Церковный календарь
Новости


2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Золотая рыбка (1921)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Журавль и цапля (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Письмо къ Аркадію Осиповичу Россети (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница (1921)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 3-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 2-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895.

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

28. Блаженства. Двадцать главъ [1].

1. Блаженъ, кто возненавидѣлъ и оставилъ это человѣческое житіе, и у кого все помышленіе жизни о единомъ Богѣ.

2. Блаженъ, кто возненавидѣлъ зловредный грѣхъ и гнушается имъ, возлюбилъ же единаго благаго и человѣколюбиваго Бога.

3. Блаженъ, кто на землѣ сталъ подобнымъ Ангелу небесному и подражателемъ Серафимовъ, постоянно имѣя непорочные помыслы.

4. Блаженъ, кто сталъ непорочнымъ предъ Богомъ, непорочнымъ и чистымъ отъ всѣхъ сквернъ, отъ помысловъ и дѣлъ лукавыхъ.

5. Блаженъ, кто самъ сталъ о Господѣ всецѣло свободнымъ отъ всѣхъ дѣлъ суетной сей жизни.

6. Блаженъ, кто имѣетъ въ умѣ будущій страшный день, и старается слезами врачевать язвы души своей.

7. Блаженъ, кто въ слезахъ сталъ совершенно подобнымъ облаку и ежедневно угашаетъ ими огненный пламень лукавыхъ страстей.

8. Блаженъ, кто шествуетъ путемъ заповѣдей Господнихъ, и каждый день открыто ищетъ себѣ пристанища въ вѣрѣ и любви. /с. 352/

9. Блаженъ, кто преспѣваетъ въ добрыхъ правилахъ подвижничества, надѣясь получить отъ Бога небесное Царство.

10. Блаженъ, кто помнитъ страшное повелѣніе о праздномъ словѣ, и къ устамъ своимъ приставляетъ стражей, чтобъ не отпали отъ заповѣди.

11. Блаженъ, у кого душа стала подобною новонасажденному дереву, и всегда подобно водному испаренію, имѣетъ слезы по Богу.

12. Блаженъ, кто въ душѣ своей насаждаетъ добрыя растенія, то есть, добродѣтели и житія святыхъ.

13. Блаженъ, кто насаждаетъ и насажденное въ себѣ орошаетъ, молясь со слезами, чтобъ насажденія его были благоугодны и плодоносны Господу.

14. Блаженъ, кто, какъ огнемъ, разженъ любовію ко Господу, и попалилъ въ себѣ всякій нечистый помыслъ и всякую душевную скверну.

15. Блаженъ, кто добровольно сталъ подобнымъ прекрасной и доброй землѣ, плодопринося доброе сѣмя во сто, въ тридцать и въ шестьдесятъ кратъ.

16. Блаженъ, кто по намѣренію своему оказался прекраснымъ сѣменемъ на нивѣ, какое Владыко посѣялъ на собственной нивѣ Своей.

17. Блаженъ, кто нашелъ избранную небесную жемчужину, и продавъ все, что было у него на землѣ, купилъ ее одну.

18. Блаженъ, кто нашелъ сокровище, сокрытое на селѣ, и обрадовавшись, бросилъ все, пріобрѣлъ же это одно.

19. Блаженъ, кто непрестанно помнитъ день своего исшествія, и старается оказаться въ этотъ часъ готовымъ и безстрашнымъ.

20. Блаженъ, кто нашелъ дерзновеніе въ часъ разлученія, когда душа со страхомъ и болѣзнями разлучается съ тѣломъ. Ибо приходятъ Ангелы взять душу, разлучить ее съ тѣломъ и поставить предъ престоломъ безсмертнаго и страшнаго судилища.

Великъ страхъ, братія, въ часъ смерти, когда /с. 353/ душа со страхомъ и сѣтованіемъ разлучается съ тѣломъ; потому что въ этотъ часъ разлученія предстаютъ душѣ дѣла ея, добрыя и худыя, какія дѣланы ею днемъ и ночью. Ангелы со тщаніемъ поспѣшаютъ исторгнуть ее изъ тѣла, а душа, видя дѣла свои, боится выйдти изъ тѣла. И душа грѣшника со страхомъ разлучается съ тѣломъ, и съ трепетомъ идетъ предстать безсмертному судилищу. Принуждаемая же выйдти изъ тѣла, смотря на дѣла свои, говоритъ имъ со страхомъ: «дайте на одинъ часъ сроку мнѣ, чтобъ выйдти». Дѣла же ея, собравшись всѣ вмѣстѣ, отвѣчаютъ душѣ: «ты насъ сдѣлала, съ тобою пойдемъ мы къ Богу».

