (съ такимъ же чувствомъ), съ какимъ иной поклоняется честному кресту, тѣмъ болѣе (былъ я радъ) служить ему». Подражая во всемъ примѣру святыхъ подвижниковъ и исполняя дѣломъ благодатныя наставленія отцевъ своихъ: Великаго Варсануфія, Іоанна и игумена Серида, преподобный Дороѳей былъ несомнѣнно и наслѣдникомъ ихъ духовныхъ дарованій. Ибо Промыслъ Божій не оставилъ его подъ спудомъ неизвѣстности, но поставилъ на свѣщникѣ настоятельства; тогда какъ онъ желалъ уединенія и безмолвія, что видно изъ его вопросовъ старцамъ [7].

По кончинѣ аввы Серида и св. Іоанна Пророка, когда общій наставникъ ихъ Великій Варсануфій совершенно заключился въ своей келліи, преподобный Дороѳей удалился изъ общежитія аввы Серида, и былъ настоятелемъ. Вѣроятно къ этому времени относятся поученія, говоренныя имъ своимъ ученикамъ; эти поученія (въ числѣ 21) и нѣсколько посланій составляютъ все, что осталось намъ въ наслѣдіе отъ писаній преподобнаго, хотя свѣтъ ученія его распространялся не только въ обителяхъ иноческихъ, но и въ мірѣ: ибо многіе, привлекаемые славою его подвиговъ и добродѣтелей, прибѣгали къ нему за совѣтами и наставленіями, о чемъ свидѣтельствуетъ неизвѣстный писатель посланія, служащаго предисловіемъ къ его поученіямъ (который, какъ можно судить по содержанію его посланія, зналъ лично преподобнаго Дороѳея и, вѣроятно, былъ ученикомъ его). Онъ говоритъ, что преподобный, сообразно съ дарованіемъ (даннымъ ему отъ Бога), исполнялъ святое и мироносное служеніе равнымъ образомъ въ отношеніи къ богатымъ и нищимъ, мудрымъ и невѣждамъ, женамъ и мужамъ, старцамъ и юнымъ, скорбящимъ и радующимся, чужимъ и своимъ, мірскимъ и монахамъ, властямъ и подвластнымъ, рабамъ и свободнымъ: онъ всѣмъ постоянно былъ все и пріобрѣлъ очень многихъ.

Къ крайнему сожалѣнію, до насъ не дошло полнаго жизнеописанія сего великаго подвижника, которое безъ сомнѣнія было бы весьма назидательно. Выбравъ изъ его собственныхъ писаній то немногое, что мы теперь предложили читателямъ, считаемъ не лишнимъ присовокупить къ сему и свидѣтельство св. Ѳеодора Студита о подлинности и чистотѣ писаній преподобнаго Дороѳея. Въ завѣщаніи своемъ, св. Ѳеодоръ говоритъ о семъ такъ: «принимаю всякую Богодухновенную книгу Ветхаго и Новаго Завѣта, также и житія и Божественныя писанія всѣхъ Богоносныхъ отцевъ, учителей и подвижниковъ. Говорю же сіе ради умовреднаго Памфила, который, придя съ востока, оклеветалъ оныхъ преподобныхъ отцевъ, то-есть Марка, Исаію, Варсануфія, Дороѳея и Исихія; не тѣхъ Варсануфія и Дороѳея, которые были единомысленны съ Акефалитами и съ такъ называемымъ Декакератомъ (десяторогимъ), и были за сіе преданы анаѳемѣ Святымъ Софроніемъ въ его книгѣ, ибо сіи совершенно отличны отъ вышеупомянутыхъ мною, которыхъ я, по преданію отцевъ, принимаю, вопросивъ о семъ священноначальствовавшаго святѣйшаго Патріарха Тарасія и другихъ достовѣрныхъ Восточныхъ Отцевъ; да и въ ученіяхъ вышеупомянутыхъ отцевъ я не нашелъ не только ни малѣйшаго нечестія, напротивъ, многую душевную пользу» [8]. Согласно съ симъ свидѣтельствуетъ и другой древній писатель Нилъ, слова котораго напечатаны въ видѣ предисловія въ книгѣ поученій преподобнаго аввы Дороѳея, въ греческомъ подлинникѣ и въ славянскомъ его переводѣ. «Извѣстно да будетъ, — говоритъ онъ, — касательно сей душеполезной книги, что было два Дороѳея и два Варсануфія; одни недуговавшіе ученіемъ Севира, а другіе по всему православные и достигшіе совершенства въ подвигахъ (благочестія); сіи то самые и упоминаются въ предлежащей книгѣ, почему мы и принимаемъ оную съ любовію, какъ произведеніе сего аввы Дороѳея блаженнаго и достославнаго въ Отцахъ».

Примѣчанія:
[1] См. Церковную Исторію Евагрія схоластика. Ч. 4-я, гл. 33-я. С.-Петербургъ. 1853.
[2] Lеs ѵіеs dеs рérеs dеs désеrіs d'оrіеnt t. 2, р. 508.
[3] См. ниже Вопросы преп. Дороѳея. Вопр. 67 и 68.
[4] См ниже вопросъ 1.
[5] См. поученіе 5-е.
[6] См. поученіе 11.
[7] См. ниже вопросъ 63-й и проч.
[8] См. завѣщаніе св. Ѳеодора въ книгѣ Огласительныхъ Поученій его. Москва. 1853. Стр. 279 и 280.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. V-XI.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.