Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

147. На слова Исаіи: Да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни (Ис. 26, 10).

Если съ чистымъ духовнымъ окомъ читать Священное Писаніе и внимательно слушать словеса его, то всякій уразумѣетъ сказанное въ немъ. Въ трепетъ и въ ужасъ приводятъ слова, прочитанныя нами изъ книги сей; содрагается отъ страха всякій, кто выслушиваетъ ихъ съ разумомъ. Страшное опредѣленіе, изреченное на нечестивыхъ, заключается въ нихъ. Сказано: да возмется нечестивый, да не видитъ славы Господни. Нечестивый увлеченъ будетъ въ такое мѣсто, гдѣ не слышно никакого хвалебнаго гласа.

Все между тѣмъ взываетъ о Богѣ, ежедневно возвѣщаетъ славу Его; и безсловесныя твари не престаютъ славословить Его. Небеса повѣдаютъ славу Божію, твореніе же руку Его возвѣщаетъ твердь (Псал. 18, 1). Земля изглашаетъ Ему хвалу; море проповѣдуетъ чудное Его могущество. Ничего не найдешь, что не славословило бы Господа Бога своего. И ничтожный комаръ возвѣщаетъ славу своего Господа.

Куда же пойдетъ нечестивый, чтобы не видѣть ему славы Господней? Куда отринутъ его, чтобы отдалить отъ зрѣнія Божіей славы? Взойдетъ ли онъ на небо? — оно отвергнетъ и не приметъ его. Захочетъ ли остаться на землѣ? — она не дозволитъ ему этого. Низринется ли въ море? — оно извергнетъ его изъ себя. Поэтому, думаю, возлюбленные, что изъ міра сего низойдетъ онъ во тму кромѣшную, полную страха и ужаса, гдѣ нѣтъ славословія, гдѣ не раздается хвалебный гласъ; потому что далеко она отъ Бога, и Богъ не попускаетъ, чтобы тамъ была слава Его. Мученія и стенанія, скорбь и тѣснота, поядающій и неусыпный червь, палящій и неугасимый огнь заграждаютъ уста нечестивымъ для всякой хвалы, для всякаго славословія. Страданія не даютъ имъ ни видѣть, ни говорить; отъ скрежета зубовъ уста не способны издать хвалебнаго звука; языкъ, непрестанно взывающій: увы! не можетъ изречь славословія; тьмою покрытыя очи не видятъ свѣта славы. У кого члены точитъ червь, тотъ ни о чемъ не думаетъ кромѣ своего бѣдствія; кого опаляетъ геенна, тотъ и видитъ только ея пламень.

Приступите же, грѣшники, восплачемъ здѣсь, чтобы не плакать тамъ. Приступите, понесемъ скорбь и страданіе, чтобы скорбь наша не усугубилась тамъ.

