Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

153. Страданіе и воскресеніе Христово.

Блаженъ, кто прійдетъ и съ изумленіемъ будетъ взирать на борьбу Іосифа, одержавшаго побѣду. Когда пламенемъ дыхали противъ него красота безумія и льстивый голосъ срамоты, — смежилъ онъ глаза свои, и угасилъ пламень красоты, заградилъ слухъ свой, и посрамилъ ласкательство безразсудной; и совлекшая съ него ризу облекла его славою. Благословенъ столько Укрѣпившій его и Даровавшій ему такой вѣнецъ, что и Ангелы возглашаютъ побѣду его!

Блаженъ, кто войдетъ и увидитъ въ ковчегѣ обитель мира, увидитъ, что вмѣстѣ живутъ левъ и волъ, агнецъ и волкъ, и змѣя подлѣ голубя, и воробей подлѣ ястреба, и чувствуютъ, что связано и побѣждено ихъ звѣрство, а не естество. Благословенъ Тотъ, Кто и связалъ и, разрѣшая, показываетъ, что все, что ни есть, сотворено Имъ изъ ничего!

Блаженъ, кто входитъ и видитъ въ церквахъ миролюбивые сонмы, видитъ, что благодать изгнала и истребила распри, гордость и раздоръ; всѣ мужи стали какъ члены единаго тѣла; всѣ жены — между собою, какъ сестры и какъ носящія одно ярмо. И между нами да возсіяетъ единодушіе — это зерцало мира. Благословенъ Чистый, еще въ ковчегѣ представившій намъ чистые образы!

Три лѣпоты приводятъ въ удивленіе и веселятъ взоръ въ мѣсяцъ Низанъ, въ который возсіялъ въ воскресеніи и прославился Единородный: земля одѣвается разнообразными цвѣтами, воздухъ наполняется разнородными птицами, небо облекается свѣтлыми лучами. Какъ скорбію облекались они при смерти Его: такъ великолѣпіемъ облекаются въ день воскресенія Его.

Приноситъ поклоненіе сыну годъ, отецъ всѣхъ мѣсяцевъ, источникъ дней, часовъ и минутъ. Мѣсяцы славословятъ Господа мѣсяцевъ; годъ чествуетъ Его въ лицѣ возлюбленнаго своего Низана, какъ Рахиль, въ лицѣ Іакова, поклонилась Іосифу, который былъ образомъ Сына; и потому поклонились ему солнце и луна — владыки лѣтъ.

Въ полнолуніе Низана агнецъ одержалъ побѣду въ Египтѣ, и извелъ угнетенныхъ. Столпъ огненный и облачный радовалъ народъ Божій, и указывалъ ему путь. Въ полнолуніе Низана истинный Агнецъ помрачилъ солнце Своею славною смертію. И поелику отступники такъ превратно воздали за то, чѣмъ должны были правдѣ; то Духъ Святый сокрушилъ народъ сей.

Различны между собою и два агнца и двѣ Пасхи: и египетская и сіонская. Въ Пасху египетскую истреблены язычники и спасены евреи; въ Пасху сіонскую спасаются язычники, а искореняются обрѣзанные.

Радостенъ свѣтъ сего полнолунія. Опечалено было полнолуніе Низана помраченіемъ солнца, и вотъ радостно стало полнолуніе его среди язычниковъ; потому что свѣтлы стали праздники ихъ.

Въ мѣсяцъ Низанъ Господь нашъ уплатилъ долги ветхаго Адама; въ мѣсяцъ Низанъ за потъ Адамовъ проливалъ Онъ потъ, за древо Адамово воспріялъ крестъ свой; за день шестый шестый же день своимъ захожденіемъ возвратилъ разбойнику рай. Вѣроятно и мѣсяцъ паденія Адамова былъ Низанъ. Какъ день смерти Господней соотвѣтствуетъ дню паденія Адамова: такъ прилично, чтобъ и мѣсяцы соотвѣтствовали другъ другу.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 161-163.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.