Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Сказаніе о блаженномъ отцѣ Досиѳеѣ, ученикѣ св. аввы Дороѳея.

Блаженный поистинѣ авва Дороѳей, возлюбивъ иноческое по Богу житіе, удалился въ киновію [1] отца Серида, гдѣ нашель многихъ великихъ подвижниковъ, пребывавшихъ въ безмолвіи, изъ коихъ превосходнѣе всѣхъ были два великіе старца, св. Варсануфій и его ученикъ и сподвижникъ авва Іоаннъ, названный пророкомъ по дару прозорливости, который онъ имѣлъ отъ Бога. Имъ предалъ себя святый Дороѳей въ повиновеніе съ полною увѣренностію и бесѣдовалъ съ великимъ старцемъ чрезъ святаго отца Серида; отцу же Іоанну пророку сподобился и послужить. Вышеупомянутые святые старцы нашли нужнымъ, чтобы преподобный Дороѳей устроилъ больницу, и, помѣстившись тамъ, самъ имѣлъ о ней попеченіе, ибо братія очень скорбѣли о томъ, что впадая въ болѣзни, не имѣли никого, пекущагося о нихъ. И такъ онъ, съ помощію Божіею, устроилъ больницу, при пособіи роднаго брата своего, который снабдилъ его всѣмъ нужнымъ для ея устройства, потому что былъ мужъ весьма христолюбивый и монахолюбивый. И такъ авва Дороѳей, какъ я сказалъ, съ нѣкоторыми другими благоговѣйными братіями служилъ больнымъ и самъ, и какъ начальникъ больницы, имѣлъ надзоръ надъ симъ заведеніемъ. — Однажды послалъ за нимъ и призвалъ его къ себѣ игуменъ авва Серидъ. Войдя къ нему, онъ нашелъ тамъ нѣкотораго юношу въ воинской одеждѣ, весьма молодаго и красиваго собою, который пришелъ тогда въ монастырь вмѣстѣ съ людьми князя, которыхъ любилъ отецъ Серидъ. Когда авва Дороѳей вошелъ, то авва Серидъ, отведя его въ сторону, сказалъ ему: «эти люди привезли ко мнѣ сего юношу, говоря, что онъ хочетъ остаться въ монастырѣ и быть монахомъ, но я боюсь, не принадлежитъ ли онъ кому-нибудь изъ вельможъ, и если укралъ что-нибудь, или сдѣлалъ что либо подобное и хочетъ скрыться, а мы примемъ его, то попадемъ въ бѣду, ибо ни одежда, ни видъ его, не показываютъ человѣка, желающаго быть монахомъ». Юноша сей былъ сродникъ нѣкотораго воеводы, жилъ въ большой нѣгѣ и роскоши (ибо сродники такихъ вельможъ всегда живутъ въ большой нѣгѣ), и никогда не слыхалъ слова Божія. Однажды нѣкоторые люди воеводы разсказывали при немъ о святомъ градѣ (Іерусалимѣ); услышавъ о немъ, онъ возжелалъ видѣть тамошнюю святыню и просилъ воеводу послать его посмотрѣть святыя мѣста. Воевода, не желая опечалить его, отыскалъ одного ближняго своего друга, отправляющагося туда, и сказалъ ему: «сдѣлай мнѣ милость, возьми сего юношу съ собою посмотрѣть святыя мѣста». Онъ же, принявъ отъ воеводы сего молодаго человѣка, оказываль ему всякую честь, берегъ его и предлагалъ ему вкушать пищу вмѣстѣ съ собою и женою своею.

