Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

102. ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО МУЧЕНИКАМЪ.

Малосмысленный, неученый и ничего не стоющій, человѣкъ намѣревается написать и выставить всѣмъ на показъ прекрасную, величественную и привлекательную картину, то есть, подвигъ святыхъ мучениковъ; между тѣмъ какъ нѣтъ у него и красокъ, достойныхъ такой картины, и персты его неспособны даже этой картинѣ дать совершенное начертаніе. Какъ же онъ, ничтожный и неискусный, осмѣливается составить картину, которая выше маломощныхъ силъ его? Поелику знаетъ онъ свое неискусство, не забываетъ и своего малосилія; то припадаетъ посему, и со слезами умоляетъ общаго всѣхъ Владыку, Христа Царя, Который и мученикамъ Своимъ даровалъ силу въ подвигѣ, терпѣніе въ скорби; почему превозмогли они различныя ухищренія ненавиствующаго добру врага, и увѣнчались /с. 228/ неувядающимъ вѣнцемъ, — умоляетъ, чтобы самъ благій и святый Богъ даровалъ неискусному мудрость, и смыслъ, и силу, составить великую картину, достойную самаго подвига святыхъ мучениковъ, къ созерцанію всѣмъ грядущимъ родамъ, да и они узнаютъ прекрасное терпѣніе и весьма великую твердость побѣдоносныхъ мучениковъ; потому что были они мужественны въ своемъ намѣреніи, и пріобрѣли великія похвалы.

Во время гоненія, когда всѣ братія бѣжали съ поприща, не смѣя исповѣдать Христа, Сына Божія, сіи доблестные со всѣмъ мужествомъ стали на поприщѣ и, препоясавъ чресла свои искреннею вѣрою, небоязненно, съ великимъ дерзновеніемъ, исповѣдали Христа Сына Божія. И что говорю о боязливыхъ, оставившихъ поприще? Не поприща, но небеснаго царства Божія, бѣжали сіи малодушные, содѣлавшись онаго недостойными. Итакъ сіи доблестные святые устояли въ подвигѣ съ великою радостію, претерпѣвъ всѣ истязанія за имя Единороднаго Сына Божія и Спасителя міру. И точно, не доблестны ли были сіи блаженные, когда своими очами увидѣли приготовленныя для нихъ страшныя орудія мученій, горящій костеръ, пещь и котлы, которые въ видѣ капель извергали изъ себя летѣвшія смолу и жиръ; увидѣли также колеса, съ принужденіемъ и скрыпомъ вертѣвшіяся въ горящемъ огнѣ, и еще раскаленные въ огнѣ когти, пилы, тиски, буравы, оковы и узы, однимъ словомъ: орудія, какія врагъ всякой истины изобрѣлъ на исповѣдающихъ имя Спасителево? Все это разложилъ онъ передъ мучениками, чтобы привести святыхъ въ страхъ и робость, и чтобы зрѣніемъ сего удержать языкъ ихъ отъ исповѣданія Христа Іисуса. Что жъ дѣлаютъ сіи боголюбивые и совершенные подвижники, при видѣ столь многихъ мученій, находящихся у нихъ передъ глазами? Вооружась готовностію на всѣ сіи истязанія, съ великимъ дерзновеніемъ, небоязненно и нимало не колеблясь, исповѣдуютъ они Христа предъ засѣдающими князья/с. 229/ми и судіями. Ни шипѣніе огня, ни клубящійся пламень въ печахъ, ни клокотаніе котловъ, ни обращенія колесъ, ни желѣзные когти, ни зубы пилъ, ни великая острота буравовъ, ни давленіе оковъ, ни тяжесть узъ, ни угрозы мучителей, ни скрежетаніе князей, ни всѣ ухищренія ненавиствующаго добру врага и его служителей, не устрашили мужественныхъ подвижниковъ Христовыхъ, и не побудили отречься отъ своего Бога и Спасителя; но всѣ козни врага попрали они вѣрою, и нимало не приблизилась къ нимъ боязнь.

Видишь ли мужество боголюбивыхъ рабовъ? Видишь ли непреклонность духа христолюбивыхъ подвижниковъ? Видишь ли ревность возлюбившихъ царство Всевышняго Бога? Видишь ли совершенную вѣру сихъ вѣрныхъ, подлинно совершенныхъ? Видишь ли любовь къ Богу, съ какою пренебрегли они всѣмъ, что есть на землѣ, чтобы узрѣть Бога, Котораго возлюбили? Видишь ли, какъ любовь ко Христу возвышаетъ съ земли желающихъ возвышенія? Видишь ли, какъ желаетъ рай увидѣть въ себѣ вѣнценосцевъ радующимися во свѣтѣ? Прійди, искренній братъ мой, и очами сердца изучай плоды мученичества, избытокъ вѣры и непреложный благочестивый помыслъ въ совершенныхъ подвижникахъ. Смотри, какъ насильственныя мученія не могли привести въ изнеможеніе у праведныхъ и помысла, и той любви, какую возъимѣли они къ Богу; напротивъ того, терзаемые, съ великою радостію принимали они удары, какъ величайшее наслажденіе, и съ веселымъ лицемъ благодарили Бога, что сподобились пострадать за него.