Всѣ праведные и святые скорбію и страданіями благоугождали Богу, слезами умилостивляли Его. Девятьсотъ тридцать лѣтъ оплакивалъ Адамъ паденіе свое, удалившее его отъ Божіей славы въ раю. Повредилась красота ланитъ его отъ слезъ, проливаемыхъ очами его; горячими потоками слезъ произведены у Него болѣзненные гнойные струпы. И этотъ Энохъ, который благоугодилъ Богу и не вкусилъ смерти, триста двадцать лѣтъ, смотря на Авелевъ гробъ, носилъ въ себѣ скорбь и печаль. Истлѣвшимъ, согнившимъ, обезображеннымъ видѣлъ онъ перваго мертвеца, и горько плакалъ, обильныя проливалъ слезы, и преложенъ былъ, не вкусивъ смерти. Скорбѣлъ праведный Ной о грѣшномъ родѣ; ибо зналъ, что карающее правосудіе истребитъ его воднымъ потокомъ. Пятьсотъ лѣтъ хранилъ онъ дѣвство свое въ чистотѣ, и за это Богъ сохранилъ его отъ погибели, постигшей человѣческій родъ. Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ бѣдственную и тяжкую проводили жизнь въ мірѣ семъ; въ бѣдахъ и искушеніяхъ и жили и кончили жизнь. Кто въ состояніи описать искушеніе, постигшее Іова? Седмь лѣтъ сидѣлъ онъ на гноищѣ. Сколько плакалъ онъ, сколько слезъ пролили вѣжди его, когда видѣлъ, какъ черви точатъ и поядаютъ плоть его, и ничего не остается у него, кромѣ костей? Кто терпѣлъ сколько, какъ онъ? Кто слышитъ только сказаніе о немъ, скорбію у того наполняется духъ. Ночными слезами омочалъ Давидъ постелю свою (Псал. 6, 7), пепелъ ѣлъ какъ хлѣбъ, и питіе свое растворялъ съ плачемъ (Псал. 101, 10). Сколько слезъ пролито изъ очей Іереміи — этого мужа страданій, всѣ дни жизни своей проводившаго въ плачѣ и слезахъ? Всякую мѣру превосходило сѣтованіе его; но онъ молилъ еще Бога, чтобы далъ воду главѣ его, и источникъ слезъ очамъ его (Іер. 9, 1). Іезекіиль, который съѣлъ свитокъ, гдѣ вписано бяше рыданіе, и жалость и горе (Іезек. 2, 10), поелику долженъ былъ взять на себя неправды народа своего, триста девяносто дней [1] лежалъ на обоихъ бокахъ, согбенный грѣхами народа своего; домъ его сталъ для него гробомъ; великія неправды народа опутывали его какъ бы оковами; и сто девяносто пять дней долженъ онъ былъ лежать на каждомъ боку (Іезек. 4, 4-9).

И о самомъ Господѣ горнихъ и дольныхъ, всѣхъ предѣловъ и концевъ, написано, что, по снизшествіи Своемъ съ небесъ, когда пребывалъ на землѣ, плакалъ Онъ объ Іерусалимѣ. Не написано о Господѣ нашемъ, что смѣялся Онъ, но написано то, что плакалъ и проливалъ слезы. Когда прослезился Онъ надъ Лазаремъ, тогда плакалъ о всѣхъ умершихъ; потому что видѣлъ, какъ смерть разрушаетъ и тлѣнію предаетъ образъ Его. Какъ благій, Онъ скорбѣлъ о возлюбленномъ образѣ Своемъ; потому что видѣлъ, какъ лишается онъ красоты и истлѣваетъ во гробѣ, дѣлается страшнымъ и ужаснымъ.

Душа умерщвлена грѣхомъ; ей потребны скорбь, плачъ, слезы, печаль, громкія стенанія о своемъ несчастіи, которое низложило и погубило ее. Рыдай, плачь и стенай о душѣ, — потому что далекою стала она отъ Бога, — и Ему опять возврати ее. Плачь о ней больше, нежели какъ — матерь, у которой смерть похитила и во гробъ повергла сына, и которая сѣтуетъ о разлукѣ съ своимъ возлюбленнымъ. Ибо и грѣхъ разлучаетъ человѣка съ Богомъ, и сожалѣетъ благость Его о томъ, что гибнетъ ея образъ, исполненный Божественной красоты.

Прискорбно тебѣ, если пропадетъ у тебя одинъ волъ; хотя и недолго владѣлъ ты имъ, однакоже печалишься объ его потерѣ. Тѣмъ паче сожалѣетъ Богъ, когда гибнетъ Его образъ. Душа много любезнѣе Богу всѣхъ созданныхъ Имъ тварей. А грѣхъ дѣлаетъ ее мертвою, и ты не разумѣешь того, грѣшникъ. Скорби о себѣ ради Бога, потому что Онъ сожалѣетъ о тебѣ. Грѣхомъ умерщвлена душа твоя; возврати ее къ жизни слезами. Возрадуй Бога, да возвеселится Онъ о томъ, что душа твоя возвращена тобою къ жизни.

