Церковный календарь
Новости


2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Діодору, еп. Тарскому (1974)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 6-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 5-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 4-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 3-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 2-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 1-я (1961)
2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895.

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

22. О добродѣтели, къ младшему подвижнику.
Четыре главы
[1].

Предисловіе.

Господь, пришедшій въ міръ для спасенія человѣковъ, заповѣдалъ намъ любить другъ друга (Іоан. 13, 34). По любви дѣло — и поучать другъ друга страху Божію. Итакъ, поелику благоговѣнію твоему желательно было слышать слово отъ моей малости, то, изъ послушанія, уступилъ я желанію твоему, при содѣйствіи благодати Христовой. И теперь о тѣхъ же предметахъ начерталъ я въ этой памятной записи. Почему, если найдешь что полезнаго, сохрани это въ умѣ своемъ, чтобъ, когда принесешь плодъ Господу, и мнѣ остаться не безъ награды за совѣтъ. Но не ищи у меня, живущаго среди братіи, ни словеснаго искусства, которому я не учился, ни красивыхъ выраженій, которыхъ не знаю; прійми же съ любовію написанное тебѣ изъ любви просто, искренно и не по ученому; дополни это и самъ отъ себя, на что ты и способнѣе меня; и получивъ отъ меня какъ бы сѣмена и первыя начала, на широтѣ ума своего сотвори обильнѣйшій плодъ. Что предложено мною коротко и слабо, ты, какъ любоученѣйшій, живущимъ съ тобою вырази это съ силою и посовѣтуй имъ принять во вниманіе глубину моего невѣдѣнія; такъ какъ не привыкъ я сочинять рѣчи на показъ и не упражнялся въ искусствѣ слова. Только одна любовь побуждаетъ меня сообщить это тебѣ и всѣмъ живущимъ съ тобою, и какъ я для /с. 255/ тебя, ищущаго наставленія въ добродѣтели, издавна приложилъ стараніе, и занялся при помощи благодати первоначальнымъ изученіемъ словесъ истины; такъ и ты, по данной тебѣ Господомъ благодати, усердно послужи прочимъ, чтобъ братія не увлекались болѣе въ обманъ.

Поученіе первое.

Если находишься въ пустынѣ, въ уединеніи; то изучай подвиги и преспѣяніе совершенныхъ отшельниковъ. А если пребываешь въ общежитіи; то не пренебрегай общежительными правилами. То и другое, если въ своемъ мѣстѣ соблюдается съ чистой совѣстію, пріятно Богу. Итакъ, живя въ уединеніи, не порти прекрасныхъ образцовъ, какіе показаны достохвально предшествовавшими тебѣ отшельниками, но въ самомъ себѣ представь всѣмъ полезный образецъ, непрестанно разсуждая объ изреченіи Апостола: вся ми лѣть суть, но не вся на пользу: вся ми лѣть суть, но не вся назидаютъ (1 Кор. 10, 23); иначе врагъ, внушеніемъ добрыхъ дѣлъ, поколеблетъ тебя въ собственномъ твоемъ образѣ жизни. Пребывая въ общежитіи, не уклоняйся отъ апостольскаго и законнаго правила. Нарушенія, кажущіяся малыми, не маловажный производятъ вредъ. Поэтому хорошо, и весьма хорошо, не высокомудрствовать и не подвергаться осужденію, дѣйствуя по внушенію самолюбія. Вмѣстѣ съ единодушными братіями надобно собираться на Божію службу, на бдѣніе, на работу, на ручныя подѣлки, что служитъ величайшимъ признакомъ смиренномудрія; а подобно сему приходить и за трапезу, кромѣ случаевъ тѣлеснаго недуга, и не поддаваться собственному своему изволенію, что свойственно пустой надутости. Каждый обязанъ то дѣло, какое началъ, приводить въ совершенное исполненіе со всѣмъ смиренномудріемъ и терпѣніемъ; непостоянство же нравовъ и привычка переноситься мыслію съ мѣста на мѣсто и отъ одного дѣла къ другому производятъ /с. 256/ незрѣлый плодъ, если только подобный человѣкъ приноситъ какой плодъ.

Но врагъ не на всякомъ мѣстѣ дѣлаетъ одни и тѣ же нападенія на брата: индѣ внушаетъ предпочитать для добрыхъ дѣлъ болѣе суровое житіе и строгій образъ жизни, а индѣ настроиваетъ бѣжать изъ полезнаго мѣста, потому что, какъ говоритъ онъ, нѣтъ ни малаго снисхожденія къ немощнымъ; такимъ образомъ мысли брата вводитъ въ заблужденіе, развращая его, и дѣлаетъ, что пребывающій въ общежитіи мечтаетъ о пустынѣ, будто бы тамъ великое безмолвіе; а живущему въ пустынѣ подаетъ мысль бѣжать ея, какъ мѣста, всѣмъ бѣднаго и недоставляющаго никакихъ утѣшеній. И этотъ способъ всего чаще избираетъ врагъ, чтобъ сдѣлать брата во всякомъ случаѣ не состоятельнымъ и смѣшнымъ, не способнымъ ни въ одной добродѣтели дойдти до совершенства. Если кто начнетъ строить башню, и соскучившись постройкою, скажетъ: «выстрою лучше переходы»; и когда станетъ копать основаніе, опять скажетъ: «лучше выстроить келлію», но и это оставитъ на половинѣ дѣла: то предпріятіе такого человѣка окажется безполезнымъ. Такъ и монахъ, который не выдерживаетъ духовнаго благоразумія въ одномъ мѣстѣ, не можетъ принести совершеннаго плода.

