Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)

Преп. Дороѳей родился ок. 530-550 гг. въ мѣстности, расположенной недалеко отъ обители аввы Серида, возможно въ Аскалонѣ или Газѣ. Въ ранней молодости получилъ обширное свѣтское образованіе. Поступивъ въ монастырь, сталъ ученикомъ великихъ старцевъ препп. Варсонофія и Іоанна. Первоначально несъ послушаніе гостиничнаго, а затѣмъ, по благословенію старцевъ и игумена, служилъ больнымъ и странникамъ въ монастырской больницѣ. По кончинѣ аввы Серида и преп. Іоанна, когда преп. Варсанофій обрекъ себя на полное молчаніе, преп. Дороѳей вышелъ изъ обители и, возлѣ Газы, основалъ свой собственный монастырь. Въ этой обители онъ содѣлался духовнымъ наставникомъ иноковъ и составилъ свои знаменитыя «поученія». Въ нихъ преп. Дороѳей очень доступно и просто говоритъ о томъ, чтó необходимо для каждаго христіанина: о храненіи совѣсти, о томъ, какъ переносить искушенія, какъ проходить путь Божій разумно и внимательно, о созиданіи душевнаго дома добродѣтелей. Препп. Оптинскіе старцы такъ отзывались о книгѣ аввы Дороѳея: «Соединяя въ своихъ поученіяхъ глубокое вѣдѣніе сердца человѣческаго съ христіанскою простотою, преп. Дороѳей предлагаетъ ясное духовное зеркало, въ которомъ каждый можетъ увидѣть самого себя и вмѣстѣ найти вразумленіе и совѣтъ, какъ исправить свои душевныя немощи и мало-по-малу достигнуть чистоты и безстрастія». На Руси книга преп. Дороѳея по количеству списковъ была самой распространенной, наряду съ «Лѣствицей» преп. Іоанна и твореніями преп. Ефрема Сирина. Скончался преп. Дороѳей не позднѣе 620 г. Св. Церковь совершаетъ его память 5/18 іюля.

Творенія преп. аввы Дороѳея

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ,
составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.

Поученіе двадцать первое.
Толкованіе (нѣкоторыхъ) изреченій святаго Григорія о святыхъ мученикахъ.

