Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 1-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 41-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 40-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 39-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 20 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 2-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

59. ОТВѢТЪ БРАТУ О СВЯЩЕННИКѢ ИЛІИ.

Вопросъ. Писаніе говоритъ о священникѣ Иліи, что злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ (1 Цар. 3, 13); хотя слышимъ также, что отецъ дѣлалъ имъ замѣчанія и вразумленія (2 Цар. 23-25).

Отвѣтъ. Будь внимателенъ къ себѣ, чтобы умъ твой, ставъ очень любопытнымъ, не уклонился съ праваго пути, блуждая, гдѣ не должно: потому что /с. 425/ все есть дѣло вѣры. А если нѣтъ вѣры, то колеблющійся не найдетъ, чего доискивался. Ибо сказано: аще нe увѣрите, ниже имате разумѣти (Иса. 7, 10). Объ Иліи говорится, правда, что не одобрялъ онъ дѣтей своихъ, дѣлавшихъ худое. Но впрочемъ легко могъ онъ и остановить зло, какъ показываетъ послѣдующее слово. По крайней мѣрѣ, что принялъ ты за вразумленіе, то не вразумленіе, а нерадѣніе о любви къ Богу; почему поведеніе Илія доходитъ до крайняго предѣла снисходительности. Но и въ этомъ особое было смотрѣніе, чтобъ самъ Илій собственными своими устами засвидѣтельствовалъ о беззаконіи сыновей, какъ написано: Илій же состарѣся зѣло: и услыша, яже творяху сынове его сыномъ Израилевымъ. И рече имъ: почто творите по глаголу, егоже азъ слышу изъ устъ людей Господнихъ? ни, чада, не творите тако, яко не благъ слухъ, егоже азъ слышу о васъ еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрѣшая согрѣшитъ мужъ мужеви, помолятся о немъ ко Господу: аще же Господеви согрѣшитъ человѣкъ, кто помолится о немъ (1 Цар. 2, 22-25)? Итакъ, по засвидѣтельствованію самого отца, должно заключать о чрезмѣрномъ нечестіи сыновей его. Не одинъ человѣкъ, но всѣ отъ малаго до великаго вопіяли на нихъ, какъ свидѣтельствуетъ самъ Илій: почто творите по глаголамъ симъ, яже азъ слышу глаголемы о васъ изъ устъ людей Господнихъ? Всѣхъ обижали и соблазняли они, оскверняя священныя жертвы; не только отвратили людей отъ приношенія жертвъ, но даже, наконецъ, приводимые въ ужасъ непозволительными дѣлами, до какихъ доходили сыновья Иліевы, замышляли объ отступленіи и отъ вѣры. Послушай, что говоритъ Илій: не благъ слухъ, егоже слышу о васъ, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказалъ: не творите тако; то, можетъ быть, боясь народнаго раздраженія, употребилъ сіе выраженіе для смягченія вопіявшихъ на дѣтей его. Но еслибы имѣлъ онъ попеченіе о богопочитаніи, то никакъ не потерпѣлъ бы, чтобъ дѣти столько вредили оному, то есть, нарушали богослу/с. 426/женіе; но постарался бы тотчасъ искоренить беззаконіе въ собственномъ своемъ домѣ; потому что стражами закона были и сіи священники, вознамѣрившіеся нарушать законъ. И онъ или вразумилъ бы ихъ законно, въ случаѣ послушанія, или, въ случаѣ непокорности, отрѣшилъ, по преданію закона; потому что былъ и священникомъ и судіею, и слову его внималъ весь народъ. Тогда совершенно избѣжалъ бы онъ Божія гнѣва; но, снизошедши къ худымъ поступкамъ дѣтей, справедливо и самъ на себѣ испыталъ постигшій гнѣвъ. Посему не Богъ виновенъ: яко правъ Господь Богъ нашъ, и нѣсть неправды въ Немъ (Псал. 91, 16). А что законное вразумленіе состоитъ въ наказаніи, сіе видно изъ слѣдующаго слова. У праведнаго Іова сказано: блаженъ человѣкъ, его же обличи Богъ, наказанія же Вседержителева не отвращайся. Той бо болѣти творитъ, и паки возставляетъ (Іов. 5, 17. 18). Такъ и Апостолъ совѣтуетъ отцамъ воспитывать чадъ въ наказаніи и ученіи Господни (Еф. 6, 4). Итакъ божественное Писаніе справедливо говоритъ объ Иліи, что злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ; ибо Илій не имѣлъ той ревности по Богѣ, какую пріобрѣли святые, но угодливость дѣтямъ предпочелъ чаянію лучшаго. Всякій здравомыслящій знаетъ, какою сострадательностію облеченъ былъ породившій насъ благовѣствованіемъ; имѣлъ онъ въ себѣ утробы щедротъ, благость, долготерпѣніе (Кол. 3, 12); но какъ скоро слышалъ, что кто нибудь изъ живущихъ въ другой странѣ согрѣшилъ, не терпѣлъ сего и не молчалъ, но тотчасъ поручалъ предати таковаго сатанѣ во изможденіе плоти, да духъ спасется въ день Господа нашего Іисуса Христа (1 Кор. 5, 5). А блаженный Апостолъ Петръ, не одобряя пренебреженія къ божественному, призналъ недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками отъ Бога, сыновъ и дщерей своихъ закалали въ угожденіе бѣсамъ. А Илій, будучи іереемъ, когда могъ дѣйствовать, не обращалъ вниманія на такое беззаконіе. Къ уцѣло/с. 427/мудренію ихъ не употребилъ ни наставленія, ни тѣлеснаго наказанія, ни жестокаго слова за оскверненіе священныхъ жертвъ, когда въ угожденіе бѣсамъ, собственными своими руками убивали они дѣтей своихъ подъ всякимъ сѣннолиственнымъ деревомъ. Кто признаетъ Илія не отвѣтственнымъ въ злѣ, послѣ того, какъ онъ зналъ приговоръ, произнесенный на него все устроившимъ Богомъ?

