Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

155. Размышленія о домостроительствѣ нашего спасенія.

1.

Напой меня, Господи, изъ источника Твоего. Обогати духъ мой благодатію Твоею. Облеки меня въ броню, которая охраняла бы во мнѣ душу мою. Какъ Благій, въ обиліи снабди меня всѣми спасительнымй средствами, дай мнѣ врачевство, которое возвратило бы мнѣ здравіе. Тобою да очищусь отъ сквернъ моихъ; Твоими сокровищами да уплачу долги мои.

Всѣмъ обладая, Господи, возлюбилъ Ты нищету, крѣпость Свою облекъ страданіями. Пришелъ Совершенный, чтобы возрастать; пришелъ Законодатель, чтобы исполнить законъ. Пришелъ Сильный, на раменахъ Своихъ носящій Іессеевъ корень; пришелъ Вложенный въ лукъ свой, какъ стрѣла избранная (Ис. 49, 2). Чертогъ обѣщаетъ Онъ тому, кто любитъ Его, геенною угрожаетъ тому, кто возненавидѣлъ Его.

Мира исполнены шествія Твои; во смиреніи Твоемъ слава Твоя, Господи. Вѣра Твоя, съ высотъ низшедшій Вождь, приноситъ съ собою блаженство. Страданія Твои — для насъ источникъ благъ; крестъ Твой — для насъ побѣдный вѣнецъ; любовь Твоя — для украшающаго ею полнота лѣпоты.

Свѣтъ Твой — одежда славы; кто имъ облеченъ, тотъ праведенъ. Чистые достойны завѣта Твоего; побѣдоносные укрѣпляются во брани Твоей; мужественные съ готовностію вступаютъ въ борьбу; званные праведники входятъ на брачную вечерю. Кратко время борьбы, но даетъ вѣчное побѣдное торжество.

Благость Твоя — зерцало; блаженъ, кто смотрится въ него. Неизреченно блаженство его; только вкусившій можетъ говорить о немъ. Сугубо блаженъ, кто постоянно благость Твою имѣетъ въ мысляхъ. Всѣ блага приноситъ она смиреннымъ. Чрезъ нее человѣкъ пріобрѣтаетъ вѣдѣніе Отца, чрезъ нее облекается въ образъ Сына.

Десница Твоя соплетаетъ вѣнецъ, и имъ увѣнчавается всякій, одержавшій побѣду. Правда Твоя опредѣляетъ мѣру. Кто далъ въ заемъ, — получаетъ отъ нея богатый прибытокъ. Для нечестивыхъ тягостна правдивая мѣра ея; потому что скупа для нихъ, и отказываетъ имъ въ обѣтованіяхъ; къ нимъ возвращается мѣра грѣховъ ихъ, вся нечистота ихъ.

Кто измѣритъ величіе Твое? Кто постигнетъ Божество Твое? Полный вѣдѣнія сосудъ, при всей полнотѣ своей, передъ Тобою пустъ. Предѣлъ мудрости смертнаго — смерть его. И Ангелъ не болѣе, какъ живое орудіе на служеніе Тебѣ. Что значитъ тварь предъ Творцемъ своимъ? Вѣроятно ли, чтобы тварь могла изслѣдовать Творца?

Безуменъ, кто мечтаетъ, что постигъ Тебя. Чѣмъ болѣе надмевается онъ мыслію своею, тѣмъ глубже падаетъ высота его. Собственная природа его обличаетъ его свидѣтельствомъ своимъ. Законодатель положилъ на ней знаменіе, вложилъ въ нее болѣзни, также голодъ и жажду, множество противниковъ далъ ей, и поставилъ ихъ Своими свидѣтелями, чтобы человѣкъ не смѣлъ выситься и равнять себя съ Творцемъ.

Недостаточны уста наши изглаголать Тебя, Господи. Разумъ нашъ — зеркало для Тебя. Безсмысленныя слова надмеваютъ насъ; въ безразсудномъ заблужденіи поставляемъ для себя славу. Но разсудительный поступаетъ разумно; отваживается на спасительныя только изслѣдованія; премудро молчитъ онъ, чтобы изъявить свое благоговѣніе; входитъ въ изслѣдованія и учитъ, чтобы слушали сіе на пользу.

Вотъ гробъ нашъ ожидаетъ насъ, Господи. Конецъ нашъ ежедневно передъ нами. Въ трепетъ приводитъ насъ страхъ смерти; однакоже, не дѣлаетъ насъ кающимися. Достояніемъ нашимъ будетъ прахъ въ нѣдрахъ земли, и куча ветхихъ платовъ сопроводитъ насъ въ шеолъ. Гробъ, при взглядѣ на каждаго, громко взываетъ ему: «и ты скоро будешь во мнѣ».

Хвала Тебѣ отъ моего убожества! Слабы хвалы моей грѣховности. Плодъ хвалы, какой приносится праведникомъ, величественъ, какъ и самое древо; чисты и славны хвалы, возносимыя горними; но убоги и слабы хвалы, приносимыя лѣнивыми. Хвала Тебѣ, разрѣшитель долговъ! Непрестанно да множатся хвалы Тебѣ отъ грѣшниковъ!

Благостію Твоею взвѣсь приношеніе мое; взвѣсь его, Господи, и содѣлай, чтобы стало оно полновѣсно, хотя и не заслужило того. И отъ насъ да привнесется нѣчто къ Твоему величію; отъ Твоего и наше да содѣлается великимъ, да возвеличится Тобою и моя хвала, какъ она ни скудна. Ты содѣлай достоцѣннымъ покаяніе мое, какъ оно ни нечисто. Да будетъ преодолѣно и препобѣждено жестокосердіе наше; да препобѣдитъ и царствуетъ милосердіе Твое.

