Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 22 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

60. СЛОВО О ЛЮБВИ [1].

Прекрасно сказалъ Господь: бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30). Какая тяжесть, какой трудъ, прощать брату легкія и ничтожныя прегрѣшенія, подучить же прощеніе въ собственныхъ своихъ грѣхахъ, и вдругъ стать оправданнымъ? Не сказалъ: дайте мнѣ въ даръ имѣніе, или тельцовъ, или козловъ, или постъ, или бдѣніе, такъ что могъ бы и ты сказать: «нѣтъ у меня этого, не въ состояніи я сдѣлать сего», но что легко, удобно, непродолжительно, то и повелѣлъ, говоря: «прости согрѣшенія брату своему, и Я прощу тебѣ твои грѣхи. Ты простишь малыя ошибки, можетъ быть, нѣсколько оволовъ, или три динарія; а Я дарю тебѣ тысячи талантовъ. И ты прощаешь только, ничего не давая въ даръ, а Я и грѣхи тебѣ оставляю, и дарую исцѣленіе и царствіе. И даръ твой тогда прійму, когда примиришься съ враждующимъ на тебя. Когда не будешь имѣть ни на кого вражды, когда солнце не зайдетъ во гнѣвѣ твоемъ, когда со всѣми у тебя будутъ миръ и любовь; тогда и молитва твоя благопріятна, и приношеніе твое благоугодно, и домъ благословенъ, и самъ ты блаженъ. А если не примиряешься съ братомъ своимъ, то какъ же у Меня просишь прощенія? Слова Мои попираешь, а требуешь прощенія? Я, Владыка твой, повелѣваю тебѣ, и ты не внемлешь; а ты — рабъ, какъ же смѣешь приносить Мнѣ молитву, или жертву, или начатки, имѣя на кого нибудь вражду? Какъ ты отвращаешь лице отъ брата своего, такъ /с. 6/ и Я отвращу очи Мои отъ молитвы твоей и отъ дара твоего».

Еще умоляю васъ, братія. Ежели любы есть Богъ (1 Іоан. 4, 16), и что сдѣлано безъ любви, то не благоугодно Ему; то какъ же Богъ пріиметъ молитву или дары, или начатки, или плодоношеніе отъ убійцы, если онъ не покается прежде, какъ должно? Но безъ сомнѣнія скажешь: «я не убійца». А я докажу тебѣ, что ты убійца; лучше же сказать, Іоаннъ Богословъ пусть обличитъ тебя, говоря: всякъ ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Іоан. 3, 15). Итакъ, братія мои возлюбленные, ничего, наконецъ, не будемъ предпочитать пріобрѣтенію любви, ни о чемъ не станемъ столько стараться, какъ о семъ. Никто да не имѣетъ ничего на другого, никто да не воздаетъ кому либо зломъ за зло. Солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ нашемъ, но будемъ прощать все должникамъ, и утвердимъ любовь, потому что она покрываетъ множество грѣховъ. Что пользы, дѣти, если имѣетъ кто все, но не имѣетъ любви спасающей? Если кто сдѣлаетъ большой обѣдъ, чтобъ позвать царя и князей, и все приготовитъ богато, чтобы ни въ чемъ не было у него недостатка, но нѣтъ у него соли; можно ли будетъ вкусить такого обѣда? Безъ сомнѣнія, невозможно. Напротивъ того и траты напрасны, и трудъ погубилъ онъ, и навлекъ себѣ непріятность отъ приглашенныхъ имъ. Тоже и здѣсь. Что пользы трудиться на вѣтеръ, если нѣтъ любви? А безъ нея всякое дѣло, всякій поступокъ, нечисты. Пріобрѣлъ ли кто дѣвство, постится ли, пребываетъ ли во бдѣніи, молится ли, даетъ ли пріютъ бѣднымъ, думаетъ ли приносить даръ, или начатки, или плоды, строитъ ли церкви, другое ли что дѣлаетъ, безъ любви все это ни во что не вмѣнится у Бога; потому что не благоугодно сіе Господу. Послушай Апостола, который говоритъ: аще языки ангельскими глаголю и человѣческими, аще имамъ пророчество, и вѣмъ тайны вся и имамъ весь разумъ, яко и горы преставляти, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1-4). Кто имѣетъ вражду на брата, и думаетъ /с. 7/ принести что-либо Богу, тотъ принятъ будетъ наравнѣ съ приносящимъ въ жертву пса, или цѣну блудницы. Посему ничего не предпринимай дѣлать безъ любви; ибо любовь покрываетъ множество грѣховъ. О какимъ благомъ пренебрегаемъ мы! О, какихъ благъ, какой радости лишаемъ себя, не пріобрѣтая себѣ любви! Не восхотѣвъ пріобрѣсти ея, Іуда удалился изъ лика Апостоловъ, оставивъ истинный Свѣтъ — Учителя своего, и возненавидѣвъ братій своихъ, сталъ ходить во тмѣ. Потому и первоверховный Петръ сказалъ: испаде Іуда, ити въ мѣсто свое (Дѣян, 1, 26). И еще Іоаннъ Богословъ говоритъ: ненавидяй брата своего, во тмѣ есть, и во тмѣ ходитъ, и не вѣсть, камо идетъ, яко тма ослѣпи очи ему (1 Іоан. 2, 11).