И такъ, достигнувъ святаго града и поклонившись святымъ мѣстамъ, пришли они и въ Геѳсиманію, гдѣ было изображеніе страшнаго суда. Когда же юноша, остановясь предъ симъ изображеніемъ, смотрѣлъ на него со вниманіемъ и удивленіемъ, онъ увидѣлъ благолѣпную Жену, облеченную въ багряницу, которая стояла подлѣ него и объясняла ему муку каждаго изъ осужденныхъ, и давала при томъ нѣкоторыя другія наставленія отъ себя. Юноша, слыша сіе, изумлялся и дивился, ибо, какъ я уже сказалъ, онъ никогда не слыхалъ ни слова Божія, ни того, что есть судъ. И такъ онъ сказалъ ей: «Госпожа! что должно дѣлать, чтобы избавиться отъ сихъ мукъ?» Она отвѣчала ему: «постись, не ѣшь мясо, и молись часто, и избавишься отъ мукъ». Давши ему сіи три заповѣди, багряноносная Жена стала невидима и болѣе не являлась ему. Юноша обошелъ все то мѣсто, ища ея, полагая, что это было (обыкновенная) жена, но не нашелъ Ея: ибо то была Святая Марія Богородица. Съ тѣхъ поръ юноша сей пребывалъ въ умиленіи и хранилъ три заповѣди, данныя ему; а другъ воеводы, видя, что онъ постится и не ѣстъ мяса, скорбѣлъ о семъ за воеводу, ибо онъ зналъ, что воевода особенно берегъ сего юношу. Воины же, которые были съ нимъ, видя, что онъ такъ себя ведетъ, сказали ему: «юноша! то, что ты дѣлаешь, неприлично человѣку, хотящему жить въ мірѣ; если ты хочешь такъ жить, то иди въ монастырь и спасешь душу свою». А онъ, не зная ничего Божественнаго, ни того, что такое монастырь, и соблюдая только слышанное отъ оной Жены, сказалъ имъ: «ведите меня, куда знаете, ибо я не знаю, куда идти». Нѣкоторые изъ нихъ были, какъ я сказалъ, любимы аввою Серидомъ и, придя въ монастырь, привели сего юнощу съ собою. Когда же авва послалъ блаженнаго Дороѳея поговорить съ нимъ, авва Дороѳей испытывалъ его и нашелъ, что юноша не могъ ничего другаго сказать ему, какъ только: «хочу спастись». Тогда онъ пришелъ и сказалъ аввѣ: «если тебѣ угодно принять его, не бойся ничего, ибо въ немъ нѣтъ ничего злаго». Авва сказалъ ему: «сдѣлай милость, прими его къ себѣ для его спасенія, ибо я не хочу, чтобы онъ былъ посреди братій». Авва Дороѳей, по благоговѣнію своему, долго отказывался отъ сего, говоря: «выше силы моей принять на себя чью-либо тяготу, и не моей это мѣры». Авва отвѣчалъ ему: «я ношу и твою и его тяготу, о чемъ же ты скорбишь?» Тогда блаженный Дороѳей сказалъ ему: «когда ты рѣшилъ такимъ образомъ, то возвѣсти о семъ старцу [2], если тебѣ угодно». Авва отвѣчалъ ему: «хорошо, я скажу ему». И онъ пошелъ и возвѣстилъ о семъ великому старцу. Старецъ же сказалъ блаженному Дороѳею: «прими сего юношу, ибо чрезъ тебя Богъ спасетъ его». Тогда онъ принялъ его съ радостію, и помѣстилъ его съ собою въ больницѣ. Имя его было Досиѳей.

Когда пришло время вкушать пищу, авва Дороѳей сказалъ ему: «ѣшь до сытости, только скажи мнѣ, сколько ты съѣшь». Онъ пришелъ и оказалъ ему: «я съѣлъ полтора хлѣба, а въ хлѣбѣ, было четыре литры» [3]. Авва Дороѳей спросилъ его: «довольно ли тебѣ сего, Досиѳей?» Тотъ отвѣчалъ: «да, господине мой, мнѣ довольно сего». Авва спросилъ его: «не голоденъ ты, Досиѳей?» Онъ отвѣчалъ ему: «нѣтъ, владыко, не голоденъ». Тогда авва Дороѳей сказалъ ему: «въ другой разъ съѣшь одинъ хлѣбъ, а другую половину хлѣба раздѣли пополамъ, съѣшь одну четверть, другую же четверть раздѣли на двое, съѣшь одну половину». Досиѳей исполнилъ такъ. Когда же авва Дороѳей спросилъ его: «голоденъ ли ты, Досиѳей?» Онъ отвѣчалъ: «да, господине, немного голоденъ». Чрезъ нѣсколько дней опять говорилъ ему: «каково тебѣ, Досиѳей? продолжаешь ли ты чувствовать себя голоднымъ?» Онъ отвѣчалъ ему: «нѣтъ, господине, молитвами твоими мнѣ хорошо». Говоритъ ему авва: «и такъ отложи и другую половину четверти». И онъ исполнилъ сіе. Опять чрезъ нѣсколько дней (авва Дороѳей) спрашиваетъ у него: «каково тебѣ теперь (Досиѳей), не голоденъ ли ты?» Онъ отвѣчалъ: «мнѣ хорошо, господине». Говоритъ ему авва: «раздѣли и другую четверть на двое, и съѣшь половину, а половину оставь». Онъ исполнилъ сіе. И такъ съ Божіею помощію, мало по малу, отъ шести литръ, а литра имѣетъ двѣнадцать унцій, онъ остановился на осьми унціяхъ., т. е. шестидесяти четырехъ драхмахъ. Ибо и употребленіе пищи зависитъ отъ привычки.

