Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Поученіе осмьнадцатое.
Къ брату, проходящему келарскую службу.

Если не хочешь впадать въ раздражительность и злопамятность, то отнюдь не имѣй пристрастія къ вещамъ и не заботься о нихъ черезчуръ; но и не пренебрегай ими, какъ маловажными и ничтожными: но когда кто проситъ ихъ у тебя, давай; если же онъ случайно, или по небреженію разобьетъ или потеряетъ что, не скорби. (Впрочемъ) ты долженъ такъ поступать не по нерадѣнію о монастырскихъ вещахъ, ибо ты обязанъ всею силою и со всякимъ стараніемъ заботиться о нихъ, но изъ желанія охранять себя отъ смущенія и споровъ, постоянно являя предъ Богомъ посильное твое стараніе. Достигнуть же сего ты можешь только тогда, когда будешь распоряжаться (монастырскими вещами), не какъ своими собственными, но какъ вещами принесенными Богу и только ввѣренными твоему попеченію. Ибо первое располагаетъ насъ къ тому, чтобы не имѣть пристрастія (къ вещамъ), а второе къ тому, чтобы не пренебрегать ими. Если же ты не имѣешь въ виду сей цѣли, то будь увѣренъ, что не перестанешь подвергаться смущенію и смущать себя и другихъ.

Вопросъ. Мысль моя радуется симъ словамъ и желаетъ, чтобы это было такъ; но почему же я оказываюсь неготовымъ во время надобности?

Отвѣтъ. Потому что не всегда въ этомъ поучаешься. Если хочешь имѣть эти мысли въ (нужное) время, то поучайся въ нихъ всегда, постоянно слѣдуй имъ, и вѣруй Богу, что ты преуспѣешь. Молитву растворяй поученіемъ въ Божественномъ Писаніи. Больнымъ угождай, главное, для того, чтобы чрезъ это пріобрѣсти милосердіе, какъ я часто говорилъ; притомъ же, когда и ты заболѣешь, то Богъ воздвигнетъ человѣка, который послужитъ тебѣ; ибо Онъ сказалъ: въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится вамъ (Матѳ. 7, 2). Если же постараешься исполнить дѣло, по силѣ твоей и по совѣсти, то ты долженъ знать и удостовѣрить себя, что ты еще не уразумѣлъ истиннаго пути; а потому и обязанъ безъ смущенія и безъ скорби, но съ радостью принимать, когда услышишь, что ты согрѣшилъ въ томъ, что по твоему мнѣнію, сдѣлалъ ты по совѣсти: ибо сужденіемъ тѣхъ, которые разумнѣе тебя, все недостаточное исправляется, а хорошо исполняемое становится тверже. Постарайся преуспѣть, чтобы, когда случится скорбь, или тѣлесная, или духовная, ты могъ бы перенести ее безъ печали, безъ отягощенія и съ терпѣніемъ. Когда услышишь, будто ты сдѣлалъ то, чего ты не дѣлалъ, то не удивляйся сему и не огорчайся, но тотчасъ со смиреніемъ поклонись сказавшему тебѣ сіе, говоря ему: «прости меня и помолись о мнѣ», и потомъ молчи, какъ заповѣдали Отцы. А когда онъ тебя спроситъ правда-ли это, или нѣтъ: тогда поклонись со смиреніемъ, и скажи по истинѣ, какъ было дѣло, а сказавъ, опять поклонись со смиреніемъ, говоря: «прости меня, и помолись за меня».

Вопросъ. Что мнѣ дѣлать? я не всегда бываю въ одномъ и томъ же расположеніи при встрѣчѣ съ братіями.

Отвѣтъ. Ты еще не можешь быть въ одномъ и томъ же расположеніи при встрѣчѣ съ братіями; однако старайся не соблазниться въ чемъ-либо, никого не судить, не порицать, не замѣчать за словами, дѣлами или движеніями брата, которыя не приносятъ тебѣ пользы, но лучше старайся изъ всего извлекать себѣ назиданіе. Не желай тщеславно выказать себя, ни въ словѣ, ни въ дѣлѣ. Пріобрѣти умѣренность въ пищѣ и въ словахъ твоихъ даже до малости. Знай, что кто бываетъ боримъ какимъ-нибудь страстнымъ помысломъ или скорбитъ отъ онаго, и не исповѣдуетъ его; тотъ самъ укрѣпляетъ его противъ себя, т. е. подаетъ помыслу силу болѣе бороть и мучить его. Если же онъ станеть бороться и сопротивляться помыслу своему, и сдѣлаетъ противное ему: то, какъ мы часто говорили, страсть ослабѣваетъ и не имѣетъ силъ бороть его и наносить ему печали; и такимъ образомъ, мало-по-малу, подвизаясь и получая помощь отъ Бога, онъ преодолѣетъ и самую страсть. Богъ да покроетъ насъ молитвами всѣхъ Святыхъ. Аминь.

Вопросъ. Почему сказалъ Авва Пименъ, что бояться Бога, молиться Богу, и дѣлать добро ближнему, суть три главныя добродѣтели?

Отвѣтъ. О томъ, чтобы бояться Бога, Старецъ сказалъ потому, что страхъ Божій предшествуетъ всякой добродѣтели, ибо начало премудрости страхъ Господень (Псал. 110, 10), и безъ страха Божія никто не можетъ совершить ни добродѣтели, ни чего-либо благаго; ибо страхомъ Господнимъ уклоняется всякъ отъ зла (Прит. 15, 27). А что (должно) молиться Богу, онъ сказалъ потому, что человѣкъ (самъ собою) не можетъ ни пріобрѣсти добродѣтели, ни сдѣлать что-нибудь благое, какъ уже я замѣтилъ, хотя бы онъ сталъ стараться о семъ, по страху Божію; но ничто не совершается безъ помощи Божіей; и такъ непремѣнно нужны и наше стараніе, и помощь Божія. Поэтому человѣкъ всегда долженъ молиться Богу и просить Его помочь ему и споспѣшествовать ему во всякомъ дѣлѣ. А благотворить ближнему есть дѣло любви. Такъ какъ боящійся Господа и молящійся Богу приноситъ пользу только себѣ одному, а всякая добродѣтель усовершается любовью къ ближнему; потому Старецъ и сказалъ, что (должно) дѣлать добро ближнему. И такъ кто боится Бога и молится Ему, тотъ долженъ приносить пользу и ближнему и дѣлать ему добро; ибо сіе, какъ я сказалъ, есть любовь, которая составляетъ совершенство добродѣтелей, какъ говоритъ святый Апостолъ (Рим. 13, 10). Богу нашему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 185-188.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.