Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 2-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

35. Поучительныя слова къ Египетскимъ монахамъ.

ПОУЧЕНІЕ 33. КАКЪ ДОЛЖНО УТѢШАТЬ МАЛОДУШНЫХЪ [1].

Братъ искалъ своего брата, и нашедши, сказалъ ему: «гдѣ былъ ты, братъ»? Онъ отвѣчалъ, говоря: «такой-то братъ въ скорби; ходилъ утѣшать его». Братъ сказалъ ему: «если для Господа ходилъ, не безъ награды будешь... А есть и такіе, которые, повидимому, утѣшаютъ и состраждутъ, но не знаютъ, что причиняютъ большую скорбь и дѣлаютъ вредъ». Братъ сказалъ: «кто же таковъ, что утѣшаетъ брата во вредъ ему»? Братъ отвѣчалъ ему: «если утѣшающій человѣкъ духовный, то приходитъ онъ не ко вреду, но къ великой пользѣ. А кто имѣетъ плотскій образъ мыслей, тотъ не принесетъ ни малой пользы». Братъ говоритъ: «желалъ бы я знать рѣчи того и другаго, чтобы, желая оказать пользу брату своему, не сдѣлать ему вреда». И братъ сказалъ ему: оба испросимъ щедротъ у Господа, чтобы послалъ Онъ благодать Свою въ сердца наши; потому что безъ благодати Его человѣкъ безсиленъ къ преспѣянію въ добродѣтеляхъ. Итакъ слушай: у кого плотскій образъ мыслей, тотъ, пришедши /с. 143/ для утѣшенія братій, ведетъ такой разговоръ: что съ тобою, братъ мой? скажетъ онъ. Тотъ отвѣчаетъ: просилъ у эконома нужной вещи, и не далъ мнѣ; или именуетъ другаго брата, который будто бы несправедливо оскорбилъ его. И пришедшій для утѣшенія, выслушавъ это, восклицаетъ такъ: почему этотъ безчеститъ другихъ? и со мною въ одномъ случаѣ поступилъ онъ также, и обезчестилъ меня: мы почитаемъ его, а онъ не разумѣетъ сего, и не хочетъ знать себѣ мѣры. Настоятели же здѣшніе думаютъ, что здѣсь только и можно спастись. Если здѣсь только; то человѣку и спастись невозможно. Уйду и я отсюда, и освобождусь отъ этихъ людей. И такими словами дѣлаетъ онъ брату болѣе вреда. А если найдутся и другіе поработившіеся той же мысли; то еще больше разстроиваютъ помыслъ брата. Нерѣдко же бываетъ, что появляется у нихъ и вино, и пока не упіются, не перестаютъ они пить и препираться другъ съ другомъ на словахъ; иногда и руки налагаютъ одинъ на другаго; а нѣкоторые отъ многопитія засыпаютъ на мѣстѣ. Братъ говоритъ: «желалъ бы я узнать рѣчи духовныхъ людей, чтобъ избрать для себя лучшее». Онъ отвѣчалъ: «Духовный, когда думаетъ идти для утѣшенія брата, прежде всего и не выходя еще изъ келліи своей, станетъ на молитву, чтобы Господь управилъ путь его. И пришедши къ двери братней, постучавшись, положитъ земный поклонъ; по дозволеніи же взойдетъ и станетъ на молитву. Послѣ сего сядутъ молча. Потомъ хозяинъ келліи говоритъ брату: хорошо ты сдѣлалъ, что пришелъ благословить меня. Братъ отвѣчаетъ: меня да благословитъ благоговѣніе твое! Посему умоляю тебя, благословенный Господомъ, сказать, что съ тобою? — Тотъ открываетъ ему свои помыслы или имя брата, который огорчилъ его. — Братъ, выслушавъ это, говоритъ: помоги Господи! А врагу не хочется, чтобы кто нибудь безмолвствовалъ. — И опять продолжая рѣчь, говоритъ: впрочемъ, возлюбленный, гдѣ нѣтъ скорбей? гдѣ нѣтъ труда? Міряне развѣ не трудятся? мореходцы въ странствованіяхъ по мо/с. 144/рямъ развѣ не бѣдствуютъ? Воины на сраженіи не подвергаются развѣ опасностямъ? Почему же мы малодушествуемъ, какъ будто у однихъ насъ скорби? Міряне трудятся для