Юноша сей былъ тихъ и искусенъ во всякомъ дѣлѣ, которое исполнялъ; онъ служилъ въ больницѣ больнымъ, и каждый былъ успокоенъ его служеніемъ, ибо онъ все дѣлалъ тщательно. Если-же случалось ему оскорбиться на кого-нибудь изъ больныхъ и сказать что-либо съ гнѣвомъ, то онъ оставлялъ все, уходилъ въ келарню (кладовую) и плакалъ. Когда же другіе служители больницы входили утѣшать его, и онъ оставался неутѣшнымъ, то они приходили къ отцу Дороѳею и говорили ему: «сдѣлай милость, отче, пойди и узнай, что случилось съ этимъ братомъ: онъ плачетъ, и мы не знаемъ, отъ чего». Тогда авва Дороѳей входилъ къ нему и, найдя его сидящимъ на землѣ и плачущимъ, говорилъ ему: «что такое, Досиѳей, что съ тобою? О чемъ ты плачешь?» Досиѳей отвѣчалъ: «прости меня, отче, я разгнѣвался и худо говорилъ съ братомъ моимъ». Отецъ отвѣчалъ ему на это: «такъ-то, Досиѳей, ты гнѣваешься, и не стылишься, что гнѣваешься и обижаешь брата своего? Развѣ ты не знаешь, что онъ есть Христосъ и что ты оскорбляешь Христа?» Досиѳей преклонялъ съ плачемъ голову и ничего не отвѣчалъ. И когда авва Дороѳей видѣлъ, что онъ уже довольно плакалъ, то говорилъ ему тихо: «Богъ проститъ тебя. Встань, отнынѣ положимъ начало (исправленія себя); постараемся, и Богъ поможетъ». Услышавъ это, Досиѳей тотчасъ же вставалъ и съ радостію спѣшилъ къ своему служенію, какъ бы поистинѣ отъ Бога получилъ прощеніе и извѣщеніе. Такимъ образомъ служащіе въ больницѣ, узнавъ его обыкновеніе, когда видѣли его плачущимъ, говорили: «что-нибудь случилось съ Досиѳеемъ, онъ опять въ чемъ-нибудь согрѣшилъ», и говорили блаженному Дороѳею: «Отче, войди въ кладовую, тамъ тебѣ есть дѣло». Когда же онъ входилъ и находилъ Досиѳея, сидящаго на землѣ и плачущаго, то догадывался, что онъ сказалъ кому-нибудь худое слово. И говорилъ ему: «что такое, Досиѳей? или ты опять оскорбилъ Христа? или опять разгнѣвался? не стыдно ли тебѣ? почему ты не исправляешься?» А тотъ продолжалъ плакать. Когда же (авва Дороѳей) опять видѣлъ, что онъ насытился плачемъ, то говорилъ ему: «встань, Богъ да проститъ тебя; опять положи начало и исправься наконецъ». Досиѳей тотчасъ же съ вѣрою отвергалъ печаль оную и шелъ на дѣло свое. Онъ очень хорошо постилалъ больнымъ постели и имѣлъ такую свободу въ исповѣданіи своихъ помысловъ, что часто, когда постилалъ постель и видѣлъ, что блаженный Дороѳей проходитъ мимо, говорилъ ему: «Отче, отче, помыслъ говоритъ мнѣ: ты хорошо постилаешь». И отвѣчалъ ему авва Дороѳей: «О диво! Ты сталъ хорошимъ рабомъ, отличнымъ постельничимъ [4], а хорошій ли ты монахъ?».