Есть птица, которая воскрешаетъ птенцовъ своихъ, и какъ скоро умираютъ дѣти ея, — возвращаетъ имъ жизнь. Когда есть птенцы у этой птицы, — безмѣрно имъ радуется и, отъ великой къ нимъ любви объемля крылами, душитъ, и они умираютъ. Но какъ скоро увидитъ, что дѣйствительно они мертвы, нѣтъ въ нихъ ни движенія, ни трепетанія, — цѣлые три дня скорбитъ и печалится, не ѣстъ, и не пьетъ отъ сильной скорби и печали, не разлучается съ ними и, какъ бы сберегая ихъ, не двигается съ мѣста. А потомъ, наноситъ себѣ рану клювомъ своимъ, проливаетъ на нихъ кровь свою, и по Божію устроенію птенцы ея изъ мертвыхъ дѣлаются живыми.

Если же птица умѣетъ возвращать къ жизни птенцовъ своихъ; то и ты, грѣшникъ, воскреси душу свою, умерщвленную грѣхомъ. Если Богъ жалѣетъ пеликана, и къ жизни возвращаетъ птенцовъ его, то кольми паче жалѣетъ Онъ души твоей, которую не хочешь ты возвратить къ жизни. Если пеликанъ отъ скорби о птенцахъ своихъ желаетъ умертвить самъ себя, и Творецъ сжаливается надъ нимъ, и воскрешаетъ дѣтей его; то, конечно, когда грѣхомъ умерщвляется и разлучается съ Богомъ душа, тѣмъ паче сожалѣетъ Онъ о своемъ разлучившемся съ Нимъ образѣ. Посему, плачь и сокрушайся о душѣ своей, разлучившейся съ Богомъ; Онъ сожалѣетъ о тебѣ, какъ матерь — о сынѣ своемъ единородномъ.

Кто смѣется надъ мертвецомъ, тотъ ненавидитъ родителей умершаго; а кто скорбитъ и сокрушается, тотъ слезами доказываетъ любовь свою. Такъ, если кто радуется о себѣ, когда умерщвленъ онъ грѣхомъ, то ненавидитъ онъ Бога, Который скорбитъ и жалѣетъ о семъ. Богъ скорбитъ и соболѣзнуетъ о душѣ, содѣлавщейся мертвою, и посему, кто смѣется и глумится при этомъ, тотъ причиняетъ Богу еще большую скорбь. Какъ тотъ, кто смѣется и шутитъ при погребающихъ умершаго, увеличиваетъ ихъ скорбь и печаль; такъ еще большую скорбь причиняетъ Богу, кто радуется о грѣхахъ своихъ. Не скорбитъ столько отецъ, погребающій любимаго сына, сколько жалѣетъ Богъ о душѣ, умерщвленной грѣхомъ. Оплакивай же душу свою, и докажи любовь свою къ Богу, Который Самъ скорбитъ и жалѣетъ о душѣ, умерщвленной грѣхомъ.

Богъ жалѣетъ о смерти души, которая есть образъ Его. Поэтому, кто радуется при семъ, а не соболѣзнуетъ, тотъ совершенно подобенъ сатанѣ. Кто приближается къ мертвецу, тотъ, видя совершаемый надъ нимъ плачъ, самъ сокрушается духомъ и плачетъ съ плачущими. А когда умираетъ душа отъ грѣха, — плачъ о ней доходитъ до неба, и небесныя силы сѣтуютъ, скорбитъ и самъ Богъ; посему, кто радуется при этомъ и не плачетъ о душѣ своей, тотъ подлинно человѣкъ погибшій; онъ не знаетъ, что есть у него душа.

Плачь, грѣшникъ, о душѣ своей, проливай о ней слезы, и возврати ее къ жизни. Воскресеніе ея — въ очахъ твоихъ; возстаніе ея — въ сердцѣ твоемъ. Ты мертвъ, и не плачешь объ отшедшей душѣ твоей? Плачь сперва о душѣ своей, а потомъ плачь и о другихъ. Плачешь ты о мертвомъ тѣлѣ, съ которымъ разлучилась душа, а не плачешь о душѣ, которая умерла и разлучилась съ Богомъ. Слезы, ліющіяся на мертвую плоть, не возвращаютъ ее къ жизни; а если онѣ пролиты о душѣ, — воскрешаютъ и возвращаютъ ее къ жизни. Не ради плоти даны тебѣ слезы, скорбь и печаль, но ради души далъ тебѣ ихъ Богъ, чтобы ее возвращалъ ты ими къ жизни. И такъ въ даръ Богу принеси плачъ, источи слезы изъ очей своихъ; твоими слезами и Божіею благостію мертвая душа твоя возвращена будетъ къ жизни.