Посему пребывающій въ общежитіи долженъ слѣдовать правилу со всякимъ благоговѣніемъ въ страхѣ Божіемъ. Если и два раза въ день положено вкушать пищу, пусть принимаетъ снѣди съ благодареніемъ. И если что дѣлаютъ благоговѣйнѣйшіе изъ братій, то пусть дѣлаетъ сіе и онъ съ чистою совѣстію; и тогда хорошо преуспѣетъ о Господѣ. Если прійдетъ въ разсужденіе помыслъ, что на трапезѣ предложено много; то возьмемъ во вниманіе, что приготовленіе сдѣлано не по нашему распоряженію. А если также, по обстоятельствамъ времени, предлагаемое бѣдно и скудно, и помыслъ начнетъ изъявлять неудовольствіе; то разсудимъ, что Господь, вочеловѣчившись, не погнушался вкушать и ячменные хлѣбы. Итакъ съ духовнымъ благоразуміемъ должно /с. 257/ противиться врагу при каждомъ способѣ его нападенія, чтобъ обаянія его отражать силою Крестоносца. Воздерживаться сверхъ мѣры, какъ думаю, не похвально; и пренебрегать должнымъ воздержаніемъ не полезно. Какъ долговременное уклоненіе отъ установленныхъ снѣдей производитъ разслабленіе и недостатокъ силъ къ служенію; такъ пресыщеніе яствами подвергаетъ осужденію. Сказано: горе вамъ насыщенніи нынѣ: яко взалчете (Лук. 6, 25). Сверхъ того, невоздержный отъ неумѣренности впадетъ въ плотскія страсти. Посему благочестно и надлежащимъ образомъ надобно управлять тѣломъ.

Живущій въ пустынѣ пусть имѣетъ всегда приличныя ему добродѣтели: православіе, смиренный образъ мыслей, бдительность и небоязненность, неразсѣянность и несребролюбіе, соблюденіе себя во святынѣ и терпѣніе въ трудахъ, стараніе подать всякому утѣшеніе, и справедливость въ снисхожденіи, неразвлекаемость боголѣпнаго ума, чѣмъ ослабляются страсти и прогоняются бѣсы, а также и то, чтобъ нестрашиться тѣлеснаго недуга и приближенія смерти, но съ такимъ веселіемъ, какое свойственно изъ рудокопни или изъ изгнанія призываемому въ небесное Царство, ожидать исшествія, по примѣру Апостола: желаніе имамъ разрѣшитися и со Христомъ быти (Фил. 1, 23).

Пребывающему въ общежитіи надобно держаться слѣдующаго: быть послушнымъ по Богу безъ всякаго прекословія, также сострадательнымъ и не тщеславнымъ, не имѣть ни любоначалія, ни честолюбія, не изнемогать въ бдѣніяхъ и молитвахъ, соблюдать терпѣніе въ подвигахъ и въ рукодѣліи, бѣгать, молчать, безмолвствовать — бѣгать еретиковъ и людей пагубныхъ, молчать о запрещенномъ и не угодномъ Богу, безмолвствовать, удаляясь отъ шума дѣлъ житейскихъ, не переходить изъ келліи въ келлію, не полагати претыканія брату или соблазна (Рим. 14, 13), не говорить ничего безъ разсужденія, не порабощаться раздражительности или гнѣву, не употреблять нарядныхъ одеждъ, не лощить плоть свою для кра/с. 258/соты, не имѣть необузданнаго ока. Не старайся показать себя искуснымъ во всякомъ дѣлѣ, чтобъ не впасть тебѣ въ тщеславіе, которое приводитъ къ сластолюбію, къ гнѣву и къ печали. Но болѣе всего старайся сдѣлать себя простымъ и во всемъ ровнымъ. Охраняй тѣло отъ грѣха, чтобъ не солгать предъ Создателемъ; потому что принесли мы себя въ даръ Господу и не имѣемъ уже власти надъ тѣломъ своимъ; подвергаемся ли тѣснотѣ или боренію, не можемъ взять дара назадъ, по собственной своей волѣ. Если кто, давъ обѣтъ Богу, принесъ даръ Господу, и іерей взявъ даръ, положилъ оный во храмѣ; то, хотя бы раскаялся впослѣдствіи принесшій даръ, не имѣетъ уже онъ власти взять даръ назадъ, по принесеніи онаго Господу; а если вознамѣрится похитить оный тайно, то не будетъ свободенъ отъ обвиненія, какъ взявшій свою собственность, но понесетъ наказаніе, какъ святотатецъ. Подобно сему и посвятившіе души свои Богу не имѣютъ уже власти надъ собственнымъ своимъ тѣломъ. Блаженны соблюдшіе сей путь и почтившіе правду. Они, радуясь и пѣснословя Бога, войдутъ въ небесное Царство, которое да улучимъ всѣ мы, по благодати Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Поученіе второе.