Никогда авва Дороѳей не позволялъ ему имѣть пристрастіе къ какой-либо вещи, или къ чему бы то ни было; и все, что онъ говорилъ, Досиѳей принималъ съ вѣрою и любовью, и во всемъ усердно слушалъ его. Когда ему нужна была одежда, авва Дороѳей давалъ ему оную (шить самому), и онъ уходилъ и шилъ ее съ большимъ стараніемъ и усердіемъ. Когда же онъ оканчивалъ ее, блаженный призывалъ его и говорилъ: «Досиѳей, сшилъ ли ты ту одежду?» Онъ отвѣчалъ: «да, отче, сшилъ и хорошо ее отдѣлалъ». Авва Дороѳей говорилъ ему: «поди и отдай ее такому-то брату, или тому-то больному». Тотъ шелъ и отдавалъ ее съ радостію. (Блаженный) опять давалъ ему другую, и также, когда тотъ сшивалъ и оканчивалъ ее, говорилъ ему: «отдай ее сему брату». Онъ отдавалъ тотчасъ, и никогда не поскорбѣлъ и не поропталъ, говоря: «всякій разъ, когда я сошью и старательно отдѣлаю одежду, онъ отнимаетъ ее отъ меня и отдаетъ другому», но все хорошее, что онъ слышалъ, исполнялъ съ усердіемъ.

Однажды нѣкто изъ посылаемыхъ на послушаніе внѣ монастыря принесъ хорошій и очень красивый ножъ. Досиѳей взялъ его и показалъ отцу Дороѳею, говоря: «такой-то братъ принесъ этотъ ножъ, и я взялъ его, чтобы, если повелишь, имѣть его въ больницѣ, потому что онъ хорошъ». Блаженный же Дороѳей никогда не пріобрѣталъ для больницы ничего красиваго, но только то, что было хорошо въ дѣлѣ. И (потому) сказалъ Досиѳею: «покажи, я посмотрю хорошъ ли онъ?» Онъ подалъ ему, говоря: «да, отче, онъ хорошъ». Авва увидѣлъ, что это дѣйствительно вещь хорошая, но такъ какъ не хотѣлъ, чтобы Досиѳей имѣлъ пристрастіе къ какой-либо вещи, то и не велѣлъ ему носить сего ножа и сказалъ: «Досиѳей! ужели тебѣ угодно быть рабомъ ножу сему, а не рабомъ Богу? Или тебѣ угодно связать себя пристрастіемъ къ ножу сему? Или ты не стыдишься, желая, чтобы обладалъ тобою сей ножъ, а не Богъ?» Онъ же, слыша это, не поднималъ головы, но поникнувъ лицемъ долу, молчалъ. Наконецъ, побранивъ его довольно, авва Дороѳей сказалъ ему: «пойди и положи ножъ въ больницѣ, и никогда не прикасайся къ нему», и Досиѳей такъ остерегался прикасаться къ ножу сему, что не дерзалъ его брать и для того, чтобы подать когда-нибудь другому, и тогда какъ другіе служители брали его, онъ одинъ не прикасался къ нему. И никогда не сказалъ: «не таковъ ли и я, какъ всѣ прочіе?» но все, что онъ ни слышалъ отъ отца, исполнялъ съ радостію. Такъ провелъ онъ не долгое время своего пребыванія въ монастырѣ, ибо онъ прожилъ въ немъ только пять лѣтъ, и скончался въ послушаніи, никогда и ни въ чемъ не исполнивъ своей воли и не сдѣлавъ ничего по пристрастію. Когда же онъ впалъ въ болѣзнь и сталъ харкать кровью (отъ чего и умеръ), услышалъ онъ отъ кого-то что недоваренныя яйца полезны харкающимъ. Это было извѣстно и блаженному Дороѳею, который заботился о его исцѣленіи, но, по множеству дѣлъ, средство это не пришло ему на умъ. Досиѳей сказалъ ему: «отче, хочу сказать тебѣ, что я слышалъ о вещи, полезной для меня, но не хочу, чтобы ты далъ мнѣ ее, потому что помыслъ о ней безпокоитъ меня». Дороѳей отвѣчалъ ему (на сіе): «скажи мнѣ, чадо, какая эта вещь?» Онъ отвѣчалъ ему: «дай мнѣ слово, что ты не дашь ее, потому, что, какъ я сказалъ, помыслъ смущаетъ меня о семъ». Авва Дороѳей говоритъ ему: «хорошо, я сдѣлаю, какъ ты желаешь». Тогда больной сказалъ ему: «я слышалъ отъ нѣкоторыхъ, что недоваренныя яйца полезны харкающимъ кровью; но Господа ради, если тебѣ угодно, чего ты прежде не далъ мнѣ самъ отъ себя, того не давай мнѣ и теперь ради моего помысла». Авва отвѣчалъ ему: «хорошо, если не хочешь, то я не дамъ тебѣ, только не скорби». И онъ старался вмѣсто яицъ давать ему другія полезныя для него лѣкарства, ибо Досиѳей прежде сказалъ, что помыслъ смущаетъ его касательно яицъ. Вотъ какъ онъ подвизался отсѣчь свою волю, даже и въ такой болѣзни.

