Церковный календарь
Новости


2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 3-я (1986)
2019-05-16 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 2-я (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

77. ПОУЧЕНІЕ ПАДШЕМУ БРАТУ.
О воздержаніи отъ плотскихъ пожеланій, о бореніи и великой осмотрительности.

Врачующіеся въ больницахъ не радуются болѣзненнымъ припадкамъ другихъ, и ни одинъ изъ нихъ не уничижаетъ ближняго за болѣзнь, но каждый, какъ самъ старается избавиться отъ страданія и освободиться отъ претерпѣваемой имъ боли, такъ и ближнему, по возможности, простираетъ руку помощи, для легчайшаго перенесенія имъ болѣзненныхъ страданій. Такъ и намъ должно утѣшать и увѣщавать другъ друга, особенно во время искушеній, чтобы дѣйствительно избавиться намъ отъ горькаго рабства грѣху и отъ мучительства діавола, и угасить разжженныя стрѣлы его, прежде нежели пріиметъ насъ въ себя оный неугасимый огнь, и тогда въ болѣзни сердца своего слезно восплачемъ, но не будетъ утѣшающаго. Итакъ сперва испрашиваю прощенія во грѣхахъ своихъ и помилованія, а потомъ подамъ и тебѣ дружескій совѣтъ, какъ говоритъ святое Писаніе: обличай премудра, и возлюбитъ тя, а если обличишь немудраго, возненавидитъ тя. — Даждь премудрому вину, и премудрѣйшій будетъ: сказуй праведному, и приложитъ пріимати (Притч. 9, 8. 9).

Дивлюсь, какъ послѣ столькихъ вразумленій вознерадѣлъ ты о себѣ, попралъ завѣтъ свой съ Богомъ, и, убоявшись временнаго страха, самъ бросился на мечъ. У кого достанетъ столько сокрушенія, чтобы должнымъ образомъ оплакать сію гибель? И помыслить опасно, и сказать срамно. У кого достанетъ столько вѣры и знанія, чтобы описать мученія, какія уготованы вовлекаемымъ въ сей сокрушительный недугъ, въ такое безчестное поведеніе и крайнее зловоніе? Что это за оправданіе? Говоришь: «настоятель не даетъ братіи покоя, и я убоялся, чтобы не сталъ /с. 51/ поступать со мною худо». Какая слѣпота, какое омраченіе! Гдѣ же ученіе Спасителя нашего Бога? Онъ сказалъ: не убойтеся отъ человѣкъ, убавающихъ тѣло, души же не могущихъ убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тѣло погубити въ гееннѣ (Матѳ. 10, 28). Гдѣ наставленіе Апостоловъ и Пророковъ и изученіе псалмовъ? Подвижникъ прежде вступленія въ борьбу умащается, чтобы во время борьбы оказаться достойнымъ вѣнца. Воинъ прежде начатія войны упражняется въ военномъ дѣлѣ, чтобы во время войны оказаться благоискуснымъ. А мы, воины во время мира, кормчіе во время благоведрія! Забылъ развѣ, для чего оставилъ ты міръ и удалился отъ плотскихъ родителей? Неужели мірской страхъ овладѣлъ твоею душою? Скорблю о тебѣ, братъ.

Но ты сказалъ: «слова ихъ разслабляютъ мой умъ». Вспомнимъ же, что говоритъ Приточникъ: медъ каплетъ отъ устень жены блудницы (Притч. 5, 3), подъ медомъ разумѣя сладость пожеланія. И что еще присовокупляетъ? — Яже на время наслаждаетъ гортань: послѣди же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюду остра (4). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ Писаніе о людяхъ, облеченныхъ во одежды овчія, которые внутрь суть волцы хищницы, дѣлатели беззаконія (Матѳ. 7, 15. 23). Ибо Апостолъ сказалъ, что словесы и благословеніемъ прельщаютъ сердца незлобивыхъ (Рим. 16, 18). Ужели не представляешь и того, что если и сто лѣтъ будемъ служить распутству, то, по прошествіи оныхъ, сокрушитъ насъ смерть, а по смерти — судъ?