Беречься должно худаго совѣта. Если двое богато одѣтыхъ идутъ вмѣстѣ по площади, и одинъ, по неосторожности споткнувшись, упалъ въ грязь и необходимо долженъ бросить свою отличную одежду; то зависть побуждаетъ его втолкнуть въ грязь и ближняго, чтобъ не ему одному оставаться въ безобразномъ видѣ. Такъ и здѣсь, отпавшіе отъ добродѣтели усиливаются запнуть и прочихъ, чтобъ не имъ однимъ вести неприличную жизнь. Говорятъ они со смиреніемъ, отвѣчаютъ съ пріятностію, чтобъ послушныхъ имъ, отвлекши отъ цѣломудрія, погру/с. 259/зить во грѣхи. Не стыдятся дѣлать худое, но вовлекаютъ въ то же ближняго и говорятъ: «почему гнушаешься нами? за то ли осуждаешь насъ, что мы грѣшны? Такой-то и такой-то — люди именитые, не то же ли дѣлаютъ? Не знаешь развѣ, что дѣло это такой же важности, какъ упасть да встать»? И говоря это, ни мало они не стыдятся. Почему же? Потому что сами, подвергшись паденію, не хотятъ и возстать, даже многимъ бываютъ въ соблазнъ, на паденіе и растлѣніе. И діаволъ пользуется ими, какъ приманкою на удѣ. Чтобъ уловить не утвержденныя души, начинаютъ они клеветать и на святыхъ пророковъ. О, какое развращенное сердце у подобныхъ людей! О, какія уста, исполненныя порока и обмана! О, какая гортань, подлинно отверзтый гробъ, немедленно предающій тлѣнію впадающихъ въ него! Справедливо бываютъ они преданы въ страсти безчестія (Рим. 1, 26); потому что отвергли вѣдѣніе о Богѣ; почему и Богъ отринетъ ихъ за множество нечестій ихъ, за то, что не убоялись Бога, не предпочли христіанскаго благоговѣнія, обольщая юныя души. Поэтому берегись ихъ, возлюбленный, чтобъ и тебя не сожгли мягкими своими рѣчами. Избѣгай встрѣчи съ ними, чтобъ, по увѣренію Соломона, не стать тебѣ горчае желчи, и не пасть на обоюду острый мечъ (Притч. 5, 4). Всякій человѣкъ, попечительный о спасеніи ближняго, видя, что ближній поползнулся и палъ, старается его поднять; а кто стоитъ твердо, того удерживаетъ отъ паденія. Но эти люди подобны опустошителямъ; всего пріятнѣе имъ доводить до паденія тѣхъ, которые стоятъ; а кто палъ, и уже на землѣ, тѣхъ убиваютъ отчаяніемъ. Надлежало бы сказать: «будь внимателенъ къ себѣ, возлюбленный; всего выше страхъ Божій, всего досточестнѣе добродѣтельная жизнь; если согрѣшилъ ты, не прилагай новыхъ грѣховъ, но молись о прощеніи прежнихъ. Пока мы еще вмѣстѣ; но вскорѣ разлучимся другъ съ другомъ. И если дѣлаемъ вредъ ближнему, то воздыхая будетъ онъ жаловаться на насъ и скажетъ: встрѣча съ этимъ человѣкомъ (лучше бы мнѣ не /с. 260/ знать его!) принесла мнѣ вредъ; соблазнилъ онъ душу мою. И какихъ бѣдъ стало для меня причиною сообщество съ нимъ! А если поможемъ ближнему въ добромъ дѣлѣ, то, воспоминая о насъ, скажетъ: помоги, Господи, этому брату, какъ онъ мнѣ помогъ ради имени Твоего и утвердилъ душу мою въ страхѣ Твоемъ, и когда готова была моя погибель, спасъ меня по благодати Твоей». Но эти люди, держась противнаго образа мыслей, суть подлинные обольстители душъ: ибо не точію творятъ сіе, но и соизволяютъ творящимъ (Римл. 1, 32). А когда видятъ, что иный удерживается отъ постыднаго дѣла, набираютъ кучи нелѣпыхъ предлоговъ, говоря: «такой-то человѣкъ холоднаго сложенія». Но и въ этомъ случаѣ сами себя обличаютъ, что говорятъ не отъ добраго расположенія; ибо, если бы зависѣло это отъ назначенія, какое дано человѣку, то Апостолу не надлежало бы говорить: всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится (1 Кор. 9, 25); а надобно было бы сказать: «всякій подвижникъ, если онъ горячаго сложенія, отъ всего да воздерживается», ежели только одни имѣютъ нужду въ воздержаніи, а другіе нѣтъ. Посему кто изъ любящихъ Господа не укоритъ за такую пустую мысль? Противъ кого изъ мужей или женъ не воюетъ врагъ? кого не утѣсняетъ онъ? Поэтому воздержаніе необходимо, только съ благочестивою мыслію. И такъ будемъ внимательны къ себѣ, чтобъ не навлечь на себя великаго осужденія и въ этомъ мірѣ, и по исшествіи изъ сего міра. Кто нынѣ благообразенъ, тотъ завтра безобразенъ; потому что многими немощами обложено тѣло сіе. Почему возлюбившіе добродѣтельную жизнь не только въ цвѣтущемъ своемъ возрастѣ, въ который избрали для себя цѣломудріе, заслужатъ похвалу, но и въ старости составятъ предметъ удивленія. Доброе сѣмя услаждаетъ зрителей не только, когда даетъ зелень въ полѣ, но и когда нивы бѣлѣютъ уже передъ жатвой, и погнувшійся колосъ наклонится къ землѣ; потому что весьма пріятно смотрѣть тогда на ниву. И такъ жизнь добродѣтельная весьма великое пріобрѣтеніе. И ты /с. 261/ остерегайся, чтобъ не увлекли тебя люди сластолюбивые, которые, предаваясь разнымъ безчинствамъ, сквернятъ тѣла свои, по слову сказавшаго: бываемая бо отай отъ нихъ срамно есть глаголати (Еф. 5, 12). Но и Приточникъ, обличая беззаконное дѣйствіе, говоритъ: таковъ путь жены блудницы: яже егда сотворитъ, и измывшися, ничтоже, рече, содѣяхъ нелѣпо (Притч. 30, 20). Такъ и эти люди, водимые навыкомъ ко грѣхамъ, по совершеніи гнуснаго дѣла, пренебрегаютъ симъ, какъ бы не сдѣлали ничего худаго. У нихъ все стараніе — удовлетворить діавольской похоти, особливо же, когда и святыя Писанія ставятъ какъ бы въ одинъ рядъ съ чѣмъ либо смѣхотворнымъ (ихъ судъ праведенъ есть! Рим. 3, 8). Они проводятъ время въ корчмахъ, упиваясь виномъ до опьянѣнія; почему гнушаются благоговѣніемъ и цѣломудріемъ; они безстыднѣе даже тѣхъ изъ простолюдиновъ, которые ведутъ до крайности порочную жизнь.

