Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

156. О правдѣ и благости Божіей.

Хвала правдѣ Твоей — сей матери матерей! Обильны щедроты въ украшеніи чадъ, и тяжки жезлы, служащіе къ наказанію ихъ пороковъ.

Хвала благости Твоей — сей матери учителей. Готовы у ней удары, вразумляющіе противниковъ; но готово и врачевство, предлагаемое сокрушеннымъ.

Хвала правдѣ Твоей, которая, ужасая безстыдныхъ, показываетъ имъ, гдѣ дверь щедротъ, чтобы, спасаясь отъ правды, спѣшили подъ кровъ милосердія!

Хвала благости Твоей, которою хвалятся разумные; потому что и утративъ все, могутъ ею все возвратить! Не безразсудны тѣ, которые возненавидѣли безразсудность.

Разумному въ похвалу служитъ то, что не предается онъ безразсудству, хотя и знаетъ, что есть щедроты, готовыя ходатайствовать за него, когда живетъ онъ безразсудно. Имѣя у себя надежду, онъ какъ бы лишенъ надежды.

Ребенку, который, видя снисходительность, умножаетъ число своихъ проступковъ, уподобляется тотъ, кто, видя, что есть туне врачующее его врачевство, не щадитъ своей плоти и покрываетъ ее язвами.

Хвала — Тому, Кто двумя средствами дѣйствуетъ на безстыдныхъ — и милующими щедротами, и жестокими ударами, чтобы страхомъ удерживать того, кто отъ щедротъ дѣлается еще болѣе дерзкимъ!

Беретъ и въ чашу вѣсовъ Своихъ полагаетъ Онъ родъ человѣческій, и когда чаша идетъ внизъ, поддерживаетъ ее Своею благостію; а если и тому противиться, — приводитъ въ равновѣсіе правдою Своею.

Трепещетъ правды человѣческій родъ, потому что и уста ея отверсты, и трость ея пишетъ; и человѣкъ непрестанно грѣшитъ, а правда непрестанно сіе пишетъ; потому, трепещетъ и содрогается сердце.

Человѣкъ знаетъ, что постоянно при немъ невидимый писецъ, который и слова и дѣянія его пишетъ для суднаго дня.

Кто можетъ стерпѣть карающую правду, когда и капля слезъ и взглядъ очей не избавятся отъ наказанія?

Слушайте и трепещите, возлюбленные мои! Какъ слышали уши, какъ смотрѣли очи, что дѣлали руки, куда ходили ноги, — все это изочтено правдою, и у ней — предъ очами.

Карающая правда ничего не забываетъ. А если бы забыла что, — показала бы этимъ, что она немощна; напротивъ того, она вполнѣ совершенна, и не забываетъ ничего.

Немощна была бы благость, если бы милосердіе не могло прощать нашихъ неправдъ. Но она превыше всего; потому что всѣмъ даетъ прощеніе.

Изумѣваю предъ правдою Твоею; потому что и воня неправды нашей не забывается ею и не укрывается отъ нея. Удивляюсь благости Твоей; потому что и множество направдъ нашихъ не превозмогаетъ и не препобѣждаетъ ее.

Слушайте и утѣшьтесь: хотя и страшна карающая правда; но, если человѣкъ кается, одна капля слезъ уничтожаетъ рукописаніе долговъ его.

Слушайте и содрогнитесь: хотя море благости и исполнено щедротъ; но, если человѣкъ не приноситъ покаянія, не получитъ милости въ день суда.

Изумляйтесь правдѣ, удивляйтесь благости. Онѣ жестоки и снисходительны, кротки и грозны, — жестоки къ дерзкимъ и милосерды къ кающимся.

Славословіе — благости Твоей, смягчающей удары Твои! Хотя они грозны и тяжки по правдѣ; но смягчаетъ ихъ благость, чтобы ей стать свѣтомъ.

Славословіе — правдѣ Твоей, удерживающей щедроты! Хотя онѣ усладительны и пріятны по благости; но тяжкими дѣлаетъ ихъ правда, чтобы ей служить къ исправленію людей.

Благодареніе — изволенію Твоему, срастворившему сіи два прехвальные источника спасительныхъ средствъ! Исполнена благости правда Твоя, праведна благость Твоя.

Да сжалятся надо мною и правда, и благость; потому что всего меня покрываетъ невидимая проказа. И на мнѣ да исполнится сіе, Господи что весь покрытый проказою чистъ, по закону Твоему (Лев. 13, 13).

И на мнѣ да исполнится сказанное: гдѣ усилился грѣхъ, тамъ сугубо восторжествовала благодать (Рим. 5, 20). Поелику во мнѣ, Господи, превозмогъ грѣхъ; то да царствуютъ во мнѣ щедроты!

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 173-175.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.