Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 2-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

35. Поучительныя слова къ Египетскимъ монахамъ.

ПОУЧЕНІЕ 37.
О томъ, что должно ни блуждать туда и сюда глазами, но поникать взоромъ долу, душею же стремиться горѣ ко Господу
[1].

Вопросъ. Чѣмъ приводится въ бездѣйствіе демонъ блуда?

Отвѣтъ. Не только воздержностію отъ снѣдей, но и воздержаніемъ очей, еже не видѣти суеты (Псал. 118, 37). Въ окѣ, разсѣянно обращенномъ, есть уже блудъ, о которомъ засвидѣтельствовалъ Господь: аминь, аминь глаголю вамъ, яко всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28). Такое прелюбодѣяніе искореняетъ въ себѣ, кто око обращаетъ долу, а душу ко Господу; а кто возобладалъ и надъ взоромъ. Страшный у насъ предатель — разсѣянное око.

На прочія страсти дѣйствуетъ недавнее искусительное воспламененіе; а брань, возбужденная взоромъ, и въ присутствіи и въ отсутствіи видимаго мучитъ душу, разжигая умъ похотію. Представлю, возлюбленные, нѣчто въ примѣръ. Слышалъ кто нибудь сладкогласіе музыкальныхъ орудій, и отошелъ прочь; потомъ слышитъ плачевный голосъ, и плачъ подавилъ въ немъ сладкогласіе музыкальныхъ орудій. Подобно сему, вкусилъ кто меда, а потомъ вкушаетъ чего нибудь самаго горькаго, и горечь подавила сладость меда въ гортани. То же и въ обоняніи: обонялъ кто что нибудь самое пріятное, а потомъ обоняетъ зловоніе, и зловоніе угашаетъ пріятность обонянія. Еще коснулся кто холодной воды, а потомъ касается кипящей, и жаръ горячей воды ослабляетъ холодъ. Но брань, возбужденная разсѣяннымъ окомъ, и въ присутствіи и въ отсутствіи предмета разжигаетъ умъ похотію. Даже и во снѣ представляетъ предметъ сердцу; потому что бѣсы живописуютъ искусительную вещь въ мысли, и занима/с. 154/ютъ умъ, начертывая образъ искусительнаго предмета въ очахъ человѣка. О семъ-то молится Пророкъ, говоря: отврати очи мои, еже не видѣти суеты (Псал. 118, 37). Пареніе похоти премѣняетъ умъ незлобивъ (Прем. 4, 12). Въ покореніи очей — бѣсовская засада, если не исткнетъ себѣ очей побѣжденный взоромъ.

Итакъ, когда бѣсъ начнетъ начертывать въ тебѣ искусительный предметъ, и напишетъ въ умѣ твоемъ красоту женщины, когда нибудь видѣнной тобою, или что нибудь подобное тому; введи внутрь себя страхъ Божій и вспомни о спящихъ во гробахъ; помысли о днѣ исхода своего, когда душа твоя будетъ разлучаться съ тѣломъ: представь тотъ страшный и въ трепетъ приводящій гласъ, который услышатъ нерадѣвшіе о правдѣ, и не соблюдшіе заповѣдей Христовыхъ: отъидите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41), гдѣ плачъ и скрежетъ зубовъ, во тму кромѣшнюю (30). Представь и червя неусыпающаго и муку нескончаемую. О семъ помышляй и припоминай, и разсѣется въ мысли твоей вожделѣніе наслажденія, какъ таетъ воскъ отъ лица огня; ибо бѣсы не поспѣшатъ противостать страху Божію.

А кто не противится похоти, но даетъ очамъ своимъ свободно блуждать, тотъ, конечно, склонился уже умомъ предъ страстями, и если бы не стыдъ человѣческій, неоднократно растлилъ бы и тѣло. Почему, если не будетъ онъ трезвиться и постоянно имѣть страхъ Божій предъ очами своими; то не замедлитъ растлить и тѣло. Ибо за симъ демономъ, который учитъ глаза разсѣянности, слѣдуетъ другой демонъ, который вещественно содѣлываетъ грѣхъ во плоти. Если вторый увидитъ, что первый успѣлъ развлечь душу и сдѣлать разсѣянною, тотчасъ начинаетъ совѣтовать, чтобъ совершенъ былъ и плотскій грѣхъ. И побѣжденному окомъ своимъ начинаетъ онъ внушать и говорить нѣчто подобное сему: «вотъ въ намѣреніи ты согрѣшилъ и прелюбодѣйствовалъ сердцемъ, заповѣдь уже нарушилъ, и грѣхъ преступле/с. 155/нія заповѣди вмѣненъ уже тебѣ. Поэтому удовлетвори теперь похоти. Ибо и сдѣлать и вожделѣвать одно и тоже. Насладись, по крайней мѣрѣ, своимъ вожделѣніемъ».

Но ты не вѣрь его вымысламъ, по слову апостольскому: не не разумѣваемъ умышленій его (2 Кор. 2, 11). Ибо хочетъ онъ самъ уловить душу твою. Выслушай же о семъ притчу. Въ нѣкоторой странѣ былъ одинъ юноша. Онъ обручился съ тремя дѣвицами и отбылъ въ дальную сторону. Поелику же замедлилъ онъ тамъ; то одна дѣвица вышла замужъ, другая впала въ блудъ и очреватѣла; а третья сказала сама въ себѣ: «если бы не стыдно мнѣ было людей, то и я вышла бы замужъ». И начала дѣвица предаваться подобнымъ помысламъ; но вспомнила потомъ объ отлучившемся юношѣ, отъ котораго, вмѣстѣ съ другими дѣвицами, получила перстень, и, раскаявшись, стала плакать, что вдругъ взошло ей на сердце худое помышленіе. Итакъ, когда возвратился юноша, которая изъ трехъ дѣвицъ стала ему пріятна? Не послѣдняя ли, помыслившая и не сдѣлавшая, но раскаявшаяся въ худомъ помышленіи? Такъ и тому демону, который совѣтуетъ совершить беззаконный грѣхъ, надобно сказать: «хотя палъ я окомъ, и прелюбодѣйствовалъ сердцемъ; однако же прелюбодѣйное сердце сіе сокрушаю неизглаголанными воздыханіями, и падшее око омываю слезами. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 19). Богу слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. Сл. 39.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть вторая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 153-155.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.