Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Посланіе о книгѣ сей къ брату, просившему, чтобы прислали ему найданныя слова преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея, которому и похвала здѣсь содержится съ краткимъ его жизнеописаніемъ, и сказаніе о жизни аввы Досиѳея.

Хвалю твое усердіе, ублажаю твою благословенную и поистинѣ добролюбивую душу за тщаніе о благомъ, многолюбезный братъ. Ибо такъ трудолюбиво испытывать и истинно хвалить сочиненія и дѣла блаженнаго поистинѣ и богодостойнаго отца нашего, дару Божію тезоименитаго, значитъ хвалить добродѣтель, любить Бога и заботиться объ истинной жизни. Похвала, по словамъ блаженнаго Григорія, рождаетъ соревнованіе, соревнованіе же — добродѣтель, а добродѣтель — блаженство. И такъ, должно радоваться и сорадоваться поистинѣ таковому твоему преуспѣянію; ибо ты сподобился послѣдовать стопамъ того, который подражалъ Кроткому и Смиренному сердцемъ, который, послѣдуя душевному самоотверженію Петра и прочихъ учениковъ Христовыхъ, такъ отвергнулъ отъ себя пристрастіе къ видимымъ вещамъ и такъ предалъ себя дѣламъ, угоднымъ Богу, что и онъ какъ я твердо знаю, могъ съ дерзновеніемъ сказать Спасителю: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27). Отъ того и скончався въ малѣ съ Богомъ, исполни лѣта долга (Прем. 4, 13). Не въ видимыхъ пустыняхъ и горахъ пребывалъ онъ и не полагалъ великимъ имѣть власть надъ дикими звѣрями, но онъ возлюбилъ душевную пустыню и желалъ приблизиться къ горамъ вѣчнымъ, дивно просвѣщающимъ, и наступать на душегубительныя главы мысленныхъ змѣй и скорпіоновъ. Сихъ вѣчныхъ горъ онъ вскорѣ и сподобился достигнуть, съ помощію Христовою, страдальческимъ отсѣченіемъ своей воли; а отсѣченіе своей воли открыло ему непогрѣшительный путь св. отцевъ, который показалъ ему блаженное оное бремя легкимъ и спасительное и благое иго поистинѣ благимъ. Отсѣченіемъ же своей воли онъ научился лучшему и дивному способу возвышенія — смиренію, и принятую отъ святыхъ старцевъ заповѣдь: «будь милостивъ и кротокъ» исполнилъ на самомъ дѣлѣ, а чрезъ сіе украсился всѣми добродѣтелями. Блаженный всегда носилъ во устахъ оное старческое изреченіе: «достигшій отсѣченія своей воли, достигъ мѣста покоя». Ибо онъ, старательно испытавъ, нашелъ, что корень всѣхъ страстей есть самолюбіе [1]. На сіе же самолюбiе рождающееся отъ сладостно-горькой нашей воли, наложивъ такое дѣйствительное лѣкарство (т. е. отсѣченіе воли), онъ (вмѣстѣ) съ корнемъ заставилъ увянуть и лукавыя отрасли, содѣлался истымъ воздѣлателемъ безсмертныхъ плодовъ и пожалъ истинную жизнь. Усердно поискавъ сокровенное на селѣ сокровище (Матѳ. 13), найдя и усвоивъ его себѣ, онъ обогатился поистинѣ, получивъ богатство неистощимое. Я желалъ бы имѣть достойную силу слова и мысли, чтобы сподобиться изложить по порядку и святое житіе его, на общую пользу, въ очевидный примѣръ добродѣтели, показавъ, какъ онъ шелъ тѣснымъ и вмѣстѣ пространнымъ, преславнымъ и блаженнымъ онымъ путемъ. Ибо тѣснымъ называется путь сей потому, что идетъ неуклонно и, не раздвояясь, держится между двухъ скользкихъ стремнинъ — какъ Божій другъ и великій поистинѣ Василій, объясняетъ тѣсноту прискорбнаго и спасительнаго пути. А пространнымъ путь сей называется по причинѣ безпристрастія и свободы шествующихъ по немъ, ради Бога, и особенно по высотѣ смиренія, которое одно только, какъ сказалъ Антоній Великій, бываетъ выше всѣхъ сѣтей діавольскихъ. Поэтому и на немъ (преподобномъ Дороѳеѣ) поистинѣ исполнилось изреченіе: широка заповѣдь Твоя зѣло (Псал. 118, 96). Но сіе, какъ невозможное для меня, я оставляю, хорошо зная, кромѣ всѣхъ другихъ добрыхъ свойствъ блаженнаго, и то, что онъ, подобно мудрой пчелѣ, облетая цвѣты, и изъ сочиненій свѣтскихъ философовъ, когда находилъ въ нихъ что-либо, могущее принести пользу, то безъ всякой лѣности въ приличное время предлагалъ въ поученіи, говоря между прочимъ: «ничего въ излишествѣ», «познай самаго себя», и тому подобные душеполезные совѣты, къ исполненію которыхъ побуждаетъ меня, какъ было сказано, если не благоразумное произволеніе, то