Церковный календарь
Новости


2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 94-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 93-е (1895)
2019-01-16 / russportal
Письмо (26-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Письмо (25-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Самарянкѣ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля о Разслабленномъ (два слова) (1985)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 12-я (1914)
2019-01-16 / russportal
Блаж. Августинъ. Слово въ день свв. мучч. Маккавеевъ (1839)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Радуйтесь!" (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Недѣля Женъ-Мѵроносицъ (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Ѳомино воскресенье (1985)
2019-01-15 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Пасха (1985)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 2-е (1898)
2019-01-15 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. "Къ Стагирію подвижнику". Слово 1-е (1898)
2019-01-14 / russportal
Письмо (24-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
2019-01-14 / russportal
Письмо (23-е) блаж. Іеронима Стридонскаго (1893)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 17 января 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

92. НА ПРИШЕСТВІЕ ГОСПОДНЕ. 2.

Сонмъ святыхъ, христолюбивые и вѣрные, со слезами умоляю и увѣщаваю васъ я, жалкій, вовсе /с. 140/ не будемъ удобоуловимы врагомъ, лучше сказать, не будемъ неудобоуловимы силою крестною. Неизбѣжный подвигъ уже при дверяхъ. Всѣ воспріимемъ на себя щитъ вѣры; съ любовію почерпнемъ изъ Божественнаго Источника спасительныя для души нашей надежды. Разумѣю же, возлюбленные братія, несозданную Единосущную Троицу, сей Источникъ, источающій жизнь. Если душа наша ограждена такими оружіями, то змій попранъ. При всемъ томъ, должно намъ молиться, чтобы не внити въ напасть, и не зимою спасаться бѣгствомъ. Итакъ, будьте готовы, какъ вѣрные служители, любящіе своего Владыку и не принимающіе иного. Ибо сей злочестивый и грозный тать придетъ прежде, во время свое, съ намѣреніемъ похитить, заклать и погубить избранное стадо истиннаго Пастыря. Онъ приметъ видъ истиннаго пастыря, чтобы обольстить овецъ стада. Но хорошо знающія святый гласъ истиннаго Пастыря, тотчасъ узнаютъ обманщика; потому что голосъ злочестиваго нимало не походитъ на гласъ истиннаго Пастыря и язвителенъ; голосъ татя притворенъ, и вскорѣ дѣлается извѣстнымъ, каковъ онъ. Постараемся же узнать, други, въ какомъ образѣ придетъ на землю безстыдный змій.