мірскаго, а духовные скорбятъ въ дѣлахъ духовныхъ. Но печаль міра смерть содѣловаетъ, а печаль, яже по Бозѣ, покаяніе въ жизнь вѣчную (2 Кор. 7, 10). Почему и мы, находясь въ скорби, не будемъ малодушествовать. Ибо написано: печаль ваша въ радость будетъ (Іоан. 16, 20). И ужели ты, подъявъ столько трудовъ, скончаешь нынѣ плотію (Гал. 3, 3)? Разсуди, что отрекся ты отъ міра и отъ воли своей; какъ же не можешь стерпѣть и слова? и ради этого хочешь оставить обитель? Ужели врагъ до того расхитилъ у насъ помыслъ смиренномудрія? и поэтому сильно возстаютъ страсти въ насъ? Не гнѣвайся на меня, который говорю тебѣ правду: ибо сострадая о тебѣ, говорю это. Откуда происходитъ причина сему? Конечно, дѣло или въ пищѣ, или въ питіи, или въ томъ, что не перенесъ ты слова, и столько терпишь вреда? Ты вмѣнилъ сіе въ уметы, да пріобрящешь Христа, и опять попускаешь, что умъ твой погрязаетъ въ старыхъ страстяхъ? Пока не возлюбимъ воздержанія, и не отсѣчемъ своей воли, дотолѣ не смѣемъ сказать: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27). Подумай, какимъ ты былъ, когда пришелъ къ вратамъ монастырскимъ, горя духомъ въ страхѣ Господнемъ. Но, можетъ быть, хочешь сказать, что эти люди развратили твой помыслъ. Хочешь, докажу тебѣ, возлюбленный, что причина сему произошла отъ нашей лѣности? Лотъ жилъ въ Содомѣ, и не погибъ съ Содомлянами. А Гіезій служилъ Пророку Елисею, и согрѣшилъ. Подобно и Самуилъ пребывалъ у Илія и жилъ вмѣстѣ съ дѣтьми его, но тѣ пали, а онъ спасенъ; потому что истинно возлюбилъ Господа. А Іуда Искаріотскій вмѣстѣ съ прочими учениками слѣдовалъ за Господомъ, и предалъ Учителя и Господа славы въ руки беззаконныхъ. Итакъ не будемъ склоняться на волю врага, который внушаетъ благовидные, конечно, предлоги къ низло/с. 145/женію душъ нашихъ. Ибо имѣемъ примѣры въ божественныхъ Писаніяхъ, по которымъ каждый долженъ быть внимателенъ къ самому себѣ, живетъ ли онъ съ праведными, или съ грѣшными. Живя съ праведными, и сами будемъ жить праведно и преподобно. А если и съ грѣшными живемъ, то постараемся не дѣламъ ихъ подражать, но ихъ при содѣйствіи благодати привлечь собою на путь спасенія. Если же вздумаешь сказать о себѣ: немощенъ я и не имѣю крѣпости духа; то будемъ внимать божественнымъ Писаніямъ, и поревнуемъ житію святыхъ отцевъ, чтобы уврачевалась душа наша, и не пока только слушаемъ, станемъ приходить въ сокрушеніе, вскорѣ же потомъ дѣлать худшее. Кто такъ принимаетъ слово, тотъ никогда не принесетъ плода; ибо таковые не имѣютъ въ себѣ корня. Всяко же древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10). Какъ немощные будемъ слушать наставленія мужей боящихся Господа, которые указываютъ душѣ путь къ здравію и не уподобимся тѣмъ, которые хотятъ слушаться собственной только воли своей, чтобы намъ не бѣдствовать, прилѣпившись къ зломудренному помыслу. Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: если видишь, что юный по своей волѣ восходитъ на небо, то удержи его; потому что полезно ему это. То же разумѣй и о человѣкѣ, который старъ годами, но юнъ умомъ. Ибо премудрый говоритъ въ притчахъ: путіе безумныхъ прави предъ ними; а мудрый прійметъ совѣтъ (Притч. 