невольное мое безсиліе. А что мнѣ повелѣла ваша усердная и добролюбивая душа, то я смѣло и сдѣлалъ, устрашаяся тяжести преслушанія и боясь наказанія за лѣность, и съ симъ писаніемъ послалъ вамъ, благоразумнымъ о Богѣ торжникамъ, лежащій у меня безъ дѣйствія талантъ, т. е., найденныя поученія сего блаженнаго: и тѣ, которыя онъ сподобился принять отъ своихъ отцевъ, и тѣ, которыя онъ самъ предалъ своимъ ученикамъ, творя и уча по примѣру нашего истиннаго Наставника и Спасителя. Хотя и не всѣ слова сего святаго могли мы найдти, но только очень немногія, и тѣ были (сперва) разсѣяны по разнымъ мѣстамъ, и уже по устроенію Божію собраны нѣкоторыми ревнителями; но довольно будетъ предложить и сіе малое для правомыслія разума твоего, по сказанному: даждь премудрому вину и премудрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9). Каковъ былъ блаженный Дороѳей, къ цѣли иноческаго житія по Богу наставляемый, и согласно намѣренію и житіе воспріявшій, — я воспоминаю умомъ своимъ. Въ отношеніи къ духовнымъ отцамъ своимъ онъ имѣлъ крайнее отреченіе отъ вещей и искреннее повиновеніе по Богу, частое исповѣданіе, точное и неизмѣнное (храненіе) совѣсти, и, въ особенности, несравненное послушаніе въ разумѣ, будучи во всемъ утверждаемъ вѣрою и усовершаемъ любовію. Въ отношеніи къ подвизавшейся съ нимъ братіи (онъ имѣлъ): стыдливость, смиреніе и привѣтливость безъ гордости и дерзости, а болѣе всего — добродушіе, простоту, неспорливость, — корни благоговѣнія и доброжелательства, и сладчайшаго паче меда единодушія — матери всѣхъ добродѣтелей. Въ дѣлахъ же, — усердіе и благоразуміе, кротость и спокойствіе, признакъ добраго нрава. Относительно вещей (которыми онъ распоряжался къ общей пользѣ), въ немъ были: тщательность, опрятность, потребное безъ пышности. Все это вмѣстѣ взятое съ другими качествами въ немъ управляемо было Божественнымъ разсужденіемъ. А прежде всего и выше всего были въ немъ — смиреніе, радость, долготерпѣніе, цѣломудріе, любовь къ чистотѣ, внимательность и поучительность. Но кто началъ бы вычислять все подробно тотъ уподобился бы желающему исчислить дождевыя капли и морскія волны, да и никто не долженъ, какъ я сказалъ прежде, рѣшаться на дѣло, превышающее его силы. Лучше предоставлю вамъ сіе пріятное изслѣдованіе, и вы конечно насладитесь имъ и поймете, отъ какой жизни и отъ какого блаженнаго пребыванія Божественнымъ промышленіемъ, все ко благу устрояющимъ, приведенъ былъ къ поученію и попеченію о душахъ сей милосердый и сострадательный отецъ, поистинѣ достойный учить и просвѣщать души, великій въ разумѣ и величайшій въ простотѣ. Великій въ мудрости и большій въ благоговѣніи, высокій въ видѣніи и высочайшій въ смиреніи, богатый по Богу и нищій духомъ, словомъ сладкій и сладчайшій въ обращеніи, искусный врачъ для каждой болѣзни и каждаго врачеванія. Онъ, сообразно съ дарованіемъ, исполнялъ оное святое и мироносное служеніе равнымъ образомъ въ отношеніи къ богатымъ и нищимъ, мудрымъ и невѣждамъ. женамъ и мужамъ, старцамъ и юнымъ, скорбящимъ и радующимся, чужимъ и своимъ, мірскимъ и монахамъ, властямъ и подвластнымъ, рабамъ и свободнымъ. Онъ всѣмъ постоянно былъ все и пріобрѣлъ очень многихъ. Но уже пора, возлюбленный, предложить тебѣ сладкую трапезу отеческихъ словъ, которой каждая часть и изреченіе, даже самое малѣйшее, приноситъ не малую пользу и пріобрѣтеніе. Ибо хотя сей Божественный и дивный мужъ и высокъ былъ по дару слова, но, желая, по заповѣди, снизойти и въ этомъ и явить собой примѣръ смиренномудрія, онъ предпочиталъ вездѣ смиренный и простой образъ выраженія и невитіеватость рѣчи. Ты же, найдя наслажденіе, достойное твоего блаженнаго и искренняго раченія, радуйся и веселись, и подражай жизни тобою достойно вожделѣннаго, моля Владыку всѣхъ и о моемъ неразуміи. Сперва же скажу я вкратцѣ о блаженномъ отцѣ Досиѳеѣ, который былъ первымъ ученикомъ святаго аввы Дороѳея.

Примѣчаніе:
[1] Въ греческой книгѣ прибавлено: т. е. любовь къ успокоенію своего тѣла.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 1-6.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.