2.

Твоимъ именемъ, Іисусе, да славлюсь и я; въ имени Родителя Твоего да обрѣту себѣ убѣжище. Сынъ и плодъ отъ вѣчности безначально пребывающій въ корнѣ своемъ, Сынъ, во времени пріявшій начало отъ Давидова дома, истинный Сынъ, Сынъ вѣчно Истиннаго, благословенно и первое рожденіе Твое, благословенно и второе рожденіе Твое!

Малъ я предъ величіемъ Твоимъ; не въ силахъ я изречь Тебѣ славу Твою. Какой духъ въ состояніи изслѣдовать Тебя? И самъ онъ и изслѣдованія его въ Тебѣ заключены. Въ Твоей сокровищницѣ обрѣтается вся мудрость, въ лонѣ вѣдѣнія Твоего — всякое истинное вѣдѣніе. Подобно солнцу возсіяваетъ истина, и обманъ исчезаетъ, какъ тѣнь.

Десять угроженій горемъ изрекли уста Твои, и десять блаженствъ изрекъ языкъ Твой. Никого не принуждая, предложилъ Ты ихъ, чтобы всякій избиралъ изъ нихъ по волѣ своей. Одни избираютъ себѣ гóре, и пріемлютъ оное за дѣла свои; другіе одерживаютъ побѣду, и пріобрѣтаютъ блага, дѣлающія ихъ блаженными. Легко навлекаемое гóре — пытливое изслѣдованіе; легко пріобрѣтаемое блаженство — вѣра.

Въ томъ состоитъ мудрость мудрыхъ, чтобы въ наслѣдіе себѣ пріобрѣсти жизнь въ небесномъ царствѣ. Въ томъ состоитъ мудрость мудрыхъ, чтобы пріуготовить себѣ блаженный конецъ. Взирай на Іосифа, который мудрость свою доказалъ дѣлами. Смотри, какъ сокровище свое исхитилъ онъ изъ пламени. Мудрымъ показалъ себя и Соломонъ въ Притчахъ своихъ, но его мудрость обращена въ ничто безумными женами.

Если и обладавшіе вѣдѣніемъ теряли умъ: то гдѣ найдти мудрыхъ учителей? Чисто ученіе Іисусово, но величающіе себя многовѣдущими стараются возмутить источникъ его. Іисусъ — великое море вѣдѣнія; учители должны быть торжниками; и унаслѣдованные, какъ дѣятельные труженики, чрезъ Іисуса пріобрѣли свое наслѣдіе.

Неизреченно рожденіе Твое, никакимъ языкомъ не можетъ быть изглаголано; недомыслимо оно для горнихъ Ангеловъ, превыше всякой мудрости, неудобонизводимо во время и исчисленіе, неописуемо, неумопредставляемо. Да не дерзаютъ же безразсудные входить въ изслѣдованія о Твоемъ, всецѣло отъ всѣхъ сокрытомъ, рожденіи.

Изумѣвать и удивляться должны мы, Господи, что Ты — и Богъ и человѣкъ. И изумленіе и удивленіе да будутъ въ насъ неразлучны. Да раздается гласъ безконечной хвалы. Да сіяетъ намъ, Господи, видимый свѣтъ Твоего человѣчества; да сіяетъ и сокровенный свѣтъ Твоего Величія, Одинъ свѣтъ да сочетавается съ другимъ свѣтомъ, и да возсіяваетъ намъ Солнце правды.

Услышалъ Тебя мертвый, и сталъ для насъ прообразованіемъ. Внялъ Ты слѣпому, и сдѣлался онъ для насъ примѣромъ. Услышалъ Тебя мертвый, и препобѣдилъ смерть. Внялъ Ты слѣпому, и онъ препобѣдилъ тму. Какъ услышалъ Тебя мертвый, такъ и всѣ мертвые въ воскресеніе услышатъ гласъ Твой. Внялъ Ты слѣпому; внемли же и всякому живущему, какъ внялъ ему. Услыши и меня, Господи, какъ Вартимея. Мы слышимъ Тебя, какъ Лазарь.

Воля Твоя, Господи, подобна Тебѣ. Воля Твоя, при всѣхъ измѣненіяхъ, пребываетъ единою. Она восхотѣла, и украсила всѣ твари. Волю Твою не можетъ судить ни одинъ человѣкъ. Воля Твоя есть воля и Отца Твоего. Волѣ Твоей благоугодны и мы, и наше благо. И наша воля да будетъ благопріятна Тебѣ. Да будетъ же изволеніе Твое, Господи, и милосердо пріобрѣсти насъ Себѣ.

И седмь чувствилищъ, и всѣ члены да покорствуютъ духу — владыкѣ мыслей, а духъ со всѣми ими да благоугождаетъ Тебѣ. Твое величіе, Господи, да украситъ чувства мои; какъ земледѣлатель, да возраститъ духъ ихъ; а духъ Тебѣ да принесетъ начатки съ насажденій своихъ.

Тебѣ, Господи, да принесетъ отъ сердца чистое намѣреніе свобода наша. Тебѣ да принесетъ чистое исповѣданіе устенъ собраніе наше. Молитва наша да омоетъ нечистоту нашу, Господи. Тебѣ, Господи, да принесетъ хвалу паства Твоя. Тебѣ да воспѣваетъ и да возноситъ славословіе вся обитель наша, восклицая: осанна!

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 168-173.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.