Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА.
(Часть 3-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1897).

ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ.

103. О ПОДВИЖНИКѢ ІУЛІАНѢ.

Сей совершеннѣйшій изъ подвижниковъ былъ изъ рабовъ, и первые годы жизни, какъ самъ разсказывалъ въ послѣдствіи, провелъ крайне невоздержно, и наконецъ, пришедши въ познаніе, сталъ жить прекрасно. Много потерпѣлъ онъ отъ господъ своихъ въ Иліуполѣ, что у Ливана; потому что они преданы были идолослуженію; но по кончинѣ господина, Іуліанъ отрекся отъ міра, и сталъ монахомъ; возлюбилъ же Господа отъ всей души и отъ всего сердца, почему преуспѣлъ во всякой почти добродѣтели. Пріобрѣлъ онъ великое сокрушеніе и въ высокой степени смиренномудріе; не такъ, какъ иные по удаленіи изъ міра, предавшись нерадѣнію о заповѣдяхъ Божіихъ и праздности и не препоя/с. 234/савъ чреслъ цѣломудріемъ, погрузили души свои во глубину золъ, отъ чего нѣкоторые дозволяли себѣ не забывать о дѣлахъ постороннихъ, напротивъ же того, не отказывались нарушать цѣломудріе, слѣдуя своимъ похотямъ, и облекшись въ образъ благочестія, уготовили себя въ жилище полчищу бѣсовъ.

Такъ на мѣстѣ моего пребыванія на уединеніи жилъ одинъ монахъ, у котораго былъ весьма малолѣтный сынъ — плодъ его преслушанія. И монахъ не задумался принести его въ жертву бѣсу сребролюбія. Но предваряющая помощь Божія спасла отрока. Несчастный привелъ сына въ подземелье, гдѣ, какъ говорили, много было сокрыто золота устроившими сію гробницу. Бѣсъ, увидѣвъ знаменіе креста на одеждѣ отрока, не осмѣлился сдѣлать ему вреда; потому что человѣкъ этотъ (мнѣ тяжело назвать его отцемъ) привелъ сына въ аналавѣ. Такимъ образомъ увидѣвъ себя недостигающимъ цѣли, онъ бросился, и снялъ аналавъ съ отрока. Но снова былъ голосъ изъ глубины пещеры: «весь онъ посвященъ Богу и потому негоденъ къ дѣлу». Такъ чудесно спасенъ отрокъ, и самъ онъ разсказалъ обо всемъ по порядку, а также и о томъ, какъ защищенъ былъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Ибо дѣло стало гласнымъ; такъ что по поводу онаго созываемы были на совѣщаніе святые Отцы.

Вотъ что дѣлаетъ, братія, нерадѣніе о церковной службѣ, о непрестанной и трезвенной молитвѣ. Ибо псалмопѣніе и молитва при смиренномъ помыслѣ возвышаютъ умъ надъ недозволенными страстями, и душу дѣлаютъ болѣе мужественною къ вожделѣнію небесныхъ благъ. Но какъ собесѣдованіе съ Богомъ въ чистой молитвѣ производитъ въ душѣ смиренномудріе; такъ бесѣда съ царями рождаетъ высокоуміе въ тѣхъ, которые не очень проникнуты совершеннѣйшимъ страхомъ. Посему близость къ царю есть какъ бы пещь или горнило; она показываетъ, благоискусны или нѣтъ удостоенные сей близости. Но кто всегда имѣетъ предъ очами Господа, тотъ совершеннѣйшимъ страхомъ отражаетъ отъ себя /с. 235/ пристрастіе къ видимому. Посему блаженъ, кто отрекся отъ міра, пребываетъ въ сообществѣ святыхъ мужей, въ подчиненіи духовнымъ отцамъ, и проводитъ жизнь свою съ чистою совѣстію; потому что не будетъ онъ постыженъ въ воскресеніе праведныхъ. Но горе тому, кто сближается съ людьми злочестивыми и непокорными. Онъ увидитъ горькіе дни; потому что самоуправство, разъединеніе со всѣми и самоволіе доводятъ человѣка до оскудѣнія и совершеннаго лишенія духовныхъ плодовъ и дарованій. Блаженное дѣло — во всемъ поступать съ разсужденіемъ.