Подлинно стóитъ это плача и сѣтованія, что такъ низко стали мы цѣнить свѣтлую и славную добродѣтель! Но великій и человѣколюбивый Богъ, богатый въ милости и сильный въ дѣлахъ, да прійдетъ на помощь къ нашей немощи, да сокрушитъ сатану подъ ногами нашими и дастъ намъ силу и духовное разумѣніе, чтобъ, остальное время жизни своей проводя въ истинѣ, обрѣли мы благодать у Него въ оный великій и страшный день суда; потому что Ему исповѣданіе, и владычество, и держава во всѣ роды родовъ и на вѣки вѣковъ! Аминь.

Итакъ будь мудръ, какъ змія, и цѣлъ, какъ голубь, потому что живешь среди волковъ (Матѳ. 10, 16). Уразумѣй, возлюбленный, что говорю. Не страшись умереть за Христа; хотя бы предстояли тебѣ удавленіе или мечъ, хотя бы ввергали тебя въ озеро, или въ рѣчный потокъ, или въ морскую глубину, не измѣняй цѣломудрію изъ страха человѣческаго; потому что вскорѣ разрѣшишься въ прахъ. Не пренебрегай заповѣдію Божіею; хотя и нѣтъ обличителей, но ничто не укроется отъ Бога, отмстившаго за Авеля. Въ общежитіи ли пребываешь, или въ /с. 262/ пустынѣ, не пренебрегай невинностію и цѣломудріемъ. Святи будете, яко святъ есмь Азъ (Левит. 11, 14), сказалъ Господь, и: смиряяйся вознесется (Лук. 14, 11); смиренъ же тотъ, кто дѣлами проповѣдуетъ добродѣтель. Посему, кто твердо держитоя сего, тотъ дѣйствительно будетъ смиренъ, согласно съ Господнею волею.

Не многое намѣренъ я присовокупить тебѣ о смиреніи, чтобъ изъ сего, по благодати Божіей, позналъ ты отчасти силу его. Смиренный не тщеславится, не гордится, служа Господу изъ страха предъ Нимъ. Смиренный не установляетъ собственной своей воли, прекословя истинѣ, но повинуется истинѣ. Смиренный не завидуетъ успѣху ближняго, не радуется его сокрушенію, а напротивъ того радуется съ радующимися и плачетъ съ плачущими. Смиренный не унижается въ лишеніи и бѣдности, и не оказывается надменнымъ въ благоденствіи и славѣ, но постоянно пребываетъ въ той же добродѣтели. Смиренный не клевещетъ брату на брата (это сатанинское дѣло), но служитъ для нихъ миротворцемъ, не воздавая зломъ за зло. Смиренный почитаетъ не только высшихъ, но и низшихъ себя. Смиренный всѣми силами стремится къ благоговѣнію. Смиренный не увлекается раздражительностію, никого не оскорбляетъ, ни на кого не кричитъ, но по благоговѣнію все презираетъ. Смиренный не упрямится, и не лѣнится, хотя бы и въ полночь позвали его на дѣло; потому что поставилъ себя въ послушаніи заповѣдямъ Господнимъ. Смиренный не знаетъ ни досады, ни лукавства, но съ простотою и непорочностію служитъ Господу во святынѣ, въ мирѣ и въ радости духовной. Смиренный не упивается виномъ, не предается чревоугодію, боясь заповѣди Господней. Смиренный, если услышитъ выговоръ, не ропщетъ, и если будетъ заушенъ, не выйдетъ изъ терпѣнія; потому что онъ — ученикъ Претерпѣвшаго за насъ крестъ. Смиренный ненавидитъ самолюбіе, почему не домогается первенства, но почитаетъ себя въ мірѣ семъ какъ бы временнымъ пловцомъ на кораблѣ. /с. 263/ Смиренный любитъ слушать духовныя рѣчи и не устраняетъ ума своего отъ заповѣдей Всевышняго; потому что дѣйствительно отрекся онъ себя, въ надеждѣ на Господа нашего Іисуса Христа. Блаженны таковые люди; потому что имъ скажетъ Господь: не ктому нареку васъ рабы, но други и братія (Іоан. 15, 15). Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Поученіе третіе.

