Церковный календарь
Новости


2018-05-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 17 (39) (1908)
2018-05-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 16 (38) (1908)
2018-05-25 / russportal
Н. И. Ульяновъ. Замолчанный Марксъ (1969)
2018-05-25 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ 1938 г. Докладъ (2-й) К. Н. Николаева (1939)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святыя Евѳимія и Ольга (1994)
2018-05-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Преп. Серафимъ Саровскій (1994)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 15 (37) (1908)
2018-05-24 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Новыя грозныя слова". Слово 14 (36) (1908)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 50-я (1922)
2018-05-23 / russportal
И. А. Родіоновъ. Повѣсть "Жертвы вечернія". Глава 49-я (1922)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 6-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 5-я (1925)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Разслабленный, самарянка и слѣпорожденный (1994)
2018-05-23 / russportal
Cвт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Святые Кириллъ и Меѳодій (1994)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 71-80) (1957)
2018-05-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. "Моя жизнь во Христѣ". Часть 1-я (стр. 61-70) (1957)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 26 мая 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 2-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

35. Поучительныя слова къ Египетскимъ монахамъ.

ПОУЧЕНІЕ 35. О ДѢВСТВѢ И ЦѢЛОМУДРІИ ПОУЧЕНІЕ [1].

Брату или сестрѣ влагаетъ лукавый мысль, говоря: «вотъ ежечасно тревожитъ тебя блудный помыслъ: долго ли будешь нести это безпокойство и терпѣть»? Братъ отвѣчаетъ: «пока не призритъ Господь на смиреніе мое и на трудъ мой, и не проститъ всѣхъ грѣховъ моихъ». Лукавый продолжаетъ: «чтобъ не быть тебѣ въ бореніи, удовлетвори однажды похоти, и послѣ покаешься; это — не важное дѣло». Братъ говоритъ: «нѣтъ мнѣ нужды учиться у тебя покаянію; ибо знаю, что человѣку даже до послѣдняго его дыханія, по великому Божію человѣколюбію, покаяніе возможно. А если говоришь, будто дѣло сіе не важно, то ежели предъ Богомъ моимъ и въ маломъ семъ дѣлѣ окажусь неискуснымъ, кольми паче не искусенъ буду, когда прійдетъ на меня большее сего искушеніе»? Лукавый еще говоритъ: «но и сіе не важно; потому что и опять должно только покаяться». Братъ отвѣчаетъ: «а кто мнѣ скажетъ, что, если растлю плоть свою, то найду время къ покаянію, и не буду повлеченъ вмѣстѣ съ дѣлающими беззаконіе? Ибо наше житіе сѣнь есть на земли (Іов. 8, 9). Да и не то же ли это будетъ, какъ взять мечъ и самому себя убить»? Лукавый продолжаетъ: «удовлетвореніе похоти ничего не значитъ, это — дѣло одного часа, которое тотчасъ и миновалось». Братъ отвѣчаетъ: «послушай, врагъ жизни и противникъ душъ, какая честь уготована отъ Бога тѣмъ, которые, по благочестію, препобѣдили сіе, какъ называешь ты, маловажное, и какое наказаніе, какое безчестіе уготованы Богомъ для тѣхъ, которые препобѣждены симъ маловажнымъ? Какъ высокъ цѣломудренный Іосифъ! Препобѣдилъ онъ страсть сію, и не восхваляется ли изъ рода въ родъ на небѣ и на землѣ? А позоръ Египтянки всегда подвергается осмѣянію. Подобно и блаженная Сусанна, препобѣдившая похоть, изъ рода /с. 149/ въ родъ и до вѣка прославляется; потому что не согласилась на собственное свое паденіе, и не измѣнила цѣломудрію, не убоявшись угрозы смертію; а старцы и судіи народные, которые, повидимому, правили народомъ, будучи побѣждены сею страстію, побиты камнями, умерли, и съ тѣмъ вмѣстѣ на всѣ роды оставили по себѣ не доброе имя. Не знаешь развѣ, діаволъ, что звѣрь, если привыкъ къ плотоядству, чаще удовлетворяетъ сей страсти? А ты хочешь меня увѣрить, говоря: если однажды удовлетворишь похоти, не будетъ она болѣе тревожить. Господь Богъ, давшій человѣкамъ Духа Своего Святаго запретитъ тебѣ: потому что строишь мнѣ козни, намѣреваясь чрезъ грѣхъ, подобно льву, поглотить душу мою. Но Спаситель нашъ Христосъ не дастъ тебѣ къ тому случая, потому что Онъ человѣколюбивъ, силенъ и милостивъ». Лукавый продолжаетъ внушать: вовсе ничего не значитъ дѣло сіе, о чемъ же скорбишь теперь? Братъ говоритъ: «скорблю о томъ, что обольщаешь людей, ибо сладкое твое горько, ученіе твое — глубина золъ, дары твои исполнены смерти и пагубы; потому что внушаешь мнѣ уничижить благодать Господню и оскорбить Духа Святаго, Имже знаменовался я въ день избавленія (Еф. 4, 30); ты говоришь мнѣ: не важное это дѣло, и подущаешь, да уды Христовы сотворю уды блудничи (1 Кор. 6, 15), подущаешь, чтобы въ одно мгновеніе утратилъ я безсмертное богатство, учишь меня уничижить освященіе, безъ котораго никто не узритъ Господа. Все это ничего, по твоему, не значитъ? Ты подущаешь меня прогнѣвать Господа, чтобы въ оный страшный день, предъ страшнымъ Божіимъ престоломъ, услышать мнѣ отъ праведнаго Судіи: рабъ лукавый и больше сластолюбивый, нежели боголюбивый, осквернилъ ты землю Мою своими нечистотами и своими грѣхами. И это, говоришь ты, не важное дѣло? Какъ написано: Богъ и аггеловъ согрѣшившихъ не пощадѣ, но пленицами мрака связавъ предаде на судъ великаго дня мучимыхъ блюсти: и перваго міра не пощадѣ, но осмаго Ноя правды, проповѣд/с. 150/ника сохрани, потопъ міру нечествовавшихъ наведе: и грады содомскія и гоморрскія сжегъ разореніемъ осуди, образъ хотящимъ нечествовати положивъ (2 Петръ. 2, 4-6); и ты говоришь мнѣ, что это — не важное дѣло? Но кто же, ставъ послушенъ тебѣ и поработившись грѣху, благополучно провелъ дни свои, наслѣдовавъ нескончаемое царство? Идущій же путемъ Христовымъ всегда радуется и веселится о Духѣ Святомъ, ожидая блаженнаго упованія великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Но знаю, что, если побѣдишь, не избѣгну печали: и ты пойдешь съ вѣстію къ отцу своему сатанѣ, радуясь моему паденію, а я постыжденъ буду на небѣ, какъ скоро сдѣлаю сіе. Итакъ лучше для меня, чтобъ ты не давалъ мнѣ покоя, какъ песъ, только бы тебѣ надо мною не смѣяться такимъ смѣхомъ. Дивлюсь же тебѣ, діаволъ, что ухищряешься заставить людей малое сіе наслажденіе предпочитать вѣчной жизни. Господь — наша крѣпость и помощникъ нашъ: Господь — прибѣжище наше и заступникъ; Господь — защититель нашъ, и не убоимся тебя».