Онъ имѣлъ всегда и память Божію, ибо (авва Дороѳей) заповѣдалъ ему постоянно говорить: «Господи, Іисусе Христе, помилуй мя», и между этимъ: «Сыне Божій, помози ми»: такъ онъ всегда произносилъ эту молитву. Когда же болѣзнь его весьма усилилась, блаженный сказалъ ему: «Досиѳей, заботься о молитвѣ, смотри, чтобы не лишиться ея». Онъ отвѣчалъ: «хорошо, отче, (только) молись о мнѣ». Опять когда ему сдѣлалось еще хуже, (блаженный) сказалъ ему: «что, Досиѳей, какъ молитва, продолжается ли по прежнему?» Онъ отвѣчалъ ему: «да, отче, твоими молитвами». Когда же ему стало весьма трудно и болѣзнь такъ усилилась, что его носили на простынѣ, авва Дороѳей спросилъ у него: «какъ молитва, Досиѳей?» Онъ отвѣчалъ: «прости, отче, болѣе не могу держать ее». Тогда сказалъ ему (авва Дороѳей): «и такъ оставь молитву, только вспоминай Бога и представляй себѣ Его, какъ сущаго предъ тобою». — Страдая сильно, Досиѳей возвѣстилъ о семъ великому старцу [5], говоря: «отпусти меня, болѣе не могу терпѣть». На сіе старецъ отвѣчалъ ему: «терпи, чадо, ибо близка милость Божія». Блаженный же Дороѳей, видя, что онъ такъ сильно страдалъ, скорбѣлъ о семъ, боясь, чтобы онъ не повредился умомъ. Черезъ нѣсколько дней Досиѳей опять возвѣстилъ о себѣ старцу, говоря: «Владыко мой, не могу болѣе (жить)»; тогда старецъ отвѣчалъ ему: «иди, чадо, съ миромъ, предстань Святой Троицѣ, и молись о насъ».

Услышавъ сей отвѣтъ старца, братія начали негодовать и говорить: «что онъ сдѣлалъ особеннаго, или каковъ былъ подвигъ его, что онъ услышалъ сіи слова?» Ибо они дѣйствительно не видѣли, чтобы Досиѳей особенно подвизался, или вкушалъ пищу черезъ день, какъ дѣлали нѣкоторые изъ бывшихъ тамъ, или, чтобы онъ бодрствовалъ прежде обычнаго бдѣнія, но и на самое бдѣніе вставалъ не къ началу; также не видѣли, чтобы онъ имѣлъ особенное воздержаніе, но напротивъ примѣчали, что если случайно оставалось отъ больныхъ немного соку или рыбьихъ головъ, или чего-нибудь подобнаго, то онъ ѣлъ это. А тамъ были иноки, которые, какъ я сказалъ, долгое время вкушали пищу черезъ день и удвоивали свои бдѣнія и воздержаніе. Они-то, услышавъ, что старецъ послалъ таковый отвѣтъ юношѣ, пробывшему въ монастырѣ только пять лѣтъ, смущались, не зная дѣланія его и несомнѣннаго во всемъ послушанія, что онъ никогда ни въ чемъ не исполнилъ своей воли, что, если случалось когда-нибудь блаженному Дороѳею оказать ему слово, смѣясь надъ нимъ (и какъ бы что-нибудь приказывая), то онъ поспѣшно шелъ и исполнялъ это безъ разсужденія. Напримѣръ, сначала онъ по привычкѣ говорилъ громко; блаженный Дороѳей, смѣясь надъ нимъ, однажды сказалъ ему: «тебѣ нуженъ вукократъ, Досиѳей? хорошо, пойди же возьми вукократъ». Онъ, услышавъ это, пошелъ и принесъ чашу съ виномъ и хлѣбомъ [6], и подалъ ему, чтобы принять благословеніе. Авва Дороѳей, не понимая этого, посмотрѣлъ на него съ удивленіемъ, и сказалъ: «чего ты хочешь?» Онъ отвѣчалъ: «ты велѣлъ мнѣ взять вукократъ, такъ дай мнѣ благословеніе». Тогда онъ сказалъ: «безмысленный, такъ какъ ты кричишь подобно Готѳамъ, которые кричатъ когда (напьются) и разсердятся, то и я сказалъ тебѣ: возьми вукократъ, ибо ты говоришь, какъ Готѳъ». Досиѳей же, услышавъ это, поклонился и отнесъ обратно принесенное имъ.

