Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895.

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

11. О сердечномъ сокрушеніи [1].

Податель всѣхъ благъ, и источникъ исцѣленій и сокровище щедротъ, Ты одинъ — благій и милосердый Богъ, всегда дарующій блага просящимъ! Поелику и самъ я часто испытываю на себѣ безмѣрную силу врачевствъ и добрыхъ даровъ, ежедневно мнѣ ниспосылаемыхъ; то посему небоязненно умоляю Тебя, Христе, долготерпѣливаго Бога, да снизойдетъ на меня обычная благодать Твоя, чтобъ собрать во едино умъ мой, и да исцѣлитъ она снова сокровенныя мои язвы! Ибо развлеченія и паренія мысли непрестанно возобновляютъ тайныя язвы.

Но самъ Ты, долготерпѣливый, всегда врачующій благодатію и щедротами, какъ милосердый, исцѣли /с. 202/ частыя немощи во мнѣ грѣшномъ; а я, Владыка, конечно, не въ силахъ воздать чѣмъ-либо за врачевства; ибо какую цѣну положить врачевствамъ Твоимъ? Ни небо, ни земля не могутъ дать вознагражденія, достойнаго Твоихъ врачевствъ. Великія щедроты Твои — вотъ врачевства благостыни Твоей; потому что невозможно купить небесныхъ и святыхъ врачевствъ; имъ нѣтъ и цѣны. Но за слезы подаешь Ты ихъ, Спаситель, и за горькій плачъ даруешь ихъ всѣмъ.

Посему кто не удивится, кто не прійдетъ въ изумленіе, кто не благословитъ великое милосердіе Твоей благостыни, Спаситель душъ нашихъ, когда благоволишь Ты принимать слезы въ цѣну за врачевства Твои? О сила слезъ! до чего простерлась ты? — Съ великимъ дерзновеніемъ невозбранно входишь ты въ самое небо. О сила слезъ! Чины ангельскіе и всѣ небесныя силы непрестанно веселятся о твоемъ дерзновеніи. О сила слезъ! Если захочешь, то можешь съ радостію предстоять святому и высокому престолу пречистаго Владыки. О сила слезъ! Во мгновеніе ока воспаряешь ты на небо, и просимое тобою получаешь отъ Бога; потому что исходитъ Онъ во срѣтеніе тебѣ, охотно принося прощеніе.

Итакъ, Владыка, даруй мнѣ недостойному на всякій день слезы и силу, чтобъ сердце мое, съ услажденіемъ проливая источники слезъ, непрестанно просвѣщалось чистою молитвою, и чтобъ немногими слезами изгладилось великое рукописаніе, и небольшимъ плачемъ угашенъ былъ тамъ пламенѣющій огонь. Ибо если здѣсь буду плакать, то тамъ избавлюсь отъ неугасимаго огня.

Ежедневно раздражаю долготерпѣніе Твое, Владыка. Предъ очами у меня и горечь моя и милосердіе Твое. Но благость долготерпѣнія Твоего препобѣждаетъ горечь мою. И пернатыя съ великимъ сердоболіемъ питаютъ птенцовъ своихъ, и отвергаемыя собственными своими исчадіями, не простираютъ нерадѣнія своего до того, чтобъ пренебрегать ими, потому что преодолѣваются собственнымъ сердоболіемъ. Если же пернатыя такъ сердобольны; то кольми /с. 203/ паче благодать Твоя, Владыка, препобѣждается собственными Твоими щедротами, чтобъ помиловать всѣхъ вожделѣвающихъ Тебя. Но подобно и у матери, обезчещенной дѣтищемъ своимъ, не терпитъ сердце, чтобы презрѣть его; потому что преодолѣвается она своимъ сердоболіемъ. Если же воскормившая молокомъ своимъ препобѣждается своимъ сердоболіемъ; то кольми паче благодать Твоего человѣколюбія, душелюбецъ Владыка, ежедневно препобѣждается Твоими щедротами, чтобъ спасать и миловать непрестанно вожделѣвающихъ Тебя.

Итакъ, поелику я во власти нечистаго врага, который всегда угнетаетъ меня; то день и ночь съ слезами буду взывать къ Твоему милосердію; чтобъ избавилъ Ты меня отъ нападеній его. Ибо кто возможетъ перенести козни лукаваго, если на минуту отступитъ благодать твоя, Владыка? Врагъ съ часу на часъ и словами и дѣлами угнетаетъ душу мою. Сила Твоя, Христе, запретившая волнамъ морскимъ (Марк. 4, 39), запретитъ и ему, чтобъ не имѣлъ онъ силы надо мною, рабомъ Твоимъ; потому что ежедневно обновляетъ онъ противъ меня ухищренія свои; спѣшитъ овладѣть умомъ моимъ, отвлекая отъ сладости божественныхъ заповѣдей Твоихъ и прекраснаго поученія въ оныхъ. Пошли же, Владыка, благодать Твою вскорѣ, чтобъ отъ служителя Твоего отгнать великаго змія со всѣми гнусными и лукавыми помыслами.