Не безъизвѣстно мнѣ, о какихъ говорилъ ты умныхъ помыслахъ; потому что и меня тревожатъ тѣ же страсти, и не скрываю своей немощи. Посему надобно намъ непрестанно молиться, чтобъ Господь избавилъ насъ отъ бѣсовскихъ козней. Ибо помыслы не только подавляютъ насъ, когда мы въ безмолвіи и уединеніи, но сильно возстаютъ и тогда, какъ сходимся въ дому Господнемъ; дѣлаютъ, что и на мужскія тѣла смотримъ не благопристойно и не чисто; и до самаго срамнаго дѣла доводитъ насъ змій мечтательными помыслами. Онъ всѣваетъ какую-то смѣсь помысловъ, чтобъ братъ пришелъ въ разсѣяніе, и не могъ чистымъ умомъ внимать несквернымъ тайнамъ Спасителя нашего Бога. Но впрочемъ храненіемъ очей и внимательностію ума воздержный преодолѣетъ змія, при содѣйствіи Божіей благодати. Посему надобно со всею осторожностію охранять сердце свое и чувства свои; потому что въ этой жизни ведемъ мы великую брань; и врагъ нашъ неистовъ. Отъ борьбы же отказываться не должно. По крайней мѣрѣ тѣлесно побѣдимъ мечтанія врага и предоставимъ ему рваться съ досады. Ибо Господь знаетъ, какія жестокія воспаленія въ сердцахъ нашихъ производитъ помыслами нашъ притѣснитель. Не какъ человѣкъ смотритъ Господь: человѣкъ смотритъ на лице, Богъ же зритъ на сердце (1 Цар. 16, 7). Сверхъ того, бойцамъ можно и не принимать вызова на бой. А кто въ мирѣ со страстями, тому какъ вести съ ними брань, продавъ уже себя въ рабы /с. 264/ удовольствіямъ, и со всею охотою платя дани мучителю? Ибо гдѣ вражда, тамъ и брань; а гдѣ брань, тамъ и борьба; гдѣ же борьба, тамъ и вѣнцы. Если кто хочетъ освободиться отъ горькаго рабства; то вступи въ брань съ діаволомъ. Въ сей брани содѣлавшись побѣдителями святые удостоились небесныхъ благъ.

Но, можетъ быть, иный вступитъ въ разговоръ, и скажетъ: «если, гдѣ вражда, тамъ обыкновенно и брань, то какъ же видимъ, что сластолюбцевъ сильно борютъ непотребныя страсти и не позволяютъ имъ покаяться»? Не думаю, возлюбленный, чтобъ здѣсь была брань за добродѣтель и въ сопротивленіе мучителю; напротивъ того здѣсь страсть къ раболѣпству и сластолюбію; почему произволеніемъ своимъ не отдѣляются они отъ врага. Вступившіе въ брань не имѣютъ между собою никакого согласія и не усердствуютъ другъ другу, какъ говоритъ иноплеменникъ Саулу: дадите ми мужа, иже поборется со мною единъ, и аще одолѣетъ ми, будемъ вамъ раби: аще же азъ возмогу одолѣти ему, будете вы намъ раби (1 Цар. 17, 9. 10). Итакъ, поелику люди сіи продали уже себя въ рабы вражеской волѣ и удовольствіямъ, то происходящее между ними можно ли назвать бранію? А если и ведутъ они брань; то не о добродѣтели состязуясь, но по затруднительности положенія, въ какое естественнымъ образомъ ставитъ себя вступающій въ беззаконный договоръ. Почему прилагающіе все свое стараніе о чемъ либо подобномъ сами отдаются въ руки, и плѣняясь предлагаютъ свои услуги и обѣщаютъ награды, только бы исполнять имъ волю обольстившаго ихъ. Если встрѣчается имъ худое, нѣтъ у нихъ никакой разсудительности, нѣтъ воздержности и нѣтъ желанія уклониться отъ худаго. Но не таковы брань и борьба у святыхъ. Они боримые противоборствуютъ, разжигаемые стоятъ твердо, и когда самый предметъ пожеланія предъ ними, отвращаются его изъ страха Господня. А тѣ бываютъ боримы не за противный мучителю образъ мыслей, но чтобъ воздали обычныя дани и не отре/с. 265/кались отъ служенія худымъ пожеланіямъ. Имже бо кто побѣжденъ бываетъ, сему и работенъ есть (2 Петр. 2, 20). Но изъ подвижниковъ, если кто будетъ запнутъ, то тѣмъ скорѣе возстаетъ. Задержанные варварами въ плѣну и находящіеся подъ властію мучителей не всѣ бываютъ довольны своимъ порабощеніемъ плѣнившимъ ихъ; но которые изъ нихъ соглашаются грабить и убивать встрѣчающихся съ ними, тѣ одни съ радостію остаются въ плѣну, безъ оковъ и стражи, удерживаемые страстями; почему сражаются за варваровъ, и по злонравію дѣйствуя съ ними за одно, посылаются на развѣдыванія противъ соплеменниковъ. А которые сѣтуютъ о разграбленіи и опустошеніи у соплеменниковъ, оплакивая погибель собственной своей души, тѣ поспѣшаютъ бѣжать, не терпятъ беззаконнаго образа жизни, высматриваютъ время возвратить себѣ ту свободу, которою нѣкогда наслаждались и не имѣютъ ни малѣйшаго благорасположенія къ противникамъ. Почему, спасшись изъ рукъ ихъ, сдѣлаются противоборцами нечестивыхъ, ставъ споборниками благочестія.