Если же скажешь: «хотя брата своего и не люблю, по Бога люблю», то обличаетъ тебя тотъ же Апостолъ, говоря: аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть, ибо не любяй брата своего, егоже видѣ, Бога, Егоже не видѣ, како можетъ любити (1 Іоан. 4, 20)? Посему, кто имѣетъ любовь къ брату, и ни на кого вражды не имѣетъ, кто исполняетъ слово Апостольское: солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ (Ефес. 4, 26); тотъ истинно любитъ Бога, тотъ ученикъ Христа, сказавшаго: о семъ разумѣютъ вы, яко Мои ученицы есть, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). Итакъ явно то, что ученики Христовы познаются здѣсь по истинной любви. А кто имѣетъ ненависть къ брату, и думаетъ, что любитъ Христа, тотъ лжецъ есть, и самъ себя прельщаетъ. Ибо Апостолъ Іоаннъ говоритъ: сію заповѣдь имамы отъ Него, да любитъ и брата своего (1 Іоан. 4, 21). И еще Господь говоритъ: возлюбиши Господа Бога твоего, яко самъ себе (Матѳ. 22, 37. 39). Желая же показать силу любви, присовокупилъ Онъ: въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (40).

Какое необычайное чудо! Кто имѣетъ нелицемѣрную любовь, тотъ исполняетъ весь законъ; потому что исполненіе закона любы есть, какъ говоритъ Апостолъ (Римл. 13, 10). О несравненная сила любви! /с. 8/ О неизмѣримая сила любви! Ничего нѣтъ драгоцѣннѣе любви, ни на небѣ, ни на землѣ. Посему Апостолъ Павелъ, уча, что нѣтъ ничего равноцѣннаго любви, такъ написалъ и послалъ во всѣ концы вселенной: ни единому же ничимже должны бывайте, братія, точію еже любити другъ друга, и полагати души другъ за друга (Римл. 13, 8). Такова любовь — возглавленіе всѣхъ добродѣтелей; любовь — исполненіе закона, любовь — непреложное спасеніе. Она первоначально обитала въ сердцѣ Авелевомъ. Она была кормчимъ Ною; она содѣйствовала Патріархамъ. Она сохранила Моисея; она содѣлала Давида жилищемъ Святаго Духа; она водворялась въ Пророкахъ; она укрѣпила Іова. И почему не сказать важнѣйшаго? — Она Сына Божія низвела къ намъ съ неба. Ради любви Безплотный воплощается, Безлѣтный для насъ во времени, Сынъ Божій дѣлается Сыномъ человѣческимъ. Любовію все домостроительствуется ко спасенію; смерть упразднена, адъ низложенъ, Адамъ воззванъ, Ева освобождена. Любовію изъ ангеловъ и человѣковъ содѣлано единое стадо. Любовію клятва разрѣшена, рай отверстъ, явлена жизнь, обѣщано небесное царство. Она, уловивъ въ мрежу ловцевъ рыбъ, содѣлала ихъ ловцами человѣковъ. Она подвизалась съ мучениками, и укрѣпляла ихъ; она пустыни обратила въ благоустроенныя общежитія. Она горы и вертепы исполнила псалмопѣнія. Она изъ человѣковъ содѣлала Ангеловъ; она научила мужей и женъ шествовать тѣснымъ и узкимъ путемъ. Но гдѣ остановлюсь, преслѣдуя недостижимое? Кто въ состояніи изобразить всѣ преимущества любви? Думаю, что и Ангелы не изобразятъ, какъ должно. О блаженная любовь, подательница всѣхъ благъ! О блаженная любовь, содѣлывающая блаженными возлюбившихъ тебя! Блаженъ, подлинно преблаженъ человѣкъ, который пріобрѣлъ любовь отъ чистаго сердца и чистой совѣсти!