Вотъ, милосердый ожидаетъ, чтобы пролилъ ты предъ Нимъ слезы очей твоихъ, и ими очиститъ и обновитъ Онъ поврежденный образъ души. Ты умертвилъ душу свою, ты и возврати ее отъ грѣховной смерти. Не другой кто умертвилъ и погубилъ тебя; твоя собственная воля убила и низложила тебя. Если бы другой умертвилъ тебя, — ему надлежало бы и возставить тебя. Но поелику собственное твое изволеніе умертвило тебя; то сему же самому изволенію должно и возставить тебя. Въ празднествѣ рукъ прокаплетъ, падетъ и разрушится храмина (Екклес. 10, 18); такъ учитъ тебя Екклесіастъ. Возсоздай же свою запустѣвшую и падшую душу. Когда упадетъ домъ твой, — не станетъ другой созидать его; если самъ не возставишь жилища своего, — навсегда останется оно въ развалинахъ. Грѣхомъ довелъ ты до паденія душу свою, — воздвигни ее покаяніемъ; гнусными неправдами низложилъ ты ее, — возстанови ее добрыми дѣлами. Если умерщвляешь ты грѣхъ, то можешь сказать подобно Богу: азъ убію, и жити сотворю (Второзак. 32, 39); убиваю грѣхъ, чтобы не владычествовалъ онъ въ членахъ моихъ, и къ жизни возвращаю правду, когда дѣлаю доброе; поражаю ненавистную неправду, изгоняю ее изъ души, и исцѣляю душу правдою и непорочностію.

Разсыпаны въ мірѣ душевныя помышленія, какъ сухія кости, собери ихъ во едино, и оживотвори при Божіей помощи. Прорцы, какъ Іезекіиль, на сухія, подобно костямъ, помышленія твои; возгласи имъ слово Бога оживотворителя мертвыхъ; облеки кости сіи въ кожу; нелѣностнымъ духомъ и твердымъ умомъ совокупи ихъ въ Богѣ; прорцы и взывай духу, чтобы вошелъ онъ въ мертвецовъ, и оживутъ. Вдуни въ ня духъ жизни — Божественное ученіе. Близъ челюстей ада, гдѣ водворяется убійца — грѣхъ, разсыпаны кости души — ея помышленія, разсѣянныя по земнымъ предметамъ; воззови къ нимъ, воздвигни и воскреси ихъ, покажи изумительное чудо, и въ возстаніи своемъ изобрази то воскресеніе, которое видѣлъ Іезекіиль (Іезек. 37, 4-10).

Если радость бываетъ на небесахъ о грѣшникѣ, который обращается, притекаетъ къ покаянію и пріемлется Богомъ; то скорбь бываетъ о грѣшникѣ необращающемся, и Богъ весьма жалѣетъ, если не притекаешь ты къ покаянію. Возвратись же къ Нему, и радость доставишь веселящимся о тебѣ Ангеламъ.