Итакъ настоящее время есть время покаянія. Кто хочетъ освободиться отъ онаго поруганія и избавиться отъ горькаго рабства, тѣмъ надобно противоборствовать волѣ мучителя, и вести съ нимъ брань изъ любви къ Создателю. Ибо тогда покажутъ они опытъ доблестной борьбы, источая потъ добродѣтели, когда не устами только, но и сердечнымъ расположеніемъ скажутъ мучителю: «да будетъ извѣстно тебѣ, діаволъ, что не послушаемъ мы голоса твоего, и не станемъ болѣе служить твоимъ прихотямъ». Но во время борбы надобно возсылать молитвенный гласъ къ Богу съ тѣми, которые говорятъ: нѣтъ стыда уповающимъ на Тебя. И нынѣ возслѣдуемъ всѣмъ сердцемъ, и боимся Тебе, и ищемъ лица Твоего. Не посрами насъ, но поступи съ нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоей. Изми насъ по чудесемъ Твоимъ, и даждь славу имени Твоему, Господи. И да посрамятся вси являющіи рабамъ Твоимъ злая, и да постыдятся отъ всякія силы, /с. 266/ и крѣпость ихъ да сокрушится, и да разумѣютъ, яко Ты еси Господь Богъ единъ и славенъ по всей вселеннѣй (Дан. 3, 41-45). И хотя бы разсвирѣпѣвшій мучитель седмерицею разжегъ печь похотей, но надѣющіеся на Господа пусть смѣло будутъ увѣрены, что печь скоро превратится въ росу, и мучитель, котораго прежде боялись, самъ, наконецъ, по причинѣ нисшедшей къ нимъ свыше помощи, вострепещетъ ихъ тѣни. Посему блаженны соблюдающіе святыню въ смиренномудріи и милосердіи; потому что глубокимъ миромъ насладятся члены ихъ, когда душа ихъ возвеселится о Святомъ Духѣ. Но никто да не надѣется достигнуть покоя, предавая себя въ послушаніе изволеніямъ врага; потому что самъ мучитель будетъ употреблять таковыхъ, какъ военныхъ плѣнниковъ, вовлекая во всякое злочестивое дѣло, а у иныхъ тѣло растлѣвая, и постыдно оскверняя дѣлами содомскими. Поелику не познали они жены, то врагъ внушаетъ имъ мысль приписывать себѣ дѣвство, тогда какъ все тѣло исполнено у нихъ скверны. И врагъ дѣлаетъ съ ними то, что величаются какъ свободные отъ грѣха, тогда какъ насыщаетъ онъ ихъ гроздомъ желчи и гроздомъ горести (Второз. 32, 32). О какая страшная, какая трудная брань! Сколько способовъ, которыми злѣйшій ловецъ доводитъ насъ человѣковъ до того, чтобъ раздражали мы Господа! Блаженны тѣ, которые не попали въ сѣти его; а если попали, то разорвали его путы и скрылись, бѣжавъ отъ него, какъ рыба, спасшаяся изъ мрежи. Ибо и рыба, пока въ водѣ, если, будучи поймана, прерветъ сѣть и сокроется въ глубину, то спасется; а когда извлечена на сушу, не можетъ уже помочь себѣ. Такъ и мы, пока еще въ этой жизни, имѣемъ отъ Бога власть разорвать на себѣ узы вражеской воли, и покаяніемъ свергнуть съ себя бремя грѣховъ и спастись въ небесное Царство. А если застигнетъ насъ страшное оное повелѣніе, и душа выйдетъ изъ тѣла, и тѣло предано будетъ гробу: то не въ силахъ уже мы помочь себѣ, какъ и рыба, извле/с. 267/ченная изъ водъ и заключенная въ сосудѣ, не можетъ уже оказать себѣ помощи.

Посему, возлюбленные, постараемся избѣжать сѣтей врага чрезъ добрыя дѣла, пока не наступилъ оный великій и славный день, въ который откроется все, что сдѣлали мы въ тайнѣ и во тмѣ. Не будемъ ждать, когда прійдетъ смерть, чтобъ не остаться намъ въ стыдѣ въ воскресеніе мертвыхъ, когда святые облекутся въ свѣтлую ризу, какую уготовали себѣ добрыми дѣлами. Если увидимъ тогда себя не только обнаженными молніеносной славы, но и очерненными, исполненными зловонія, то какой стыдъ овладѣетъ нами? Пренебрежемъ дѣломъ злаго вожделѣнія, и вмѣнивъ ни во что, препобѣдимъ сіе малое благочестіемъ, и въ самомъ маловажномъ не окажемся недостойными похвалы. Дѣло грѣха — великое кораблекрушеніе. Посему будемъ стараться, чтобъ не подвергнуться такой опасности. Ибо по нашему нерадѣнію владычествуютъ надъ нами страсти; потому что хотимъ жить безъ трудовъ, и сами отъ себя придумываемъ на то неумѣстные предлоги. Одинъ говоритъ: «съ младенчества имѣю жительство въ монастырѣ, и потому сильно нападаютъ на меня страсти». Но да слышитъ таковый, что многіе изъ святыхъ, съ юнаго возраста подвизавшись добрымъ подвигомъ, попирали удовольствія. Другой опять говоритъ: «воспитанъ я въ мірѣ, испыталъ много худаго; поэтому навыкъ принуждаетъ меня къ пожеланіямъ». Пусть и онъ слышитъ, что многіе изъ святыхъ вели жизнь изъ худшихъ худшую, но напослѣдокъ, измѣнивъ образъ жизни, оказались доблестными, благоугодивъ Богу; потому что отъ души послушались сказавшаго: не ревнуй лукавнующимъ, ниже завиди творящимъ беззаконіе: зане яко трава скоро изсшутъ, и яко зеліе злака скоро отпадутъ (Псал. 36, 1. 2). Лукавый обольщаетъ насъ побуждая ко всему пагубному, чтобы довести насъ до пренебреженія страхомъ Господнимъ, но мы болѣе напряженными помышленіями отразимъ отъ себя ядъ его, при содѣйствіи благодати Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