Но милосердый Господь, желая покаяніемъ спасти его отъ угрожающаго гнѣва, чрезъ незлобиваго отрока открывалъ ему открытое уже прежде, чтобы не возникло какое недоумѣніе и не привело къ дерзкой мысли, будто бы предреченіе сдѣлано было по человѣческому усмотрѣнію, или по зависти, и по недоброжелательству къ нему нѣкоторыхъ, Богъ возставляетъ защитника и свидѣтеля предсказанному, какъ говоритъ Божественное Писаніе: и отрочищъ Самуилъ бѣ служа Господеви, предъ Иліемъ іереемъ: и глаголъ Господень бѣ въ немъ; въ тыя дни не бѣ видѣніе посылаемо. И бысть въ день онъ, и Илій спаше на мѣстѣ своемъ, и очи его начаста тяжцѣ быти и не можаше зрѣти. И прежде неже угасе свѣтильникъ Божій, и Самуилъ спаше въ церкви Господни, идѣже кивотъ Божій: И ста Самуилъ... И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се азъ. И тече ко Илію и рече: се азъ, что звалъ мя ecu? И рече: не звахъ тя, возвратися, и спи чадо, И возвратися, и спа. И приложи Господь еще воззвати Самуила, и воззва: Самуиле, Самуиле. И иде ко Илію вторицею, и рече: се азъ, что звалъ мя ecu? и рече: не звахъ тебе, возвратися, и спи чадо. Самуилъ же въ то время еще не познаваше Бога, прежде откровенія ему гласа Господня. И приложи Господь призвати Самуила третицею: и воста Самуилъ, и иде ко Илію, и рече: се азъ, что звалъ мя ecu? И разумѣ Илій, яко Господь призываетъ отрочища, и рече: не звахъ тя, возвратися и спи чадо. И будетъ, аще воззоветъ тя Зовый, и речеши: глаголи Господи, яко слышитъ рабъ Твой. И иде Самуилъ и спа на мѣстѣ своемъ. И пріиде Господь и ста, и воззва его, якоже первое и второе: Самуиле, Самуиле. И /с. 428/ рече Самуилъ: глаголи Господи, яко слышитъ рабъ Твой. И рече Господь къ Самуилу: се Азъ творю глаголы Моя во Израили, яко всякому слышащему сія, пошумитъ во обоихъ ушесѣхъ его. Въ день той воздвигну на Илія вся, елика глаголахъ и на домъ его: начну и скончаю. И возвѣстихъ ему, яко отмщу на домѣ его до вѣка въ неправдахъ сыновъ его, о нихже вѣдяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа ихъ. И сего ради кляхся дому Иліину, яко не очистится грѣхъ дому Иліина въ кадилахъ и жертвахъ его до вѣка. И спа Самуилъ до утра, и утренева заутра, и отверзе двери храма Господня. И убояся повѣдати видѣніе Илію Самуилъ. И рече Илій Самуилу: чадо; и рече: се азъ. И рече: что глаголъ Господень, глаголанный къ тебѣ нощію, чадо? Не скрый убо отъ мене отъ всѣхъ словесъ, глаголанныхъ во ушеса твоя. Сія да сотворитъ тебѣ Богъ, и сія да приложитъ, аще утаиши отъ мене слово отъ всѣхъ словесъ. И повѣда ему Самуилъ вся словеса, и не утаи отъ него ни единаго глагола. И рече Илій: Господь самъ, еже угодно предъ Нимъ, да сотворитъ (1 Цар. 3, 1-18).

