Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 2-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

35. Поучительныя слова къ Египетскимъ монахамъ.

ПОУЧЕНІЕ 31. О ТОМЪ, ЧТО ХРИСТІАНИНУ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЕЛИКОДУШНЫМЪ И НЕЗЛОПАМЯТНЫМЪ [1].

Если случится съ тобою огорченіе; то потерпѣть оное — не крайнее еще зло; тяжело же и опасно оставаться въ огорченіи. Если въ отсутствіе твое, братъ, злословилъ тебя кто нибудь, и другой, пришедши, объявитъ тебѣ, что такой-то братъ злословилъ тебя; то, какъ мудрый, разбери, чье это наважденіе, и не огорчайся на брата своего. А извѣстившему тебя скажи такъ: «хотя оскорбилъ онъ меня, но онъ мнѣ братъ, да я и самъ заслужилъ оскорбленіе; впрочемъ оскорбилъ онъ не самъ по себѣ, но устроилъ сіе врагъ, чтобы посѣять вражду между нами. Господь же да разоритъ умыслы лукаваго, а брата да помилуетъ, и насъ да не оставитъ». Если опять и въ лице будешь оскорбленъ, не досадуй на сіе, и не приходи въ движеніе умомъ. Если же случится потерпѣть оскорбленіе за худое дѣло; то не будемъ жестокосердыми, но исправимъ лучше свою погрѣшность. А если и по вражескому наважденію случится сіе; ты, какъ знающій дѣло, не досадуй на брата своего. Ибо если оскорбленный воздашь оскорбленіемъ, то нанесешь себѣ двойную обиду; вопервыхъ тѣмъ, что оскорбленный не перенесъ сего великодушно, а во вторыхъ тѣмъ, что на безстыдный съ тобою поступокъ отвѣчалъ злословіемъ.

Посему, когда будетъ кто тебя злословить, не воспламеняйся гнѣвомъ; но тотчасъ съ скромною ус/с. 139/мѣшкою, показавъ на лицѣ улыбку, раздраженіе свое перемѣни на миръ. Но есть и такой смѣхъ, который возжигаетъ въ другомъ гнѣвъ; ибо сказано: смѣхомъ безумный творитъ злая (Притч. 10, 23). Не о такой усмѣшкѣ говорю, братія; напротивъ того, какъ искусный и опытный врачъ, раствори врачевство любви въ союзѣ мира. Огонь не гасится огнемъ. Посему смѣяться не должно; а ты любовію, степенностію и великодушіемъ утоли гнѣвъ раздражительнаго бѣса. Ибо написано: гнѣвъ мужа правды Божіей не содѣловаетъ (Іак. 1, 20). И у другаго говоритъ: устремленіе бо ярости его паденіе ему (Сир. 1, 22). А если братъ твой не вразумляется улыбкою; то всѣми мѣрами постараемся уврачевать брата, чтобы не возобладало имъ раздраженіе. Господь и Спаситель нашъ Іисусъ сказалъ: аще принесеши даръ твой ко олтарю, и mу помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: остави ту даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23. 24). И чрезъ Апостола заповѣдуетъ, говоря: миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14).

И да не научитъ тебя лукавый говорить: «не обидою оскорбляюсь, но тѣмъ, что обидѣлъ меня въ присутствіи братіи». Это смущаетъ тебя рабъ Господень? Гдѣ же ты, воинъ Христовъ, оставилъ оружіе свое, разумѣю крестъ? А крестъ есть смиреніе, какъ написано: смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. 2, 8).

Хочешь ли, братъ, докажу тебѣ, что съ благодарностію должны мы терпѣть все, если это сдѣлано намъ за Христа? Христосъ — жизнь наша и спасеніе душъ нашихъ. Посему кто страждетъ за Христа, тотъ страждетъ за свое спасеніе и за жизнь свою. Докажу тебѣ и примѣромъ подобострастныхъ намъ человѣковъ, что смиренномудріемъ благоугодили они Богу; прежде же представлю тебѣ въ примѣръ ходящихъ по плоти, а потомъ перейдемъ къ духовнымъ. Оскорбленъ ты? Примѣни къ себѣ бой/с. 140/цевъ. Но оставимъ ходящихъ по плоти, и перейдемъ къ духовнымъ. Когда Давидъ бѣжалъ отъ лица Авессалома, сына своего, Семей, вышедши на встрѣчу, не злословилъ ли царя Давида, предъ всѣми сопутствующими ему? Не наединѣ злословилъ царя, чтобы не сказалъ иный, что поэтому и перенесъ онъ обиду великодушно. Даже не только злословилъ, но проклиналъ, и бросалъ въ царя камнями; почему нѣкто изъ близкихъ друзей говорилъ царю: почто проклинаетъ песъ умершій сей господина моего царя? Пойду и отъиму главу его. И рече царь ему: что мнѣ и вамъ сынове Саруины? оставите его проклинати мя тако, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речетъ ему: почто сотворилъ еси тако (2 Пар. 16, 9. 10)? И еще сказалъ: негли призритъ Господь на смиреніе мое, и возвратитъ ми благая, вмѣсто клятвы его во днешній день (12). Видишь, возлюбленный, что праведные въ смиренномудріи служили Господу. И если Давидъ, будучи царемъ и Пророкомъ, показалъ столько усердія и смиренномудрія, то каковы должны быть мы нищіе и грѣшные? Возьми также во вниманіе и незлопамятность Давидову на Саула. Поэтому и мы, братія, будемъ великодушны, нося тяготы другъ друга (Гал. 6, 2). Какой воинъ увидѣвъ, что товарищъ его взятъ въ плѣнъ противниками, не вступаетъ въ борьбу и не сражается съ противниками, чтобы исхитить товарища своего изъ рукъ взявшихъ его въ плѣнъ? Когда же не въ силахъ онъ избавить его, тогда плачетъ и печалится, воспоминая о другѣ. Не гораздо ли паче мы должны другъ за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ: нѣтъ больше сей любви, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 13). Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. Сл. 33.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть вторая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 138-140.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.