Къ сему убѣдитъ Тебя, Владыка, притча Твоя. Ибо Ты сказалъ, что въ городѣ былъ нѣкій судія, Бога не бояся, а также и человѣкъ вовсе не срамляяся, и что въ томъ же городѣ была бѣдная вдова, которая умоляла его ежедневно и говорила: отмсти мене, наконецъ, отъ соперника моего; и на долзѣ времени немилосердо оставлялъ онъ безъ вниманія угнетенную. Но терпѣніе вдовы возъимѣло успѣхъ, и обратило на правую стезю его немилосерднаго и безжалостнаго (Лук. 18, 2-5). Обиженная вдова приходитъ къ немилосердому и неправедному судьѣ, чтобъ защитилъ ее отъ соперника ея: а я прихожу къ милосердому сво/с. 204/ему Владыкѣ, долготерпѣливому и благому, Который имѣетъ власть на землѣ и на небѣ, чтобъ услышать меня вскорѣ. Святыя, Божественныя уста! Ибо не лживъ Ты, Богъ благословенный, какъ сказалъ Самъ Ты, Спаситель. Яви же защиту Свою всѣмъ надѣющимся на Тебя день и ночь. Не замедли и моимъ защищеніемъ, Владыка. Исхить меня у врага, и управь путь мой къ Тебѣ, чтобъ, побѣдивъ врага, благодатію Твоею, благословлялъ я Тебя, милосердый, долготерпѣливый, и прославлялъ Тебя единаго, желающаго спасенія всѣмъ человѣкамъ.

Поелику время жизни моей утратилось въ суетѣ и срамныхъ помыслахъ; то даруй мнѣ врачевство, чтобъ вполнѣ излечиться мнѣ отъ сокровенныхъ язвъ своихъ, и укрѣпи меня, хотя одинъ часъ усердно потрудиться въ виноградникѣ Твоемъ. А время суетной жизни уже въ единонадесятомъ часѣ.

Ладью съ моею куплею управь заповѣдями Твоими, и мнѣ ничтожному купцу даруй благоразуміе продать свою куплю, пока есть еще время. Ибо время плаванія ладіи приблизилось къ концу, настигла великая буря, и самое время взываетъ мнѣ разсѣянному: «покажи теперь, лѣнивый, всю куплю, какую имѣлъ ты въ продолженіи жизни своей».

И часъ смертный устрашаетъ меня, бѣднаго. Ибо смотрю на дѣла свои, и душа моя трепещетъ; вижу нерадѣніе своей лѣности, и цѣпенѣютъ кости мои. Ибо часъ разлученія представился очамъ моимъ, и помысливъ о немъ, пришелъ я въ сильный страхъ. Вмѣсто того, чтобъ радоваться, еще болѣе убоялся я, потому что при благодати не сдѣлалъ дѣлъ своихъ достойными. Во время смерти великій предстоитъ страхъ всѣмъ подобнымъ мнѣ грѣшникамъ. Напротивъ того, часъ разлученія доставляетъ радость всѣмъ святымъ, всѣмъ праведнымъ, всѣмъ подвижникамъ. Но тотъ же часъ разлученія ввергаетъ въ печаль неусердныхъ и слабыхъ, когда воспоминаютъ о своемъ нерадѣніи и о недостаткѣ усердія въ протекшее время жизни своей. И тогда раскаяніе ужасно мучитъ сердце человѣка, нерадѣвшаго здѣсь о сво/с. 205/емъ спасеніи. Мучительность раскаянія его превышаетъ самый страхъ смерти и разлученія. Напротивъ того, праведные, святые и подвижники веселятся въ часъ смерти и разлученія, имѣя предъ очами своими великій трудъ своего подвижничества, бдѣнія, молитвы, посты, слезы, возлежанія на голой землѣ и вретища; душа ихъ ликовствуетъ, потому что по разлученіи съ тѣломъ своимъ желаетъ войдти въ покой. Но страшно явленіе смерти грѣшникамъ, и людямъ слабымъ, которые не заботятся о чистотѣ жизни въ суетномъ мірѣ. И весьма сильно печалитъ часъ разлученія человѣка грѣшнаго; ему вовсе не позволяется что либо сказать за себя; повелѣніе о часѣ томъ дается со строгостію.