Возненавидимъ суетную жизнь сію, возлюбленные мои братія; возжелаемъ же единаго святаго Христа, Избавителя душъ нашихъ. Не знаемъ, братія, въ какой часъ исшествіе наше. Никому неизвѣстны день и часъ разлученія. Когда беззаботно ходимъ и веселимся на землѣ, внезапно застигаетъ насъ страшное повелѣніе, взять душу изъ тѣла; и грѣшникъ отходитъ въ путь въ тотъ часъ и день, въ который не ожидалъ, когда душа его исполнена грѣховъ и не имѣетъ оправданія.

Посему-то умоляю васъ, возлюбленные, сдѣлаемся свободными и не станемъ связывать себя рабствомъ этой суетной и временной жизни. Жизнь сія исполнена соблазновъ и сѣтей смертныхъ; окрылимъ душу свою, спасая отъ сѣтей и соблазновъ. Лукавый ежедневно и тайно ставитъ сѣти душѣ нашей, чтобъ, соблазнивъ ее, подвергнуть вѣчному мученію. Среди соблазновъ ходимъ мы, возлюбленные; поэтому будемъ внимательны къ себѣ, чтобы не впасть въ сѣти смертныя. Сѣти лукавой смерти исполнены сладости: да не обольщается душа наша сладостію сѣтей ея; сладость же сѣтей сихъ составляетъ попеченіе о земномъ, объ имѣніи, о лукавыхъ помыслахъ и дѣлахъ. Не услаждайся, братъ, сладостію смертной сѣти, не разслабѣвай, теряясь въ занятіи лукавыми помыслами. Лукавый помыслъ, если найдетъ себѣ доступъ въ душу, услаждаетъ ее лукавыми мыслями, /с. 354/ чтобъ потомъ умертвить; и дѣлается лукавый помыслъ какъ бы сѣтію въ душѣ, и ни чѣмъ не изгоняется изъ души, развѣ только молитвою, слезами, воздержаніемъ и бдѣніемъ. Посему будь бодрственъ и свободенъ отъ всего земнаго, чтобъ избавиться тебѣ отъ сѣтей, отъ помысловъ и дѣлъ лукавыхъ. Не разслабѣвай, хотя на одно мгновеніе останавливаясь на лукавомъ помыслѣ; смотри, чтобъ лукавый помыслъ не застарѣлъ въ душѣ твоей, братъ. Прибѣгай сегодня къ Богу съ молитвою, постомъ и слезами, чтобъ освободиться тебѣ отъ всѣхъ сѣтей, соблазновъ и страстей. Не думай, братъ, много лѣтъ прожить на землѣ, и не разслабѣвай, занимаясь лукавыми помыслами и дѣлами: повелѣніе Господне прійдетъ внезапно и застигнетъ грѣшника не имѣющимъ уже времени къ покаянію, къ полученію прощенія. И что скажешь, братъ, смерти въ часъ разлученія? Случается, что повелѣніе не даетъ и мгновенія времени на землѣ. Многіе думаютъ прожить долго на землѣ; но внезапно приходитъ смерть, и за стигаетъ грѣшника и богача, когда высчитываетъ онъ многіе годы, задумываетъ въ прохладѣ жить на землѣ, держитъ въ рукахъ счетъ своихъ денегъ и приходящагося на нихъ роста, на многіе годы распредѣляетъ богатство свое, — приходитъ внезапно смерть, и въ одно мгновеніе превращаются въ ничто всѣ счеты вмѣстѣ съ богатствомъ и попеченіемъ о суетномъ времени. Приходитъ та же смерть, и находитъ праведника, который молитвою и постомъ собираетъ себѣ прекрасное и небесное богатство, имѣетъ всегда предъ очами смерть, не боится пришествія ея и разлученія съ тѣломъ. Такъ и ты, какъ человѣкъ разумный и духовный, непрестанно со дня на день ожидай смерти, разлученія и представленія на судилище Господне. Какъ усердный и мудрый, имѣй всегда уготованнымъ свѣтильникъ свой, и ежечасно еще осматривай его въ слезахъ и молитвахъ. Пока еще въ безопасности находишься, возлюбленный мой, прилагай стараніе; ибо наступитъ для тебя время, исполненное невѣрія, разслабленія, лѣности, /с. 355/ сердечной сухости, и столько смутное, что не дозволитъ тебѣ подумать о лучшемъ. Будьте, возлюбленные, внимательны къ тому, какъ приходитъ въ силу все лукавое, съ каждымъ днемъ преуспѣваетъ злое, возрастаютъ пороки: все это предвѣщаетъ наступающее смятеніе и великую скорбь, какая придетъ на всѣ земные предѣлы. По грѣхамъ нашимъ, съ каждымъ днемъ преуспѣваетъ все это, отъ нашего разслабленія возрастаютъ пороки на землѣ. Будемъ же мы, боголюбцы, бодрственными воинами, будемъ ежедневно преодолѣвать во брани лукаваго, какъ совершенные боголюбцы, изучимъ уставы этой брани; ибо она невидима; и уставъ этой брани — обнажить себя отъ всего земнаго. Если ждешь смерти, ежедневно имѣя ее передъ очами; то не будешь грѣшить. Если обнажилъ ты себя отъ всего земнаго; то не будишь низложенъ во брани. Если возненавидишь, возлюбленный, земное, пренебрегая временнымъ; то, какъ доблестный воинъ, возможешь тогда получить побѣдную награду. Поелику земное влечетъ къ себѣ долу, и страсти омрачаютъ сердечныя очи во брани; то по сему самому лукавый одолѣваетъ въ брани насъ, земныхъ, исполненныхъ попеченія о земномъ и раболѣпствующихъ страстямъ; потому что нынѣ всѣ мы, возлюбленные, любимъ земное, и умъ нашъ, по причинѣ разслабленія нашего, пригвожденъ къ землѣ. День преклонился къ вечеру; время наше на исходѣ: а мы, по невѣрію своему, думаемъ, что еще утро. Вотъ Царство небесное уже при дверяхъ; а мы не хотимъ и слышать о немъ. Бываютъ знаменія и чудныя явленія, о которыхъ сказалъ Господь (Матѳ. 24, 7), — глады, землетрясенія, войны, движенія народовъ; о всемъ этомъ, по-видимому, какъ о сновидѣніи разсказываемъ мы другъ другу; ни слухъ о семъ, ни самое зрѣніе не приводятъ насъ въ ужасъ. Избранные собираются прежде скорби, чтобы не видѣть имъ смятенія и великой скорби, какая постигнетъ неправедный міръ. Время приблизилось уже къ жатвѣ; кончается вѣкъ сей; ангелы въ готовности держатъ серпы, и ожида/с. 356/ютъ мановенія. Устрашимся, возлюбленные; уже одиннадцатый часъ дня, а путь еще далекъ. Постараемся о томъ, чтобъ нашли насъ уже въ пути; сдѣлаемся бодрственными, отрезвимся отъ сна, какъ неусыпные. Не знаемъ, въ который часъ придетъ Владыка всей земли. Поэтому облегчимъ себя отъ бремени и отъ заботы о житейскомъ. Не пецытеся вовсе о землѣ, сказалъ намъ Господь (Матѳ. 6, 31). Онъ заповѣдалъ намъ любить всѣхъ вообще, а мы напротивъ изгнали любовь, и бѣжала она съ земли. Грѣхи умножаются; неправда покрыла всѣхъ вообще; каждый вожделѣваетъ земнаго, и пренебрегаетъ небеснымъ; никто изъ насъ не любитъ будущаго. Желаетъ ли кто быть небеснымъ? Питай всегдашнюю ненависть къ тому, что на землѣ, и гнушаясь этимъ, подвизайся, какъ совершенный, и желай небеснаго Царства. Не разсуждай, монахъ, говоря такъ: «велики труды подвижничества, а я малосиленъ и немощенъ, не въ состояніи подвизаться». Возьми во вниманіе глаголы прекраснаго и добраго совѣта, заучи, что говорю тебѣ, возлюбленный и христолюбивый братъ мой. Если вознамѣришься идти въ другую дальнюю сторону и землю; то невозможно тебѣ будетъ въ одно мгновеніе перейдти разстояніе цѣлаго пути, но каждый день по числу шаговъ своихъ доходя отъ ночлега до ночлега, съ продолженіемъ времени и труда, достигнешь той стороны, которую имѣешь въ виду. Тоже надобно сказать о Царствѣ небесномь и о раѣ сладости; каждый достигаетъ туда постомъ, воздержаніемъ, бдѣніемъ. Воздержаніе, слезы, молитва, бдѣніе, любовь — вотъ ночлеги, ведущіе на небо. Не бойся положить прекрасное начало прекраснаго пути, вводящаго въ жизнь. Пожелай только идти симъ путемъ, и окажешься готовымъ, и самый путь тотчасъ сдѣлается скоропроходимымъ подъ ногами твоими, и радуясь и продолжая путь свой съ пріятностію будешь проводить ночлеги свои на пути; и послѣ каждаго ночлега будутъ укрѣпляться стопы души твоей; не найдешь затрудненія на пути, ведущемъ къ небу. Господь небесный Самъ содѣлался /с. 357/ путемъ жизни для желающихъ съ радостію прійдти къ Отцу свѣтовъ.