Спаситель, вознамѣрившись спасти родъ человѣческій, родился отъ Дѣвы, и въ образѣ человѣческомъ попралъ врага святою силою Божества Своего; былъ же кротокъ и смиренъ на землѣ, чтобы насъ вознести съ земли на небо. Сей Самый Богъ, Который дѣйствительно и истинно былъ зачатъ, воплотился и родился во плоти нашей отъ святой Дѣвы, крестнымъ Своимъ страданіемъ спасъ все, давъ заповѣди. Онъ же и опять пріидетъ въ послѣдній день судить живыхъ и мертвыхъ, и всѣмъ праведнымъ и нечестивымъ воздастъ по дѣламъ ихъ, какъ праведный Судія. Узнавъ сіе, врагъ, а именно, что Господь опять придетъ съ неба во славѣ Божества, умыслилъ посему принять на себя образъ Его пришествія и прельстить всѣхъ. Но Господь нашъ на свѣтоносныхъ облакахъ, подобно страшной молніи, прій/с. 141/детъ на землю. Не такъ, не на свѣтлыхъ облакахъ придетъ на землю врагъ, потому что онъ отступникъ. Дѣйствительно же родится орудіе его отъ скверной жены; не самъ онъ воплотится, но въ образѣ его придетъ всескверный, какъ тать, чтобы прельстить всѣхъ, придетъ притворно благоговѣйнымъ, смиреннымъ, кроткимъ, ненавидящимъ, какъ скажетъ о себѣ, неправды, отвращающимся идоловъ, предпочитающимъ благочестіе, добрымъ, нищелюбивымъ, въ высокой степени благообразнымъ, весьма постояннымъ, ко всѣмъ ласковымъ, уважающимъ особенно народъ іудейскій; потому что іудеи будутъ ожидать его пришествія. При всемъ этомъ, съ великою властію совершитъ знаменія, чудеса и отрахованія, пріиметъ хитрыя мѣры всѣмъ угодить, чтобы въ скоромъ времени полюбилъ его простой народъ. Не будетъ брать даровъ, говорить гнѣвно, показывать пасмурнаго вида, но всегда будетъ ласковъ. И во всемъ этомъ благочинною наружностію станетъ обольщать міръ, пока не воцарится. Ибо когда многіе народы и сословія увидятъ такія добродѣтели, совершенства и силы, всѣ вдругъ возымѣютъ одну мысль, и съ величайшею радостію воцарятъ его, говоря другъ другу: «найдется ли еще человѣкъ, столь добрый, правдивый»? Всего болѣе воздадутъ честь и обрадуются царствованію его народъ убійцы-іудеи. Почему и онъ, какъ бы изъ предпочтенія, промышляя о нихъ, укажетъ всѣмъ имъ мѣсто и храмъ. Въ царствованіе же на землѣ сего змія народы со всею охотою сдѣлаются его союзниками. Едомъ, Моавъ, а также и Аммонитяне съ радостію поклонятся ему, какъ законному царю, и будутъ изъ первыхъ его споборниковъ. И скоро утвердится царство его, и въ гнѣвѣ поразитъ онъ трехъ великихъ царей. Потомъ чрезъ мѣру вознесется сердцемъ и изрыгнетъ горечь свою этотъ змій, извергая смертоносный ядъ съ Сіона; смятетъ вселенную, подвигнетъ концы ея, всѣхъ притѣснитъ, осквернитъ многія души; поступая уже не какъ человѣкъ благоговѣйный, благопопечительный, ласковый, но при вся/с. 142/комъ случаѣ суровый, жестокій, гнѣвливый, раздражительный, стремительный, безпорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкій, лютый, лукавый, губительный, безстыдный, своимъ неистовствомъ старающійся весь родъ смертныхъ ввергнуть въ пучину нечестія, произведетъ великія знаменія, многочисленныя страхованія, показывая сіе лживо, а не дѣйствительно. Подобнымъ сему образомъ мучитель этотъ будетъ переставлять горы, въ одномъ лживомъ призракѣ, а не въ дѣйствительности. Въ присутствіи многолюдной толпы изъ многихъ народовъ и сословій, восхваляющихъ его за мечтательныя чудеса, издастъ онъ крѣпкій гласъ, отъ котораго поколеблется мѣсто, гдѣ собраны предстоящія ему толпы, и съ дерзостію скажетъ: «Познайте, всѣ народы, великую силу моей власти. Вотъ, предъ всѣми вами повелѣваю этой великой горѣ, стоящей напротивъ, чтобы она, по слову моему, изъ-за моря перешла теперь сюда, къ намъ». И скажетъ скверный: «Повелѣваю тебѣ, переходи сейчасъ сюда чрезъ море». И въ глазахъ зрителей гора пойдетъ, нимало не подвигшись съ своихъ основаній. Ибо, чтó въ началѣ творенія водрузилъ и поставилъ Всевышній Богъ, надъ тѣмъ не будетъ имѣть власти этотъ всескверный, но станетъ обольщать міръ чародѣйными мечтами. Также другой горѣ, лежащей во глубинѣ великаго моря, въ видѣ весьма великаго острова, повелитъ сойти съ своего мѣста и въ удовольствіе зрителей стать на сушѣ, на пріятныхъ берегахъ. И хотя островъ вовсе не двинется изъ моря, однако же будетъ казаться горою, стоящею на сушѣ. Еще змій сей простретъ руки и соберетъ множество пресмыкающихся и птицъ. Подобнымъ образомъ ступитъ на бездну и пойдетъ по ней, какъ по сушѣ, представляя все это мечтательно. И многіе повѣрятъ и прославятъ его, какъ крѣпкаго Бога. Но кто имѣетъ въ себѣ Бога, у тѣхъ свѣтлы будутъ сердечныя очи; и искреннею вѣрою въ точности увидятъ они, и узнаютъ его. Всякій, кто имѣетъ въ себѣ страхъ Божій, и у кого свѣтлы сердечныя очи, въ точно/с. 143/сти будутъ знать, что ни гора не двигалась съ мѣста своего, ни островъ не переходилъ изъ моря на сушу.

Все же сіе будетъ совершать антихристъ именемъ своимъ. Ибо не потерпитъ, чтобы именуемо было пречистое имя Отца и Сына и Святаго Духа, потому что будетъ онъ богоборецъ и сынъ погибели. Когда же совершится сіе, по сказанному, и народы поклонятся ему и восхвалятъ его, какъ бога, Всевышній на небесахъ со дня на день будетъ являть гнѣвъ Свой, и отвратитъ лице Свое отъ него. И будутъ, наконецъ, тяжкіе глады, продолжительныя язвы, непрестанныя землетрясенія, повсюду оскудѣніе пищи, великая скорбь, повсюду тѣснота, непрестанныя смерти, великій страхъ, несказанный трепетъ. Тогда небеса не дадутъ дождя, земля не будетъ приносить плодовъ, источники изсякнутъ, рѣки изсохнутъ. Трава не будетъ расти, не покажется на землѣ зелени; дерева померзнутъ въ корняхъ, и не дадутъ отпрысковъ; рыбы и киты въ морѣ изомрутъ. И море издастъ такое заразительное зловоніе и такой страшный шумъ, что люди будутъ падать безъ чувствъ и умирать отъ страха.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 139-143.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.