Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Поученіе девятнадцатое.
Различныя, краткія изреченія.

Авва Дороѳей говорилъ, что полагающемуся на свой разумъ или на свое сужденіе [1] невозможно повиноваться или послѣдовать доброму дѣлу ближняго.

Говорилъ также: будучи страстными, мы отнюдь не должны вѣровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривитъ.

Говорилъ также: кто не презритъ всѣхъ вещей, славы и тѣлеснаго покоя, а вмѣстѣ съ тѣмъ и самооправданія, тотъ не можетъ ни отсѣчь своихъ пожеланій, ни избавиться отъ гнѣва и скорби, ни успокоить ближняго.

Говорилъ также: не великое дѣло не судить того, или сострадать тому, кто находится въ скорби и покаряется тебѣ; но велико — не судить того, кто тебѣ противорѣчитъ, не мстить ему по страсти, не соглашаться съ осуждающимъ его, и радоваться вмѣстѣ съ предпочтеннымъ тебѣ.

Еще сказалъ: не требуй любви отъ ближняго, ибо требующій (ея) смущается, если ея не встрѣтитъ; но лучше ты самъ покажи любовь къ ближнему, и успокоишься, и такимъ образомъ приведешь и ближняго къ любви.

Еще сказалъ: кто совершитъ дѣло, угодное Богу, того непремѣнно постигнетъ искушеніе; ибо всякому доброму дѣлу или предшествуетъ, или послѣдуетъ искушеніе, да и то, что дѣлается ради Бога, не можетъ быть твердымъ, если не будетъ испытано искушеніемъ.

Еще сказалъ: ничто такъ тѣсно не соединяетъ людей между собою, какъ то, когда они сорадуются (другъ другу) въ одномъ и томъ же, и имѣютъ одинаковый образъ мыслей.

Еще сказалъ: не презирать даянія ближняго, есть (дѣло) смиренномудрія; и должно принимать оное (даяніе) съ благодарностію, хотя бы оно и было мало и незначительно.

Еще сказалъ: если мнѣ встрѣтится какое-либо дѣло, то мнѣ пріятнѣе поступить по совѣту ближняго, хотя бы случилось испортить оное, по его совѣту, нежели и хорошо исполнить дѣло, послѣдовавъ своей волѣ.

Еще сказалъ: во всякомъ дѣлѣ хорошо самому заботиться о томъ немногомъ, въ чемъ нуждаешься, ибо не полезно по всему быть успокоеннымъ.

Еще сказалъ: при всякомъ случавшемся со мною дѣлѣ, я никогда не желалъ ограждать себя человѣческою мудростію; но чтобы то ни было, я всегда дѣлаю по силѣ моей, и все предоставляю Богу.

Еще сказалъ: кто не имѣетъ своей воли, тотъ всегда исполняетъ свое (желаніе). Поелику таковый не имѣетъ своего желанія, то, что бы ни случилось (съ нимъ), онъ всѣмъ бываетъ доволень, и такъ оказывается, что онъ всегда исполняетъ свои желанія; ибо онъ не хочетъ, чтобы дѣла исполнялись такъ, какъ онъ желаетъ, но хочеть, чтобы они были, какъ будутъ.

Еще сказаль: неприлично кому-либо исправлять брата въ то самое время, когда онъ согрѣшаетъ противъ тебя; да и въ другое время не должно дѣлать сего для того, чтобы мстить за себя.

Говорилъ также: любовь по Богу сильнѣе естественной любви.

Говорилъ также: не дѣлай зла даже и въ шутку; ибо случается, что иной сначала, шутя, дѣлаеть злое, а послѣ, и не-хотя, имъ увлекается.

Говорилъ также: не должно желать избавиться отъ страсти для того, чтобы избѣжать происходящей отъ нея скорби, но по совершенной ненависти къ ней, какъ сказано: совершенною ненавистію возненавидѣхъ я, во враги быша ми (Псал. 138, 22).

Говорилъ также: невозможно кому-либо разгнѣваться на ближняго, если сердце его сперва не вознесется надъ нимъ, если онъ не уничижитъ его, и не сочтетъ себя высшимъ его.

Говорилъ также: признакомъ того, что кто-либо добровольно исполняетъ страсть, служитъ его смущеніе въ то время, когда его обличаютъ или исправляютъ въ ней. А безъ смущенія переносить обличеніе, т. е. вразумленіе, есть признакъ того, что кто-либо былъ побѣжденъ страстію, или исполнилъ ее по невѣдѣнію. Богу же нашему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ Греч.: «почитающему себя умнымъ, или имѣющему собственный помыслъ».

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 188-190.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.