Какъ же восхвалю васъ, совершенные христоносцы, или какъ наименую васъ, славные и блаженные? Кто будетъ въ состояніи изречь похвалу вашей вѣрѣ? Изумѣваетъ мудрость витій и мудрыхъ, видя столько необычайнаго въ рабахъ Христовыхъ; не достаетъ словъ у мучителей и судей, при видѣ усердія святыхъ мучениковъ и великаго терпѣнія святыхъ подвижниковъ. Сколько ни мучили безза/с. 230/конные служители тѣла преподобныхъ, не видали ихъ печальными и унылыми, какъ терпящихъ истязанія; напротивъ того, видѣли святыхъ въ великой радости. Спокойны и веселы были они среди мукъ.

А мы, братія, въ оный страшный день суда, какое будемъ имѣть оправданіе предъ Богомъ, что, и безъ гоненія и безъ всякой скорби, вознерадѣли столько о любви къ Богу и о своей жизни? Мученики въ скорбяхъ, въ искушеніяхъ, въ истязаніяхъ, въ страшныхъ мукахъ, любили Бога всею душею; искушенія и тяжкія истязанія не могли отлучить ихъ отъ любви Божіей; а мы, живя въ покоѣ и нѣгѣ, не любимъ Бога, благаго Владыку. Что жъ будемъ дѣлать, когда тамъ, предъ престоломъ Судіи, въ оный трепетный день, побѣдоносные мученики съ великимъ дерзновеніемъ будутъ показывать струпы язвъ и мучительныхъ казней? Что покажемъ мы тамъ, братія? Какія заслуги? Любовь ли къ Богу, вѣру ли въ Него? Отчужденіе ли отъ всего земнаго? Или безстрастіе? Или безмолвіе? Или кротость? Милостыню ли? Или цѣломудренное сокрушеніе? Бдѣніе ли? Или слезы? Блаженъ, кто имѣетъ сіи заслуги: потому что будетъ тамъ сопричастникомъ мучениковъ; не извергнутъ его изъ чертога свѣта, и ради заслугъ сихъ несомнѣнно возъимѣетъ онъ то же дерзновеніе предъ Христомъ и предъ Ангелами Его.

Побѣдоносные мученики, добровольно претерпѣвшіе скорби, изъ любви къ Богу и Спасителю, и имѣющіе дерзновеніе предъ самимъ Владыкою, ходатайствуйте, о святые, за насъ разслабленныхъ и грѣшныхъ, и исполненныхъ лѣности, да пріидетъ на насъ благодать Христова, и просвѣтитъ сердца всѣхъ лѣнивыхъ, чтобы возлюбить намъ Господа. Вы истинно блаженны и славны. И Ангелы и человѣки ублажаютъ васъ. Ибо во время скорби, когда усиливались ваши страданія въ мученіяхъ, имѣли вы рай у себя предъ очами, говоря сами въ себѣ: «пусть увеличиваются здѣсь тѣлесныя мученія, чтобы тамъ въ раю увеличились его наслажденія и по/с. 231/кой». И когда среди истязаній возставала въ васъ треволненная буря: имѣли вы у себя предъ очами Божіе ублаженіе, въ твердой увѣренности, что нелживъ всевышній Богъ, изрекшій Свои обѣтованія. Поелику же у васъ были предъ очами сіи будущія блага, и сіе удостовѣряло васъ, что нескончаемо будете ими наслаждаться въ радости; то не разслабѣвалъ, о святые, крѣпкій вашъ помыслъ. Радость о будущемъ и восторги ожиданія вашего содѣлывали васъ ежечасно мужественными и доблестными, и вы никогда не насыщались своими страданіями. Врагъ увидѣлъ, какъ отважно и небоязненно вступаете вы въ борьбу, вовсе не имѣя въ сердцѣ страха предъ угрожающими истязаніями и искушеніями; и изнемогла крѣпость лукавства его. Поелику же преодолѣвали вы всѣ истязанія его, то предпринялъ врагъ, страхомъ меча привести въ боязнь ваше мужество, чтобы отреклись вы отъ Христа, всегда вожделѣннаго душамъ боящихся Его. И не зналъ онъ жалкій, что мечъ его изъ выи святыхъ подвижниковъ изводитъ обильные источники кровей, и въ сихъ то потокахъ и кровяхъ святыхъ самъ онъ погибаетъ. Однако же со стыдомъ сказалъ силамъ своимъ: «Боюсь, и робѣю этой крови, струящейся изъ выи закалаемыхъ за имя Іисуса Назарянина; потому что другъ друга убѣждаютъ они умереть за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь ихъ. Не въ силахъ я уже одного часа, или даже мгновенія, противостоять единодушію учениковъ Христовыхъ. Гораздо было бы для меня лучше, не воздвигать на нихъ царей. Ибо вотъ повсюду преслѣдуетъ меня кровь ихъ. Воня этой крови разслабляетъ мои силы. Не могу никакъ и приблизиться къ тому мѣсту, гдѣ есть кости учениковъ Іисусовыхъ». — Вотъ блистательныя заслуги вашего мужества, совершенные подвижники, вотъ доблести вашей вѣры, христоносные подвижники! Вотъ высота вашей побѣды, мужественные богоносцы и боголюбцы! Вотъ похвала ваша! Смерть ваша пріобрѣла вамъ жизнь. Мудрые составили умыселъ о вашемъ закланіи, и мудрова/с. 232/ніе умовъ ихъ обратилось въ ничто. Приведенные въ изумленіе сказали они другъ другу: «по истинѣ великъ Богъ, Богъ христіанскій, въ Котораго увѣровали всѣ ученики Его»! А не рѣдко и мучители, видя терпѣніе святыхъ мучениковъ и благія утѣшенія, какія подавали они другъ другу во время своего подвига, сами дѣлались истинными поклонниками, боящимися Бога и совершенными въ вѣрѣ.