Блаженный же Іуліанъ, умертвивъ себя для мірскаго, какъ требовало того подвижничество, пребывалъ на уединеніи въ келліи своей; а близъ его келліи была и моя. Оба мы принадлежали къ одному братству; почему ходилъ онъ ко мнѣ въ келлію, и я ходилъ къ нему; потому что находилъ для себя пользу въ бесѣдѣ съ нимъ. И дивился я, видя такое познаніе въ человѣкѣ варварскаго происхожденія; потому что родомъ онъ былъ съ запада, и прославлялъ Бога, Который не хочетъ, чтобы погибъ кто, но всѣхъ допускаетъ къ покаянію. Вспоминалъ и Евангельское слово, а именно: Аминь глаголю вамъ, яко мнози отъ востокъ и западъ пріидутъ, и возлягутъ со Авраамомъ, и Исаакомъ и Іаковомъ во царствіи небеснѣмъ: сынове же царствія изгнани будутъ во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ (Матѳ. 8, 11. 12); и воздыхая говорилъ: «избавь насъ, Господи, отъ тмы кромѣшной, отъ плача и скрежета зубовъ. И помяни насъ во благоволеніи людей Твоихъ, посѣти насъ спасеніемъ Твоимъ: видѣти во благости избранныя Твоя, возвеселитися въ веселіи языка Твоего, хвалитися съ достояніемъ Твоимъ (Псал. 105, 4. 5). Помяни насъ, Господи, какъ разбойника, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, и тѣла наши воскреси во гробахъ со славою, удостоивъ насъ восхищенія съ праведными на облацѣхъ, да и мы наслѣдуемъ гору святую Твою молитвами Святыхъ Твоихъ». Аминь.

/с. 236/ Блаженный Іуліанъ былъ крѣпокъ тѣломъ; но изнурялъ себя великимъ подвижничествомъ; потому что шелъ по слѣдамъ Отцевъ. Будучи неграмотнымъ, прилежно учился. У сего боголюбиваго мужа была келлія, въ которой онъ безмолвствовалъ на-единѣ, и въ ней тѣсная ложница. Но онъ неудовольствовался тѣснотою сей клети и внутри ея устроилъ себѣ подобіе гроба, сдѣлавъ туда самый узкій входъ, и тамъ, какъ въ гробу, молился со слезами; работалъ же своими руками корабельные парусы. Столько возлюбилъ сокрушеніе и плачъ, что никто другой не равнялся съ нимъ въ этомъ, и проходящіе мимо келліи его слыхали гласъ плача его; потому что рыдалъ онъ, какъ предавшій погребенію единороднаго сына или единородную дочь и на-распѣвъ призывающій умершаго. Имѣя всегда предъ очами грѣхи свои, неутомимо плакалъ онъ день и ночь, и по ночамъ, развѣ на короткое только время вкушалъ сонъ; потому что попеченіе о воздаяніи съ заботливостію пробуждало его. А сколько искушеній и скорбей терпѣлъ онъ, видя нерадивыхъ братій? Но всѣ оныя проходилъ безвредно, по причинѣ своего смиренія и терпѣнія. Сколько же былъ миролюбивъ, воздерженъ, терпѣливъ, кротокъ, благоговѣенъ, нестяжателенъ! Кто, живя въ уединеніи пустыни, имѣетъ при себѣ собственность, тотъ на всякомъ мѣстѣ будетъ стѣня и трясыйся (Быт. 4, 14), и наконецъ сдѣлается добычею злыхъ людей; а противъ нестяжательнаго никто злоумышлять не будетъ. Но блаженный былъ и не лѣнивъ, любилъ заниматься подѣліями. Отвращался злословія, смиренъ былъ въ словѣ, въ дѣлѣ, въ одеждѣ и походкѣ, и дни свои проводилъ не въ нерадѣніи, какъ я и подобные мнѣ лѣнивцы, но въ полномъ сокрушеніи скончавалъ жизнь свою. И какъ содержимые подъ стражею я готовящіеся предстать судіѣ на судъ, плачутъ отъ страха и мученія: такъ и блаженный Іуліанъ непрестанно содержалъ въ памяти страшное судилище Христово; потому и плакалъ всегда, помышляя о будущемъ судѣ. А гдѣ сокрушеніе, слезы /с. 237/ и смиренномудріе, тамъ нѣтъ нестроенія и чего-либо худаго, напротивъ же того, тамъ благоустройство и все доброе. Но гдѣ нѣтъ сего, тамъ много недостаетъ къ достиженію предположенной цѣли. Іуліанъ избѣгалъ встрѣчи съ женщинами, отъемля у себя всякій случай къ суетнымъ удовольствіямъ. А когда ударяли къ Божіей службѣ, старался прійдти прежде всѣхъ братій, и во всю службу стоялъ, не смѣя возвести очей, какъ бы предъ самымъ судилищемъ Господа нашего Іисуса Христа.