/с. 268/

Поученіе четвертое.

Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «думай о хорошемъ, чтобъ не думать о худомъ; потому что умъ не терпитъ быть въ праздности». Посему посвятимъ умъ свой поученію въ словесахъ Божіихъ, молитвамъ и добрымъ мыслямъ. Ибо занятіе суетными мыслями рождаетъ и дѣла суетныя; а занятіе добрыми мыслями приноситъ и добрый плодъ. Представимъ умомъ и то, что многіе притѣснители овладѣли странами и крѣпкими городами, и угасла слава ихъ, и не стало ихъ, какъ будто и не было. Сколько царей, которые владѣли многими народами, поставивъ свои изображенія, и воздвигнувъ столпы, думали тѣмъ увѣковѣчить имя свое по кончинѣ жизни! И настали другіе, ниспровергли ихъ изображенія, сокрушили изваянія, и стерши черты лица ихъ, изобразили собственный свой образъ; но и ихъ дѣла истреблены другими. Иные же устроили себѣ великолѣпные гробы, думая тѣмъ утвердить за собой вѣчное имя, описавъ черты свои въ надгробіи. Насталъ другой родъ; удѣлъ отданъ во власть другому. И эти, вознамѣрившись, что и естественно, разчистить груду, подобно щебню, перенесли и кости ихъ. Къ чему жъ послужила имъ многоцѣнная громада, или пирамида? Такъ всѣ произведенія суетности обращаются въ ничто. Но не то бываетъ съ богатѣющими въ Бога и въ Немъ ищущими себѣ славы. Они уготовали себѣ вѣчную жизнь и неистребимую славу. Какъ свѣтъ солнца, и луны, и сонмъ звѣздъ донынѣ не померкъ, и отъ созданія ихъ до нынѣшняго времени не измѣнился отъ старости; и хотя всякій родъ плоти и крови со временемъ пожинается подобно зрѣлой пшеницѣ; однако жъ свѣтъ солнца, луны и звѣздъ равно юнъ, и силенъ, и ясенъ, по опредѣленію Создателя, Которымъ назначено имъ владѣти днемъ и нощію (Быт. 1, 18): такъ и любящимъ Бога опредѣлилъ Онъ Царство небесное и нескончаемую радость. И какъ въ одномъ Онъ не лживъ, такъ и въ другомъ истиненъ. И хотя /с. 269/ то прейдетъ, когда угодно будетъ Создателю; однако же славѣ святыхъ не будетъ конца.

Потому постараемся сотворить плоды покаянія, чтобъ намъ, лишась оной радости, не быть сосланными въ землю темну и мрачну, въ землю тмы вѣчныя (Іов. 10, 21. 22). Войди, если угодно, въ опочивальню твою, закрой окна, прегради всѣ скважины, въ которыя могъ бы проникнуть свѣтъ, и сядь внутри; и увидишь, какое непріятное чувство производитъ тма даже тамъ, гдѣ сидишь ты безъ труда и мученія, и гдѣ въ полной твоей власти, какъ скоро захочешь, сдѣлать отверстіе и выйдти отъ туда. Какое же, думаешь, болѣзненное чувство произвела бы въ тебѣ оная и кромѣшная тма, гдѣ плачъ и скрежетъ зубомъ? Загляни въ дымовое отверстіе у себя въ домѣ, потомъ простри взоръ на востокъ солнца, замѣть разность, и бѣгай дѣлъ тмы. Порокъ есть тма, а добродѣтель — свѣтъ. Порокъ, когда слѣдуютъ за нимъ, чернитъ своихъ дѣятелей, а добродѣтель, когда упражняются въ ней, преуспѣвшихъ дѣлаетъ свѣтлыми.

Не думай, возлюбленный, что ты одинъ больше всякаго терпишь скорбей; ибо всякая глава въ болѣзнь, и всякое сердце въ печаль (Ис. 1, 5). Какъ живущему на землѣ не возможно избѣгнуть этого воздуха; такъ человѣку живущему въ этомъ мірѣ невозможно не быть искушеннымъ скорбями и болѣзнями. Развлекаемые земнымъ отъ земнаго и испытываютъ скорби; а стремящіеся къ духовному о духовномъ и болѣзнуютъ. Но послѣдніе будутъ блаженны; потому что плодъ ихъ обиленъ о Господѣ.

Имѣй совершенное терпѣніе въ дѣлѣ, на которое ты призванъ. Укрѣпи и якори и верви, чтобъ ладію твою мало по малу не отбило въ море; и тогда опытъ научитъ тебя, какой миръ вкушалъ ты, находясь въ пристани. Міръ уподобляется морю, а подвижническая жизнь — пристани. Не люби переходить съ мѣста на мѣсто, но лучше терпѣніемъ извлекай пользу изъ самыхъ соблазновъ, встрѣчаемыхъ во время странствія. Но скажу еще и то, что, /с. 270/ послѣ того, какъ обойдемъ цѣлый міръ, не келлія ли ожидаетъ насъ, если захотимъ спастись? А если и въ общежитіи оставаться нѣтъ у насъ терпѣнія, и въ уединеніи не находимъ себѣ безмолвія; то гдѣ же, наконецъ, будетъ намъ пріютъ? Это походитъ на то, какъ если сказать: «и теплоты солнечной переносить не могу, и тѣнь для меня несносна». Гдѣ жъ тогда пристать намъ? Боюсь, чтобъ не укрыла насъ въ себя оная пещь. Посему не будемъ безпечны, не будемъ питать въ себѣ отвращенія къ трудамъ. Если мы узники Спасителя нашего Бога; то не постыдимся носить на себѣ узы скорбей, но съ радостію будемъ терпѣть ихъ, ожидая пришествія Его съ небесъ, когда и насъ причислитъ къ лику святыхъ; потому что ставшіе общниками страстемъ Его такожде и утѣшенію общниками будутъ (2 Кор. 1, 7). Если же кто тяготится утомленіемъ за дѣломъ; то сколько въ мірѣ такихъ, у которыхъ болятъ руки и ноги, и хотя они люди богатые, имѣютъ около себя много прислуги, однакожъ ни ночью, ни днемъ не имѣютъ покоя, по необходимости томясь отъ изнеможенія, и какъ бы связаны какими цѣпями и узами? Итакъ возьмемъ на себя произвольный трудъ и самовольное терпѣніе изъ страха Божія. И не будемъ нерадѣть о терпѣніи, о смиренномудріи, о воздержаніи, о сострадательности, разумѣю же сострадательность не въ томъ, чтобъ помогать ближнему въ порокѣ, но чтобъ содѣйствовать брату въ духовномъ, какъ ему имѣть умиленіе и слезы. Хотя и нѣтъ видимыхъ слезъ, однако же пусть будетъ у тебя сердечное сокрушеніе; потому что и между слезами есть разность. Но блаженъ, кто въ душѣ своей, какъ въ зеркалѣ, созерцаетъ Господа, и вмѣстѣ со слезами разливаетъ славу Его предъ лицемъ Его благости; потому что молитва его будетъ услышана.

Предложу тебѣ и другой совѣтъ о Господѣ, какъ человѣку Божію и желающему спастись. Вставъ, по принятіи утѣшенія, не ходи по келліямъ, но безмолствуй въ своей келліи; потому чго діаволъ многихъ обольстилъ виномъ. Посему, по принятіи утѣ/с. 271/шенія, быть въ чужой келліи служитъ признакомъ безстрашія и развращенія. Въ подобныхъ собраніяхъ совершается паденіе душъ, особливо когда въ бездѣйствіи бываетъ жезлъ настоятеля. Ибо, кто не хочетъ обуздать умъ свой страхомъ Божіимъ, тому нуженъ человѣческій страхъ, чтобъ имъ удерживался онъ отъ безполезнаго, подобно тому, какъ рабъ бываетъ цѣломудреннымъ при строгости господина. Итакъ будь внимателенъ къ себѣ, и не предавайся небрежности; потому что, выказывая мудрость въ винѣ, и не принесешь, и не получишь пользы.

Если изучилъ ты все божественное Писаніе, то смотри, да не недмеваетъ тебя этимъ помыслъ; потому что все богодухновенное Писаніе учитъ смиренномудрію. А кто думаетъ или дѣлаетъ противное тому, чему обучился, тотъ симъ самымъ показываетъ, что онъ преступникъ.

Если тревожитъ тебя духъ гордости, или любоначалія, или богатства; то не увлекайся имъ, а напротивъ того стань мужественно противъ ополченій лукаваго и льстиваго духа, представивъ въ мысляхъ древнія зданія, обветшавшія изображенія, изъѣденные ржавчиной столпы, и размысли самъ съ собою, и посмотри, гдѣ обладатели и соорудители всего вышесказаннаго; и старайся угодить Господу, чтобъ сподобиться тебѣ небеснаго Царства: зане всяка плоть трава, и всяка слава человѣча, яко цвѣтъ травный (1 Петр. 1, 34). Что выше и славнѣе царской власти? И иные, пожелавъ ея, достигли, но по встрѣтившимся оботоятельствамъ пренебрегли славою и, предпочтя жизни смерть, сами на себя умыслили зло; потому что не взыскали Бога, и не надѣялись отъ Него спасенія. А удостоившіеся небеснаго Царства не испытаютъ ничего подобнаго, въ мирѣ и радованіи пребывая на небѣ съ Ангелами, безъ болѣзни и печали и воздыханія, въ радости и веселіи хваля, превознося и величая Царя небесъ и Господа всей земли. Ему хвала и слава, и величіе во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. ч. II, сл. 22.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть первая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 254-271. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.