Хорошо, братія, пѣть слова святыхъ Богоносцевъ: потому что они всегда и вездѣ стараются научить насъ всему, ведущему къ просвѣщенію душъ нашихъ. Изъ этихъ самыхъ словъ, воспѣваемыхъ (въ празднества), должны мы всегда познавать и самое значеніе совершаемаго воспоминанія, Господскій ли то праздникъ, или святыхъ Мучениковъ, или Отцевъ, или однимъ словомъ, какой бы то ни было святый или достопамятный день. И такъ, мы должны пѣть со вниманіемъ и вникать умомъ въ значеніе словъ Святыхъ (Отцевъ), чтобы пѣли не только уста, какъ сказано въ Отечникѣ, но чтобы и сердце наше пѣло вмѣстѣ съ ними. Изъ перваго пѣснопѣнія мы узнали, по силѣ нашей, нѣчто о святой Пасхѣ; посмотримъ еще, чему хочетъ научить насъ святый Григорій относительно святыхъ Мучениковъ. Въ пѣснопѣніи о нихъ, которое заимствовано изъ его словъ и которое мы поемъ сегодня, сказано: «Жертвы одушевленныя, всесожженія словесныя» и проч. Что значитъ: «жертвы одушевленныя?» Жертвеннымъ называется все, освященное на жертву Богу, какъ напримѣръ овца, волъ, и тому подобное. Почему же святые мученики называются жертвами одушевленными? — Потому что овца, приводимая на жертву, сперва закалается и умираетъ, а потомъ уже раздробляется, разсѣкается и приносится Богу: святые же мученики, еще будучи въ живыхъ, были разсѣкаемы на части, строгаемы, томимы, терпѣли разсѣченіе на члены. Иногда же мучители отсѣкали у нихъ и руки, и ноги, и языки, и выкалывали глаза; и до того они бывали строганы по ребрамъ, что видна была и самая внутренность ихъ. И все сіе, о чемъ я говорилъ, Святые терпѣли еще будучи живы, еще имѣя въ себѣ души, потому они и называются жертвами одушевленными. Почему же еще (называются) «всесожженіями словесными»? Потому что иное жертва, и иное всесожженіе. Иногда приносятъ (въ жертву) не всю овцу, но только начатки ея, какъ сказано въ Законѣ: правое плечо, селезенку и обѣ почки, и тому подобное (Исх. 29, 22). Приносившіе сіе, т. е. начатки, называли это жертвами; отъ чего такое приношеніе и называется вообще жертвою. Всесожженіемъ называется то, когда всю овцу, или всего вола или какое-либо иное приношеніе сожигаютъ безъ остатка, какъ сказано въ томъ же Законѣ: голову съ ногами и со внутренностью, иногда же и желудокъ и пометъ, однимъ словомъ, все до конца сожигаютъ, и сіе называется всесожженіемъ. Такъ сыны Израилевы по Закону приносили жертвы и всесожженія. Жертвы же эти и всесожженія были прообразованіями душъ, желающихъ спастись и принести себя (въ жертву) Богу. Скажу вамъ и о семъ немногое изъ того, что сказали Отцы, чтобы, когда читаете сіе, вы возвышались мыслію вашею и питали душу вашу. Подъ мышцею (или плечемъ) они разумѣютъ дѣятельность, вмѣсто которой принимаются и руки, какъ я неоднократно говорилъ вамъ, ибо мышца составляетъ силу руки. И такъ, (Израильтяне) приносили (въ жертву) силу правой руки, т. е. благихъ дѣлъ: ибо правая рука принимается для (означенія) благаго. Ибо всѣ прочія части (животнаго), о коихъ мы упомянули, какъ-то: селезенка и двѣ почки, и жиръ съ нихъ, бедра и жиръ на бедрахъ, сердце и грудь, и проч. тому подобное, также суть прообразы (символы); ибо сія вся, какъ говоритъ Апостолъ, образы прилучахуся онѣмъ, писана же быша въ наученіе наше (1 Кор. 10, 11). А какъ это, — я вамъ изъясню. Душа, какъ говоритъ святый Григорій [1], состоитъ изъ трехъ частей: вожделѣвательной, раздражительной и разумной. И такъ они приносили (въ жертву) селезенку, а чрево отцы принимаютъ, какъ (сѣдалище) вожделѣній, селезенка же есть край чрева. Значитъ они прообразовательно приносили край вожделѣвательной части, т. е. начатокъ ея, лучшую и важнѣйшую часть ея. А сіе означаетъ, что ничего (не должно) любить болѣе Бога, и изъ всего вожделѣннаго ничего не предпочитать стремленію къ Богу: ибо мы сказали, что ему приносили самое лучшее. Почки же, жиръ ихъ, бедра и жиръ, покрывающій бедра, означаютъ равномѣрно то же самое: ибо говорятъ, что тамъ сѣдалище вожделѣній; все сіе суть прообразы вожделѣвательной части. Прообразъ же (символъ) раздражительной части есть сердце: ибо говорятъ, что здѣсь сѣдалище (раздражительности), на что указываетъ и святый Василій, говоря: раздражительность есть жаръ крови около сердца; а грудь есть символъ разумной части, ибо для (означенія) ея принимается грудь. Посему и говорится, что когда Моѵсей облекалъ Аарона въ первосвященническую одежду, то, по повелѣнію Божію, возлагалъ на грудь его наперсникъ, называемый логіонъ (разумѣвательное) (Лев. 8, 8). И такъ все сіе, какъ мы сказали, суть символы души, которая съ помощію Божіею очищаетъ себя посредствомъ (благой) дѣятельности и возвращается въ свое естественное (состояніе). Ибо Евагрій говоритъ: разумная душа тогда дѣйствуетъ по естеству, когда вожделѣвательная часть ея желаеть добродѣтели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанію сотвореннаго. Когда приводили овцу, или вола, или что-нибудь подобное на жертву, сыны Израилевы вынимали сіе (т. е. селезенку, почки, и проч.) изъ приносимаго, и полагали на жертвенникъ передъ Господомъ, и сіе называется жертвою. Но когда приносили жертвенное (животное) все до конца и сожигали его такъ, какъ оно было, цѣлое и совершенное, то это называется, какъ мы выше сказали, всесожженіе. Оно есть символъ совершенныхъ, тѣхъ, которые говорятъ: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27). Въ сію-то мѣру духовнаго возраста повелѣвалъ Господь придти оному (юношѣ), который сказалъ Ему: сія вся сохранихъ отъ юности моея. Ибо (въ отвѣтъ на сіе) Господь сказалъ ему: единаго еси не докончалъ. Чего же? Возьми крестъ твой и гряди въ слѣдъ Мене (Марк. 10, 21; Матѳ. 19, 20-21). Такъ святые Мученики всецѣло принесли себя (въ жертву) Богу, и не только самихъ себя, но и то, что было ихъ, и что было у нихъ. Ибо иное, какъ говоритъ святый Василій, мы сами, иное наше, и иное — что у насъ. Мы — это умъ и душа; наше — это тѣло; а у насъ — имущество и прочія вещи. И такъ, Святые принесли себя (въ жертву) Богу всѣмъ сердцемъ, всею душею и всею крѣпостію, исполняя слово Писанія: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею и всею мыслію твоею (Матѳ. 22, 37); ибо они пренебрегли не только дѣтъми, женами, славою, имуществомъ и всѣмъ прочимъ богатствомъ, но и самыми тѣлами своими; посему-то они и называются всесожженіями. Разумными же потому, что человѣкъ есть животное разумное.

