Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ Сиринъ, одинъ изъ великихъ отцовъ Церкви IV вѣка, названный современниками «сирскимъ пророкомъ и учителемъ». Родился ок. 306 г. въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. «Отъ предковъ я получилъ наставленіе о Христѣ, — говоритъ преп. Ефремъ, — родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень... Предки мои исповѣдали Христа предъ судьею; я родственникъ мученикамъ». Въ ранней молодости преподобный отличался вспыльчивымъ и раздражительнымъ характеромъ, но, случайно попавъ въ тюрьму по ложному обвиненію, духовно прозрѣлъ, удостоившись слышать гласъ, призывающій его къ благочестію. Послѣ этого онъ оставляетъ міръ и становится ученикомъ св. Іакова, будущаго святителя Низибійскаго. Подъ руководствомъ свт. Іакова преп. Ефремъ упражняется въ подвигахъ благочестія и изучаетъ слово Божіе. Св. Іаковъ, прозрѣвъ высокія достоинства своего ученика, поручаетъ ему проповѣдывать и обучать дѣтей. Согласно преданію, свт. Іаковъ бралъ преп. Ефрема въ Никею на 1-й Вселенскій Соборъ. Послѣ смерти св. Іакова, преподобный поселяется на горѣ у города Эдессы, поучаетъ народъ и проповѣдуетъ христіанство язычникамъ. Самъ преп. Ефремъ называетъ себя человѣкомъ «неученымъ и малосмысленнымъ», однако его учености, по выраженію блаж. Ѳеодорита, «удивлялся» самъ свт. Василій Великій. Преподобный оставилъ послѣ себя много толкованій на Священное Писаніе, покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочиненій аскетическаго характера. Скончался въ 373 г. въ санѣ діакона. Память преп. Ефрема — 28 января (10 февраля).

Творенія преп. Ефрема Сирина

Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина.
Часть 5-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1900.

157. Почему Богъ одни прошенія наши пріемлетъ, а другія отвергаетъ?

Удивляются нѣкоторые, что сыны Зеведеовы ясно высказали прошеніе свое предъ Тѣмъ, Кто испытуетъ сокровенности сердца. Онъ дозволилъ имъ изречь прошеніе свое, чтобы научить всѣхъ просящихъ, въ молитвахъ своихъ не преступать мѣры, но соразмѣрять прошенія свои съ мѣрою своего убожества.

Юность одно имѣетъ въ виду, а именно, что Богъ, по всемогуществу Своему, все можетъ сдѣлать; но не знаетъ, что во всемъ дѣйствуетъ Богъ премудро, хотя все для Него возможно, однакоже творитъ одно то, чему нужно совершиться.

Неразумно просили ученики, — и Всевѣдущій сказалъ имъ: не вѣста, чесо просита (Матѳ. 20, 22). Онъ опечалилъ ихъ, желая показать, что и всякое неразумное прошеніе приноситъ огорченіе просящимъ; такой плодъ собираетъ душа, потому что просила неразумно.

Прежде, нежели ученики предложили прошеніе свое, Господь ободрилъ ихъ вначалѣ словами, возбуждавшими въ нихъ радость, желая показать, что дверь Его отверста просящимъ Его право. А какъ скоро объявили они прошеніе свое; — опечалилъ ихъ, желая показать, что дверь Его заключена для просящихъ лукаво.

Если бы Господь нашъ, по Своему предвѣдѣнію, отринулъ молитву ихъ прежде, нежели изречена была устами ихъ; то можно было бы подумать, что заключаеть Онъ дверь Свою молитвамъ нашимъ. Но теперь стало видно, что сами молящіеся заграждаютъ себѣ дверь, когда просятъ не какъ должно.

Не какъ должно молится тотъ, кто въ одномъ дѣлѣ соединяетъ и излагаетъ множество другихъ дѣлъ. Погибаетъ дѣло его, какъ и дѣло сыновъ Зеведеевыхъ. Да не будетъ и съ нами того, чтобы погибло дѣло наше.

Хотя бы кто и хотѣлъ, не въ состояніи будетъ исчислить всѣ тѣ предлоги, какіе придумываютъ и представляютъ люди: они идутъ все выше и выше, и въ стремленіи своемъ преступаютъ всякую мѣру, оставивъ стезю правую, идутъ не путемъ. И если бы кто въ состояніи былъ изобразить сіе; то могъ бы онъ и море измѣрить горстію.

Мудрый Врачъ видитъ, что ядъ высокомѣрія начинаетъ разливаться въ сынахъ Зеведеевыхъ, и поспѣшаетъ остановить его дѣйствіе, чтобы не распространился онъ на все тѣло, то-есть на всѣхъ двѣнадцать учениковъ Его, чтобы и они также не отважились на всякія прошенія. Врачъ пресѣкаетъ причину болѣзни, заграждаетъ вредоносный источникъ.

И ты, намѣреваясь просить, прежде нежели прибѣгнешь къ Подателю, разсмотри прошеніе свое, чисто ли оно, внимательно вникни въ причину, побуждающую къ прошенію. Если побужденіе, по которому просимъ, влечетъ за собою вредъ; то Уврачевавшій сыновъ Зеведеевыхъ да заградитъ источники нашихъ прошеній.

