Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Поученіе третіе.
О совѣсти.

Когда Богъ сотворилъ человѣка, то Онъ всѣялъ въ него нѣчто Божественное, какъ бы нѣкоторый помыслъ, имѣющій въ себѣ, подобно искрѣ, и свѣтъ, и теплоту; помыслъ, который просвѣщаетъ умъ и показываетъ ему, что доброе, и что злое: сіе называется совѣстію, а она есть естественный законъ. Это тѣ кладязи, которые, какъ толкуютъ Святые Отцы, искапывалъ Исаакъ, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Послѣдуя сему закону, то-есть совѣсти, Патріархи и всѣ Святые, прежде написаннаго закона, угодили Богу. Но когда люди, чрезъ грѣхопаденіе, зарыли и попрали ее, тогда сдѣлался нуженъ законъ написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сдѣлалось самое пришествіе Владыки нашего Іисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совѣсть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь храненіемъ святыхъ Его заповѣдей.

Нынѣ же въ нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей свѣтиться въ насъ и просвѣщать насъ, если будемъ повиноваться ей. Ибо когда совѣсть наша говоритъ намъ сдѣлать что-либо, а мы пренебрегаемъ симъ, и когда она снова говоритъ, а мы не дѣлаемъ, но продолжаемъ попирать ее, тогда мы засыпаемъ ее, и она не можетъ уже явственно говорить намъ отъ тяготы, лежащей на ней, но, какъ свѣтильникъ, сіяющій за завѣсою, начинаетъ показывать намъ вещи темнѣе. И какъ въ водѣ, помутившейся отъ многаго ила, никто не можетъ узнать лица своего, такъ и мы, по преступленіи, не разумѣемъ, что говоритъ намъ совѣсть наша; такъ что намъ кажется, будто ея вовсе нѣтъ у насъ. Однако нѣтъ человѣка, не имѣющаго совѣсти, ибо она есть, какъ мы уже сказали, нѣчто Божественное и никогда не погибаетъ, но всегда напоминаетъ намъ полезное, а мы не ощущаемъ сего, потому что, какъ уже сказано, пренебрегаемъ ею и попираемъ ее.

Посему-то Пророкъ оплакиваетъ Ефрема и говоритъ: Соодолѣ Ефремъ соперника своего, и попра судъ (Ос. 5, 11). Соперникомъ же называетъ совѣсть. Поэтому и въ Евангеліи сказано: буди увѣщаваяся съ соперникомъ твоимъ, дондеже еси на пути съ нимъ, да не когда тя предастъ судіи, а судія слугамъ, и всадятъ тя въ темницу; аминь глаголю тебѣ: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси послѣдній кодрантъ (Матѳ. 5, 25-26). Но почему же совѣсть называется соперникомъ? Соперникомъ называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей волѣ и напоминаетъ намъ, что мы должны дѣлать, но не дѣлаемъ; и опять, чего не должны дѣлать, и дѣлаемъ, и за это она осуждаетъ насъ. Потому и Господь называетъ ее соперникомъ и заповѣдуетъ намъ, говоря: буди увѣщеваяся съ соперникомъ твоимъ, дондеже еси на пути съ нимъ. Путь, какъ говоритъ Василій Великій, есть міръ сей.

И такъ, потщимся, братія, хранить совѣсть нашу пока мы находимся въ этомъ мірѣ, не допустимъ, чтобы она обличала насъ въ какомъ-либо дѣлѣ: не будемъ попирать ее отнюдь ни въ чемъ, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что отъ (пренебреженія) сего малаго и въ сущности ничтожнаго мы переходимъ и къ пренебреженію великаго. Ибо если кто начнетъ говорить: «что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съѣмъ эту бездѣлицу? что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?» — отъ этого: «что за важность въ томъ, что за важность въ другомъ» впадаетъ онъ въ худой навыкъ [1] и начинаетъ пренебрегать великимъ и важнымъ, и попирать свою совѣсть, а такимъ образомъ, закоснѣвая (во злѣ), находится въ опасности придти и въ совершенное нечувствіе. Поэтому берегитесь, братія, пренебрегать малымъ, берегитесь презирать его, какъ малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрезъ него образуется худой навыкъ. Будемъ же внимать себѣ и заботиться о легкомъ, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжкимъ: ибо и добродѣтели, и грѣхи начинаются отъ малаго и приходятъ къ великому добру и злу. Поэтому заповѣдуетъ намъ Господь блюсти свою совѣсть и какъ бы особенно увѣщеваетъ (каждаго изъ насъ), говоря: «посмотри, что ты дѣлаешь, несчастный! опомнись, помирись съ соперникомъ твоимъ, пока ты на пути съ нимъ». Потомъ указываетъ бѣдственныя послѣдствія отъ несоблюденія сей заповѣди: да не когда предастъ судіи, а судія слугамъ, и всадятъ тя въ темницу. А затѣмъ что? — Аминь глаголю тебѣ: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси послѣдній кодрантъ. Ибо совѣсть обличаетъ насъ, какъ я уже сказалъ, и въ добрѣ, и въ злѣ, и показываетъ намъ, что дѣлать; и опять она же осудитъ насъ въ будущемъ вѣкѣ, поэтому и сказано: да не когда предастъ тя судіи, и прочее.