Ты, Христе Спаситель, сталъ для меня путемъ жизни, ведущимъ къ Отцу. Сей одинъ путь — моя радость, а конецъ его — Царство небесное. Ты, Владыка Іисусе, Сыне Божій, сталъ для меня путемъ жизни, и просвѣщеніемъ, и исполненный любовію къ Тебѣ самъ я почерпалъ дарованія въ Твоемъ источникѣ. Благодать твоя въ сердцѣ раба Твоего стала свѣтомъ и радостію, которая сладостнѣе паче меда и сота устамъ служителя Твоего, Благодать Твоя въ душѣ раба Твоего стала сокровищемъ, обогатила нищету, изгнала бѣдность и гнилость. Благодать Твоя стала для раба Твоего прибѣжищемъ, силою, заступленіемъ, возвышеніемъ, похвалою, пищею для всей жизни. Какъ умолчитъ рабъ Твой, Владыка, вкусивъ великую сладость Твоей любви и благодати? И отверзъ я уста свои недостойно. Какъ опять языкъ мой найдетъ себѣ столько силъ, чтобы соразмѣрно съ самою пользою воспѣвать и прославлять Подателя благъ? И какъ опять осмѣлюсь я положить преграду волнамъ благодати, изливающимся въ сердце грѣшника, и исполненнымъ сладости по множеству дарованій? Воспою славу Владыки небесныхъ, Который служителю Своему въ многихъ дарованіяхъ далъ дарованія небесныя, возвеличу благодать Твою, Христе Спаситель; ибо, величая ее самъ возвеличиваюсь ею; не престану языкомъ моимъ пѣснословить благодать Твою, Владыка; не умолкнутъ гусли мои, бряцая сладкопѣнія духовныя. Любовь Твоя влечетъ меня къ Тебѣ, Спаситель, похвала жизни моей. Благодать Твоя дѣлаетъ сладостнымъ для меня то, что умъ мой влечется въ слѣдъ Тебя. Да будетъ сердце мое доброю для Тебя землею, пріемлющею въ себя сѣмя, и благодать Твоя да орошаетъ его росою жизни вѣчной. Да пожнетъ же благодать Твоя добрую рукоять на землѣ сердца, — сокрушеніе, поклоненіе, святыню, и все угодное Тебѣ всегда. Возврати душу мою въ ограду рая сладости вмѣстѣ съ обрѣтенною овцою, да обрѣтется душа моя во свѣтѣ. Ту обрѣтенную /с. 358/ овцу понесъ Ты на раменахъ Своихъ; и сію недостойную душу привлеки рукою Свою, и обоихъ принеси пречистому и безсмертному Отцу, чтобы среди райскаго наслажденія и мнѣ сказать со всѣми святыми: «слава Отцу безсмертному; поклоненіе Тому, Кто далъ небесныя дарованія ничтожному, чтобы и онъ принесъ драхму славы Царю всѣхъ во вѣки»! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. II, прод. Сл. 28.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть первая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 351-358. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.