Увы, увы, душа! для чего же нерадишь ты о жизни своей? Почему въ разсѣяніи проводишь дни цѣлаго житія своего? Не знаешь развѣ, что позовутъ тебя внезапно? Что будешь дѣлать тамъ, живя нерадиво здѣсь? Что станешь отвѣчать въ оправданіе свое, представъ престолу страшнаго Судіи? Ужели не понимаешь, несчастная, какъ обманываетъ тебя врагъ? Не знаешь, разсѣянная, какъ изо дня въ день расхищаетъ онъ небесное твое богатство? Трезвись, трезвись, душа, въ часъ брани. Проси Бога, молясь со слезами. Взывай къ Богу съ сердечнбй скорбію; и скоро пошлетъ тебѣ въ помощь милостиваго Ангела, и освободитъ тебя отъ самой брани и отъ вражескаго смущенія. Старайся, чтобъ часъ разлученія не застигъ тебя въ печали и воздыханіяхъ, и чтобъ не плакать тебѣ въ вѣкъ вѣка.

Въ этотъ часъ все прійдетъ на мысль тебѣ, и горько жалуясь, скажешь самъ себѣ: «Ежечасно воспоминалъ я все это, и свидѣтельствуя о себѣ говаривалъ: дни своего пребыванія на землѣ проведу такъ, чтобъ не грѣшить; не буду опять отступать отъ заповѣдей Божіихъ, но всегда съ великимъ усердіемъ стану дѣлать благоугодное Богу. А теперь оказался я человѣкомъ пустымъ, не имѣющимъ у себя ни одного добраго дѣла».

Войди, душа, сама въ себя, подвизайся непрестанно, /с. 206/ и всегда бойся. Возлюби Бога твоего и служи Ему добрыми дѣлами, чтобъ когда прійдетъ часъ смерти и разлученія, нашелъ Онъ тебя готовою и съ великою радостію ожидающею Его. Размысли, душа, о житіи своемъ и о Божіемъ призываніи. Часъ разлученія не печалитъ того, кто освободился отъ всего земнаго, но печалитъ смерть человѣка разсѣяннаго; печалитъ грѣшника, печалитъ лѣниваго, который полѣнился дѣлать угодное Богу; печалитъ многостяжательнаго, который связалъ душу свою попеченіями мірскими; печалитъ богача, потому что невольно разлучаетъ его съ міромъ; печалитъ отцовъ, потому что разлучаетъ ихъ съ любимыми дѣтьми; печалитъ міролюбца, потому что въ плачѣ разлучаетъ ихъ другъ съ другомъ. Всѣ они печалятся въ часъ смертный; потому что связаны мірскими попеченіями. О чемъ же воздыхать и печалиться тебѣ, душа, свободная отъ міра и отрѣшившаяся отъ попеченій его? Наименовалась свободною, и будь всегда такою, и мужественно шествуй по пути Божію, съ готовностію дѣлая благоугодное Богу. Если всею душею своею прилѣпишься къ Богу; то никогда не убоишься смертнаго часа; скорѣе же смерть и разлученіе съ тѣломъ обратятся для тебя въ радость.

Спаси меня, Долготерпѣливый, спаси меня, Сынъ Божій, безгрѣшный Христе, и даруй мнѣ, Спаситель, помышленіе о жизни, чтобъ ничего не имѣть мнѣ никогда въ сердцѣ своемъ, кромѣ этого помышленія, чтобъ всегда исполнять мнѣ волю Твою, при содѣйствующей мнѣ, грѣшному, благодати, быть готовымъ и охотно ходить въ повелѣніяхъ Твоихъ, съ пользою употребитъ въ дѣло то серебро, которое далъ мнѣ самъ Ты, небесный Царь, и на селѣ Твоемъ, Спаситель, совершивъ добрую куплю, сподобиться похвалы отъ Тебя, Владыка; и когда пріидешь Ты, Господи, сказать съ дерзновеніемъ отъ чистаго сердца: блаженъ я, что пришелъ Ты, Владыка! На бракъ безсмертнаго Жениха облеки меня въ достойное одѣяніе, которое пріобрѣлъ я Твоею благодатію. Возжгу и свѣтильникъ, который даровали мнѣ Твоя, Христе, /с. 207/ благодать и Твое долготерпѣніе. Съ радостію выйду въ срѣтеніе Тебѣ, прославляя и благословляя безсмертнаго Жениха, чтобъ удостоиться мнѣ быть сопричастникомъ праведныхъ и святыхъ, благоугодившихъ Тебѣ во вѣки». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. I. сл. 82.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть первая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 201-207. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.