Какая немощная душа въ соблюденіи Божіихъ заповѣдей! Какая законопреступная привязанность къ нечестивымъ дѣтямъ! Какъ не устрашишася плоти его (Іов. 11, 15), когда выслушалъ сіе? Какъ не содрогнулась внутренность его? Какъ не подвигъ сердца на отмщеніе законопреступнымъ сынамъ своимъ въ подражаніе ревности Финеесовой? Какъ не растерзалъ одеждъ своихъ, и оставался въ домѣ по произнесеніи на него осуждѣнія, и даже не поколебался? Не столько законопреступенъ былъ Ахаръ, сынъ Харміинъ, взявшій отъ клятвы (Іис. Нав. 7, 1). Сыны Иліевы, поступая вѣроломно и непріязненно, нечествовали предъ самимъ Создателемъ, Который сказалъ Моѵсею и Аарону: въ приближающихся Мнѣ освящуся, и во всемъ сонмѣ прославлюся (Лев. 10, 3). И еще: рцы Аарону и сыномъ его, и да внимаютъ отъ святынь сыновъ Израилевыхъ, и да не осквернятъ имени святаго Моего, елика они освящаютъ Ми: Азъ Господь. Рцы имъ: въ роды ваша всякъ человѣкъ, иже аще при/с. 429/ступитъ отъ всякаго сѣмени вашего ко святымъ, елика аще освятятъ сынове Израилевы Господу, и нечистота его на немъ, потребится душа оная отъ Мене (Лев. 22, 1-4). Но Илій не внялъ сему; почему и отшелъ, пожавъ плодъ смерти. Ибо согласился лучше оскорбить Бога, нежели прервать сострадательность свою къ законопреступнымъ дѣтямъ. И хотя явно запрещалъ словомъ, говоря: не творите тако, чада; однакоже въ тайнѣ участвовалъ въ злодѣяніи дѣтей. Вникни въ смыслъ отвѣта; ибо говоритъ: Господь есть, и угодное предъ Нимъ творитъ, что тоже значитъ, не соглашусь оскорбить дѣтей своихъ. Даже и вразумленный Моѵсеемъ не отказался онъ отъ сострадательности къ дѣтямъ. Ибо Моѵсей, получивъ скрижали, сошедши съ горы, и увидѣвъ поклоненіе тельцу, повергъ скрижали и сокрушилъ ихъ, и не уважилъ лица брата своего, но самымъ строгимъ голосомъ воззвалъ Аарона, говоря: что сотвориша тебѣ людіе сіи, яко навелъ еси на нихъ грѣхъ великъ (Исх. 32, 21). И Ааронъ, видя, что братъ его воспламененъ божественною ревностію, оправдывалъ себя, говоря такъ: не гнѣвайся господине; ты бо вѣси людей сихъ устремленіе (22). Ста же Моѵсей во вратѣхъ полка, и рече: аще кто есть Господень, да идетъ ко мнѣ. Снидошася убо къ нему вси сынове Левіины. И рече имъ: сія глаголетъ Господь Богъ Израилевъ: препояшите кійждо свой мечъ при бедрѣ своемъ, и пройдите отъ вратъ до вратъ, и убійте кійждо ближняго своего, и кійждо брата своего, и кійждо сосѣда своего. И сотвориша сынове Левіины, якоже глагола имъ Моисей; и паде отъ людей въ день той до трехъ тысящъ мужей. И рече имъ Моѵсей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кійждо васъ въ братѣ своемъ, да дастся на васъ благословеніе (26-29). А попечительный о дѣтяхъ Іовъ каждый день приносилъ о нихъ жертвы, чтобъ чисты они были отъ грѣховъ не только явныхъ, но и мыслію совершенныхъ. До такой степени старались праведники о томъ, чтобы плодъ чрева своего представить Господу непорочнымъ. А слабодушнаго и нерадѣвшаго объ исправленіи дѣтей Илія не изба/с. 430/вили отъ Божія гнѣва ни почтенная старость, ни прежнее дерзновеніе, ни священническій санъ. Итакъ, когда слушаемъ Божественныя Писанія, и врагъ начнетъ посѣвать въ умѣ что нибудь; тогда въ вѣрѣ основани (Кол. 1, 23), скажемъ ему: вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13).

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть вторая. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 424-430.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.