Церковный календарь
Новости


2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

62. СЛОВО О МОЛИТВѢ [1].

Подлинно блаженное дѣло — не грѣшить: а согрѣшающимъ — не отчаиваться, но плакать о томъ, въ чемъ согрѣшили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молитися, и не стужати, какъ говоритъ Господь (Лук. 18, 1). И Апостолъ еще говоритъ: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 18), т. е. и ночью, и днемъ, и всякій часъ. Не только входя въ церковь, но и въ другіе часы не оставляй о семъ попеченія; напротивъ того, работаешь ли, спишь ли, или находишься въ дорогѣ, или ѣшь, или пьешь, или лежишь, — не прерывай молитвы; ибо не знаешь, когда прійдетъ требующій души твоей. Не жди воскреснаго дня, или праздника, не разбирай различія мѣстъ, но, какъ сказалъ Пророкъ Давидъ, молись на всякомъ мѣстѣ владычества (Псал. 102, 22). Посему въ церкви ли ты, или у себя дома, или въ полѣ, пасешь ли овецъ, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршествѣ, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колѣна, а когда /с. 13/ не возможно, молись умомъ, и вечеромъ, и утромъ, и въ полдень. Если молитва будетъ предшествовать дѣлу, и вставъ съ ложа, первыя свои движенія посвятишь молитвѣ, то грѣхъ не найдетъ доступа къ душѣ. Молитва есть предохранительное средство для цѣломудрія, обученіе сердца, укрощеніе кичливости, очищеніе отъ памятозлобія, истребленіе ненависти, исправленіе нечестія. Молитва — крѣпость тѣлу, благоденствіе дому, благоустройство городу, могущество царству, знакъ побѣды во время брани, прочность мира. Молитва — печать дѣвства, вѣрность брака, оружіе путниковъ, стражъ почивающихъ, благонадежность бодрствующихъ, плодоносіе земледѣльцамъ, спасеніе плавающихъ. Молитва — заступница судимыхъ, отрада заключенныхъ, утѣшеніе скорбящимъ, веселіе радующимся, ободреніе плачущимъ, праздникъ въ дни рожденія, вѣнецъ супругамъ, погребеніе умершимъ. Молитва — бесѣда съ Богомъ, равночестіе съ Ангелами, преспѣяніе въ добромъ, отвращеніе отъ худаго, исправленіе согрѣшающимъ. Молитва Іонѣ и кита содѣлала домомъ, а Езекію отъ вратъ смертныхъ возвратила къ жизни, и отрокамъ въ Вавилонѣ превратила пламень въ духъ росы (Дан. 3, 50). Молитвою Илія связалъ небо, не одождити лѣта три и мѣсяцъ шесть (Іак. 5, 17). Видите, братія, какъ сильна молитва. Въ цѣлой жизни человѣка нѣтъ инаго достоянія драгоцѣннѣе молитвы. Никогда не удаляйтесь отъ нея, никогда не оставляйте ея, но, какъ сказалъ Господь нашъ, будемъ молиться, да не вотще будетъ трудъ нашъ (Матѳ. 6, 61).

И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отецъ вашъ Небесный отпуститъ согрѣшенія ваша (Марк. 11, 25). Смотрите, возлюбленные, чтобъ не вотще трудиться намъ молясь, если будемъ имѣть на кого вражду. Господь говоритъ еще: аще принесеши даръ твой ко алтарю, и ту помянеши, яко имать нѣкто на тя, остави даръ твой предъ алтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23. 24). Итакъ явно теперь, что если не сдѣлаешь сего пре/с. 14/жде, то все, что ни приносишь, не будетъ принято. Если же исполнишь повелѣніе Владыки, тогда съ дерзновеніемъ молись Господу, говоря: «Оставь мнѣ, Владыка, долги мои, какъ и я оставляю брату моему, исполнивъ заповѣдь Твою. Хотя и немощенъ я, однакожь оставилъ». И Человѣколюбецъ скажетъ въ отвѣтъ: «если ты оставилъ, оставляю и Я; если ты простилъ, прощаю и Я твои долги; потому что имѣю власть отпускать на землѣ грѣхи» Отпустите и отпустится вамъ. Видите несравненное Божіе человѣколюбіе. Видите безмѣрную Божію благодать. Слышали вы краткій способъ ко спасенію душъ вашихъ.

Примѣчаніе:
[1] По слав. перев. Ч. 2. Сл. 1.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 12-14.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.