Видите ли, братія, какое божественное согласіе? Видите ли, возлюбленные, какая любовь по Богу, подкрѣпляющая въ трудахъ собственные члены свои? Святые мученики, вступившіе въ единый подвигъ, утѣшали другъ друга и всегда ободряли малодушныхъ, чтобы и самые рабы съ радостію искали себѣ одного съ ними вѣнца. А мы, лукавые, завидуя другъ другу, другъ друга поядаемъ, другъ друга угрызаемъ, по жестокости лукавства своего. Приходи же и будь ученикомъ святыхъ мучениковъ. Если хочешь учиться: и для тебя будутъ они добрыми учителями, и научишься у нихъ прекрасному безстрастію, совершенной вѣрѣ, любви къ Богу, великой сострадательности и вожделѣнію будущихъ благъ. Они Божіею силою и совершенною вѣрою вышли побѣдителями изъ пылающаго костра: а ты препобѣждай пламенѣющее всегда злое пожеланіе. Они терпѣніемъ и упованіемъ на Христа побѣдоносно перемогли всѣ истязанія: и ты также цѣломудріемъ и благочестивымъ помысломъ препобѣждай всѣ позорныя страсти. Они кротостію и великодушіемъ побѣдили мучителей: и ты препобѣждай мучительство гнѣва. Они явно сдѣлались мучениками: а ты въ тайнѣ будь всегда совершеннымъ мученикомъ. Они съ дерзновеніемъ совершили подвигъ свой: и ты совершай сокровенный свой подвигъ, чтобы и въ день воздаянія съ ними тебѣ принять вѣнецъ, и стать сонаслѣдникомъ ихъ въ царствіи, радуясь во вѣкъ вѣка.

Помолитесь нынѣ, святые, и о грѣшникѣ, который предается сну во время такого Божія къ нему благодѣянія, чтобы и ему сподобиться милости въ /с. 233/ оный часъ, когда откроются тайная человѣковъ. А я жалкимъ виночерпіемъ сталъ у васъ, добропобѣдные мученики, и доброе вино вашего подвижничества съ любовію предложилъ чадамъ и братіямъ вашей вѣры, и съ прекрасной трапезы побѣднаго вашего торжества, исполненной всегда яствъ, угостилъ отцевъ, братій и сродниковъ вашихъ, которые изо дня въ день съ сердечнымъ желаніемъ приходятъ всегда ѣсть и пить съ сей трапезы. Ибо вотъ они поютъ псалмы, и радуясь славословятъ Бога, увѣнчавшаго главы вашего мужества, въ великой радости окружаютъ святые останки вашего страдальчества, желая принять благословеніе и взять съ собою врачевства для души и тѣла. Итакъ благословите всѣхъ, какъ добрые ученики благаго Владыки. И я немощный, укрѣпленный вами, съ любовію воспѣлъ предъ святыми вашими останками. Посему и вы будьте ходатаями, за меня разслабленнаго, предъ престоломъ Божіимъ, чтобы вашими молитвами оказаться и мнѣ тамъ спасеннымъ, благодатію Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа. Слава Ему и Отцу и Святому Духу во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 227-233.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.