Въ одинъ день сказалъ я ему: «кто портитъ здѣсь книги? Ибо гдѣ было написано: Богъ или Господь, или Іисусъ Христосъ или Спаситель, тамъ начертанія буквъ были стерты. Блаженный отвѣчалъ мнѣ: «Не скрою отъ тебя ничего. Блудница, пришедши къ Спасителю, орошала слезами ноги Его и отирала волосами главы своей. И я читая, какъ скоро нахожу написанное имя Бога моего, орошаю оное слезами своими, чтобы и мнѣ получить отъ Него отпущеніе грѣховъ». И я съ любовію сказалъ ему: «Богъ, какъ человѣколюбивый, пріиметъ намѣреніе твое, но прошу пощадить и книги». Онъ отвѣчалъ: «не орошается сердце мое, если не буду плакать предъ Господомъ Богомъ моимъ».

Подвизался же онъ такъ пламенно болѣе двадцати пяти лѣтъ и среди подвиговъ скончался о Господѣ, пребывая въ гоненіи и въ послушаніи, содѣлавшись достойнымъ ублаженія. Ибо сказано: Блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 3. 10). И мои очи пролили слезы при разлученіи съ симъ человѣкомъ.

Сей блаженный сказалъ нѣкогда одному брату: «Братъ хочетъ идти во внутреннѣйшую пустыню поискать тамъ мужей прозорливыхъ. Дай мнѣ совѣтъ ради Господа, идти ли мнѣ съ нимъ, или нѣтъ»? Братъ, зная, что онъ трудолюбивъ, отвѣчалъ ему: «лучше безмолвствовать, и въ безмолвіи искать совершенства; а доискиваться неважнаго и невѣрнаго, и для этого ходить по пустынѣ нѣтъ необходимо/с. 238/сти». Блаженный спросилъ: что такое совершенство? и что разумѣть подъ неважнымъ и невѣрнымъ? Братъ отвѣчалъ ему: «Совершенство есть предѣлъ всякаго слова и всякаго дѣла. Ибо написано: конецъ слова, все слушай: Бога бойся, и заповѣди Его храни (Еккл. 12, 13). Все же бывающее съ каждымъ изъ насъ въ вѣкѣ семъ, скорбное ли то или пріятное, имѣетъ конецъ, потому и проходитъ со временемъ. Но что будетъ по исшествіи изъ жизни, то безсмертно. Поэтому будемъ содержать въ умѣ день суда, чтобы смыслъ нашъ совершенъ былъ о Господѣ. Двое отправились въ дальнюю сторону, и одинъ изъ нихъ, наскучивъ дорогою, начинаетъ спрашивать у проходящихъ, что встрѣтится имъ впереди особеннаго на дорогѣ; тѣ отвѣчаютъ: дорога будетъ каменистая. А что за каменистой дорогой? Говорятъ: луга, покрытые зеленью. Другій спутникъ видя, что такъ усердно распрашиваетъ онъ о дорогѣ, говоритъ ему: перестань, товарищъ, любопытствовать, что встрѣтится на дорогѣ, которую пройдемъ, подобно самому скорому гонцу. Такъ и жизнь человѣческая подобна пути. Поэтому должно болѣе имѣть въ виду не то, что встрѣтится во время шествія, но то, что будетъ съ нами по совершеніи пути. Постараемся узнать, какъ должно намъ покойнѣе водвориться въ той странѣ, въ которой останемся жить на всегда, по окончаніи жизни и здѣшняго странствія. Гдѣ будетъ пристанище наше и часть наша въ ономъ вѣкѣ? Въ глубинѣ или въ высотѣ, въ упокоеніи или въ трудахъ, во тмѣ или во свѣтѣ, въ огнѣ или въ прохладѣ? Въ это да углубляется духъ нашъ, объ этомъ да говорятъ уста. Такой заботы да не оставляетъ сердце наше, пока мы во временной жизни. А тѣхъ, которые препятствуютъ намъ о семъ заботиться, будемъ пренебрегать, какъ вводящихъ насъ въ обманъ и погибель; потому что отшедшему туда невозможно опять