Однажды пришелъ онъ также спросить (авву Дороѳея) объ одномъ изреченіи святаго Писанія, ибо ради чистоты своей онъ началъ понимать святое Писаніе. Блаженный же Дороѳей, не хотѣлъ, чтобы онъ вдавался въ это, но чтобы лучше охранялся смиреніемъ. И такъ, когда Досиѳей спросилъ его, онъ отвѣчалъ ему: «не знаю». Но тотъ, не понявъ (намѣренія отца своего), опятъ пришелъ и спросилъ его о другой главѣ. Тогда онъ сказалъ ему: «не знаю, но пойди и спроси отца Игумена», и Досиѳей пошелъ, уже ни мало не разсуждая; авва же Дороѳей предварительно сказалъ Игумену: «если Досиѳей придетъ къ тебѣ спросить что-нибудь изъ Писанія, то побей его слегка». И такъ когда онъ пришелъ и спросилъ (Игумена), тотъ началъ толкать его, говоря: «зачѣмъ ты не сидишь спокойно (въ своей кельѣ) и не молчишь, когда ты ничего не знаешь? Какъ смѣешь ты спрашивать о такихъ предметахъ? Что не заботишься о нечистотѣ своей?» И сказавъ ему еще нѣсколько подобныхъ выраженій, Игуменъ отослалъ его, давъ ему и два легкихъ удара по щекамъ. Досиѳей, возвратясь къ аввѣ Дороѳею, показалъ ему свои щеки, покраснѣвшіе отъ удареній, и сказалъ: «вотъ я получилъ, чего спросилъ» [7]. Но не сказалъ ему: «зачѣмъ ты самъ не вразумилъ меня, а послалъ къ отцу (Игумену)?» Онъ не сказалъ ничего подобнаго, но все (что говорилъ ему отецъ его) принималъ съ вѣрою и исполнялъ, не разсуждая. Когда же онъ вопрошалъ авву Дороѳея о какомъ-либо помыслѣ, то съ такою увѣренностью принималъ слышанное и такъ соблюдалъ оное, что во второй разъ уже не спрашивалъ (старца) о томъ же помыслѣ.

И такъ, не понимая, какъ я сказалъ, чуднаго сего дѣланія, нѣкоторые изъ братіи роптали о сказанномъ Досиѳею отъ великаго старца. Когда же Богъ восхотѣлъ явить славу, уготованную ему за святое его послушаніе, а также и даръ ко спасенію душъ, который имѣлъ блаженный авва Дороѳей, хотя и былъ еще ученикомъ, сподобившись такъ вѣрно и скоро наставить Досиѳея къ Богу: тогда въ скоромъ времени по блаженной кончинѣ Досиѳея, случилось слѣдующее: одинъ великій старецъ, изъ другаго мѣста пришедши къ находившимся тамъ (въ киновіи аввы Серида) братіямъ, возжелаль видѣть прежде почившихъ св. отцевъ сей киновіи и помолился Богу, чтобы Онъ открылъ ему о нихъ. И увидѣлъ ихъ всѣхъ вмѣстѣ, стоящихъ какъ бы въ ликѣ, посреди же ихъ былъ нѣкоторый юноша. Старецъ послѣ спросилъ: «кто тотъ юноша, котораго я видѣлъ среди святыхъ отцевъ?» И когда онъ описалъ примѣты лица его, то всѣ узнали, что это былъ Досиѳей, и прославили Бога, удивляясь, отъ какой жизни и отъ какого прежняго пребыванія, въ какую мѣру сподобился онъ достигнуть въ столь короткое время тѣмъ, что имѣлъ послушаніе и отсѣкалъ свою волю. За нихъ всѣхъ воздадимъ славу человѣколюбивому Богу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ Аминь.

Примѣчанія:
[1] Киновія — общежительный монастырь.
[2] Великому старцу Варсануфію.
[3] Литра содержитъ около 3/4 фунта.
[4] Заимствованное изъ житія преподобнаго въ Четьи-Минеи (19 февраля) греческой книги, а въ славянскомъ переводѣ оной, сіе мѣсто читается такъ: «бяше добръ рабъ, бысть добръ оселъ, еда бо добръ инокъ?»
[5] Св. Варсануфію.
[6] Въ греческ. книгѣ прибавлено: «ибо это и значить вукократъ».
[7] Въ слав. «имамъ и пястницу на хребтѣ».

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 6-18.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.