12, 15). Послушаемъ и того, который говоритъ: юніи повинитеся старцемъ; вси же другъ ко другу смиренномудріе стяжите: зане Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (1 Петр. 5, 5). Ибо нѣкоторые почитаютъ себя мудрыми, и не хотятъ подчиниться истинно мудрымъ и имѣющимъ вѣдѣніе Божіе. Таковыхъ Апостолъ называетъ суесловами и прельщенными умомъ, говоря: суть бо мнози непокориви, суесловцы и умомъ прельщени (Тит. 1, 10). Иному же помыслъ не рѣдко внушаетъ и говоритъ: чтожъ? ты молодъ еще, въ старости своей покаешься. И если /с. 146/ достигнетъ старости, опять представляетъ ему помыслъ: теперь ты состарѣлся и имѣешь нужду въ покоѣ. — Посему необходимо, возлюбленный, ежедневно работать Господу со страхомъ и трепетомъ; ибо кто сказалъ намъ, что доживемъ до старости? А если и доживемъ, то будетъ ли у насъ добрый помыслъ, если съ сего уже времени нерадимъ о своемъ спасеніи? Послушаемъ Господа, Который говоритъ: бдите и молитеся: яко не вѣсте дне ни часа (Матѳ. 25, 13. 26, 41). По лѣности своей благое иго Христово почитаемъ мы тяжелымъ. Сколько думаешь, возлюбленный, и въ мірѣ жалующихся на то или другое, что дѣти ихъ отданы въ залогъ, что дѣти людей сильныхъ отведены въ плѣнъ, проданы въ рабство, и на чужой сторонѣ служатъ тѣмъ, которые несравненно ихъ хуже, что иные бѣдны, лежатъ на городскихъ рынкахъ и улицахъ, ни чѣмъ не прикрытые, терпя отъ холода и отъ зноя? А мы не ставимъ въ великое, что имѣемъ у себя этотъ кровъ, дарованный намъ Господомъ, и что нѣтъ у насъ заботы о мірскомъ. Будемъ приводить сіе на память, и не уничижимъ Божіей благодати и Божіихъ благодѣяній, потому что сподобилъ насъ Богъ благаго ига Своего. Но мы просили, и не дано намъ? И кто не знаетъ, что сіе обратилось намъ не въ пользу? — Скажемъ и то: кто изъ насъ не сознаетъ себя преслушавшимъ Господа, и Господь, видя сіе, долготерпитъ? А что касается до настоятелей, то предоставимъ сіе Господу. Вси бо предстанемъ судищу Христову (Рим. 14, 10). Лица Богъ человѣча не пріемлетъ (Гал. 2, 6). Итакъ возстань, препояшься, и не падай отъ помысловъ. Послушай того, кто говоритъ: не побѣжденъ бывай отъ зла, но побѣждай благимъ злое (Римл. 12, 21). Увы мнѣ грѣшному, возлюбленный! Столько претерпѣлъ за насъ Господь славы! Что можемъ принести Ему какъ равноцѣнное страданіямъ, какія претерпѣлъ Онъ за насъ? Припадемъ къ Нему всѣмъ помышленіемъ, прося себѣ терпѣнія у благости Его. Многими скорбями подобаетъ намъ внити въ царствіе небесное (Дѣян. 14, 22). /с. 147/ Ибо Спаситель сказалъ ученикамъ Своимъ: вы же печальни будете, но печаль ваша въ радость будетъ. Жена, егда раждаетъ, скорбь имать, яко пріиде годъ ея: егда же родитъ отроча, ктому не помнитъ часа того за радость, яко родися человѣкъ въ міръ. И вы скорбь имѣти будете: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 20-22). И такимъ образомъ, по дару благодати подкрѣпивъ брата словомъ истины, оба возблагодарятъ Господа. А если случится вкусить имъ вмѣстѣ пищи: то ѣдятъ и піютъ со всею чинностію, чтобъ изнурить плоть, и не упиться виномъ, въ немъ же есть блудъ (Ефес. 5, 18). И совершивъ дѣло Господне, возвращается онъ въ келлію свою, прославляя Бога за обращеніе брата. Богу слава во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. Сл. 35.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть вторая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 142-147.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.