Слыша же о любви, не предполагай любви мірской и плотской, въ корчмахъ и на пиршествахъ, между людьми, которымъ слава и богъ — чрево. Ихъ любовь /с. 9/ ограничивается временемъ трапезы, ихъ любовь — вражда на Бога. Сюда зовутъ друзей, а не враговъ; здѣсь нѣтъ мѣста бѣднымъ; здѣсь смѣхъ, рукоплесканія и шумъ; здѣсь піянства и безчестія. О сей любви сказалъ апостолъ: иже восхощетъ другъ быти міру, врагъ Божій бываетъ (Іак. 4, 4.). О сей любви, или, лучше сказать, о сей прелести, и чтобъ не выразиться еще сильнѣе, о сей любви, на которую не призираетъ Богъ, сказалъ самъ Богъ, что и язычницы такожде творятъ: аще бо любите любящія васъ, кая вамъ благодать есть, или кую мзду имате (Матѳ. 5, 47. Лук. 6, 32.)? Но мы говоримъ не о такой любви, не ее возвѣщаемъ, не ея домогаемся, разумѣемъ же любовь нелицемѣрную, неукоризненную, нескверную, не корыстную, все объемлющую, и отличающуюся всякимъ добрымъ дѣломъ, на какую указалъ Господь нашъ, говоря: да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. 15, 13). Ибо самъ Господь такъ научилъ и сотворилъ, и душу Свою положилъ за насъ, не только за друзей, но и за враговъ. Тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего возлюбленнаго далъ есть за насъ (Іоан. 3, 16). О сей любви, имѣя въ себѣ божественную любовь, сказалъ Апостолъ Павелъ: любы не причиняетъ ближнему зла, не воздаетъ зломъ за зло и укоризною за укоризну, но всегда долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидитъ, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о правдѣ, вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ, таковая любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4-8). Кто имѣетъ сію любовь, тотъ блаженъ, и въ нынѣшнемъ, и въ будущемъ вѣкѣ. Кто имѣетъ сію блаженную любовь, тотъ не гордится, не завидуетъ, ни къ кому не питаетъ ненависти, не презираетъ убогаго, не отвращается отъ нищаго, не оставляетъ безъ призора сироту, вдовицу и странника. Кто имѣетъ ее, тотъ любитъ не только любящихъ его, что и язычники дѣлаютъ, но и оскорбляющихъ. Имѣя сію божественную любовь, Первомученикь Стефанъ молился за побивающихъ его камнями, говоря: Господи, не постави имъ /с. 10/ грѣха сего (Дѣян. 7, 60). Еще говорю, и не перестану говорить: блаженъ человѣкъ, который пренебрегъ все земное и тлѣнное, и пріобрѣлъ любовь! Мзда его возрастаетъ съ каждымъ днемъ, мзда и вѣнецъ ему готовы, ему даровано небесное царство. Его ублажаютъ всѣ Ангелы, его хвалятъ всѣ Силы небесныя, его съ радостію пріймутъ лики Архангеловъ. Предъ нимъ съ готовностію отверзутся небесныя врата, и съ дерзновеніемъ внидетъ онъ, и станетъ предъ престоломъ Божіимъ, увѣнчается десницею Божіею, и съ Богомъ будетъ царствовать безконечные вѣки. Кто блаженнѣе его, кто выше его, кто досточестнѣе его? Видите, на какую высоту возводитъ любовь имѣющихъ ее! Прекрасно сказалъ Апостолъ: ни единому же ничимже должни бывайте, точію еже любити другъ друга (Римл. 13, 8). Богъ любы есть, и пребываяй въ любви, въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16) во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. II. Сл. 2.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 5-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.