Итакъ подвизайся, возлюбленный; и противъ вражескихъ внушеній представляй себѣ страхъ геенны и лютость мученій, чтобы врагъ не обольстилъ тебя вселукавствомъ своимъ.

Но, можетъ быть, скажетъ иной: «откуда узнать мнѣ страхъ геенны»? Скажу нѣчто человѣческое. Не входилъ ли ты когда въ баню, и не видѣлъ ли тамъ людей, которые, изнемогши отъ жара, бросаются въ воду? Но при томъ пламени, который нѣкогда прійметъ въ себя грѣшниковъ, нѣтъ водоема; тамъ нѣтъ ни дверей, ни выхода, нѣтъ ни мерцанія свѣта, ни увлаживающаго вѣтра. И если кто, горя во пламени, возопіетъ громкимъ голосомъ; не будетъ ему помощника или утѣшителя, потому что онъ осужденъ за собственныя дѣла свои. Ибо написано: судъ безъ милости не сотворшему милости (Іак. 2, 13), и: нѣсть радоватися нечестивымъ (Ис. 48, 22). Не видѣлъ ли ты и этой печи, нагрѣвающей баню? А въ томъ огнѣ, вмѣсто дровъ, листьевъ и соломы, сожигаемы бу/с. 151/дутъ Божіимъ огнемъ нечестивые и грѣшники: грѣхи ихъ возстанутъ на нихъ и произведутъ сильнѣйшій пламень. Ибо написано: гнѣва и ярость, скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка творящаго злое, Іудеа же прежде и Еллина. Слава же, честь и миръ всякому дѣлающему благое, Іудееви же прежде и Еллину. Нѣсть бо на лица зрѣнія у Бога (Рим. 2, 8-11).

Посему, возлюбленные, будемъ трезвиться предъ Господомъ въ молитвахъ и милостыняхъ, со всякимъ смиренномудріемъ, пока есть еще время избавиться намъ отъ сказанныхъ выше золъ. Ибо Господь по великой благости своей хочетъ, чтобъ всѣ спаслись. Ему слава во вѣки! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. I. Сл. 37.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть вторая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 148-151.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.