Церковный календарь
Новости


2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 1-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 41-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 40-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 39-я (1922)
2018-07-18 / russportal
Н. А. Соколовъ. Убійство въ Алапаевскѣ Вел. Кн. Елизаветы Ѳедоровны (1925)
2018-07-17 / russportal
С. Павловъ. Екатеринбургское злодѣяніе 17-го іюля 1918 года (1947)
2018-07-16 / russportal
В. К. Абданкъ-Коссовскій. Страшная годовщина 17 іюля 1918 г. (1942)
2018-07-16 / russportal
Поиски отвѣта на вопросъ о судьбѣ останковъ Царской Семьи (1995)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 38-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 37-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 36-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 1-я. Глава 35-я (1922)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 16-я (1925)
2018-07-15 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 15-я (1925)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 4-й (1962)
2018-07-14 / russportal
И. А. Ильинъ. "Путь духовнаго обновленія". Гл. 4-я. Разд. 3-й (1962)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 20 iюля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

61. СЛОВО О ПСАЛМѢ [1].

Сіе и еще больше сего можно сказать о любви, но мы возвратимся къ предположенному, и будемъ говорить о покаяніи и о будущемъ судѣ. Всегда нужно размышлять о семъ; потому что день Господень, якоже тать въ нощи, тако пріидетъ (1 Сол. 5, 2). Посему и днемъ и ночью взирай на послѣдній часъ, и въ законѣ Господни поучимся день и нощь (Псал. 1, 2). Многое вѣщай Богу, и не многое людямъ; и хотя къ дѣлу простираешь руку, уста да поютъ, а умъ да молится. Псаломъ да будетъ непрестанно въ устахъ твоихъ. Призываемое имя Божіе прогоняетъ бѣсовъ, освящаетъ псалмопѣвца. Псаломъ — тишина души, онъ вознаграждаетъ миромъ. Псаломъ — посредникъ дружбы, единеніе разъединенныхъ, примиреніе враждующихъ. Псаломъ — привлеченіе Ангельской помощи; оружіе противъ страха нощнаго, успокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, безопасность младенцевъ, укра/с. 11/шеніе пожилымъ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство женщинамъ. Онъ населяетъ пустыни, уцѣломудриваетъ народныя собранія: онъ — первоначальное обученіе новопоступающимъ, приращеніе преуспѣвающимъ, утвержденіе совершеннымъ, гласъ Церкви. Онъ дѣлаетъ свѣтлыми праздники; онъ производитъ печаль по Богу. Псаломъ и изъ каменнаго сердца вызываетъ слезы. Псаломъ — дѣло Ангеловъ, небесное жительство, духовное кадило. Псаломъ — просвѣщеніе душъ, освященіе тѣлъ. Въ немъ никогда не престанемъ, братія, поучаться и въ домахъ, и на путяхъ: и ложась спать и вставая отъ сна, будемъ бесѣдовать сами съ собой во псалмѣхъ и пѣснѣхъ и пѣніихъ духовныхъ. Псаломъ — радость боголюбцевъ; онъ отгоняетъ празднословіе, прекращаетъ смѣхъ, напоминаетъ судъ, возбуждаетъ душу къ Богу, сликовствуетъ съ Ангелами. Гдѣ псаломъ съ сокрушеніемъ, тамъ и Богъ съ Ангелами. А гдѣ пѣсни чуждаго, тамъ гнѣвъ Божій, и горевоздаяніе за смѣхъ. Гдѣ священныя книги и чтенія, тамъ веселіе праведныхъ и спасеніе слушателей. А гдѣ гусли и лики, тамъ омраченіе мужей и женъ, и праздникъ діавольскій. О какая злая хитрость, какая выдумка діавола! Какъ искусно запинаетъ и обольщаетъ онъ каждаго и убѣждаетъ дѣлать зло, какъ добро. Сего дня, повидимому, поютъ псалмы, а на утро съ усердіемъ предаются пляскамъ; сего дня христіане, а на утро язычники; сего дня носятъ на себѣ славное имя, а на утро Еллины; сего дня рабы Христовы, а на утро отступники отъ Бога. Не вдавайтесь въ заблужденіе; не одинъ слуга нe можетъ двѣма господинома работати, какъ написано (Матѳ. 6, 24); нe можете Богу работати, и плясать съ діаволомъ. Какъ истинные рабы Христовы, Христу поработаемъ; Ему поклонимся, не отступимъ отъ Него, съ Нимъ пребудемъ до послѣдняго издыханія, и не послушаемся змія; потому что яко левъ рыкая ходитъ искій, кого поглотити, кого обольстить. Ему же противитеся тверди (1 Петр. 5, 8. 9.), какъ Христовы воины, Христу работая и съ Нимъ пребывая. /с. 12/ Не дѣлай такъ, чтобъ сего дня пѣть псалмы, а на утро плясать; сего дня каяться во грѣхахъ своихъ, а на утро скакать на свою погибель; сего дня читать, а на утро свирять; сего дня соблюдать воздержаніе, а на утро кружиться, и для всякаго быть посмѣшищемъ. Нѣтъ, братія, не будемъ такъ губить время своего спасенія, играя, и другимъ служа игралищемъ. Какъ добрый земледѣлецъ, обработывай и охраняй вину свою. Не тяготись, братъ, напутіями къ жизни вѣчной, не отвергай сухояденія, не удаляйся отъ бдѣнія, не почитай за ничто возлежанія на голой землѣ, не оставляй псалмопѣнія. Ибо все это и подобное сему препосылаетъ тебя въ вѣчную жизнь, и радость, и веселіе, и упокоеніе. Возлюби молчаніе во время худой бесѣды; житейскія бесѣды разлучаютъ умъ съ Богомъ.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. 2. Слов. 3.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 10-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.