Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

99. О ЛОТѢ И О ПРИВЕДЕНІИ СЕБЯ ВЪ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Сластолюбцы, сердце свое научено всякому лихоимству имуще, и очи имуще исполнь блудодѣянія и непрестаемаго грѣха, раби суще тлѣнія (2 Петр. 2, 14, 15. 18. 19), предлагаютъ такую мысль, и говорятъ: «не мы одни обнаруживаемъ въ себѣ страсть; этому подвержены многіе, не только люди не славные, но даже и славные». И они думаютъ на семъ основаніи найдти себѣ оправданіе. Но мы боимся Того, Кто /с. 215/ судитъ по дѣламъ каждаго. Ибо по отшествіи отсюда должны будемъ подпасть суду за все, что сдѣлано нами въ жизни. И вотъ дни наши текутъ, какъ пополуденная тѣнь. Посему, имѣя въ виду жизнь святыхъ, къ ней направимъ ладію свою, чтобы войдя въ тихую пристань, вѣчно насладиться нестарѣющеюся жизнію. А это слова людей растлѣнныхъ умомъ и неискусныхъ въ вѣрѣ. Но не успѣютъ болѣе (2 Тим. 3, 8. 9).

Итакъ послушаемъ Божественнаго Писанія, которое говоритъ: Еда утаю Азъ отъ Авраама раба Моего, яже Азъ творю? Вопль содомскій и гоморрскій умножися, и грѣси ихъ велицы зѣло. Отъиде же Господь, яко преста глаголя ко Аврааму (Быт. 18, 17. 20. 33). Пріидоста же два Ангела въ Содомъ въ вечеръ (19, 1) Лотъ принимаетъ ихъ. Но мужіе града содомляне объидоша домъ, отъ юноши даже до старца, весь народъ вкупѣ. И иззываху Лота, и глаголаху къ нему: гдѣ суть мужіе, вшедшіи къ тебѣ нощію? Изведи я къ намъ, да будемъ съ ними (4. 5). Праведникъ не пришелъ въ страхъ, увидѣвъ множество содомлянъ, и не выдалъ въ руки нечестивымъ сихъ странниковъ и путниковъ. Какъ псы, лаяли на него содомляне, а онъ рѣшился лучше отъ нихъ умереть у дверей своихъ, нежели стать сообщникомъ ихъ беззаконія. Почему, облекшись въ броню вѣры, сталъ поборникомъ благочестія. Развращенные же злымъ навыкомъ, неотступно принуждали Лота, и приближишася разбити двери. Простерше же Мужіе руки, вовлекоша Лота, и двери храмины заключиша: мужи же сущыя предъ дверьми дома поразиша слѣпотою, отъ мала даже до велика: и разслабишася ищуще дверей (9-11). Кто же скажетъ, что ничего не значитъ грѣхъ ненавистнаго дѣла сего? Если будемъ утверждать, что ничего это не значитъ, то обвинимъ въ неправдѣ Бога, какъ будто за ничто истребилъ Онъ города содомскіе. Итакъ, убѣжденные истиною будемъ хранить себя отъ всякаго грѣха, наипаче отъ сей нечистой мерзкой похоти.

Рѣша же Мужіе къ Лоту: суть ли тебѣ здѣ /с. 216/ зятіе или сынове или дщери? Или аще кто тебѣ инъ есть въ градѣ, изведи отъ мѣста сего. Яко мы погубляемъ мѣсто сіе: понеже возвысися вопль ихъ предъ Господемъ, и посла насъ Господь истребити его. Изъиде же Лотъ, и глагола къ зятемъ своимъ, поимшимъ дщери его, и рече: востаните, и изъидите отъ мѣста сего, яко погубляетъ Господь градъ: возмнѣся же играти предъ зятьми своими. Егда же утро бысть, понуждаху Ангели Лота, глаголюще: воставъ, поими жену твою и двѣ дщери твоя, яже имаши, и изъиди, да не и ты погибнеши со беззаконными града. И смутишася, и взяша Ангели за руку его, и за руку жену его, и за руки двухъ дщерей его, понеже пощадѣ и Господь Богъ. И бысть, егда изведоша я вонъ, и рѣша: спасая спасай твою душу: не озирайся вспять, ниже постой во всемъ предѣлѣ: въ горѣ спасайся, да не когда купно ятъ будеши (12-17). Когда же Лотъ сталъ просить о городѣ Сигорѣ, чтобы туда убѣжать ему, Господь не отказываетъ ему въ просимомъ, но сказалъ: Се удивихся лицу твоему, и о словеси семъ, еже не погубити града, о немъже глаголалъ еси. Потщися убо спастися тамо: не возмогу бо сотворити дѣла, дондеже внидеши тамо (21, 22). Видишь ли, какое снисхожденіе у Бога къ рабамъ Его? Видишь ли Божіе благоутробіе? Видишь ли силу дѣйственной молитвы праведника? Не возмогу, говоритъ, сотворити дѣло, дондеже внидеши тамо. Произнесенъ приговоръ на развратныхъ. Огнь готовъ излиться на города ихъ. Ангелы ждали мановенія, чтобы привести въ исполненіе распоряженіе своего Владыки. Но Создатель повелѣлъ небеснымъ силамъ удержать готовую пагубу, пока праведникъ не спасется изъ среды беззаконныхъ. Не изумился ли ликъ Ангельскій, при такомъ долготерпѣніи Человѣколюбца? Кто не устрашится сего Праведнаго Судіи? Кто не возлюбитъ сладчайшаго Владыку? Якоже щедритъ отецъ сыны, щедритъ Господь боящихся Его (Псал. 102, 13).

А издѣвавшіеся надъ праведникомъ внезапно погибли; потому что не послушались увѣщаній праведника. Они видѣли, что солнце по обычному чину /с. 217/ совершаетъ теченіе свое, и луна сохраняетъ чинъ свой, и воздухъ чистъ, и земля покрыта зеленью; не было ни молній, ни громовъ, ни землетрясенія. Но когда думали благоденствовать въ совершенномъ мирѣ и безопасности, внезапно постигла ихъ погибель, какъ написано: якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, піяху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху: въ оньже день изъиде Лотъ отъ содомлянъ, одожди камыкъ горящъ и огнь съ небесе, и погуби вся (Лук. 17, 28. 29); потому что, по удаленіи праведника изъ среды ихъ, всемогущая рука одождила на нихъ съ неба огнь и жупелъ, и истребила всѣхъ. Какъ крѣпкій городъ, по разрушеніи стѣнъ, берется побѣдителемъ; такъ и они, лишившись молитвъ праведника, погибли всѣ до одного.

Итакъ, возлюбленные, убоимся Господа Бога Отцевъ и всякія плоти, да и насъ, по снисхожденію Своему, покроетъ въ день гнѣва. Ибо написано: образы прилучахуся онѣмъ: писана же быша въ наученіе наше, въ нихже концы вѣка достигоша (1 Кор. 10, 11). Итакъ крѣпко покоримъ чувства свои волѣ Божіей, по причинѣ злоумышляющихъ на жизнь нашу; яко съ паденіемъ нашимъ ходимъ (Сир. 13, 16), и среди сѣтей многихъ путь нашъ. Но если ввѣримъ себя Господу, то спасемся Имъ отъ гнѣва.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 214-217.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.