«Заколенія совершенныя Богу», и потомъ: «Бога знающія и Богомъ знаемыя овцы». Какъ они знаютъ Бога? — Какъ Самъ Господь показалъ и научилъ, сказавъ: овцы Моя гласа Моего слушаютъ; и: знаю Моя, и знаютъ Мя Моя (Іоан. 10, 27. 14). Почему сказалъ Онъ: овцы Моя гласа Моего слушаютъ? вмѣсто (того, чтобы сказать): слова Моего слушаютъ, и заповѣди Мои соблюдаютъ, а потому и знаютъ Меня. Ибо соблюденіемъ заповѣдей Святые приближаются къ Богу, и поколику они приближаются къ Нему, потолику и знаютъ Его и бываютъ Имъ знаемы. Но Богъ знаетъ все, и сокровенное, и глубокое, и не сущее: почему же святый Григорій говоритъ о Святыхъ: «знаемые Богомъ»? Потому, что они, какъ я сказалъ, чрезъ соблюденіе заповѣдей приближаются къ Нему, знаютъ Его, и бываютъ Имъ знаемы. Ибо поколику кто-нибудь отвращается и удаляется отъ другаго, потолику говорится о немъ, что онъ его не знаетъ, и имъ незнаемъ; также и о приближающемся къ другому говорится, что онъ знаетъ, и его знаютъ. Посему-то и говорится о Богѣ, что онъ не знаетъ грѣшныхъ, ибо они удаляются отъ Него. Какъ и Самъ Господь таковымъ говоритъ: Аминь, глаголю вамъ, не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12). И такъ Святые, какъ я часто говорилъ, чѣмъ болѣе пріобрѣтаютъ добродѣтелей, чрезъ (соблюденіе) заповѣдей, тѣмъ болѣе усвоиваютъ себя Богу, и чѣмъ болѣе усвоиваются Ему, тѣмъ болѣе они познаютъ Его, и Онъ знаетъ ихъ.

«Ограда ихъ неприступна для волковъ». Оградою называется то кругомъ огражденное мѣсто, въ которое пастырь собираетъ овецъ, и стережетъ, чтобы не расхитили ихъ волки, или не украли разбойники; если же ограда съ какой-либо стороны сгнила, то въ нее легко бываетъ войти и удобно напасть (на овецъ) волкамъ и разбойникамъ. Ограда же Святыхъ со всѣхъ сторонъ утверждена и охраняется, какъ сказалъ Господь: идѣже татіе не подкапываютъ (Матѳ. 6, 20), и ничто вредное не можетъ имъ причинить вреда. И такъ помолимся, братія, чтобы и намъ сподобиться быть пасомыми вмѣстѣ съ ними, или по крайней мѣрѣ водвориться на мѣстѣ онаго блаженнаго наслажденія и покоя ихъ: ибо хотя мы и не достигли состоянія Святыхъ и недостойны славы ихъ, но можемъ не лишиться рая, если будемъ внимательны и понудимъ себя немного. Святый Климентъ говоритъ: «хотя бы кто и не былъ увѣнчанъ, но онъ долженъ стараться быть недалеко отъ увѣнчанныхъ» [2]. Ибо какъ въ палатахъ царскихъ находятся великіе и славные чины, напр. сенаторы, патриціи, военачальники, градоначальники, члены тайнаго совѣта, и всѣ они весьма почетные сановники; такъ въ тѣхъ же палатахъ есть и нѣкоторые другіе чины, служащіе изъ малаго жалованья; однако и они называются слугами царскими и находятся внутри палатъ, и хотя не пользуются славою оныхъ великихъ (чиновъ), не смотря на то, находятся внутри (палатъ). Случается же, что иногда и они, преуспѣвая, мало-по-малу получаютъ великіе и славные чины и саны: такъ и мы постараемся избѣжать дѣятельнаго грѣха, чтобы по крайней мѣрѣ избавиться намъ отъ ада, и (тогда) получимъ возможность, по человѣколюбію Божію, улучить и самый входъ въ рай, молитвами всѣхъ Святыхъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Нисскій.
[2] Epist. II ad Corinth., cap. VII.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 197-203.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.