возвратиться въ жизнь сію. Итакъ позаботимся, чадо, о томъ, какъ съ дерзновеніемъ явиться намъ къ Царю славы, и опостараемся предать себя Его волѣ, ревнующей о /с. 239/ славѣ Своей, чтобы оказалъ Онъ помощь нашей немощи, особенно, когда обнажены будемъ отъ всякаго человѣческаго покрова; потому что идти туда должны мы, оставивъ все. Поэтому если не будемъ всегда имѣть въ умѣ будущаго суда, ни малой не принесетъ намъ пользы уясненіе тайнъ и сокровенностей. Іеровoамъ, сынъ Наватовъ, согрѣшившій въ Израили, слышалъ нѣкогда, какой постигнетъ его гнѣвъ отъ Господа, однакоже не покаялся во злѣ своемъ. Обличенъ былъ и Гіезій въ тайныхъ своихъ грѣхопаденіяхъ, однакоже не исправился во нравахъ; иначе учитель не оставилъ бы его обезображеннымъ проказою; потому что очистившему словомъ Господнимъ отъ таковой же болѣзни Неемана, сирійскаго военачальника, гораздо легче было отъ подобнаго несчастія освободить собственнаго своего ученика. Итакъ будемъ содержать въ умѣ конецъ настоящей жизни, чтобы ожиданіе будущаго страха пробудило усыпленный умъ нашъ къ совершенію и храненію добрыхъ дѣлъ. Ибо жизнь наша течетъ скорѣе гонца. Если и прославимся и будемъ властелинами въ настоящей жизни, но дѣла наши не сообразны будутъ съ волею Имѣющаго судить живыхъ и мертвыхъ; то по отшествіи туда слава временнои жизни не принесетъ намъ никакой пользы. Итакъ будемъ плакать, со страхомъ и трепетомъ, чтобы за нерадѣніе здѣшней жизни не оказаться тамъ подъ гнѣвомъ Царя славы, и не быть отосланными во тму кромѣшнюю. Отшедшимъ туда невозможно уже избавиться отъ мученій. Заключенному за грѣхи нѣтъ возможности освободиться отъ неразрѣшимыхъ узъ. Тамъ огнь неугасимый, тамъ червь неумирающій, и темное дно адово, и безмѣрный вопль, и плачъ и скрежетъ зубовъ. Нѣтъ конца симъ страданіямъ. Нѣтъ освобожденія по смерти. Никакой вымыслъ, никакое искусство не избавятъ отъ страшныхъ мученій. Теперь можно избѣжать сего, если послушаемъ гласа Господа и Бога нашего, Который по преизбытку Своего человѣколюбія, самъ проповѣдалъ, самъ научилъ сыновъ человѣческихъ совершенству /с. 240/ во всякомъ словѣ и во всякомъ дѣлѣ, чтобы мы, сдѣлавшись Ему послушными, избавились отъ мученій, и сподобились благъ. Итакъ необходимо съ великимъ смиренномудріемъ сохранять словеса Господни; потому что соблюденіе заповѣдей Господнихъ есть совершенство; и содѣлавшіеся ревнителями заповѣдей Божіихъ твердо восходили къ совершенству, въ правотѣ сердца ожидая Господа и ежедневно представляя себѣ славное Его пришествіе и сѣдѣніе на престолѣ славы Его, когда отлучитъ Онъ праведныхъ отъ грѣшныхъ, и каждому воздастъ по дѣламъ его. Итакъ, чадо, будемъ искренно сохранять любовь и, съ нею преуспѣвъ въ добродѣтеляхъ, сподобимся стоянія одесную Единороднаго Сына Божія, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возьметъ отъ насъ». Братъ же, крѣпко къ сердцу принявъ наставленія сіи, утвердился въ безмолвіи, благодаря Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть третья. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1897. — С. 233-240.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.