Если же скажешь, что ты человѣкъ знатный; то представь себѣ, что и возставшіе на блаженную Сусанну въ Вавилонѣ были начальниками народными, а блаженный Іосифъ былъ купленнымъ рабомъ у египтянки. Ужели не слышалъ ты оказавшаго; не пріими лица на душу твою, и не срамляйся о паденіи твоемъ. Есть бо стыдъ наводяй грѣхъ, и есть стыдъ слава и благодать (Сирах. 4, 25. 26)? Нѣтъ намъ оправданія, потому что живемъ не въ пустынѣ не/с. 52/проходимой. Кому дѣлаютъ принужденіе, тотъ подай голосъ, и множество соберется на помощь.

Но обратимъ вниманіе, не въ насъ ли причина проступка. А это дѣло гнусное и тяжкое. Смотри, не управляютъ ли нами неприличныя движенія, не пышна ли у насъ одежда, не пахнетъ ли отъ ризъ благовоніями, какъ у женщинъ (лучше пусть душа издаетъ благоуханіе Святаго Духа въ превосходномъ житіи), не вымыты ли тщательно ноги (такая старательность совершенно противна цѣломудрію), не выше ли колѣнъ поднята одежда (это обличаетъ безстыдство души), не безчинны ли наши взоры, не склонны ли мы къ смѣху, не говоримъ ли сами смѣшного; не властолюбивы ли мы и сребролюбивы, не преданы ли мы чревоугодію и піянству, не поступаемъ ли невѣжественно и неосмотрительно, не бѣгаемъ ли безмолвія, не отвращаемся ли отъ труда, не срамны ли слова наши, и вся наружность не изображаетъ ли страсти, и голосъ не прикрашенъ ли искусствомъ для внушенія любви и для обольщенія. Ибо все это и подобное тому достойно порицанія, непозволительно и несвойственно христіанамъ: всякій, кто ведетъ себя такъ, уготовляетъ себѣ жестокій и тяжкій судъ гнѣва. Не призва бо насъ Богъ на нечистоту, но во святость (1 Сол. 4, 7).

Мы не подвизались до крови, борясь со грѣхомъ, мы не были ведены предъ владыки и цари (Матѳ. 10, 12) за Спасителя нашего Іисуса Христа (осмѣлюсь сказать, что изъ-за насъ менѣе виновенъ будетъ Содомъ); насъ не приводили еще къ престолу судіи, и не терпѣли мы истязаній за благочестіе, не видѣли мы пещи, разжженной сильнымъ огнемъ; не видѣли разжженныхъ сковородъ, раскаленныхъ острыхъ рожновъ и кипящихъ съ воскомъ и смолою котловъ; насъ не бросали еще звѣрямъ, и ничего не потерпѣли мы за благочестіе. Насъ не касалась еще рука исполнителей казни, которыхъ одинъ взоръ поражаетъ сердце отданнаго въ ихъ власть; мы не видѣли еще занесенныхъ на насъ острыхъ мечей; и убоялись. Не все ли это претерпѣли Христовы мученики? /с. 53/ А ты боишься, что есть у тебя настоятель? Знай, что онъ подчиненъ еще высшему Начальнику, Который испытаетъ дѣла и изслѣдуетъ намѣренія каждаго.

Говорю же сіе не въ осужденіе (да не будетъ сего!), но изъ состраданія, какъ воинствующій вмѣстѣ съ тобою. Ибо написано: много согрѣшаемъ вси (Іак. 3, 2). И если бы Богъ, сотворившій насъ и воспріявшій на Себя плоть нашу, не благоволилъ видимымъ образомъ ходить по землѣ, и Своими благословенными и святыми стопами освятить землю: то, думаю, самая земля осквернилась бы множествомъ беззаконій моихъ. Но имѣемъ заповѣдь вразумлять и утѣшать другъ друга словомъ истины. Итакъ, не обмѣнимъ жизни на смерть, нетлѣннаго на тлѣнное, не окажемся несмысленнѣйшими безсловесныхъ животныхъ; но какъ разумные послушаемъ гласа создавшаго насъ Бога, Который говоритъ: святи будите, яко Азъ святъ есмь (1 Петр. 1, 16). Еще не долго, и прійдетъ страшное повелѣніе поять душу изъ тѣла.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 50-53.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.