А храненіе совѣсти многоразлично: ибо человѣкъ долженъ сохранять ее въ отношеніи къ Богу, къ ближнему и вещамъ. Въ отношеніи къ Богу хранитъ совѣсть тотъ, кто не пренебрегаетъ Его заповѣдями и даже въ томъ, чего не видятъ люди, и чего никто не требуетъ отъ насъ, онъ хранитъ совѣсть свою къ Богу въ тайнѣ. Напримѣръ, облѣнился ли кто въ молитвѣ, или страстный помыслъ вошелъ въ сердце его, а онъ не воспротивился ему и не возстягнулъ себя, но принялъ его; также, если кто, видя ближняго, дѣлающаго или говорящаго что-либо, и какъ (обыкновенно) случается, осудилъ его; короче сказать, все, что бываетъ въ тайнѣ, чего никто не знаетъ, кромѣ Бога и совѣсти нашей, должны мы хранить; и сіе-то есть храненіе совѣсти въ отношеніи къ Богу. А храненіе совѣсти въ отношеніи къ ближнему требуетъ, чтобы не дѣлать отнюдь ничего такого, что, какъ мы знаемъ, оскорбляетъ или соблазняетъ ближняго дѣломъ, или словомъ, или видомъ или взоромъ: ибо и видомъ, какъ я часто повторяю, даже и взоромъ можно оскорбить брата. Короче сказать: человѣкъ не долженъ дѣлать ничего такого, о чемъ знаетъ, что онъ дѣлаетъ это съ намѣреніемъ оскорбить ближняго; симъ оскверняется совѣсть его, сознавая, что это сдѣлано съ тѣмъ, чтобы повредить брату или опечалить его: и сіе-то значитъ хранить свою совѣсть въ отношеніи къ ближнему. А храненіе совѣсти въ отношеніи къ вещамъ состоитъ въ томъ, чтобы не обращаться небрежно съ какою-либо вещію, не допускать ей портиться и не бросать ее какъ-нибудь, а если увидимъ что-либо брошенное, то не должно пренебрегать симъ, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое мѣсто. Не должно также обходиться неразсмотрительно съ своею одеждою: ибо случается, что иной могъ бы носить одежду [2] недѣлю или двѣ, или даже мѣсяцъ, а онъ часто моетъ ее преждевременно и тѣмъ портитъ ее, и вмѣсто того, чтобы носить ее пять мѣсяцевъ или болѣе, онъ частымъ мытьемъ приводитъ ее въ ветхость и негодность; а это противъ совѣсти. Также и въ отношеніи постели, часто иной могъ бы довольствоваться одной подушкой, а онъ ищетъ большой постели; или имѣетъ власяницу, но хочетъ перемѣнить ее и пріобрѣсти другую, новую или болѣе красивую, по тщеславію или отъ унынія. Иной опять можетъ обойтись однимъ покрываломъ, а онъ ищетъ другаго, лучшаго, иногда даже и споритъ, если не получитъ его. А если онъ еще станетъ примѣчать за братомъ своимъ и говорить: «зачѣмъ у него есть, а у меня нѣтъ?» то такой далекъ отъ преуспѣянія. Также если кто-либо развѣситъ свою одежду или покрывало на солнцѣ, и полѣнится вовремя снять ихъ, и допуститъ имъ отъ зноя портиться, то и это противъ совѣсти. Также и въ пищѣ, иной можетъ удовлетворить своей потребности малымъ количествомъ какой-либо овощи, или чечевицей, или немногими маслинами, а онъ не хочетъ этого, но ищетъ другой пищи, вкуснѣйшей и лучшей: это все противъ совѣсти. Отцы же говорятъ, что монахъ никогда не долженъ допускать, чтобы совѣсть обличала его въ какой-либо вещи. И такъ, необходимо намъ, братія, внимать себѣ всегда и охранять себя отъ всего этого, чтобы не подвергнуться тому бѣдствію, отъ котораго Самъ Господь предостерегаетъ насъ, какъ мы выше сказали. Да подастъ намъ Богъ слышать и исполнять сіе, чтобы слова Отцевъ нашихъ не послужили намъ на осужденіе.

Примѣчанія:
[1] Въ слав. «злую и горькую пажить».
[2] Вѣроятно, полотняную — хитонъ.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 49-54.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.