Церковный календарь
Новости


2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 16-я (1898)
2017-03-23 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на кн. Бытія. Бесѣда 15-я (1898)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 18-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 17-е (1882)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 2-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 1-е о скончавшихся отцахъ (1895)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 9-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 8-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 7-е (1855)
2017-03-22 / russportal
Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій. Огласительное слово 6-е (1855)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 16-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 15-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 14-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 13-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 12-е (1882)
2017-03-21 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 11-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895.

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

14. Слово увѣщательное [1].

Будь внимательна къ себѣ, юность, возлюбившая подвижничество, чтобъ дни не протекли въ разсѣянности. Не допускай въ себя лукавыхъ помысловъ, чтобъ сила твоя не измнемогла въ борьбѣ съ врагомъ твоимъ. Имѣй всегда въ умѣ своемъ сладчайшаго Владыку, чтобъ увѣнчалось теченіе твоего подвига. Ускоряй боренія подвига твоего, юность, ибо наступилъ день, и близко время, когда трудящіеся увѣнчаются, а лѣнившіеся раскаются. Пріобрѣтай добродѣтель, пока есть къ тому время: пріобрѣтай благоговѣніе оку своему, истину слуху своему, посѣщеніе немощныхъ стопамъ своимъ, образъ Господа твоего сердцу своему, преспѣяніе въ цѣломудріи членамъ своимъ, чтобъ сподобиться тебѣ бóльшей чести предъ Ангелами и человѣками. Чествуется бездушное дерево, если имѣетъ на себѣ образъ смертнаго царя; кольми паче, въ нынѣшнемъ и въ будущемъ вѣкѣ, предпочтена будетъ душа, имѣющая въ себѣ Бога.

Будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный; похоть мертва, а тѣло твое живо: потому тщательно внимай, чтобъ тѣло твое не сообщило жизни мертвецу. Если дашь ему жизнь, убьетъ тебя. О, горькихъ достойно слезъ, что оживотворенный мертвецъ убиваетъ сообщившаго ему жизнь! Изучи въ точности, что такое похоть. Безъ тѣла она мертва; но когда стремленіе похоти приблизится къ тѣлу, тогда оживотворяется похоть, умъ занимается сладостію похоти, и тѣло, которое живо, оказывается умершимъ мертвенностію похоти. Посему, тщательно блюди себя отъ сего мертвеца. При воспламененіи въ тѣлѣ похоти, приводи себѣ на мысль неугасимый огонь и нескончаемаго червя, и тотчасъ угаснетъ разжженіе членовъ; иначе, разслабѣвъ, будешь побѣжденъ и станешь раскаяваться, и объиметъ тебя огонь скор/с. 217/бію раскаянія, и привыкнешь грѣшить, хотя будешь и раскаяваться. Въ началѣ постарайся быть строгимъ ко всякому пожеланію, чтобъ не преодолѣваться имъ, и не привыкнешь уступать надъ собою побѣду во брани. Ибо привычка — вторая природа. Привычка къ послабленію никогда не пріобрѣтаетъ строгости. Она всегда созидаетъ и разоряетъ, грѣшитъ и раскаявается. Если привыкнешь, возлюбленный, разслабѣвать, когда нападаютъ на тебя; то надписью въ рукописаніи твоемъ въ вѣкъ вѣка будетъ: раскаяніе. Кто привыкъ уступать надъ собою побѣду какому-либо пожеланію, того всегда обличаетъ совѣсть его; онъ во всякое время печаленъ, и хотя при другихъ показываетъ благоговѣйное и веселое лицо, но внутренно унылъ, по причинѣ обличеній совѣсти своей. Ибо обыкновенное достояніе похоти — сообщать мучительную печаль исполняющимъ ее. Поэтому, внимай всею душою, всегда имѣя въ себѣ Бога. Ибо Христосъ есть безсмертный Женихъ души. Итакъ, не оставляй истиннаго своего Жениха, чтобъ и Онъ тебя не оставилъ, и чтобъ тебѣ оставленному не возлюбить чуждаго, то-есть, коварнаго врага. Онъ коварно любитъ на короткое время, и вскорѣ оставляетъ. Это — нечистая блудница; когда истощитъ у кого имѣніе и силы, тогда онъ дѣлается ей ненавистенъ. Кто не будетъ плакать, что врагъ, истощивъ наши силы и время на нечистоты свои и на скверныя похоти, потомъ отступаетъ отъ насъ по ненависти, которую имѣетъ къ намъ? потому что никогда не любилъ насъ этотъ нечистый и скверный.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. II. сл. 16.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть первая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 216-217. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.