Кровію Сына Божія искуплена грѣшная душа твоя: потому что всѣ міры не могли быть достаточною за тебя цѣною: и земля, и море, и все, что на нихъ, — малая въ сравненіи съ тобою цѣна. Всѣ горніе чины, которые суть пламень и духъ, не приняли на себя смерти для твоего искупленія. Возлюбленнаго Сына Своего предалъ Отецъ за тебя на смерть, какъ искупительную цѣну. Единородный Онъ Сынъ, но Отецъ не пощадилъ и отдалъ Его взамѣнъ тебя. Твоей ради жизни предалъ Онъ на смерть Начало всего живущаго; Того, предъ Кѣмъ трепещетъ смерть, Отецъ связалъ и повергъ смерти; она пригвоздила Его ко кресту и гвоздями написала рукописаніе долговъ твоихъ. Смотри же, какою цѣною искупленъ ты! Не утраться для Купившаго тебя! Жизнь Его обвиняетъ твою жизнь, если живешь въ грѣхѣ; смерть Его вопіетъ противъ твоей смерти, если творишь дѣла смерти. Драгоцѣнная кровь Его вопіетъ къ престолу Божества, что пролита она за тебя, а ты гибнешь отъ грѣха. Кто купилъ себѣ раба, тотъ, если погибнетъ купленный имъ, теряетъ не только раба, но и данную за него цѣну. Такъ и страданіе и смерть Бога отъ нашего нерадѣнія остаются безплодными для насъ; потому что Онъ отдалъ Себя ради души твоей, а ты не избавился отъ смерти. Не пощадилъ онъ Сына Своего возлюбленнаго, но за тебя предалъ Его на смерть; если гибнешь ты отъ грѣха, то оскорбляешь Искупившаго тебя. Данною за тебя цѣною — страданіемъ и смертію Бога упразднена смерть. Поелику для жизни куплена душа твоя, то жизни твоей да не губитъ смерть.

Душа, которая живетъ въ Богѣ, и другимъ можетъ удѣлять жизнь. Если хочешь слышать, то вотъ и свидѣтельство тебѣ. Елиссей, соблюдшій жизнь души своей, возвратилъ къ жизни двухъ мертвецевъ, — одного, когда самъ еще жилъ въ мірѣ, а другаго — по отшествіи своемъ отселѣ. Душа его жила въ Богѣ, и сообщала жизнь тѣлу его и когда разлучилась она съ тѣломъ, далъ онъ жизнь другому. Отъ Бога заимствовала жизнь душа Пророка, и по разлученіи ея съ тѣломъ, далъ онъ жизнь тому, кто, какъ и самъ онъ, былъ мертвъ.

Видишь ли жизнь въ останкахъ мучениковъ? Кто не повѣритъ, что они — живы? Видишь ли, гробы ихъ — полны жизни? Кто усумнится въ этомъ? Это — крѣпкія твердыни, защищающія отъ хищниковъ; это — укрѣпленные города, охраняющіе отъ завоевателей; это — высокіе и крѣпкіе столпы для прибѣгающихъ къ нимъ, потому что избавляютъ отъ губителей, и смерть не приближается къ нимъ. Кто зараженъ завистію и лукавствомъ, симъ смертоноснымъ для души ядомъ, тотъ у нихъ пусть ищетъ врачевства отъ сего яда, чтобы не вредилъ ему. Кто обманывалъ, тотъ молись, чтобы не обманывать больше. Кто кралъ, — молись, чтобъ не красть. Кто далекъ отъ любви и исполненъ гнѣва на ближнихъ своихъ, — проси въ молитвѣ помощи ихъ, чтобы примириться съ ближними. Кѣмъ овладѣлъ духъ блуда, кто воспламененъ нечистою похотію, — да помажется горящимъ предъ ними елеемъ, и нечистый духъ немедленно посрамится и отбѣжитъ. Это — врачи, неусыпно пекущіеся о нашемъ здравіи; потому что въ себѣ имѣютъ врачевство жизни, цѣльбу души и тѣла, духовное врачевство, исцѣляющее и душу и тѣло. Одной вѣры отъ тебя требуютъ, и даютъ тебѣ все, чего ни просишь. Если въ душѣ твоей не будетъ сомнѣнія; то, хотя бы и мертвъ ты былъ, получишь жизнь. Богъ обитаетъ въ костяхъ сихъ; Имъ совершаютъ онѣ всѣ чудеса. Хвала Тебѣ, а намъ щедроты Твои, Боже, обитающій въ праведникахъ!

Примѣчаніе:
[1] По еврейскому тексту.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 33-42.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.