Всякій, кто проситъ, долженъ уподобляться Подателю. Онъ можетъ дать намъ все; но не даетъ того, что — пагубно. Онъ всегда можетъ простить грѣхи, но не прощаетъ иногда по правдѣ Своей; Онъ всегда можетъ отказать въ милости; но не попускаетъ сего иногда благость Его.

Страхъ и любовь стоятъ на стражѣ устъ — сего источника словъ. Страхъ останавливаетъ слова срамныя; любовь изводитъ слова досточестныя. Уста могли бы не произнести добраго слова, но сего не допуститъ любовь; могли бы извести слово лукавое, но сего не допуститъ страхъ правды.

Уста, изъ которыхъ выходитъ и доброе и лукавое, — необузданный конь; поэтому нужна для нихъ узда; иначе стремленіе ихъ увлечетъ въ пропасть; потому что путь ихъ среди пропастей. Только при тщательныхъ предосторожностяхъ могутъ они, даже и днемъ, совершать путь свой безъ преткновеній и паденій.

Всѣ прошенія наши восходятъ къ единому Богу: единый слухъ невидимаго Величія внимаетъ прошеніямъ нашимъ, и различаетъ ихъ. Если просимъ полезнаго, — пріемлетъ прошеніе; если вреднаго, — отвергаетъ. Уста могутъ просить всего; но Богъ исполняетъ только то, что — полезно.

Всѣ прошенія, приносимыя Божеству вѣрою, пріемлются Имъ изъ рукъ ея. Обѣты и дары, приносимые руками ея, вожделѣнны Богу. Божественное величіе желаетъ получить плоды изъ рукъ вѣры; потому что она сердце просящаго очищаетъ отъ безобразія сомнѣній ума.

Прошенія устъ, если корень ихъ твердо насажденъ въ сердцѣ, собираются въ Божіе точило. Если же Богъ медлитъ исполнить ихъ, — не должно скорбѣть намъ, какъ и вертоградарь не сѣтуетъ, но ждетъ, пока созрѣетъ въ виноградникѣ его плодъ, дающій жизнь во время свое.

Благій Податель смотритъ и на прошеніе, и на время. Какъ плодъ, снятый прежде времени, вреденъ: такъ и даръ, не во время данный, причиняетъ вредъ; а въ послѣдствіи онъ же полезенъ. Если прошеніе — неблаговременно; то Податель медлитъ исполнить его.

Податель премудръ. Онъ смотритъ на прошеніе и на время, и, если видитъ, что прошеніе въ настоящее время безполезно, будетъ же полезно въ послѣдствіи, блюдетъ исполненіе его до другаго времени. Хотя и прискорбно просящему, что не исполнилось прошеніе его въ то же время; но Податель въ свое время утѣшитъ его пользою.

Божество для насъ то же, что для дѣтища матерь, питающая его млекомъ. Она до извѣстнаго времени сберегаетъ свои пособія; знаетъ, когда лишить дѣтище млека, и когда должно напитать его млекомъ, или когда накормить хлѣбомъ; и сообразно съ мѣрою его возраста, предлагаетъ ему свои пособія.

Правда для всѣхъ прошеній то же, что на морѣ пристань. Справедливое прошеніе она пріемлетъ, а несправедливому не даетъ въ себѣ мѣста. Если бы исполнялись всѣ прошенія; то произошло бы пагубное неустройство; потому что просящіе стали бы своими прошеніями вредить другъ другу.

Хвала — Тому, Кто слышитъ все! Его правда — горнило для всѣхъ прошеній. Одобряетъ она прошеніе истинное, потому что въ немъ сокрыта жизнь для просящихъ; осуждаетъ прошеніе лживое, потому что въ немъ таится смерть для просящаго. Невѣдѣніемъ прикрашивается всякое прошеніе въ устахъ; но Всевѣдущій испытуетъ его слухомъ Своимъ.

Заблужденіе въ устахъ Симона представляло прекраснымъ сказанное имъ слово: Господи, не имать быти Тебѣ сіе (Матѳ. 16, 22). Симонъ не разумѣлъ, что слово его лживо. Но какъ скоро вошло оно въ слухъ Господа, какъ въ горнило, — тотчасъ обличилось, что оно противно Господу.

Посему, прошенія наши предоставимъ волѣ Истиннаго и Милосердаго. Онъ правдою Своею искушаетъ и отвергаетъ прошенія для насъ вредныя, и, по милосердію Своему, исполняетъ прошенія полезныя. Возблагодаримъ Благаго за то, что даетъ Онъ, и поклонимся Правосудному за то, въ чемъ отказываетъ.

Онъ — такой Податель, у Котораго сокровищница — обильный источникъ благъ, и Который никогда не отказываетъ въ дарахъ. Если же и отказываетъ иногда до времени, — отказываетъ для того, чтобы даръ сталъ драгоцѣннѣе для пріемлющихъ, и чтобы пріемлющій былъ прилежнѣе въ молитвѣ. Если бы даръ подаваемъ былъ тотчасъ; то прекратилась бы молитва.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Ефрема Сирина. Часть 5-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: Свято-Троицкая Сергіева Лавра. Собственная типографія, 1900. — С. 175-179.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.